Научная статья на тему 'Формирование управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров'

Формирование управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / MANAGERIAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING / COACH / MANAGERIAL ACTIVITY OF THE TRAINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бернина Юлия Сергеевна

Введение. В современных условиях социально-экономического развития общества подготовка высококвалифицированных специалистов является приоритетным направлением государственной политики. В настоящее время по отношению к педагогам (тренерам) все чаще применяют термин «менеджер по предоставлению образовательных (и иных) услуг», основной задачей которого является организация и управление образовательным процессом. В связи с этим, возникает необходимость вести целенаправленную подготовку и переподготовку тренеров, способных эффективно осуществлять управленческую деятельность. Цель исследования экспериментальное обоснование теоретической модели формирования управленческой компетентности студентов будущих спортивных тренеров. Методика и организация исследования. С целью повышения управленческой компетентности студентов будущих спортивных тренеров разработана теоретическая модель её формирования, которая была внедрена в образовательную программу Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета. С 2016 по 2019 годы в исследовании приняли участие 84 студента, проходивших обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка)». Результаты исследования и их обсуждение. В результате реализации модели формирования управленческой компетентности студентов будущих спортивных тренеров на базе, существенно сократилась доля обучающихся с низким уровнем управленческой компетентности (54,5% до эксперимента и 19,7% после). Количество студентов, проявивших средний уровень, за время эксперимента увеличилось с 33,5 до 46,6 процентов. Более трети студентов (33,8%) продемонстрировали высокий уровень сформированности управленческой компетентности, тогда как до эксперимента их доля составляла 12,1%. Выводы. Полученные данные подтверждают эффективность разработанной модели формирования управленческой компетентности спортивных тренеров. Данная модель может быть реализована в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных тренеров и других специалистов сферы физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бернина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of managerial competence of the students - future sports coaches

Introduction. In the modern conditions of the socio-economic development of the society, the training of highly qualified specialists is a priority area of the state policy. Currently, the term «manager for the provision of the educational (and other) services» is increasingly used in relation to teachers (coaches), the main task of which is the organization and management of the educational process. In this regard, there is a need to conduct targeted training and retraining of the coaches who are effectively able to carry out the managerial activities. The purpose of the study is experimental justification of the theoretical model for the formation of managerial competence of the students future sports coaches. The methodology and organization of the study. In order to increase the managerial competence of the students future sports coaches, the theoretical model of its formation was developed, which was introduced into the educational program of the Institute of Physical Culture, Sports and Health of Moscow State Pedagogical University. Throughout 2016 to 2019, the study involved 84 students who studied in the field of training "Pedagogical Education" with the profile "Physical Education and Further Education (sports training)". Research results and discussion. As a result of the implementation of the model for the formation of the managerial competence of students future sports coaches on the basis, the share of students with a low level of managerial competence has significantly decreased (54.5% before the experiment and 19.7% after). The number of the students who showed the average level during the experiment increased from 33.5 to 46.6 percent. More than a third part of the students (33.8%) showed high level of formation of the managerial competence, while before the experiment their share was 12.1%. Conclusions. The data obtained confirm the effectiveness of the developed model for the formation of the managerial competence of the sports coaches. This model can be implemented in training, retraining and advanced training programs for the sports coaches and other specialists in the field of physical education and sports.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Научно-исследовательская работа студентов : учебное пособие / Под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск : [б.и.], 2005. - 372 с.

2. Бахарева, С.Ю. Опыт использования подвижных игр в совершенствовании скоростных способностей студентов-баскетболистов 1 курса / Бахарева, Н.С. Кузнецова, Е.Ю. Ковыршина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=28580 (дата обращения: 27.01.2020).

3. Бахарева, С.Ю. Подвижные игры как средство совершенствования технических приемов игры студентами учебных групп по баскетболу / С.Ю. Бахарева, Л.М. Дурова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорта : материалы науч.-практ. конф. - Смоленск, 2017. - С. 24-26.

4. К вопросу формирования мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом / Н.Н. Ляликова, Л.Ю. Павлютина, О.В. Мараховскя, Т.В. Байбакова, Е.А. Черний // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 232-236.

5. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов : учеб.-метод. пособие / Ю.И. Портных ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 2009. - 64 с.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. (2005), Research work of students. Textbook, Omsk.

2. Bakhareva S.Yu., Durova, L.M., Kuznetsova, N.S. and Kovyrshina, E.Yu. (2019), "Experience of using mobile games in improving the speed abilities of 1st-year basketball students", Modern problems of science and education, No. 1, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28580 (date accessed: 27.01.2020).

3. Bakhareva S.Yu. and Durova, L.M. (2017), "Mobile games as a means of improving the technical techniques of the game by students of educational groups in basketball", Sports games in physical education, recreation and sports: materials of Scientific research conf., Smolensk, pp. 24-26.

4. Lyalikova, N.N., Pavlutina, L.Yu., Marakhovsky, O.V., Baybakova, T.V. and Cherny, E.A. (2019), "To the question of motivation at students of the non-profile higher education institutions playing basketball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 232-236.

5. Portnykh, Yu.I. (2009), Games in training basketball players, educational and methodical manual, St. Petersburg.

Контактная информация: pytatka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2020

УДК 796.077.5

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ

Юлия Сергеевна Бернина, ведущий специалист, Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Аннотация

Введение. В современных условиях социально-экономического развития общества подготовка высококвалифицированных специалистов является приоритетным направлением государственной политики. В настоящее время по отношению к педагогам (тренерам) все чаще применяют термин «менеджер по предоставлению образовательных (и иных) услуг», основной задачей которого является организация и управление образовательным процессом. В связи с этим, возникает необходимость вести целенаправленную подготовку и переподготовку тренеров, способных эффективно осуществлять управленческую деятельность. Цель исследования - экспериментальное обоснование теоретической модели формирования управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров. Методика и организация исследования. С целью повышения управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров разработана теоретическая модель её формирования, которая была внедрена в образовательную программу Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета. С 2016 по 2019

годы в исследовании приняли участие 84 студента, проходивших обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка)». Результаты исследования и их обсуждение. В результате реализации модели формирования управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров на базе, существенно сократилась доля обучающихся с низким уровнем управленческой компетентности (54,5% - до эксперимента и 19,7% - после). Количество студентов, проявивших средний уровень, за время эксперимента увеличилось с 33,5 до 46,6 процентов. Более трети студентов (33,8%) продемонстрировали высокий уровень сформированности управленческой компетентности, тогда как до эксперимента их доля составляла 12,1%. Выводы. Полученные данные подтверждают эффективность разработанной модели формирования управленческой компетентности спортивных тренеров. Данная модель может быть реализована в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных тренеров и других специалистов сферы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: управленческая компетентность, профессиональная подготовка, тренер, управленческая деятельность тренера.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p20-25

FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF THE STUDENTS - FUTURE

SPORTS COACHES

Yuliya Sergeevna Bernina, the leading specialist,

The Federal Training Sport Center of the representative teams of Russia, Moscow

Abstract

Introduction. In the modern conditions of the socio-economic development of the society, the training of highly qualified specialists is a priority area of the state policy. Currently, the term «manager for the provision of the educational (and other) services» is increasingly used in relation to teachers (coaches), the main task of which is the organization and management of the educational process. In this regard, there is a need to conduct targeted training and retraining of the coaches who are effectively able to carry out the managerial activities. The purpose of the study is experimental justification of the theoretical model for the formation of managerial competence of the students - future sports coaches. The methodology and organization of the study. In order to increase the managerial competence of the students - future sports coaches, the theoretical model of its formation was developed, which was introduced into the educational program of the Institute of Physical Culture, Sports and Health of Moscow State Pedagogical University. Throughout 2016 to 2019, the study involved 84 students who studied in the field of training "Pedagogical Education" with the profile "Physical Education and Further Education (sports training)". Research results and discussion. As a result of the implementation of the model for the formation of the managerial competence of students - future sports coaches on the basis, the share of students with a low level of managerial competence has significantly decreased (54.5% before the experiment and 19.7% after). The number of the students who showed the average level during the experiment increased from 33.5 to 46.6 percent. More than a third part of the students (33.8%) showed high level of formation of the managerial competence, while before the experiment their share was 12.1%. Conclusions. The data obtained confirm the effectiveness of the developed model for the formation of the managerial competence of the sports coaches. This model can be implemented in training, retraining and advanced training programs for the sports coaches and other specialists in the field of physical education and sports.

Keywords: managerial competence, professional training, coach, managerial activity of the trainer.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, произошедшие в последние годы в российском законодательстве, а именно закрепление в нормативной правовой документации требований, предъявляемых к работникам физической культуры и спорта, и внедрение профессиональных стандартов, послужило толчком к пересмотру кадровой политики в физкультурно-спортивных организациях и актуализации содержания высшего образования.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта [4], спортивный тренер должен обладать не только глубокими знаниями теории и методики физической культуры и спорта, но и способностью применять управленческие принципы, методы и

технологии в своей профессиональной деятельности с целью достижения его подопечными высоких спортивных результатов.

Объективная потребность в тренерах, способных к реализации общих и конкретных управленческих функций в рамках своей профессиональной деятельности, обусловливает необходимость целенаправленного формирования управленческой компетентности у студентов - будущих спортивных тренеров. В связи с тем, что важной особенностью профессиональной деятельности спортивного тренера является её педагогический характер, одной из составляющих его профессиональной деятельности является педагогическое управление, как деятельность, связанная с эффективной организацией процесса спортивной подготовки (организация деятельности спортсменов, постановка целей и их достижение). Цель исследования - экспериментальное обоснование теоретической модели формирования управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опираясь на результаты научно-педагогических исследований, научные основы компетентностного подхода в высшем образовании, анализ содержания профессионального стандарта «Тренер» и особенностей профессиональной деятельности, под управленческой компетентностью спортивного тренера мы предлагаем понимать способность и готовность тренера к реализации основных функций управленческого цикла (планирование, организация, учёт, контроль и коррекция), необходимых для эффективного обеспечения тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов и профессиональной деятельности тренера.

Ввиду того, что компетентность выступает мерой соответствия компетенций уровню, необходимому для успешного выполнения профессиональной деятельности и эффективного решения трудовых задач, были определены компетенции, входящие в состав управленческой компетентности спортивного тренера. Среди них:

- способность планировать тренировочно-соревновательную деятельность спортсменов на различных этапах спортивной подготовки, деятельность физкультурно-спортивной организации, спортивные и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- способность организовать тренировочно-соревновательную деятельность спортсменов, деятельность физкультурно-спортивной организации, спортивные и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- владение способами учета, обработки и анализа результатов тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов и иной деятельности физкультурно-спортив-ной организации;

- владение методами контроля и коррекции тренировочного процесса, соревновательной деятельности, уровня физической, технической, тактической, психологической подготовленности спортсменов [1].

При этом структурно, управленческая компетентность спортивного тренера представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами:

- мотивационно-ценностным, представленным ценностными ориентациями, установками и мотивами осуществления и совершенствования управленческой деятельности;

- когнитивным, характеризующимся теоретической готовностью к осуществлению управленческой деятельности;

- операционно-деятельностным, включающим сформированные умения, навыки и опыт управления;

- рефлексивным, подразумевающим анализ и оценку собственной управленческой деятельности и деятельности других участников тренировочно-соревновательной деятельности.

Уточнение структуры и содержания управленческой компетентности спортивных тренеров, позволило нам разработать теоретическую модель целенаправленного

формирования управленческой компетентности будущих спортивных тренеров в системе высшего образования, а также сформулировать критерии и показатели её сформированно-сти. Данная модель реализуется в рамках освоения программ высшего образования в соответствии с мотивационно-ценностным, когнитивным, операционно-деятельностным и рефлексивным критериями. Структурно представляет собой взаимосвязь целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативного компонентов.

Так, целевой компонент модели включает в себя цель, задачи и подходы к формированию управленческой компетентности у будущих спортивных тренеров.

Содержательный компонент конкретизирует содержание образования. Основной частью модели выступает учебный модуль «Теория и практика управленческой деятельности тренера», обеспечивающий актуализацию и развитие профессионально значимых управленческих компетенций будущих тренеров, и включающий в себя следующие дисциплины: «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», «Управление тренировочным процессом», «Организация и судейство спортивных соревнований», «Психология управления в физкультурно-спортивной деятельности», «Спортивная конфликтология», «Делопроизводство в спортивной организации», «Нормативное правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности», «Акмеология спорта» [5].

Процессуально-технологический компонент представляет собой сочетание форм аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателя и студента, а также применение активных методов обучения (проектная деятельность, деловые игры, занятия на основе кейс-метода, применение интерактивных учебных материалов) способствующих более эффективному формированию умений в области применения управленческих знаний.

Результативный блок модели содержит критерии и уровни сформированное™ управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров и определяет результат практической реализации представленной модели.

Экспериментальная апробация разработанной нами теоретической модели осуществлялась на базе Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета в период с 2016 по 2019 годы. Выборку исследования составили 84 студента, проходивших обучение по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка)».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе проведенного анализа специальной литературы и информационных ресурсов, было констатировано отсутствие комплексного инструментария диагностики сформи-рованности управленческой компетентности. В связи с этим, нами были отобраны методики (таблица 1), позволяющие оценить сформированность отдельных компонентов управленческой компетентности будущих спортивных тренеров.

Так, диагностика количественных показателей (совокупность проявленных знаний, умений и навыков), осуществлялась при помощи фонда оценочных средства (тестовые и практические задания, рефераты, контрольные работы), текущей успеваемости и экспертной оценки. Для качественной оценки сформированности управленческой компетентности, использовались анкеты и опросники, направленные на выявление личностных и профессиональных качеств студентов - будущих спортивных тренеров.

Таким образом, в результате реализации модели формирования управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров доля студентов с низким уровнем сформированности мотивационно-ценностного критерия сократилась практически вдвое -с 53,1 до 24,0 процентов. Высокий уровень констатирован у 42,8% респондентов, тогда как до проведения эксперимента данный показатель составлял 23,8%. Количество студентов со средним уровнем мотивационно-ценностного критерия управленческой компетентности увеличилось с 23,1 до 33,3 процентов.

Таблица 1 - Диагностический инструментарий сформированности компонентов управленческой компетентности

Компонент Метод диагностики

Мотивационно-ценностный Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной [2] Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир, в модификации А.А. Реана [6]

Когнитивный Текущая успеваемость Экспертная оценка

Операционно-деятельностный Текущая успеваемость Экспертная оценка

Рефлексивный Методика диагностики уровня развития рефлексивности А. В. Карпова [3] Методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой [3]

Доля студентов с низким уровнем сформированности когнитивного критерия управленческой компетентности за время проведения эксперимента сократилась с 54,8% до 15,5%, тогда как показатели, отражающие средний и высокий уровни сформированности, повысились с 34,5% до 46,4% и с 10,7% до 38,1% соответственно.

Также, в ходе эксперимента значительно сократилось количество обучающихся с низким уровнем сформированности операционно-деятельностного критерия с 56,0% до эксперимента и 17,9% после. Доля будущих спортивных тренеров, проявивших высокий уровень владения управленческими умениями и навыками, увеличилась на 26,2% - с 10,7 до 38,1 процентов.

Анализ уровня сформированности рефлексивного критерия управленческой компетентности, до и после проведения эксперимента, показал, что более половины (57,7%) респондентов продемонстрировали средний уровень сформированности исследуемого компонента, тогда как на начальном этапе таких студентов было 39,3%. Значительно сократилась доля студентов с низким уровнем с 54,2 до 21.4%. Доля студентов с высоким уровнем рефлексии до начала эксперимента составляла 6,5%, после реализации модели -20,8%.

ВЫВОДЫ

Анализ полученных данных позволил установить, что в результате реализации разработанной модели формирования управленческой компетентности студентов - будущих спортивных тренеров:

- доля обучающихся с низким (пороговым) уровнем управленческой компетентности, а именно демонстрирующих поверхностные и неполные знания об управленческой деятельности тренера, испытывающих большие затруднения в применении этих знаний, способных продемонстрировать только отдельные действия и операции, сократилась с 54,5 до 19,7 процентов;

- у 46,6% (33,5% до начала эксперимента) обучающихся наблюдается сформиро-ванность отдельных умений и навыков, они способны находить правильное решение управленческих задач, однако испытывают некоторых затруднений при их применении;

- количество студентов с высоким уровнем сформированности управленческой компетентности, обладающих разносторонними системными знаниями, способных рационально их применить, самостоятельно и эффективно действовать в практических управленческих ситуациях увеличилось более чем на 20% (с 12,1 до 33,8 процентов).

Достоверность различий в исходном и итоговом уровнях сформированности компонентов управленческой компетентности будущих спортивных тренеров осуществлялась при помощи оценки различий между пропорциями по 2-критерию. Достоверность различий оценивалась на уровне значимости а=0,05. Полученные значения 2-критерия по всем показателям превосходят табличное критическое значение (2 > 1,96), что подтверждает статистически значимые и позволяет говорить эффективность реализации разработанной

модели.

Таким образом, полученные в ходе исследования аналитические и эмпирические данные по проблеме формирования управленческой компетентности спортивных тренеров могут быть использованы в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренеров по видам спорта, педагогов по физической культуре, педагогов дополнительного образования спортивной направленности, а также спортивных менеджеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернина, Ю.С. Структура, содержание, уровни и индикаторы сформированности управленческой компетентности спортивных тренеров / Ю.С. Бернина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 39-43.

2. Мотивация персонала : учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Аленько, А.И. Мерко. - М. : Альфа-Пресс, 2010. - 640 с.

3. Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И.В. Орлова. - СПб. : Речь, 2006. - 128 с.

4. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 28.03.2019 № 191н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323902/ (дата обращения: 19.01.2020).

5. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина, Ю.С. Бернина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 66-68.

6. Сборник психологических тестов. Часть III: пособие / сост. Е.Е. Миронова. - Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

REFERENCES

1. Bernina, Yu.S. (2019), "Structure, content, levels and indicators of the formation of management competence of sports coaches", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 39-43.

2. Odegov, Yu.G., Rudenko, G.G., Alenko, S.N. and Merko. A.I. (2010), Personnel Motivation: A Training Manual, Alpha-Press, Moscow.

3. Orlova, I.V. (2006), Training ofprofessional self-knowledge: theory, diagnostics and practice of pedagogical reflection, Rech, St. Petersburg.

4. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 2019 March 28 no. 191n "On approval of the professional standard "Coach"", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _323902/ (date accessed 19.01.2020).

5. Stepanova, О.№ and Yu.S. Bernina (2016), "Coach's management activities: types, objects, performance criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 66-68.

6. Mironova, E.E. (2006), Collection of psychological tests. Part III: manual, Women's Institute ENVILA, Minsk.

Контактная информация: yuliyabernina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.01.2020

УДК 796.063

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ФЕСТИВАЛЯ ГТО СРЕДИ СТУДЕНТОВ Виталий Викторович Бобков, соискатель, Наталья Викторовна Титушина,

кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Петрович Мещеряков, доцент, Галина Михайловна Жукарева, соискатель, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, г. Москва

Аннотация

В данной статье представлена структура организационных условий, необходимых для проведения фестиваля ГТО среди студентов. К этим условиям относятся: наличие плана проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.