Научная статья на тему 'К вопросу о формировании мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом'

К вопросу о формировании мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляликова Наталья Николаевна, Павлютина Лионелла Юрьевна, Мараховская Оксана Валерьевна, Байбакова Татьяна Валериевна, Черний Елена Александровна

В статье представлена проблема формирования мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт». Цель исследования: выявить уровень мотивации студентов, специализации баскетбол и разработать пути её формирования на занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт». Констатирующий эксперимент свидетельствует о недостаточном уровне мотивации студентов специализации баскетбол, что позволило разработать пути её формирования на занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт». Формирующий этап позволил выявить положительную динамику повышения мотивации студентов специализации баскетбол, что оптимизирует учебный процесс по «Прикладной физической культуре и спорту».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляликова Наталья Николаевна, Павлютина Лионелла Юрьевна, Мараховская Оксана Валерьевна, Байбакова Татьяна Валериевна, Черний Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of formation of motivation at students of the non-profile higher education institutions playing basketball

The article presents the problem of formation of motivation among students of non-profile universities, engaged in basketball during the training sessions on the subject "Applied Physical Culture and Sports". Purpose of the study: to identify the level of motivation of students, basketball specialization and to develop the ways of its formation in the classroom on the discipline. The ascertaining experiment testifies to the insufficient level of motivation of basketball players, which allowed developing ways of its formation in the discipline "Applied Physical Culture and Sports." The formative stage allowed revealing the positive dynamics of increasing motivation, which optimizes the learning process by "Applied Physical Culture and Sports".

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом»

gymnasts in gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 80-83.

8. Terekhina, R.N., Burda-Andrianova, L.V., Dobreva, T. and Dondi O. (2008), "Expert evolution of performing skills at world competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp, 99-102.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2019

УДК 378:796.323.2

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

Наталья Николаевна Ляликова, кандидат педагогических наук, доцент, Лионелла Юрьевна Павлютина, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Валерьевна Мараховская, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Валериевна Байбакова, старший преподаватель, Елена Александровна Черний, преподаватель, Омский государственный технический университет (ОмГТУ)

Аннотация

В статье представлена проблема формирования мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт». Цель исследования: выявить уровень мотивации студентов, специализации баскетбол и разработать пути её формирования на занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт». Констатирующий эксперимент свидетельствует о недостаточном уровне мотивации студентов специализации баскетбол, что позволило разработать пути её формирования на занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт». Формирующий этап позволил выявить положительную динамику повышения мотивации студентов специализации баскетбол, что оптимизирует учебный процесс по «Прикладной физической культуре и спорту».

Ключевые слова: студенты, мотивация, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF MOTIVATION AT STUDENTS OF THE NON-PROFILE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS PLAYING BASKETBALL

Natalya Nikolaevna Lyalikova, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Lionella Yurevna Pavlyutina, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Oksana Valerievna Marahovskaya, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Valerievna Baybakova, senior teacher, Elena Aleksandrovna Cherny, the teacher, Omsk State Technical University

Annotation

The article presents the problem of formation of motivation among students of non-profile universities, engaged in basketball during the training sessions on the subject "Applied Physical Culture and Sports". Purpose of the study: to identify the level of motivation of students, basketball specialization and to develop the ways of its formation in the classroom on the discipline. The ascertaining experiment testifies to the insufficient level of motivation of basketball players, which allowed developing ways of its formation in the discipline "Applied Physical Culture and Sports." The formative stage allowed revealing the positive dynamics of increasing motivation, which optimizes the learning process by "Applied Physical Culture and Sports".

Keywords: students, motivation, training process, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Большую популярность среди студентов Омского государственного технического университета в настоящее время имеют занятия в специализированных баскетбольных

группах. Баскетбол привлекает к себе высокой эмоциональностью и зрелищностью, многообразием проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей. Подготовка студентов, специализирующихся в баскетболе, основывается на поэтапном совершенствовании физических качеств, технического и тактического мастерства [4].

Кроме этого, в учебной деятельности, как и в любом другом виде деятельности, большое внимание следует уделять и мотивам, т.е. тому, для чего совершается тот или иной вид деятельности. В мотивах находит отражение вся система потребностей человека. Мотивация (в том числе спортивная мотивация) как ведущий фактор регуляции активности студентов, их поведения и деятельности представляет исключительный интерес для преподавателей групп - специализаций по видам спорта, тренеров [1].

Без учета особенностей мотивации человека невозможно никакое эффективное социальное взаимодействие, в том числе социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей. Абсолютно одинаковые поступки, действия человека могут быть вызваны совершенно разными причинами, т.е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть различной.

Спортивную мотивацию определяют как сложное состояние личности, возникшее и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранным видом спорта [1, 2].

Мотивация оказывает существенное влияние на эффективность спортивной деятельности и связана со многими социально-психологическими характеристиками личности. Повышение или понижение уровня спортивной мотивации связано с совершенствованием спортивного мастерства студентов. Следует отметить, что успеваемость студентов зависит во многом от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей [5].

МЕТОДИКА

Для оценки уровня мотивации у студентов-баскетболистов мы использовали опросник Б. Кретти, в котором выделены вопросы, связанные с удовлетворением биологических, психологических и социальных потребностей (по 10-бальной шкале) [3].

В тестировании приняли участие 52 студента групп - специализаций «баскетбол» (26 студентов первого курса энергетического института и 26 студентов факультета транспорта нефти и газа). Так как в процессе спортивной деятельности изменяются жизненные ориентиры, изменяется и мотивация занятий спортом, поэтому мы поставили задачу определить изначальные побудительные причины к занятиям баскетболом.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Констатирующий эксперимент проводился на первом этапе исследования в 20172018 учебном году с целью выявления уровня мотивации у студентов, занимающихся баскетболом.

На втором этапе разрабатывались пути формирования мотивации у студентов вуза к занятиям баскетболом. В формирующем эксперименте предусматривается промежуточная диагностика уровня мотивации студентов для своевременного внесения некоторых поправок в работу в данном направлении. В настоящее время исследование продолжается.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе результатов тестирования выявлено следующее:

1) наибольшее количество баллов набрали мотивы, связанные с потребностью в самоутверждении, самовыражении; с потребностью в приобретении и сохранении статуса лидера;

2) следующим по количеству набранных баллов оказался мотив, связанный с потребностью в общении, установлении личных контактов;

3) на третьем месте оказался мотив, связанный с потребностью в одобрении со стороны преподавателя, друзей, однокурсников.

По результатам исследований мы выделили следующие формы оптимального формирования мотивации студентов-баскетболистов:

1. Мотивация успехом. Данная форма предусматривает реализацию принципов - от простого к сложному, от маленького успеха к большему.

2. Мотивация организацией среды. К этой форме относятся ровные отношения между студентами в группе, между студентами и преподавателями в спортивной деятельности.

3. Мотивация оценкой. Психофизиологическое напряжение всегда должно заканчиваться количественной (измеряется в баллах) и качественной (положительная, отрицательная) оценкой.

4. Мотивация примерами. Пример выдающихся и знаменитых спортсменов имеет большое воспитывающее и мотивационное значение. С этой целью на семинарских занятиях в группах - специализациях «баскетбол» мы показываем студентам видеоролики по технике, тактике баскетбола, лучшие моменты игр спортсменов высокого класса.

5. Мотивация моральными и материальными стимулами. К этой форме относятся: подведение итогов учебно-тренировочного цикла, соревнований с вручением дипломов, грамот, медалей, кубков, призов; торжественное проведение спортивных вечеров и др.

При изучении и формировании спортивной мотивации предметом анализа являются факторы мотивационной сферы студента-баскетболиста: мотивы, цели, эмоции, умение учиться. Успешное выполнение учебных заданий за счёт владения умением учиться является основным мотивирующим фактором. К тому же очень важно общее отношение студентов к занятиям по следующим признакам: посещаемость учебно-тренировочных занятий; общая активность на занятиях; ответственное выполнение заданий преподавателя; отсутствие отвлечения; широта и устойчивость интересов к разным сторонам спортивной деятельности.

Каждому из факторов включенности в учебно-тренировочный процесс соответствует тот или иной уровень умения учиться спортивному мастерству, овладевать техникой и тактикой. Преподавателю очень важно определить этот уровень умения учиться, чтобы понять причину тех или иных мотивационных установок, потерю интереса и др. [1].

Сильнейшим источником мотивации в спорте являются спортивные соревнования, которые способствуют в различных игровых ситуациях достижению более высоких результатов, чем на тренировках. В учебном процессе специализированных баскетбольных групп ОмГТУ мы использовали систему различных соревнований, в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы.

В соревновательном процессе реализуется фактор противоборства, что в большей степени влияет на повышение интереса студентов к избранному виду спорта, позволяет создать наиболее благоприятные условия для максимальных функциональных сдвигов, особый эмоциональный фон и психическую напряженность.

Эффективность преподавания баскетбола в специализированных группах напрямую зависит от мотивации занимающихся. Устойчивость интереса к занятиям баскетболом у студентов, занимающихся в опытной группе (ОГ) по экспериментальной программе, а также студентов контрольной группы (КГ) мы исследовали при помощи анкетирования. При разработке анкеты, были использованы различные методики, которые адаптированы нами. Анкета направлена на определение отдельных компонентов интереса студентов к занятиям баскетболом: эмоциональный компонент характеризует отношение студентов к занятиям баскетболом; мотивационный компонент характеризует мотивы занятий данным видом спорта; интеллектуальный компонент показывает, насколько студенты понимают значение занятий физической культурой и, в частности, баскетболом; волевой компонент отражает проявление волевой активности на занятиях баскетболом [4].

Рассмотрим динамику каждого компонента в отдельности, произошедшую в результате применения экспериментальной технологии, основанной на увеличенном объеме интегральной подготовки студентов групп - специализаций «баскетбол».

Эмоциональный компонент в обеих группах в начале эксперимента был на достаточно высоком уровне: 6,93 и 6,94 баллов, хотя в контрольной группе он был незначительно выше. Достоверных различий между группами не выявлено. Это связано, по нашему мнению, с желанием студентов обеих групп получить положительные эмоции от игры. К концу педагогического эксперимента темпы роста составили 26,5% и 11,3% соответственно. На большее проявление эмоционального компонента в опытной группе повлияло использование в учебном процессе специальных упражнений, игрового и соревновательного методов.

В мотивационном компоненте темпы прироста показателей составили: в ОГ - 36%, в КГ - 15%, т.е. в опытной группе мотивация студентов находится на более высоком уровне, чем в контрольной группе.

В интеллектуальном компоненте прирост показателей составил соответственно: в ОГ - 35%, в КГ - 13%. Это говорит о большом количестве методического материала, который давался в методико-практическом разделе экспериментальной программы в течение учебного года.

Темпы прироста волевого компонента составили: в ОГ - 33%, в КГ - 13%. Этот результат говорит о более высокой степени применения волевых усилий студентами опытной группы при выполнении специальных упражнений.

Полученные результаты анкетирования студентов, свидетельствуют о том, что на занятиях по экспериментальной программе произошло развитие устойчивого интереса к баскетболу в более значимых величинах: в опытной группе прирост показателя - 31% по сравнению с контрольной - 14%.

Многие исследователи отмечают положительное влияние баскетбола на эмоциональное состояние студентов. В связи с этим мы решили сравнить дифференцированную самооценку самочувствия, активности, настроения студентов (САН), занимающихся в специализированных баскетбольных группах.

В ходе педагогического эксперимента на 20 занятиях проводилось тестирование дифференцированной самооценки (САН) студентов опытной группы, занимающихся по экспериментальной методике, и студентов контрольной группы, занимающихся по традиционной методике. Средние значения до занятий в ОГ и КГ были примерно одинаковы. После занятий средние показатели дифференцированной оценки изменились. В опытной группе наблюдалось достоверное увеличение всех трех показателей. В контрольной группе все три показателя тоже изменились, но прирост показателей в ОГ был значительно выше: самочувствие улучшилось в ОГ по сравнению с КГ на 26%; увеличилась активность в ОГ на 20% в сравнении с КГ; настроение улучшилось в ОГ на 40% по сравнению с КГ [4].

ВЫВОДЫ

Констатирующий эксперимент выявил недостаточный уровень мотивации студентов специализации баскетбол, что позволили разработать пути её формирования на занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».

Промежуточная диагностика мотивации студентов специализации баскетбол свидетельствует о положительной динамики её формирования, прирост показателей в опытной группе составил 31%.

Проведенные исследования доказывают эффективность разработанных путей формирования мотивации студентов специализации баскетбол, которые включают в себя оптимальные формы формирования мотивации, использование специальных упражнений, имеющих насыщенный эмоциональный фон (игрового и соревновательного методов), что позволяет решать проблему формирования мотивации у студентов непрофильных ВУЗов, занимающихся баскетболом на учебных занятиях по дисциплине «Прикладная физическая

культура и спорт».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации : монография / Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2000. - 179 с.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

3. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.

4. Ляликова, Н.Н. Баскетбол как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Ляликова. -Омск, 2003. - 28 с.

5. Севастьянов, А.Г. Способы повышения уровня спортивного мастерства баскетболистов массовых разрядов / А.Г. Севостьянов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 12. -С. 28.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. and Babushkin, E.G. (2000), Formation of sports motivation, Omsk.

2. Ilyin, E.P. (2000), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

3. Kretti, B.J. (1978), Psychology in modern sports, Physical culture and sport, Moscow.

4. Lyalikova, N.N. (2003), Basketball as a means of implementing the variable component in the physical education of students of a technical college, dissertation, Omsk.

5. Sevastyanov, A.G. (2008), "Ways to improve the level of sportsmanship of basketball players of mass discharges", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 28.

Контактная информация: guchina7lina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2019

УДК 796.077.4

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Людмила Борисовна Мануковская, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ)

Аннотация

В данной статье представлены результаты проводимого исследования информационного обеспечения учителя физической культуры. Экспериментально выявлено, что представляет собой информационное обеспечение учителя физической культуры. Изучены виды деятельности, которые нуждаются в информации. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что организованное информационное обеспечение учителя физической культуры позволит сформировать потребность к спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся.

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, учитель физической культуры.

INFORMATION SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF

PHYSICAL CULTURE

Lyudmila Borisovna Manukovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University

Annotation

This article presents the results of the study of the information support of the teacher of physical culture. It was experimentally revealed what is the informational support of the teacher of physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.