Научная статья на тему 'Стратегия оптимизации системы подготовки студенческих спортивных команд'

Стратегия оптимизации системы подготовки студенческих спортивных команд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий баскетбол / игроки-студенты / форварды-студенты / внеакадемические занятия в вузе / student basketball / student players / student forwards / non-academic activities at the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Дмитриевна Кузнецова, Сергей Владимирович Мананников, Тагир Шамшидович Казбеков

На основе ретроспективного анализа литературы рассматривается проблематика ситуаций численного равенства и превосходства при быстром прорыве в студенческом баскетболе. Обосновано смещение направленности подготовки игроков-студентов на внеакадемических занятиях в вузе от позиционного нападения к подготовке к действиям в быстром прорыве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Дмитриевна Кузнецова, Сергей Владимирович Мананников, Тагир Шамшидович Казбеков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for optimizing the training system for student sports teams

Based on a retrospective analysis of the literature, the problems of situations of numerical equality and superiority with a rapid breakthrough in college basketball are considered. The shift in the orientation of the training of student players in extracurricular activities at the university from a positional attack to preparation for actions in a rapid breakthrough is justified.

Текст научной работы на тему «Стратегия оптимизации системы подготовки студенческих спортивных команд»

Научная статья ■УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-232-236 EDN: https://elibrary.ru/girbqw NIION: 2015-0066-1/24-937 MOSURED: 77/27-011-2024-01-136

Стратегия оптимизации системы подготовки студенческих спортивных команд

Елена Дмитриевна Кузнецова1, Сергей Владимирович Мананников2, Тагир Шамшидович Казбеков3

1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, msv73_alt@mail.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, tagir.kazbekov.72@mail.ru

Аннотация. На основе ретроспективного анализа литературы рассматривается проблематика ситуаций численного равенства и превосходства при быстром прорыве в студенческом баскетболе. Обосновано смещение направленности подготовки игроков-студентов на внеакадемических занятиях в вузе от позиционного нападения к подготовке к действиям в быстром прорыве.

Ключевые слова: студенческий баскетбол, игроки-студенты, форварды-студенты, внеакадемические занятия в

Для цитирования: Кузнецова Е. Д., Мананников С. В., Казбеков Т. Ш. Стратегия оптимизации системы подготовки студенческих спортивных команд II Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 232-236. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-1-232-236. EDN: GIRBQW.

Original article

Strategy for optimizing the training system for student sports teams

Elena D. Kuznetsova1, Sergey V. Manannikov2, Tagir Sh. Kazbekov3

1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Barnaul Law Institute of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Barnaul, Russia, msv73_alt@mail.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, tagir.kazbekov.72@mail.ru

Abstract. Based on a retrospective analysis of the literature, the problems of situations of numerical equality and superiority with a rapid breakthrough in college basketball are considered. The shift in the orientation of the training of student players in extracurricular activities at the university from a positional attack to preparation for actions in a rapid breakthrough isjustified.

Keywords: student basketball, student players, student forwards, non-academic activities at the university For citation: Kuznetsova E. D., Manannikov S. V., Kazbekov T. Sh. Strategy for optimizing the training system for student sports teams. Bulletin of economic security. 2024;(l):232-6. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-232-236. EDN: GIRBQW.

С каждым годом отмечается рост динамики и зре-лищности современного студенческого баскетбола. Это происходит из-за роста атакующих действий между командами во время игр. Повышение количества атакую-

щих действий команд связано с постоянными изменениями в правилах игры, наращиванию уровня физической подготовки студентов и их универсализацией. На сегодняшний день созрела необходимость повышения эф-

© Кузнецова Е. Д., Мананников С. В., Казбеков Т. Ш., 2024

фективности подготовки студенческих баскетбольных команд на тренировочном этапе. Это возможно, в свою очередь, за счет поиска новых средств и методических решений в их спортивной подготовке [1].

Важным, на наш взгляд, моментом в этом поиске является то, что на сегодняшний день ведущие зарубежные и отечественные эксперты в области студенческого баскетбола считают быстрый прорыв одним из факторов, повышающим результативность атакующих действий и рассматривают его без отрыва от позиционного нападения [2].

В целом, в спортивных играх (в частности - в баскетболе) особое внимание обращается на эффективный розыгрыш каждого игрового эпизода, где возникает важный компонент соревновательного потенциала команды. Составляющие этого потенциала у игроков различаются, поэтому создается необходимость поиска таких вариантов соперничества, направленных к игровым эпизодам, в которых потенциал оппонентов окажется ниже.

Важной проблемой в современном студенческом баскетболе является улучшение различных систем нападения и защиты, где оптимально проявлялись бы сильные качества игрока и нивелировались бы его недостатки.

Большая часть команд в современном баскетболе акцентирует свое внимание на модернизации различных схем защиты, что ставит в свою очередь вопрос об использовании вариативных приемов быстрого прорыва, требующих от игроков предельно строгого исполнения групповых и командных взаимодействий [3].

Результаты ретроспективного анализа литературных источников приводят к следующему заключению: повышение результата игровых действий в студенческом баскетболе является достижением не роста результативности атакующих действий, а повышением их количества.

Отмечая, наряду с этим, что снижение зрелищно-сти в играх отдельных команд тесно связано с низкой результативностью игровых действий.

Предполагая эту проблему, выдвинем предположение, что возникает необходимостью повышения реализации атакующих действий в ограниченное время, то есть осуществления игроками быстрого прорыва. Основой решения этой проблематики является дифференцирование подходов тренировочного процесса к атакующим действиям в стремительном нападении [7].

На сегодняшний день созрела необходимость в повышении атакующих действий в стремительном нападении с одной стороны, а с другой стороны ощущается отсутствие аргументированных рекомендаций по улучшению их эффективности в ситуациях численного равенства и превосходства [4].

Обозначив проблематику, перейдем к более детальному рассмотрению ситуаций численного равенства и превосходства при быстром прорыве.

Если первичный быстрый прорыв реализован правильно, то он создает выигрышные атаки, приводящие к одной из следующих ситуаций:

а) «1 на 1»: бросок по кольцу или фол;

б) «2 на 1»: бросок по кольцу или фол (всего две передачи);

в) «3 на 2»: бросок по кольцу или бросок в прыжке с близкого расстояния;

г) «4 на 2» или «5 на 2»: бросок по кольцу или бросок в прыжке с близкого расстояния.

а) ситуация «1 на 1»

В данной ситуации процент успешности броска высок, вне зависимости от того, будет ли это бросок одной рукой или бросок в прыжке с близкого расстояния. В ситуации 1 х 1 при быстром прорыве рекомендуется [5] осуществить бросок по следующим причинам: 1. Шансы на успешный бросок велики, 2. Нападающие-студенты быстрее продвигаются от корзины к корзине, чем защитники, и могут реализовать прорыв после отскока, в то время, когда остальные будут по инерции бороться под щитом в ожидании промаха.

При прорыве 1 х 1 наилучшие шансы для взятия корзины проявляются, если нападающему удастся распознать действия защитника. Если нападающий-студент понимает, что может обыграть защитника на дриблинге, то он должен осуществить это.

Если защитник-студент успешно противодействует дриблингу, то нападающий должен попытаться реализовать бросок в прыжке с близкого расстояния.

б) ситуация «2 на 1». В ситуации быстрого прорыва игрокам необходимо помнить, что бросок нужно осуществить, пока команда имеет численное преимущество. В идеальном варианте бросок будет реализовываться без сопротивления защитника и с небольшого расстояния до кольца. Результатом броска будет либо заработанные два очка для команды, либо, в случае промаха -подбор, либо нападающие помешают соперникам перейти в быструю контратаку. Численный перевес необходимо использовать как можно быстрее, по причине того, что защитники-студенты тоже спешат вступить в игру [6].

В ситуации «2 на 1» форварды-студенты должны занять позиции у боковых линий площадки в целях недопущения защитникам играть против обоих одновременно.

При заходе форвардов в зону результативных бросков (зона на трехочковой линии) один из них оставляет мяч у себя. Его задача теперь:

1) принудить защитника-студента опекать его, либо второго форварда;

2) Распознать выбор защитника;

3) сформировать условия для легкого броска.

Еще одним важным моментом является то, что

дриблер-игрок обязан выполнять ведение мяча внутренней рукой, т. е., находясь на левом краю, вести мяч правой рукой. Это позволит ему выполнить быструю передачу, не переводя мяч перед собой

или перед защитником, что уменьшит шанс потери мяча [4].

В целях того, чтобы ввести защитника в заблуждение, дриблер-игрок должен обязательно смотреть на корзину, угрожая осуществлением броска. Если он не будет представлять такой угрозы, защитник может предугадать передачу и справиться с опекой обоих форвардов.

Итак, дриблер должен осуществлять самоконтроль и распознавать действия защитника. В большинстве случаев быстрые прорывы не удаются не из-за физических, а из-за психологических ошибок. Очень часто форвард-студент осуществляет те или иные действия, не распознав до конца действия обороняющегося. При этом он совершает такие ошибки: выполняет передачу в прыжке, ничего не сделав, совершает пробежку, осуществляет поспешный бросок, пытается реализовать «большую игру», которая хорошо выглядит со стороны, но не приводит к выигрышному результату.

При ситуации «2 на 1» владеющий мячом форвард-студент сохраняет мяч у себя до тех пор, пока защитник не станет опекать его или его партнера. Как только защитник сделает это, то нападающий-студент должен отреагировать: передачей партнеру, либо проходом под кольцо.

в) ситуация «3 на 2».

Вышеназванные принципы сохраняются и в прорыве «3 на 2». Необходимо учить игроков-студентов сохранять определенное расстояние друг от друга. Если форварды-студенты будут играть широко, осуществляя эффективные передачи, то 2 защитника не смогут противодействовать трем нападающим.

В ситуации «3 на 2» стержневой фигурой является средний игрок, так как он владеет мячом в момент, когда два других студента-баскетболиста входят в зону результативных бросков. Он не должен пересекать линию штрафных бросков, прежде чем защитники откроют коридор. В противном случае это приведет к нарушению правила «трех секунд», фолу и упущенной реализации успешного броска.

В случае если один защитник вытягивается далеко вперед от своей корзины, средний форвард-студент осуществляет передачу на один из флангов и генерирует ситуацию «2 против 1», где двум форвардам будет оказывать сопротивление только один защитник.

В случае если защитник-студент не вытягивается вперед, средний форвард делает передачу открывшемуся на фланге партнеру и пойти вслед за своей передачей. При этом третий форвард-студент решает, осуществить ли ему выход за спиной защитника к корзине или постараться открыться для броска в прыжке с близкого расстояния после получения паса от форварда № 2.

Диагональная передача от нападающего № 2 нападающему № 3 будет выглядеть неоднозначно. И в этом

эпизоде оба игрока должны правильно распознать действия защиты, чтобы понять, будет ли такая задача оптимальной. Защита может сыграть хорошо, и дальний защитник перекроет первую передачу, а верхний игрок устремится в имеющуюся «дыру», чтобы перехватить пас от игрока № 2 игроку № 3.

В случае если защитники применяют данную тактическую схему, центральный форвард-студент должен открыться на углу линии штрафных бросков для осуществления броска. Этот бросок имеет смысл по двум причинам: во-первых, игрок № 1 открыт и находится на достаточно близком расстоянии от кольца, чтобы выполнить бросок. Во-вторых, форварды имеют полное преимущество в борьбе за отскок. То есть, если попытка броска будет неудачной, нападающие смогут подобрать мяч и применить атаку «второго шанса».

В случае если игрок-студент № 2 возвращает мяч центральному игроку, у него появляется возможность атаковать располагающегося сзади защитника для реализации стремительного нападении «2 на 1» совместно с игроком № 3. Если задний защитник переключается на игрока № 1, тогда дриблер выполняет пас игроку №3 для броска.

г) «4 на 2» или «5 на 2». Эти ситуации встречаются довольно редко.

В большинстве случаев четвертый и пятый игроки принимают участие во вторичном прорыве, описание которого дано ниже. В первичном прорыве игроки № 4 и № 5 осуществляют те же функции, которые они бы выполняли при вторичном отрыве.

Игроки-студенты № 1, № 2 и № 3 ведут игру точно также, как и в ситуации «3 на 2». Игрок № 4 устремляется в зону штрафного броска, чтобы иметь возможность при необходимости принять пас от партнера или подобрать мяч после отскока. Игрок № 5, принимающий участие в прорыве, остается на уровне центра площадки, чтобы подстраховать свою команду на случай быстрой контратаки соперника.

Вторичный прорыв. В случае неуспеха первичного прорыва команде следует осуществить вторичный прорыв. В большинстве случаев это происходит, если форварды-студенты ошибаются в начальной стадии первичного прорыва или если защитники успевают восстановить оборонительные порядки и остановить его.

Реализация вторичного прорыва начнется тогда, когда игрок № 2 или № 3 получив пас от игрока № 1 (который перемещается вслед за передачей) смещается с дриблингом на лицевую линию.

Игрок-студент № 4 вбегает в область результативных бросков последним, причем на противоположном фланге по отношению к игроку № 1. Итак, при перемещении мяча к лицевой линии, форвард-студент № 4 осуществляет перемещение по диагонали на позицию вдоль линии трехсекундной зоны с той стороны, где находится мяч для получения паса с фланга.

Форвард-студент № 5 стопорится на средней линии, чтобы в случае необходимости помешать быстрой контратаке соперников в результате перехвата мяча или неудачного броска по кольцу. Затем, после перемещения по диагонали игрока-студента № 4, он занимает его место.

Другие вариации вторичного прорыва включают: пас игроку-студенту № 5 на линию штрафного броска для осуществления броска в прыжке; пас игроку-студенту № 3, в то время как игрок-студент № 5 пробегает по коридору в ближнюю зону под кольцом, а игрок-студент № 4 ставит заслон поперек коридора для того, чтобы помочь игроку-студенту № 5 открыться.

Тренерам-преподавателям высшей школы следует уделять акцентированное внимание в тренировочном процессе внеакадемических занятий в вузе по баскетболу на взаимодействие игроков-студентов в стремительном нападении. Комбинации быстрого прорыва настолько важны, что им рекомендуют отводить 20-25 минут тренировочного времени на каждом внеакадемическом занятии. Именно за счет многократного повторения студенты-баскетболисты смогут освоить различные варианты быстрого прорыва.

Вектор подготовки на внеакадемических занятиях по баскетболу в вузе следует сместить в сторону отработки взаимодействий нападающих в ситуациях численного равенства и превосходства при быстром прорыве. Концентрируя подготовку студентов-баскетболистов в этом направлении, возникает закономерный вопрос: не пострадает ли при этом эффективность действий игроков-студентов в позиционном нападении? Ответ будет заключаться в следующем: при уменьшении количества времени на внеакадемических занятий по баскетболу на отработку позиционного нападения, данный вид нападения не будет менее эффективно применяться на соревнованиях, так как предполагается, что студенты-баскетболисты, выступающие за сборную команду вуза, уже имеют опыт тренировочных занятий в ДЮСШ или СДЮСШОР, опыт школьных соревнований, имеют спортивный разряд или звание. Поэтому, имея определенную «базу» навыков, умений и действий в позиционном нападении, студенты-баскетболисты смогут применять их и в практических условиях студенческих соревнований. Поэтому тренеру-преподавателю сборной команды вуза необходимо уделять время на подготовку студенческой команды для действий в позиционном нападении лишь на столько, сколько это необходимо для оптимальной сыгранности.

Обучить же студентов оптимальному взаимодействию в стремительном нападении значительно сложнее, чем в позиционном, так как первое осуществляется на высоких скоростях и в сжатый промежуток времени, что, в свою очередь, влияет на время принятия решений и в разы усложняет выполнение технических приемов. Исходя из этого, чтобы выйти на оптимальный уровень

взаимодействия в ситуациях численного равенства и превосходства в стремительном нападении и добиться результативного его применения на студенческих соревнованиях, тренеру-преподавателю нужно целенаправленно и методично работать со студентами над совершенствованием этих элементов, уделяя последним повышенное внимание на внеакадемических занятиях по баскетболу в вузе.

Список источников

1. Воробьева О. И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.

2. Малиновский А. В., Юркин Д. В., Платонов В. Н. Самостоятельная деятельность спортсменов в процессе обучения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 179-182.

3. Князев С. А., Корнаушенко А. В. Влияние самостоятельного выбора вида спорта на физическую подготовленность курсантов Барнаульского юридического института // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76) С. 181-184.

4. Попова Н. В., Мананников С. В., Князева Ю. А. Воспитание нравственных качеств у спортсменов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 147-150.

5. Супрунов С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребностей студентов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.

6. Попова Н. В. К разработке должных норм физической подготовленности студенческой молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. С. 50-55.

7. Красилов О. В., Мананников С. В. Психологические аспекты подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России при помощи имитационных игр. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2020. № 20-2. С. 215-217.

References

1. Vorobyeva O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports // Current scientific research in the modern world. 2020. № 2-6 (58). P. 49-53.

2. Malinovsky A. V, Yurkin D. V., Platonov V N. Independent activity of athletes in the learning process // Psychology and pedagogy of service activity. 2021. No. 3. P. 179-182.

3. Knyazev S. A., Kornaushenko A. V The influence of independent choice of sport on the physical fitness of the cadets of the Barnaul Law Institute // The

world of science, culture, education. 2019. № 3 (76). P. 181-184.

4. Popova N. V., Manannikov S.V., Knyazeva Yu. A. Education of moral qualities in athletes // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 1. P. 147-150.

5. Suprunov S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-7. P. 46-49.

6. Popova N. V. To the development of proper standards of physical fitness of student youth // Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 12. P. 50-55.

7. Krasilov O. V., Manannikov S. V. Psychological aspects of training cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia using simulation games. Actual problems of combating crimes and other offenses. 2020. No. 20-2. P. 215217.

Информация об авторах

Е. Д. Кузнецова - доцент кафедры спортивных игр Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;

С. В. Мананников - старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России;

Т. Ш. Казбеков - старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

E. D. Kuznetsova - Associate Professor of the Department of Sports Games of the Altai State Pedagogical University, Candidate ofPedagogical Sciences;

S. V. Manannikov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia;

T. Sh. Kazbekov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

Педагогика. Под ред. А. А. Реана, Н. В. Сердюк; под общ. ред. В. Ф. Родина, Л. А. Казанцевой. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. 463 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах.

Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.

Для студентов юридических вузов, а также практических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.