BIOMECHANICS FORTHE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S MOTOR ACTIVITY
Yu. Ovchinnikov, Candidate of Technical Sciences, Senior Teacher,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.
Aspects of the development of biomechanical children's motor possibilities are examined in the paper. The influence of the game form of physical exercises on the learning to handle different movements which help to the development of children's motor activity is determined in the course of the research. On the basis of the results
received it is recommended to use game form of physical exercises in children institutions of additional education.
Key words: biomechanics of motor activity, motor activity, motor abilities, motor possibilities, game form of physical exercises.
УДК 796.323
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ АРАБСКИХ СТРАН К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО БАСКЕТБОЛУ
Аспирант Алалвани Тариф Мунзер, Тишринский университет, г. Тишрин, Сирия. Аспирант Ктаймар Хайдер Джумаах Асри, Вавилонский университет, г. Вавилон, Ирак. Доктор педагогических наук, профессор В. В. Костюков,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного 161.
В статье представлены результаты анкетирования, проведенного в Сирии и Ираке, по вопросам регулярности, частоты и продолжительности занятий школьников и студентов физической культурой и спортом, спортивными играми, баскетболом, изучения особенностей организации и проведения занятий, популярных видов двигательной активности.
Ключевые слова: мотивы и потребности; учащиеся; студенты; арабские страны; занятия баскетболом; соревнования.
Введение. Социально-экономические потрясения, переживаемые в настоящее время странами арабского региона, накладывают негативный отпечаток на все стороны общественной жизни, в том числе и на процессы физического воспитания учащейся молодежи.
Для учащейся молодежи арабских стран (школьники и студенты) характерны такие отрицательные явления, как недостаточная двигательная активность в течение дня и учебной недели, значительные пропуски занятий (в том числе и по физической культуре), обусловливающие невысокий уровень физической подготовленности и состояния здоровья у значительной части обучающихся, оставляющие желать лучшего, результаты сдачи контрольно-переводных нормативов по физподготовке, игнорирование внеурочных форм занятий и т. д. (M. Zidan, 2002; J. Kamal, 2004; D. Hasenen, 2010).
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди учащейся молодежи и, в частности, подготовка и проведение соревнований по баскетболу, осуществляются по традиционным схемам с использованием диагностических нормативов подготовленности, практически без учета их мотивов и потребностей в регулярных занятиях (Я. Дауд, 1997; M. M. Abdel, 1999; O. A. Athalek, 2005; K. Heider, 2010).
Таким образом, в системе физического воспитания учащейся молодежи арабских стран сформировалось противоречие между социальной необходимостью повышения качества процесса подготовки и проведения соревнований по баскетболу и отсутствием его технологического обеспечения.
Задачи исследования - выявить структурно-содержательные и мотивационно-потребностные особенности совершенствования процесса подготовки учащихся и студентов арабских стран к соревнованиям по баскетболу для внесения необходимых корректив в тренировочно-соревновательный процесс.
Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, контент - анализ учебных программ, анкетирование, методы математической статистики.
Анкетирование 190 юношей, студентов 1-4 курсов различных факультетов Тишринского университета
(Сирия) проводилось в сентябре-октябре 2011 года, а 210 учащихся старших классов школ городов Багдади, Вавилон (Ирак) осуществлялось в декабре 2012 - январе 2013 года. Для студентов и школьников были разработаны анонимные анкеты, включающие по 14-16 вопросов, касающихся их отношения к физической культуре и спорту, спортивным играм, баскетболу, предпочтительности отдельных видов занятий, особенностей организации и проведения тренировок, подготовки к соревнованиям и т. д.
Результаты исследования и их обсуждение. Недельные затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом студентов и школьников арабских стран приведены на рисунке 1.
Как следует из рисунка 1, недельный объем занятий колеблется от 0,5-1 часа до 8-9 часов. Основная масса учащейся молодежи (75%) уделяет различным видам двигательной активности от 4 до 9 часов в неделю, 25% респондентов занимаются не более трех часов в неделю, то есть посещают в основном (да и то с пропусками) только обязательные занятия по физической культуре, а также иногда (эпизодически) секции и группы по видам спорта.
В конце 1990-х годов мотивы и потребности студентов 1 курса Иорданского университета в различных формах двигательной активности изучал Яхья Дауд (1997), который выяснил, что систематически занимаются физической культурой и спортом свыше 63% юношей. Таким образом, несмотря на небольшой объем выборок (наши исследования - 190 студентов и 210 учащихся, Дауд Я. - 192 студента), можно отметить, что за прошедшие 15-17 лет учащаяся молодежь арабских стран стала больше (почти на 20%) уделять внимания спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности. Это безусловно является следствием совместных усилий государственных и общественных организаций стран арабского мира по укреплению здоровья и повышению физических кондиций населения.
Среди учащейся молодежи арабских стран по-прежнему популярны спортивные игры, в частности баскетбол. Ими хотят заниматься 38-40% опрошенных, что превышает данные Я. Дауда (1997) на 11-13%.
40 30 20 10 0
31
26 18
- 12 ✓ 13 л
Рис. 1. Недельные затраты свободного времени на физкультурно-спортивную деятельность
На вопрос: «Чем для Вас привлекателен баскетбол?» 49% респондентов ответили - «работа в команде», 19%
- «скорость реакции», 17% - «желание побеждать», 9%
- «хорошая нагрузка».
Почти половина опрошенных (44% студентов и 48% учащихся) начали заниматься баскетболом в возрасте 10-11 лет.
Для выполнения юношеских разрядов подросткам и юношам потребовалось 1,5-2 года регулярных тренировок, массовых разрядов - 3-4 года, КМС и МС - от 5 до 8 лет.
Продолжительность отдельных занятий составляет 1,5-2 часа.
Сведения о количестве тренировок по баскетболу в неделю приведены на рисунке 2.
Студенты тренируются в основном 3-4 раза в неделю (42%), 27% из них приходят на тренировки 1-2 раза, а 30% - 5-8 раз (24% - 5-6 раз, 6% - 7-8 раз). У школьников картина несколько иная -занимаются баскетболом 3-4 раза в неделю - 54 % из них, а 1-2 раза - 46%.
Таким образом, доля подростков и юношей, занимающихся баскетболом 1-2 раза в неделю, среди студентов почти в 2 раза меньше, чем среди учащихся, что свидетельствует о необходимости активизации секционно-клубной работы со школьниками.
Респонденты указали, что участвуют в течение года в 2-5 соревнованиях, проводят в них до 25 - 25 игр. Это невысокий объем соревновательной деятельности, который целесообразно увеличить в 1,4-2 раза и довести до уровня нормативных требований спортивных школ.
Из этих соревнований одно - два являются особенно важными.
Почти половина студентов и школьников (47,5%) указали, что специально готовятся к ним, затрачивая на такую подготовку 2-3 месяца.
От 35,8% до 72,5% респондентов отметили, что объем и интенсивность нагрузки, а также вклад видов подготовки в общее время занятий почти не изменяются, то есть тренировочный процесс проходит в традиционном режиме.
Постепенное повышение объема и интенсивности выполняемых нагрузок выделили, соответственно,
55,8% и 64,2% студентов и учащихся, увеличение доли физической, технической и тактической подготовки в общем времени занятий отметили, соответственно, 48,3%, 27,5% и 56,7% юных баскетболистов.
Отмеченные особенности свидетельствуют о необходимости обязательного учета мотивационно-потребностной сферы баскетболистов арабских стран при оптимизации процесса их подготовки к ответственным молодежным соревнованиям.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволили выявить некоторые закономерности:
1. Несмотря на непростые социально-экономические условия, в арабских странах наблюдается усиление внимания к организации и проведению спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
2. Спортивные игры, в частности баскетбол, являются популярными видами двигательной активности среди школьников и студентов.
3. Для повышения результативности процесса занятий баскетболом с учащейся молодежью необходимо разработать и экспериментально проверить эффективность различных вариантов подготовки к важным соревнованиям по этому виду спорта, учитывающих выявление особенностей мотивов и потребностей занимающихся в регулярной двигательной активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дауд Я. Д. Организационно-методические аспекты проведения развивающих и оздоровительных занятий баскетболом в вузах арабских стран (на примере Иорданского университета): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я. Д. Дауд. -Краснодар, 1997. - 23 с.
2. Abdel M. M. Theories and methods of physical Education / M. M. Abdel. - 1999. - 304 p.
3. Haider K. D. A.Training program development technigue of young basketball players / K. D. A. Haider // Journal of physical Education Scienes yniversity of Babylon, 2010/ - №7. - P. 46-55.
4. Hasenen D. Program's impact sports training branchung technigue in basketball / D. Hasenen. - Journal of physical Education Scines yniversity of Babylon. - 2010. - №10. - P. 60-70.
5. Kamal J. Sport rainin for the twenty first century / J. Kamal. - Jordan, 2004. - 335 p.
6. Zedan M. Basketball of coach and teacher / M. Zedan. -Egypt, 2002. - 249 p.
Рис. 2. Количество тренировок по баскетболу в неделю А - студенты; Б - школьники [] - 1-2 раза; [] - 3-4 раза; [|] - 5-6 раз; - 7-8 раз.
PERFECTION OF THE PROCESS OF YOUNG STUDENTS OF ARABIAN COUNTRIES TRAINING FOR BASKETBALL COMPETITIONS
Alalvany Tarif Munzer, Post-graduate Student, Tishrinskii University, Tishrin, Syria. Ktaimar Hider Dshumaah, Post-graduate Student, Asri Babylonian University,Babylon, Iraq. V. Kostyukov, Doctor of Pedagogics, Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.
Results of the questionnaire interrogation made in Syria and Iraq are represented in the paper. This questionnaire interrogation included questions on the regularity, frequency and duration of lessons in physical education and sport, sports games, basketball for school children and students, and also questions on the special character of
the organization and the course of lessons, popular kinds of motor activity.
Key words: motives and needs, students, Arabian countries, basketball playing lessons, competitions.
УДК 796.012
КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТОВОГО УСИЛИЯ В БОБСЛЕЕ
Аспирант И. Г. Павельев,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Кандидат педагогических наук, доцентА. Г. Заболотний, Адыгейский государственный университет.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Путем применения методики маркерной высокоскоростной съемки изучены угловые кинематические характеристики реализации стартового усилия у бобслеистов сборной РФ и начинающих овладевать специализацией разгоняющих в бобслее. Разработана методика тестирования. Построены графические траектории изменения угловых перемещений в коленном, голеностопном и тазобедренном суставах. Проведен их сравнительный анализ в выделенных группах испытуемых. Установлен фазовый состав техники реализации стартового усилия.
Ключевые слова: кинематиче-
ские характеристики; бобслей; угловые перемещения; стартовое усилие.
Совершенствование методики тренировки разгоняющих в бобслее неразрывно связано с получением объективной информации о технике стартового разгона. Задача разгоняющего - обеспечить бобу наибольшую скорость. При этом привести в движение снаряд весом более 100 кг значительно труднее, чем продолжить разгон. В этой связи ключевым моментом стартового разгона является реализация стартового усилия, эффективность которого обуслов-