Научная статья на тему 'Система подготовки студентов-баскетболистов в рамках программы элективных видов спорта'

Система подготовки студентов-баскетболистов в рамках программы элективных видов спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / БЛОК / BLOCK / ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / НАГРУЗКА / LOADING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Дмитрий Александрович

Физическая культура как учебный предмет в вузе это один из основных средств подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности и выработки у них устойчивой двигательной потребности в последующей жизни, реализуется с помощью различных видов спорта и средств физического воспитания. В вузах студенты могут реализовать себя в различных видах спорта на основе спортивных специализаций. Одной из таких специализаций является одна из самых эмоциональных и технически сложных видов спортивных игр баскетбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of preparation of students-basketball players in the framework of the elective sports

Physical culture as a subject of study at the University is one of the main means of training future specialists for professional activity and development of their stable motor needs in the future, is realized with the help of various sports and means of physical education. In universities, students can realize themselves in various sports on the basis of sports specialties. One of these specializations is one of the most emotional and technically complex sports games basketball.

Текст научной работы на тему «Система подготовки студентов-баскетболистов в рамках программы элективных видов спорта»

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА

THE SYSTEM OF PREPARATION OF STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS IN THE FRAMEWORK OF THE ELECTIVE SPORTS

Фролов Дмитрий Александрович

ассистент

кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Frolov Dmitry Aieksandrovich

аssistant

department "Applied fizicheskoi culture" Orel state university named after I. T. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Физическая культура как учебный предмет в вузе - это один из основных средств подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности и выработки у них устойчивой двигательной потребности в последующей жизни, реализуется с помощью различных видов спорта и средств физического воспитания. В вузах студенты могут реализовать себя в различных видах спорта на основе спортивных специализаций. Одной из таких специализаций является одна из самых эмоциональных и технически сложных видов спортивных игр - баскетбол.

Abstract. Physical culture as a subject of study at the University is one of the main means of training future specialists for professional activity and development of their stable motor needs in the future, is realized with the help of various sports and means of physical education. In universities, students can realize themselves in various sports on the basis of sports specialties. One of these specializations is one of the most emotional and technically complex sports games - basketball.

Ключевые слова: баскетбол, блок, дисциплина, студенты, нагрузка.

Keywords: basketball, block, discipline, students, loading.

За свою более чем вековую историю баскетбол снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов молодых людей.

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех двигательных качеств: скоростных, скоростносиловых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Практически все функциональные системы организма, механизмы энергообеспечения включаются в работу. Достижение спортивного

результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания молодёжи.

В Орловском Государственном Университете имени И. С. Тургенева баскетбол является неотемлимой частью рабочей программы дисциплины прикладная физическая культура - элективных видов спорта.

Для большинства студентов занятия этим вид спорта, его техника мало знакомы и поэтому даже самые простые упражнения вызывают достаточно высокое физическое и психическое напряжение. Всвязи с индивидуальными особенностями, уровнем подготовленности студентов преподавателю необходимо строго соблюдать педагогические принципы обучения и принцины спортивной тренировки.

Величина нагрузки на занятиях баскетболом зависит от координационной сложности упражнения (знакомое и незнакомое), психологической напряженности (контроль преподавателя, ответственность, смотрят друзья), двигательной плотности, проявления двигательных способностей (быстроты, силы).

На начальных этапах необходимо постараться убрать на занятиях психическое напряжение и минимизировать двигательную нагрузку, это позволит занимающимся концентрировать внимание на конкретном двигательном действии. Постепенно уровень овладения техникой упражнения возрастает и возникает потребность повысить нагрузку за счет повышения двигательной активности и создания психической напряженности.

Объем и интенсивность с учетом координационной сложности движений, психической напряженности и условий внешней среды характеризуют тренировочную нагрузку.

Формирование и содержание студенческого спорта в высших учебных учреждениях реализуются кафедрами физического воспитания. Возрастные характерные особенности обучающихся, специфика учебной, трудовой деятельности, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом дают возможность выделить в обособленную категорию студенческий спорт [3].

Развитие студенческого спорта благоприятствует непосредственной подготовке высокоспециализированных спортсменов и сохранению в целостном состоянии физкультурно-ориентировочного движения во время прохождения обучения будущих специалистов в вузе, который можно сказать совпадает с периодом достижения самых высоких спортивных результатов в избранном типе спорта.

В физическом воспитании студентов высших учебных учреждений баскетбол применяется в нескольких формах: первая форма - академическая, вторая - факультативная.

Методико-практические занятия включают в себя изучение ключевых методик и способов формирования специальных умений, а также навыков для индивидуальных занятий данным видом спорта [2].

Во время проведения практических занятий студентов распределяют по медицинским группам: специальной, подготовительной, а также основной.

Учебно-тренировочная деятельность на отдельном занятии направлена на решения основных задач: развитие двигательных способностей, обучение навыкам игры, укрепление здоровья. Структура практических занятий состоит

V V и и Г"\ V

из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части даются упражнения на растяжение, перемещения, общеразвивающие и специальные упражнения, прыжки с небольшой мышечной нагрузкой необходимые баскетболисту, упражнения из других видов спорта. В основной части проводятся тренировка игровых фрагментов и игра по упрощенным правилам. Заключительная часть направлена на восстановление всех функций организма.

Далее, в основной части обучение реализуется задача овладения ключевыми основами техники и тактики баскетбола. Студенты распределяются по группам в соответствии с их имеющейся подготовкой и беря в учет их пожелания [1].

Координация практических занятий по баскетболу в основном отделении ориентирована на развитие общих и специализированных физических способностей, овладение классическими навыками техники игры в сочетании с разными разработанными схемами игры в нападении и защите. Все упражнения данного типа формируют навыки ведения игровой деятельности, а так же оказзывают достаточное воздействие на развитие двигательных способностей - быстроты, ловкости, специальной выносливости, прыгучести.

Организация учебно-тренировочной деятельности в высшем учебном заведении на отделении спортивного совершенствования может осуществляться по таким направлениям:

- при оптимальной спортивной базе и большом количестве обучающихся группируются однородные, отталкиваясь от спортивной подготовки, группы, далее из данной группы, хорошо зарекомендовавшие себя спортсмены приглашаются в сборную команду учебного заведения;

- в условиях небольшого ряда студентов и при посредственной спортивной базе формируются группы из учеников разных курсов и различного уровня спортивной подготовки.

В частности, ключевая ориентированность деятельности в группах спортивного совершенствования - модернизация технико-тактического мастерства и как следствие, развитие двигательной и функциональной подготовленности [3].

Сборные команды учебного заведения принимают участие в первенстве города среди высших учебных заведений, открытом первенстве города, ассоциации студенческого баскетбола России.

Для студентов, которые занимаются в подготовительном отделении, на постоянной основе, проводятся соревнования на первенство курсов, университета. Занятия на данном отделении, проводятся по расписанию утвержденному учебной частью университета.

Контрольные занятия, зачеты гарантируют оптимальную, текущую и результативную дифференцированную информацию об уровне освоения теоретических, а также методических знаний-умений, о положении и тенденции

физического развития и специализированно-прикладной подготовленности каждого студента занимающегося в секции баскетбола. [4].

В Орловском государственном университете уделяется огромное внимание развитию баскетбола, делается все возможное, чтобы поддержать интерес к данному виду спорта у студентов, разворачивает обширную деятельность по внедрению баскетбола в программу прикладной физической культуры.

Новое отношение к данному типу спорта в нашей стране находится этапе становления. Некоторые сложности, которые стоят на данный момент перед лицом будущего развития баскетбола, разрешаются с посредством интеграции сформировавшихся положений теории и практики баскетбола в России с рациональным внедрением инновационных подходов и соответствующих методик.

Литература

1. Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 394 с.

2. Родин А. В., Губа Д. В. Баскетбол в университете. Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе. М. : Советский спорт, 2009. 168 с.

3. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами : методическое пособие под редакцией Е. Я. Гомельского. М. : 2009. 92 с.

4. Роуз Ли. Баскетбол чемпионов. Основы. М. : Человек, 2014. 272 с.

References

1. Nesterovskij D. I. Basketbol. Teoriya i metodika obucheniya [Theory and methodology of teaching]. Moscow, Akademiya Publ., 2008, 394 p.

2. Rodin A. V., Guba D. V. Basketbol v universitete. Teoreticheskoe i uchebno-metodicheskoe obespechenie sistemy4 podgotovki studentov v sportivnom klube [Basketball at the University. Theoretical and educational-methodical support of the system of training students in the sports club]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2009, 168 p.

3. Gomelskij E. Ya. (ed.). Rekomendacii pri rabote s molody'mi basketbolistami [Recommendations for working with young basketball players]. Mosocw, 2009, 92 p.

4. Rouz Li. Basketbol chempionov. Osnovy [Basketball champions. Fundamentals]. Moscow, Chelovek Publ., 2014, 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.