Научная статья на тему 'Методика технической подготовки юных лыжников-прыгунов'

Методика технической подготовки юных лыжников-прыгунов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ТЕХНИКА ПРЫЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зебзеев Виктор Викторович

В статье представлена методика, направленная на совершенствование технической подготовленности юных лыжников-прыгунов. Основой экспериментальной методики являлись специальные упражнения и тренировочные задания, направленные на оптимизацию техники прыжка с трамплина во всех его фазах: разгона, отталкивания, полета и приземления. Анализ соревновательной деятельности лыжников-прыгунов, проведенный в ходе педагогического эксперимента, свидетельствует об эффективности разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зебзеев Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of technical training of young skiers-jumpers

The article presents the methodology aimed at improving the technical training of young ski-jumpers. The basis of the experimental procedure was the special exercises and training assignments aimed at optimizing the technical training in all its phases: acceleration, repulsion, flight and landing. Analysis of the competitive activity of the ski-jumpers conducted in the course of the pedagogical experiment demonstrates the effectiveness of the developed method.

Текст научной работы на тему «Методика технической подготовки юных лыжников-прыгунов»

2. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 years" approved by decree of the Government of the Russian Federation dated December 30, 2015, No. 1493, available at: http://rn.government.ru/docs/21341/.

3. Ilyin, I.A. (1993), Way to evidence, Republic, Moscow.

4. Lykova, T.R. (2014), "Patriotic education in the process of cultural tourism", Culture and education, No. 10, available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362.

5. Petrushkov, A.N. (2009), Organizational and pedagogical bases of patriotic education of youth by means of eco-tourism, dissertation, Moscow.

6. Solovyov, V.S. (1989), "National disaster and public assistance", Compositions, Vol. 1, Sense, Moscow, pp. 450-481.

7. Ushinsky, K.D. (1974), Selected pedagogical works, Vol. 1, Pedagogics, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2016

УДК 796.925

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-

ПРЫГУНОВ

Виктор Викторович Зебзеев, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

г. Чайковский

Аннотация

В статье представлена методика, направленная на совершенствование технической подготовленности юных лыжников-прыгунов. Основой экспериментальной методики являлись специальные упражнения и тренировочные задания, направленные на оптимизацию техники прыжка с трамплина во всех его фазах: разгона, отталкивания, полета и приземления. Анализ соревновательной деятельности лыжников-прыгунов, проведенный в ходе педагогического эксперимента, свидетельствует об эффективности разработанной методики.

Ключевые слова: методика, техника прыжка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p86-91

METHODOLOGY OF TECHNICAL TRAINING OF YOUNG SKIERS-JUMPERS

Viktor Viktorovich Zebzeev, the post-graduate student, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky

Annotation

The article presents the methodology aimed at improving the technical training of young skijumpers. The basis of the experimental procedure was the special exercises and training assignments aimed at optimizing the technical training in all its phases: acceleration, repulsion, flight and landing. Analysis of the competitive activity of the ski-jumpers conducted in the course of the pedagogical experiment demonstrates the effectiveness of the developed method.

Keywords: method, jumping technique, technical training, ski-jumpers.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент в российских прыжках на лыжах с трамплина практически все тренеры ДЮСШ готовят спортивный резерв по методикам 80-х годов, которые несколько устарели и не учитывают современных мировых тенденций развития этого вида спорта. Вследствие этого у некоторых спортсменов, подготовленных по данным методикам и программам, достигших уровня национальной сборной, наблюдаются прочно сформированные изъяны в технике прыжка: неправильные аэродинамические положения тела во время фазы полета, несимметричная и несинхронная работа ног во время фазы

отталкивания на столе отрыва, ошибки при выполнении положения «телемарк» - все это не позволяет показывать нашим прыгунам стабильно высокие результаты на крупнейших соревнованиях [1, 2].

Перечисленные ошибки носят не случайный, а системный, «конвейерный» характер и стали следствием застоя данного вида спорта в девяностых годах в России. Когда за рубежом активно вводились в эксплуатацию трамплины новых профилей, предъявляющие несколько другие требования к технике прыжка, в то время в нашей стране до сих пор 90^95% трамплинов, активно используемых для подготовки, построены в 70-е и 80-е годы. Таким образом, можно наблюдать некоторый дисбаланс: большая часть отечественного спортивного резерва тренируется на устаревших трамплинах, а те немногие прыгуны, которые совершенствуются на современных трамплинных комплексах в г. Чайковский и г. Нижний Тагил, занимаются по устаревшим методикам и программам.

Вместе с тем результаты многих специалистов говорят о том, что неправильно сформированные на ранних этапах подготовки навыки прыжка крайне тяжело поддаются коррекции на последующих этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Более того, в большинстве случаев, попытки тренеров сборной команды России по прыжкам с трамплина исправить такой навык приводят не только не к повышению соревновательного результата, а, наоборот, к его значительному снижению.

Исходя из этого, целесообразно внести коррекцию в существующую отечественную систему подготовки прыгунов на лыжах с трамплина на этапах ранней специализации, поскольку базовые технические компоненты формируются именно у спортсменов начальных и учебно-тренировочных групп.

Целью исследования являлась проверка эффективности экспериментальной методики, направленной на повышение технической подготовленности лыжников-прыгунов 10-12 лет.

МЕТОДИКА

Анализ научно-методической литературы по теме исследования и обобщение практического опыта тренеров-преподавателей СДЮСШОР «Старт» г. Чайковский стали основой для разработки экспериментальной методики, которая апробировалась в условиях педагогического эксперимента, в ходе которого прыгуны экспериментальной и контрольной групп два раза в неделю по 40 мин в течение полугода совершенствовали свою техническую подготовленность. При этом прыгуны ЭГ тренировались по разработанной нами методике, тогда как прыгуны КГ - по стандартной программе СДЮСШОР «Старт».

Содержание экспериментальной методики предусматривает следующую последовательность действий (рисунок 1):

1. Видеосъемка техники прыжка на лыжах с трамплина проводилась с использованием пяти специальных видеокамер Panasonic HC-V730, Panasonic HDC-HS900, Casio EX-2R1000RD в условиях достаточной освещенности с частотой съемки 50 к/с.

2. Обработка результатов видеосъемки и анализ показателей технической подготовленности лыжников-прыгунов. Для видеоанализа кинематики движений прыгунов с трамплина использовалась система видеоанализа «Dartfish», состоящая из видеокамеры и ноутбука с установленным программным обеспечением. На этом этапе происходило сопоставление фактических величин основных показателей прыжковой подготовленности, характеризующих биомеханические особенности аэродинамических положений тела спортсменов во время выполнения прыжка на лыжах с трамплина, с их модельными характеристиками по методике, предложенной А.А. Злыдневым с соавторами (2013) [2, С. 81-84].

3. Выявление ошибок и погрешностей в технике прыжка и объяснения их юным лыжникам-прыгунам. В ходе исследования нами были зафиксированы различные отклонения техники от модельных характеристик угловых показателей различных

аэродинамических положений лыжников-прыгунов в фазах: разгона, отталкивания, полета, приземления и выката.

В связи с этим для повышения эффективности приема информации спортсменами о допущенных ими ошибках, перед каждой прыжковой тренировкой проводились 20-30 мин собрания, на которых тренеры, используя видео подборку материалов с предыдущего занятия, акцентировали внимание занимающихся на наиболее общих погрешностях в технике прыжка. Кроме того, тренеры подсказывали юным лыжникам-прыгунам, каким образом сделать так, чтобы допущенные ошибки в той или иной фазе не повторялись. Данные собрания всегда заканчивались демонстрацией эталонной техники прыжка, выполненного одним из квалифицированных спортсменов.

Выявление ошибок и погрешностей б технике прыжка и объяснение их

юным лыжникам-прыгунам *

Формирование общей пела и конкретных задач технической подготовки лыжников-прыгунов

1

Общий тренировочный план

Тренировочные задания, направленные на совершенствование технической подготовленности лыжников-прыгунов _____— 1—"-----

Объем Интенсивность Направленность

Реализация *

Контроль эффективности

Рис. 1. Алгоритмизированная блок-схема методики, направленной на совершенствование технической подготовленности юных прыгунов на лыжах с трамплина

4. Формирование общей цели и конкретных задач технической подготовки

для каждого лыжника-прыгуна происходило на основании полученной информации об исходном уровне технической подготовленности юных лыжников-прыгунов, их наиболее распространенных ошибках в технике выполнения фазы разгона, отталкивания, полета, приземления и выката. Исходя из этого, подбирались и составлялись комплексы специальных упражнений, направленных на профилактику погрешностей в технике каждой из фаз прыжка.

5. Общий тренировочный план подготовки определял количество и сроки этапов подготовки.

6. Тренировочные задания, направленные на совершенствование технической подготовленности лыжников-прыгунов. Тем спортсменам, у которых были зафиксированы ошибки в фазе разгона, предлагались следующие тренировочные задания и упражнения: 1) принятие стойки разгона на месте; 2) принятие стойки разгона на качающейся доске; 3) отработка разгона с помощью лыжероллеров или роликовых коньков и др.

Лыжникам-прыгунам, у которых были зафиксированы ошибки в фазе отталкивания, предлагались следующие тренировочные задания и упражнения: 1) отталкивание (тренер или другой спортсмен ловит отталкивающегося от пола или возвышения); 2) отталкивание на поролоновые маты; 3) отталкивание через препятствие; 4) отработка отталкивания с помощью роликовой тележки на наклонной плоскости; 5) отработка отталкивания с помощью лонжи и др.

Для оптимизирования угловых характеристик положения тела в фазе полета спортсменам предлагались такие тренировочные задания и упражнения как: 1) отработка полета с помощью направляющей рамки или параллельных брусьев; 2) отработка полета с помощью лонжи; 3) отработка полета с использованием резинового жгута или пружины и др.

Профилактика ошибок в фазе приземления выполнялась при помощи следующих тренировочных заданий: 1) отработка приземления с помощью подкидной доски; 2) принятие стойки приземления под контролем тренера; 3) прыжки с возвышения; 4) принятие положения «телемарк» на качающейся доске; 5) прыжки с возвышения на гимнастическую скамейку; и др.

Спортсменам, в технике прыжка которых были зафиксированы ошибки в фазе выката, предлагались следующие тренировочные задания и упражнения: 1) отработка различных вариантов поворотов на лыжах при спуске с горы; 2) отработка различных вариантов торможения на лыжах при спуске с горы; 3) спуск с горы приземления на прыжковых лыжах в стойке «телемарк» и переход к торможению различными способами.

7. Реализация экспериментальной методики проходила по микро-, мезо- и макроциклам подготовки, предусмотренных тренировочным планом.

8. Контроль эффективности технической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина осуществлялась на основе определения показателей технической подготовленности: сходство показанных угловых характеристик с модельными; оценка за технику выполнения прыжка; дальность полета; результативность соревновательной деятельности. Если по каким-либо причинам фактический результат в прыжках с трамплина не соответствовал запланированному, происходила коррекция подготовки юных лыжников-прыгунов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнение результатов соревновательной деятельности и показателей спортивно-технической подготовленности лыжников-прыгунов до и после эксперимента выявило определенные изменения за период исследования.

Сравнительный анализ результатов спортивно-технической подготовленности (таблица 1) показал, что у спортсменов ЭГ были зафиксированы следующие статистически достоверные приросты результатов к исходному уровню подготовленности (р>0,05): «аэродинамический индекс полета» уменьшился на 21,6%, «коэффициент стабильности прыжка» увеличился на 14,6%, «коэффициент эффективности прыжка» увеличился на 15,7%. В свою очередь, достоверные результаты лыжников-прыгунов КГ оказались несколько ниже и составили: «аэродинамический индекс полета» снизился на 8,6%, «коэффициент эффективности прыжка» увеличился на 6,1%.

Анализ результативности соревновательной деятельности членов контрольной и экспериментальной групп показал, что спортсмены экспериментальной группы за период

применения разработанной нами методики, направленной на совершенствование технической подготовленности, добились более высоких результатов, чем спортсмены контрольной группы (таблица 2).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов спортивно-технической подготовленности

прыгунов на лыжах с трамплина ЭГ и КГ до и после эксперимента (X±g)

№ Показатели До эксперимента После эксперимента А А% Р

1 Аэродинамический индекс полета, мм (Л1=АУ/АХ) ЭГ 0,33±0,02 0,26±0,01 -0,07 -21,2 <0,05

КГ 0,35±0,07 0,32±0,02 -0,03 -8,6 <0,05

2 Коэффициент стабильности прыжка, у. е. (Кст=Ом/Ол) ЭГ 0,89±0,08 0,99±0,02 0,10 14,6 <0,05

КГ 0,95±0,03 0,93±0,04 -0,02 -2,1 >0,05

3 Коэффициент эффективности прыжка, у. е. (Кэф=£О„нд/£Опоб) ЭГ 0,767± 10,02 0,888±7,94 0,121 15,7 <0,05

КГ 0,798±9,82 0,846±8,18 0,048 6,1 >0,05

Табица 2 Анализ показателей соревновательной деятельности прыгунов на лыжах с трамплина ЭГ и КГ до и после эксперимента (трамплин К-40) (Х±с)

№ Показатели До эксперимента После эксперимента А А% Р

1 Длина прыжка (м) ЭГ 32,33±2,19 39,85±1,61 7,52 23,3 <0,05

КГ 32,05±2,19 33,64±2,05 1,59 4,9 >0,05

2 Оценка за длину прыжка (баллы) ЭГ 35,62±7,15 59,52±5,16 23,9 67,1 <0,05

КГ 34,9±6,45 39,74±6,21 4,84 13,8 <0,05

3 Оценка за технику прыжка (баллы) ЭГ 42,5± 1,61 49,37±1,9 6,87 16,2 <0,05

КГ 42,3±1,17 43,94±1,31 1,64 3,8 >0,05

4 Общее количество баллов за прыжок ЭГ 78,12±8,76 101,02±7,06 22,9 29,3 <0,05

КГ 77,21±7,47 83,68±7,53 6,47 8,4 <0,05

Сравнение результатов соревновательной деятельности показало, что у прыгунов экспериментальной группы были зафиксированы статистически достоверные улучшения показателей (p<0,05) в следующих контрольных испытаниях: «длина прыжка» - 23,3%, «оценка за длину прыжка» - 67,1%, «оценка за технику прыжка» - 16,2%, «общее количество баллов за прыжок» - 29,3%. В то время как у прыгунов контрольной группы достоверные приросты результатов к исходному уровню (p<0,05) зафиксированы только в следующих показателях: «оценка за длину прыжка» - 13,8% и «общее количество баллов за прыжок» - 8,4%, остальные зафиксированные изменения результатов оказались статистически недостоверны (p>0,05).

Таким образом, результаты педагогического исследования свидетельствуют об эффективности экспериментальной методики, направленной на совершенствование технической подготовленности юных лыжников-прыгунов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 12 (118). - С. 74-78.

2. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев, А.А. Яковлев [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2013. - 132 с.

REFERENCES

1. Zebzeev, V.V. (2014), "Dynamics of functional state cross-country combinatory within microcycles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 74-78.

2. Sergeev, G.A., Zlydnev, A.A., Yakovlev A.A. et al. (2013), Methods of developing comprehensive programs prepare regional national teams qualified athletes to four-year cycle of training (for

example, cross-country combinatory RF), National State University of Physical Culture, Sport and Health P.F. Lesgaft, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.12.2015

УДК 796.925

МОРФОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

Владимир Викторович Зебзеев, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Сергеевна Зданович, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Викторович Зебзеев, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

г. Чайковский

Аннотация

В статье представлена попытка систематизации существующих способов и подходов в оценке техники прыжка на лыжах с трамплина. Представлены возможности использования инновационного подхода, основанного на ряде морфологических показателей.

Ключевые слова: морфология, техника, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p91-95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MORPHOLOGY AS INNOVATIVE APPROACH TO THE EVALUATION OF JUMPING TECHNIQUES IN SKI JUMPING

Vladimir Viktorovich Zebzeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Sergeevna Zdanowich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Viktorovich Zebzeev, the post-graduate student, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky

Annotation

The article presents the attempt to systemize the methods and approaches to the assessment of the jump technique in the ski jumping. The authors presented also the possibilities of using the innovative approach which is based on the several morphological characteristics.

Keywords: morphology, technique, ski jumping, Nordic combined.

ВВЕДЕНИЕ

В теории и практике спорта специалисты и тренеры постоянно осуществляют поиск эффективных путей достижения высоких спортивных результатов с наименьшими затратами времени и труда спортсменов и тренеров. Решение данной задачи значительно усложняется постоянным возрастанием требований, предъявляемых к спортсменам, обострением конкуренции на международной арене, увеличением интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Все это требует дальнейшего совершенствования системы подготовки спортсменов в различных видах спорта в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса [2, 4, 7].

В настоящее время одним из перспективных направлений в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье является изучение вопросов, связанных с контролем показателей техники прыжка спортсменов. В связи с этим многие специалисты осуществляют постоянный анализ соревновательных упражнений, выполняемых ведущими спортсменами мира, позволяющий выявить какие-то новые тенденции в развитии техники прыжков на лыжах с трамплина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.