УДК 796. 323
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ
И.А. Холоша; Е.В. Горовая, Дальрыбвтуз, Владивосток
Регулярный педагогический контроль, анализ результатов тестирования, сопоставленный с объемами выполненной игроками работы, позволит тренеру определить наиболее эффективные средства и методы, используемые в работе и при необходимости внести соответствующие корректировки в учебно-тренировочный процесс.
С бурным развитием баскетбола на современном этапе закономерна возрастающая тенденция к максимальной объективизации методов педагогического контроля для определения уровня технического мастерства спортсменов. Для этой цели применяются специальные контрольные упражнения - тесты. Чем выше научная обоснованность теста, тем выше надежность, объективность и достоверность полученных данных.
Из всех видов технической подготовленности баскетболистов первостепенное значение имеет уровень мастерства игроков в выполнении бросков мяча в корзину, который объективно оценить значительно трудней. Возможно, этим можно объяснить наличие в практике баскетбола ограниченного количества тестов и методик их использования, с помощью которых тренеры могут получить информацию об уровне технической (бросковой) подготовленности игроков. Если принять во внимание, что существующие тесты позволяют получить очень ограниченную информацию об уровне готовности спортсменов к соревнованиям, то очевидна актуальность данного вопроса, который перерос в проблему, требующую своего решения.
Обоснование основополагающих требований к объективизации к основных положений методики тестирования
Тренеры в практической работе нуждаются в объективных данных об уровне подготовленности спортсменов после определенного этапа работы. Это необходимо для определения эффекта используемых в учебно-тренировочном процессе методов, средств и объемов выполненной работы с последующим внесением корректировок в планы работы по совершенствованию техники бросков.
Для тренеров представляет большой интерес информация об эффективности бросков у каждого игрока с различных позиций и способов их выполнения (в прыжке с места, в прыжке с остановкой после ведения, с места одной или двумя руками у женщин). Такая информация нужна для определения направленности игровых действий баскетболистов с целью
повышения эффективности соревновательной деятельности каждого из них. Нужна она и для устранения в учебно-тренировочной работе слабых мест в технической и психологической подготовке игроков.
В работах А.И. Вальтина (1985), В.А. Проценко (1962), В.К. Пельменева (1972), Л. Ю.Поплавского (1977) подтверждается выявленная закономерность и в баскетболе, которая выражается в снижении эффективности игровых действий к 4-6-й минутам первого тайма от 10 до 25 % с последующим повышением к 10-12-й минутам.
Следовательно, тестовое упражнение для определения уровня технического мастерства баскетболистов должно быть продолжительностью не менее 10 минут.
Следующим условием при разработке теста необходимость получения объективной информации об интенсивности двигательной деятельности баскетболистов по показателям ЧСС (частоты сердечных сокращений). Интенсивность действия баскетболистов в тесте должна быть вариативной и соответствовать определенному этапу тренировочной работы или соревновательной деятельности.
Проведение тестирования в требуемом режиме интенсивности достигается за счет выполнения бросков со средней и дальней дистанций с остановкой после ведения, рывка игрока на подбор мяча после броска и движения с ведением мяча на позицию броска, что соответствует условиям игровых ситуаций, возникающих в процессе соревнований на площадке.
Организация и методика тестирования
Программа тестирования выполняется на одной половине баскетбольной площадки одновременно 2-3 игроками. Для ведения протокола тестирования необходимо соответствующее количество секретарей
(2 или 3). Эту обязанность могут выполнять тренер команды, его помощник или игроки.
Для получения объективной информации о достигнутом уровне 2технического мастерства в бросковой подготовке игроков тестовое упражнение следует выполнять в режиме по интенсивности, соответствующем режиму двигательной деятельности учебнотренировочной работы, в котором проводилось совершенствование техники бросков мяча в корзину. Достаточно объективным показателем двигательной активности спортсменов может служить ЧСС, определенная за 10 секунд и умноженная на 6. Перед началом тестирования у всех игроков определяется ЧСС в покое, и данные заносятся в протокол.
После этого игроки последовательно приступают к выполнению упражнения, включающего в себя 100 бросков со средних и дальних (4,5 и 6 м) дистанций. Выполнив первый бросок с дистанции 6 м (позиция 1, рисунок) игрок ожидает мяч, который ему подает ассистент.
Секретарь в соответствующей графе протокола фиксирует результат броска. Получив мяч, игрок делает короткое, энергичное, как в игре, ведение - обводку и с остановкой после ведения выполняет второй бросок со средней дистанции, позиция 2, после чего устремляется под щит на подбор мяча. Затем с ведением мяча в быстром темпе двигается на дальнюю точку позиции 2' для выполнения следующего броска. Секретарь в это время отмечает в протоколе результат второго броска со средней дистанции позиция 12. Выполнив таким образом последовательно 10 бросков с 5 различных позиций, вторую серию бросков игрок опять начинает с позиции 1'.
После выполнения пяти серий (50 бросков) секретарь определяет ЧСС у баскетболиста и записывает результат в протокол. Одновременно в протоколе фиксируется время, затраченное на выполнение первой половины упражнения. После этого продолжают выполнять упражнение.
По завершению 10 серий (100 бросков) определяется ЧСС, время
3 выполнения второй половины упражнения и всего упражнения в целом.
Для определения функционального состояния спортсменов после первой, второй, третьей, а при необходимости и после четвертой и пятой минут отдыха по завершению работы определяется ЧСС, результаты которой фиксируются в протоколе.
Примерно за 5 минут до окончания упражнения следующая группа игроков (2 или 3) начинает пятиминутный бег перед выполнением упражнения.
Примечание: используя данную методику тестирования, тренер имеет возможность варьировать интенсивность двигательных действий спортсменов в трех режимах.
1. Преимущественно анаэробный (умеренной работы) - ЧСС в пределах 130-150 уд/мин;
2. Смешанный аэробно - анаэробный (средней двигательной активности) - ЧСС на уровне 150-175 уд/мин;
3. Анаэробно - гликолитический (около предельной интенсивности двигательных действий) - ЧСС 180-200 уд/мин (М.А. Годик, 1980).
Это достигается путем внесения небольших корректировок в условия выполнения упражнения.
Обязательное условие теста - выполнение игроками всех бросков сосредоточенно.
Выводы
1. В результате изучения и анализа научных работ специалистов по баскетболу и смежных областей знаний установлено, что при интенсивной двигательной деятельности на 4, 5-й минутах наступает временное снижение работоспособности, что можно охарактеризовать как временное снижение специальной работоспособности. При продолжении работы эффективность двигательных действий несколько повышается. Уровень повышения работоспособности зависит от развития приспособительных реакций у того или иного спортсмена. В связи с этим для получения объективной информации длительность тестового упражнения должна быть не менее 10 минут.
2. Использование в спортивной тренировке дидактических принципов обуславливает необходимость варьирования условий тестирования. Объективную информацию об уровне технической (бросковой) подготовленности игроков на определенном этапе тренировочного процесса можно получить лишь в том случае, если условия тестирования (по интенсивности двигательных действий) соответствуют этапу подготовки.
3. Регулярный педагогический контроль, анализ результатов тестирования, сопоставленный с объемами выполненной игроками работы, позволит тренеру определить наиболее эффективные средства и методы, используемые в работе и при необходимости внести соответствующие корректировки в учебно-тренировочный
4 процесс.
Библиографический список
1. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре в баскетбол: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1985. С. 19.
2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. 135 с.
3. Касымов А.Ш. Исследование интенсивности нагрузки баскетболистов высокой квалификации во время тренировочных занятий, учебных игр и соревнований // Сб. по вопросам высшего спортивного мастерства. Л., 1972. С. 45-48.
5
4. Костикова Л.В., Данилов В.А., Преображенский И.Н. Средства педагогического контроля за уровнем физической подготовки высококвалифицированных баскетболистов. М., 1979. 8с.
5. Проценко В.А. Изменение некоторых физиологических показателей в процессе игры в баскетбол // Баскетбол: Сб. метод. материалов. М.: Физкультура и спорт, 1962. С. 49-57.
6. Ухтомский А.А. Полное собрание сочинений. Т. IV. М., 1951. С. 42.
7. Фарфель В.С. О выносливости как о физическом понятии // Исследование по физиологии выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1949. С. 6.