Педагогические науки
УДК 796.077.5
ГОТОВНОСТЬ К ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор,
Людмила Борисовна Мануковская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна Глухова, доцент, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В статье рассматривается проблема уровня подготовки студентов-выпускников факультета физической культуры педагогического университета к информационной деятельности. Выявлен невысокий уровень готовности к работе с информацией. Экспериментально доказано, что можно сформировать готовность студентов к информационной деятельности во время выполнения педагогической практики.
Ключевые слова: студенты, информационная деятельность, педагогическая практика, готовность к информационной деятельности.
READINESS FOR INFORMATION ACTIVITIES OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE DURING STUDENT TEACHING
Lyubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lyudmila Borisovna Manukovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vasilevna Glukhova, the senior lecturer, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The article analyzes the problem of the readiness level of the students - graduates of physical culture faculty of the pedagogical university to information activities. Low readiness level to informational activity has been revealed. It has been experimentally proved that it is possible to form readiness of the students for information activities during fulfillment of the student teaching.
Keywords: students, information activities, pedagogical practices, readiness to informational activities.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в настоящее время социально-экономические и политические изменения, выдвинули принципиально новые требования к профессиональной подготовке будущих специалистов. В связи с этим повышаются требования к компетентности, творческой активности будущих учителей физической культуры, что в значительной мере зависит от информационной их деятельности.
Информационная деятельность преподавателей физической культуры занимает важное место в их профессиональной работе. Она существенно способствует повышению эффективности и качества педагогической деятельности. Информационная деятельность направлена на удовлетворение потребностей в информации, необходимой для выполнения конкретных задач.
По мнению С.С. Филиппова (1991), информационная деятельность специалистов по физической культуре является разновидностью труда, который выполняется с целью эффективного решения поставленной задачи, как правило, педагогической, и заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах социальной информации.
Недооценка информации может привести к построению и проведению учебно-воспитательного процесса без учета новых достижений науки.
В связи со сказанным представляется весьма актуальным в теоретическом и практическом планах решения задачи, связанной с исследованием готовности студентов факультета физической культуры к информационной деятельности для их дальнейшей профессиональной работы.
В свою очередь, это предполагает такие условия, где студенту необходимо овладеть не только системой знаний об информационной деятельности, но и уметь применять их в разных видах педагогической работы.
Мы полагаем, что одним из этапов подготовки будущих учителей физической культуры к информационной деятельности является педагогическая практика.
Педагогическая практика - это один из учебных разделов становления к будущей профессиональной деятельности. Готовность будущего учителя физической культуры основывается на профессиональной направленности и обусловлена педагогической активностью.
Из вышесказанного, представляется целесообразным рассматривать проблему формирования готовности студентов физической культуры к информационной деятельности, во взаимосвязи с их работой в период педагогической практики.
На наш взгляд, составными компонентами в содержании готовности будущих учителей физической культуры к информационной деятельности в период педагогической практики являются:
1) Мотивационно-познавательный - осознание студентами роли и значения информации в структуре общей профессионально-педагогической деятельности, знания и представления содержания информационной деятельности.
2) Операционно-действенный - владение необходимыми навыками и умениями, способами и приемами информационной деятельности.
3) Оценочный - это самооценка уровня своей информационной деятельности в соответствии с оптимальными образцами информационной деятельности.
В этой связи, экспериментальное исследование готовности будущих учителей физической культуры к информационной деятельности представляется весьма актуальным.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте принимали участие 14 студентов-практикантов. Для диагностики сформированности всех вышеперечисленных компонентов готовности к информационной деятельности студентов в исследовании использовался контент-анализ, опрос, а также экспертная оценка. Нами разработан опросник, куда вошел определенный блок специальных вопросов, характеризующих общее представление об информационной деятельности студентов, и определенные операции по их выполнению.
Перед выходом на педагогическую практику студентам были прочитаны лекции:
1. Виды информации, используемые в профессиональной деятельности учителя физической культуры.
2. Источники информации необходимые студентам в их профессиональной деятельности, а также каналы получения информации.
3. Документы, регламентирующего характера. Нормативные документы.
Цель лекций позволит сформировать у студентов готовность к информационной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методом самооценки и экспертной оценки была выявлена подготовленность студентов к их информационной деятельности по пятибалльной системе. Полученные данные показали, что самооценка студентов адекватна экспертной оценке, это отражает ре-
альную подготовленность.
Результаты исследования показали, что у студентов еще нет целостного представления о важности информационной деятельности в их дальнейшей работе.
В процессе педагогической практики студентов физической культуры осуществлялась подготовка к информационной деятельности на основании выделенных нами компонентов.
Мотивационно-познавательный компонент готовности к информационной деятельности формировался в процессе учебных, методических и внеклассных видов деятельности, которые заставляли студентов восполнять теоретические проблемы путем обращения к различным источникам информации для выполнения всех видов педагогической деятельности.
Операционно-действенный компонент также формировался в процессе выполнения всех видов работ путем обращения к необходимым документальным источникам информации.
Для диагностики сформированности всех вышесказанных компонентов готовности к информационной деятельности применяя контент-анализ, опрос.
Оценочный компонент позволил осуществить самооценку уровня подготовки студента к информационной деятельности.
За время прохождения педагогической практики у студентов произошли достоверные сдвиги самооценки и экспертных оценок. Наблюдается повышение самооценки студентов на 4,0%, экспертной оценки на 17,2%.
Проверка эффективности выполнения определенных операций по информационной деятельности, контент-анализ тематических планов, поурочных конспектов, написание психолого-педагогических характеристик на учеников, планирование и составление планов по спортивно-массовой и оздоровительной работе, а также сравнительная оценка подтверждают возможность сформировать готовность студентов к информационной деятельности в период прохождения их педагогической практики.
ВЫВОДЫ
1. Установлено, что готовность студентов к информационной деятельности в период педагогической практики представляет собой сложный комплекс, состоящий из мо-тивационно-познавательного, операционно-действенного, оценочного компонентов и является одним из важнейших условий в подготовке и реализации будущих учителей физической культуры.
2. Экспериментально установлено, что прочитанные лекции позволили сформировать готовность студентов к информационной деятельности в период педагогической практики.
3. Педагогическая практика студентов физической культуры необходима для практического овладения определенных умений и навыков по основам информационной деятельности, которая позволит повысить уровень профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, Л.Н. Информация в деятельности преподавателей физической культуры вузов : монография / Л.Н. Акулова, С.С. Михайлов ; Воронежский гос. пед. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2009. - 96 с.
2. Акулова, Л.Н. Готовность к информационной деятельности студентов института физической культуры : методические рекомендации для будущих преподавателей кафедр физического воспитания / Л.Н. Акулова ; Воронежский гос. пед. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 1996. - 10 с.
3. Мануковская, Л.Б. Информационное обеспечение в профессиональной деятельности учителя физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мануковская Л.Н. - Санкт-Петербург, 1996. - 176 с.
4. Филиппов, С.С. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями / С.С. Филиппов, С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Akulova, L.N. and Mikhailov, S.S. (2009), Information in the activities of physical education teachers of higher educational institutions: monograph, publishing house VGPU, Voronezh.
2. Akulova, L.N. (1996), Preparedness for the information activities of students of Institute of physical culture. Guidelines for future teachers of the departments ofphysical education, publishing house VGPU, Voronezh.
3. Manukovskaya, L.B. (1996), Information support ofprofessional activity of teacher ofphysical culture, dissertation, St. Petersburg.
4. Filippov, S.S. and Voronin, S.E. (2001), "Analysis of the use of legal information in the management of physical culture and sports organizations", Theory andpractice of physical culture, No. 4, pp. 44-47
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.04.2017
УДК 796.925
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЫГУНОВ НА
ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА
Александр Евгеньевич Ардашев, кандидат медицинских наук, доцент, Анна Ивановна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»), Евгений Юрьевич Плехов, старший тренер, ФГБУ «Центр спортивной подготовки» (ФГБУ «ЦСП»), г. Москва
Аннотация
В данной работе изучены результаты тестирования физической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина. Рассмотрены квалификационные различия прыгунов на лыжах с трамплина массовых разрядов по уровню физической подготовленности. Проведен сравнительный анализ физической подготовленности спортсменов различных регионов России.
Ключевые слова: стандарт спортивной подготовки, прыжки на лыжах с трамплина, контрольные нормативы, физическая подготовленность, сравнительный анализ.
RESEARCH OF PHYSICAL FITNESS OF JUMPERS IN SKI JUMPING
Alexander Evgenyevich Ardashev, the candidate of medical sciences, senior lecturer,
Anna Ivanovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Evgeny Yuryevich Plekhov, the head coach, Federal State Budgetary Institution "Sports training center", Moscow
Annotation
In this article, the authors have investigated the test results of jumpers' physical fitness in the ski jumping. Qualifying differences of the physical fitness of jumpers in the ski jumping with the general rates have been analyzed in relation to the level of physical readiness. The comparative analysis of the athletes' physical fitness of different regions of Russia has been undertaken.
Keywords: standard of sports training, ski jumping, control rates, physical readiness, comparative analysis.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе управления спортивной подготовкой России наблюдается тенденция к стремительному совершенствованию и обновлению нормативно-