УДК 796.323.2
К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Елена Александровна Черний, преподаватель, Оксана Валериевна Мараховская,
кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Славнова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Юрьевна Бахарева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет
Аннотация
Рассмотрение вопросов построения микроциклов для студентов 1 курса специализации баскетбол вызвано актуальностью отбора спортивной молодежи, способной переносить все возрастающие физические и психические нагрузки, характерные для современного баскетбола. В статье обобщён опыт планирования тренировочных занятий со студентами технического вуза, прошедшими отбор в группу специализированной подготовки по баскетболу. Представлены способы повышения показателей физической и технической подготовленности студентов 1 курса. Рассмотрены методические подходы к воспитанию специальной игровой выносливости спортсменов-баскетболистов 1 курса. Педагогический эксперимент позволил выявить степень влияния различных по интенсивности тренировочных нагрузок на организм. Полученные данные позволяют направленно и рационально строить тренировочный процесс, что составляет практическую ценность работы.
Ключевые слова: физическая работоспособность, физическая подготовленность, баскетбол, игровая выносливость, физическая нагрузка, утомляемость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p450-453
ABOUT SPECIAL GAME ENDURANCE OF STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS
OF TECHNICAL UNIVERSITY
Elena Aleksandrovna Cherniy, the teacher, Oksana Valerievna Marahovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yuryevna Slavnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Yuryevna Bakhareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Technical University
Abstract
Consideration of the issues of building up the microcycles for the students of the 1st year of specialization in basketball is caused by the relevance of the selection of sports youth who are able to bear the increasing physical and mental loads, characteristic to the modern basketball. The article summarizes the experience of planning the training sessions with the technical University students, who have been selected for the group of specialized training in basketball. The ways of increasing the indicators of physical and technical readiness of the 1st year students are presented. Methodical approaches to the education of special game endurance of the 1st - year basketball players are considered. The pedagogical experiment revealed the degree of influence of different intensity of training loads on the body. The obtained data allow us to build the training process in the directed and rational way, which is the practical value of the work.
Keyword: physical performance, physical fitness, basketball, game endurance, physical activity,
fatigue.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда тренировочный процесс значительно интенсифицирован, особое значение приобретает проблема построения микроцикла и разработка рекомендаций по планированию нагрузки в годичном цикле тренировки для студентов-баскетболистов 1 курса. Характерной особенностью современного баскетбола являются значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки в процессе подготовки студентов-баскетболистов 1 курса. Однако, большие тренировочные нагрузки предъявляют повышенные требования к организму студентов. В связи с этим принципиально важное значение приобретает проблема нормирования физических нагрузок на практических занятиях со
студентами 1 курса.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнить уровень физической и технической подготовленности студентов-баскетболистов 1 и 2-3 курсов. Провести анализ технико-тактических действий игроков в учебных играх и соревнованиях. Определить оптимальные тренировочные и соревновательные нагрузки в микроциклах с учетом их воздействия на организм студентов-баскетболистов. Разработать структуру микроциклов в подготовительном и соревновательном периодах тренировок. В соревновательном периоде проводилось педагогическое наблюдение и анализ статистических данных выполнения технических приемов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В работе применялось тестирование физической и технической подготовленности студентов 1-3 курсов, прошедших отбор в группы специализации баскетбол. Выборка составил 64 человека.
Проведенные тесты по общей физической подготовке показали, что студенты, выбравшие специализацию «баскетбол», по уровню физической работоспособности не одинаковы. Более 50% игроков имеют физическую работоспособность ниже средней величины. Это является основанием для индивидуального планирования нагрузки в микроцикле. Результаты тестирования, проведенные с целью оценки владения техникой игровых приемов показали, что спортсмены 1 курса имели удовлетворительный уровень технической подготовленности. Анализ технико-тактических действий в учебных играх и соревнованиях показал, что студенты 1 курса в среднем за игру выполняли 60-87 бросков по кольцу, процент ошибочных действий составлял 69%. В первом тайме команда выполняла 38-55 бросков при 31,2% неточных бросков, во втором тайме - 21-32 броска при 36,5% выполнения элементов с ошибками. Чаще всего баскетболисты выполняли броски с ближней дистанции (35-42 броска). Процент неточных действий при этом составлял 50,8%. Снижение количества удачного выполнения технических приемов у баскетболистов 1 курса во втором тайме и увеличение неточных действий свидетельствует о наступлении утомления, что обусловлено недостаточной физической подготовленностью, а именно развитием специальной игровой выносливости. Тестирование физической работоспособности и уровень развития физических качеств у баскетболистов 1 курса показал, что ожидаемого повышения физической и технической подготовленности к началу соревновательного периода не произошло. С нашей точки зрения, одной из причин низкого уровня физической и технической подготовленности баскетболистов 1 курса является нерациональное планирование физической нагрузки в тренировочных и меж игровых микроциклов подготовительного и соревновательного периодов тренировки. Известно, что величина тренировочной нагрузки должна соответствовать функциональному состоянию организма спортсмена и способствовать его развитию. В студенческом баскетболе, в связи с отсутствием научно-обоснованных представлений о воздействии применяемых тренировочных нагрузок на организм студентов 1 курса, это положение не всегда учитывается. Определение закономерностей влияния различных по интенсивности тренировочных нагрузок на организм позволит направленно и рационально строить тренировочный процесс.
Влияние тренировочных занятий различного характера на физическую работоспособность организма изучалось по результатам выполнения контрольных упражнений по общей физической и технической подготовкам. Определение этих показателей осуществлялось в условиях четырех тренировок в неделю. Проведенные исследования показали, что тренировочные занятия с малой интенсивностью, направленные на совершенствование индивидуального технического мастерства, вызывают незначительные сдвиги в изучаемых показателях. Тренировочные занятия со средней интенсивностью, направленные на
повышение технико-тактической подготовленности, в большей степени влияют на изучаемые показатели. Под влиянием таких нагрузок происходили более значительные сдвиги, чем под влиянием занятий с малой интенсивностью.
После занятий с большой интенсивностью, направленных на развитие скоростно-силовых качеств или после тренировочных игр, которые в большинстве случаев дают значительную нагрузку, наблюдались существенные изменения в физических и технических показателях студентов. Таким образом, на основании полученных данных, при четырехра-зовых тренировочных занятиях в неделю задачи технико-тактической направленности целесообразно решать с применением средней и большой интенсивности, особенно, если эти занятия приводятся в первой половине дня. Студенты - баскетболисты после ночного отдыха более успешно выполняют упражнения, связанные с совершенствованием технико-тактического мастерства. Такие тренировки способствуют улучшению функциональных возможностей организма и ускоряют восстановительные процессы. На тренировочных занятиях, которые проводятся во второй половине дня более эффективно решать задачи, связанные с повышением физических возможностей организма баскетболистов. Учитывая уровень физической работоспособности, технической подготовленности и результаты игровой практики студентов 1 курса, занимающихся баскетболом, были разработаны рекомендации по организации недельных тренировочных циклов.
В микроцикл включались тренировочные занятия различной интенсивности. Это занятия с большими нагрузками, временно снижающими функциональные возможности организма, со средними нагрузками, закрепляющими тренировочный эффект и с малыми нагрузками, способствующими восстановлению и создающие базу для последующего применения больших нагрузок. Планирование нагрузки в микроциклах осуществлялось с учетом воздействия различных тренировочных и соревновательных нагрузок на организм студентов-баскетболистов. На основании приведённых наблюдений можно с уверенностью говорить о том, что распределение различных по интенсивности нагрузок в микроциклах существенно влияет на физическую работоспособность и техническую подготовленность баскетболистов 1 курса. Положительное влияние рациональной последовательности и дифференциации нагрузок в микроцикле подтверждается достоверным повышением уровня физической работоспособности у баскетболистов 1 курса, которые занимались на учебно-тренировочных занятиях, с учетом предложенных рекомендаций.
У студентов данной экспериментальной группы в течение подготовительного и соревновательного периодов было отмечено более значительное повышение уровня физической работоспособности в сравнении с остальными баскетболистами 2 и 3 курсов. Достоверно улучшились результаты во всех контрольных упражнениях в беге на 30 м и беге 5*30 м. Наблюдения, приводимые в соревновательном периоде, показали, что в среднем за игру игроки 1 курса выполняли 60 технических приемов, допуская при этом 38,7% неточных действий. При этом, во второй половине игры наблюдалось уменьшение неточных действий при выполнении бросков по кольцу, выполняемых со средних и дальних дистанций. Педагогический эксперимент показал, что рационализация тренировочного процесса на протяжении микроциклов может обеспечить совершенствование спортивной работоспособности студентов баскетболистов. Применяемая нами структура микроциклов в подготовительном и соревновательном периодах тренировки оказалась эффективной, обеспечивающей повышение уровень физической и технической подготовленности студентов-баскетболистов.
ВЫВОДЫ
1. Практика показала, что планирование тренировочных нагрузок не всегда является оптимальным. Существующее чередование нагрузок в недельном цикле не обеспечивает достаточного восстановления студентов 1 курса ко времени повторного проведения тренировочного занятия.
2. Применение тренировочных нагрузок в недельном цикле должно строиться последовательно, с учетом их интенсивности и воздействия на организм.
3. Занятия с малой интенсивностью, направленные на совершенствование индивидуального технического мастерства, способствуют повышению функциональных возможностей организма. Их целесообразно проводить после тренировок с большой нагрузкой или накануне и после соревновательных игр. Занятия с большой интенсивностью, направленные на развитие скоростно-силовых качеств и соревновательные игры, характеризующиеся большими нагрузками, рациональнее проводить во второй половине дня.
4. Предложенная нами схема планирования различных по интенсивности нагрузок в микроциклах подготовительного и соревновательного периодов тренировки обеспечивают повышение показателей функциональной, физической и технической подготовленности студентов-баскетболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемов, А.Б. Организация физического воспитания студентов / А.Б. Артемов, И.В. Ка-чурин, И.Г. Кремнева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 20-22.
2. Васильков, А.А. Теория и методика спорта : учебник / А.А. Васильков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 379 с.
3. Виссел, Х. Баскетбол: шаги к успеху / Х. Виссел. - Москва : Астрель, 2009. - 240 с.
4. Гомельский, В.А. «НБА» / В.А. Гомельский. - Москва : Издательский Дом «Городец», 2007. - 224 с.
5. Морозова, Н.С. Повышение точности баскетбольных бросков с отражением мяча от щита : дис. ... канд. пед. наук / Морозова Н.С. - Омск, 2009. - 158 с.
6. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика баскетбола : учебник / Д.И. Нестеров-ский. - Москва : Академия, 2014. - 352 с.
7. Притыкин, В. Н. Организационная структура комплексных методик технико-тактической подготовки в баскетболе / В. Н. Притыкин, Н. С. Морозова, С. В. Сухарев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 2. - С. 38-41.
REFERENCES
1. Artemov, A. B. (2002), "Organization of physical education of students", Theory and practice of physical culture, No. 5, рр. 20-22.
2. Vasilkov, A.A. (2008), Theory and methodology of sports: textbook, Phenix, Rostov-on-Don.
3. Vissel, K.H. (2009), Basketball: Steps to Success, Astrel, Moscow.
4. Gomelskiy, V.A. (2007), "NBA", publishing house Gorodets, Moscow.
5. Morozova, N.S. (2009), Improving the accuracy of basketball throws with the reflection of the ball from the shield, dissertation, Omsk.
6. Nesterovskiy, D.I. (2014), Basketball: the theory and methodology of basketball: textbook, Academia, Moscow.
7. Pritykin, V.N. (2009), "The organizational structure of integrated techniques of technical and tactical training in basketball", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, рр. 38-41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.02.2020
УДК 796.011
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И СПОРТУ, КАК СЛЕДСТВИЕ АКТИВНОЙ ПРОПАГАНДЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ТЕЛЕВИДЕНИИ И КИНО
Екатерина Андреевна Чернова, студентка, Эдуард Алексеевич Чибриков, старший преподаватель, Сергей Александрович Якушин, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, Мытищи; Сергей Петрович Голубничий, старший преподаватель, Дмитрий Вячеславович Чернухин, преподаватель,