Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности скоростно-силовой подготовленности спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу таолу'

Индивидуальные особенности скоростно-силовой подготовленности спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу таолу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / УШУ ТАОЛУ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Павел Дмитриевич

Определены особенности скоростно-силовой подготовленности спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу-таолу. Построены профили физической подготовленности спортсменов одной спортивной квалификации на основе Т-шкалы. Это позволяет оптимизировать направленность и индивидуальную величину тренировочной нагрузки в зависимости от особенностей индивидуального уровня физической подготовленности каждого спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Павел Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual specifics of speed and strength preparedness of sportsmen aged 8-12 years old attending Wushu Taolu

Direct specifics of speed and strength efficiency among sportsmen aged 8-12 years old, attending Wushu Taolu, have been determined. Physical preparedness profiles have been built up for the sportsmen of certain sport qualification following the T-scale. It allows optimizing the orientation and individual size of the training load depending on the features of individual level of physical fitness of each athlete.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности скоростно-силовой подготовленности спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу таолу»

окончании обучения показали высокий уровень сформированности экономической компетенции. В контрольной группе экономическая компетенция сформирована менее чем у 9% студентов.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день компетентный выпускник учебного заведения, должен разбирается не только в узком конкретном виде своей профессиональной деятельности, но и обладать широким кругозором, знать особенности и специфику своей профессии, уметь правильно и грамотно принимать необходимые решения и их реализовывать. Иными словами, компетентный работник это не тот, который в совершенстве владеет только одной компетенцией, а тот, у кого сформирован комплекс компетенций, необходимых при выполнении определенного спектра работ по той или иной специальности. Одной из составляющих этого комплекса профессиональных компетенций будущих менеджеров по физической культуре и спорту является экономическая компетенция, состоящая из трех основных модулей.

Для эффективного развития экономической компетенции были разработаны дидактические материалы, применяемые в процессе обучения студентов в физкультурном вузе:

- учебно-методические комплексы по экономическим дисциплинам социально-экономического и профессионального циклов;

- практические задания для расчета экономических показателей; методические рекомендации, указания и практикумы по циклу профессиональных дисциплин;

- мультимедийное сопровождение лекционных и практических занятий.

Использование дидактических материалов позволяет формировать не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, позволяющие получить опыт решения проблемных ситуаций экономического характера, возникающих в процессе управления спортивной организацией. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об эффективности разработанной модели развития экономической компетенции спортивных менеджеров и необходимости ее применения в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза, обучающихся по профилю «менеджмент в физической культуре и спорте».

ЛИТЕРАТУРА

1. Перевезин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. - М. : Советский спорт, 2004. - 416 с.

REFERENCES

1. Pereverzin I.I. (2004), The art of sports management, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: gced@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

УДК 796.85

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 8-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ УШУ

ТАОЛУ

Павел Дмитриевич Макаров, тренер, Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа олимпийского резерва № 2,

г. Сочи

Аннотация

Определены особенности скоростно-силовой подготовленности спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу-таолу. Построены профили физической подготовленности спортсменов одной

спортивной квалификации на основе Т-шкалы. Это позволяет оптимизировать направленность и индивидуальную величину тренировочной нагрузки в зависимости от особенностей индивидуального уровня физической подготовленности каждого спортсмена.

Ключевые слова: спортсмены, ушу таолу, скоростно-силовая подготовленность, направленность и интенсивность нагрузки.

INDIVIDUAL SPECIFICS OF SPEED AND STRENGTH PREPAREDNESS OF SPORTSMEN AGED 8-12 YEARS OLD ATTENDING WUSHU TAOLU Pavel Dmitrievich Makarov, the coach,

Municipal Budgetary Institution Sports School of the Olympic Reserve №2, Sochi

Annotation

Direct specifics of speed and strength efficiency among sportsmen aged 8-12 years old, attending Wushu Taolu, have been determined. Physical preparedness profiles have been built up for the sportsmen of certain sport qualification following the T-scale. It allows optimizing the orientation and individual size of the training load depending on the features of individual level of physical fitness of each athlete.

Keywords: athlete, Wushu Taolu, speed and strength efficiency, targeting and rate of loading.

ВВЕДЕНИЕ

В научно-методической литературе многими авторами подчеркивается, что высокий уровень развития скоростно-силовых способностей положительно сказывается на физической и технической подготовленности спортсменов, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени [1, 3-7 и др.]. Поэтому, разумно предположить, что выявление и учет индивидуальных особенностей уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов, 8-12 лет, занимающихся ушу - таолу, позволит повысить эффективность учебно-тренировочных занятий, улучшить специальную физическую подготовленность занимающихся.

Целью настоящего исследования явилось выявление и научное обоснование возможности использования индивидуальных особенностей скоростно-силовой подготовленности спортсменов для улучшения специальной физической подготовленности.

УЧАСТНИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились на кафедре «Теории и методики борьбы, тяжелой атлетики и бокса» в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». В экспериментальных исследованиях приняли участие, спортсмены, различной спортивной квалификации: - 6 кандидатов в мастера спорта, 10 спортсменов 1 разряда, 55 спортсменов массовых разрядов. Для анализа особенностей индивидуального уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу таолу, использовали пропорциональную Т-шкалу [2, с. 41]. Данный подход обусловлен тем обстоятельством, что результаты тестов имели разные единицы измерений и поэтому невозможно определить, какой из них более высокий, а какой результат, значительно отстает. Поэтому была использована система оценок и результаты тестов были переведены в баллы.

Сравнительный анализ профиля физической подготовленности двух спортсменок 12 лет, одной спортивной квалификации (второй спортивный разряд), характеризующий особенности индивидуального уровня подготовленности (рисунок), позволяет наглядно, продемонстрировать, выявленные особенности скоростно-силовой подготовленности. Индивидуальные особенности спортсменок, характеризующие уровень физической подготовленности, характеризуются значительными отличиями в оценке результатов следующих тестов: - результат в челночном беге 3*10 м у спортсменки Б-ва (43,3), оценивается, как низкий, а результат спортсменки С-ва (57,8), оценивается, как высокий; - резуль-

тат в двойном прыжке в длину с места у спортсменки Б-ва (42,9), оценивается, как низкий, а результат спортсменки С-ва (57,1), оценивается, как высокий; - количество подниманий ног из виса на гимнастической стенке в положение "угол", характеризует силовую выносливость и оценивается у спортсменки Б-ва (44,9), как средний, а результат спортсменки С-ва (66,9), оценивается, как высокий; - время выполнения пяти приседаний на одной ноге у спортсменки Б-ва (37,6), можно оценить, как низкий уровень развития силовых способностей, а результат спортсменки С-ва (49,3), оценивается, как средний.

66,9

70 60 50 40

30 20

57,8

51,1

37,0

41,0

47,0

43,3

53,7 54,8 54,3

57,1

57,1

42,9

44,9

49,3

37,6

4 5

□ Б-ва ШС-ва

Рисунок - Оценка индивидуального уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменок массовых разрядов (1 - бег 10 м с высокого старта; 2 - быстрота одиночного движения; 3 - челночный бег 3x10 м; 4 - прыжок вверх с места; 5 - прыжок вверх с одного шага разбега; 6 - двойной прыжок в длину с места; 7 - поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение "угол"; 8 - пять приседаний на одной ноге)

Уровень развития скоростно-силовых способностей спортсменок, по результатам в прыжке вверх с места и в прыжке вверх с одного шага разбега, могут быть оценены, как средний. Уровень достижений спортсменок в беге на 10 м с высокого старта оценивается, как низкий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно констатировать, что спортсменки одной спортивной квалификации, при однонаправленном профиле подготовленности, имеют существенные индивидуальные отличия в уровне физической подготовленности, особенно в тестах характеризующих силовой компонент. Следовательно, основным направление улучшения физической подготовленности спортсменок, должно быть акцентированное развитие силовых способностей, а вместе с этим, необходимо уделять повышенное внимание отстающим сторонам подготовленности, в частности, скоростным способностям. Это позволит повысить спортивное мастерство, оптимизировать структуру подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

2. Годик, М.А. Спортивная метрология : учебник для институтов физ. культуры / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

3. Дьячков, В.М. Целевые параметры управления технико-физическим совершенствованием спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта / В.М. Дьячков // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сборник научных трудов. - М. : [б.и.], 1984. - С. 85-110.

4. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М. : Физическая культура и спорт, 1970. - 200 с.

5. Чувалов, Е.В. Физическая подготовка спортсменов, занимающихся ушу-таолу и пути ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Чувалов Евгений Владимирович. -СПб., 2003. - 23 с.

6. Чувалов, Е.В. Анализ физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов, занимающихся ушу / Е.В. Чувалов, А.А. Федякин // VII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Том 3. - М. : СпортАкадемПресс,

2003. - С. 253-254.

7. Чувалов, Е.В. Ушу таолу : учебная программа для ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ / Е.В. Чувалов, А.А. Федякин. - Сочи : [б.и.], 2003. - 53 с.

REFERENCES

1. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Programming and organization of training, Physical culture and sport, Moscow.

2. Godik, M.A (1988), Sports metrology: tutorial for institutes ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.

3. Diachkov V.M. (1984), "Target parameters of management of technical and physical improvement of the athletes specialize in high-speed strength sports", Methodological problems of improvement of system of sports training of the qualified athletes. Collection of scientific works, Moscow, pp.85-110.

4. Zatsiorsky, V.M. (1970), Physical abilities of athletes, Physical culture and sport, Moscow.

5. Chuvalov, E.V. (2003), Physical training of the athletes who are engaged Wushu Taolu and way of its improvement, dissertation, St. Petersburg.

6. Chuvalov, E.V. and Fedyakin, A.A. (2003), "The analysis of physical fitness of the highly skilled athletes doing Wushu", VII International scientific congress "Modern Olympic Sport and Sport for All", Volume 3, SportAcademPress, Moscow, pp 253-254.

7. Chuvalov, E.V. and Fedyakin, A.A. (2003), Wushu Taolu. The training program for sports school, Sochi.

Контактная информация: Pash.Mak@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2017

УДК 796.071.4

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Людмила Борисовна Мануковская, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж

Аннотация

В статье рассмотрен уровень компетентности по основам информационной деятельности учителя физической культуры. В результате педагогического эксперимента были выявлены возможности совершенствования информационной деятельности учителя физической культуры. Определены пути и способы увеличения времени отводимого на работу с информацией учителя физической культуры для выполнения определенных видов деятельности.

Ключевые слова: информация, информационная деятельность, учитель физической культуры.

STUDY OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION ACTIVITIES OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Lyudmila Borisovna Manukovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh

Annotation

The article describes the level of competence in the basics of information activities of the teacher of physical culture. The result of the pedagogical experiment was the identification of opportunities of improvement of information activities of the teacher of physical culture. The ways and means of increasing the time allotted to work with information have been found for the physical education teacher to perform certain activities.

Keywords: information, information activities, teacher of physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.