Научная статья на тему 'Особенности обучения слушателей в высшей школе тренеров по баскетболу университета лесгафта'

Особенности обучения слушателей в высшей школе тренеров по баскетболу университета лесгафта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТРЕНЕРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Елевич Сергей Николаевич, Лосин Борис Ефимович, Яхонтов Евгений Рафаилович

В статье анализируется десятилетний опыт подготовки тренерских кадров в высшей школе тренеров по баскетболу. Рассматриваются принципы обучения, позволяющие оптимизировать процесс обучения, сделать его более интересным и полезным для слушателей. Предлагаемые подходы явились результатом обобщения теоретических основ образования взрослых и творческого анализа учебного процесса высшей школы тренеров по баскетболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Елевич Сергей Николаевич, Лосин Борис Ефимович, Яхонтов Евгений Рафаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training of listeners at the Higher School of Trainers on basketball of University of Lesgaft

In article ten years' experience of preparation of trainer's shots in the higher school of trainers on basketball is analyzed. The principles of training allowing optimizing training process, to make him more interesting and useful to listeners are considered. The offered approaches were result of generalization of theoretical bases of education of adults and the creative analysis of educational process of the higher school of trainers on basketball.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения слушателей в высшей школе тренеров по баскетболу университета лесгафта»

Контактная информация: masha_zhuravleva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 796.071.4

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ТРЕНЕРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ УНИВЕРСИТЕТА ЛЕСГАФТА

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Еле-вич, доктор педагогических наук, профессор, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Рафаилович Яхонтов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург)

Аннотация

В статье анализируется десятилетний опыт подготовки тренерских кадров в высшей школе тренеров по баскетболу. Рассматриваются принципы обучения, позволяющие оптимизировать процесс обучения, сделать его более интересным и полезным для слушателей. Предлагаемые подходы явились результатом обобщения теоретических основ образования взрослых и творческого анализа учебного процесса высшей школы тренеров по баскетболу.

Ключевые слова: высшая школа тренеров по баскетболу, учебный процесс, подготовка тренерских кадров, творческий потенциал, принципы обучения.

FEATURES OF TRAINING OF LISTENERS AT THE HIGHER SCHOOL OF TRAINERS ON BASKETBALL OF UNIVERSITY OF LESGAFT

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Nikolaevich Elevich,

doctor of pedagogical sciences, professor, Boris Efimovich Losin, doctor of pedagogical sciences, professor, Evgeny Rafailovich Yakhontov, doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In article ten years' experience of preparation of trainer's shots in the higher school of trainers on basketball is analyzed. The principles of training allowing optimizing training process, to make him more interesting and useful to listeners are considered. The offered approaches were result of generalization of theoretical bases of education of adults and the creative analysis of educational process of the higher school of trainers on basketball.

Keywords: the higher school of trainers on basketball, educational process, preparation of trainer's shots, creative potential, principles of training.

В 2007 года на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа тренеров (ВШТ) по баскетболу. За 10 лет работы школы было подготовлено десять выпусков тренеров. Всего за эти годы в школе прошли обучение более 100 высококвалифицированных тренеров из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии и Германии. Более 30 процентов выпускников имели звания залуженных тренеров России, звания заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта. 60 процентов выпускников работают в структурах профессиональных баскетбольных клубов, остальные в организациях, связанных с подготовкой спортивного резерва. ВШТ стала методическим центром подготовки квалифицированных тренеров по баскетболу. В процессе становления работы школы использовались различные рекомендации, связанные с подготовкой тренерских кадров по различным видам спорта. Однако, методики долгосрочного повышения квалификации дипломированных квалифицированных тренеров по баскетболу в специальной литературе нами не обнаружено.

Целью исследования явился анализ и обобщения положительного опыта подготовки тренерских кадров в ВШТ по баскетболу НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

Изучение теоретических основ обучения взрослых, а также обобщение десятилетнего опыта подготовки тренерских кадров по баскетболу позволил сформулировать следующие принципы обучения в ВШТ:

1. Применение активных форм обучения (Вершловский С.Г.,1998). Вся учебная работа построена в малых группах, где в процессе обучения слушателям постоянно предлагалось коллективно решать практические задания, подготовленные квалифицированными преподавателями. Каждому слушателю давались так называемые «видеонарезки», взятые из матчей лучших российских и зарубежных команд. Слушатели должны были проанализировать эпизоды игр и коллективно найти ошибки в игре, предложить пути устранения ошибок, разработать комбинации для конкретных эпизодов и т.д. Такие задания заставляли тренеров тщательно анализировать игровые ситуации, аргументировать действия коллег, обосновывать свою позицию. В процессе споров и обмена мнениями тренеры более осмысленно начинали понимать «маркеры» игровых ситуаций, творчески подходить к подготовке и анализу игровой деятельности баскетболистов.

2. Относительная «завершенность» процесса обучения. В процессе обучения слушатели создавали «продукты» образовательной деятельности в виде тренировочных планов подготовки команд, с которыми они работают, авторские программы развития отдельных физических качеств баскетболистов, стратегии формирования команды, индивидуальных планов подготовки отдельных игроков и т.д. Создание таких завершенных «продуктов» образовательной деятельности, выполненных под руководством опытных педагогов-тренеров способствовали повышению профессионального уровня тренеров и их уверенности в своих возможностях.

3. Погружение в высокопрофессиональную атмосферу. Концентрированная многочасовая подготовка в процессе учебных сессий, где решаются педагогические задачи повышенной сложности, позволяет фокусировать внимание тренеров исключительно на целях деятельности. Все это в отрыве от привычной внешней среды позволяет создавать условия «погружения» в творческую профессиональную среду и добиваться высоких результатов в сжатые сроки, что очень важно для обучения тренеров в современных условиях.

4. Информационная насыщенность учебного процесса. Тщательный отбор учебного материала, включение в него современной информации на электронных носителях, приглашение лучших специалистов (в том числе ведущих успешных профессиональных тренеров), способных предоставить слушателям самую современную информацию.

5. Индивидуализация обучения тренеров (Браже Т.Г., 2000). Помимо обучения в малых группах широко используется индивидуальное обучение. С каждым тренером проводятся индивидуальные консультации по широкому кругу проблем подготовки баскетболистов на примере его учеников и команды. Такие консультации проходят в форме диалога и совместного поиска решений практических проблем. С учетом того, что уровень подготовки тренеров не однородный и у каждого есть свои проблемы, индивидуальные занятия-консультации позволяют разработать реализовать индивидуальные образовательные маршруты. Такой подход, безусловно, положительно отражается на эффективности обучения.

6. Психологическая комфортность. Позитивное общение на занятиях всех со всеми, обучающих и обучаемых (Змеев, С.И., 1995), последних между собой помогает самореализации тренеров. Доброжелательная обстановка и представление преподавателями учебного материала не в виде наставления а в форме обсуждения возможных подходов решения тех или иных проблем позволяет создать на занятиях благоприятный фон для повышения эффективности обучения.

7. Развитие творческого потенциала. В процессе занятий каждому тренеру даются задания придумать новые упражнения, направленные на развитие предложенных качеств или совершенствования определенных технико-тактических действий. Тренерам даются домашние задания, при выполнении которых необходимо проанализировать тактику игры команды соперников и разработать стратегию и тактику игры своей команды. Отдельно изучаются темы, связанные с творчеством лучших отечественных и зарубежных баскетбольных тренеров (Яхонтов Е.Р., 2014).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация вышеперечисленных принципов позволила не только оптимизировать учебный процесс в ВШТ, но и повысить интерес тренеров к обучению, сделать его более интересным и целенаправленным, а также решить ряд важных задач в процессе долгосрочного повышения квалификации баскетбольных тренерских кадров:

- способствовать формированию индивидуального профессионального мировоззрения (видения мира профессии и своего места в нем):

- повысить профессиональную эрудицию за счет освоения новых технологий и передового тренерского опыта;

- интегрировать современные знания в профессиональную деятельность тренеров;

- раскрыть аналитический и творческий потенциал тренеров.

Контактная информация: borislosin@gmail.com

Статья поступила в редакцию 05.05.2017

УДК 796.856.2

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛАХ СОРЕВНОВАНИЙ В ТХЭКВОНДО, ВЕРСИЙ (ИТФ) И (ВТФ)

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена анализу основных изменений в правилах соревнований в тхэквондо, версий (ИТФ) и (ВТФ). В данном исследовании авторами, проведён анализ изменения правил соревнований в дисциплине поединки в версиях (ИТФ) и (ВТФ), которые неизменно повлияют на технику и тактику ведения соревновательного поединка.

Ключевые слова: тхэквондо, правила соревнований, спортивная дисциплина, анализ.

ANALYSIS OF MAIN CHANGES IN RULES OF COMPETITIONS IN TAEKWONDO,

VERSIONS (ITF) AND (WTF) Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Ana-tolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Article is devoted to the analysis of the main changes in rules of competitions in taekwondo, versions (ITF) and (WTF). In this research the authors have carried out the analysis of changes in rules of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.