Научная статья на тему 'Планирование и проведение тренировочного процесса с баскетболистами сборной команды вуза'

Планирование и проведение тренировочного процесса с баскетболистами сборной команды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий баскетбол / тренер-преподаватель / игроки-студенты / студенты-баскетболисты / student basketball / coach-teacher / student players / student basketball players

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадим Анатольевич Хромов, Любовь Владимировна Байкалова, Андрей Владимирович Корнаушенко

На основе ретроспективного анализа литературы рассматривается работа тренера-преподавателя высшей школы по планированию и проведению тренировок с игроками-студентами сборной команды вуза. Детально раскрыт пошаговый алгоритм планирования и проведения тренировок. Опираясь на опыт специалистов в области студенческого баскетбола составлен примерный план тренировки со студентами-баскетболистами, предложены некоторые практические рекомендации тренеру-преподавателю по достижению максимального эффекта на тренировках. В работе мы применяли следующие методы педагогического исследования: 1. Изучение литературных источников. В реализации этого метода применялись следующие приемы: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. 2. Теоретический анализ. Этот метод характеризовался следующими особенностями: сопоставлением с научно-обоснованными фактами, соотнесением с целями и задачами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадим Анатольевич Хромов, Любовь Владимировна Байкалова, Андрей Владимирович Корнаушенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning and conducting the training process with basketball players of the university team

The article, based on a retrospective analysis of the literature, examines the work of a high school coachteacher in planning and conducting training with student players of the university team. A step-by-step algorithm for planning and conducting training is disclosed in detail. Based on the experience of specialists in the field of student basketball, a rough training plan for student basketball players has been drawn up, and some practical recommendations have been proposed for the coach-teacher to achieve maximum effect in training. In our work we used the following methods of pedagogical research: 1. Study of literary sources. In implementing this method, the following techniques were used: note-taking, summarizing, compiling a bibliography, annotating, quoting, and drawing up logical diagrams of the text. 2. Theoretical analysis. This method was characterized by the following features: comparison with scientifically based facts, correlation with the goals and objectives of the study.

Текст научной работы на тему «Планирование и проведение тренировочного процесса с баскетболистами сборной команды вуза»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-153-156 NIION: 2018-0077-2/24-472

EDN: https://elibrary.ru/xapgwa MOSURED: 77/27-024-2024-02-671

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Планирование и проведение тренировочного процесса с баскетболистами сборной команды вуза

Вадим Анатольевич Хромов1, Любовь Владимировна Байкалова2,

Андрей Владимирович Корнаушенко3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, hromovl967@mail.ru

2 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. На основе ретроспективного анализа литературы рассматривается работа тренера-преподавателя высшей школы по планированию и проведению тренировок с игроками-студентами сборной команды вуза. Детально раскрыт пошаговый алгоритм планирования и проведения тренировок. Опираясь на опыт специалистов в области студенческого баскетбола составлен примерный план тренировки со студентами-баскетболистами, предложены некоторые практические рекомендации тренеру-преподавателю по достижению максимального эффекта на тренировках. В работе мы применяли следующие методы педагогического исследования: 1. Изучение литературных источников. В реализации этого метода применялись следующие приемы: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. 2. Теоретический анализ. Этот метод характеризовался следующими особенностями: сопоставлением с научно-обоснованными фактами, соотнесением с целями и задачами исследования.

Ключевые слова: студенческий баскетбол, тренер-преподаватель, игроки-студенты, студенты-баскетболисты

Для цитирования: Хромов В. А., Байкалова Л. В., Корнаушенко А. В. Планирование и проведение тренировочного процесса с баскетболистами сборной команды вуза // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 153-156. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-153-156. EDN: XAPGWA.

Planning and conducting the training process with basketball players

of the university team

Vadim A. Khromov1, Lyubov V. Baikalova2, Andrey V. Kornaushenko3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

hromovl 967@mail.ru

2 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Barnaulsky Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. The article, based on a retrospective analysis of the literature, examines the work of a high school coach-teacher in planning and conducting training with student players of the university team. A step-by-step algorithm for planning and conducting training is disclosed in detail. Based on the experience of specialists in the field of student basketball, a rough training plan for student basketball players has been drawn up, and some practical recommendations have been proposed for the coach-teacher to achieve maximum effect in training. In our work we used the following methods of pedagogical research: 1. Study of literary sources. In implementing this method, the following techniques were used: note-taking, summarizing, compiling a bibliography, annotating, quoting, and drawing up logical diagrams of the text. 2. Theoretical analysis. This method was characterized by the following features: comparison with scientifically based facts, correlation with the goals and objectives of the study.

Keywords: student basketball, coach-teacher, student players, student basketball players

For citation: Khromov V. A., Baikalova L. V., Kornaushenko A. V. Planning and conducting the training process with basketball players of the university team. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):153-156. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-153-156. EDN: XAPGWA.

© Хромов В. А., Байкалова Л. В., Корнаушенко А. В., 2024

Original article

В процессе занятий баскетболом студенты овладевают специальными теоретическими, методическими и практическими учебными знаниями. Выполняют не только общие для всех зачетные требования и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, но и специфические спортивно-технические зачетные нормативы и требования.

Процесс физического воспитания в вузе в немалой степени обеспечивает система студенческих соревнований и учебно-тренировочной работы. Особенно важно оптимальное планирование учебно-тренировочной работы, которое наряду с другими методами может быть осуществлено путем изучения и анализа коллективного мнения специалистов-экспертов - представителей кафедр физического воспитания и спортивных клубов [1].

Тренер-преподаватель, работающий со студентами-баскетболистами сборной команды вуза, должен четко понимать, какие цели и задачи стоят перед командой на предстоящий сезон, какими методами и средствами он будет достигать поставленных целей. Отмечено, что по ходу учебного года (сезона) тот энтузиазм, энергия и эмоции студентов-баскетболистов, которые переполняли их на старте сезона - убывают, тренировки становятся монотонными и менее эффективными, вследствие чего снижается посещаемость тренировочных занятий и сохранность контингента учащихся [2].

Чтобы избежать этих негативных явлений тренеру-преподавателю высшей школы необходимо четко планировать свою работу. В этом случае наставник будет иметь возможность проводить анализ аспектов, которые имеют первостепенное значение. Отсюда - принятие оптимальных решений, улучшение организации работы своей команды, предвидение проблем, с которыми он может встретиться по ходу сезона, понимание, как эти проблемы преодолеть.

Особенность планирования на сезон студенческой лиги заключается в том, что несмотря на постоянную ротацию состава сборной команды вуза (полное обновление коллектива каждые 4-6 лет), план будет меняться незначительно из года в год [3].

С чего же начать планирование? 1. Сезон в АСБ (Ассоциации студенческого баскетбола) начинается в середине сентября, а заканчивается Суперфиналом в мае. Исходя из этого, первое, что нужно сделать тренеру-преподавателю - это разбить сезонный план тренировок на 9 месячных планах.

2. До сентября (месяца начала тренировок) необходимо изучить план на сентябрь и детально разработать план для каждого тренировочного занятия. Сентябрьский план, таким образом, показывает, над чем нужно работать на тренировках в группе спортивного совершенствования вуза, чтобы подвести сборную команду к открытию игрового сезона.

При составлении планов на месяц необходимо учитывать, что условия постоянно меняются и тренер-преподаватель должен менять план в соответствии с ними.

Далее необходимо избегать перегрузок игроков-студентов чрезмерными тренировками. Лучше не до тренироваться, чем перетренироваться. К примеру, две

154 РЕйДООО1СДЬ

тренировки в день часто бывают утомительны для студентов-баскетболистов. Это может привести к нервному и физическому истощению к концу сезона [4].

Как же избежать перетренированности? Здесь важно планировать более длительные тренировки в начале сезона, когда игрокам-студентам требуются дополнительные нагрузки, и они в состоянии выполнить предлагаемый объем работы. До проведения отбора в группу спортивного совершенствования тренировки могут длиться до 2-2,5 часов. Далее необходимо ограничить время тренировок 2 часами, а накануне игры длительность тренировки не должна превышать 1 часа, избегая чрезмерной физической нагрузки. Это позволит игрокам-студентам быть свежими и энергичными в день игры.

К январю необходимо отрабатывать различные элементы игры, поэтому можно сократить время тренировки на 10 и более минут. К февралю тренировки необходимо сократить еще на 5 минут, то есть тренировка будет длиться в среднем около 1 часа 45 минут. Важно также предоставлять игрокам-студентам один день отдыха в неделю, а иногда и 2 раза [5].

Вот примерный план тренировки для сборной команды вуза [6]:

1. Передачи по всей площадке.

2. Броски по корзине с отскоком от щита с малого расстояния после прохода по всей площадке.

3. Серия из 10 штрафных бросков подряд. (Если игрок-студент попадает 9 или 10 раз, он получает бонус. Если он попадает 7 или 8 раз, он ничего не получает. Если он попадает меньше 7 раз, он получает двойной штраф.)

4. Отработка работы ног для защитников и приемов персональной защиты.

5. Упражнение по всей площадке один на один, два на два, и т.д. до пять на пять.

6. Индивидуальная работа по «станциям». (Используется три кольца, каждое из которых представляет собой «станцию», где изучаются и отрабатываются различные приемы, набор которых меняется от тренировки к тренировке. Длительность работы на «станции» - 3 минуты, на весь этот раздел тренировки уделяется 9 минут).

7. Упражнения по командной защите.

8. Упражнения по быстрому прорыву.

9. Вторая серия из 10 штрафных бросков (каждый игрок осуществляет по два штрафных броска 5 раз, поворачиваясь от одной корзины к другой. Бонусы и штрафы назначаются аналогично пункту 3).

1 0. Упражнения по командным действиям в нападении (они включают в себя все необходимые действия, а также игру на половине площадки противника).

11. Отработка особых ситуаций, связанных со временем и счетом игры (необходимо отводить не менее 5 минут в конце тренировки для отработки особых ситуаций. На каждой тренировке необходимо отрабатывать с игроками-студентами различные возможные варианты, например проигрыш в 2 очка за 30 секунд до конца игры.)

SCIENCES

12. Третья серия штрафных бросков (каждый студент-игрок выполняет по 5 бросков в ситуации 1 на 1. Поощрения и штрафы даются аналогично пункту 3).

1 3 . 20 спринтерских пробежек для физической подготовки.

1 4. Подведение итогов по бонусам и штрафам. По часовой план тренировки для сборной команды вуза:

9.30-10.00 Пред тренировочное развитие навыков 10.00-10.15 Сбор в группу, разговор, пошаговый инструктаж

а) Разбор правил

б) Конец первой четверти

в) Атака на площадке у кольца (размещение, приемы отвлечения)

г) Розыгрыш вступления 10.15-10.35 Растяжка (разогрев) 10.35-10.45 Совершение бросков (трое игроков-

студентов/два мяча); бросок без движения

10.45-11.00 Тренировочная атака в формате 5 на 0

а) Добраться до другого кольца

б) Маневры рядом с кольцом: бросок от подбородка, от головы, от груди

в) Успешное проведение передачи, проход в середину

г) Поймать-и-бросить: бросок от груди 11.00-11.10 Переход к обороне: упражнение пятеро

против пятерых с переходом

а) 1и2 пробежка вдоль площадки

б) Передача мяча

в) Указания и беседа 11.10-11.30 Игра защиты

а) Приемы защиты

б) Действия защитников

11.30-11.45 Упражнения нападения в формате 5 на 5

а) Игра у кольца

б) Игра с передачей мяча

в) Расположение на площадке, проход и бросок 11.45-12.00 Общий сбор/комментарии после тренировки.

Основной целью планирования является организация тренировочного процесса, входящего в модуль образовательного процесса вуза в соответствии с общим планом на сезон. Это осуществляется путем создания максимально детализированных планов ежедневных тренировок. Данная организация и планирование необходимы для максимальной эффективности тренировок и достижения студенческой командой поставленных на сезон целей с использованием всего ее потенциала.

В заключение приведем некоторые рекомендации тренеру-преподавателю для того, чтобы сделать тренировки со сборной командой вуза максимально эффективными [7]:

1. Не спешите, планируя и организуя тренировочный процесс. Перед каждой тренировкой точно определите, что вы будете делать.

2. Время, выделяемое на отдельные упражнения, должно быть минимальным, а сами упражнения - энергичными. Способность игроков-студентов концентри-

роваться на выполнении упражнения уменьшается с увеличением его длительности.

3 . Держитесь уверенно, используя чаще похвалу, чем критику

4. Необходимо, чтобы все игроки-студенты участвовали в тренировке. При проведении упражнения 5 на 5 прикрепите остальных игроков к двум командам, чтобы они также получали бонусы и штрафы. Это дает ощущение соучастия.

5. Заставьте студентов-атлетов быстро и с энтузиазмом подбегать к вам в начале тренировки.

6. Поддерживайте хороший настрой во время всех тренировок.

Список источников

1. Шадрин А. Н., Баянкин О. В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориенти-рованном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 129-131.

2. Евтеев В. И., Супрунов С. И. Некоторые аспекты управления учебным процессом на факультете физической культуры // Педагогический университетский вестник Алтая. 1999. № 1. С. 305-306.

3. Супрунов С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребности студентов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.

4. Сысоев А. А., Питомцев М. Н., Хромов В. А., Ермолов П. С. Разработка актуальной методики и техники обучения приемам самостраховки : учебное наглядное пособие. М., 2020.

5. Воробьева О. И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.

6. Попова Н. В., Баянкин О. В. Использование инновационно-технических средств обучения студентов Института физической культуры и спорта // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 81-86.

7. Попова Н. В., Князева Ю. А. Организационные особенности проведения занятий по физической культуре в процессе здоровье сберегающего пространства высшего учебного заведения // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 79-82.

References

1. Shadrin A. N., Bayankin O. V. The use of innovative technologies in competence-oriented training of students of the Institute of Physical Culture and Sports // The world of science, culture, education. 2015. No. 3 (52). Р. 129-131.

2. Evteev V. I., Suprunov S. I. Some aspects of educational process management at the Faculty of Physical Culture // Pedagogical University Bulletin of Altai. 1999. No. 1. Р. 305-306.

3. Suprunov S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students // Trends in the development of science and education. 2019. No. 507. Р. 46-49.

4. Sysoev A. A., Pitomcev M. N., Khromov V. A., Er-molov P. S. Development of an up-to-date methodology and technique for teaching self-insurance techniques : educational visual aid. Moscow, 2020.

5. Vorobyeva O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). P. 49-53.

6. Popova N. V., Bayankin O. V. The use of innova-

tive and technical means of teaching students of the Institute of Physical Culture and Sports // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. No. 2 (18). P. 81-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Popova N. V., Knyazeva Yu. A. Organizational features of conducting physical culture classes in the process of health-saving space of a higher educational institution // Trends in the development of science and education. 2019. No. 47-1. P. 79-82.

Информация об авторах

В. А. Хромов - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Л. В. Байкалова - доцент кафедры спортивных игр Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;

А. В. Корнаушенко - старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России.

Information about the authors

V. A. Khromov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot';

L. V. Baikalova - Associate Professor of the Department of Sports Games of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences;

A. V. Karnaushenko - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 03.04.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

Служебное совещание

в системе управления правоохранительными органами

VuûfiuMi/^

Служебное совещание в системе управления правоохранительными органами : учебник для студентов вузов / [И. В. Грошев и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 183 с. ISBN 978-5-238-02886-6

Дается характеристика служебному совещанию, показываются задачи, стоящие перед ним, обосновываются структура, формы и виды. Рассматриваются теоретические основы методов подготовки и способов проведения служебного совещания в системе управления правоохранительными органами с максимально возможной эффективностью использования служебного времени для достижения конкретных результатов профессиональной деятельности.

Для слушателей, магистров, аспирантов юридических специальностей, руководителей правоохранительных органов и всех тех, кто связан с процессами управления правоохранительными органами.

156

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.