Научная статья на тему 'Формирование культуры времени у курсантов-спортсменов'

Формирование культуры времени у курсантов-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс формирования / культура времени / интегральный эффект / технико-тактическое мастерство / formation process / time culture / integral effect / technical and tactical skill

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Иванович Мануйлов, Владимир Николаевич Косякин, Сергей Анатольевич Князев

Рассматривается весьма важная и в то же время мало разработанная проблема ‒ формирование у курсантов-спортсменов необходимого для овладения технико-тактическим мастерством свойства, названного авторами «культурой времени». Оно позволяет курсанту-спортсмену лучше ориентироваться в микроинтервалах времени, оценивать его и контролировать, регулировать движения и действия в условиях жесткого временного лимита. Чтобы выяснить, как сказывается повышение культуры времени на деятельности спортсменов, за ними была проведена серия наблюдений во время тренировок и соревнований. Использовались также сравнительная оценка качеств спортсменов их тренерами и материал самонаблюдений. Таким образом, авторская позиция состоит в том, что управление культурой времени спортсменов может найти широкое применение в тренерской практике самых различных видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Иванович Мануйлов, Владимир Николаевич Косякин, Сергей Анатольевич Князев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a time culture among cadet-athletes

The article highlights a very important and at the same time little-developed problem ‒ the formation of cadets-athletes necessary for mastering technical and tactical skills of the property called by the authors "culture of time". It allows the cadet-athlete to better navigate in micro-time intervals, evaluate and control it, regulate movements and actions in conditions of a tight time limit. To find out how the increase in the culture of time affects the activity of athletes, a series of observations were made during training and competitions. Comparative assessment of athletes' qualities by their coaches and self-observation material were also used. Thus, the author's position is that the management of the athletes' time culture can find wide application in coaching practice of a variety of sports.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры времени у курсантов-спортсменов»

Научная статья

УДК 378.6:34 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-103-106

NIION: 2018-0077-1/23-290 MOSURED: 77/27-024-2023-01-489

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Формирование культуры времени у курсантов-спортсменов

Сергей Иванович Мануйлов1, Владимир Николаевич Косякин2, Сергей Анатольевич Князев3

1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vladimir-kosyakin@mail.ru

3 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. Рассматривается весьма важная и в то же время мало разработанная проблема - формирование у курсантов-спортсменов необходимого для овладения технико-тактическим мастерством свойства, названного авторами «культурой времени». Оно позволяет курсанту-спортсмену лучше ориентироваться в микроинтервалах времени, оценивать его и контролировать, регулировать движения и действия в условиях жесткого временного лимита. Чтобы выяснить, как сказывается повышение культуры времени на деятельности спортсменов, за ними была проведена серия наблюдений во время тренировок и соревнований. Использовались также сравнительная оценка качеств спортсменов их тренерами и материал самонаблюдений. Таким образом, авторская позиция состоит в том, что управление культурой времени спортсменов может найти широкое применение в тренерской практике самых различных видов спорта.

Ключевые слова: процесс формирования, культура времени, интегральный эффект, технико-тактическое мастерство

Для цитирования: Мануйлов С. И., Косякин В. Н., Князев С. А. Формирование культуры времени у курсантов-спортсменов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 103-106. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-103-106.

Original article

Formation of a time culture among cadet-athletes

Sergey I. Manuylov1, Vladimir N. Kosyakin2, Sergey A. Knyazev3

1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

vladimir-kosyakin@mail.ru

3 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. The article highlights a very important and at the same time little-developed problem - the formation of cadets-athletes necessary for mastering technical and tactical skills of the property called by the authors "culture of time". It allows the cadet-athlete to better navigate in micro-time intervals, evaluate and control it, regulate movements and actions in conditions of a tight time limit. To find out how the increase in the culture of time affects the activity of athletes, a series of observations were made during training and competitions. Comparative assessment of athletes' qualities by their coaches and self-observation material were also used. Thus, the author's position is that the management of the athletes' time culture can find wide application in coaching practice of a variety of sports.

Keywords: formation process, time culture, integral effect, technical and tactical skill

For citation: Manuylov S. I., Kosyakin V. N., Knyazev S. A. Formation oftime culture among cadets-athletes // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):103-106. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-103-106.

Психологический анализ подготовки курсантов-спортсменов показывает, что уровень их спортивного мастерства определяется не только физическим совершенством двигательных навыков, но и умением распределять свои силы и действия во времени. Это умение во многом зависит от того, насколько точно человек от-

ражает метрические свойства объективного времени, его длительность и ритмическую структуру.

Многолетнее изучение восприятия времени человеком позволило Д. Г. Элькину [1] обнаружить следующую закономерность: чем точнее воспринимается временная длительность, чем выше уровень точности

© Мануйлов С. И., Косякин В. Н., Князев С. А., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

человеческих движений, тем выше их культура. Правомерно наряду с культурой движений поставить вопрос о культуре времени спортсменов, который, несмотря на его самоочевидную актуальность, остается совершенно не разработанным в практике спортивной подготовки.

Под культурой времени следует подразумевать приобретенную человеком способность воспринимать временною метрику с высокой точностью. Задачу; настоящего сообщения составил анализ одного из возможных путей воспитания культуры времени спортсменов. Он разработан как практическое применение результатов общепсихологического исследования проблемы «время реакции и восприятие времени» [2] и предложен в качестве методических рекомендаций для тренеров [3].

Предварительные исследования восприятия времени спортсменами, имеющими дело со временем, позволили обнаружить следующий факт. Бегуны, перед которыми по роду их деятельности, стоит задача улучшить время, воспринимают его длительность с большой ошибкой. В этом легко убедиться по результатам вос-

Влияние упражнений реакции на

приятия времени, полученным у 12 бегунов - кандидатов в мастера и мастеров спорта. Восприятие времени у них изучалось тремя методами - воспроизведением, отмериванием и оценкой длительности в зоне длинных интервалов - от 1 до 9 с [4].

Метод воспроизведения заключался в следующем. Спортсмену демонстрировалась длительность промежутка времени, ограниченного двумя щелчками секундомера; от испытуемого требовалось воспроизвести ее на аналогичном секундомере, не глядя на циферблат.

При методе отмеривания спортсмену предлагалось отмерить длительность промежутка (названное ему число секунд) на секундомере, не глядя на циферблат; а при методе оценки требовалось оценить в секундах длительность, продемонстрированную с помощью секундомера.

Задаваемые промежутки Ю и результаты ответов tc фиксировались с помощью хроноскопа ХР-1-1 с точностью до сотых долей секунды. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

шость восприятия длительности

Метод m , с o' До упражнений После упражнений

tc, с ошибка, % tc, с ошибка, %

2 1,60 22 1,90 7

Воспроизведение 3 2,50 17 2,90 6

5 4,10 20 4,80 5

1 0,71 38 0,94 15

Отмеривание 8 5,10 42 7,40 13

9 5,60 43 8,30 11

4 5,90 50 4,40 14

Оценка 6 8,60 48 6,70 16

7 10,00 48 7,60 12

Как видно из таблицы (графа «До упражнений»), у квалифицированных бегунов, спортивная деятельность которых характеризуется упорной борьбой за десятые, сотые, даже тысячные доли секунды, культура времени оказалась на довольно низком уровне, поэтому спортсменам была предложена методика воспитания высокого уровня точности восприятия длительности.

Предпосылки для разработки этой методики изложены в работе С. Г. Геллерштейна [5]. На их основе выдвинуто следующее предположение: если латентный период реакции представляет собой сумму временных задержек центрального и периферического уровня, значит, он связан с ошибкой восприятия длительности. Такая связь (ц = 0,49 ^ 0,54) действительно обнаружена в собственном исследовании [6] между ошибкой воспроизведения, отмеривания, оценки и латентным периодом простой реакции (ПР) на световой раздражитель.

Дальнейшее исследование показало, что уменьшение латентного периода ПР путем специальных упражнений с обратной связью приводит к уменьшению ошибки воспроизведения, отмеривания и оценки временных промежутков. Причем чем ближе латентный период к физиологическому пределу реакции, тем выше уровень точности восприятия времени. В этом и заключается основное положение методики воспитания культуры времени.

Перед курсантами-спортсменами ставилась цель -довести путем упражнений латентный период реакции до минимально возможных значений. За минимальную длительность принималась величина латентного периода реакции в 100 мс. Спортсмены упражнялись на улучшение времени реакции в условиях вербальной обратной связи. При этом перед ними ставилась задача в каждой пробе реагировать как можно быстрее. Отдельная тренировка состояла из 20-30 упражнений, и проводилась с перерывом в 1-2 дня. После 8-10 тренировок длительность скрытого периода практически достигала индивидуального предела, после чего у спортсменов изучалась точность воспроизведения, отмеривания и оценки промежутков времени. В целом по группе длительность времени реакции уменьшилась с 180 до 120 мс, что оказало существенное влияние на величину ошибки восприятия времени (табл. 1).

Как видно из таблицы, ошибка воспроизведения в среднем уменьшилась с 20 до 6 %, ошибка отмеривания снизилась с 40 до 13 %, а ошибка оценки - с 49 до 14 %. Следовательно, после серии упражнений, направленных на уменьшение ПР, у спортсменов развивалась высокая культура времени, позволяющая практически безошибочно воспринимать его длительность.

В процессе выполнения специальных упражнений примерно с 4-6-го занятия спортсмены сами начинали

104

PEDAGOGICAL SCIENCES

пытаться оценивать длительность латентного периода своей реакции еще до того, как экспериментатор сообщит им объективный результат. И хотя такая задача перед испытуемыми не ставилась, к концу упражнений они безошибочно оценивали до 60 % реакций, а остальные 40 % оценивали с ошибкой ±0,01 - 0,04 с. Таким образом, в ходе упражнений наблюдалось спонтанное совершенствование оценки длительности латентного периода реакции, которое С. Г. Геллерштейн назвал «чувством времени» [7]. У нескольких спортсменов после снижения времени реакции со 180 до 110 мс. ошибка воспроизведения, отмеривания и оценки достигла 5 %, что соответствует пределу разрешающей способности сенсорных систем человек [8].

Чтобы выяснить, как сказывается повышение культуры времени на деятельности спортсменов, за ними была проведена серия наблюдений во время тренировок и соревнований. Использовались также сравнительная оценка качеств спортсменов их тренерами и материал самонаблюдений.

Одним из очень важных и ответственных моментов в соревнованиях спринтеров, как известно, является своевременный старт. У спринтеров, вошедших в отобранную группу, после воспитания культуры времени отмечено увеличение стартовой скорости. Появились быстрота, резкость, движения стали более точными, что способствует правильному выходу из стартового положения. Исчезли фальстарты и запаздывающие старты. Повышение скорости и улучшение техники старта нашли свое отражение в сознании спортсменов в виде «чувства старта», уверенности в старте и т. д. Оценивая собственный старт, спортсмены говорили, что «чувство старта» дает им возможность правильно и своевременно выполнять движения за время, ранее казавшееся мгновенным. Все это помогает выигрывать старт, что, несомненно, важный момент в спринтерском беге.

Тренеры и спортсмены отметили целый ряд положительных качественных изменений в беге. Спортсмены стали чувствовать свой бег, что дало возможность регулировать его скорость на дистанции. Эти качества нашли свое отражение в «чувстве бега», в способности произвольно ускоряться, в умении анализировать бег во время передвижения до дистанции. По оценке тренеров, такие качества развиваются у бегунов лишь путем длительных тренировок. Вышеописанные качественные изменения спринтеров обусловили улучшение результатов в беге (табл. 2).

Таблица 2

Результаты выступлений спортсменов

на официальных соревнованиях в 2020-2021 гг.

№ п/п Инициалы Дистанция Результат

2020 г. 2021 г.

1 Б. Е. 400 м с/б, с 66,5 (октябрь) 64,4 (июнь)

2 К.И. 100 м, с 12,4 (октябрь) 12,1 (май)

3 О. М. 400 м, с 50,3 (октябрь) 49,9 (май)

4 Р. П. 60 м, с 7,3 6.9

(сентябрь) (январь)

100 м, с 11,2 10.9

(сентябрь) (апрель)

200 м, с 21,8 21.7

(сентябрь) (апрель)

400 м, с 47,06 46,4

(сентябрь) (сентябрь)

4Х 46,2 45.7

400 м, с (сентябрь) (апрель)

В таблице для сравнения приведены, лучшие результаты спортсменов до воспитания у них культуры времени и лучшие результаты после воспитания культуры времени (2021). Воспитание культуры времени осуществлялось в период с осени 2020 г. по зиму 2021 г. Все это время спортсмены систематически тренировались под руководством их тренеров и готовились к ответственным стартам, в которых добивались успеха. И не последнюю роль в их успешных выступлениях сыграла точностная ориентировка во временных параметрах двигательных действий.

Эффект улучшения деятельности обнаружился не только у бегунов-спринтеров. Воспитание высокой культуры времени у членов гандбольной сборной способствовало повышению не только индивидуальных игровых качеств каждого спортсмена в отдельности, но и команды в целом. Этот интегральный эффект показал, что управление культурой времени спортсменов может найти широкое применение в тренерской практике самых различных видов спорта.

Описанные нами наблюдения, которые велись за спортсменами в процессе воспитания у них культуры времени, во многом соответствуют тому, что зафиксировано в опытах С. Г. Геллерштейна и названо им «генерализованным эффектом». Но, если С. Г. Геллерштейн объяснял это приобретением качества, которому он затруднялся бы дать определение, то мы будем недалеки от истины, если, скажем, что улучшение деятельности спортсменов связано с повышением точности отражения объективного времени.

В заключение можно сказать следующее, культура времени у спортсменов, по-видимому, доставляет еще далеко не использованный резерв для повышения их спортивного мастерства. И она, несомненно, заслуживает дальнейшей разработки в рамках практических задач психологии спорта.

Библиографический список

1. Мануйлов, С. И. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа / С. И. Мануйлов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 8. С. 81-85.

2. Шевцов, Н. А. Культуротворчество как фактор развития студентов высшего учебного заведения / Н. А. Шевцов, Ю. А. Князева // В сб.: Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревякина. Томск, 2022. С. 109-111.

3. Шевцов, Н. А. Культурологический подход как основа совершенствования образовательной среды выс-

СКИЕ НАУКИ 105

ших учебных заведений / Н. А. Шевцов, Ю. А. Князева, С. А. Князев // В сб.: Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревякина. Томск, 2022. С. 112-114.

4. Мануйлов, С. И. Максимальной скорости бега у юных легкоатлетов на основе имеющихся возрастных особенностей детского организма / С. И. Мануйлов // В сб.: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования» : материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. 2016. С. 58-60.

5. Тюкин, В. Г. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих специалистов / В. Г. Тюкин, Н. В. Попова // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 52.

6. Колтыгина, Е. В. Мобильные приложения и их роль в спортивной подготовке / Е. В. Колтыгина, Т. В. Го-ловизин, В. М. Шестернин // В сб.: Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития. М., 2022. С. 262-267.

7. Баянкин, О. В. Использование инновационно-технических средств обучения студентов института физической культуры и спорта / О. В. Баянкин // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 81-86.

8. Князев, С. А. Проблемы становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий / С. А. Князев, А. В. Кор-наушенко, О. И. Воробьева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 135-137.

Bibliographic list

1. Manuilov, S. I. Motor task as an object of theoretical and methodological analysis / S. I. Manuilov // Alma Mater (Bulletin of the Higher school). 2022. No. 8. PP. 81-85.

2. Shevtsov, N. A. Cultural creation as a factor in the development of students of a higher educational institu-

tion / N. A. Shevtsov, Yu. A. Knyazeva // In the collection: Topical issues of physical culture and sports : materials of the XXIV All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the memory of Professor Y. T. Revyakin. Tomsk, 2022. PP. 109-111.

3. Shevtsov, N. A. Culturological approach as a basis for improving the educational environment of higher educational institutions / N. A. Shevtsov, Yu. A. Knyazeva, S. A. Knyazev // In the collection: Topical issues of physical culture and sports : materials of the XXIV All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the memory of Professor Yu. T. Revyakin. Tomsk, 2022. PP. 112-114.

4. Manuilov, S. I. Maximum running speed in young athletes based on the existing age characteristics of the child's body / S. I. Manuilov // In the collection: 2nd All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation dedicated to the 50th anniversary of the Institute of Physical Culture and Sports «Physical culture and sports: ways of improvement» : conference materials. Altai State Pedagogical University. 2016. PP. 58-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tyukin, V. G. Special orientation in the development of motor abilities as an effective way of educating reliability in the actions of future specialists / V. G. Tyukin, N. V. Popova // Modern problems of science and education. 2021. No. 6. P. 52.

6. Koltygina, E. V. Mobile applications and their role in sports training / E. V. Koltygina, T. V Golovizin, V. M. Shesternin // In the collection: Physical culture and sport in the higher education system: innovations and development prospects. M., 2022. PP. 262-267.

7. Bayankin, O. V. The use of innovative and technical means of teaching students of the Institute of Physical Culture and Sports / O. V. Bayankin // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. No. 2 (18). PP. 81-86.

8. Knyazev, S. A. Problems of formation of professional culture of the personality of a future specialist in the course of training sessions / S. A. Knyazev, A. V. Kornaush-enko, O. I. Vorobyova // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 683. PP. 135-137.

Информация об авторах

С. И. Мануйлов - доцент кафедры спортивных дисциплин Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;

B. Н. Косякин - старший преподаватель кафедры физической подготовки;

C. А. Князев - старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России.

Information about the authors S. I. Manuylov - Associate Professor of the Department of Sports Disciplines of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences;

V. N. Kosyakin - Senior Lecturer of the Department of Physical Training;

S. A. Knyazev - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 11.01.2023; одобрена после рецензирования 16.01.2023; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 11.01.2023; approved after reviewing 16.01.2023; accepted for publication 15.02.2023. 106 PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.