культура и спорт».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации : монография / Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2000. - 179 с.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
3. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
4. Ляликова, Н.Н. Баскетбол как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Ляликова. -Омск, 2003. - 28 с.
5. Севастьянов, А.Г. Способы повышения уровня спортивного мастерства баскетболистов массовых разрядов / А.Г. Севостьянов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 12. -С. 28.
REFERENCES
1. Babushkin, G.D. and Babushkin, E.G. (2000), Formation of sports motivation, Omsk.
2. Ilyin, E.P. (2000), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
3. Kretti, B.J. (1978), Psychology in modern sports, Physical culture and sport, Moscow.
4. Lyalikova, N.N. (2003), Basketball as a means of implementing the variable component in the physical education of students of a technical college, dissertation, Omsk.
5. Sevastyanov, A.G. (2008), "Ways to improve the level of sportsmanship of basketball players of mass discharges", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 28.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2019
УДК 796.077.4
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Людмила Борисовна Мануковская, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ)
Аннотация
В данной статье представлены результаты проводимого исследования информационного обеспечения учителя физической культуры. Экспериментально выявлено, что представляет собой информационное обеспечение учителя физической культуры. Изучены виды деятельности, которые нуждаются в информации. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что организованное информационное обеспечение учителя физической культуры позволит сформировать потребность к спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся.
Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, учитель физической культуры.
INFORMATION SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF
PHYSICAL CULTURE
Lyudmila Borisovna Manukovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University
Annotation
This article presents the results of the study of the information support of the teacher of physical culture. It was experimentally revealed what is the informational support of the teacher of physical culture.
The authors have studied activities that need information. The results obtained in the course of the study allow us to conclude that the organized informational support of the teacher of physical culture will make it possible to form the need for students to do sports and exercise.
Keywords: information, information support, physical education teacher.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня перед нашим обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его духовно и физически здоровым, но и формировать у него осознанные потребности в здоровом образе жизни, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Это одно из важнейших направлений внедряемых новых федеральных государственных стандартов.
Физическая культура в школе - это единственный учебный предмет, на котором учитель физической культуры может формировать потребность, интерес у школьников к физкультурной, спортивно-массовой и оздоровительной деятельности.
Мы полагаем, что для успешного овладения знаниями в области физической культуры у школьников важную роль играет информационное обеспечение учителя физической культуры.
Своевременное получение информации учителем является на сегодняшний день одной из актуальных задач. Это продиктовано необходимостью в максимально сжатые сроки получать информацию для перестройки психологического мышления учителя физической культуры как специалиста, успешно владеющего методами обучения, организаторскими способностями, а также знанием распорядительных регламентирующих документов.
Информационное обеспечение - это специфическая деятельность, осуществляемая на базе информационных ресурсов и направленная на удовлетворение информационных потребностей. В рамках этой деятельности осуществляется сбор, обработка, поиск информации и доведение ее до потребителя [4]. Таким образом, для совершенствования информационного обеспечения учителя физической культуры необходимо знать, выполнение каких видов деятельности нуждается в информации.
Практика показывает, что деятельность учителя физической культуры многогранна, диапазон ее широк: от учебно-воспитательной на уроке до организационной в разнообразных формах внеклассной работы и хозяйственной. Своевременное получение информации учителем является на сегодняшний день одной из актуальных задач.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение информационного обеспечения осуществлялась следующими методами:
- эмпирические - наблюдение, беседа, интервью, анкетирование;
- теоретические - анализ и обобщение литературных данных по проблеме;
- системный подход - структурный, компонентный, функциональный.
Исследование проводилось в общеобразовательных школах города Воронежа. Всего
было опрошено 202 учителя физической культуры. Организация опроса осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе было проведено пилотажное исследование методов и техники сбора информации. Оно позволило конкретизировать и улучшить пункты в опросной анкете, убедиться в измерительных индикаторах, уточнить технику опроса. На втором этапе проведено полевое исследование, которое обеспечило сбор основного материала. На третьем этапе осуществлялась обработка полученных анкет: их тщательный просмотр по полноте заполнения, не полностью заполненные анкеты отбраковывались. На четвертом этапе проводилась обработка данных по стандартным программам в вычислительном центре Воронежского государственного педагогического университета. На пятом этапе анализировались полученные данные.
Интервьюирование применялось для выявления мнений, оценок взглядов и суждений учителей физической культуре по интересующей нас проблеме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для совершенствования информационного обеспечения учителя физической культуры необходимо знать, выполнение каких видов деятельности нуждается в информации. В результате анкетирования учителей нами был выявлен перечень видов информации, который, по их мнению, необходим для проведения разделов работ их профессиональной деятельности. Перечень видов информации (рисунок 1) дан по степени их значимости.
Учитель физической культуры *-^^
Виды деятельности Виды информации
1 1
Учебная 67,7% Учебная
Методическая 55,6% Методическая
Физкультурно спортивная 55,6% Физкультурно-спортивная
Воспитательная 46,5% Воспитательная
Тренерская 28,3% Тренерская
Хозяйственная 26,4% Хозяйственная
Научно-педагогическая 21,2% Научно-педагогическая
Повышение профессионального мастерства 20,2% Повышение профессионального мастерства
Пропагандистская 12,1% Пропагандистская
Коммуникативная 12,1% Коммуникативная
Профессиональная деятельность
учителя
Рисунок 1 - Использование учителем видов информации в зависимости от форм деятельности
Результаты исследования показали, что для выполнения всех видов деятельности учителя физической культуры используют различные виды информации.
По всему массиву выше всего процент использования информации (67,7%) для выполнения учебной работы; учебно-методической (55,6%) и физкультурно-массовой (65,7%). На наш взгляд, так должно и быть, потому что эти виды работ составляют основу профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Однако результаты исследования показали, что на такие важные разделы работ как пропагандистская и коммуникативная, учителя недостаточно уделяют внимания информации: всего 12,1% по всему массиву опрошенных респондентов отметили, что используют информацию для этих видов деятельности. На наш взгляд, недооценка пропагандистской и коммуникативной деятельности не позволяет сформировать у детей потребность и интерес к физкультурной спортивно-массовой и оздоровительной работе.
ВЫВОДЫ
1. Информационное обеспечение - прежде всего это целенаправленная специфическая деятельность, в рамках которой осуществляется сбор, обработка, поиск различной информации и доведение ее до специалистов.
2. Информационное обеспечение в конечном итоге направлено на удовлетворение информационных потребностей учителя физической культуры.
3. Все виды работ, составляющие структуру профессиональной деятельности учителя физической культуры нуждаются в информации.
4. Организованное информационное обеспечение учителя физической культуры позволит сформировать потребность и интерес к физкультурной деятельности и здоровому образу жизни детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, Л.Н. Информация в деятельности преподавателей физической культуры вузов : монография / Л.Н. Акулова, С.С. Михайлов ; Воронежский гос. пед. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2009. -96 с.
2. Мануковская, Л.Б. Информационное обеспечение в профессиональной деятельности учителя физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мануковская Л.Б. - Санкт-Петербург, 1996. - 176 с.
3. Мануковская, Л.Б. Информационное обеспечение в профессионально-прикладной физической подготовке будущего учителя-предметника / Л.Б. Мануковская, Л.Н. Акулова, О.В. Глухова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2017. - С. 8-9.
4. Филиппов, С.С. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями / С.С. Филиппов, С.Э. Воронин // Теория и практика фи-зич. культуры. - 2001. - № 4. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Akulova, L.N. (2009), Information in the activities of physical education teachers of higher educational institutions, monograph, Voronezh.
2. Manukovskaya, L.B. (1996), Information support of professional activity of teacher of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
3. Manukovskaya, L.B., Akulova, L.N. and Glukhova, O.V. (2017), "Information support in professional and applied physical training of the future teacher", Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: materials of the VII interregional scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 8-9.
4. Filippov, S.S. and Voronin, S.E. (2001), "Analysis of the use of legal information in the management of physical culture and sports organizations", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 44-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2019
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМАТИЗИРУЮЩИХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Александр Михайлович Шувалов, кандидат педагогических наук, Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, доцент, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ, Москва
Аннотация
В статье разрабатывается экспериментальная методика формирования многофункциональных учебных действий, направленная на выполнение многофункциональных заданий в процессе спортивных и подвижных игр. Выявлены приоритетные систематизирующие и когнитивные способности обучаемых. Сформированы группы психофизиологических тестов на