УДК 796.422 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-6-26-32
РОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Е.Д. Кузнецова, М.Ю. Скворцова, С.В. Масляницин, Д.А. Соколов
Раскрыта роль оздоровительного бега в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Доказано, что при тренировке на выносливость в процессе профессионально-прикладной физической подготовки у студентов наряду с ростом физической работоспособности происходит улучшение кровоснабжения, стимуляция обменных процессов в миокарде и нормализация липидного обмена, являющиеся важным фактором профилактики атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.
Ключевые слова: оздоровительный бег, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая тренировка, физическая культура, спорт.
THE ROLE OF RECREATIONAL RUNNING IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
Kuznetsova E.D., candidate of pedagogical sciences, associate professor, natalie-barnau [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Skvortsova M.Yu., candidate of pedagogical sciences, associate professor, natalie-barnau [email protected], Russia, Kemerovo, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev,
Maslenitsin S.V., senior lecturer, [email protected], Russia, Novokuznetsk, Siberian State Industrial University, Sokolov D.A., graduate student, [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University
The role of health-improving running in the process of professional-applied physical training of students is revealed. It has been proven that during endurance training in the process of professionally applied physical training in students, along with an increase in physical performance, there is an improvement in blood supply, stimulation of metabolic processes in the myocardium and normalization of lipid metabolism, which are an important factor in the prevention of atherosclerosis and cardiovascular diseases.
Key words: health-improving run, professional applied physical training, physical training, physical culture, sports.
Кузнецова Елена Дмитриевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Скворцова Марина Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Кемерово, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева,
Масляницин Сергей Владимирович, старший преподаватель, [email protected], Россия, Новокузнецк, Сибирский государственный индустриальный университет,
Соколов Денис Андреевич, аспирант, [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
В современных условиях обучения психоэмоциональное напряжение у студентов резко возрастает, что обусловливает необходимость изучения состояния их здоровья. Одним из путей оптимизации обучения в высшем учебном заведении и укрепления здоровья студентов является совершенствование педагогического процесса по физическому воспитанию путем вовлечения студентов в занятия спортом, особенно на старших курсах [1].
Цель исследования - определить взаимосвязь занятий физической культурой и спортом на уровне массовых раз-
рядов с состоянием здоровья и успеваемостью в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Решались следующие задачи исследования:
1) изучить данные о состоянии здоровья студентов в зависимости от занятий спортом;
2) определить успеваемость студентов-спортсменов, не занимающихся спортом;
3) выявить роль оздоровительного бега в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Методика и организация исследования. В работе использовались методы анализа и обобщения научной литературы, документации и передового опыта, математической статистики. Наблюдение осуществлялось за 4173 студентами разных курсов, среди которых были 110 спортсменов II и III разрядов (представители циклических и игровых видов спорта, занимавшихся 2-3 раза в неделю по 1,5-2,5 ч). Состояние их здоровья оценивалось по показателям заболеваемости (количеству случаев и дней временной нетрудоспособности за год). Академическая успеваемость определялась по величине среднего балла летней и зимней экзаменационных сессий за тот же период.
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты свидетельствовали, что картина заболеваемости в группах была неодинаковой. Если у студентов, не занимающихся спортом, число случаев заболеваний равнялось 32,8, а количество дней, пропущенных по временной нетрудоспособности, 229,8 (на 100 чел.), то у спортсменов аналогич -ные показатели были существенно ниже (р<0,01): по числу заболеваний -на 54,3 %, а по количеству дней временной нетрудоспособности - на 23,8 %, равнялись 15 и 175 соответственно.
Изучение показателей успеваемости показало, что средний балл студентов-спортсменов по итогам двух сессий был равен 4,03 и достоверно (на 7,5 %, р<0,05) превосходил аналогичный показатель успеваемости студентов, не занимающихся спортом (3,75 %). Сравнительный анализ успеваемости дал следующие результаты: 55,4 % спортсменов учатся лучше своих сокурсников, 8,3 % спортсменов так же, как и студенты, не занимающиеся спортом, и у 36,3 % спортсменов успеваемость ниже по сравнению с другими обучающимися.
Тренировка на выносливость как процесс профилактики многих заболеваний и повышения функциональных резервов у студентов привлекает все большее внимание ученых в нашей стране и за рубежом [2].
За 5-летний период (с 2017 по 2022 г.) под нашим наблюдением находились 321 студент - любители оздоровительного бега (246 девушек и 75 юношей) в возрасте от 18 до 23 лет, недельный объем тренировочной нагрузки которых составлял от 15 до 60 км бега со скоростью 8-12 км/ч при частоте сердечных сокращений (ЧСС) от 120 до 150 уд/мин в зависи-
мости от возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Занятия в группах проводились по методике, разработанной в институте физической культуры и спорта [3].
Авторским коллективом осуществлена разработка научно -прикладных методических материалов, содержащих не только технику выполне -ния упражнений, но и распространенные ошибки при выполнении оздоро -вительного бега.
Методические рекомендации внедрены в образовательный процесс при изучении дисциплин «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и «Физическая подготовка», преподаваемых на кафедрах. Они размещены на электронном внутреннем образовательном портале института, включены в список литературы указанных дисциплин, размещены на бумажном и электронном носителях в методическом кабинете для исполь -зования студентами при самостоятельной подготовке.
Подавляющее большинство, желающих приступить к бегу, к началу занятий находились на диспансерном учете по причине имеющихся следующих заболеваний: нейроциркуляторная дистония (58 чел.), гипертоническая болезнь I—II стадии (46 чел.), неврастения (29 чел.), ревматизм в стадии ремиссии (25 чел.), ишемическая болезнь сердца (22 чел.), остеохондроз позвоночника (36 чел.), хронический гепатохолецистит (18 чел.), язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки (12 чел. ).
Эффективность занятий оценивалась по динамике комплекса пока -зателей сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и липидного обмена.
Исследование электрокардиографии (ЭКГ). ЭКГ проводилась в динамике у 98 бегунов со стажем занятий от 3 до 5 лет. При первичном обследовании у 70 из 98 выявлены различные отклонения ЭКГ от нормы: изменения миокарда - у 20 студентов, снижение восстановительных процессов - у 25, гипертрофия миокарда левого желудочка - у 12, нарушение внутрижелудочковой проводимости - у 5, диффузные изменения миокарда - у 2, нарушение восстановительных процессов в миокарде - у 3 и нарушение ритма - у 3.
Неадекватная реакция на функциональную нагрузку (2-минутный бег на месте) выявлена в 25 случаях. В процессе занятий оздоровительным бегом выраженное улучшение ЭКГ обнаружено более чем у 80 % занимающихся. Причем наблюдалось оно лишь в процессе регулярной многолетней тренировки. Так, через год занятий нарушения ЭКГ выявлены у 50 студентов, через два года - у 36 и спустя три года регулярных занятий -лишь у 16 занимающихся, причем неадекватной реакции на нагрузку не обнаружено ни разу. Улучшение ЭКГ может быть связано с капилляриза -цией миокарда в процессе тренировки на выносливость и улучшением обменных процессов [4].
У любителей бега со стажем занятий свыше 3 лет на ЭКГ наблюда -лись признаки, характерные для спортсменов, тренирующихся на вынос -ливость: синусовая брадикардия и хорошо выраженный зубец Т, что говорит о хорошем кровоснабжении миокарда и его высоких функциональных возможностях.
Исследование физической работоспособности. Физическая работоспособность определялась по тесту PWCl7o, тестирование прошли 64 девушки в возрасте 18-23 лет, после чего расчетным путем устанавливалась предполагаемая величина максимального потребления кислорода (МПК) по формуле:
МПК= 1,7 х Р^^по+ШО
Кроме того, в естественных условиях тренировки определялось лучшее время прохождения дистанции 2400 м (тест Купера).
С увеличением стажа занятий и тренировочной нагрузки отмечается отчетливое повышение показателей как общей (тест PWC170 и МПК), так и специальной работоспособности бегунов (тест Купера). Поскольку опре -деление МПК и PWCl7o требует специальной аппаратуры и не всегда возможно, представляет интерес их взаимосвязь с 1,5-мильным тестом Купера, который легко провести в естественных условиях тренировки. Во время проведения этого теста наши испытуемые преодолевали дистанцию 2400 м в доступном для себя темпе (примерно в 3/4 от максимума), при этом ЧСС на финише не превышала допустимых субмаксимальных вели -чин. Сопоставление полученных данных с тестом PWC170 выявило очень высокую степень корреляционной зависимости между ними (г=0,98), что позволило рассчитать линейное уравнение регрессии методом наименьших квадратов:
PWCl7o = (33,6 - 1,3 х Тк) ± 1,96,
где PWC170 измеряется в кгм/мин/кг, а Тк (тест Купера) в целых и долях минуты (например, 18 мин 30 с = 18,30). Высокую степень корреляции между результатами в беге на 1,5 мили и МПК наблюдали и другие авторы [5]. Таким образом, 1,5-мильный тест Купера является достаточно объективным показателем физической работоспособности и может успешно использоваться в практике оздоровительного бега для оценки тренированности.
Исследование липидного обмена. По общему мнению, нарушения обмена липидов являются важнейшим пусковым механизмом развития ряда сердечно-сосудистых заболеваний. С возрастом наблюдаются типич -ные изменения липидного обмена, характерные для развития атероскле -роза: увеличение общего холестерина (ХС) в сыворотке крови, триглице -
ридов и липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) в виде бета-липопро-теидов и уменьшение липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), то есть альфа-липопротеидов [6].
Нормализацию обмена липидов под влиянием тренировки на выносливость, в частности медленного бега, выражающуюся в снижении концентрации ХС крови и ЛПНП и в повышении ЛПВП и отношения ЛПВП/ХС отмечают многие авторы [7].
Исследовали показатели липидного обмена у 32 девушек старше 18 лет со стажем занятий оздоровительным бегом от 1 месяца до 5 лет и объемом нагрузки от 9 до 30 км в неделю соответственно (таблица)
Показатели липидного обмена у девушек в зависимости от стажа занятий и объема беговой нагрузки (М±т)
Груп- Стаж занятий Холестерин, Триглицериды, Альфа- Бета-
па и недельный мг% мг% липопротеиды, липопротеиды,
километраж % от общего % от общего
холестерина холестерина
1 До 1 мес., 6-9 км 246±12,2 158±15,5 23,6±1,8 76,4±2,3
2 1 год, 15-20 км 198±10,2 140±12,5 28,4±1,9 71,6±3,2
3 3-5 лет, 20-30 км 188±11,2 I38±14,1 30,8±2,1 69,2±2,8
Как видно из таблицы, через год занятий оздоровительным бегом наблюдалось достоверное снижение концентрации холестерина в крови, триглицеридов и бета-липопротеидов с повышением содержания альфа-липопротеидов (р<0,01). С увеличением стажа занятий и объема беговой нагрузки намечается тенденция к дальнейшему увеличению отмеченных сдвигов, однако различия между II и III группами недостоверны (р>0,05). Таким образом, нормализация липидного обмена под влиянием тренировки на выносливость отмечается уже на первых этапах занятий оздоровительным бегом, а на последующих этапах имеется тенденция к его ста -билизации на оптимальном уровне с точки зрения профилактики атеросклероза. Аналогичные данные получены и некоторыми другими авторами.
Так, F. Berthezene наблюдал снижение содержания холестерина в плазме крови, триглицеридов и липопротеидов низкой плотности при объеме нагрузки всего лишь в 13 км медленного бега в неделю. Нормализация липидного обмена при физической тренировке объясняется повышением активности липопротеидлипазы - фермента, стимулирующего обмен жиров [8].
Выводы. Резюмируя, можно констатировать, что занятия спортом на уровне массовых разрядов способствуют укреплению здоровья студен -тов и повышению их успеваемости в процессе профессионально-приклад-
ной физической подготовки студентов. Полученные данные, с нашей точки зрения, позволяют считать, что при тренировке на выносливость у студен -тов параллельно с ростом их физической работоспособности происходят улучшение кровоснабжения, стимуляция обменных процессов в миокарде и нормализация липидного обмена, что является важным фактором профилактики атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Причем положительный эффект тренировки проявляется уже при весьма умеренных беговых нагрузках - 15-20 км медленного бега в неделю.
Список литературы
1. Попова Н.В. Эффективные пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов средствами психотехниче -ских игр // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (33). С. 57-59.
2. Баянкина Д.Е. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 194-198.
3. Клейменова М.Н. Влияние инновационных технологий на совершенствование физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы совре -менного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 292-295.
4. Грабиненко Е.В. Теоретический и практический аспект влияния физкультурно-спортивной деятельности на здоровье студенческой молодежи // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-2. С. 50-53.
5. Смокотнина И.М. Физкультурно-спортивная деятельность как эффективное средство повышения работоспособности студентов в учеб -ном процессе // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: сб. материалов XXI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А.Н. Вакурин. Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 54-57.
6. Супрунов С.И., Князева Ю.А. Организационные особенности проведения занятий по физической культуре в процессе здоровьесбере-гающего пространства высшего учебного заведения // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 79-82.
7. Грабиненко Е.В., Попова Н.В. Исследование уровня здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета в зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 18-22.
8. Коновалов М.Ю. Медико-биологические аспекты совершенствования физкультурно-спортивной деятельности: сб. статей XX Всерос. студ. науч.-практ. конф. Нижневартовского гос. университета / отв. ред. А.В. Ко-ричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. С. 103-109.
References
1. Popova N.V. Effektivnye puti sovershenstvovaniya professional'no-psi-hologicheskoj podgotovki studentov sredstvami psihotekhnicheskih igr [Effective ways of improving the professional and psychological training of students by means of psychotechni-cal games] // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical University]. 2017. No. 4 (33). P. 57-59.
2. Bayankina D.E. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii kak uslovie formiro-vaniya professional'noj kompetencii bakalavrov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta [Innovative pedagogical technologies as a condition for the formation of professional competence of bachelors of the institute of physical culture and sports] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2017. No. 2 (63). P. 194-198.
3. Klejmenova M.N. Vliyanie innovacionnyh tekhnologij na sovershenstvovanie fiz-kul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [The influence of innovative technologies on the improvement of physical culture and sports activities] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 60-2. P. 292-295.
4. Grabinenko E.V. Teoreticheskij i prakticheskij aspekt vliyaniya fizkul'turno-spor-tivnoj deyatel'nosti na zdorov'e studencheskoj molodezhi [Theoretical and practical aspect of the influence of physical culture and sports activities on the health of student youth] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. 2019. No. 49-2. P. 50-53.
5. Smokotnina I.M. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost' kak effektivnoe sredstvo povysheniya rabotosposobnosti studentov v uchebnom processe [Physical culture and sports activities as an effective means of increasing the efficiency of students in the educational process] // Actual issues of physical culture and sports: sat. materials XXI Vseros. scientific-practical. conf. with international participation / otv. ed. A.N. Vakurin. Tomsk: TSPU Press, 2019. P. 54-57.
6. Suprunov S.I., Knyazeva Yu.A. Organizacionnye osobennosti provedeniya zan-yatij po fizicheskoj kul'ture v processe zdorov'esberegayushchego prostranstva vysshego uchebnogo zavedeniya [Organizational features of conducting classes in physical culture in the process of health-saving space of a higher educational institution] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. 2019. No. 47-1. P. 79-82.
7. Grabinenko E.V., Popova N.V. Issledovanie urovnya zdorov'ya studentov Alta-jskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta v zavisimosti ot vida fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Study of the level of health of students of the Altai State Pedagogical University, depending on the type of physical culture and sports activity] // Vestnik Alta-jskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical University]. 2019. No. 3 (40). P. 18-22.
8. Konovalov M.Yu. Mediko-biologicheskie aspekty sovershenstvovaniya fiz-kul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Medico-biological aspects of improving physical culture and sports activities]: sat. articles XX All-Russian. stud. scientific-practical. conf. Nizhnevartovsk state. university / otv. ed. A.V. Korichko. Nizhnevartovsk: Nizhnevart Publishing House. state un-ta, 2018. P. 103-109.