Таблица 2. - Динамика изменения результатов пробы Генчи
Показатель КГ (n=16) p (КГ) ЭГ (n=16) p (ЭГ)
Проба Генчи, с. До 20,6±0,4 p >0,05 19,7±0,3 p >0,05
После 22,4±0,3 p >0,05 26,3±0,5 p <0,05
Заметим, что динамика полученных результатов обеих групп положительная, однако результаты экспериментальной группы выражены более значительно (p <0,05), чем результаты контрольной группы (p >0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о правильности выбранного комплекса средств, направленных на формирование мотивационно-волевых свойств личности студентов, занимающихся в спортивном клубе университета. Мероприятия и средства выбранного комплекса способствовали более целенаправленному воздействию на формирование волевых качеств занимающихся студентов, что особенно ярко наблюдалось в результатах экспериментальной группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года [Электронный ресурс] // URL : http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf. - Дата обращения: 01.01.2018.
2. Национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс] // URL : http://national.invur.ru/index.php?id=116. - Дата обращения: 01.01.2018.
3. Озеров, В.П. Академические способности студентов: определение, диагностика, структура : монография / В.П. Озеров, М.А. Акопова. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2016. - 124 с.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 7.08.2009 № 1101 [Электронный ресурс] // URL : .http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения: 01.01.2018.
5. Чедов, К.В. Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся / К.В. Чедов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 287-291.
REFERENCES
1. The concept of development of the health care system in the Russian Federation until 2020, available at: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.
2. National project "Health", available at: http://national.invur.ru/index.php?id=116.
3. Ozerov, V.P. and Akopova, M.A. (2016), Academic abilities of students: definition, diagnostics, structure: monograph, Stavropol service school, Stavropol.
4. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2020. Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 №1101, available at: / http://base.garant.ru/196059/.
5. Chedov, K.V (2017), "Theoretical-methodological bases of formation of culture of health trained", Uchenye zapiski universiteta imeni. P.F. Lesgafta, Vol. 153, No.11, pp. 288.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.03.2018
УДК 796.323.2
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЕ
Валентина Григорьевна Чибрикина, доцент, Юлия Павловна Алексеева, старший преподаватель, Дальневосточный Федеральный Университет, Владивосток
Аннотация
Рассмотрена роль проведения тестирования игроков баскетбольных команд в вузе с целью повышении их мастерства. Регулярный педагогический контроль, анализ результатов тестирования,
сопоставленный с объемами выполненной игроками работы, позволяет тренеру определить наиболее эффективные средства и методы, используемые в работе и при необходимости внести соответствующие корректировки в учебно-тренировочный процесс.
Ключевые слова: баскетбол, тестирование, игроки, броски.
TESTING TO DETERMINE THE LEVEL OF TECHNICAL PREPAREDNESS OF
BASKETBALL TEAM
Valentina Grigoryevna Chibrikina, the senior lecturer, Yulia Pavlovna Alekseeva, the senior teacher, Far Eastern Federal University, Vladivostok
Annotation
The role of testing the players of the basketball teams at the University with the aim of improving their skills has been analyzed. The regular pedagogical control, the analysis of the results of testing, compared with the volumes of the work performed by the players allows the trainer to define the most effective remedies and methods used in work and, if necessary, to make the corresponding corrections to educational and training process.
Keywords: basketball, testing, players, shots.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение спортивного мастерства спортсменов зависит, прежде всего от правильного и постоянного контроля за уровнем их подготовки. Результативность игровых действий баскетболистов тесно связана с повышением точности бросков в корзину. Сейчас существуют электронные методы определения статистических данных после каждой игры. Но хотелось бы увидеть динамику изменения мастерства студентов, пришедших в команду. Для этой цели применяются специальные контрольные упражнения - тесты.
Тесты помогают тренерам определить состояние тренированности спортсмена по физической, технической, психологической и другим видам подготовки.
МЕТОДИКА
Для тренеров представляет большой интерес информация об эффективности бросков каждого игрока с различных позиций. Такая информация нужна для определения направленности игровых действий баскетболистов с целью повышения эффективности соревновательной деятельности каждого из них. Нужна она и для устранения в учебно-тренировочной работе слабых мест в технической и психологической подготовке игроков.
Тестовое упражнение для определения уровня технического мастерства баскетболистов должно быть продолжительностью не менее 10 минут. Одним из условий данного теста - возможность получения объективной информации об интенсивности двигательной деятельности баскетболистов по показателям ЧСС (частоты сердечных сокращений). Интенсивность действия баскетболистов в тесте должна быть вариативной и соответствовать определённому этапу тренировочной работы или соревновательной деятельности.
Проведение тестирования в требуемом режиме интенсивности достигается за счёт выполнения бросков со средней и дальней дистанций с остановкой после ведения, броска по кольцу, рывка игрока на подбор после броска и движения с ведением мяча на следующую позицию броска, что соответствует условиям игровых ситуаций, возникающих в процессе соревнований на площадке. Тест, который был использован в данном случае, не отличается новизной и давно знаком специалистам в области баскетболе. Считаем, что он хорош как раз при работе со студентами университетских команд, но также эффективно может быть использован в учебно-тренировочной работе со студентами в колледжах, лицеях.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Перед началом тестирования у всех игроков определяется ЧСС в состоянии покоя и данные заносятся в протоколы. Протоколы могут иметь разный вид, мы пользовались
теми, которые предлагаются в этой статье. Для снижения отрицательного эффекта процесса врабатывания, испытуемые игроки перед началом выполнения упражнения выполняют пятиминутный бег вокруг площадки в режиме интенсивности, соответствующей определённому этапу учебно-тренировочной работы. Бег заканчивается у стола секретаря, секретари определяют ЧСС у своих подопечных и заносят в протокол. После этого игроки последовательно приступают к выполнению упражнения, включающего в себя 100 бросков со средних и дальних дистанций (4,5 и 6,75 м).
Выполнив первый бросок с дистанции 6,75 (позиция 1), игрок идёт на подбор, ведение мяча, выход на точку 1' (средней дистанции), совершает бросок, затем последовательно проходит оставшиеся 8 точек по системе дальний - средний. Секретарь в это время отмечает в протоколе результаты бросков со всех точек.
Выполнив, таким образом, последовательно 10 бросков с 5 различных позиций, вторую серию бросков игрок опять начинает с точки 1. После выполнения пяти серий (50 бросков) секретарь определяет ЧСС у своего подопечного и записывает результат в протокол. Одновременно в протоколе фиксируется время, затраченное на выполнение первой половины упражнения. После этого игроки продолжают выполнять упражнение.
По завершению 20 серий (100 бросков) определяется ЧСС, время выполнения второй половины упражнения и всего упражнения в целом.
Для определения функционального состояния спортсменов после первой, второй, третьей, а при необходимости и после четвёртой и пятой минут отдыха по завершению работы определяется ЧСС, результаты фиксируются в протоколе.
Следует обратить внимание на время восстановления ЧСС у игрока после выполнения упражнения. Это позволит определить общую картину функционального состояния игрока. Например, если ЧСС в течение 2-3 минут не восстановилась к исходному показателю (в покое), то это свидетельствует о низком уровне специальной физической подготовленности или является серьезным признаком переутомления игрока. А это предполагает необходимость его дополнительного медицинского обследования.
Примерно за 5 минут до окончания теста следующая группа игроков (2 человека) начинают пятиминутный бег перед выполнением упражнения.
Обработку протокола начинаем с определения путём подсчёта количества попаданий из 5 бросков каждый их 10 серий отдельно с дальних и средних дистанций. Полученные результаты записываются с правой стороны таблицы в два столбика цифр: результаты бросков с дальних дистанций в левом столбике, средних - в правом столбике. Данные желательно заполнять двумя цветами.
После этого определяется и фиксируется в отведённых местах эффективность бросков с дальних и средних дистанций, выполненных в первой и второй половинах упражнения и суммарный результат теста.
Для определения уровня стабильности техники броска (специальной работоспособности) в процессе выполнения упражнения и наглядности, результаты каждой серии переносятся на график, расположенный в нижней части протокола. Для этого определяется эффективность дальних и средних бросков в каждой серии в процентах и переносится на график, на оси абсцисс которого отложены порядковые номера 10 серий бросков, на оси координат - эффективность бросков в процентах.
Для определения эффективности бросков по пяти различным позициям (%) нужно суммировать сверху-вниз все точные броски, выполненные с расстояния 6,75м (позиции 1). Полученный результат умножается на 100% и делится на 10 (количество бросков, выполненных с этой позиции). Например, игрок сделал 7 точных бросков из 10 попыток, в
7
этом случае эффективность его бросков составляет: — х100% = 70%.
Полученный результат записывается в соответствующую графу протокола (в нижней части таблицы) красным цветом, или любым другим, отличным от цвета бросков со
средней дистанции, в соответствии цвету линий на графике.
Аналогично определяется и отмечается эффективность бросков, выполненных со средних дистанций.
Полученные данные переносятся на план баскетбольной площадки, расположенной в нижней правой части протокола тестирования. При обработке данных тестирования цветом, соответствующим той или иной дистанции, заполняется весь протокол. В предлагаемой статье на диаграмме динамика дальних бросков показывается сплошной линией, средних - пунктирной.
После первого тестирования полученные результаты анализировались, делались определённые выводы, над чем надо работать, броски с каких дистанций надо «доработать». В течение дальнейшей тренировочной работы делался определённый упор на специальные упражнения.
По методике совершенствования бросков мяча в корзину применялись самые различные упражнения:
- выполнение бросков мяча в корзину уменьшенного диаметра - повышение мышечного чувства;
- выполнение бросков с чередованием дистанции (дальняя, средняя, ближняя) -контрастный метод;
- выполнение бросков мячами различного веса (набивными, волейбольными, теннисными) - контрастный метод;
- выключение зрения при выполнении бросков - обостряет способность точного выполнения движения;
- выполнение бросков в перчатках - повышает тактильную чувствительность пальцев при выполнении броска;
- выполнение бросков с пассивным и активным сопротивлением защитников;
- использование фоновой нагрузки при выполнении бросков - методы сопряженного воздействия и интервальный;
- выполнение бросков в соревновании двух игроков на быстроту выполнения задания и др.
Применялись эффективные упражнения и особенности их выполнения: дозировка, интервалы отдыха, количество повторений, интенсивность, общий объём бросков, дозировалось время выполнения, количество попаданий.
Спустя некоторое время, в нашем случае через 2 года, проводилось повторное тестирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основное место в анализе результатов тестирования занимает изучение амплитуды колебаний эффективности бросков, отображенной на графике двумя ломаными линиями. В практике возможно получение многочисленных вариантов динамики амплитуды эффективности бросков, некоторые случаи можно понять и объяснить.
Анализируя результаты многолетних проведённых исследований можно сделать вывод, что почти у всех игроков первого курса на графике наблюдаются противоположное движение ломаных линий эффективности бросков, выполненных как со средних, так и с дальних дистанций. При этом наблюдается большая амплитуда (40-50%) результатов при невысокой эффективности бросков (рисунки 1, 2). Это может свидетельствовать как о невысоком уровне стабильности техники броска в корзину у данных игроков, так и о недостаточной концентрации внимания игроков при выполнении упражнения.
В данной статье были взяты примеры тестирования трёх игроков из мужской и женской сборных команд университета.
Пример 1 - игрок Михаил Б., студент первого курса, бывший воспитанник одной из городских ДЮСШ Приморского края, с завышенной самооценкой, возбудимый,
неуравновешенный. При тестировании на первом курсе эти черты просто очень хорошо просматриваются на графике бросков.
ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ БРОСКОВ
Игрок: Михаил Б. Команда: «Политехник» Дата: 1-й курс
Серия Диет. позиция Результаты серии
1 2 3 4 5
I - - - - + 1
4.5 - - + - 2
2 6 1)
4.5 + + + 3
3 6 _ + + + 3
4,5 - + - + + э
4 6 + • + - 2
4.5 - + - + 2
5 6 + + + - - 3
4.5 - + + + + 4
Время 5 серии — 5, 5К мин.
Сред. рез. 6м - 9/25 - 36%
5|Х серий 4,5м - 14/25 - 56%
ЧСС после 5 серий: 186 уд./мии.
ЧСС покоя: 84 уд./мип.
ЧСС перед нач.: 144 уд./мип.
Серип Диет. позиция Результаты серии
1 2 3 4 5
6 6 + - + - + 3
4.5 + - - Н- 2
7 6 - - - - + 1
4.5 - + - + - 2
8 б - - + + + 3
4,5 + - - - + 2
9 6 - - + 2
4.5 + + + + + Ь
10 6 - - + + - 2
4,5 + + + + - 4
Время 5 серий — 6, 13 мин.
Сред, рез, 10 серий
6м - 20/50 - 40% 4,5м - 29/50 - 58%
Сред. рез. 6м - 11/25 - 44% 5^х серий 4,5м - 15/25 - 60%
ЧСС после 10 серий: 168 уд./мин.
срсд. показах, по позиц. (%)
6 30 10 70 40 50
4,5 40 70 50 КО 50
ЧСС через
1 мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин
152 130 96 90 -
301
5 50
Динамика эффективности бросков Результаты бросков по позициям
Рисунок 1 - Результаты тестирования игрока Михаила Б. на первом курсе
Но уже после последующих двух лет тренировок у Михаила Б. (рисунок 1-а) наблюдалась высокая (75% и выше) эффективность бросков со средних дистанций, амплитуда регистрируемых показателей в пределах, не превышающих 20%, что свидетельствовало о достаточно высокой степени специальной бросковой работоспособности и о достаточно хорошем уровне технической подготовленности игрока.
Увеличился и процент попаданий бросков с дальних дистанций, однако наблюдалось снижение эффективности дальних бросков в 5, 6, 7 сериях с последующем его повышением. Это указывает на недостаточное врабатывание организма в процессе проведения разминки. Однако в этих же сериях у него наблюдается повышение эффективности средних бросков.
ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ БРОСКОВ
Игрок: Михаил Б. Команда: «Политехник» Дата: 3-й курс
ЧСС покоя: 80 уд./мин.
ЧСС перед нач.: 124 уц./мин.
Сред, рез, бм - 16/25 - 64% 5[х серий 4,5м - 20/25 - 80%
ЧСС после 5 серий; 140 уд./мин.
Сред. рез. 6м - 15/25 - 60% 5^ серий 4,5м - 20/25 - 80%
ЧСС после 10 серий: 160 уд./мин.
Сред. рез. бм - 31/50 - 62% 10 серий 4,5м - 40/50 - 80%
Серия Диет. позиция Результаты серии
1 2 3 4 5
1 6 + + + - + 4
4.5 + - + + + 4
2 6 + + + - - .1
4,5 + + - + + 4
3 6 + - + 4- 3
4,5 + + + + - 4
4 И + - + + + 4
4.5 + + - + 4
5 6 - • - + + 2
4,5 + - + + + 4
Время 5 серий — 5, (0 мин.
Серия Диет, позиция Результаты серии
1 2 3 4 5
6 6 + + - - - 2
4.5 + + + + + 5
7 6 + - + - - 2
4,5 + + + ■ + 4
8 6 + + + + 4
4.5 + + + + 4
9 <5 + + + + - <1
4,5 - - - + + I
10 6 - + + + 3
4,5 + + + + + 5
Время 5 еерий — 5, 54 мин
сред, показат. но почий. (%)
6 70 70 60 50 60
4,5 90 60 70 90 90
ЧСС череа
1 мин 2 иин 3 мин 4 мин 5 мин
132 96 7 К - -
%
/ * \ \ • ■
V -/ \ !- 4 г- V
\ / X 1 1 Л f—
1 1
2 3 4 5 6
8 9 10
Динамика эффективности бросков
701
5 60
Результаты бросков по позициям
Рисунок 1-а - Результаты тестирования игрока Михаила Б. через два года тренировок
Думается, что игрок, заметив снижение процента попаданий дальних бросков, заставил себя компенсировать это снижение стабильностью при выполнении средних бросков.
Пример 2. Игрок Галина Г. пришла в команду из сельской глубинки. У неё на графике рисунка 2 наблюдается противоположное движение ломаных линий эффективности бросков, выполненных и со средней, и с дальней дистанций, большая амплитуда при невысокой средней эффективности бросков, что может свидетельствовало о невысоком уровне стабильности техники.
ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ БРОСКОВ
Игрок: Галина Г. Команда: «Политехник» Дата: 1-й курс
Серии Диет. позиция Результаты серии
1 2 3 4 5
1 6 - - + - + 2
4,5 - - + - - 1
2 6 - + + +■ - 3
4,5 + - - - + 2
3 Ц _ - - - - <1
4,5 - - + - 1
4 6 - + - - 2
4,5 + - + + - 3
5 6 - - - + - 1
4.5 - - + - 2
Время 5 серии — 6, 20 мин.
Сред. рез. 6м - К/25 - 32%
51х серий 4,5м - 10/25 - 40%
ЧСС после 5 серий: 168 уд,/мин.
ЧСС покоя: 66 уд./мин.
ЧСС перед нач.: 92 уд./мин.
Серия Диет. позиция Результаты серии
[ 2 3 4 5
6 й - - - - + 1
4,5 - - - + + 2
7 б - - - + + 2
4,5 + + - + 4- 4
8 6 + - + - - 2
4.5 - - + - 2
9 6 - - - + - 1
4,5 + + - - - 2
10 й + + - + + 4
4.5 + + - - 3
Время 5 серий — 6, 1 I мин.
Сред, рез !0 серий
6м - 1 8/50 - 36% 4,5м - 23/50 - 46%
Сред. рез. 6м - 10/25 - 40% 5г хсерий 4,5м - 13/25 - 52%
ЧСС после 10 серий: 174 уд./мин.
С ред. показал-, по позвц. (%)
6 20 30 30 60 40
4,5 50 40 4(1 50 4«
ЧСС через
1 мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин
166 156 132 120 95
Динамика эффективности бросков
20 1
5 40
Результаты бросков по позициям
Рисунок 2 - Результаты тестирования игрока Галины Г. на первом курсе
К третьему курсу перепады линий сохранились, но, однако, если эффективность бросков на 1-ом курсе была 30-40%, то на третьем она достигла 60-70% при выполнении средних бросков. Конечно, эффективность бросков с дальней дистанции желала быть лучше.
Рисунок 2-а - Результаты тестирования игрока Галины Г. через два года.
Хочется подчеркнуть, что уже через год после второго тестирования эта девушка, обладательница сильного, по-спортивному злого характера, достигла очень хороших показателей и в стабильности, и в эффективности дальних бросков. Кроме того, хотелось бы отметить функциональное состояние спортсменки в обоих случаях тестирования. При тестировании в первой год тренировок в команде время прохождения теста составило более 12-ти минут, при этом ЧСС была на уровне средней двигательной активности и не восстановилась даже после 5-ти минут, что свидетельствует о низком уровне специальной технической подготовленности. После двухлетнего периода тренировок спортсменка
отработала тест на около предельной интенсивности двигательных действий, время прохождения теста уменьшилось на минуту, а время восстановления ЧСС составило чуть больше 3-х минут.
ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ БРОСКОВ
Игрок: Александр II. Команда: «Политехник» Дата: 1-й курс
Серия Диет. ПОЗИЦИЙ Результаты серии
1 2 3 4 5
I fi - - + + - 2
4.5 - + + + - 3
2 6 - + - - - !
4,5 + + + - 3
3 6 - + + + + 4
4,5 + - • - 1
4 6 + + + + + 5
4,5 + - + + _ 3
5 6 + - + - - 2
4.5 + + 4 + + 5
Время 5 серий — 5, 32 мин.
Серия Диет. позиция Результаты серии
1 2 3 4 5
g 6 + - + - - 2
4,5 - + + - 3
7 6 + - + + - 3
4.5 + ■ + 2
6 + + + ■ 4
4J + - + + - 3
6 + + + - + 4
4,5 + + + + + 5
10 й + + + - 3
4.5 - - 4- + + 3
Время 5 серий — 5,18 мин.
Сред. рез. 10 серий
6м - 30/50 - 60% 4,5м - 31/50- 62%
Сред. рез. 6м- 16/25 -64% 5, х серий 4,5м - 16/25 - 64%
ЧСС после 10 серий: 164 уд./мин.
Сред. рез. 6м - 14/25 - 56% 5, х серий 4,5м - 15/25 - 60%
ЧСС после 5 серий: 180 уд./мин.
ЧСС перед нач.: 120 уд./мин.
ЧСС покоя: 90 уд./мин.
С эед. показат. по позиц. {%)
6 70 50 90 50 40
4,5 70 50 80 80 30
ЧСС через
1 мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин
152 144 96 90 -
0123 4 5 6 7 S 9 10
Динамика эффективности бросков Результаты бросков по позициям
Рисунок 3 - Результаты тестирования игрока Александра П. на первом курсе
Пример 3. Игрок Александр П. пришёл в команду, обладая уже достаточно стабильным броском. Невысокий (182 см), гибкий, быстрый с привычкой к постоянным
стабильным броскам с точек 3 и 3' (рисунок 3) и большой амплитудой колебаний бросков
- до 60%.
ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ БРОСКОВ
Игрок: Александр П. Команда: «Политехник» Дата: 3-й курс
Серия Диет. позиция Результаты серии
1 2 3 4 5
I 6 - + + + - 3
4,5 + 4- - + - 3
2 <> - + 4- + 3
4.5 - 4- - + + 3
3 6 + _ + + + 4
4,5 + - 4- + 4- 4
4 б + - + + 4- 4
4.5 + 4- 4- + +■ 5
5 6 + 4- + - + 4
4,5 4- + - + + 4
Время 5 серий — 5, 16 мин.
ЧСС покоя: 72 уд,/мин.
Сред. рез. 6м - 18/25 - 72% 51Х серий 4,5м - 19/25 - 76%
ЧСС после 5 серий: 140 уд./мин.
ЧСС перед нач.: 120 уд./мин.
Серия Дисг, позиция Резупьтаты серии
1 2 3 4 5
6 6 - + + + + 4
4,5 + - 4 + - 3
7 6 4- + + 4- + 5
4,5 + + + + - 4
8 й + + + + + 5
4.5 + 4- + - + 4
9 6 4- - + - + 3
4,5 - - + - + 2
10 б + + - - - 2
4,5 - + - + 4- 3
Сред. рез. 6м- 19/25-76% 52А. серий 4,5м - 16/25 - 64%
ЧСС после 10 серий: 160 уд./мин,
Сред. рез. 6м - 37/50 - 74% 10 серий 4,5м - 35/50 - 70%
Время 5 серий — 5, 20 мин.
сред, показат. по позшд. (%)
6 70 70 90 70 70
4,5 70 70 60 «0 70
ЧСС через
1 мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин
156 72 - -
01 23 4 5 6 7 8 9 10
Динамика эффективности бросков Результаты бросков по позициям
Рисунок 3-а - Результаты тестирования Александра П. через два года
Разыгрывающий из Александра явно не получался и игроку поменяли амплуа. Со временем из него получился хороший атакующий защитник, но при этом пришлось много поработать над увеличением эффективности его бросков с точек 5 и 5', 2 и 2'. Через два года тренировок амплитуда колебаний у Александра П. значительно уменьшилась.
Неудачные дальние броски в 9 и 10 сериях можно объяснить либо усталость - тест проводился уже после окончания игрового сезона, либо потерей уже интереса к тесту.
ВЫВОДЫ
Сравнительный анализ данных последнего тестирования с предыдущим с последующим сопоставлением показателей количества выполненных бросков, их результатом и количеством тренировочных занятий за определенный период работы поможет тренеру определить сильные и слабые стороны в учебно-тренировочной работе. Полученная информация будет основанием при планировании следующего тренировочного периода.
Условия проведения тестирования должны быть идентичны. Проводиться в одно и то же время, в одни и те же дни микроцикла, при электрическом или дневном освещении, одинаковой температуре воздуха в зале и т. д.
Нецелесообразно вычислять средние показатели тестирования всей команды или группы игроков, так как усреднённый результат сгладит слабые и сильные показатели и может привести к самоуспокоению.
Отметим положительные стороны данной методики:
- доступность в организации и проведении тестирования;
- отсутствие необходимости в использовании измерительной аппаратуры и сложных математических вычислений;
- простота обработки результатов;
- достаточно высокая наглядность результатов тестирования, облегчающая анализ уровня технической (бросковой) подготовленности спортсменов;
- вариативность методики тестирования по интенсивности двигательной деятельности спортсменов позволяет объективно определить уровень технического мастерства игроков на различных этапах учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности;
- характер выполнения бросков мяча в корзину в процессе выполнения тестового упражнения в целом соответствует условиям соревновательной деятельности баскетболистов.
Анализируя результаты тестирования, представленные в этой статье, надо отметить, что за период проведённого исследования
- уменьшилось время прохождения теста игроками;
- уменьшилось время восстановления ЧСС - с 4-5 минут на первом курсе до 3-х минут на третьем, что говорит о хорошей физической форме игроков;
- у каждого игрока увеличилась эффективность бросков на 15-30%;
- уменьшилась амплитуда колебаний результатов бросков.
Регулярный педагогический контроль, анализ результатов тестирования, сопоставленный с объемами выполненной игроками работы, позволит тренеру определить наиболее эффективные средства и методы, используемые в работе и при необходимости внести соответствующие корректировки в учебно-тренировочный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол : учебник для вузов физ. культуры / под общ. ред. Ю.М. Портнова. - М. : Физкультура и спорт, 1997. - 480 с.
2. Вальтин, А.И. Методика определения уровня технической подготовленности баскетболистов «М-100» : метод. рекомендации для слушателей фак. повышения квалификации ин-тов физ. культуры / А.И. Вальтин, А. Д. Леонов. - Киев : [б.и.], 1988. - 29 с.
3. Вальтин, А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре в баскетбол : дис. ... канд. пед. наук / Вальтин Альберт Иванович. - Киев, 1984. - 197 с.
4. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
5. Костикова, Л .В. Планирование спортивной тренировки и педагогический контроль в баскетболе : методические разработки / Л.В. Костикова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б. и.],
1980. - 40 с.
6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
REFERENCES
1. Ed. Portnov, Yu.V. (1997), Basketball: textbook for universities of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
2. Valtin, A.I. and Leonov, A.D. (1988), Methods of determining the level of technical preparedness of basketball players of "M-100": method, recommendations for the students, Kiev.
3. Valtin, A.I. (1984), Method of improving the technique throws the ball in the game of basketball, dissertation, Kiev.
4. Godik, M.A. (1980), Monitoring training and competition loads, Physical culture and sport, Moscow.
5. Kostikova, L.V. (1980), Planning for sports training and pedagogical control in basketball. Methodological developments, GTSOLIFK, Moscow.
6. Matveev L.P. (1991), Theory and methodology of physical culture: textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2018
УДК 796.342
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕННИСИСТОВ В ИГРЕ
Чуньгуан Ю, аспирант, Институт физической культуры спорта и туризма, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург;
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Сергей Самуилович Аганов, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-
Бруевича, Санкт-Петербург
Аннотация
Установлено, что показателями эффективности деятельности теннисистов в игре являются: высокий уровень технического мастерства теннисистов; умения выполнять сложные технические приемы на большой скорости и с высокой точностью; высокий уровень развития навыков и умений по проведению различных игровых комбинаций; умения выбирать оптимальные способы тактического воздействия на соперника во время игры. Важны также умения: быстро принимать единственно правильные решения в ходе игры и четко их реализовывать; предвидеть действия соперника во время игры и принимать своевременные меры по их нейтрализации; выбирать правильный план на игру, исходя из возможностей и мастерства соперника.
Ключевые слова: показателями эффективности; теннисисты; действия во время игры.
CHARACTERISTICS OF INDICATORS OF EFFICIENCY OF TENNIS PLAYERS
ACTIVITY IN GAME
Chunguang Yu, the post-graduate student, Institute ofphysical culture of sport and tourism, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Sergey Samuilovich Aganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications, St.
Petersburg
Annotation
It is established that indicators of efficiency of the activity of the tennis players in game include: high level of the technical skill of tennis players; abilities to carry out the difficult techniques under great