Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестерева Н.М., Чжан Ся, Белякова М.Ю.

Цель исследования - провести сравнительный анализ мотивации баскетболистов российских и китайских университетских сборных команд. Методика и организация исследования Проведено анкетирование 48 баскетболистов четырех мужских сборных команд. Анкетирование осуществлялось в период проведения международного студенческого баскетбольного турнира в Харбине (июнь 2019 г.) в честь установления 70-летия дипломатических отношений между Россией и Китаем. Авторы применили традиционные методы исследования, включая статистический и сравнительный анализ, обобщение, сопоставление, методы социологического исследования. Возраст анкетируемых - 19-25 лет, стаж занятий баскетболом - 14-16 лет, квалификация - от II разряда до КМС. В каждой команде - 12 игроков, все баскетболисты приняли участие в анкетировании. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования установлено. что мотивационные предпочтения российских и китайских школьников при выборе баскетбола имеют много общего: авторитет родителей, обучение баскетболу преимущественно в детских спортивных школах; с другой стороны. около 30% российских детей начинают заниматься баскетболом до 7 лет, а китайские баскетболисты - с семилетнего возраста; для китайских студентов (в 70%) занятия баскетболом в довузовский период мотивированы призами, подарками и другими преференциями, в то время как российские баскетболисты (в 42%) отдавали предпочтение самоуважению и получению удовольствия от игры в баскетбол; для российских баскетболистов одной из форм мотивации игры в баскетбол являлась возможность участия в международных соревнованиях; при выборе высшего учебного заведения российские и китайские студенты учитывали возможность продолжения занятий баскетболом, а также наличие форм материальной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестерева Н.М., Чжан Ся, Белякова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION IN RUSSIAN AND CHINESE STUDENT BASKETBALL PLAYERS

Currently, student sports mobility is increasingly characterized by internationalization. Russian and Chinese colleges have been engaged in cooperation in student sports via, most importantly, the Shanghai Cooperation Organisation (SCO) Network University. Objective of the study was to make a comparative analysis of the development of motivation in players on Russian and Chinese student basketball teams from the moment they start playing basketball (at preschool and school age) to the moment they enter university. Methods and structure of the study. The authors conducted a survey of 48 basketball players from four men’s university basketball teams. The survey was carried out during an international student basketball tournament held in Harbin, China, in June of 2019 to mark the 70th anniversary of the establishment of diplomatic relations between Russia and China. The authors employed a set of traditional methods of research, including statistical and comparative analysis, generalization, and juxtaposition, and methods of sociological enquiry. The age of the respondents ranged from 19 to 25 years old, with their experience doing basketball ranging from 14 to 16 years and their qualifications ranging from Class 2 to Candidate Master of Sport. Each team comprised 12 players. All of the players took part in the survey. Results and conclusion. The authors’ analysis of the development of motivation in the student basketball players surveyed from the moment started doing basketball to the moment they entered university helped bring forward a set of uniform approaches to fostering motivation in both Russian and Chinese students, as well as identify a set of distinct national and regional characteristics.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

УДК/UDC 77.29.07; 77.03.11

Поступила в редакцию 16.01.2021 г.

Информация для связи с автором: pnm_06@mail.ru

Доктор географических наук, профессор Н.М. Пестерева1, 3

Чжан Ся2

Кандидат экономических наук, доцент М.Ю. Белякова1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

2 Харбинская ассоциация международного спортивного сотрудничества и обменов, Харбин, Китай

3 Российский университет дружбы народов, Москва

COMPARATIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION IN RUSSIAN

AND CHINESE STUDENT BASKETBALL PLAYERS

Doctor of Geographical Sciences, Professor N.M. Pestereva13

Zhang Xia2

PhD, Associate Professor M.Y. Belyakova1

1 Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

2 Harbin Association of International Sports Cooperation and Exchanges, Harbin, China

3 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - провести сравнительный анализ мотивации баскетболистов российских и китайских университетских сборных команд. Методика и организация исследования Проведено анкетирование 48 баскетболистов четырех мужских сборных команд. Анкетирование осуществлялось в период проведения международного студенческого баскетбольного турнира в Харбине (июнь 2019 г.) в честь установления 70-летия дипломатических отношений между Россией и Китаем. Авторы применили традиционные методы исследования, включая статистический и сравнительный анализ, обобщение, сопоставление, методы социологического исследования. Возраст анкетируемых - 19-25 лет, стаж занятий баскетболом - 14-16 лет, квалификация - от II разряда до КМС. В каждой команде - 12 игроков, все баскетболисты приняли участие в анкетировании. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования установлено. что мотивационные предпочтения российских и китайских школьников при выборе баскетбола имеют много общего: авторитет родителей, обучение баскетболу преимущественно в детских спортивных школах; с другой стороны. около 30% российских детей начинают заниматься баскетболом до 7 лет, а китайские баскетболисты - с семилетнего возраста; для китайских студентов (в 70%) занятия баскетболом в довузовский период мотивированы призами, подарками и другими преференциями, в то время как российские баскетболисты (в 42%) отдавали предпочтение самоуважению и получению удовольствия от игры в баскетбол; для российских баскетболистов одной из форм мотивации игры в баскетбол являлась возможность участия в международных соревнованиях; при выборе высшего учебного заведения российские и китайские студенты учитывали возможность продолжения занятий баскетболом, а также наличие форм материальной поддержки.

Ключевые слова: баскетбол, студенческий спорт, мотивация, интернационализация.

Abstract

Currently, student sports mobility is increasingly characterized by internationalization. Russian and Chinese colleges have been engaged in cooperation in student sports via, most importantly, the Shanghai Cooperation Organisation (SCO) Network University.

Objective of the study was to make a comparative analysis of the development of motivation in players on Russian and Chinese student basketball teams from the moment they start playing basketball (at preschool and school age) to the moment they enter university.

Methods and structure of the study. The authors conducted a survey of 48 basketball players from four men's university basketball teams. The survey was carried out during an international student basketball tournament held in Harbin, China, in June of 2019 to mark the 70th anniversary of the establishment of diplomatic relations between Russia and China. The authors employed a set of traditional methods of research, including statistical and comparative analysis, generalization, and juxtaposition, and methods of sociological enquiry. The age of the respondents ranged from 19 to 25 years old, with their experience doing basketball ranging from 14 to 16 years and their qualifications ranging from Class 2 to Candidate Master of Sport. Each team comprised 12 players. All of the players took part in the survey.

Results and conclusion. The authors' analysis of the development of motivation in the student basketball players surveyed from the moment started doing basketball to the moment they entered university helped bring forward a set of uniform approaches to fostering motivation in both Russian and Chinese students, as well as identify a set of distinct national and regional characteristics.

Keywords: basketball, students sports, motivation, internationalization/

Введение. Спорт, и особенно студенческий, в современном мире имеет все более важное значение в социальной жизни общества. Известный российский теоретик и практик физической культуры Л. И. Лубышева [3] полагает, что занятия спортом - это одна из форм человеческой деятельности,

формирующей физические, нравственные и социальные черты личности. Одним из механизмов формирования личностных качеств студентов и молодежи является мотиваци-онное поведение. В частности, изучению различных аспектов мотивации студентов-баскетболистов посвящены работы [1,

2, 4]. Авторами данного исследования была сформулирована концепция, позволяющая оценить формирование мотивации у российских и китайских студентов-баскетболистов в довузовский период. В её основу была положена предпосылка о том, что современные студенты-баскетболисты, являющиеся членами сборных команд ведущих университетов России и Китая и успешно обучающиеся на программах бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, были мотивированы с детства на достижение успеха, формирование лидерских качеств, умение результативно работать в команде, принятие оперативных решений в кризисных ситуациях, умение держать «удар» и нести ответственность за принятые решения.

Цель исследования - провести сравнительный анализ мотивации баскетболистов российских и китайских университетских сборных команд в период от момента начала занятий баскетболом (дошкольный и школьный возраст) до поступления в университет.

Методика и организация исследования. В анкетировании баскетболистов приняли участие команды ведущих университетов России и Китая: Санкт-Петербургского государственного университета (мировой индекс QS - 234), Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (QS - 364), Чженцзянского университета (QS-54) и Харбинского технологического университета (QS - 277) [6]. В организации и финансировании этого турнира большая роль принадлежит ректору Харбинского ТУ профессору Дзен Ю и президенту Харбинской ассоциации международного спортивного сотрудничества Чжан Ся. Вопросы для анкетирования были составлены профессором Н. М. Пестеревой с учетом рекомендаций Ассоциации студенческого баскетбола России. Для оценки уровня значимости доверительной вероятности полученных результатов

и проверки нулевой гипотезы использовался известный хи-квадрат (х2) Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение. Преимуществом данного социологического исследования является возможность оценить в реальном режиме времени мотивацию студентов, уже достигнувших в настоящее время достаточно высоких результатов в баскетболе и образовательной сфере. В табл. 1 приведены основные вопросы анкетирования и возможные варианты ответов. В табл. 2 приведены сводные данные по статистической оценке результатов анкетирования.

Установлено, что мотивация и выбранный в раннем возрасте вид спорта - баскетбол принесли желаемые реальные результаты. Студенты, с детства занимаясь активным игровым видом спорта, достигли высоких спортивных результатов и отличной физической формы. Успехи баскетболистов в образовательной сфере также очевидны, они - студенты элитных университетов России и Китая. Будущая профессиональная деятельность этих студентов будет связана не только с физической культурой и спортом. Среди них - будущие гуманитарии, экономисты, менеджеры, 1Т-специалисты, инженеры, биотехнологи [5]. Таким образом, можно утверждать, что баскетбол как игровой вид спорта оказал значительное влияние на формирование социальных, нравственных и физических качеств личности.

Выводы. В результате проведенного исследования установлено: мотивационные предпочтения российских и китайских школьников при выборе баскетбола имеют, с одной стороны, много общего: авторитет родителей, обучение баскетболу преимущественно в детских спортивных школах; с другой стороны, около 30 % российских детей начинают заниматься баскетболом до 7 лет, а китайские баскетболисты -с семилетнего возраста; для китайских студентов (в 70 %) занятия баскетболом в довузовский период мотивированы призами, подарками и другими преференциями, в то вре-

Таблица 1. Перечень вопросов и возможных вариантов ответов при анкетировании российских и китайских студентов баскетболистов

№ Вопрос Возможные варианты ответов

1 В каком возрасте Вы начали играть в баскетбол? до 7 лет; 7-10 лет;11-15 лет; 16-18 лет

2 Кто инициировал выбор приоритетного для Вас вида спорта в пользу баскетбола? Самостоятельно; занимались друзья; посоветовали родители и/или другие члены семьи; случайно

3 Где, на какой площадке Вы начали впервые заниматься баскетболом? На баскетбольной площадке по месту жительства; в дошкольном детском учреждении; в детской спортивной школе или в средней школе; в университете

4 Чем была мотивирована Ваша игра в баскетбол в довузовский период? Поддержкой родителей и восхищением друзей; результатами, наградами, дипломами, пиаром; удовольствием от участия в соревнованиях и занятий баскетболом; самоуважением

5 Чем была мотивирована Ваша заинтересованность при выборе российского вуза для обучения по программам высшего образования? Возможностью играть в баскетбол; возможностью играть в сборной команде университета по баскетболу; материальной поддержкой, оказываемой вузом за участие в сборной команде; возможностью повышения спортивного уровня.

6 Какие преференции. на Ваш взгляд. были бы привлекательными, если бы Вы планировали обучаться в иностранном вузе? Изучить в совершенстве иностранный язык, культуру страны и иметь возможность комфортно играть в баскетбол; иметь возможность играть в сборной команде вуза по баскетболу; иметь возможность освоить зарубежные методики тренировочного процесса; не планировал.

Таблица 2. Проверка нулевой гипотезы (Ho) и уровня статистической значимости (p) результатов анкетирования при помощи хи-квадрат (%2) Пирсона

№ вопроса из табл. 1 Оценка нулевой гипотезы результатов проведенного социологического исследования

Российские студенты Китайские студенты

X2 X2 И. X2 X2 И.

1 13,668 11,345001 Н1»,01 18,334 11,345001 Н,001

2 11,001 11,345001 Н 0,05 1 ч 12,334 11,345001 Н,°,°1

3 36,000 11,345001 11,668 11,345001 Н1°,°1

4 9,001 11,345001 Н 0,05 1 ч 26,666 11,345001 Н1°,°1

5 4,334 11,345001 Но - - -

6 5, 042 6,335001 Н 0,05 1 ч 45,334 11,345001

Обозначения: Н - нулевая гипотеза 0 = 0, разница между распределениями не является статистически значимой, Но; j = 1, разница между распределениями является статистически значимой, Н1); х2Эмп - эмпирическая частота, х2005 - критическое значение теоретической частоты, уровень значимости р - 0,05; х2 001 - критическое значение теоретической частоты, уровень значимости р - 0,01.

№4 • 2021 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

социология физической культуры и спорта

мя как российские баскетболисты (в 42 %) отдавали предпочтение самоуважению и получению удовольствия от игры в баскетбол; для российских баскетболистов одной из форм мотивации игры в баскетбол являлась возможность участия в международных соревнованиях; при выборе высшего учебного заведения российские и китайские студенты учитывали возможность продолжения занятий баскетболом, а также наличие форм материальной поддержки.

Литература

1. Головкова Т.С. Влияние занятий баскетболом на мотивацию к успеху у старшеклассников / Т.С. Головкова, О.В. Асадуллаева // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сб. науч. трудов по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2016. - С. 158-161.

2. Коваль Л.Н. К вопросу мотивационной направленности личности в студенческом спорте / Л.Н. Коваль, Е.Н. Алексеева // Вестник Томского гос. у-та. - 2019. - № 438. - С. 176-179.

3. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: социологический контекст // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 95-96.

4. Шумова Н.С. Взаимосвязь структуры личности с результативностью баскетболистов российской и китайской студенческих сборных команд / Н.С. Шумова, Ю.В. Байковский, Л. Сюнцэ // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 5. - С. 17-19.

5. QS Мировой рейтинг университетов // Сайт "Topuniversities.com", 17 декабря 2019. (https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020).

References

1. Golovkova T.S., Asadullaeva O.V. (2016, May). Vliyanie zanyatii basketbolom na motivatsiyu k uspekhu u starsheklassnikov [The effect of playing basketball on senior high school students' motivation for success]. Paper presented at the Osnovnye Voprosy Teorii i Praktiki Pedagogiki i Psikhologii [Key Issues of Theory and Practice in Pedagogics and Psychology]: 3rd Research-to-Practice Conference, Omsk, Russia. (in Russian). Available from https://bit. ly/37XLCzK

2. Koval L.N., Alekseeva E.N., Shevchenko A.M. (2019). K voprosu motivatsionnoi napravlennosti lichnosti v studencheskom sporte [Revisiting a person's motivational orientation in student sports]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 438, 176-179.

3. Lubysheva L.I. (2019). Sport i sotsializatsiya: Sotsiologicheskii kontekst [Sports i socialization: The sociological context]. Teoriya i Praktika Fizicheskoi Kul'tury, 9, 95-96.

4. Shumova N.S., Baikovskii Yu.V., Siuntse L. (2019). Vzaimosvyaz struktury lichnosti s rezultativnostyu basketbolistov rossiiskoi i kitaiskoi studencheskikh sbornykh komand [The link between the structure of the personality and the efficiency of players on Russian and Chinese student basketball teams]. Teoriya i Praktika Fizicheskoi Kul'tury, 5, 17-19.

5. Pestereva N.M., Kholina V.N., Qi J. (2019). The Russian market for exported educational services: The Shanghai Cooperation Organisation (SCO) Network University. European Journal of Contemporary Education, 8, 574-586.

6. QS. (2020). World university rankings. Retrieved https://www. topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 https://www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2020

из портфеля редакции

□ u

£ г. CL

ч—

о

OJ и

CL

■ -О

с

га

^

о

(U .с I—

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОК

Кандидат педагогических наук Т.В. Аронова1 Ю.В. Жиркова1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: мотив, мотивация, физическая культура, футбол, педагогические условия.

Введение. Снижение уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных школьников происходит по целому ряду причин: отсутствие в семье ценностей здоровья и здорового образа жизни, недисциплинированность, несформированность мотивов учебной деятельности и т.п. [2].

Цель исследования - выявление педагогической составляющей формирования мотивации к занятиям футболом у юных футболисток 12-13 лет.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии № 4 г. Дзержинского. По результатам анкетирования (по методике «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной) была предложена авторская программа, в основе которой лежит интенсивная спортивная работа с группой, а также системное изучение спортсменками физкультурных знаний, направленных на формирование мотивационной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. Перед началом исследования были сформированы две группы по 11 игроков. Экспериментальная группа занималась по авторской программе в футбольном кружке 3 раза в неделю по 1,5 ч. Контрольная группа занималась по классической методике школьных занятий [1].

Результаты анкетирования до проведения эксперимента показали, что ведущими мотивами у школьниц обеих выборок выступили потребность в демонстрации своих положительно развитых качеств, потребность в общении, возникающем в процессе занятий физической культурой,

EDUCATIONAL COMPONENT OF BUILDING PLAYING MOTIVATION IN JUNIOR FEMALE FOOTBALLERS

PhD T.V. Aronova1 Y.V. Zhirkova1

IRussian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 09.03.2021 г.

снижение веса. А доминирующими мотивами являются гедонистическая и эгоцентрическая. После эксперимента у школьниц контрольной группы преобладали те же мотивы: потребность в демонстрации своих положительно развитых качеств, периодическое удовлетворение потребности в движении и общении. У школьниц экспериментальной группы стали преобладать следующие мотивы: повышение уровня физической подготовленности, улучшение телосложения; улучшение состояния здоровья. Доминирующая мотивация с гедонистической и эгоцентрической сместилась в сторону духовно-нравственной. Эти изменения, отмечаемые у членов экспериментальной группы, носят положительный характер и свидетельствуют об эффективном формировании мотивации к занятиям футболом у школьниц 12-13 лет.

Выводы. Формирование мотивации к занятиям футболом предполагает пролонгированный характер, что требует внедрения программ подготовки с учетом возрастных особенностей, а также специфических особенностей для тренировочного процесса юных футболисток.

Литература

1. Аронова Т.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой средствами футбола у девочек 12-13 лет / Т.В. Аронова, Ю.В. Жиркова / Методологические проблемы педагогики физической культуры: матер. всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием, посвящённой 90-летию кафедры педагогики РГУФКСМиТ 17-19 апреля 2019 г. / Под ред. С.Д. Неверковича, Т.В. Левченковой, С.Ш. Цакаева. - М.: РГУФКСМиТ, 2019. - С. 58-63.

2. Бахарева Е.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников / Е.В. Бахарева, Л.В. Иванова, Е.А. Коваленко // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 7. - С. 31-34.

Информация для связи с автором: atv.info@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.