УДК 378.016:796.323.2
ББК Ч448.005.5+Ч556.6 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7
Тычкина Кристина Анатольевна,
доцент кафедры физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия,
г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: kristinasmit@mail.ru
Кшнякин Роман Андреевич,
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет;
620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: romank555@mail.ru
ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ БАСКЕТБОЛОМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: баскетбол; студенты; спортивная мотивация; учебно-тренировочный процесс; занятия спортом; спорт; физическая культура
АННОТАЦИЯ. Мотивация студентов является определяющим фактором в эффективности преподавания баскетбола в вузах. Баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью и требует от игрока максимальной мобилизации всех функциональных возможностей, что сделает его участие значительно более напряженным. Подготовка баскетболистов является сложным педагогическим процессом, направленным на развитие физических способностей, формирование технико-тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Определение уровня мотивации и желания заниматься спортом является ключевой задачей для преподавателя, так как это поможет понять причины потери интереса и использовать мотивационные установки для поддержания интереса к предмету. Эффективность преподавания баскетбола напрямую зависит от мотивации занимающихся, что необходимо учитывать при организации занятий. Целями описываемого исследования являются определение уровня мотивации студентов-баскетболистов Уральского государственного педагогического университета на занятиях баскетболом, выделение ключевых мотиваци-онных факторов и разработка рекомендаций по дальнейшему поддержанию уровня мотивации студентов к занятиям баскетболом в вузе и его дальнейшее развитие. Для достижения поставленных целей в исследовании применялся комплекс научных методов: анализ, синтез, обобщение, опрос и тестирование по методике В. И. Тропникова, математические и статистические методы. По итогам исследования были определены основные мотивационные факторы для студентов-баскетболистов, а также сформулированы конкретные практические рекомендации для повышения интереса студентов к занятиям баскетболом. Результаты исследования и сформулированные прикладные рекомендации могут быть интересны тренерам и педагогам, работающим с баскетболистами, для сохранения и поднятия уровня спортивной мотивации студентов, а также будущим педагогам как опыт выявления и анализа мотивов спортсменов.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Тычкина, К. А. Поддержание и развитие мотивации студентов к занятиям баскетболом / К. А. Тычкина, Р. А. Кшнякин. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 3. - С. 170-176.
Tychkina Kristina Anatolievna,
Associate Professor of Department of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Kshnyakin Roman Andreevich,
Senior Lecturer of Department of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
MAINTAINING AND DEVELOPING STUDENTS' MOTIVATION TO PLAY BASKETBALL
KEYWORDS: basketball; students; sports motivation; educational and training process; sports; sport; Physical Culture
ABSTRACT. Students' motivation is a determining factor in the effectiveness of basketball teaching in universities. Basketball is characterized by high motor activity, and requires the player to maximize the mobilization of all functional capabilities, which will make his participation much more intense. The training of basketball players is a complex pedagogical process aimed at the development of physical abilities, the formation of technical and tactical skills and the education of moral and volitional qualities. Determining the level of motivation and desire to play sports is a key task for the teacher, as it will help to understand the reasons for the loss of interest and use motivational attitudes to maintain interest in the subject. The effectiveness of teaching basketball directly depends on the motivation of those involved, which must be taken into account when organizing classes. The purpose of the described research is to determine the level of motivation of basketball students of the 1st-2nd year of Ural State Pedagogical University for basketball classes, to identify key motivational factors and to develop recommendations for the formation of students' motivation for basketball classes at the university. To achieve this goal, a set of scientific methods was used in the study: analysis, synthesis, generalization, other general scientific methods, survey and testing according to V. I. Tropnikov's methodology, mathematical and statistical methods. Based on the results of the study, the main motivational factors for basketball students were identified, as well as specific practical recommendations were formulated on how to increase students' interest in basketball. The results of the study and the formulated applied recommendations may be of interest to coaches and teachers working
© Тычкина К. А., Кшнякин Р. А., 2023
with basketball players to maintain and raise the level of sports motivation of students, as well as future teachers, as an experience in identifying and analyzing the motives of athletes.
FOR CITATION: Tychkina, K. A., Kshnyakin, R. A. (2023). Maintaining and Developing Students' Motivation to Play Basketball. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 170-176.
Актуальность и формулировка проблемы. Особенностью баскетбола как спорта можно считать не только его яркую эмоциональность и зрелищность, но и то, что он предлагает множество возможностей для спортсмена проявить свои физические, интеллектуальные и психические способности, умение работать в команде и индивидуальные умения и навыки.
Подготовка игроков для баскетбола в рамках высших учебных заведений - это сложный и многосторонний педагогический процесс, который предполагает не только развитие физических способностей студентов, но и формирование технического и стратегического мастерства, воспитание морально-волевых качеств. Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь анализировать разные игровые ситуации, оперативно принимать верные решения, а также обладать определенной психологической устойчивостью. Кроме того, для студентов, которые выбирают баскетбол в качестве своего спортивного направления, необходимы достаточные физическая подготовка и мотивация [8, с. 240].
Каждый человек является уникальным и имеет свои потребности и интересы. Тем не менее при занятии спортом не всегда учитываются эти факторы, что может привести к отсутствию мотивации и слабым результатам в физической подготовке. Чтобы решить эту проблему, спортивные психологи рекомендуют преподавателям и тренерам более внимательно относиться к особенностям мотивации каждого студента [6; 15].
Учебная деятельность, в том числе и обучение баскетболу, невозможна без должного уровня мотивации обучающихся. В связи с этим особое внимание педагоги и тренеры должны уделять мотивам, то есть тому, ради чего осуществляется данный вид деятельности.
В связи с этим становится очевидным интерес исследователей к вопросу мотивации студентов-баскетболистов. Вопросы спортивной мотивации исследовались разными авторами. Среди последних публикаций стоит особо отметить работы В. Л. Коновалова и Л. К. Серовой.
В. Л. Коновалов, изучая вопрос обучения студентов баскетболу, пришел к выводу, что «процесс формирования спортивной мотивации у студентов к занятиям баскетболом - это многоуровневый процесс: от элементарных гигиенических знаний и знакомства с физическими упражнениями до глубоких знаний психофизиологии и ин-
тенсивных занятий спортом» [5, с. 38].
Л. К. Серова в своей работе исследовала мотивацию к спортивной деятельности. Автор справедливо отмечает, что «именно мотивация побуждает спортсменов заниматься спортом, достигая спортивного совершенства и преодолевая трудности» [13, с. 24].
Отдельно стоит отметить публикации, в которых уже приведены исследования мотивации студентов различных вузов по разным спортивным направлениям, в том числе баскетболу. Такие исследования проводились Ю. В. Воронцовой [2], О. А. Ишки-ной [3], Н. Н. Ляликовой и Л. Ю. Павлюти-ной [4], Е. М. Солодовник [14]. Вместе с тем все перечисленные изыскания ограничивались отдельными вузами, небольшими группами студентов профильных или непрофильных по отношению к баскетболу специализаций. Результаты исследований несколько противоречивы, что вполне объясняется разными интересами объектов изучения. Чаще всего авторы использовали только одну методику, ограничивались анкетированием или сравнением показателей физической подготовки. Опыт данных исследований не может быть полностью переложен на тот или иной вуз, но является отличным примером и базой для проведения собственного исследования.
Анализ литературы и публикаций позволяет сделать вывод о наличии достаточной для проведения собственного исследования теоретической и практической базы.
Мотивация студентов является ключевым фактором, который определяет их поведение и деятельность. Это особенно важно для специализированных групп по спортивным направлениям, где спортивная мотивация является ведущим фактором [1, с. 35]. Тренер или преподаватель обязан учитывать данный фактор, чтобы эффективно регулировать активность в группе студентов.
В зависимости от вида спортивной деятельности мотивы студентов могут отличаться. Так, очевидно, что мотивы командных игроков будут отличаться от мотивов спортсменов-одиночек. Исследователи устанавливали разные мотивационные факторы для футболистов [13] и волейболистов [11]. Например, для футболистов в мотивацион-ной сфере большое значение имеют соперничество и социальный престиж [13], а для любителей волейбола - общение с друзьями и хорошая физическая форма. В связи с этим использование каких-либо общих рекомендаций по поддержанию спортивной мотивации студентов видится низкоэффективным.
В каждом конкретном случае тренеру лучше опираться на конкретные результаты диагностики и взаимосвязи показателей мотивации в своей команде.
Знание мотивационных состояний обучающихся может существенно помочь педагогам в профессиональном развитии и достижении лучших результатов в обучении. Формирование устойчивой спортивной мотивации и поддержание интереса к занятиям спортом у студентов являются важнейшей задачей педагога по физической культуре.
Таким образом, очевидна проблема поддержания должного уровня мотивации студентов-баскетболистов и ее дальнейшего развития. Только благодаря своевременному анализу состояния студенческой мотивации и работе с выявленными мотивами можно сохранить интерес и прогрессировать в игре.
Цель исследования. Определить уровень мотивации студентов-баскетболистов 12 курсов Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) на занятиях баскетболом и разработать рекомендации по его поддержанию и развитию относительно занятий баскетболом в вузе.
Методы исследования. Для достижения целей исследования была использована совокупность как общенаучных, так и частных методов познания.
На первом этапе исследования проводился анализ литературных источников и научных публикаций. Основным методом выступил диалектический метод научного исследования, позволивший в полной мере рассмотреть особенности спортивной мотивации.
На следующем этапе были использованы эмпирические методы: опрос и тестирование студентов-баскетболистов. В основу была положена методика В. И. Тропникова (1989).
Для оценки полученных результатов применялись методы количественной обработки педагогической информации, которые позволили провести необходимую математическую и статистическую обработку полученных данных.
На основе собранной и проанализированной информации были определены основные направления для формирования у студентов-баскетболистов мотивации на занятиях данным видом спорта.
Результаты исследования и обсуждения. В рамках первого этапа исследования были определены значения основных понятий: мотив, спортивная мотивация, внешние и внутренние мотивационные факторы.
В психологии и педагогике сложилось несколько основных подходов к тому, что понимать под термином «мотив»:
1) субъективные динамические силы
(тенденции), направленные на избавление человека от угнетающих его состояний напряжения;
2) субъективные образы предметов, удовлетворяющих соответствующие потребности и придающих направленной на них активности личностный смысл;
3) особые фиксированные установки, определяющие готовность к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении;
4) устойчивые оценочные диспозиции [10].
Понимая, что такое «мотив», можно
сформулировать понятие «спортивной мотивации» или «мотивации спортивной деятельности».
Одно из самых полных определений предложил Р. А. Пилоян, который под спортивной мотивацией понимал особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата [11, с. 35].
О. А. Ишкина определяет спортивную мотивацию как «сложное состояние личности, возникшее и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранным видом спорта» [3, с. 20]. Автор также акцентирует внимание на том, что мотивация - это неотъемлемая часть социально-психологических характеристик личности и ее уровень может варьироваться в зависимости от внутренних и внешних факторов.
В. В. Коробков отмечает, что главной отличительной чертой спортивной мотивации является особенность предмета спортивной деятельности, а именно ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях [6, с. 152].
Формирование спортивной мотивации у студентов - это комплексный процесс, который зависит от многих факторов. Преподаватель должен проявлять терпение, находчивость и творчество, чтобы заинтересовать студентов и привлечь их к занятиям спортом.
В. Л. Коновалов предлагает следующие действия для тренеров и преподавателей, чтобы поддерживать спортивную мотивацию обучающихся:
- адекватно и позитивно оценивать результаты своих студентов;
- давать правильные и нужные советы по занятиям баскетболом;
- корректировать технические и тактические ошибки, требовать их исполнения;
- показывать личный пример, быть образцом поведения;
- относиться непредвзято, ко всем одинаково;
- тренироваться не для побед, а для дальнейшего развития физических и технических качеств;
- быть в курсе всех спортивных новостей;
- поддерживать контакт с родителями студентов-баскетболистов [5, с. 49-52].
Л. К. Серова также особо обращает внимание на наличие внешней и внутренней мотивации. Внутренняя мотивация зависит от того, насколько легкий или сложный предстоит путь студенту. Однако необходимо, чтобы как внутренняя, так и внешняя мотивация работали вместе. Студенты 17-18 лет, увлекающиеся этим видом спорта, должны действовать целеустремленно и активно, но их успехи или неудачи не должны стать единственной причиной для движения вперед. Баланс между дальними и ближайшими целями и задачами в настоящее время крайне важен в этом процессе.
Внешняя мотивация, которую создает преподаватель, должна быть превращена во внутреннюю мотивацию, чтобы студенты не только участвовали активно в выполнении заданий, но и продолжали их исследовать после окончания занятий, задавали вопросы и высказывали свое мнение. В результате таких действий студенты становятся заинтересованными в баскетболе, что, в свою очередь, приводит к формированию особенностей их образа жизни. Эти особенности помогают им развивать профессиональные навыки, получать новые знания и умения, проявлять самодисциплину и стремиться к лучшим результатам в жизни.
Одинаковые действия разных студентов могут иметь совершенно разные причины, в зависимости от мотивации человека. Это необходимо учитывать при выборе подхо-
дящих методов и техник обучения.
Кроме того, еще А. Маслоу отмечал, что мотивация может меняться со временем. Поэтому важно не только учитывать ее на текущий момент, но и постоянно работать на ее улучшение, чтобы стимулировать и мотивировать студентов-баскетболистов для достижения лучших результатов.
Исследователи также указывают, что чем больше мотивов привлекается, тем лучше [4, с. 236]. Например, друзей-баскетболистов можно видеть на совместных тренировках или играх, что становится еще одним мотивирующим фактором. Но с возрастом, как правило, уменьшается интерес к спорту. Подростки начинают формировать свое мировоззрение, интересы, обзаводятся личной жизнью. Из-за этого занятия баскетболом уходят на второй план, что может отразиться на уровне мотивации. Как правило, у студентов к 18 годам уровень мотивации падает, и нужно активно искать новые мотивы, чтобы занятия стали интересными и эффективными.
Изучая вопрос формирования мотивации студентов на занятиях баскетболом, мы предположили, что основные мотивы баскетболистов будут связаны с игровым азартом, желанием общаться и поддерживать связь с друзьями-баскетболистами, а также с поддержанием хорошей физической формы и здоровья, что и составило гипотезу исследования.
Для определения мотивации к занятиям баскетболом было проведено экспериментальное исследование, в рамках которого студентам-баскетболистам были предложены тесты и опросы.
Объектом исследования стала группа из 40 юношей и девушек 17-18 лет, студентов 1-2 курсов УрГПУ, которые посещают занятия баскетболом.
Результаты тестирования по основным критериям по методике В. И. Тропникова представлены в таблице.
Таблица
Среднестатистические показатели мотивации студентов-баскетболистов
Критерий Среднее значение Статистическое отклонение
Коллективистская направленность 3,3 ±0,59
Материальные блага 1,8 ±0,44
Общение 2,7 ±0,57
Повышение престижа и желание славы .3,1 ±0,6
Познание 2,4 ±0,9
Потребность в одобрении 1,9 ±0,67
Приобретение полезных для жизни умений и знаний 2,7 ±0,72
Развитие характера и психических качеств 3,4 ±0,73
Улучшение самочувствия и здоровья 2,4 ±0,54
Физическое совершенство 3,9 ±0,76
Эстетическое удовольствие и острые ощущения 3,1 ±0,66
Анализ основных мотивационных критериев позволяет сделать вывод, что мотивами для студентов-баскетболистов (значение показателя более 3, в порядке значимости и наибольшего веса) выступают:
- физическое совершенство;
- развитие характера и психических качеств;
- коллективистская направленность;
- эстетическое удовольствие и острые ощущения;
- повышение престижа и желание славы.
Студенты-баскетболисты стремятся к
персональному развитию и улучшению своего физического состояния. Они понимают, что режим тренировок и занятий спортом -это залог прекрасной физической формы. Кроме того, они уверены, что баскетбол -это красивый и эмоциональный вид спорта, который заставляет с полной отдачей работать на победу.
Слово «команда» для этих ребят - не просто слово, это дух единства и сотрудничества. Тренируясь вместе, студенты-баскетболисты готовятся к соревнованиям и поддерживают друг друга в трудные моменты. Они хотят не только улучшать свои спортивные результаты, но и построить качественные отношения с партнерами по команде.
Успехи на игровом поле - это не только повышение самооценки, но и помощь в социальном статусе. Студенты-баскетболисты стремятся к признанию своих талантов и уважению со стороны окружающих людей. Как показывает опыт, победы на соревнованиях разных уровней, заслуженные награды и уважение товарищей - это прекрасные мотиваторы.
Менее значимыми, но тем не менее ощутимыми мотивами (значение показателя от 2 до 3) оказались:
- приобретение полезных для жизни умений и знаний;
- общение;
- улучшение самочувствия и здоровья;
- познание.
В наименьшей степени на мотивацию студентов-баскетболистов влияют:
- потребность в одобрении;
- материальные блага.
Это объяснимо тем, что свою будущую профессиональную деятельность студенты не связывают с занятиями баскетболом, а рассматривают его исключительно как хобби, в связи с чем не возлагают особых надежд на возможность получения каких-либо значимых поощрений за свои успехи в этом виде спорта.
Помимо тестирования, студентам-баскетболистам было предложено ответить на вопросы: почему вы выбрали занятия
баскетболом и почему вам нравится заниматься баскетболом?
Основная часть респондентов (85%) в первую очередь указала на то, что занятия баскетболом позволяют им поддерживать хорошую физическую форму, развивать координацию, силу и выносливость. В целом данный ответ в полной мере соответствует результатам тестирования.
Среди самых распространенных ответов можно выделить следующие мотивы:
- возможность самоутвердиться, самовыразиться - 60% опрошенных;
- общение с друзьями - 55% опрошенных;
- одобрение и поддержка со стороны окружения (тренера, других студентов, родителей) - 40% опрошенных.
Обращает на себя внимание тот факт, что по результатам тестирования одобрение как мотиватор занимает одно из последних мест по значимости, в то время как 40% респондентов говорили о том, что для них важна поддержка со стороны окружения. Вместе с тем, анализируя ответы студентов, можно сделать вывод, что важен не сам факт одобрения, а возможность быть причастными к группе, в которой занятия баскетболом одобряются, т. е. речь здесь идет скорее о коллективистской направленности.
Завершая исследование мотивации студентов-баскетболистов, можно выделить следующие ключевые формы мотивации, которые тренерам и преподавателям стоит использовать в работе.
1. Мотивация через достижение целей. Данная форма заключается в следовании принципу постепенного продвижения от простого к более сложному, от малых побед к большим.
2. Мотивация через организацию окружения. Она предполагает создание равных взаимоотношений коллегами в коллективе, а также между спортсменами и тренерами в спортивной сфере.
3. Мотивация через оценку. Психическое и физиологическое напряжение, которое испытывает игрок, всегда должно быть оценено как количественно (определенным числом баллов), так и качественно (критика или похвала).
4. Мотивация через примеры. Примеры выдающихся и знаменитых спортсменов оказывают большое воспитывающее и мо-тивационное воздействие. Для этого на семинарских занятиях по баскетболу следует демонстрировать студентам видеоролики о технике, тактике и лучших игровых моментах профессиональных спортсменов.
Формы мотивации спортсменов можно разделить на две группы - моральные и материальные факторы. Вторая группа включает в себя, в частности, награды, вручае-
мые в конце учебного и тренировочного цикла, награждения по итогам участия в соревнованиях и других спортивных мероприятиях: грамоты, медали, кубки, призы. Первая же группа охватывает торжества, организованные после окончания спортивного сезона. Мероприятия, такие как спортивные вечера, способствуют более глубокой мотивации, вдохновляя спортсменов достичь новых вершин.
Выводы. Для студентов, посещающих занятия баскетболом, наиболее значимыми мотивами являются: физическое совершенство, развитие характера и психических качеств, коллективистская направленность, эстетическое удовольствие и острые ощущения, повышение престижа и желание славы.
В ходе проведения исследования о мотивах студентов 1-2 курсов, занимающихся баскетболом, было выявлено, что на начальном этапе их мотивы в основном внешние и связаны с двигательной деятельностью.
Однако анализ полученных данных показал наличие и иных побуждающих мотивов, которые имели непосредственный характер, то есть, студенты просто наслаждались занятиями и получали от этого удовольствие.
Среди мотивов также стоит выделить стремление к развитию своих способностей в баскетболе, интерес к этому виду спорта, углубление знаний, повышение уровня физической подготовленности и желание закрепить свой игровой успех.
Анализ уровня физической подготовленности студентов-баскетболистов показал интересную закономерность: чем выше уровень мотивации спортсмена, тем лучше уровень физической подготовленности.
Другими словами, наличие сильных внутренних способностей и мотивации является ключевым фактором в достижении успеха в занятиях баскетболом. Они помогают не только стать лучшим игроком, но и получить более полную и углубленную подготовку в этом виде спорта.
Тренировочный процесс и мотивация являются двумя главными факторами, влияющими на достижение значимых результатов в спортивном совершенствовании студентов. В рамках формирования результативных мотивов возникает своеобразный сдвиг в развитии физических показателей, за счет которого студенты стремятся к достижению лучших результатов в спорте.
Для того чтобы студенты почувствовали осознанную потребность к занятиям спортом, необходимо осуществлять качественный тренировочный процесс с целенаправленным и психофизическим составляющими. Важно учитывать потребности студентов, их цели, возможности и склонности.
Для поддержания мотивации и поднятия ее уровня тренерам и преподавателям необходимо:
- ставить цели и помогать постепенно продвигаться к большим победам;
- устанавливать и поддерживать равные, дружественные отношения в коллективе;
- оценивать результаты студентов количественно и качественно;
- использовать примеры выдающихся спортсменов, демонстрировать на занятиях видео и разбирать успехи и неудачи известных баскетболистов;
- организовывать либо принимать участие в торжествах после спортивного сезона для мотивации спортсменов достигать большего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безбородов, А. А. Физическая культура: практические занятия по баскетболу / А. А. Безбородов, С. А. Безбородов. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 112 с. - Текст : непосредственный.
2. Воронцова, Ю. В. Роль баскетбола в физическом воспитании студентов / Ю. В. Воронцова. - Текст : непосредственный // Студенческая наука и XXI век. - 2019. - Т. 16, № 1-2 (18). - С. 238-240.
3. Ишкина, О. А. Особенности формирования мотивации у студентов к занятиям баскетболом / О. А. Ишкина, В. А. Мезенцева, С. Е. Бородачева. - Текст : непосредственный // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2019. - № 34. - С. 18-21.
4. К вопросу о формировании мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом / Н. Н. Ляликова, Л. Ю. Павлютина, О. В. Мараховская [и др.]. - Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 232-236.
5. Коновалов, В. Л. Баскетбол : учебное пособие для вузов / В. Л. Коновалов, В. А. Погодин. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 84 с. - Текст : непосредственный.
6. Коробков, В. В. Формирование мотивации студентов к занятиям спортом (на примере баскетбола) / В. В. Коробков. - Текст : непосредственный // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы XVII Всероссийской научной конференции, Хабаровск, 21 ноября 2013 года / ответственный редактор Е. А. Ветошкина. - Хабаровск : Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2013. - С. 151-153.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2019. - 351 с. - Текст : непосредственный.
8. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Д. И. Нестеровский. - М. : Академия, 2016. - 335 с. - Текст : непосредственный.
9. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для вузов / И. Н. Носс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 503 с. - Текст : непосредственный.
10. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 460 с. - Текст : непосредственный.
11. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 104 с. - Текст : непосредственный.
12. Письменский, И. А. Физическая культура : учебник для вузов / И. А. Письменский, Ю. Н. Алля-нов. - М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 450 с. - Текст : непосредственный.
13. Серова, Л. К. Мотивация в спортивной деятельности : монография / Л. К. Серова. - Москва : Спорт, 2020. - 144 с. - Текст : непосредственный.
14. Солодовник, Е. М. Анализ уровня развития специальной физической подготовки баскетболисток первого и второго года обучения / Е. М. Солодовник. - Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2021. - № 2-1. - С. 167-172.
15. Солодовник, Е. М. Сравнительный анализ уровня развития специальной физической подготовки баскетболистов / Е. М. Солодовник. - Текст : непосредственный // E-Scio. - 2021. - № 2 (53). - С. 194-199.
REFERENCES
1. Bezborodov, A. A., Bezborodov, S. A. (2023). Fizicheskaya kul'tura: prakticheskie zanyatiya po basket-bolu [Physical Culture: Practical Training in Basketball]. Saint Peterburg, Lan'. 112 p.
2. Vorontsova, Yu. V. (2019). Rol' basketbola v fizicheskom vospitanii studentov [The Role of Basketball in the Physical Education of Students]. In Studencheskaya nauka iXXI vek. Vol. 16. No. 1-2 (18), pp. 238-240.
3. Ishkina, O. A., Mezentseva, V. A., Borodacheva, S. E. (2019). Osobennosti formirovaniya motivatsii u studentov k zanyatiyam basketbolom [Features of the Formation of Students' Motivation for Basketball Lessons]. In Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e. No. 34, pp. 18-21.
4. Lyalikova, N. N., Pavlyutina, L. Yu., Marakhovskaya, O. V. et al. (2019). K voprosu o formirovanii motivatsii u studentov neprofil'nykh vuzov, zanimayushchikhsya basketbolom [On the Question of the Formation of Motivation among Students of Non-core UNIVERSITIES INVOLVED in Basketball]. In Uchenye zapiski universi-teta im. P. F. Lesgafta. No. 2 (168), pp. 232-236.
5. Konovalov, V. L., Pogodin, V. A. (2022). Basketbol [Basketball]. 3rd edition. Saint Peterburg, Lan'. 84 p.
6. Korobkov, V. V. (2013). Formirovanie motivatsii studentov k zanyatiyam sportom (na primere basketbola) [Formation of Students' Motivation to Go in for Sports (on the Example of Basketball)]. In Vetoshkina, E. A. (Ed.). Sovremennyeproblemy fzicheskoi kul'tury i sporta: materialy KhVII Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, Khabarovsk, 21 noyabrya 2013 goda. Khabarovsk, Dal'nevostochnaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoi kul'tury, pp. 151-153.
7. Maslow, A. (2019). Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. Saint Petersburg, Piter. 351 p.
8. Nesterovsky, D. I. (2016). Basketbol: Teoriya i metodika obucheniya [Basketball: Theory and Teaching Methods]. Moscow, Akademiya. 335 p.
9. Noss, I. N. (2023). Psikhodiagnostika [Psychodiagnostics]. 2nd edition. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait».
503 p.
10. Obukhova, L. F. (2023). Vozrastnaya psikhologiya [Age-related Psychology]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 460 p.
11. Piloyan, R. A. (1984). Motivatsiya sportivnoi deyatel'nosti [Motivation for Sports Activities]. Moscow, Fizkul'tura i sport. 104 p.
12. Pismensky, I. A., Allyanov, Yu. N. (2023). Fizicheskaya kul'tura [Physical Culture]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 450 p.
13. Serova, L. K. (2020). Motivatsiya v sportivnoi deyatel'nosti [Motivation in Sports Activities]. Moscow, Sport. 144 p.
14. Solodovnik, E. M. (2021). Analiz urovnya razvitiya spetsial'noi fizicheskoi podgotovki basketbolistok pervogo i vtorogo goda obucheniya [Analysis of the Level of Development of Special Physical Training of Female Basketball Players of the 1st and 2nd Years of Study]. In Voprosy pedagogiki. No. 2-1, pp. 167-172.
15. Solodovnik, E. M. (2021). Sravnitel'nyi analiz urovnya razvitiya spetsial'noi fizicheskoi podgotovki bas-ketbolistov [Comparative Analysis of the Level of Development of Special Physical Training of Basketball Players]. In E-Scio. -No. 2 (53), pp. 194-199.