Научная статья на тему 'Формирование системы тактики нападения в подготовке спортсменов-баскетболистов Бразилии'

Формирование системы тактики нападения в подготовке спортсменов-баскетболистов Бразилии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / БАСКЕТБОЛ / ТАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИРОВКА / PEDAGOGY / BASKETBALL / TACTICS / TEACHING-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Де Оливейра В., Паес Р. Р., Гомес А. К., Важетти Ж. К., Борин Ж. П.

Цель исследования обобщение знаний и опыта бразильских тренеров и преподавателей высшей школы в совершенствовании системы тактики нападения на этапе специализации в многолетней подготовке баскетболистов Бразилии. Выявлены различия, как в содержании обучения, так и в выборе методологических стратегий, применяемых тренерами и преподавателями. Установлена необходимость разработки модели специализации спортсменов в бразильском баскетболе, что требует лонгитудинальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Де Оливейра В., Паес Р. Р., Гомес А. К., Важетти Ж. К., Борин Ж. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of attack tactics in training basketball players in Brazil

The aim of the study was a generalization of the knowledge and experience of the brazilian coaches and high school teachers in improving the tactics of attack on the stage of specialization in long-term training basketball players in Brazil. The differences, as in the content of training, and in the choice of methodological strategies adopted by coaches and high school professors. The necessity of developing a model of specialization in brazilian basketball athletes, which requires longitudinal studies.

Текст научной работы на тему «Формирование системы тактики нападения в подготовке спортсменов-баскетболистов Бразилии»

8

Теория и методика спорта высших достижений

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАКТИКИ НАПАДЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ БРАЗИЛИИ

В. ДЕ ОЛИВЕЙРА, Федеральный университет штата Парана, Бразилия;

Р.Р. ПАЕС,

Государственный университет г. Кампинас, Бразилия;

А.К. ГОМЕС,

Федеральный университет Сан-Паулу, Бразилия;

Ж.К. ВАЖЕТТИ,

Федеральный университет штата Парана, Бразилия;

Ж.П. БОРИН,

Государственный университет г. Кампинас, Бразилия;

Т.Г. ФОМИЧЕНКО, РГУФКСМиТ

Аннотация

Цель исследования - обобщение знаний и опыта бразильских тренеров и преподавателей высшей школы в совершенствовании системы тактики нападения на этапе специализации в многолетней подготовке баскетболистов Бразилии. Выявлены различия, как в содержании обучения, так и в выборе методологических стратегий, применяемых тренерами и преподавателями. Установлена необходимость разработки модели специализации спортсменов в бразильском баскетболе, что требует лонгитудинальных исследований.

Ключевые слова: педагогика, баскетбол, тактика,

обучение, тренировка.

Abstract

The aim of the study was a generalization of the knowledge and experience of the brazilian coaches and high school teachers in improving the tactics of attack on the stage of specialization in long-term training basketball players in Brazil. The differences, as in the content of training, and in the choice of methodological strategies adopted by coaches and high school professors. The necessity of developing a model of specialization in brazilian basketball athletes, which requires longitudinal studies.

Key words: pedagogy, basketball, tactics, teachingtraining.

Введение

Исследования проблем системы подготовки спортсменов коллективных видов спорта, в частности в области формирования тактики нападения, особо выделяют проблемы обоснования содержания и стратегии тренировки, приоритетов на различных этапах спортивной специализации, и в особенности с точки зрения методологии многолетней тренировки [1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14].

Цель исследования - изучение и обобщение опыта обучения тактическим системам баскетбола бразильских баскетбольных тренеров и преподавателей высшей школы, как в университетах, так и в элитных национальных командах.

В настоящем исследовании было сфокусировано внимание в основном на вопросах процесса тактической подготовки спортсменов-баскетболистов в Бразилии и за рубежом, ибо методика формирования и совершенствования тактики нападения до сих пор недостаточно разработана и не удовлетворяет запросам баскетбольных тренеров в их практической деятельности. Результаты исследований могут быть использованы в тренировочном процессе на этапах начальной подготовки и спортивной специализации. В баскетболе это относится к категориям спортсменов, выступающим в национальных подростковых и юношеских соревнованиях.

По мнению исследователей, специализация тактических систем неизбежна, когда речь идет о спортивной специализации и в конечном счете о выработке собственных и специфических жестов баскетбола [6]. Этот период относят к фазе спортивного совершенствования и началу общей и специальной технической и тактической подготовки в баскетболе [15]. Рекомендуемый возраст для выбора спортсменом конкретного вида спорта, в пользу баскетбола, - приблизительно, 14-15 лет. При этом от философии тренера может зависеть желание спортсмена посвятить себя той или иной специализации: например, игре в защите, если ее формирование преобладает в практике тренера.

Методы и организация исследования

За основу исследования было принято описание характеристик определенной популяции или явления, феномена и установление взаимоотношений между переменными, используя в основном методику сбора данных, их количественного, и в особенности качественного анализа.

Субъекты исследования

Субъекты исследования - одиннадцать преподавателей, кандидатов и докторов наук, работающих в области преподавания теории и методики баскетбола

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика спорта высших достижений

9

в бразильских университетах, и одиннадцать баскетбольных тренеров, семь из которых прошли отбор на общегосударственном уровне, а четверо являются тренерами выдающихся национальных команд настоящего времени.

Инструментарий

Основной метод исследования - полуструктурированное интервьюирование. Для записи интервью использовался мини-магнитофон и 60-минутные кассеты - по одной на каждого обследуемого тренера и преподавателя. После технического объяснения метода происходил сбор информации. Длительность одного интервью варьиро-валсь от полутора до двух часов.

Определение участников и этических аспектов исследования

Исследование было утверждено Комитетом по этике исследований, проводимых над человеком, Государственного университета Кампинас (Бразилия) и подтверждено Положением о Свободном и Сознательном Решении за номером FR-59388. После записи интервью были сведены в целое для последующего анализа.

Этапы анализа данных исследования Качественный анализ содержания

Для обработки полученных данных был использован метод анализа содержания [5], который определяется как совокупность методов анализа коммуникации в целях получения, систематизации и объективизации процедур описания содержания сообщений, индикаторов, позволяющих оценить изменчивые варианты полученных мнений.

Количественный анализ содержания: частоты и проценты

Для понимания количественных результатов были использованы частота и процентное содержание данных по отношению к информации качественного характера. Из высказываний интервьюированных было извлечено определенное количество суждений и мнений, распространенных среди респондентов и разделяемых ими (в нашем случае - тренерами и преподавателями университетов), базирующихся на данных современных научных публикаций и обобщающих опыт исследуемых.

Описание, анализ и обсуждение результатов исследования Содержание системы тактики нападения

Анализ результатов, представленных на рис. 1, показал, что 18% тренеров готовят свои команды для выступления в соревнованиях в наступательном ключе. В соответствии с поведением соперника 54,5% тренеров понимают, что в тактике нападения приоритет должен отдаваться вопросам атаки. 27,3% тренеров предпочитают «свободную игру» для тактической подготовки спортсменов, при этом тренеры не выделяют значимость игровых ситуаций.

Мнения преподавателей отличались от тренерской точки зрения по вопросу совершенствования тактики нападения: 18,2% считают необходимым увеличение

□ Тренеры □ Преподаватели

Рис. 1. Распределение коллективных ответов специалистов по вопросам формирования и совершенствования системы тактики нападения в подготовке бразильских спортсменов

тактической подготовки с учетом схем, используемых командой соперников. При этом 46,6% специалистов считают, что формирование и совершенствование тактики нападения должны иметь приоритеты в подготовке спортсменов-баскетболистов. Преподаватели отмечают как несущественный метод подготовки спортсменов использованием «свободной игры» для формирования тактической подготовленности. С другой стороны, 36,4% преподавателей выделили игровые ситуации как оптимальное средство для подготовки к юношеским соревнованиям. Целый ряд преподавателей отмечает значимость использования всех имеющихся возможностей тренировочного процесса. Это становится все более очевидным по мере лучшего понимания концепции атаки в баскетболе. Однако мнения отдельных тренеров и преподавателей по вопросам формирования и совершенствования системы нападения в баскетболе варьируются в широком диапазоне ответов: «...Считаю, что мы не должны копировать тактики и стратегии. мы должны обучать основам: индивидуальных, групповых и коллективных действий. нужно исходить из возможностей каждого нашего игрока. это означает, что нужно начинать обучение тактике и стратегии нападения в самом начале баскетбольной специализации, иначе отдельные тактические схемы не будут сформированы в систему.».

Создается впечатление, что тренеры и преподаватели пока не удовлетворены современным состоянием знаний о технике и умении спортсменов на начальных этапах подготовки и предостерегают от излишне ранней узкой специализации при формировании умений и навыков нападения и, кроме того, озабочены стереотипными действиями спортсменов с недооценкой важности индивидуальной подготовки. Это очевидно, ибо большинство опрошенных специалистов являются сторонниками установления эффективных межличностных отношений в тренировочном и соревновательном процессе в баскетболе.

ФНЦ ВНИИФК

10

Теория и методика спорта высших достижений

Методология формирования и совершенствования системы тактики нападения в баскетболе

По результатам исследования, представленным на рис. 2, можно увидеть, что 63,6% тренеров являются сторонниками индивидуальных упражнений как основного метода обучения тактике нападения в баскетболе, в то время как 27,3% - сторонниками использования игровых ситуаций, а 9,1% предпочитают для этих целей игру 5x5. В то же время 45,5% преподавателей - сторонники преимущественного использования индивидуальных аналитических упражнений, а 9,1% - сторонники обучения игровым ситуациям. С другой стороны, 27,3% из них для совершенствования действий при формировании тактики нападения в баскетболе предпочитают непосредственно соревновательный метод в игре 5x5, и только 18,2% утверждают, что в процессе тренировки должны быть задействованы все методы.

Рис. 2. Распределение коллективных ответов специалистов по частным методикам тренировки в формировании и совершенствовании системы тактики нападения в подготовке бразильских спортсменов

Что касается методов формирования и совершенствования системы тактики нападения на этапе специализации, то мнения тренеров и преподавателей также неоднородны. Очевидно, что многие являются сторонниками применения игрового метода, другие - специальных упражнений, третьи предпочитают использовать игровые ситуации. Как мы уже видели, игровые методы на начальных этапах обучения баскетболу в возрасте 11-12 лет являются основными, поэтому специализированная подготовка во многом будет зависеть от количества соревнований при программировании и периодизации тренировочного процесса [11, 15].

Однако данный вопрос является весьма спорным, что видно из рассуждений некоторых тренеров и преподавателей: «...Эти методы являются эффективными при формировании индивидуальных и групповых действий системы тактики нападения в свободной игре, и если эти навыки закладываются с детства, то это сказывается на

достижении лучших результатов на следующих этапах многолетней подготовки.».

Таким образом, в тренировочном процессе при подготовке баскетболистов ставится задача развития у спортсменов способности контроля эмоций, сдерживающего амбиции, что достигается различными средствами и методами теоретических и практических занятий, а также с помощью специалистов - спортивных психологов. Это важно с точки зрения неустанного поиска во время игры уязвимых мест в системе защиты соперника, провоцирования нарушений равновесия для совершения эффективного прохода в зоны, перемещений мяча с одного края площадки на другой для включения в атаку всех игроков, игры с передачами в середине зоны, предвосхищая ответные действия защиты. Все перечисленные аспекты необходимо учитывать в тренировочной и соревновательной практике при подготовке спортсменов различных возрастных групп.

Приведем некоторые высказывания специалистов: «.Страна нуждается в единой философии игры. У человека, работающего в Амазонии или ином регионе страны, должна быть та же самая философия баскетбола, что и в центральных регионах страны. Когда спортсмен вольется в бразильские сборные команды, у тренеров не должно быть трудностей в работе со спортсменом.».

Таким образом, методология формирования и совершенствования системы тактики нападения в баскетболе независимо от ее форм должна быть едина для всех специалистов страны. Необходимо, чтобы у игроков были очень хорошо сформированы навыки владения мячом и действий без него. Тренировочные игры, по мнению многих тренеров, дают возможность для формирования навыков атакующих действий, они связаны с хорошей коллективной деятельностью в целях постоянного передвижения мяча - Flow-Ball (то есть постоянного перемещения мяча в поисках свободного пространства для бросков и внедрения игроков). Это приводит к лучшим результатам в игре, особенно в случаях, когда игроки ориентированы на детальную, технически эффективную тактику защиты, укрепляющую тактику команды в целом [9].

Заключение

В соответствии с идеями данного исследования, цель которого - обобщение накопленного опыта элитных баскетбольных тренеров и преподавателей высшей школы Бразилии в вопросах формирования и совершенствования системы тактики нападения в подготовке бразильских спортсменов, и в частности в разработке методологических стратегий, выдвинутых ими для тактической подготовки различных категорий баскетболистов - младшего и среднего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста до 21 года, - выявлены педагогические особенности в тактической подготовке различных возрастных категорий баскетболистов.

Для этапа специализации предлагается идея формирования и совершенствования действий спортсменов в системе тактики нападения посредством сбалансированности методов, применяемых на двух этапах подго-

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика спорта высших достижений

11

товки: этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего баскетбольного мастерства на основе «тактического разума» - чтения игры. Для этого, включая этап начальной подготовки, спортсмены могут руководствоваться фразой, установкой «выполнять что-то - это не только двигательная задача как выполнять».

Это не означает, что отрицаются методы, основанные на «повторении» аналитических упражнений, однако рекомендуется понимание структурирования методов для этапа специализации, во время которой формирование и совершенствование действий спортсменов в системе тактики нападения в баскетболе основываются на рациональности разделения содержания и методов тренировки, соблюдении научных принципов спортивной подготовки и периодизации тренировочного процесса.

Для категорий среднего школьного и подросткового возраста рекомендуется использовать базовые компоненты формирования тактики нападения: групповые, индивидуальные или коллективные на половине или на всей игровой площадке. При нападении на половине

1. Булычева Т.И. Обучение технико-тактическим действиям юных баскетболисток на этапе начальной подготовки в СДЮСШОР / Т.И. Булычева // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 1. - С. 23-26.

2. Колесникова Л.А. Методика физической и техникотактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. -Белгород, 2004.

3. Колотильщикова С.В. Программированная тактическая подготовка женских баскетбольных команд: дис. ... канд. пед. наук / Колотильщикова Светлана Васильевна. -М., 2009.

4. Balbino H.F. Pedagogia do treinamento: metodo, procedimentos pedagogicos e as mdltiplas competencias do tecnico nos jogos desportivos coletivos: tese de Doutorado / H.F. Balbino. - Campinas, 2005.

5. Bardin L. Analise de conteddo / L. Bardin. - Lisboa: Edifoes 70, 1977.

6. Bompa Tudor O. Treinamento total para jovens campeoes / Tudor O. Bompa. - 1.a ed. - Sao Paulo: Manole, 2002.

7. Calatauyd F. La defensa de auyda em la iniciacion: la formacion y el rendimiento em baloncesto; II congresso Iberico de baloncesto, ed. Godoy-copegraf / F. Calatauyd. -ISBN 846884222-2 Caceres-Espanha, 2003, Anais.

8. Cardenas D. O processo de ensino da tatica coletiva numa perspectiva construtivista / D. Cardenas. - Madri: Madri INEF, 2003.

поля следует избегать замедления игры и необходимо оценивать все ее компоненты, использовать быстрые движения и контратаки. Основными методами при этом являются игровые ситуации в сочетании с аналитическими синхронизированными упражнениями и, наконец, игра 5x5. Соревнования должны быть использованы на всех уровнях подготовки - от муниципального до международного.

Для юношеского возраста и возрастной категории до 21 года рекомендуются формирование и совершенствование навыков индивидуальной, групповой и коллективной атаки на поля или на всём поле. При атаке на V2 поля оцениваются индивидуальные возможности каждого спортсмена в контексте с тактической подготовленностью, и особенно контратакой. Основными методами являются аналитические синхронизированные упражнения, следующие за игровыми ситуациями, а затем игра 5x5. Соревнования должны быть использованы на всех уровнях подготовки.

9. Carvalho W. Basquetebol: sistemas de ataque e defesa / W. Carvalho. - Sprint: Rio de Janeiro, 2001.

10. Delgado M.A. Analisis de las concepciones o teorias implicitas del deport em tres ambitos diferenciados de practica del baloncesto. La formacion y el rendimiento em baloncesto; II congresso Iberico de baloncesto, ed. Godoy-copegraf / M.A. Delgado. - ISBN 846884222-2 Caceres-Espanha, 2003, Anais.

11. Gomes A.C. Treinamento Desportivo: estruturaijao e periodizaijao / A.C. Gomes. - Porto Alegre: Artmed, 2002.

12. Oliveira V. O processo ensino-treinamento da tecnica e da tatica no basquetebol do Brasil: um estudo sob a otica de professores do ensino superior e tecnicos de elite: tese doutorado em educaijao fisica, Faculdade de educaijao fisica, Universidade Estadual de Campinas / V. Oliveira. - Campinas, 2007. - 357 р.

13. Platonov V.N. Teoria geral do treinamento desportivo olimpico / V.N. Platonov. - Porto Alegre: Artmed, 2004.

14. Tavares F. Tendencias actuais da investigaijao em basquetebol / F. Tavares, M.A. Janeira, A. Graija, D. Pinto, E. Brandao. - Porto: Editora da UP, 2001.

15. Zakharov A.A. Qencia do treinamento desportivo: аdaptaQao tecnica Antonio Carlos Gomes / A.A. Zakharov. -C.J. Grupo palestra sport, 1992. - 1.a ed.

References

1. Bulycheva T.I. Training of technical and tactical actions for young female basketball players in initial training SDYUSSHOR / T.I. Bulycheva // Journal of sports science. - 2011. - № 1. - P. 23-26.

2. Kolesnikova L.A. Methods of physical, technical and tactical training of young basketball players with the motor asymmetry: thesis of candidate of pedagogic sciences: 13.00.04. - Belgorod, 2004.

ФНЦ ВНИИФК

12

Теория и методика спорта высших достижений

3. Kolotilshchikova S.V. Programmed tactical training women’s basketball teams: thesis of candidate of pedagogic sciences / Kolotilshchikova Svetlana. - M., 2009.

4. Balbino H.F. Pedagogy training: method, pedagogical methods and multi-skilling of coach in team sports games: doctoral thesis / Balbino H.F. - Campinas, 2005.

5. Bardin L. Content analysis / L. Bardin. - Lisbon: Issues 70, 1977.

6. Bompa Tudor O. Total Training for Young Champions / Tudor O. Bompa. - 1 ed. - Sao Paulo: Manole, 2002.

7. Calatauyd F. La defensa auyda of her initiation. La formacion y el rendimiento in baloncesto; baloncesto II Iberian Congress, ed. Godoy-copegraf / F. Calatauyd. -ISBN 846884222-2 Caceres, Spain, 2003, Proceedings.

8. Cardenas D. The teaching process of collective tactics in a constructivist perspective / D. Cardenas. - Madrid: Madrid INEF, 2003.

9. Carvalho W. Basketball: systems of attack and defense / W. Carvalho. - Sprint: Rio de Janeiro, 2001.

10. Delgado M.A. Analisis de las conceptions del deport the implicit theories in three different areas of practica del

baloncesto. La formacion y el rendimiento in baloncesto; baloncesto II Iberian Congress, ed. Godoy-copegraf / M.A. Delgado. - ISBN 846884222-2 Caceres, Spain, 2003, Proceedings.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gomes A.C. Athletic Training: structuring and periodization / A.C. Gomes. - Porto Alegre: Artmed; 2002.

12. Oliveira V. The teaching-training technique and tactics in basketball Brazil: a study from the perspective of teachers in higher education and technical elite: doctoral thesis in physical education, Faculty of physical education, State University of Campinas / V. Oliveira. - Campinas, 2007. - 357 p.

13. Platonov V.N. General theory of sports training olympic / V.N. Platonov. - Porto Alegre: Artmed, 2004.

14. Tavares F. Current trends of research on basketball /

F. Tavares, M.A. Janeira, A. Grace, D. Pinto, E. Brandao. -Port: Publisher’s UP, 2001.

15. Zakharov A.A. Ciencia sports training: technical adaptaijao Antonio Carlos Gomes / A.A. Zakharov. - Group CJ. lecture sport, 1992. - 1 ed.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.