Научная статья на тему 'Движения человека в подвижной среде'

Движения человека в подвижной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА / БИОМЕХАНИКА ЧЕЛОВЕКА / БАЛЛИСТИКА И КРОВОТОК / ОНТОГЕНЕЗ СИСТЕМЫ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маскаева Татьяна Юрьевна, Урываев Юрий Викторович

Современный человек, с детства привыкший к комфорту, особенно профессионал, вынужден проводить сравнительно большую часть своей жизни в подвижной среде машине, поезде, самолете, корабле. Физическая культура является основой преодоления физических факторов общей массы и пропорций своего тела, температуры среды, притяжения земли и сопротивления воды и ветра, состава вдыхаемого воздуха путём рациональных движений, радуя себя и других гармонией и красотой тела, своими возможностями владеть духом и телом. Физкультура быстро и эффективно сравнительно со спортом способна разумно организовать мышечные и духовные силы человека, помогает выдерживать интеллектуальные нагрузки в современной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маскаева Татьяна Юрьевна, Урываев Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movements of human in mobile milieu

Our contemporaries, used to amenities from their childhood, especially experts, are forced to spend a significant part of their lives in a mobile milieu car, train, plane, ship. Physical culture is a good basis for overcoming physical factors overall weight and body proportions, ambient temperature, gravitation, wind, water, inhaled air composition by means of rational movements, enjoying harmony and beauty of the body, ability to master the spirit and the body. Physical culture unlike athletics is able to promptly and effectively restore mental and muscular activity and help withstand intellectual pressure in modern environment.

Текст научной работы на тему «Движения человека в подвижной среде»

оценка тренажеров и технических средств обучения в их деятельности учителя может только снизить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Всего 15,2% опрошенных респондентов проявляет интерес к экономической, политической, правовой тематике. В связи с тем, что социальная значимость педагогического труда учителя физической культуры связана с подготовкой будущих специалистов для всех сфер народного хозяйства, они обязаны обладать широким кругозором. Таким образом, на наш взгляд, учителю необходимо пересмотреть свое отношение к информационным материалам, связанным с социальной информацией.

ВЫВОДЫ

На информационные потребности учителей физической культуры влияет специфика профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим, в деятельности учителей профессионально значимая информация и качество профессиональной деятельности находятся в диалектическом взаимодействии, становясь то причиной, то следствием. Содержание социальной ответственности учителей формируется под воздействием потребностей общественного развития: социально-экономических, политических, духовных. Отсюда растут и информационные потребности учителей во всех видах социальной информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова, Л.Н. Информация в деятельности преподавателей физической культуры вузов : монография / Л.Н. Акулова, С.С. Михайлов. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2009. - 96 с.

2. Мануковская, Л.Б. Информационное обеспечение в профессиональной деятельности учителя физической культуры : дис... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мануковская Людмила Борисовна. - СПб., 1996. - 176 с.

3. Филиппов, С.С. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями / С.С. Филиппов, С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 44-47.

REFERENCES

1. Akulova, L.N. and Mikhailov, S.S. (2009), Information in the activities of physical education teachers of higher educational institutions, monograph, VGPU, Voronezh.

2. Manukovskaya, L.B. (1996), Information support ofprofessional activity of teacher ofphysical culture, dissertation, St. Petersburg.

3. Filippov, S.S. and Voronin, S.E. (2001), "Analysis of the use of legal information in the management of physical culture and sports organizations", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 44-47.

Контактная информация: lu56@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2017

УДК 796.01

ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОДВИЖНОЙ СРЕДЕ

Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Институт экономики и финансов. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, г. Москва, Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация

Современный человек, с детства привыкший к комфорту, особенно профессионал, вынужден проводить сравнительно большую часть своей жизни в подвижной среде - машине, поезде, са-

молете, корабле. Физическая культура является основой преодоления физических факторов - общей массы и пропорций своего тела, температуры среды, притяжения земли и сопротивления воды и ветра, состава вдыхаемого воздуха - путём рациональных движений, радуя себя и других гармонией и красотой тела, своими возможностями владеть духом и телом. Физкультура быстро и эффективно сравнительно со спортом способна разумно организовать мышечные и духовные силы человека, помогает выдерживать интеллектуальные нагрузки в современной среде.

Ключевые слова: движения человека, биомеханика человека, баллистика и кровоток, онтогенез системы движений.

MOVEMENTS OF HUMAN IN MOBILE MILIEU

Tatyana Yurievna Maskayeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

department chair,

Institute of Economy and Finance, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow, Yury Viktorovich Uryvaev, the doctor of medical sciences, professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow

Annotation

Our contemporaries, used to amenities from their childhood, especially experts, are forced to spend a significant part of their lives in a mobile milieu - car, train, plane, ship. Physical culture is a good basis for overcoming physical factors - overall weight and body proportions, ambient temperature, gravitation, wind, water, inhaled air composition - by means of rational movements, enjoying harmony and beauty of the body, ability to master the spirit and the body. Physical culture unlike athletics is able to promptly and effectively restore mental and muscular activity and help withstand intellectual pressure in modern environment.

Keywords: Human movement, biomechanics of humans, ballistics and circulation, ontogenesis of movements systems.

ВВЕДЕНИЕ

Слово «движение» меняло смысл на протяжении веков. Пустота заполнилась атомами (Левкипп, V век до н.э.) и в теперешнем понимании из умозрительного превратилась в материальное благодаря совершенствованию методик. Биологический термин «движение» наполнился физическими и химическими смыслами, особенно после открытий 17-19 столетий. Это понимание начинает входить и в физкультуру, спорт. Однако сейчас устаревшие представления задерживают обучение, аксиоматизируют привычные методы преподавания.

Важная форма движения - естественное развитие человека показалось медленным, и обучать стали с помощью педагогов (др.-греч. лай; - ребёнок, аую - веду, раб Древней Греции). Появились школы (др.-греч. схоХ^, схоХа - досуг, занятие) с благой целью обучать на досуге, играя, полезным навыкам. Однако обучение в греческих школах с прохаживающимся учителем и несколькими студентами (лат. studens - усердно работающий) за века превратилось в «группы», замкнутые в удобном помещении с преподавателем перед дюжиной склоненных голов учащихся. Движения учеников древности превратились в фиксированную позу, сходную с командой «смирно» и неизбежной гиподинамией, венозным застоем, снижением кровотока и сигнализации от малоактивных скелетных мышц и уменьшением мозговой активности. Только в последнее время предполагается повышение роли физкультуры в программах средних и высших учебных заведений.

Биология движения волнует пассажиров и водителей любого транспорта авто-, авиа-, железнодорожного, морского. Ведь рукотворные машины давно стали умнее своих создателей [4]. Противоядие грозным машинам создала природа - движение тела и мысли.

В современном обществе обучение студентов и переучивание выпускников транспортных вузов являются ключевыми для повышения эффективности восприятия IT знаний и навыков. Психофизиологическое состояние студента слабо отражено в стандартах

высшего образования, хотя учиться и переучиваться легче человеку, подготовленному к труду и закаленному физкультурой.

Проблема диспропорции биологической эволюции человека и технической революции

Жизнь любого существа невозможна без движения в широком смысле слова - метаболизма и обновления клеток, сокращения и расслабления последних, движения крови, лимфы и других жидкостей, динамики диаметра, длины и толщины стенок сосудов, величины зрачка, положения желудка, кишечника и других внутренних органов, движений тела и перемещения человека в среде. Движения появились и совершенствовались в эволюции как средство приспособления к среде.

Прогресс (лат. движение вперёд) человечества происходит неравномерно. Мысль и дело конкурируют постоянно, создавая неоднородность общества. Одни страны и племена прогрессируют быстро, другие медленно, третьи до сих пор остаются в диком состоянии. Талантливые, гениальные, выдающиеся люди появляются вследствие генетической селекции, нередко случайной [12]. Неоднородность и самостоятельность (саморазвитие «ингредиентов») сообщества, среды людей характеризуется многофакторной зависимостью от среды [16], вероятностной недетерминированностью.

Древние моряки, плавая на упавших деревьях, изобрели весло, а несколько человек с веслами уже управляли первыми челнами. Собак впрягли в сани, лошадей, падавших при качке, еще в 3 веке до н.э. заменили быками. Парус появился на лодках. Очередной «рывок» технического прогресса (19-20 век) ознаменовался созданием поезда, самолета, корабля, автомобиля и т. д.

Поезд - связанные повозки [15], затем поставленный на рельсы локомотив и вагоны образовали поезд. Деревянный «самолет» с бензиновым двигателем братьев Райт [Wright, 1903] взлетел с рельсов за счет встречного ветра. Сила духа гардемарина А.Ф. Можайского подтолкнула подняться в воздух на воздушном змее (1873).

Прогресс общества есть соотношение выдающихся людей и создаваемой ими новой техники, облегчающей жизнь остальных. Гении в борьбе за идею быстрее стареют, чем успевают насладиться их плодами люди.

Революционное внедрение технических средств передвижения начала 19 в. ознаменовало новый этап эволюции людей - неподвижных в движущейся среде homo immo-bilis in mobile [5].

Избыточная интеллектуальная нагрузка людей образованных не оставляла времени для подвижных игр, но требовала выхода страстей. Феномен упоения зрителей победами в кровавых игрищах рабов подобен стимуляции своего мозга через электроды. Множатся способы прослыть, прогреметь, прославиться / ославиться в компьютерной игре, бравада подростков на электричке, башне, демонстративное поведение актера на сцене, варианты нарциссизма [13].

Сущность подобной эмоционально-психологической окраски реальности - изменение значения мышечной сигнализации деятельности. И сейчас в Европе есть группы людей сильно отличающиеся от соседей традициями, ритмом жизни, эмоциями, морально-этическими нормами. Отличия достигают порога и проблема отставания прогресса биологического от темпов совершенствования технологий, плодов ума человека вырастает в протест, бунт. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» А. Вознесенский

Промышленная революция, заменившая труд отдельных рабочих на совместную работу больших групп, усилила развитие общественного транспорта и объединение интересов лиц с одинаковыми профессиональными навыками и заболеваниями.

ДВИЖЕНИЯ: СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Простая природа движений живых существ упрятана глубоко. Прямое обучение повторением обманчиво, а практика порочна, поскольку при быстротечности движения

повторить увиденное сильно затруднено.

Ясность природы движения, напряжение одних мышц и расслабление других у танцоров, борцов, др., украшающих стены пещер, полотнах художников и современных научных иллюстрациях иллюзорна.

Движение - основной элемент системы, выполнение замысла и поддержания жизни. Функциональная система вовлекает колебания жизнедеятельности малых и больших структур в единый ритм [1].

Видимые движения - результат поэтапного преобразования напряжения скелетных мышц, вызванного активацией мозга. Скорость процессов ЦНС на порядки выше видимых движений и сравнима с процессами возбудимых (нейронов, миоцитов) и метаболизмом невозбудимых (эпителиальных, соединительных) клеток, вовлекаемых в движение.

Приподнятое над опорой или погруженное в воду тело с симметричным скелетом и конечностями ускоряют передвижение тела человека - ползание, ходьбу, полет, плавание, раскачивая внутренние органы. Движения верхней части туловища особенно разнообразны.

Замысел, цель движения определяет скорость, направление, темп движения. Тип среды и свойства - плотность, наклон, неровности земли, волны, ветер, температура, воздух, давление задают конкретные планы решения и формы движений. Перемещение массы тела или его частей требует преодоления сопротивления, зависимого от положения тела. Сопротивление движению оказывает гравитация и среды - воздуха, воды. В космосе сопротивление исчезает.

Движение начинается с создания опоры, т. е. позы, положения тела, координации напряжения скелетных мышц [1, 6, 10].

Биомеханика делит органы на вызывающие движение («пружина») и «пассивную массу», толкаемой «пружиной» (баллистические, греч. ballo -бросаю). В «физической массе» всего организма движение изменяет течение крови, лимфы, ликвора, межклеточной жидкости. Длительное и сильное инерционное движение опасно для жизни, в первую очередь мозга, сердца, почек, др.

Закономерности биомеханики и баллистики действуют при размашистых движениях рук или ног. В конечностях автономная нервная система точно и локально регулирует ток жидкостей. Сокращения мышц есть упорядоченная активность соматических и симпатических нервов, поддерживающих кровоток. Замысел, подготовка к движению регулирует общий кровоток, пропорционально объему предстоящего движения. Местная саморегуляция органов и тканей при движении стимулирует кровоток периодическим накоплением метаболитов - СО2, Н+, К+, расщепленных нуклеотидов, аденозина, др.

Отдельные движения упорядочены в организме как самостоятельные и взаимосвязанные в единую систему внутренней среды, мышечно-суставной и кожной сигнализации перемещений и интероцепции [9]. Функциональная система определяет место, «адрес» мелкого и крупного элемента, в том числе первичных и вторичных движений [9, 14]. Локальные процессы гомеостазиса осуществляются за счет саморегуляции. Одиночные сокращения становятся слитными (тетанус, A.C. Guyton, 2005). Движения «саморегулируются» системно и регионально на фоне непрерывно функционирующих и новых клеток, строящих крупные структуры.

Мозговые механизмы регуляции движений образуют разные ритмы «сенсорных» и «моторных» областей мозга. Установлены важные факты образования условно-рефлекторных движений ЭЭГ, волна ожидания (предстоящего движения), потенциалы подготовки и завершения движения, после окончания сокращения преобразующийся в позитивный потенциал теменно-височных зон противоположного полушария [17].

Толчковая нога, ведущая рука, глаз, ухо, асимметричные внутренние органы и их сосудистые и нервные связи образуют функциональную систему.

Интерорецепция (лат. inter - внутренний, recepcio - восприятие) - поток возбуждений от рецепторов кровеносных сосудов, оболочек, тканей и органов грудной и брюшной полости, желез внутренней секреции.

Системная регуляция осуществляется на разных уровнях, периферических и центральных, объединяющиеся для жизни в среде, частных задач адаптации.

ОНТОГЕНЕЗ: «ВЕЧНОЕ» ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДА

«Физически никакой материи нет вообще. Всё и каждое образовано из колебаний». М. Планк.

Эволюцию системной организации движений отражает онтогенез каждого организма с общими и индивидуальными особенностями сноровки, опыта, пола и возраста. Дефекты развития движений особенно заметны у быстро растущих подростков вследствие нарушений онтогенеза, начиная с зиготы, определяющей развертывание структур и свойств ребенка. Развитие эмбриона в матке регулируется генетически, т.е. соотносит форму, размеры и период появление тех или иных структур и признаков ко времени после зачатия или рождения. Высокий метаболизм детей, череда циклов клеток, специализации и миграции их на короткие, как в мозге или длинные, как конечностях, расстояния, в первую очередь мышечных (скелетных, гладких, сердечных). Запасы (пулы, т.е. скопления множества одинаковых по конечному назначению) клеток распределены по телу и «обеспечивают» материалом увеличение размеров тела. Пулы «выпускают» клетки по мере надобности в «нужном месте» тела. Процессы увеличения клеточной, тканевой и органной структур тела точно соответствуют «потребностям», регулируются. Клетки метятся, чтобы их принимали за своих и «обучаются» отлавливать отщепенцев и перерожденцев.

В отличие от констатации каждого периода жизни системогенез (упорядоченное развитие для сохранения жизни) объясняет созревание структур для ориентации в среде -закрепление отдельных функций (сокращений, секреции, рефлексов, др.) и последующее преобразование инстинктов в адаптивное поведение.

Функциональная система складывается в действии. В организме систематизация движения сложнее из-за разнообразия и физических характеристик тканей, органов и клеток, формы каждого компонента. Главной является управляющая структура мозг, где рождаются планы и структуры поведения [9].

Сущность образования функциональной системы есть подстраивание скоростей протекания физико-химических процессов таких уровней, образование "...тонких изо-хронических отношений..." [1].

Развитие организма происходит избирательно, гетерохронно (с разной скоростью, одни раньше, другие позже) для минимального обеспечения жизнедеятельности, т.е. приспособительного результата, выживания.

Вставать ребенок может после того, как обучился фиксировать взгляд, поворачивать голову в сторону источника звука, поднимать и удерживать голову, туловище и передвигаться на четвереньках, узнавать край (опасность), хвататься за опору, удерживать равновесие, т.д.

Много позже в ходе обучения появляется особая форма общения - речь. Сначала устная, позже письменная. Родная или окружающих, конкретная, предметная или абстрагированная, образная.

Желание, мотив приобретаются и быстро оттачиваются. Гетерохрония развития начинается у новорожденного захватывания груди и подтягивания к запаху молока, затягиванию губами из соска пищи. Цепочка развития «функций» есть опережающее развитие анатомических систем. Сигналом к тому или иному движению является «образ» пищи или опасности [3]. Опережающее развитие включает и образ последующих сигналов - динамический стереотип.

В функциональной системе начальные стадии формирования образуют акцептор (лат. ассер1аге - принимать) результата действия, «образ» будущего результата движения, включая эмоциональный компонент (удовольствие от избегания неприятного или достижения приятного). Эмоция «подкрепляет» движение, отмечая важность события. Ситуация, особенно зрители, включается в реализацию движения и превращает его в наслаждение актера, спортсмена, фокусника, чтеца.

Гетерохрония развития зависит в первую очередь от мозга, связанного с полом склонностей к заболеваниям, опережающего развития щитовидной железы. Метаболические нарушения обмен жиров, углеводов и белков едины (межуточный обмен).

ОПАСНОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ТРАНСПОРТЕ

«Балет на льду и хоккей на траве - извращения». Ф. Раневская.

Человек с текущей и обновляющейся внутренней средой, находящийся в транспорте - машине, поезде, самолете, теплоходе, спутнике - подобен бесчисленным хрупким резиновым сосудам с полуоткрытыми отверстиями, каждый из которых наполнен своим веществом. Биофизика, биохимия, бионика, др. дисциплинарные подходы строят рассуждения на моделях разной степени сложности и раскрывают природу явления. Прямые опасности очевидны при резких ускорениях - торможении и рывке, изменении температуры, порче устаревающих веществ, длительном качании транспорта.

Отставание подвижности современного человека от быстроты движения изобретенных машин по земле, воде и воздуху превратилось в проблему для человека, особенно детей, малоподвижных взрослых, пожилых и больных.

К поездкам человек должен быть подготовлен [11]. Примерно так, как здоровые экскурсанты для космических путешествий с обязательным учетом баллистических сил безопорных движений [8]. Главным методом тренировки является физкультура, а видом движений - прыжки достаточной продолжительности, когда короткие периоды невесомости возникают на пике взлета.

Итак, согласимся с мнением «Чтобы поймать счастье, надо уметь бегать». В. Шекспир.

ВЫВОДЫ

1. Время, продолжительность активности и покоя, бездействия играет главную роль в формировании различий прыжков на земле и в невесомости.

2. Анализ отношения соматических и автономных (вегетативных) процессов и регуляций необходимы для правильной оценки вклада каждого в ту или иную форму деятельности.

3. Физкультура должна быть специализирована к определенному виду транспорта и различным категориям, возрастным и половым группам служащих. Необходимо опираться на имеющиеся медицинские тесты и проводить отбор или раннюю подготовку к ситуациям каждого вида транспорта и профессиональной деятельности персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 447 с.

2. Аршавский, И.А. Проблема времени живого и связанные с нею проблемы развития -индивидуального и филогенетического / И.А. Аршавский // Феномен и ноумен времени. - 2004. -Т. 1, Вып. 1. - С. 4-8.

3. Беритов, И.С. Структура и функции коры большого мозга / И.С. Беритов. - М. : Наука, 1969. - 532 с.

4. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 1948-1961 / Н. Винер. - 2-е издание. - М. : Наука, 1983. - 344 с.

5. Головнёв, А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии) / А.В. Головнёв ; Уральское отделение Рос. акад. наук. - Екатеринбург : Волот, 2009. - 496 с.

6. Касьянов, В.М. Особенности позиционного возбуждения в локомоторной реакции человека / В.М. Касьянов // Бюлл. экспер. биол. и мед. - 1950. - Т. 40. - № 24. - С. 16-20.

7. Козловская, И.Б. Система профилактики в длительных космических полетах / И.Б. Козловская, И. Д. Пестов, А. Д. Егоров // Авиакосм. и экол. мед. - 2008. - Т. 42. - № 6. - С. 66-73.

8. Козловская, И.Б. На Марсе космонавтам придется самостоятельно выбираться из капсулы [Электронный ресурс] // Известия. 12.04.15. - URL : http://izvestia.ru/news/585306/. - Дата обращения 11.12.2016.

9. Конорский, Ю.М. Условные рефлексы двигательного анализатора / Ю.М. Конорский, С.М. Миллер // Труды физиолог. лабораторий И.П. Павлова. - 1936. - Т. 6. - Вып. 1. - С. 119-278.

10. Корякин, М.Ф. О составе позиционных возбуждений в условном оборонительно-двигательном рефлексе собаки / М.Ф. Корякин // Физиол. журн. СССР. - 1958. - Т. 64. - № 5. - С. 393-403.

11. Кочетова, Т.В. Новое направление в психологии «Traffic Psychology»: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития / Т.В. Кочетова // Современная зарубежная психология. -2012. - № 2. - С. 39-45.

12. Марков, А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 г. [Электронный ресурс] // URL : http://www.evolbiol.ru/main_questions/922. - Дата обращения 01.01.2017.

13. Симонов, П.В. Мотивированный мозг : монография / П.В. Симонов. - М. : Наука, 1987.

- 272 с.

14. Скрипин, Г.В. О механизме образования условных пищевых рефлексов / Г.В. Скрипин.

- Москва : Советская наука, 1947. - 140 с.

15. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М. : Аделант, 2013. - 800 с.

16. Чижевский, А.Л. Земное эхо солнечных бурь / А.Л. Чижевский. - 2-е издание. - М. : Мысль, 1976. - 367 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kornhuber, H.H. Brain potential changes in voluntary and passive movements in humans: readiness potential and referent potentials / H.H. Kornhuber, L. Deecke // Pflugers Archive: European Journal of Physiology. - 2016. - Vol. 468 (7). - P. 15-24.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1975), Essays on physiology of functional systems, Medicine, Moscow, Russian Federation.

2. Arshavsky, I.A. (2004). "The Problem of time living and related problems of development -the individual and the phylogenetic", Phenomenon and the noumenon of time, Vol.1, pp. 4-8.

3. Beritov, I.S. (1969), Structure and function of the cerebral cortex, Nauka, Moscow, Russian Federation.

4. Wiener, N. (1983), Cybernetics or control and communication in the animal and the machine, Nauka, Moscow, Russian Federation.

5. Golovnev, A.V. (2009), The anthropology of movement (antiquities of the Northern Eurasia), Volot, Moscow, Russian Federation.

6. Kasyanov, V.M. (1950). "Perculiarities of postural excitations in human locomotor reactions", Biol. and honey, Vol. 40, No. 24, pp. 16-20.

7. Kozlovskaya, I.B. (2008), "The System of prevention in prolonged space flights", Aviakosm. and ecol. Med, Vol. 42, No. 24, pp. 66-73.

8. Kozlovskaya, I.B. (2015), "On Mars the astronauts have to get out the capsule yourselves", Izvestija - 12.04.15, available at: http://izvestia.ru/news/585306/.

9. Konorski, Yu. M. (1936), "Conditioned reflexes of the movement analyzer", Proceedings of the physiologist. laboratories of I. P. Pavlov, Vol. 6, issue 1, pp. 119-278.

10. Koriakin, M.F. (1958), "On the structure of postural excitations in conditioned defensive reflexes in dogs", Fiziol. Sib. Of the Soviet Union, Vol. 64, No.5, pp. 393-403.

11. Kochetova, T. V. (2012). "A new direction in the psychology of "Traffic Psychology": foreign experience, problems and prospects", Modern foreign psychology, No.2, pp. 39-45.

12. Markov, A.V. (2009), the Origin and evolution of man. A review of the achievements ofpaleoanthropology, comparative genetics and evolutionary psychology. A report read at the Institute of developmental Biology RAS, March 19, 2009, available at: http://www.evolbiol.ru/main_questions/922.

13. Simonov, P. V. (1987), The Motivated brain, Nauka, Moscow, Russian Federation.

14. Skripin, G.V. (1947), On the mechanism of formation of conditioned food reflexes, Soviet Sciences, Moscow, Russian Federation.

15. Ushakov, D.N. (2013), Explanatory dictionary of modern Russian, Adelant, Moscow, Russian Federation.

16. Chizhevsky, A.L. (1976), Terrestrial echo of solar storms, Misl, Moscow, Russian Federation.

17. Kornhuber, H.H. and Deecke L (2016), "Brain potential changes in voluntary and passive movements in humans: readiness potential and referent potentials", Pflugers Archive: European Journal of Physiology, Vol. 468 (7), pp. 15-24.

Контактная информация: mty777@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2017

УДК 796.011.3+796.81

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ САМООБОРОНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сергей Иванович Михеев, кандидат педагогических наук, доцент, Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (ОУПВО «АТиСО»), Москва

Аннотация

Обучение основам самообороны является актуальным направлением физического воспитания студентов вуза. Отсутствие арсенала приемов самообороны ставит задачу его формирования средствами единоборств. Определены особенности биомеханической структуры ударных действий, задачи защитных действий. Приведены специфические критерии эффективности приемов самообороны. На основе арсенала техники каратэ-до с учетом критериев рациональности движений разработан объем приемов самообороны. Организовано обучение основам самообороны студентов вуза на занятиях по физической культуре. Приведены экспериментальные данные, доказывающие целесообразность и эффективность такого обучения.

Ключевые слова: физическое воспитание, самооборона, восточные единоборства, рациональность движений.

BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF DEFENSE TECHNIQUE ACTIONS FOR UNIVERSITY STUDENTS TRAINING

Sergey Ivanovich Mikheev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Educational Institution of the Trade Unions of Higher Education "Academy of Labor and Social Relations", Moscow

Annotation

Training to the basis of self-defense is one of the relevant trends in the physical education of university students. The absence of the self-defense technique tools highlights the task of its forming by the means of martial arts. The peculiarities of biomechanical structure of striking actions and aims of the protective actions have been identified. The specific criteria of the effectiveness of self-defense actions have been given. On the basis of the tools of karate-do technique and considering the movements' rationality criteria the range of self-defense actions has been worked out. Training to the self-defense bases is organized during PE lessons for the university students. Experimental data have been provided to prove the expediency and effectiveness of this education pattern.

Keywords: physical education, self-defense, martial arts, movement rationality.

ВВЕДЕНИЕ

Все более актуальным направлением физического воспитания студентов вуза становится обучение приемам самообороны - комплексу действий на основе техники единоборств, формирующему арсенал специфических умений и навыков, способствующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.