ния станут еще интереснее! И теперь друзья-элементы, Обратные элементы и Нейтральный элемент объединились, переименовав свою танцевальную группу в новом составе. И теперь они называются «Группа»!
Анализируя первую сказку, можно отметить, что студентка внесла в сюжет некоторые свойства определителей, а также указала на связь определителей с системами линейных уравнений и матриц. Сказка немного печальная, ибо, по словам студентки, она писала её в плохом настроении. Чтобы отвлечься от житейских проблем, она решила придумать сказку и неожиданно сама для себя увлеклась творческим процессом! Вторая сказка содержит в себе процесс трансформации содержания математическо-
Библиографический список
го понятия. В данном сюжете видно, как один математический объект превращается в другой, а затем трансформируется в третий, и как все три определения связанны между собой.
Полезно предложить студентам прочитать эти сказки, ведь анализируя их, можно разобрать пройденную математическую теорию, попросить слушателей-студентов найти в них скрытые определения, свойства, возможно ошибки, а так же некоторые дополнения необходимые на их взгляд. Таким образом, в ходе беседы, обсуждения или возможно даже дискуссии у студентов будет закрепляться пройденный материал и неосознанно происходить анализ математических ситуаций в новой для них творческой форме.
1. Алимов А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения. Молодой учёный. 2014; 1: 468-470.
2. Мухамедьянова РР. Сочинение математических сказок как средство гуманизации математического образования. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Available at: http://festival.1september.ru/articles/212424/
3. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: учебное пособие. Москва: Владос, 2003.
4. Иванов И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения (Теория и методика профессионального образования): диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2002.
References
1. Alimov A.T. Razvitie samostoyatel'nogo i tvorcheskogo myshleniya u uchaschihsya v processe obucheniya. Molodoj uchenyj. 2014; 1: 468-470.
2. Muhamed'yanova R.R. Sochinenie matematicheskih skazok kak sredstvo gumanizacii matematicheskogo obrazovaniya. Festival' pedagog-icheskih idej «Otkrytyj urok». Available at: http://festival.1september.ru/articles/212424/
3. Temerbekova A.A. Metodika prepodavaniya matematiki: uchebnoe posobie. Moskva: Vlados, 2003.
4. Ivanov I.P. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v usloviyah problemno-deyatel'nostnogo obucheniya (Teoriya i metodika profession-al'nogo obrazovaniya): dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2002.
Статья поступила в редакцию 30.03.15
УДК 378
Aleeva Y.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF STUDENTS MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE. The
article raises the problem of declining interest of students to physical education, the necessity for the disclosure of internal reserves of students' personality, with special focus on motivation. The authors discuss the pedagogical conditions of formation of students' motivation to be engaged in physical culture activities. Among such conditions the authors name the organization of the informative providing, the use of the unconventional systems of physical exercises, the involvement of students in practical activity on a physical culture. Since the task of professional, moral and ethical, cultural and aesthetic education in universities change and become more complicated (on the level of their contents), they require further enhance the efficiency and quality of pedagogical influence. All this is largely due to the study of motivational sphere of personality of students: needs, interests, motivation, willpower, functionality. In this regard, it can be assumed that the study features of motivation of educational activity on physical training the students will improve the quality of education and achieve better training of future professionals.
Key words: pedagogical conditions, formation, motive, motivation, physical education.
Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В статье рассматривается проблема снижения интереса студентов к физической культуре, обосновывается необходимость раскрытия внутренних резервов личности студента, а именно - его мотивации. Авторами рассматриваются педагогические условия формирования мотивации студентов к занятию физической культурой: организация информационного обеспечения; использование нетрадиционных систем физических упражнений; включение студента в практическую деятельность по физической культуре. Усложняющиеся задачи профессионального, морально-нравственного, культурно-эстетического воспитания в вузах требуют дальнейшего повышения эффективности и качества педагогического воздействия. Все это в значительной степени связано с изучением мотивационной сферы личности обучаемых: потребностей, интересов, мотивов, волевых качеств, функциональных возможностей. В связи с этим можно предположить, что исследование особенностей
мотивации учебной деятельности по физической культуре у студентов позволит повысить качество образования и добиться улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: педагогические условия, процесс формирования мотивации, мотив, мотивация, физическая культура.
Одним из основных принципов педагогики является принцип сознательности и активности. Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. В педагогике активность рассматривается как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Согласно теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), активность человека является фактором, зависящим от сознания. Н.Ф. Добрынин считает, что, если новое знание в процессе усвоения не приобретает значимости для учащегося, оно не будет усвоено или будет усвоено формально [1, с. 64].
Активность вызывается потребностью человека в деятельности и представляет собой высший по отношению к деятельности уровень. Активность представляет собой также поиск предметов потребностей личности и реализацию потребностей. Формы проявления активности разнообразны, они включают действия, поступки, деятельность. Но общим основанием, объясняющим активность человека, является то, что его действия не возникают спонтанно, а имеют определенную основу. Началом любой активности личности выступает мотив, являющийся побудителем к деятельности. Иерархия мотивов, их первоочередность и внутренняя борьба составляют фон активности личности: хочу одного за счет другого; хочу того, но не хочу терять этого; хочу того и другого, но не знаю чего больше [2]. Очевидно, что в характере активности особая роль принадлежит мотивации, она является ее основой.
Проблема мотивации считается одной из наиболее важных в психологии. Философско-методологическое её значение состоит в выяснении структуры детерминации, движущих сил поведения человека (например, вопросов целесообразности и целенаправленности, антиэнтропийного, созидательного характера человеческой деятельности), а также в разработке комплексной проблемы человека [3].
В практическом плане решение вопросов формирования мотивации позволяет создать научную основу для выявления наиболее эффективных форм воспитательного воздействия на личность [4].
Проблемы мотивации изучались многими учеными. Д.А. Кик-надзе определял мотивацию как особое идеальное действие по построению мотива [5]. А.Н. Леонтьев представляет мотивацию как сложное образование, в состав которого включены потребности, мотивы, эмоции, мировоззрение, представления личности о себе, прогноз изменения среды и последствий, ожидаемые оценки других людей [6]. Вместе с тем ряд вопросов еще ждёт своего разрешения. X. Хекхаузен считает, что исследования мотивации призваны обосновать расчленение потока активности на единицы [7].
Особую значимость для педагогической практики имеют проблемы мотивации учебной деятельности. В высших учебных заведениях важное место занимает физическая культура студентов. Она одновременно является и учебным предметом, и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, и (совместно со спортом) обязательным элементом распорядка повседневной жизни.
Усложняющиеся задачи профессионального, морально-нравственного, культурно-эстетического воспитания в вузах требуют дальнейшего повышения эффективности и качества педагогического воздействия. Всё это в значительной степени связано с изучением мотивационной сферы личности обучаемых: потребностей, интересов, мотивов, волевых качеств, функциональных возможностей. В связи с этим можно предположить, что исследование особенностей мотивации учебной деятельности по физической культуре у студентов позволит повысить качество образования и добиться улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов.
Принципиально важным для решения задач нашего исследования представляется правильное понимание влияния мотивации на процесс формирования и развития личности. Данные показывают, что, с одной стороны, благодаря развитию моти-
вации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, влечений, норм поведения, происходит изменение отношений личности с действительностью. Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс - изменение мотивации под влиянием сферы и условий деятельности. При этом активным моментом является деятельность, которая сначала выходит далеко за пределы имеющихся потребностей, интересов и т.д., затем формирует новые потребности, интересы и тем самым изменяет мотивацию.
Для изучения особенностей и динамики мотивации студентов к занятию физической культурой в вузах был проведён анкетный опрос, к участию в котором привлекалось 514 студентов Алтайского государственного педагогического университета. Всего было опрошено 100 студентов первого года обучения; 166 студентов - второго; 92 студента - третьего; 156 студентов - четвертого курса.
Результаты исследования показали следующее. До поступления в вуз большинство студентов (71,8-74,1%) считали занятия и физические тренировки средством сохранения и укрепления здоровья. Некоторая часть (12,8-15,0%) относились к ним как к способу самовыражения, причём эти цифры согласуются с количеством зарегистрированных спортсменов-разрядников. Остальные не задумывались о месте физической культуры в своей жизни.
Поступая в АлтГПУ, 34,0-37,8% опрошенных ожидали, что, занимаясь по учебной программе, они овладеют жизненно необходимыми умениями и навыками к будущей профессиональной деятельности; 45,9-51,0% полагали, что они станут всесторонне развитыми или повысят развитие отдельных физических качеств; 10,6-14,0% рассчитывали повысить свое спортивное мастерство (по-видимому, все те же спортсмены-разрядники); 4,4-6,2% собирались заниматься для здоровья. При освоении программы физической культуры в академии 49,4-52,2% студентов не испытывали никаких затруднений, для 25,6-0,2% трудность представляли упражнения на выносливость в беге, для 6,7-8,5% - контактные единоборства.
Повседневная учебная деятельность изменяет мнение студентов о значимости физической культуры (эмоционально-ценностный компонент мотивации). Полученные варианты ответов можно сгруппировать в два основных блока. К первому относится представление о том, что физическая культура - это важная дисциплина, по которой регулярно будет тестироваться степень профессиональной пригодности, зависеть успех в профессиональной деятельности, а возможно, и жизнь. Ко второму - физическая культура - дисциплина, ничем не выделяющаяся в ряду других, средство сохранения и укрепления здоровья.
Особый интерес вызывает динамика представлений о значимости физической культуры в зависимости от стажа обучения в академии. При этом обращает на себя внимание факт, что к исходу второго года обучения профессионально-прикладная ценность дисциплины в глазах обучаемых существенно снижается.
Сила побудительного мотива к занятиям обусловлена наличием разницы между состоянием желательным и реально имеющимся. Ответы на вопрос о достаточности или недостаточности плановых занятий и тренировок для формирования необходимого с точки зрения обучаемых уровня развития физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков, на наш взгляд, отражают силу мотивации студентов. Обращает на себя внимание факт, что по мере увеличения стажа учебы в академии становится все больше и больше студентов, которые не имеют побуждений к развитию основных физических качеств, и все меньше находится тех, кто имеет мотив продолжать работу по самосовершенствованию.
Полученные данные подтверждаются распределением приоритетов при ответе на вопрос: «Какие физические качества вы хотели бы развить или усовершенствовать с помощью физической подготовки?». Совершенствовать быстроту, ловкость, гибкость считают для себя необходимым от 2,1 до 6,8% опрошенных; от 5,1 до 7,6% считают целесообразным уделять больше внимания воспитанию морально-волевых качеств; осознают необходимость развития выносливости 9,2-16,0% этих лиц. При
анализе иных научных данных мы видели, что не только мотивация влияет на деятельность, но и деятельность - на мотивацию. Поэтому можно предположить, что распределение мнений студентов о любимой теме занятий по физической культуре свидетельствует о необходимости совершенствования методики преподавания физической культуры (1курс - 50,7%; 2 курс - 40,9%; 3 курс - 35.8%; 4 курс - 30,0%).
Наряду с отмеченным выше, студенты в освоении правильно понимают задачи, возлагаемые на физическую подготовку. Из 516 опрошенных 29,5-37,0% полагают, что для большего соответствия требованиям профессиональной деятельности необходимо увеличить количество и интенсивность занятий; 28,733,1% считают: следует усилить практическую направленность, нацеленность на овладение умениями и навыками.
В связи с проблемой снижения интереса студентов к физической культуре необходимо раскрытие внутренних резервов личности студента, а именно - его мотивации. Реализация эффективной стратегии формирования мотивации студентов к занятию физической культурой возможна только при создании определенных педагогических условий. В педагогических исследованиях условия представляют как обстоятельства, обеспечивающие развитие и становление личности; требования к организации воспитательного процесса; порядок действий; среда, в которой совершается процесс решения педагогических задач; наличие правил и отношений, обеспечивающих реализацию цели педагогического воздействия [8].
На основе полученных данных исследования считаем необходимым выделить следующие педагогические условия формирования мотивации студентов к занятию физической культурой:
1) организация информационного обеспечения;
2) использование нетрадиционных систем физических упражнений;
3) включение студента в практическую деятельность.
Реализация первого педагогического условия информирования студента должна осуществляться в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина «Физическая культура» может способствовать информационному ориентированию студента за счет сочетания двух содержательных компонентов -обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности физической культуры с целью информирования студента; использования разнообразных форм и методов, способствующих приобщению студента; совершенствования организационно-педагогической деятельности преподавателя.
Использование информационно-пропагандистского механизма способствует:
- повышению у молодых людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
- популяризации самостоятельных занятий студенческой молодежи с широким использованием природных факторов;
- формированию в массовом сознании молодежи понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Следующим педагогическим условием формирования мотивации студентов к занятию физической культурой является использование нетрадиционных систем физических упражнений. В вариативном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.
Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.
В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнении из восточных систем каратэ, у-шу, йоги.
Библиографический список
К особенностям организации учебных занятий отдельными системами физических упражнений следует отнести некоторые ограничения в их выборе. На обязательных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенно-двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из системы йоги, основанные на длительной медитации, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определённый оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для регулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства.
При занятиях отдельными системами физических упражнений, там, где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий.
Организационные основы занятий студентов различными системами физических упражнений в свободное время те же, что и при организации занятий различными видами спорта. Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах. Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую и двигательную активность, и оздоровительный эффект.
Третье педагогическое условие формирования мотивации студентов к занятию физической культурой предусматривает включение студента в практическую деятельность, обогащение опыта здоровьесберегающей деятельности, выбор педагогических действий, способов организации деятельности студента. Можно выделить следующие ресурсы по поддержанию интереса студентов к физической культуре в вузе.
1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование мероприятий, пропаганда здорового образа жизни, поддержка, финансирование, контроль).
2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (использование возможностей физкультурного образования, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей регламентированного (формы учебных занятий) и нерегламен-тированного образовательного пространства (различные формы внеучебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса вуза.
3. Медицинское обеспечение (медицинский осмотр студента, диагностика состояния его здоровья, профилактика, медицинское сопровождение).
Педагог информирует студентов о возможностях вуза в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации поставленных задач. Выбор форм и методов организации деятельности студентов на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие студентов в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровьесберегающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственной здоровой жизнедеятельности.
Таким образом, выявленные и раскрытые нами педагогические условия способны обеспечить, реализовать и совершенствовать процесс формирования мотивации студентов к занятию физической культурой.
1. Добрынин Н.Ф. Проблема значимости в психологии. Материалы совещания по психологии. Москва, 1957.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.
3. Шахов В.И. Психологические основы педагогической науки. Педагогика. 2002; 4.
4. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации. Омск, 2000.
5. Кикнадзе Д.А. Система факторов действия и развития личности. Тбилиси, 1982.
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Москва: МГУ, 1971.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Санкт-Петербург: Питер; Москва: Смысл, 2003.
8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Москва: «Академия», 2003.
References
1. Dobrynin N.F. Problema znachimosti v psihologii. Materialy soveschaniya po psihologii. Moskva, 1957.
2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
3. Shahov V.I. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskoj nauki. Pedagogika. 2002; 4.
4. Babushkin G.D. Formirovanie sportivnoj motivacii. Omsk, 2000.
5. Kiknadze D.A. Sistema faktorov dejstviya i razvitiya lichnosti. Tbilisi, 1982.
6. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy, 'emocii. Moskva: MGU, 1971.
7. Hekhauzen H. Motivaciya ideyatel'nost'. Sankt-Peterburg: Piter; Moskva: Smysl, 2003.
8. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: Moskva: «Akademiya», 2003.
Статья поступила в редакцию 16.03.15
УДК 37.015.3
Kiriyenkova N.V., teacher, Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Sviridov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul,
Russia), E-mail: [email protected]
THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE IN SYSTEM OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. In the research work modern approaches and models of individualization of training of students of pedagogical higher education institutions are described. The contents of psychology and pedagogical support to a student as a subject of educational activity is analyzed. Substantial characteristics of an individual educational route of a student and functionality of a curator, tutor and advisor in their realization are defined. The functions of the academic advisor at the undergraduate level in addition to assistance in solving various organizational and educational issues, information and psychological support, according to the students, includes employment assistance, counseling and support in finding and implementing various research programs and projects. In students' supervision model the researchers find a number of options: a curator - a member of students' activists; students who are teaching practice; member of the student teaching unit; volunteer. In the interaction of students of junior and senior courses have brought such personal qualities as autonomy, freedom of creative. Integration of different models of supervision in the modern university is expanding opportunities for students to self-education and self-realization, self-organization and self-stimulation.
Key words: psychology and pedagogical support of students, participatory approach, subject of educational activity, individual educational route.
Н.В. Кириенкова, ст. преп. каф. педагогики Алтайского государственного педагогического университета,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Н. Свиридов, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики Алтайского государственного педагогического университета,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В работе описаны современные подходы и модели индивидуализации обучения студентов педагогического вуза. Раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения студента как субъекта образовательной деятельности. Определены содержательные характеристики индивидуального образовательного маршрута студента и функционал куратора, тьютора, эдвайзера в его реализации. В ходе исследования выявлены социально-педагогические и организационно-педагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута в вузе. К социально-педагогическим условиям относятся: демократизация образовательного процесса вуза, принятие субъектами педагогического процесса индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации и профессионального становления будущего педагога; активное включение обучающихся в формирование своего индивидуального учебного плана по годам обучения; сопровождение студента в индивидуально-ориентированном образовательном процессе через введение академических консультантов.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение студента, партисипативный подход, субъект образовательной деятельности, индивидуальный образовательный маршрут
Актуальность настоящего исследования связана, прежде всего, с тем, что в новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (2012), в ФГОС школы и вузов впервые определён статус понятий «социально-педагогическое», «психолого-педагогическое сопровождение». В современной нормативно-правовой базе российского образования четко сформировался новый тезис: «сущность современного образования - в парадигме сопровождения развития личности обучающихся». Эта позиция отражена, например, в названии профессионального стандарта воспитателя, утвержденного Минтруда РФ в 2013: «Профессио-
нальный стандарт. Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся)».
В ряде исследований отмечается, что понятие «сопровождение» вошло в жизнь педагогического сообщества России в первой половине 90-х годов благодаря российско-фламандским семинарам, посвящённым построению в нашей стране особой системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина подчёркивают, что «использование термина «сопровождение» продиктовано необходимо-