Научная статья на тему 'Особенности подготовки квалифицированных специалистов в системе высшей школы тренеров по баскетболу'

Особенности подготовки квалифицированных специалистов в системе высшей школы тренеров по баскетболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ / ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / PREPARATION OF THE TRAINER'S STAFF / THE TOP SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елевич Сергей Николаевич, Лосин Борис Ефимович, Штейнбок Анатолий Иосифович, Яхонтов Евгений Рафаилович

В статье анализируются особенности подготовки тренерских кадров в российском баскетболе. Авторы обсуждают концептуальные положения организации работы в Высшей школе тренеров по баскетболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елевич Сергей Николаевич, Лосин Борис Ефимович, Штейнбок Анатолий Иосифович, Яхонтов Евгений Рафаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE QUALIFIED EXPERTS IN THE HIGHER SCHOOL OF THE BASKETBALL COACHES

In clause features of preparation of the coach's staff in the russian basketball are analyzed. Authors discuss conceptual positions of the organization of work in the higher school of the basketball coaches.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки квалифицированных специалистов в системе высшей школы тренеров по баскетболу»

Полученный материал является основой для планирования технико-тактической подготовки спортсменов, выступающих на соревнованиях по любительскому панкра-тиону, с целью подготовки к поединкам со спортсменами того или иного стиля ведения поединка, а также для коррекции собственной подготовки в связи с выявленными явными преимуществами комбинационного направления.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТРЕНЕРОВ ПО

БАСКЕТБОЛУ

Сергей Николаевич Елевич, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный

тренер России,

Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Анатолий Иосифович Штейнбок, доцент, заслуженный тренер России, Евгений Рафаилович Яхонтов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный

тренер России,

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени

П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье анализируются особенности подготовки тренерских кадров в российском баскетболе. Авторы обсуждают концептуальные положения организации работы в Высшей школе тренеров по баскетболу.

Ключевые слова: подготовка тренерских кадров, высшая квалификация.

PREPARATION OF THE QUALIFIED EXPERTS IN THE HIGHER SCHOOL OF

THE BASKETBALL COACHES

Sergey Nikolaevich Elevich, the candidate of pedagogical sciences, the professor, the deserved trainer of Russia,

Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Anatoly Iosifovich Shtejnbok, the senior lecturer, the deserved trainer of Russia, Evgenie Rafailovich Jahontov, the doctor of pedagogical sciences, the professor, the deserved trainer of Russia,

St.-Petersburg state university ofphysical training of a name ofP.F.Lesgaft, St.-Petersburg

Abstract

In clause features of preparation of the coach’s staff in the russian basketball are analyzed. Authors discuss conceptual positions of the organization of work in the higher school of the basketball coaches.

Keywords: preparation of the trainer's staff, the top skills.

Анализ состояния дел в российском баскетболе, даже с учетом последних успехов наших команд на международной арене, показывает наличие ряда проблем.

Передовая советская школа баскетбола базировалась на массовости, которая порождала качество в результате соблюдения следующих условий функционирования отечественной системы подготовки баскетболистов:

1. Существования основной теоретической концепции подготовки спортивных резервов.

2. Наличия единых программно-нормативных требований, позволяющих даже в условиях значительных различий в квалификации тренеров добиваться заданных результатов.

3. Создания материально-технической базы.

4. Обеспечения учебно-тренировочного процесса надлежащим врачебномедицинским контролем.

5. Научно-методического обеспечения подготовки высококвалифицирован-

ных баскетболистов.

6. Организации подготовки и переподготовки тренерских кадров.

Если оценивать, какие из этих условий больше всего пострадали при распаде Советского Союза, придется признать, что, в первую очередь, речь должна идти о подготовке и переподготовке тренерских кадров.

Попытка решить этот вопрос за счет приглашения в страну ведущих зарубежных тренеров дала неоднозначные результаты. С одной стороны, налицо безусловные успехи ведущих клубов и сборной страны, возглавляемых зарубежными специалистами, как во внутреннем чемпионате, так и на международной арене. С другой стороны, надо помнить, что эти тренеры привели к успеху не столько российских спортсменов, сколько, фактически, международные клубы, ведущие позиции в которых занимают легионеры.

Безусловно, высокое качество игры, демонстрируемое этими командами, играет важную роль в популяризации баскетбола в стране. Но трудно не согласиться и с тем, что такая ситуация напоминает известную притчу о том, давать ли голодному рыбу, чтобы он утолил голод, или дать ему удочку и научить ловить рыбу.

Зарубежные тренеры не могут решить все проблемы российского баскетбола, они в состоянии решать лишь локальные задачи, связанные с подготовкой отдельных команд.

Здесь любопытно заметить, что на международных семинарах тренеров по баскетболу ведущие сербские тренеры открыто говорили нашим участникам: «Мы учились по вашим книгам, но теперь попробуйте обыграть нас».

Сейчас создалась такая ситуация, что многие ведущие российские игроки, заканчивая спортивную карьеру и имея желание остаться в профессиональном баскетболе, не имеют возможности подкрепить свой богатый игровой опыт систематизированными современными знаниями в области спортивной тренировки. Правда, многие из них имеют высшее физкультурное образование. Но не будем лукавить. Всем нам понятно, что эти дипломы зачастую давались им за выступления в составе сборной команды страны или команды мастеров, а не за успехи в учебе. Кроме того, программы физкультурных вузов ориентированы главным образом на подготовку тренеров массовых разрядов, а подготовка высококвалифицированных баскетболистов рассматривается в них лишь в небольшом объеме.

Все сказанное неизбежно ставит на повестку дня вопрос о создании методического центра, который занимался бы подготовкой высококвалифицированных тренерских кадров по баскетболу. По решению Тренерского совета РФБ и коллегии Росспор-та в Санкт-Петербурге на базе университета имени П.Ф. Лесгафта в мае 2007 года была создана Высшая школа тренеров (ВШТ) по баскетболу.

Выбор не случаен. В этом вузе подготовлено более двух десятков заслуженных тренеров России по баскетболу. Мужская сборная команда СССР дважды выигрывала Олимпийские игры, и оба раза ее возглавляли воспитанники этого вуза.

В практике работы ВШТ по баскетболу предполагается реализовать следующие концептуальные положения:

1. Система отбора слушателей. В школу отбираются слушатели, имеющие высшее профессиональное образование, амбициозные и преданные баскетболу люди, добившиеся определенных успехов в тренерской деятельности. Слушатели должны представить рекомендации для обучения из профессиональных клубов, региональных федераций или от уважаемых, известных баскетбольных специалистов.

2. Организация учебного процесса. Учебный процесс организован в течение года по очно-заочной схеме, тесно увязан с календарем соревнований РФБ, что позволяет тренерам профессиональных команд в перерывах между играми и в межсезонье в полном объеме осваивать учебный материал. Каждый слушатель проходит индивидуальное собеседование с опытной комиссией, задача которой - оценить его первоначальный уровень профессиональных знаний и выявить пробелы в этих знаниях. Это

позволяет индивидуально рекомендовать каждому слушателю в качестве домашнего задания к следующей сессии изучить определенный перечень учебных материалов.

С этой целью ведущими профессорами университета подготовлена «Хрестоматии профессионального тренера по теории и методике баскетбола» (электронная версия), в которую были отобраны наиболее важные публикации по теории и методике подготовки баскетболистов, общим объемом более 30 000 машинописных страниц.

Учебный процесс по специализации построен по блочному принципу. Каждый блок, как правило, включает в себя лекционное занятие по определенной теме, методический анализ «видео-нарезок», мастер-класс опытного тренера по изучаемой теме, педагогическую практику по этой теме или «круглый стол» с участием ведущих специалистов школы.

3. Содержание занятий. Учебный материал, который предлагается слушателям, подробно обсуждается на специальной комиссии ВШТ и только после этого включается в учебный процесс. Учебный материал обязательно должен быть современным и представлять интерес для тренеров. Каждое занятие в аудитории должно иметь методическое сопровождение и подкрепляться иллюстративными наглядными материалами. Большинство занятий являются авторскими курсами.

4. Профессорско-преподавательский состав. Для проведения занятий в ВШТ привлекаются лучшие преподаватели страны и университета. Для того чтобы преподавать в ВШТ, педагог должен обладать не только фундаментальными современными знаниями по учебной дисциплине, но и быть коммуникабельным, владеть ораторским искусством, уметь методически грамотно и доходчиво преподнести важный для практики учебный материал. В ВШТ проводится мониторинг профессиональной деятельности каждого преподавателя, что позволяет оперативно вносить соответствующую коррекцию в организацию учебного процесса.

5. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. Всем слушателям на каждой сессии вручается пакет учебно-методических и научных материалов. В этот пакет отбираются новинки специальной литературы, новые учебные видеофильмы, «видео-нарезки» последних игр, а также выпускаемый дважды в год в ВШТ научнометодический вестник «Баскетбол». В этом вестнике представлены все новые научнометодические материалы, касающиеся баскетбола.

6. Индивидуализация учебного процесса. Учитывая высокий профессиональный уровень слушателей, учебный процесс строится на основе учета индивидуальных особенностей каждого тренера. Руководство ВШТ разрабатывает для каждого слушателя образовательный маршрут с учетом специфики работы с той командой, которую он тренирует.

Слушателю предлагается разработать планы подготовки его команды, подобрать тактические комбинации на определенную игру и т.д. На учебных занятиях каждый слушатель отчитывается в выполнении индивидуальных заданий и высказывает свое мнение по различным актуальным проблемам современного баскетбола.

Профессора ВШТ в неформальной обстановке индивидуально с каждым слушателям обсуждают многие профессиональные вопросы, тем самым способствуя формированию их профессионального кругозора и развитию творческого мышления.

7. Сочетание учебы и работы в профессиональном баскетболе. Очно-заочная форма обучения, организованная с учетом календаря баскетбольных игр, позволяет действующим тренерам без отрыва от их практической деятельности полностью освоить программу ВШТ. Возвращаясь с сессии в свои команды, тренеры имеют возможности сразу экспериментально проверить на практике последние научно-методические разработки. В свою очередь, тренеры приезжают на сессию с конкретными практическими проблемами, с которыми они сталкиваются в процессе подготовки своих команд. Поиск возможных решений этих проблем осуществляется совместно слушателями и профессорско-преподавательским составом ВШТ в процессе учебных занятий.

8. Концентрация организационно-финансовых ресурсов и интеллектуаль-

но-профессионального потенциала. Нам представляется, что подобная форма организации подготовки тренеров позволяет концентрировать финансовые ресурсы, что дает возможность: во-первых, приглашать в качестве преподавателей лучших отечественных и зарубежных тренеров и специалистов; во-вторых, создавать «улучшенные» условия для обучения и оснащать учебный процесс на современном техническом уровне.

Анализ подготовки квалифицированных тренеров по баскетболу в ВШТ (сделан первый выпуск специалистов) показал высокую эффективность подобной формы обучения. В процессе и после окончания обучения всего за один год более 30% слушателей получили приглашения занять более высокие должности в различных профессиональных клубах и баскетбольных командах. Практически все слушатели отмечали, что полученные в ходе обучения знания позволили им добиться вместе со своими командами более высоких спортивных результатов. Это позволило тренерам более уверенно чувствовать себя в профессиональном плане. Мы понимаем, что система подготовки специалистов по баскетболу в ВШТ окончательно не сформировалась и в настоящее время находится в фазе развития. Однако создаваемая система представляется крайне перспективной, позволяющей уже сегодня внедрять в учебный процесс все имеющиеся инновационные методики и представлять реальные практические результаты.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИЙ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ БЕГОМ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Екатерина Евгеньевна Жигун, старший преподаватель,

Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева

(РГАУ - МСХА) г. Москва

Аннотация

Изучались структурные компоненты классических дистанций в спортивном ориентировании бегом для спортсменов 14-15 лет (возрастная группа М-14): длина, количество контрольных пунктов, ориентиры постановки контрольных пунктов на различных типах рельефа, а также применение различных способов ориентирования.

Ключевые слова: спортивное ориентирование бегом, юные спортсмены, тип рельефа, конструирование соревновательных дистанций.

THE BACKGROUND OF CONSTRUCTING TECHNOLOGY OF COMPETITIVE DISTANCES IN SPORT RUNNING ORIENTEERING ON THE STAGE OF

ADVANCED TRAINING

Ekaterina Evgenevna Zhigun, the senior teacher,

The State Agrarian University of Russia - МСХА after K. Timiryazev

Moscow

Abstract

The structural components of classic distances of sporting running orienteering, planned for sportsmen of 14-15 years old were studied such as: length, number of control points, orienteer of raising of point on the different types of relief, and different methods of orienteering were researched aces well.

Keyword: sport running orienteering, young sportsmen, type of relief, constructing of competitive distances.

Для подготовки качественной соревновательной дистанции в спортивном ориентировании бегом необходимо учитывать пол и возраст спортсменов, их квалификацию и закономерности становления спортивного мастерства. При изучении особенностей многолетней подготовки в спортивном ориентировании можно заключить, что возрастная группа М-14 (14-15 лет) относится к этапу углубленной тренировки. За

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.