2003. - С. 253-254.
7. Чувалов, Е.В. Ушу таолу : учебная программа для ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ / Е.В. Чувалов, А.А. Федякин. - Сочи : [б.и.], 2003. - 53 с.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Programming and organization of training, Physical culture and sport, Moscow.
2. Godik, M.A (1988), Sports metrology: tutorial for institutes ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.
3. Diachkov V.M. (1984), "Target parameters of management of technical and physical improvement of the athletes specialize in high-speed strength sports", Methodological problems of improvement of system of sports training of the qualified athletes. Collection of scientific works, Moscow, pp.85-110.
4. Zatsiorsky, V.M. (1970), Physical abilities of athletes, Physical culture and sport, Moscow.
5. Chuvalov, E.V. (2003), Physical training of the athletes who are engaged Wushu Taolu and way of its improvement, dissertation, St. Petersburg.
6. Chuvalov, E.V. and Fedyakin, A.A. (2003), "The analysis of physical fitness of the highly skilled athletes doing Wushu", VII International scientific congress "Modern Olympic Sport and Sport for All", Volume 3, SportAcademPress, Moscow, pp 253-254.
7. Chuvalov, E.V. and Fedyakin, A.A. (2003), Wushu Taolu. The training program for sports school, Sochi.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2017
УДК 796.071.4
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Людмила Борисовна Мануковская, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В статье рассмотрен уровень компетентности по основам информационной деятельности учителя физической культуры. В результате педагогического эксперимента были выявлены возможности совершенствования информационной деятельности учителя физической культуры. Определены пути и способы увеличения времени отводимого на работу с информацией учителя физической культуры для выполнения определенных видов деятельности.
Ключевые слова: информация, информационная деятельность, учитель физической культуры.
STUDY OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION ACTIVITIES OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE
Lyudmila Borisovna Manukovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The article describes the level of competence in the basics of information activities of the teacher of physical culture. The result of the pedagogical experiment was the identification of opportunities of improvement of information activities of the teacher of physical culture. The ways and means of increasing the time allotted to work with information have been found for the physical education teacher to perform certain activities.
Keywords: information, information activities, teacher of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Интересы развития общества на современном этапе требуют качественных изменений в сфере образования, и одной из задач является повышение роли информации в профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Информационная деятельность специалистов по физической культуре является разновидностью труда, который выполняется с целью эффективного развития поставленной задачи, как правило, педагогической, и заключается в сборе аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах социальной информации [5]. Сложная структура профессиональной деятельности педагога физической культуры требует хорошей информированности от них для осуществления всех видов работы, которые имеют свои специфические особенности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в общеобразовательных школах города Воронежа. Всего было опрошено 202 учителя физической культуры. Организация опроса осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе было проведено пилотажное исследование методов и техники сбора информации. Оно позволило конкретизировать и улучшить пункты в анкете, убедиться в измерительных индикаторах, уточнить технику опроса.
На втором этапе проведено полевое исследование, которое обеспечило сбор основного материала.
На третьем этапе осуществлялась обработка полученных опросных анкет: их тщательный просмотр по полноте заполнения, не полностью заполненные анкеты, отбраковывались.
На четвертом этапе проводилась обработка данных по стандартным программам в вычислительном центре Воронежского государственного педагогического университета.
На пятом этапе анализировались полученные данные.
На первом этапе регистрация рабочего времени проводилась путем его протоколирования по заданным признакам. Каждому учителю физической культуры были вручены листы самофотографии. По вопросу фиксировались данные о том, сколько времени фактически затратили они на использование информации для видов деятельности. Листы самофотографии рабочего времени были обеспечены письменной инструкцией по их заполнению. Всего было собрано 60 самофотографий рабочего времени от 30 учителей г. Воронежа. Каждый учитель выполнял по одной самофотографии рабочего времени за неделю.
После первого этапа заполнения листов самофотографии рабочего времени учителям экспериментальной группы был прочитан спецкурс лекций по теме «Основы информационного обеспечения в профессиональной деятельности учителя физической культуры». В контрольной группе лекции не читались.
На втором этапе также были даны листы самофотографии, где учителя еще раз отвечали на вопросы, которые отражены в листах самофотографии рабочего времени.
Обработка полученных данных осуществлялась путем вычисления среднего времени по отдельным разделам и отдельно по этапам. По формуле ^критерия Стьюдента было определено, намного ли изменился показатель времени работы с информацией.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учителям физической культуры было предложено в анкете указать время, затраченное на использование информации для видов деятельности в течение недели. Исследование проводилось в два этапа.
Результаты первого этапа показали, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе затраты времени на работу с информацией по видам деятельности хозяй-
ственной, пропагандистской и коммуникативной недостаточно. Больше внимания учителя уделяют информации для проведения учебной, учебно-методической, физкультурно-массовой и оздоровительной видам работы.
В среднем суммарное время после первого этапа исследования в контрольной группе составило 12 часов 24 минуты, а в экспериментальной - 12 часов 32 минуты. Если сравнивать разницу в суммарном времени, то она практически отсутствует.
Результаты исследования второго этапа (рисунки 1, 2) показали, что в контрольной группе наблюдается уменьшение затрат времени на использование информации для хозяйственной и тренерской деятельности, но увеличивается на повышение профессионального мастерства.
1 - учебная; 2 - учебно-методическая; 3 - физкультурно-массовая и оздоровительная; 4 - воспитательная; 5 - повышение профессионального мастерства; 6 - тренерская; 7 - хозяйственная; 8 - пропагандистская; 9 - коммуникативная.
Рисунок 1 - Время, затрачиваемое учителями контрольной группы на виды деятельности в течение недели
В среднем суммарное время в контрольной группе составляет 12 часов 50 минут, то есть увеличилось.
1 - учебная; 2 - учебно-методическая; 3 - физкультурно-массовая и оздоровительная; 4 - воспитательная; 5 - повышение профессионального мастерства; 6 - тренерская; 7 - хозяйственная; 8 - пропагандистская; 9 - коммуникативная
Рисунок 2 - Время, затрачиваемое учителями экспериментальной группы на виды деятельности в течение недели
В экспериментальной группе после второго этапа увеличиваются затраты времени на использование информации для повышения профессионального мастерства, коммуникативной деятельности. На все основные виды деятельности также наблюдается увеличение затрат времени на использование информации. Среднее суммарное время в экспериментальной группе - 14 часов 20 минут.
С помощью ^критерия Стьюдента определено, что по результатам измерений различия существенны (р<0,5). Из вышесказанного можно заключить, что учителя физической культуры на работу с информацией для выполнения педагогической деятельности в течение недели затрачивают в среднем 14 часов 20 минут, что составляет более 2-х часов в день. Таким образом, прочитанный спецкурс активизировал информационную деятельность учителей физической культуры, вызвал у них определенный интерес и потребность
к информации, используемой в различных видах работ.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило в сравнительном плане рассмотреть:
1) возможности повышения информационной деятельности учителя физической культуры;
2) сформировать у них целостное представление о необходимости использования информации в своей профессиональной деятельности;
3) повысить уровень компетентности по основам информационной деятельности (получить знания о различной информации, используемой для выполнения видов работ, умении выбрать наиболее рациональный метод поиска для получения сведений об интересующей литературе).
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, Л.Н. Информация в деятельности преподавателей физической культуры вузов : монография / Л.Н. Акулова, С.С. Михайлов ; Воронежский гос. пед. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2009. - 96 с.
2. Акулова, Л.Н. Информационное обеспечение по формированию знаний и умений, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов педагогического вуза и их профессионально-прикладная физическая подготовка / Л.Н. Акулова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 9. - С. 115-119.
3. Мануковская, Л.Б. Информационное обеспечение в профессиональной деятельности учителя физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мануковская Л.Б. - Санкт-Петербург, 1996. - 176 с.
4. Мануковская, Л.Б. Информационные потребности в профессиональной деятельности учителя физической культуры / Л.Б. Мануковская, Л.Н. Акулова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 118-120.
5. Филиппов, С. С. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями / С.С. Филиппов, С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Akulova, L.N. and Mikhailov, S.S. (2009), Information in the activities of physical education teachers of higher educational institutions, monograph, VGPU, Voronezh.
2. Akulova, L.N. (2013), "Information support for the formation of knowledge and skills aimed at the preservation and strengthening of health of students of pedagogical universities and their professional-applied physical preparation", Socio-economic phenomena and processes, No. 9, pp. 115-119.
3. Manukovskaya, L.B. (1996), Information support ofprofessional activity of teacher ofphysical culture, dissertation, St. Petersburg.
4. Manukovskaya, L.B. and Akulova, L.N. (2017), "Information needs in the professional activity of the teacher of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 118-120.
5. Filippov S.S. and Voronin, S.E. (2001), "Analysis of the use of legal information in the management of physical culture and sports organizations", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 44-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.10.2017