Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОК'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУТБОЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аронова Т.В., Жиркова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОК»

социология физической культуры и спорта

мя как российские баскетболисты (в 42 %) отдавали предпочтение самоуважению и получению удовольствия от игры в баскетбол; для российских баскетболистов одной из форм мотивации игры в баскетбол являлась возможность участия в международных соревнованиях; при выборе высшего учебного заведения российские и китайские студенты учитывали возможность продолжения занятий баскетболом, а также наличие форм материальной поддержки.

Литература

1. Головкова Т.С. Влияние занятий баскетболом на мотивацию к успеху у старшеклассников / Т.С. Головкова, О.В. Асадуллаева // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сб. науч. трудов по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2016. - С. 158-161.

2. Коваль Л.Н. К вопросу мотивационной направленности личности в студенческом спорте / Л.Н. Коваль, Е.Н. Алексеева // Вестник Томского гос. у-та. - 2019. - № 438. - С. 176-179.

3. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: социологический контекст // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 95-96.

4. Шумова Н.С. Взаимосвязь структуры личности с результативностью баскетболистов российской и китайской студенческих сборных команд / Н.С. Шумова, Ю.В. Байковский, Л. Сюнцэ // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 5. - С. 17-19.

5. QS Мировой рейтинг университетов // Сайт "Topuniversities.com", 17 декабря 2019. (https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020).

References

1. Golovkova T.S., Asadullaeva O.V. (2016, May). Vliyanie zanyatii basketbolom na motivatsiyu k uspekhu u starsheklassnikov [The effect of playing basketball on senior high school students' motivation for success]. Paper presented at the Osnovnye Voprosy Teorii i Praktiki Pedagogiki i Psikhologii [Key Issues of Theory and Practice in Pedagogics and Psychology]: 3rd Research-to-Practice Conference, Omsk, Russia. (in Russian). Available from https://bit. ly/37XLCzK

2. Koval L.N., Alekseeva E.N., Shevchenko A.M. (2019). K voprosu motivatsionnoi napravlennosti lichnosti v studencheskom sporte [Revisiting a person's motivational orientation in student sports]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 438, 176-179.

3. Lubysheva L.I. (2019). Sport i sotsializatsiya: Sotsiologicheskii kontekst [Sports i socialization: The sociological context]. Teoriya i Praktika Fizicheskoi Kul'tury, 9, 95-96.

4. Shumova N.S., Baikovskii Yu.V., Siuntse L. (2019). Vzaimosvyaz struktury lichnosti s rezultativnostyu basketbolistov rossiiskoi i kitaiskoi studencheskikh sbornykh komand [The link between the structure of the personality and the efficiency of players on Russian and Chinese student basketball teams]. Teoriya i Praktika Fizicheskoi Kul'tury, 5, 17-19.

5. Pestereva N.M., Kholina V.N., Qi J. (2019). The Russian market for exported educational services: The Shanghai Cooperation Organisation (SCO) Network University. European Journal of Contemporary Education, 8, 574-586.

6. QS. (2020). World university rankings. Retrieved https://www. topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 https://www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2020

из портфеля редакции

□ u

£ г. CL

ч—

о

OJ и

CL

■ -О

с

га

^

о

(U .с I—

педагогическая составляющая формирования мотивации к занятиям футболом у юных футболисток

Кандидат педагогических наук Т.В. Аронова1 Ю.В. Жиркова1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: мотив, мотивация, физическая культура, футбол, педагогические условия.

Введение. Снижение уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных школьников происходит по целому ряду причин: отсутствие в семье ценностей здоровья и здорового образа жизни, недисциплинированность, несформированность мотивов учебной деятельности и т.п. [2].

Цель исследования - выявление педагогической составляющей формирования мотивации к занятиям футболом у юных футболисток 12-13 лет.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии № 4 г Дзержинского. По результатам анкетирования (по методике «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной) была предложена авторская программа, в основе которой лежит интенсивная спортивная работа с группой, а также системное изучение спортсменками физкультурных знаний, направленных на формирование мотивационной сферы.

Результаты исследования и их обсуждение. Перед началом исследования были сформированы две группы по 11 игроков. Экспериментальная группа занималась по авторской программе в футбольном кружке 3 раза в неделю по 1,5 ч. Контрольная группа занималась по классической методике школьных занятий [1].

Результаты анкетирования до проведения эксперимента показали, что ведущими мотивами у школьниц обеих выборок выступили потребность в демонстрации своих положительно развитых качеств, потребность в общении, возникающем в процессе занятий физической культурой,

educational component of building playing motivation in junior female footballers

PhD T.V. Aronova1 Y.V. Zhirkova1

IRussian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 09.03.2021 г.

снижение веса. А доминирующими мотивами являются гедонистическая и эгоцентрическая. После эксперимента у школьниц контрольной группы преобладали те же мотивы: потребность в демонстрации своих положительно развитых качеств, периодическое удовлетворение потребности в движении и общении. У школьниц экспериментальной группы стали преобладать следующие мотивы: повышение уровня физической подготовленности, улучшение телосложения; улучшение состояния здоровья. Доминирующая мотивация с гедонистической и эгоцентрической сместилась в сторону духовно-нравственной. Эти изменения, отмечаемые у членов экспериментальной группы, носят положительный характер и свидетельствуют об эффективном формировании мотивации к занятиям футболом у школьниц 12-13 лет.

Выводы. Формирование мотивации к занятиям футболом предполагает пролонгированный характер, что требует внедрения программ подготовки с учетом возрастных особенностей, а также специфических особенностей для тренировочного процесса юных футболисток.

Литература

1. Аронова Т.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой средствами футбола у девочек 12-13 лет / Т.В. Аронова, Ю.В. Жиркова / Методологические проблемы педагогики физической культуры: матер. всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием, посвящённой 90-летию кафедры педагогики РГУФКСМиТ 17-19 апреля 2019 г. / Под ред. С.Д. Неверковича, Т.В. Левченковой, С.Ш. Цакаева. - М.: РГУФКСМиТ, 2019. - С. 58-63.

2. Бахарева Е.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников / Е.В. Бахарева, Л.В. Иванова, Е.А. Коваленко // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 7. - С. 31-34.

Информация для связи с автором: atv.info@mail.ru

28

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.