Научная статья на тему 'Работа тренера-преподавателя студенческих команд по формированию мотивации у игроков-курсантов'

Работа тренера-преподавателя студенческих команд по формированию мотивации у игроков-курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / студенческий баскетбол / игроки-студенты / студенты-баскетболисты / тренер-преподаватель / motivation / student basketball / student players / student basketball players / coach-teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Владимировна Попова, Владимир Николаевич Косякин, Сергей Анатольевич Князев

Рассматривается реализация контролирующих действий тренера-преподавателя по стимулированию мотивации у студентов-баскетболистов сборной команды вуза. Уточнено определение мотивации, показана актуальность изучаемой проблематики. На основе ретроспективного анализа литературы рассмотрена в виде пошагового алгоритма действий работа тренера-преподавателя по мотивированию игроков-студентов к достижению максимальных результатов в физкультурно-спортивной деятельности (на примере учебно-тренировочного процесса по баскетболу в вузе). Предложены некоторые практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Владимировна Попова, Владимир Николаевич Косякин, Сергей Анатольевич Князев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of a coach-teacher of student teams to develop motivation among cadet players

The article is devoted to the implementation of controlling actions of a coach-teacher to stimulate motivation among basketball students of the university team. The definition of motivation is clarified and the relevance of the problem being studied is shown. Based on a retrospective analysis of the literature, the work of a coach-teacher to motivate student players to achieve maximum results in physical education and sports activities is considered in the form of a step-by-step algorithm of actions (using the example of the educational and training process in basketball at a university). Some practical recommendations are offered.

Текст научной работы на тему «Работа тренера-преподавателя студенческих команд по формированию мотивации у игроков-курсантов»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-111-114 EDN: https://elibrary.ru/oxefjl NIION: 2018-0077-2/24-463 MOSURED: 77/27-024-2024-02-662

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Работа тренера-преподавателя студенческих команд по формированию мотивации у игроков-курсантов

Наталья Владимировна Попова1, Владимир Николаевич Косякин2, Сергей Анатольевич Князев3

1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vladimir-kosyakin@mail.ru

3 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. Рассматривается реализация контролирующих действий тренера-преподавателя по стимулированию мотивации у студентов-баскетболистов сборной команды вуза. Уточнено определение мотивации, показана актуальность изучаемой проблематики. На основе ретроспективного анализа литературы рассмотрена в виде пошагового алгоритма действий работа тренера-преподавателя по мотивированию игроков-студентов к достижению максимальных результатов в физкультурно-спортивной деятельности (на примере учебно-тренировочного процесса по баскетболу в вузе). Предложены некоторые практические рекомендации.

Ключевые слова: мотивация, студенческий баскетбол, игроки-студенты, студенты-баскетболисты, тренер-преподаватель

Для цитирования: Попова Н. В., Косякин В. Н., Князев С. А. Работа тренера-преподавателя студенческих команд по формированию мотивации у игроков-курсантов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 111-114. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-111-114. EDN: OXEFJL.

Original article

The work of a coach-teacher of student teams to develop motivation

among cadet players

Natalia V. Popova1, Vladimir N. Kosyakin2, Sergey A. Knyazev3

1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

vladimir-kosyakin@mail.ru

3 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. The article is devoted to the implementation of controlling actions of a coach-teacher to stimulate motivation among basketball students of the university team. The definition of motivation is clarified and the relevance of the problem being studied is shown. Based on a retrospective analysis of the literature, the work of a coach-teacher to motivate student players to achieve maximum results in physical education and sports activities is considered in the form of a step-by-step algorithm of actions (using the example of the educational and training process in basketball at a university). Some practical recommendations are offered.

Keywords: motivation, student basketball, student players, student basketball players, coach-teacher

For citation: Popova N. V., Kosyakin V. N., Knyazev S. A. The work of a coach-teacher of student teams to develop motivation among cadet players. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):111-114. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2024-2-111-114. EDN: OXEFJL.

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения, обучаемых к познавательной деятельности, активному освоению содержания образовательных программ. Мотивация является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник высшего профессионального образовательного учреждения должен

© Попова Н. В., Косякин В. Н., Князев С. А., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности (в том числе и к физкультурно-спортивной), а также стремление к самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у обучающихся должна быть мотивация к обучению [1].

Очевидно, что для формирования устойчивого отношения к физкультурно-спортивной деятельности, проявляющегося на протяжении всей дальнейшей жизни, необходимо в процессе формирования личности специалиста в вузе реализовывать весь спектр возможных воздействий. Однако отсутствие научно обоснованной педагогической технологии формирования у студентов ВУЗов компонентов физической культуры личности, а именно мотивационного, осложняет поиск эффективных подходов к формированию устойчивого, ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности [2].

Взаимосвязанная спортивная деятельность имеет такие психологические особенности, как ориентация на максимальный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, публичностью выступлений в соревнованиях, остротой соперничества где существенная роль будет принадлежать мотиваци-онной сфере личности [3].

Баскетбол представляет собой гораздо большее, чем схемы игры, нападение и комбинированная защита. Он является игрой с привлечением интеллектуальных способностей и мотивации к победе.

Вне всяких сомнений, негативный моральный настрой может быть настолько вредным, насколько полезным будет позитивный настрой. Потеря интереса к длительным тренировкам, разногласия между тренером-преподавателем и игроками внутри команды, а также целый ряд других проблем, встречающихся во время тренировочной деятельности, могут стать причиной морального настроя отдельных игроков и оказаться катастрофическими для духа всей команды.

Сущность мотивации команды заключается в поднятии энтузиазма всего состава спортивного коллектива. Это вызывает сложность, особенно для тех вузовских команд, когда тренеры-преподаватели опускают руки в связи с тем, что не могут больше мотивировать свою команду для того, чтобы сплотиться и показать все свои возможности. Потеря энтузиазма тренером-преподавателем приведет к потере всей команды.

Командный энтузиазм во время игры невозможно подделать или создать искусственно. Достижение высоких результатов достигается упорными тренировками как индивидуальными, так и в составе команды. Зачастую необходимый настрой на монотонную, тяжелую тренировочную работу отсутствует изначально, поэтому необходимо сформировать у занимающихся студентов мотивацию к достижению хороших технических и тактических навыков.

Студенческая баскетбольная команда должна заниматься формированием технических навыков при помощи осознанного подхода к учебно-тренировочному процессу, который позволит им создать и поддерживать дальнейшее их проявление в таких базовых игровых навыков, как работа ног, передача и подбор мяча, а также некоторых других. Использование базовых игровых навыков на уровне рефлексов, привычек без необходимости задумываться о выполняемых действиях превращает группу талантливых игроков в победоносную команду.

Баскетбол подразумевает точные и плавные броски в прыжках, идеально выверенные по времени рывки к корзине, точные передачи мяча открытым партнерам по команде [4].

Баскетбол - это игра, сложенная из многих деталей, над которыми нужно работать каждый день, чтобы превратить их в навык. Такая разнонаправленная работа требует особой мотивации.

С. Скайлз и Д. Бах утверждают, что один из эффективных способов мотивации на тренировках - это использование упражнений с соревновательными элементами, направленных на развитие базовых игровых навыков до уровня инстинкта, чтобы баскетболисты могли рефлекторно использовать их во время игры. Со временем, после многократных повторений упражнений будет виден и результат: идеально синхронизированные заслоны, поставленные под максимально точным углом, штрафные броски и броски во время игры, выполняемые с необходимым вращением мяча, а также постоянное и методичное оттеснение соперника в борьбе за отскочивший мяч [5].

Следующим аспектом работы тренера-преподавателя по генерированию мотивации у игроков-студентов будет формирование социальных привычек.

В баскетболе, как и в любой другой командной игре, одной из самых важных социальных привычек является пунктуальность. Пунктуальность показывает уважение к партнерам по команде и тренеру-преподавателю. Необходимо требовать от занимающихся приходить вовремя и быть сконцентрированными и готовыми к занятиям. Тренировка не может быть удачной, если начинается с опоздания. Опоздания нарушают тщательно подготовленный план тренировки и негативно влияют на общекомандное поведение.

Помимо этого, отсутствие пунктуальности может говорить о наличии и других проблем с дисциплиной в студенческом спортивном коллективе. Не дисциплинированная команда может выиграть в нескольких играх, но постоянный успех требует порядка, контроля и организованности. Нельзя позволять «звездам» команды опаздывать или закончить тренировку раньше. Необходимо проводить тренировки соблюдая педагогически оправданное время, упражнения должны плавно переходить из одного в другое, начинаясь и завершаясь по команде тренера-преподавателя [7].

Легко поддерживать мотивацию, когда команда выигрывает, но и в непростые времена необходимо находить пути мотивировать игроков-студентов при помо-

щи подходящих под ситуацию идей. Это может быть короткая или более продолжительная тренировка, коллективное собрание, а в некоторых случаях - минимум бесед или их полное отсутствие. Иногда необходимо попробовать что-то необычное, чтобы вывести команду из депрессии. В любом случае, при любом уровне игры тренер-преподаватель должен заботиться о подопечных, понимая, что кому-то из них нужен выходной или другое внимание. К некоторым игрокам нужно подойти и сказать: «Молодец» проявляя отзывчивость. Среди задач учебно-тренировочной деятельности лежит понимание, когда нужно показать жесткий подход или проявить благодушие. Нельзя делать аксиомой точку зрения, что игрокам не нужна никакая забота. Зачастую эта забота заключается лишь в простом сочувствии и понимании.

Очевидно, что тренер-преподаватель не должен концентрировать свое внимание только на ведущих игроках команды. Например, если ролевые игроки не хотят выполнять вспомогательные функции или делают это неохотно, то задачей наставника будет продемонстрировать выполняемый ими вклад в общее дело и его ценность. Помимо этого, можно мотивировать некоторых игроков, подбадривая их или давая возможность выйти на площадку в сложные моменты игры. Нужно говорить искренне, вселяя в них уверенность относительно их роли в команде.

Контроль за эмоциями также является важной частью работы наставника. Поведение тренера-преподавателя требует уравновешенности избегая слишком бурной реакции на всевозможные ситуации. Необходимо сохранять трезвый взгляд и спокойствие контролируя свою ответную реакцию. Например, в некоторых случаях слишком быстрая реакция на поражение команды может принести вред, возникает риск сказать то, что будет негативно влиять на команду в течение последующих дней или даже недель [8].

Умения преподавателя высшей школы должны быть многогранны, он должен уметь выполнять множество задач, уважать и подстраиваться под личные особенности различных игроков-студентов проявляя гибкость в общении. Некоторым нравится одобрительное похлопывание по спине, другие не любят физический контакт.

Тренеру-преподавателю стоит воспринимать тайм-ауты не только как возможность поделиться стратегиями или комбинациями с командой, но и как шансом мотивировать игроков. В силу того, что тайм-ауты сильно ограничены по времени, инструктируя команду, нужно пользоваться короткими и четкими директивами, придерживаясь лаконичности и информативности, воздерживаясь от негатива и резкостей. Игрокам необходимо понять, выполнение каких действий от них требуется и каким образом они должны их совершить.

Помимо всего прочего воспользоваться тайм-аутом нужно для поднятия уверенности в себе у игроков, чтобы они поверили в себя и в свои возможности.

Резюмируя, приведем некоторые рекомендации тренерам-преподавателям для мотивации занимаю-

щихся в целях проявления ими своих лучших качеств как на баскетбольной площадке, так и вне ее [6] :

1. Будьте справедливы, поощряя игроков-студентов применяя к ним дисциплинарные меры.

2. Хвалите своих подопечных при каждом подходящем случае, особенно если они стараются.

3. Подчеркивайте в беседах, выражайте действиями и поощрениями то, что считаете наиболее важным в игре. Члены студенческой команды непременно поймут все и примут во внимание то, что вы подчеркиваете.

4. Никогда не стоит дисциплинировать учащихся в целях наказания - дисциплинируйте в целях обучения.

5. Проводите индивидуальные беседы с игроками, чтобы мотивировать их и решать возникающие проблемы.

6. Не используйте в качестве наказания частичное ограничение времени нахождения игрока на площадке, так как в результате этого у него может сформироваться неверное представление о своей роли в команде.

7. Посещайте как можно больше семинаров, наблюдайте за тренировками и матчами других команд для умножения своих знаний о баскетболе. Задача научиться понимать особенности психологии занимающихся для определения наилучших способов их мотивирования на площадке, как физической, так и в технической и тактической подготовке.

В заключение следует отметить, что мотивация достижения успеха подразумевает устойчивое стремление к максимальным результатам в разных видах деятельности, одним из которых является спорт. Следовательно, правильное понимание вопросов мотивации, умение анализировать и активизировать побудительные факторы имеют большое значение не только для студенческого спорта, но и для профессиональной подготовки будущих педагогов, врачей, военных, инженеров, юристов, экономистов, менеджеров и других специалистов к предстоящей работе в целях достижения намеченных целей в жизни.

Список источников

1. Попова Н. В. Мотивация к обучению студентов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2006. № 11. С. 158-160.

2. Мануйлов С. И. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 8. С. 81-85.

3. Тюкин В. Г., Попова Н. В. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 52.

4. Золотухина И. А., Калита М. В., Емелин К. Г., Бартенева Л. М. Психологическая подготовка игрока к соревнованиям по баскетболу 1х1 // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 12. С. 88-93.

5. Колтыгина Е. В., Головизин Т. В., Шестер-нин В. М. Мобильные приложения и их роль в спор-

СКИЕ НАУКИ 113

тивной подготовке // В сборнике: Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития. М., 2022. С. 262-267.

6. Баянкин О. В. Использование инновационно-технических средств обучения студентов института физической культуры и спорта // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 81-86.

7. Хромов В. А., Корнаушенко А. В., Супрунов С. И. Особенности выполнения современной техники студентами-спортсменами различных дтсциплин. Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 190-194.

8. Попова Н. В., Мананников С. В., Князева Ю. А. Воспитание нравственных качеств у спортсменов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 147-150.

References

1. Popova N. V. Motivation to teach students // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2006. No. 11. Р. 158-160.

2. Manuilov S. I. Motor task as an object of theoretical and methodological analysis // Alma Mater (Bulletin of the higher school). 2022. No. 8. Р. 81-85.

3. Tyukin V. G., Popova N. V. Special orientation in the development of motor abilities as an effective way of educating reliability in the actions of future specialists // Modern problems of science and education. 2021. No. 6. P. 52.

4. Zolotukhina I. A., Kalita M. V., Emelin K. G., Barteneva L. M. Psychological preparation of a player for 1x1 basketball competitions // Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport. 2021. No. 12. P. 88-93.

5. Koltygina E. V, Golovizin T. V., Shesternin V. M. Mobile applications and their role in sports training // In the collection: Physical culture and sport in the higher education system: innovations and development prospects. M., 2022. P. 262-267.

6. Bayankin O. V. In the use of innovative and technical means of teaching students of the Institute of Physical Culture and Sports // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. No. 2 (18). P. 81-86.

7. Khromov V. A., Kornaushenko A. V., Suprunov S. I. Features of the implementation of modern technology by student-athletes of various disciplines. Psychology and pedagogy of professional activity. 2022. No. 2. P. 190-194.

8. Popova N. V., Manannikov S. V, Knyazeva Yu. A. Education of moral qualities in athletes // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 1. P. 147-150.

Информация об авторах

Н. В. Попова - доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;

B. Н. Косякин - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

C. А. Князев - старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России.

Information about the authors

N. V. Popova - Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences;

V. N. Kosyakin - Senior lecturer at the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot';

S. A. Knyazev - Senior lecturer at the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.