Научная статья на тему 'Подвижные игры Как мотивация в обучении техники баскетбола на учебных занятиях студентов 1 курса'

Подвижные игры Как мотивация в обучении техники баскетбола на учебных занятиях студентов 1 курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / БАСКЕТБОЛ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНИКА БАСКЕТБОЛА / OUTDOOR GAMES / BASKETBALL / TRAINING SESSIONS / TRAINING / BASKETBALL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахарева Светлана Юрьевна, Ляликова Наталья Николаевна, Байбакова Татьяна Валериевна, Черний Елена Александровна, Кузнецова Наталья Сергеевна

Для оптимизирования учебного процесса в вузе и повышения интереса студентов к занятиям баскетболом, необходимо использовать эффективные средства и методы. Мы предлагаем использовать подвижные игры в учебном процессе на занятиях баскетболом. Игры специально подобранные для овладения и совершенствования основных технических приёмов баскетбола. В статье представлены результаты анкетирования студентов 1 курса технического университета, занимающихся в группах по баскетболу. Результаты опроса показали, что подвижные игры необходимо применять на каждом занятии. Так же использование игр повышает интерес студентов к занятиям, увеличивает плотность занятий и физическую нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахарева Светлана Юрьевна, Ляликова Наталья Николаевна, Байбакова Татьяна Валериевна, Черний Елена Александровна, Кузнецова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outdoor games as motivation in learning the basketball techniques at the classroom for the 1st year students

To optimize the educational process at the University and to increase the students' interest in basketball, it is necessary to use the effective tools and methods. We suggest using mobile games in the educational process in basketball classes. Games, specially selected for mastering and improving the basic techniques of basketball. The article presents the results of the survey of the 1st-year students of the technical University, who are engaged in the basketball groups. The results of the survey showed that mobile games should be used in every lesson. Also, use of the games increases the students ' interest in classes, and it increases the density of classes and physical activity.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры Как мотивация в обучении техники баскетбола на учебных занятиях студентов 1 курса»

3. The order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of05.05.2018 N 275 "About the statement of the Order of the organization of training for replacement of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_301261/ (accessed 10 January 2020).

4. Korchagin, I.V. and Muzhchil, O.A. (2019), "Current requirements and development perspectives of the US army physical fitness test", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4. pp. 5-11.

5. Rybalkin, D.A., Halilullin, F.F. (2017), "Features of physical training of police officers in the USA, Europe and Russia", Improvedfire and tactical training for law enforcement officials, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, pp. 185-190.

6. Cherpakov, A.I. (2006), "Foreign experience in organizing the physical training of police and the penitentiary system", Modern law, No. 7, available at: https://wwwsovremennoepravo.ru/rn/arti-cles/view/ (accessed 10 January 2020).

7. Anderson G.S. and Plecas D.B. (2008), Physical abilities Requirement Evaluation (PARE). Discrete Item Analysis. Phase 2, University of the Fraser Valley, 54 p.

8. Suminski T. (2006), Physicalfitness and law enforcement, Roseville police department, Eastern Michigan University, 25 p.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.01.2020

УДК 796.011.3

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКИ БАСКЕТБОЛА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Светлана Юрьевна Бахарева, кандидат педагогических наук, Наталья Николаевна

Ляликова, кандидат педагогических наук, Татьяна Валериевна Байбакова, старший

преподаватель, Елена Александровна Черний, преподаватель, Омский государственный технический университет; Наталья Сергеевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, Омский государственный медицинский университет

Аннотация

Для оптимизирования учебного процесса в вузе и повышения интереса студентов к занятиям баскетболом, необходимо использовать эффективные средства и методы. Мы предлагаем использовать подвижные игры в учебном процессе на занятиях баскетболом. Игры специально подобранные для овладения и совершенствования основных технических приёмов баскетбола. В статье представлены результаты анкетирования студентов 1 курса технического университета, занимающихся в группах по баскетболу. Результаты опроса показали, что подвижные игры необходимо применять на каждом занятии. Так же использование игр повышает интерес студентов к занятиям, увеличивает плотность занятий и физическую нагрузку.

Ключевые слова: подвижные игры, баскетбол, учебные занятия, обучение, техника баскетбола.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p17-20

OUTDOOR GAMES AS MOTIVATION IN LEARNING THE BASKETBALL TECHNIQUES AT THE CLASSROOM FOR THE 1ST YEAR STUDENTS

Svetlana Yurievna Bakhareva, the candidate of pedagogical sciences, Natalia Nikolaevna

Lyalikova, the candidate of pedagogical sciences, Tatyana Valerievna Baybakova, the senior teacher, Elena Alexandrovna Cherniy, the teacher, Omsk State Technical University; Natalia Sergeevna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Medical University

Abstract

To optimize the educational process at the University and to increase the students' interest in basketball, it is necessary to use the effective tools and methods. We suggest using mobile games in the educational

process in basketball classes. Games, specially selected for mastering and improving the basic techniques of basketball. The article presents the results of the survey of the lst-year students of the technical University, who are engaged in the basketball groups. The results of the survey showed that mobile games should be used in every lesson. Also, use of the games increases the students ' interest in classes, and it increases the density of classes and physical activity.

Keywords: outdoor games, basketball, training sessions, training, basketball technique.

ВВЕДЕНИЕ

В вузах не физкультурного профиля целью физического воспитания студентов является формирование физически совершенного, социально деятельного и морально крепкого подрастающего поколения, готового к профессиональной деятельности [5]. В техническом вузе обучение студентов баскетболу на занятиях по физической культуре, имеет свои сложности и особенности [1, 4].

Подвижные игры - одно из эффективных средств совершенствования технических приемов баскетболистов и поэтому включаются в учебные занятия. Они способствуют не только росту техники в баскетболе, но и физическому, умственному, психологическому развитию студента. Разнообразные движения и действия баскетболистов во время подвижных игр эффективно влияют на обучении техники и основы тактических взаимодействий [5].

Подвижные игры, используемые на занятиях баскетболом, обогащают студентов новыми знаниями, представлениями об игровых моментах и применениями в них технических элементов.

При использовании подвижных игр у студентов-баскетболистов формируются и совершенствуются навыки основных технических приёмов игры (беге, перемещениях, прыжках, остановках передачах, и др.) Быстрая смена обстановки в процессе подвижных игр позволяет быстрее освоить студентам-баскетболистам и использовать известные им движения в соответствии с той или иной ситуацией.

Подвижные игры развивают наблюдательность, сообразительность, способность правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющихся условиях игры. Все это положительно сказывается на технической подготовленности и совершенствовании двигательных навыков.

Цель исследования. Выявить заинтересованность студентов учебных групп по баскетболу в применении на занятиях подвижных игр и положительном использовании их для быстрого обучения техническим приемам баскетбола и совершенствования двигательных навыков.

МЕТОДИКА

Для выявления интереса студентов к занятиям баскетболом и отношения их к подвижным играм, применяемым для обучения техники баскетбола на учебных занятиях [2, 3], было проведено анкетирование. Студентам, занимающимся в группах по баскетболу, были даны анкеты, содержащие семь вопросов:

1. Какие игры вы предпочитаете: а) компьютерные, б) настольные, с) подвижные.

2. Нравится ли вам заниматься баскетболом: а) да, б) нет, с) все равно.

3. Нравятся ли вам подвижные игры: а) да, б) нет, с) все равно.

4. Как вы относитесь к использованию подвижных игр для обучения на занятиях баскетболом: а) за, б) против, с) все равно.

5. Как вы относитесь к подвижным играм для обучения баскетболу на каждом занятии: а) за, б) против, с) все равно.

6. Что вы выберете: упражнение или подвижную игру для обучения баскетболу: а) упражнение, б) подвижную игру, с) все равно.

7. Какие подвижные игры вам нравятся больше: а) обучающие, б) с элементами соревнований, с) на быстроту мышления.

В анкетировании приняли участие студенты-баскетболисты очной формы обучения восьми факультетов по 18 человек в каждой группе, всего 144.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты анкетирования позволили составить общее представление о заинтересованности студентов в занятиях баскетболом; изучении техники баскетбола на учебных занятиях с помощью подвижных игр; а также предпочтении использования подвижных игр на каждом учебном занятии для овладения техники баскетбола; предпочтении баскетболистов использования подвижных игр обычным обучающим упражнениям; а также положительном отношении баскетболистов к различным видам подвижных игр (таблица).

Таблица - результаты анкетирования студентов 1 курса

Вопросы ЭНИ ФГО МСИ ФЭУ ФИТИК С РТФ ФТНГ НХИ среднее значение в %

Какие игры вы предпочитаете %

компьютерные 22 12 5 17 39 23 5 11 18

настольные 22 22 12 22 5 5 23 11 14

подвижные 56 66 83 61 56 72 72 78 68

Нравится ли вам заниматься баскетболом %

да 89 84 100 95 89 100 95 100 94

нет 0 5 0 0 5 0 0 0 1

все равно 11 11 0 5 5 0 5 0 5

Нравятся ли вам подвижные игры % |

да 45 33 56 50 61 78 72 83 60

нет 10 22 11 11 11 5 11 0 10

все равно 45 45 33 39 28 17 17 17 30

Как вы относитесь к использованию подвижных игр для обучения на занятиях баскетболом %

за 78 67 72 56 61 72 83 56 68

против 5 0 5 11 5 11 0 16 7

все равно 17 33 23 33 34 17 17 28 25

Как вы относитесь к подвижным играм для обучения баскетболу на каждом занятии %

за 89 83 78 67 90 83 95 100 86

против 0 5 5 0 5 0 0 0 2

все равно 11 12 17 33 5 17 5 0 12

Что вы выберете для обучения баскетболу %

упражнение 22 28 11 44 28 22 28 22 27

подвижную игру 56 44 61 44 67 56 44 67 55

все равно 22 28 28 12 5 22 28 11 18

Какие подвижные игры вам нравятся больше %

обучающие 39 22 28 33 33 23 44 39 37

с элементами соревнований 39 34 44 39 23 44 28 22 34

на быстроту мышления 22 44 28 28 44 33 28 39 29

ВЫВОДЫ

Подвижные игры повышают интерес студентов к занятиям баскетболом, снимают мышечное и нервное напряжение, повышают плотность занятия и быстро увеличивают физическую нагрузку. Основная задача применения подвижных игр на занятиях баскетболом сводится к повышению эффективности средств обучения и совершенствования технических приемов, физических качеств, а также индивидуальных и командных действий. Было замечено, что баскетболисты с большим интересом занимались на занятиях, на которых применялись подвижные игры. Огромное желание у студентов победить соперника в поединке, выполнить задание лучше, сделать технический прием баскетбола быстрее и точнее, позволило нам систематизировать применение подвижных игр на учебных занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Научно-исследовательская работа студентов : учебное пособие / Под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск : [б.и.], 2005. - 372 с.

2. Бахарева, С.Ю. Опыт использования подвижных игр в совершенствовании скоростных способностей студентов-баскетболистов 1 курса / Бахарева, Н.С. Кузнецова, Е.Ю. Ковыршина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=28580 (дата обращения: 27.01.2020).

3. Бахарева, С.Ю. Подвижные игры как средство совершенствования технических приемов игры студентами учебных групп по баскетболу / С.Ю. Бахарева, Л.М. Дурова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорта : материалы науч.-практ. конф. - Смоленск, 2017. - С. 24-26.

4. К вопросу формирования мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом / Н.Н. Ляликова, Л.Ю. Павлютина, О.В. Мараховскя, Т.В. Байбакова, Е.А. Черний // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 232-236.

5. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов : учеб.-метод. пособие / Ю.И. Портных ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 2009. - 64 с.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. (2005), Research work of students. Textbook, Omsk.

2. Bakhareva S.Yu., Durova, L.M., Kuznetsova, N.S. and Kovyrshina, E.Yu. (2019), "Experience of using mobile games in improving the speed abilities of 1st-year basketball students", Modern problems of science and education, No. 1, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28580 (date accessed: 27.01.2020).

3. Bakhareva S.Yu. and Durova, L.M. (2017), "Mobile games as a means of improving the technical techniques of the game by students of educational groups in basketball", Sports games in physical education, recreation and sports: materials of Scientific research conf., Smolensk, pp. 24-26.

4. Lyalikova, N.N., Pavlutina, L.Yu., Marakhovsky, O.V., Baybakova, T.V. and Cherny, E.A. (2019), "To the question of motivation at students of the non-profile higher education institutions playing basketball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 232-236.

5. Portnykh, Yu.I. (2009), Games in training basketball players, educational and methodical manual, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.01.2020

УДК 796.077.5

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ

Юлия Сергеевна Бернина, ведущий специалист, Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Аннотация

Введение. В современных условиях социально-экономического развития общества подготовка высококвалифицированных специалистов является приоритетным направлением государственной политики. В настоящее время по отношению к педагогам (тренерам) все чаще применяют термин «менеджер по предоставлению образовательных (и иных) услуг», основной задачей которого является организация и управление образовательным процессом. В связи с этим, возникает необходимость вести целенаправленную подготовку и переподготовку тренеров, способных эффективно осуществлять управленческую деятельность. Цель исследования - экспериментальное обоснование теоретической модели формирования управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров. Методика и организация исследования. С целью повышения управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров разработана теоретическая модель её формирования, которая была внедрена в образовательную программу Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета. С 2016 по 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.