УДК 796.92
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
Н.В. Попова
Представлен теоретический и практический анализ индивидуальной тренировочной деятельности студента Института физической культуры и спорта по специализации «Лыжные гонки». Рассмотрена динамика результатов выступления в соревнованиях за пять лет. Раскрыты динамика объемов нагрузки и соотношение средств подготовки в годичных макроциклах многолетнего тренировочного процесса.
Ключевые слова: лыжный спорт, перспективный план, индивидуальная тренировочная деятельность спортсмена.
Лыжный спорт является составной частью профессионально -педагогической подготовки студентов Института физической культуры и спорта. Он формирует умения и навыки, степень владения которыми определяет успех в будущей профессиональной деятельности и служит одним из критериев оценки качества подготовки студентов к педагогиче -ской работы. Особое место лыжного спорта в профессиональной подготовке выпускника базируется на том, что лыжная подготовка включена в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений.
В работах ученых педагогов рассматриваются вопросы использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов, а также эта проблема раскрывается как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров Института физической культуры и спорта [3, 5].
Чтобы успешно управлять многолетней тренировкой лыжников-гонщиков, тренеру и спортсмену нужны знания и многолетний опыт. На каждом уровне совершенствования мастерства решаются специфические задачи, соподчинённость которых определяет системное управление. Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система спортивной подготовки. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определённых принципов, обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации ведется на основе перспективного плана, который составляется, как правило, на четырехлетний олимпийский цикл. В нем должны предусматриваться перспективность и последовательность в постановке задач, в определении средств и методов на всех этапах подготовки.
При составлении годового плана необходимо учитывать принципы периодизации тренировочного процесса. В основу планирования должен быть положен годовой календарь соревнований [4].
Годовой план должен предусматривать повышение уровня подготовленности спортсменов на основе сбалансированности тренировочных и соревновательных нагрузок и улучшения спортивно-технических результатов.
Годичный цикл планируется так, чтобы к началу главных соревнований сезона лыжник был в наилучшей своей спортивной форме. Наиболее важным в тренировочном процессе являются второй и третий этапы подготовительного периода. При планировании тренировки необходимо постепенно повышать объем и интенсивность тренировочных нагрузок и чередовать большие нагрузки с малыми [1].
В соответствии с современной периодизацией годичный цикл подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации делится на подготовительный (это примерно 70 % всего времени - бесснежное время и около 30 % времени - занятия на снегу) и соревновательный периоды [2].
Завершение лыжного сезона, как правило, у лыжников-гонщиков высокой квалификации происходит во второй половине апреля, а организованная подготовка возобновляется в мае, при этом переходный период не выделяют, а выделяют лишь макроциклы.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что многолетняя тренировочная деятельность лыжника-гонщика предполагает постепенное увеличение объемов циклической нагрузки, без чего невозможно подготовить спортсмена высшей квалификации.
Нашей целью было проследить изменения одного спортсмена из экспериментальной группы, его объем циклической подготовки, динамику результатов выступления в соревнованиях 2013-2018 гг., а также определить динамику объемов в годичных макроциклах, многолетнего тренировочного процесса, соотношение средств подготовки по годам, выявить наиболее успешные сезоны выступления в соревнованиях.
Для этого 10 чел. поделили на две группы по 5 чел. - контрольную и экспериментальную.
В подготовительном периоде общая тренировочная направленность предусматривала развитие функциональных возможностей, разно -стороннюю физическую подготовку, повышение уровня специальной и общей тренированности.
На этапе общей подготовки применялся в основном равномерный (31 %) и переменный (28 %) методы, которые оптимально обеспечивают постепенный рост тренированности. В этот период используются следующие средства, которые направлены на развитие специальной выносливости, имитация в подъемы, лыжероллеры, кросс.
На первом и втором этапах специальной подготовки подготовительного периода основным направлением было максимальное сближение тренировочного и соревновательного характеров двигательной деятельности. Последнее определило увеличение значимости лыже -роллерной подготовки. В этот период осуществлялось дальнейшее повышение объемов и интенсивности специальной нагрузки.
В соответствии с этим основными методами тренировки выступают переменный метод (28 %), интервальный (11 %), повторный (10 %) и контрольный (8 %).
Используемые средства, это передвижение на лыжероллерах классическим и коньковым ходами по средне- и сильнопересеченной местностями, имитация в подъемы различной длины и крутизны.
Спортсмены в исследуемых группах значительно не отличались друг от друга по исходным показателям специальной подготовленности до начала эксперимента. В экспериментальной группе особое внимание уделялось совершенствованию коньковых способов передвижения, особенно одношажному ходу, развитию локальной силовой и скоростной выносливости и т. д.
Сравнивая показатели специальной подготовленности в конце эксперимента, следует отметить, что наибольший прирост наблюдается у индивидуального спортсмена.
Таким образом, более высокие результаты показали спортсмены, которые тренировались по экспериментальной методике, согласно которой большее время уделялось (63 %) работе на длинных подъемах. Это объясняется более высокими показателями аэробной и анаэробной производительности. Следует отметить, что второй вариант рельефа тренировочных дистанций на данном этапе подготовки способствует лучшему развитию как аэробных, так и анаэробных источников энергообеспечения.
В конце исследования прирост результатов у экспериментальной группы, в частности у одного студента, был гораздо больше, чем у спортсменов из контрольной группы. Это объясняется тем, что на этапе общей подготовки во всех группах ведущими были нагрузки на лыжероллерах, отличие же состояло в их процентном соотношении.
За основу были взяты данные дневника-самоконтроля спортсмена за 5 лет индивидуальной тренировочной деятельности. В результате анализа было выявлен общий объем циклической нагрузки по годам индивидуальной тренировочной деятельности в километрах и часах.
Анализ индивидуального дневника спортсмена дает возможность проследить динамику объемов циклической нагрузки в годичных макроциклах: 2013/14 г. - 5971 км - участвовал в 33 стартах, проведено 6 учебно-тренировочных сборов; 2014/15 г. - 6023 км - участвовал в 34 стартах, проведено 6 учебно-тренировочных сборов; 2015/16 г. -6849 км - участвовал в 37 стартах, проведено 7 учебно-тренировочных сборов; 2016/17 г. - 7026 км - участвовал в 36 стартах, проведено 8 учебно-тренировочных сборов; 2017/18 г. - 6702 км - участвовал в 38 стартах, проведено 8 учебно-тренировочных сборов.
Анализ индивидуальной тренировочной деятельности позволил определить рост циклической нагрузки многолетней тренировочной деятельности спортсмена, начиная с 17-летнего возраста. Постепенное увеличение объема связано с ростом индивидуального физиологического развития спортсмена, а также с ростом его спортивного мастерства.
В сезоне 2012/13 г. лучший результат спортсмен показал на соревновании «Первенство Хакасии» на дистанции 1,2 км свободным стилем, заняв пятое место. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта.
В сезоне 2014/15 г. лучший результат спортсмен показал на кубке Сибири на дистанции 10 км классическим стилем, заняв четвертое место. Подтвердил норматив кандидата в мастера спорта в двух стартах.
В сезоне 2015/16 г. лучший результат спортсмен показал на соревновании зона Сибири и Дальнего Востока на дистанции 10 км, классическим стилем, заняв двенадцатое место. Подтвердил норматив кандидата в мастера спорта в двух стартах.
В сезоне 2016/17 г. лучший результат спортсмен показал на соревновании на кубке Сибири на дистанции 10 км классическим стилем, заняв первое место. Выполнил норматив мастера спорта России.
В сезоне 2017/18 г. лучший результат спортсмен показал на соревновании зона Сибири и Дальнего Востока на дистанции 30 км классическим стилем, заняв одиннадцатое место.
Несмотря на то, что объем циклической нагрузки уменьшился на 324 км, увеличилась доля специальных средств подготовки и увеличилась интенсивность тренировочных занятий, что, по нашему мнению, и позволило добиться высоких результатов. Выйти на более высокий объем не позволили условия подготовки.
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных средств и методов тренировки приводит к положительным изменениям в организме лыжника-гонщика, которые определяют уровень его подготовленности. Спортивная подготовленность характеризуется целым комплексом изменений, происходящих под влиянием проведения различных видов подготовки: технической, физической, тактической и т. д.
Под воздействием нагрузок растет тренированность отдельных органов и систем, повышается уровень развития физических и волевых качеств и др.
Таким образом, исследование индивидуальной тренировочной деятельности и анализ научно-методической литературы позволил нам: 1) определить динамику объемов циклической нагрузки за период 2013/18 гг.; 2) сделать анализ соотношения средств подготовки; 3) выявить, наиболее успешные сезоны выступления в соревнованиях; 4) полученные в ходе исследования данные, позволили внести коррективы в планы индивидуально-тренировочной деятельности с целью повышения ее эффективности.
Динамика объемов циклической нагрузки имеет тенденцию к повышению на протяжении всех 5 лет. По нашему мнению, это позволяет сделать вывод, что с повышением объемов растет спортивное мастерство лыжника-гонщика.
В ходе наших исследований выявлено, что объем циклической нагрузки за рассмотренный период составляет: 2013/14 г. - 5971 км; 2014/15 г. - 6023 км; 2015/16 г. - 6849 км; 2016/17 г. - 7026 км; 2017/18 г. -6702 км.
Таким образом, увеличение объема циклической нагрузки, позволило из года в год улучшать результаты выступления в соревнованиях, что подтверждается их анализом.
Анализ соотношения средств подготовки выявил, что в годичных макроциклах растет доля специальных средств подготовки, она составляла в сезоне 2013/14 г. - 64 %, в сезоне 2017/18 г. - 70 %. Наиболее успешными сезонами выступлений в соревнованиях за рассматриваемый период явились сезоны 2016/17 гг., то есть выполнение и подтверждение норматива мастера спорта России.
Данное исследование индивидуальной системы подготовки спортсмена может быть рассмотрено как модель подготовки лыжника -гонщика, обучающегося в Институте физической культуры и спорта в группе педагогического физкультурно-спортивного совершенствования по лыжным гонкам. Результаты, полученные в ходе наших исследований, использовались в корректировке индивидуального учебно-тренировочного плана спортсменов-лыжников, занимающихся в группе педагогического физкультурно-спортивного совершенствования.
Список литературы
1. Беломестнов И.В. Правила соревнований по лыжным гонкам. М.: ФЛГР, 2014. 114 с.
2. Гилязов Р.Г. Специализированные лыжные спортивные сооружения: учеб.-метод. пособие. М.: РГУФКСМиТ, 2015. 88 с.
3. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. № 2. С. 194-198.
4. Раменская Т. И. Лыжные гонки как олимпийский вид спорта и эффективное средство оздоровления населения: учебное пособие. М.: РГУФКСМиТ, 2011. 150 с.
5. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3(52). 129-131.
Попова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц., natalie-barnaul77@,bk.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
THEORETICAL AND PRACTICAL ANALYSIS INDIVIDUAL TRAINING ACTIVITIES OF THE STUDENT OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT FOR SPECIALIZA TION «CROSS-COUNTRY SKIING»
N. V. Popova
A theoretical and practical analysis of the individual training activities of a student of the Institute of Physical Culture and Sports, specializing ski racing, is presented. The dynamics of performance results in competitions over five years is considered. The dynamics of the load volumes and the ratio of training means in the annual macrocycles of a long-term training process are revealed.
Key words: skiing, long-term plan, individual training activity of the athlete.
Popova Natalia Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University
Reference
1. Belomestnov I.V. Pravila sorevnovanij po lyzhnym gonkam. M.: FLGR, 2014.
114 s.
2. Gilyazov R.G. Specializirovannye lyzhnye sportivnye sooruzheniya: ucheb.-metod. posobie. M.: RGUFKSMiT, 2015. 88 s.
3. Popova N.V., Bayankina D.E. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetencii bakalavrov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017. T. 63. № 2. S. 194-198.
4. Ramenskaya T. I. Lyzhnye gonki kak olimpijskij vid sporta i effektivnoe sredstvo ozdorovleniya naseleniya: uchebnoe posobie. M.: RGUFKSMiT, 2011. 150 s.
5. Shadrin A.N., Bayankin O.V., Popova N.V. Ispol'zovanie innovacionnyh tekhnologij v kompetentnostno-orientirovannom obuchenii studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015. № 3(52). 129-131.