Научная статья на тему 'Объекты прицеливания при бросках с отскоком мяча от щита'

Объекты прицеливания при бросках с отскоком мяча от щита Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / БРОСКИ С ОТСКОКОМ ОТ ЩИТА / ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ / ОСЬ ПРИЦЕЛИВАНИЯ / BASKETBALL / SHOOTS WITH BALL REFLECTION FROM THE SHIELD / ACCURACY IMPROVING / CONSTRUCTION / AXIS OF AIMING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кузнецова Наталья Сергеевна, Кучкова Лиля Анатольевна, Бахарева Светлана Юрьевна, Ковтун Галина Семёновна

Система тренировок в баскетболе характеризуется повышением уровня результатов и требует поиск эффективных путей обучения и совершенствования технико-тактических действий. Для совершенствования качества техники игры многие авторы рекомендуют применять разнообразные технические средства. Для бросков с отражением мяча в баскетболе мы предлагаем использовать объекты прицеливания: ось прицеливания, линии прицеливания и отражения. Разработка объектов прицеливания выполнена согласно общим правилам конструирования и основана на принципах создания устройств в спортивных играх. В статье описана конструкция, комплектующие и способ установки оси прицеливания, линий прицеливания и отражения. Конструкция крепится на баскетбольный щит и может использоваться для быстрого и точного определения координат точек прицеливания и отражения при бросках с отражением мяча от щита. Представленная конструкция может использоваться на учебно-тренировочных занятиях для обучения и совершенствования бросков с отражением в баскетболе и входить в систему многолетней бросковой подготовки баскетболистов. Длительность этапа начального обучения студентов с использованием объектов прицеливания составляет один мезоцикл. В результате использования объектов прицеливание в тренировочном процессе у испытуемых студентов процент реализации данных бросков увеличился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кузнецова Наталья Сергеевна, Кучкова Лиля Анатольевна, Бахарева Светлана Юрьевна, Ковтун Галина Семёновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object of aiming when shooting with the rebound of the ball off the backboard

The system of training in basketball is characterized by increase in the level of results in basketball and it requires the search for effective ways of training and improving the technical and tactical actions. To improve the quality of the game technique, many authors recommend using a variety of technical means. For shots with the reflection of the ball in basketball, we suggest using the objects of aiming: the axis of aiming, lines of aiming and reflection. The development of aiming objects is carried out according to the general rules of design and is based on the principles of creating devices in sports games. The article describes the design, components and method of installation of the aiming axis, lines of aiming and reflection. The design is mounted on the basketball shield and can be used to quickly and accurately determine the coordinates of the aiming and reflection points when throwing with the reflection of the ball from the shield. The presented design can be used in training sessions for training and improvement of shots with reflection in basketball and enter the system of long-term throw training of basketball players. The duration of the stage of initial training of students using the objects of aiming is one mesocycle. As a result of the use of objects for aiming in the training process, the student’s percentage of implementation of these shots has increased.

Текст научной работы на тему «Объекты прицеливания при бросках с отскоком мяча от щита»

УДК 796.323

ОБЪЕКТЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ПРИ БРОСКАХ С ОТСКОКОМ МЯЧА ОТ ЩИТА

Наталья Сергеевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, Лиля Анатольевна Кучкова, преподаватель, Омский государственный медицинский университет; Светлана Юрьевна Бахарева, кандидат педагогических наук, Омский государственный технический университет; Галина Семёновна Ковтун, доцент, Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

Аннотация

Система тренировок в баскетболе характеризуется повышением уровня результатов и требует поиск эффективных путей обучения и совершенствования технико-тактических действий. Для совершенствования качества техники игры многие авторы рекомендуют применять разнообразные технические средства. Для бросков с отражением мяча в баскетболе мы предлагаем использовать объекты прицеливания: ось прицеливания, линии прицеливания и отражения. Разработка объектов прицеливания выполнена согласно общим правилам конструирования и основана на принципах создания устройств в спортивных играх. В статье описана конструкция, комплектующие и способ установки оси прицеливания, линий прицеливания и отражения. Конструкция крепится на баскетбольный щит и может использоваться для быстрого и точного определения координат точек прицеливания и отражения при бросках с отражением мяча от щита. Представленная конструкция может использоваться на учебно-тренировочных занятиях для обучения и совершенствования бросков с отражением в баскетболе и входить в систему многолетней бросковой подготовки баскетболистов. Длительность этапа начального обучения студентов с использованием объектов прицеливания составляет один ме-зоцикл. В результате использования объектов прицеливание в тренировочном процессе у испытуемых студентов процент реализации данных бросков увеличился.

Ключевые слова: баскетбол, броски с отскоком от щита, повышение точности, конструирование, объекты прицеливания, ось прицеливания.

OBJECT OF AIMING WHEN SHOOTING WITH THE REBOUND OF THE BALL

OFF THE BACKBOARD

Natalia Sergeevna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, Lilya Anatolyevna

Kuchkova, the teacher, Omsk State Medical University; Svetlana Yurievna Bakhareva, the candidate of pedagogical sciences, Omsk state technical University, Galina Semenovna Kov-tun, the senior lecturer, Omsk F.M. Dostoevsky State University

Annotation

The system of training in basketball is characterized by increase in the level of results in basketball and it requires the search for effective ways of training and improving the technical and tactical actions. To improve the quality of the game technique, many authors recommend using a variety of technical means. For shots with the reflection of the ball in basketball, we suggest using the objects of aiming: the axis of aiming, lines of aiming and reflection. The development of aiming objects is carried out according to the general rules of design and is based on the principles of creating devices in sports games. The article describes the design, components and method of installation of the aiming axis, lines of aiming and reflection. The design is mounted on the basketball shield and can be used to quickly and accurately determine the coordinates of the aiming and reflection points when throwing with the reflection of the ball from the shield. The presented design can be used in training sessions for training and improvement of shots with reflection in basketball and enter the system of long-term throw training of basketball players. The duration of the stage of initial training of students using the objects of aiming is one mesocycle. As a result of the use of objects for aiming in the training process, the student's percentage of implementation of these shots has increased.

Keywords: basketball, shoots with ball reflection from the shield, accuracy improving, construction, axis of aiming.

ВВЕДЕНИЕ

Многие специалисты для совершенствования игры в баскетбол посвящают свои научно-методические работы технической подготовке [2, 6, 7]. Самый сложный и

значимый приём в технике нападения, несомненно, броски мяча в кольцо. Несомненно, что результат любого матча зависит от точности выполнения баскетбольных бросков, особенно во встрече равных соперников. Однако, даже у команд высокой квалификации, процент реализации бросков с игры не всегда хороший.

Для увеличения точности бросков, и сокращения время обучения, некоторые специалисты создают новые технические средства, которые создают искусственную обстановку соревновательной деятельности и тем самым увеличивают результативность бросков [3,7]. Для действенного их использования разрабатываются методические приёмы, методы и методики, которые вырабатывают систему бросковой подготовки баскетболистов.

Рассматривая потенциал повышения результативности бросков, многие специалисты [2, 3, 5, 7] отмечают, что броски с отражением мяча от щита имеют ряд преимуществ. Однако, при анализе научно-методической литературы, нами не обнаружено научных и экспериментальных исследований, посвященных созданию объектов прицеливания, для повышения точности баскетбольных бросков с отражением мяча от щита.

Проблема исследования заключается в том, что не определены объекты прицеливания при бросках с отражением мяча от щита с ближних и средних дистанций и методы повышения их точности, а также методика обучения этому броску.

Цель исследования. Разработать объекты прицеливания, с помощью которых увеличится точность бросков с отражением мяча от щита с ближних и средних дистанций в баскетболе.

Методы исследования. Педагогическое наблюдение, техническое конструирование, тестирование, хронометрирование, педагогический эксперимент.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для проектирования и изготовления объектов прицеливания для увеличения точности бросков с отражением мяча от щита нужно придерживаться общих правил конструирования и соблюдения рекомендаций, сформированных на принципах создания устройств в спортивных играх. Техническое конструирование состоит из следующих разделов [1, 5, 6]:

1. Анализ научно-методической литературы и комплексные исследования по теме разработки.

2. Выбор вариантов устройств конструкции.

3. Проектирование рабочих чертежей разработки.

4. Изготовление пробного образца.

5. Апробирование конструкции на возможность его применения в качестве зрительного ориентира.

6. Анализ результатов проверок конструкции и при необходимости: доработка конструкции; корректировка проекта.

7. Составление инструкции по эксплуатации и сбору конструкции (технического средства).

Использование предлагаемого метода конструирования технических средств, дало разрешение по созданию зрительных ориентиров, предназначенных для совершенствования точности броска с отскоком мяча от щита в баскетболе. На основе экспериментальных исследований [8] и математического моделирования параметров траектории бросков с отражением мяча от щита в баскетболе [5,10] разработана вертикальная ось прицеливания - основной зрительный ориентир. В дополнении к оси прицеливания необходимо использовать линии прицеливания и отражения.

Линии прицеливания и отражения, а так же вертикальная ось прицеливания, находят на щите согласно результатам математического моделирования траектории полёта мяча [5,

10]. Сбор и крепление зрительных

Рисунок 1 - Конструкция оси прицеливания с обратной стороны щита

Рисунок 2 - Вертикальная ось прицеливания (1) линии отражения (2) и прицеливания (3)

ориентиров прицеливания на баскетбольный щит занимает примерно 3-4 минуты.

На рисунках 1, 2 представлены конструкции и схема крепления вертикальной оси прицеливания к щиту, которая собирается в следующей очерёдности. Соединитель 6 с двух концов плотно крепится к трубкам 8, которые формируют основу

вертикального размера оси прицеливания. Сверху и снизу, в отверстие трубки 8 вставляются пальцы 4, 5. С помощью хомутов 17 и зажима 18 пальцы 4 и 5 присоединяются к планкам 3, у которых есть прорези, позволяющие

устанавливать горизонтальное

расположение оси прицеливания плоскости щита. Для точного определения горизонтальных размеров 131 мм необходимо снижать расчетный размер на толщину щита. Нижнюю планку 3 с помощью болтов 13, плоских шайб 12, шайб Гровера 11 и гаек 10 закрепят на кронштейне 1, который предварительно устанавливают на нижние болты крепления баскетбольного кольца к щиту, используя шайбы 15,16 и гайки 14.

Верхнюю перекладину 3, с помощью сходных крепёжных изделий 10, 11, 12, 13 устанавливают на каркас струбцины 2. Струбцину с помощью винта крепят за верхний большой прямоугольный профиль щита. В корпусах кронштейна 1 и струбцины 2 имеются по два отверстия под болты 13, которые обеспечивают горизонтальное

местоположение прорезей планок 3. Для качественного зрительного установления пространственного местоположения оси на верхний палец 4 располагают полиуретановый шланг 9 с пробкой 7 (рисунок 1).

Следующий этап установки конструкции - это нанесение на лицевую плоскость щита цветной ленты - рисунок 2. Крепление ленты выполняется по лекалам, которые сформированы согласно

математическому моделированию траектории полёта баскетбольного мяча [5, 10].

Согласно правилам технического конструирования, следующим этапом после изготовления технических средств, идёт определение эффективности технических средств.

В педагогическом эксперименте приняли участие 30 студентов 2-3 разрядов. Эксперимент проводился строго в соответствии с теорией и методикой баскетбола [2, 3, 6]. После проведения первоначального контроля было проведено теоретическое занятие с использованием иллюстрационного материала [5, 9] раскрывающего параметры броска с отражением мяча от щита, и правила использования зрительных ориентиров. В течение одного мезоцикла были проведены учебно-тренировочные занятия с применением объектов прицеливания.

В первом микроцикле при бросках в кольцо акцент был направлен на точность и правильность использования объектов прицеливания. Во втором микроцикле броски выполнялись с использованием зрительных ориентиров при повышенной интенсивности. На последнем микроцикле упражнения, для совершенствования, броски выполнялись без ориентиров.

В первом и заключительном занятиях мезоцикла испытуемые тестировались на определение точности бросков с отражением мяча от щита. Данные, полученные после тестирования бросков с отражением мяча представлены в таблице.

Таблица - Результаты тестирования бросков с отражением мяча от щита, в процентах

№ п/п Испытуемый До эксперимента После эксперимента d

1 Ли-о 64,5 68,3 3,8

2 Га-в 44,6 50,5 5,9

3 Ал-в 55,3 62,5 7,2

4 Ло-в 67,8 75,0 7,2

5 Ге-о 44,6 53,5 8,9

6 Ци-в 42,8 52,0 9,2

7 Пе-й 49,4 59,9 10,5

8 Ге-в 57,1 67,8 10,7

9 Сл-о 36,8 48,1 11,3

10 Кр-к 39,3 51,8 12,5

11 Мо-в 37,5 50,0 12,5

12 Да-в 44,6 59,0 14,4

13 Ра-р 54,8 69,4 14,6

14 Чи-в 55,3 70,0 14,7

15 Пр-в 50,2 65,3 15,1

16 То-в 35,7 50,9 15,2

17 Ад-в 30,8 46,2 15,4

18 Зо-н 36,6 53,5 16,9

19 Мо-н 43,5 60,9 17,4

20 Те-в 41,4 59,0 17,6

21 Ша-в 57,5 76,8 19,3

22 По-в 47,3 66,8 19,5

23 По-й 37,5 57,1 19,6

24 Со-в 49,3 69,0 19,7

25 Фи-в 47,3 68,1 20,8

26 Ба-н 50,0 71,4 21,4

27 Ми-о 48,2 70,4 22,2

28 Яч-в 52,4 74,9 22,5

29 Ер-в 35,7 59,0 23,3

30 Ст-в 41,0 64,3 23,3

Среднее 46,6 61,7 15,1

В результате целенаправленного тренировочного процесса, по подготовке бросков с отражением мяча от щита, с использованием объектов прицеливания и баскетбольного оборудования у испытуемых студентов (баскетболистов) процент точности данных бросков увеличился на 3,8-23,3%, а в среднем на 15,1%.

Для установления достоверности повышения результата использовался 1- критерий Стьюдента. Так как значение 1= 15,25> 10,01 = 2,750, наблюдаемое различие по проценту точности бросков с отражением мяча от щита является статистически значимым (Р <0,01).

Результаты выполненного эксперимента представили эффективность применённых технических средств. По мнению участников эксперимента, применение вертикальной оси прицеливания, линии прицеливания и отражения позволяют более качественно и оперативно определять точки прицеливания и отражения при перемещении спортсмена на площадке.

ВЫВОДЫ

1. В учебно-тренировочных занятиях рекомендуется применять вертикальную ось прицеливания, линии прицеливания и отражения при обучении и совершенствовании бросков с отражением мяча от щита, а также использовать иллюстрированный материал, поясняющий взаимодействия с плоскостью щита баскетбольного мяча и правила пользования зрительными ориентирами.

2. Пересечение вертикальной оси, проходящей за плоскостью щита на расстоянии 131 мм перпендикулярно поверхности площадки с математически рассчитанной линией прицеливания, расположенной на лицевой плоскости щита в виде цветной ленты, формирует координаты прицеливания. При перемещении спортсмена по площадке координаты прицеливания и отражения меняются. Место выпуска мяча и ось прицеливания образуют вертикальную плоскость движения центра мяча, при этом ось является основным зрительным ориентиром при бросках с отражением мяча от щита.

3. Для студентов 2-3 разрядов продолжительность этапа повышения точности бросков с отражением мяча от щита, с использованием вертикальной оси прицеливания и линий прицеливания и отражения, для точного нахождения координат прицеливания и отражения, в зависимости от расположения спортсмена на площадке, составляет один мезоцикл.

4. Результаты проведённого эксперимента показали эффективность применения оси прицеливания. По суждению участников эксперимента использование вертикальной оси прицеливания, линий прицеливания и отражения наиболее оперативно и качественно помогают определять точки прицеливания и отражения, при перемещении спортсмена по площадке в зоне двух очкового броска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гераськин, А.А. Методология создания тренажерных средств в спортивных играх / А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 33-35.

2. Донченко, П.И. Баскетбол - юным / П.И. Донченко. - Ташкент : Медицина, 1989. - 111 с.

3. Колос, В.М. Баскетбол: теория, практика : методическое пособие / В.М. Колос. - Минск : Полымя, 1988. - 167 с.

4. Лаптев, А.В. Комплексная методика повышения эффективности бросков с дистанции в студенческом баскетболе : автореф. дис. канд. пед. наук / Лаптев А.В. - Малаховка, 2014. - 24 с.

5. Морозова, Н.С. Повышение точности баскетбольных бросков с отражением мяча от щита : дис. ... канд. пед. наук / Морозова Н.С. - Омск, 2009. - 158 с.

6. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика баскетбола / Д.И. Нестеровский. -Москва : Учебник, 2014. - 352 с.

7. Притыкин, В.Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе : монография / В.Н. Притыкин. - Омск : [б.и.], 2015. - 175 с.

8. Притыкин, В.Н. Определение коэффициента восстановления при баскетбольных бросках с отражением мяча от щита / В.Н. Притыкин, И.С. Боков, Н.С. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - URL : www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id= 22132 (дата обращения: 14.02.2016).

9. Притыкин, В. Н. Организационная структура комплексных методик технико-тактической подготовки в баскетболе / В. Н. Притыкин, Н. С. Морозова, С. В. Сухарев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 2. - С. 38-41.

10. Пат. 2386466 С2 Российская Федерация, МПК7 А 63 В 63/08. Способ определения координат прицеливания при бросках с отражением мяча от щита / Юрченко Н.С., Притыкин В.Н. ; патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по

здравоохранению и социальному развитию» Росздрава. - № 2008127598/12 ; заявл. 07.07.08 ; опубл. 20.04.10, Бюл. № 11. - 13 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Geraskin, A.A. and Rodionov, A.V. (2005), "Methodology of creation of training facilities in sports games", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 33-35.

2. Donchenko, P.I. (1989), Basketball-young, Medicine, Tashkent.

3. Kolos, V.M. (1988), Basketball: theory, practice, The Frying Pan, Minsk.

4. Laptev, A.V. (2014), Complex technique of improving the efficiency of throws from a distance in student basketball, dissertation, Malakhovka.

5. Morozova, N.S. (2009), Improving the accuracy of basketball shots with the reflection of the ball from the shield, dissertation, Omsk.

6. Nesterovsky, D.I. (2014), Basketball: Theory and methodology of basketball, Textbook, Moscow.

7. Pritykin, V.N. (2015), Unconventional approaches to improving the accuracy of the free throw in basketball, monograph, Omsk state medical University, Omsk.

8. Pritykin, V.N., Bokov, I.S. and Kuznetsova, N.S. (2015), "Determination of recovery coefficient at basketball throws with reflection of a ball from a board", Recent developments in science and education, No. 2-2, available at: www.science-education.ru/ru/article/view?id=22132 (accessed 14.02.2016).

9. Pritykin, VN., Morozova, N.S. and Sukharev, S.V. (2009), "Organizational structure of complex techniques of technical and tactical training in basketball", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 38-41.

10. Yurchenko N.S. and Pritykin V.N. Pat. 2386466 C2 (Russian Federation), Method of determining the coordinates of aiming at throws with the reflection of the ball from the shield, Omsk state medical University, Omsk, publ. 20.04.10.

Контактная информация: pytatka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2019

УДК 796.42

ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Роман Сергеевич Кулешов, ассистент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа; Лилия Рафкатовна Макина, доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной и инновационной деятельности, Башкирский институт физической культуры, Уфа

Аннотация

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента, в котором применялся разработанный алгоритм построения индивидуальной траектории развития физических способностей у легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта на начальном этапе подготовки. В содержание этапов алгоритма индивидуальной траектории были включены средства, направленные на формирование мотивации, предполагалось, что это поспособствует более эффективному развитию физических способностей у спортсменов экспериментальной группы.

Ключевые слова: индивидуальная траектория, физические способности, мотивация, адаптивный спорт, адаптивная физическая культура, легкая атлетика, дети с нарушением интеллекта.

VALUE OF MOTIVATION IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES IN ATHLETES AGED 10-12 YEARS OLD WITH INTELLECT DISTURBANCE

Roman Sergeevich Kuleshov, the assistant, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa; Liliya Rafkatovna Makina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Deputy Director for scientific and innovative activities, Bashkir Institute of Physical Culture, Ufa

Annotation

This article presents the results of the pedagogical experiment, in which the developed algorithm for constructing the individual trajectory for the development of physical abilities among the track and field

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.