Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЫСТРОГО ПРОРЫВА У БАСКЕТБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЫСТРОГО ПРОРЫВА У БАСКЕТБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРЫЙ ПРОРЫВ / БАСКЕТБОЛИСТЫ 17-18 ЛЕТ / БРОСКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАПАДЕНИЯ БЫСТРЫМ ПРОРЫВОМ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА БАСКЕТБОЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орехов Александр Александрович, Белоножкина Наталия Александровна

В статье рассматриваются методические аспекты тренировки и применения быстрого прорыва в баскетболе. Практическая значимость исследования заключается в выявлении причин неэффективного использования быстрого прорыва у баскетболистов 17-18 лет, а также разработке программы совершенствования атаки быстрым прорывом в подготовительном и соревновательном периоде годичного цикла подготовки, применение которой в тренировочном процессе баскетболистов обеспечило прирост показателей их специальной подготовленности. Научная новизна представленного исследования заключается в выявлении взаимосвязи показателей эффективности атак быстрым прорывом и специальной физической и технической подготовленности баскетболистов 17-18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орехов Александр Александрович, Белоножкина Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING RAPID BREAKOUT OF BASKETBALL PLAYERS AGED 17-18 YEARS, BASED ON THE DEVELOPMENT OF SPECIAL MOTOR QUALITIES

The article discusses the methodological aspects of training and the use of rapid breakout in basketball. The practical significance of the study is to identify the reasons for the inefficient use of rapid breakout in basketball players aged 17-18 years, as well as to develop a program for improving the rapid breakout attack in the preparatory and competitive period of the annual training cycle, the use of which in the training process of basketball players provided an increase in their special training indicators. The scientific novelty of the presented research is to identify the relationship between the performance indicators of attacks with a quick break and the special physical and technical readiness of basketball players aged 17-18 years.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЫСТРОГО ПРОРЫВА У БАСКЕТБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ»

2. Занько, С.Ф. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. Часть I—II. / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова. — Москва : Профессиональное образование, 1992. - Ч. 1-2.

3. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016. - № 1. - С. 15-19.

4. Овсянникова, И.Н. Игровые виды рекреации в оздоровлении молодежи на курорте Сочи / И.Н. Овсянникова, К.Г. Томилин // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2015. - С. 119-123.

5. Овсянникова, И.Н. Содержание и организация физического воспитания студентов вузов на основе использования средств пляжного гандбола : дис. ... канд. пед. наук / Овсянникова Инна Николаевна. - Краснодар, 2008. - 147 с.

6. Сидорова, М.В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Сидорова Марина Викторовна. - Смоленск, 2006. - 20 с.

7. Томилин, К.Г. Игровые виды рекреации на СПА-курортах: учебное пособие / К.Г. Томилин, И.Н. Овсянникова. - Электрон. дан. и прогр. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 176 с.

8. Томилин, К.Г. Управление рекреационной деятельностью на СПА-курортах : монография / К.Г. Томилин. - Электрон. дан. и прогр. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 249 с.

REFERENCES

1. Vyatkin, B.A. (1981), Management of mental stress in sports competitions, Physical culture and sport, Moscow.

2. Zanko, S.F., Tyunniko,v Yu.S. and Tyunnikova, S.M. (1992), Play and learning. Theory, practice and perspectives of game learning, Part I-II, Vlados, Moscow.

3. Kapustin A.G. (2016), "Development of physical qualities by means of game activity", Physical culture at school, No. 1, pp. 15-19.

4. Ovsyannikova, I.N. and Tomilin, K.G. (2015), "Game types of recreation in the health improvement of youth in the resort of Sochi", Sports games in physical education, recreation and sports: materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 119-123.

5. Ovsyannikova, I.N. (2008), The content and organization of physical education of university students based on the use of beach handball means, dissertation, Krasnodar.

6. Sidorova, M.V. (2006), The development of motor abilities of older preschool children in the process of modeling game activity, dissertation, Smolensk.

7. Tomilin, K.G. and Ovsyannikova, I.N. (2019), Game types of recreation at SPA resorts, IPR Media, Saratov.

8. Tomilin, K.G. (2019), Management of recreational activities at spa resorts, IPR Media, Saratov.

Контактная информация: tomilin-47@bk.ru

Статья поступила в редакцию 26.11.2020

УДК 796.323

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЫСТРОГО ПРОРЫВА У БАСКЕТБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Александр Александрович Орехов, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия, г. Москва; Наталия Александровна Бело-ножкина, преподаватель, Московский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты тренировки и применения быстрого прорыва в баскетболе. Практическая значимость исследования заключается в выявлении причин неэффективного использования быстрого прорыва у баскетболистов 17-18 лет, а также разработке программы совершенствования атаки быстрым прорывом в подготовительном и соревновательном

периоде годичного цикла подготовки, применение которой в тренировочном процессе баскетболистов обеспечило прирост показателей их специальной подготовленности. Научная новизна представленного исследования заключается в выявлении взаимосвязи показателей эффективности атак быстрым прорывом и специальной физической и технической подготовленности баскетболистов 17-18 лет.

Ключевые слова: быстрый прорыв, баскетболисты 17-18 лет, бросковая подготовка, эффективность реализации нападения быстрым прорывом, специальные двигательные качества баскетболистов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p384-390

METHODOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING RAPID BREAKOUT OF BASKETBALL PLAYERS AGED 17-18 YEARS, BASED ON THE DEVELOPMENT OF SPECIAL MOTOR QUALITIES

Alexander Alexandrovich Orekhov, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Russian State University of Justice, Moscow; Natalia Alexandrovna Belonozhkina, the teacher,

Moscow State Pedagogical University

Abstract

The article discusses the methodological aspects of training and the use of rapid breakout in basketball. The practical significance of the study is to identify the reasons for the inefficient use of rapid breakout in basketball players aged 17-18 years, as well as to develop a program for improving the rapid breakout attack in the preparatory and competitive period of the annual training cycle, the use of which in the training process of basketball players provided an increase in their special training indicators. The scientific novelty of the presented research is to identify the relationship between the performance indicators of attacks with a quick break and the special physical and technical readiness of basketball players aged 17-18 years.

Keywords: rapid breakout, basketball players 17-18 years old, throwing training, effectiveness of the fast break attack, special motor qualities of basketball players.

ВВЕДЕНИЕ

Быстрый прорыв в баскетболе является одним из основных видов нападения, успешное завершение которого приносит команде не только два очка, но и определенное психологическое преимущество.

Специалисты в области спортивной тренировки отмечают, что техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также с конкретными условиями внешней среды, в которой осуществляется соревновательная деятельность спортсменов. Двигательная активность баскетболистов при атаке быстрым прорывом, характеризующаяся скоростными перемещениями в сочетании с разнообразными технико-тактическими приемами, изучалась многими отечественными исследователями. Однако, и сегодня эта проблема требует дальнейших разработок, научного анализа, систематизации и обоснования [1].

Актуальность решения данной проблемы значительно возрастает в связи с интенсификацией игры на современном уровне мирового баскетбола. Динамичность и интенсификация современного баскетбола, его популярность в мире стимулирует творческий поиск тренеров, заставляет их активизировать игру в защите, разнообразить тактику нападения, включая атаку быстрым прорывом, повысить атлетическую, скоростно-силовую, функциональную и психологическую подготовленность баскетболистов высокого класса [2, 3].

Решение проблемы повышения эффективности атаки быстрым прорывом в современном баскетболе актуально и требует проведения специальных исследований по кон-

кретизации результативных средств и методов совершенствования данного вида скоростной атаки. В этой связи, целью настоящего исследования являлась разработка программно-методического обеспечения тренировочного процесса баскетболистов 17-18 лет, направленного на совершенствование быстрого прорыва с учетом целенаправленного развития двигательных качеств, обеспечивающих успешность действий в данном виде атаки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для реализации цели исследования проводился педагогический эксперимент, который включал констатирующий и формирующий этапы. На констатирующем этапе эксперимента проводился анализ учебно-тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов 17-18 лет, выявлялась взаимосвязь эффективности атак быстрым прорывом с показателями специальной физической и технической подготовленности игроков.

Формирующий этап педагогического эксперимента заключался во внедрении разработанной программы совершенствования быстрого прорыва баскетболистов 17-18 лет, проверки ее эффективности в течение 10 месяцев - с августа по май сезона 2018-2019 гг.

Реализация линейного формирующего эксперимента включала несколько этапов исследования показателей специальной технической подготовленности баскетболистов 17-18 лет - в начале и по окончанию педагогического эксперимента. Участники эксперимента - баскетболисты 17-18 лет, имеющие I и II взрослые разряды и стаж занятий от 6 до 8 лет (ТГ-5) в числе 18 спортсменов.

Анализируя педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью баскетболистов на констатирующем этапе педагогического эксперимента, мы выявили типичные ошибки при реализации быстрого прорыва.

Наиболее часто встречающиеся из них следующие:

- игроки при подборе, как правило, надеются на свой рост, не «ставят соперникам спины» при подборе;

- игрок, овладевший мячом после подбора, неправильно поворачивается к боковой линии, что приводит к потере обзора всей площадки;

- игрок, получающий, первую передачу открывается с опозданием;

- игрок делает первую передачу партнеру, находящемуся на невыгодной позиции, тем самым ставит игрока в трудную ситуацию;

- совершают много ошибок при ведении мяча;

- общей ошибкой является ожидание того момента, когда разыгрывающий получит первую передачу, но в это время стартовать уже поздно;

- часто команды имеют шаблонный план того, что они будут делать, а при смене ситуации в игре не могут импровизировать;

- недостаточно отработано мастерство при овладении мячом после отскока его от своего щита, организовать атаку с первой передачи в быстрый прорыв;

- недостаточная сыгранность игроков и малая скорость перемещения с мячом, много потерь мяча на скорости;

- недостаточный уровень скоростной технико-тактической индивидуальной подготовки игроков, включая скоростные броски; недостаточный уровень совершенствования скоростной выносливости и быстроты выполнения приемов игры.

Причины многих ошибок неустойчивости двигательной деятельности при выполнении быстрого прорыва сводятся, прежде всего, к тому, что у баскетболистов недостаточно развито чувство времени и пространства и поэтому они не умеют быстро регулировать свои действия; отсутствует высокий уровень воспитания смелости, уверенности и агрессивности у большинства игроков при быстром прорыве.

Эффективность реализации быстрого прорыва зависит от следующей организации скоростных атак:

1. Эффективность быстрого прорыва зависит от своевременной первой передачи.

2. Перемещение игроков и мяча к щиту соперника должно проводиться коротким путем на максимальной скорости.

3. Синхронность участия всех игроков команды должна сохраняться во всех фазах прорыва.

4. Применение первой короткой или длинной передачи диктуется конкретной игровой ситуацией.

5. При скоростном перемещении игроков от мяча целесообразно применять прямолинейное и синхронное перемещение.

6. Движения игроков в первой фазе прорыва должны иметь лучеобразный характер.

7. Первая передача должна быть скоростной и направлена ближнему свободному игроку к боковой линии, так как защитники возвращаются в тыловую зону по центру площадки. Если того, кто владеет мячом, атакует нападающий, то целесообразно применять короткую обводку с последующей передачей мяча.

8. Вторая передача мяча должна направляться к боковой линии в том случае, если она не может быть сразу результативной.

9. Прорыв должен совершаться эшелонировано, то есть — одна линия атакующих игроков поддерживается другой.

10. Если имеется количественное преимущество (2:1) или (3:2), передачи должны идти через центр.

11. Если количественное преимущество не достигнуто (1:1) или (2:2), то желательно применять «пересечение» для броска-прохода или позиционного броска в прыжке.

12. В заключительной фазе прорыва непосредственно перед броском целесообразно провести скрытую передачу мяча (отскоком от пола, из-за спины, не прерывая ведение, полуфиксацией и др.).

13. Каждое овладение мячом в защите нужно превращать в попытку быстрого прорыва.

С целью выявления взаимосвязи показателей, характеризующих различные стороны подготовленности баскетболистов 17-18 лет с успешностью действий в нападении быстрым прорывом, был проведен корреляционный анализ, матрица которого включала 15 показателей (физического развития, физической и специальной подготовленности).

Данные анализа, выраженные в коэффициентах корреляции (таблица 1), позволили нам констатировать, что наибольшее влияние на эффективность атаки быстрым прорывом (ЭАБП) оказывают следующие показатели, которые представлены ниже в порядке убывания силы взаимосвязи: бег 20 м (г = 0,695); броски с 2 шагов правой рукой (г = 0,664); количество точных передач (г = 0,652); ведение мяча правой рукой (г = 0,633); бег 6 м (г = 0,62); средний бросок (г = 0,612); броски с 2 шагов левой рукой (г = 0,568); ведение мяча левой рукой (г = 0,517). Таким образом, проведенный анализ показал, что при разработке программы совершенствования быстрого прорыва необходимо включать в ее содержание большой объем заданий по развитию быстроты перемещений, совершенствованию ведения, передач и бросков мяча, особенно в условиях противоборства с соперником. Разработанная программа включает в себя совершенствование, прежде всего, специальных атлетических игровых качеств (стартовых ускорений 2-3 м с мячом и без мяча, рывков 5-8 м с последующим получением мяча и взаимодействием двух-трех игроков с включением тактики перемещения, ведения и передач мяча и импровизированных действий при завершении бросковых движений) с последующим нарастанием разнообразия тренируемых приемов. Постепенность усиления тренировочных воздействий должна обеспечиваться путем увеличения стартовых ускорений, усложнения их маневренности -

остановками, торможением; изменением скорости и направления движения с включением ведения и передач мяча. Содержание экспериментальной программы совершенствования быстрого прорыва баскетболистов 17-18 лет в подготовительном и соревновательном периоде годичного тренировочного цикла представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Программа совершенствования быстрого прорыва баскетболистов 17-18 лет в подготовительном и соревновательном периоде годичного тренировочного цикла_

Виды подготовки Месяц и объем тренировочных занятий

VIII IX X XI XII I II III IV V

Специальная атлетическая подго- 4 часа 4 часа 1 час 1 час 1 час 1 час

товка

Бросковая подготовка 2 часа 2 часа 1 час 1 час 1 час 1,5 часа 1 час 1 час 1,5 часа 1 час

Скорость перемещения с мячом и 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час

без мяча

Быстрота выполнения приемов 2 часа 1 час 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин

игры

Специальная прыжковая подго- 1 час 1 час 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин

товка при атаке быстрым проры-

вом

Специальная работоспособность 1 час 1 час 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин

при скоростных атаках

Комплексная сопряженная под- 1 час 1 час 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин

готовка, физическая скоростно-

силовая и технико-тактическая

подготовка при атаке быстрым

прорывом

Технико-тактическая подготовка: 1,30 1,30 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час

индивидуальная и групповая в часа часа

различных вариантах скоростной

атаки, освоение новых элементов

тактических построений атаки

быстрым прорывом: передачи,

перемещения с ведением, брос-

ковая, скоростная подготовка,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

игра 1х1, 2х1, 3х2 у щита

Самостоятельная отработка но- 1 час 1 час 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин

вых элементов при обыгрывании

защитников в заключительной

фазе атаки быстрым прорывом

Поддержание скоростной работо- 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час

способности при атаке быстрым

прорывом и увеличение соревно-

вательной напряженности. При-

менение моделированных ситуа-

ций

Теоретическая подготовка с це- 20 мин 15 мин 20 мин 20 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин

лью укрепления тактических ва-

риантов при атаке быстрым про-

рывом

Коррекция тактических действий 1 час 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин

игроков при атаке быстрым про-

рывом

Анализ соревновательной игро- 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 30 мин

вой деятельности при атаке

быстрым прорывом и принятие

решений по исправлению оши-

бок, совершенствование новых

вариантов взаимодействия игро-

ков при атаке быстрым прорывом

Всего часов 15,30 14,5 7,45 8,50 8,20 8,15 7,15 8,15 8,15 6,15

Итого 93,30

Для проверки эффективности предложенной программы совершенствования быстрого прорыва баскетболистов 17-18 лет был проведен линейный педагогический эксперимент. В таблице 2 представлены результаты тестирования специальной подготовленности баскетболистов 17-18 лет до и после эксперимента.

Согласно результатам педагогического тестирования, к концу эксперимента уровень исследуемых показателей, статистически достоверно возрос по всем испытаниям у баскетболистов 17-18 лет. Как следует из таблицы 2, в 6-метровом беге результат улучшился на 8,9% (р<0,05), а в беге на 20 м - на 11,9% (р<0,01).

Таблица 2 - Сравнительный анализ тестирования баскетболистов 17-18 лет до и после эксперимента, Х±о_

№ п/п Тесты До После % прироста t р

n=18 n=18

1 Бег 6 м (с) 1,35±0,17 1,23±0,15 8,9 3,12 < 0,05

2 Бег 20 м (с) 4,2±0,29 3,7±0,28 11,9 4,12 < 0,01

3 Броски со средней дистанции (раз) 6,83±1,23 8,83±0,92 29,3 5,09 < 0,05

4 Бросок с 2 шагов с справа (раз) 7,3±1,26 9±0,8 7 23,2 4,44 < 0,01

5 Бросок с 2 шагов с слева (раз) 6,4±1,3 8,1±0,89 26,5 3,71 < 0,01

6 Ведение мяча 20 м правой рукой (с) 8,9±0,81 7,5±0,45 15,7 3,52 < 0,01

7 Ведение мяча 20 м левой рукой (с) 9,2±0,9 8,1±0,55 13 3,25 < 0,01

8 Передачи в цель 3 серии (раз) 31,4±4,51 37±2,98 17,8 4,45 < 0,01

9 ЭАБП (%)* 47±21,5 66±17,2 40,4 5,11 < 0,01

Примечание: ЭАБП - эффективность реализации нападения быстрым прорывом: показатель определялся в ходе наблюдений за соревновательной деятельностью баскетболистов, как процент попадания мяча в кольцо после атаки быстрым прорывом, за 100% брали общее количество атак, которые начинались стремительным нападением, наблюдение проводилось в течение 6-ти контрольных матчей.

Большой объем бросковых упражнений, выполненный как самостоятельно, так и в смоделированных игровых условиях, позволил достоверно увеличить результаты точности попадания мяча в кольцо. Броски со средней дистанции достоверно возросли на 29,3% (р<0,01), а броски с двух шагов - 23,2% (справа) и 26,5% (слева) (р<0,01). Время ведения мяча также статистически достоверно уменьшилось на 15,7% (р<0,01) - при ведении правой рукой, левой - на 13% (р<0,01). Точность передач в условиях утомления -по результатам количества попаданий в квадрат, достоверно возросла на 17,8% (р<0,01). Эффективность атаки быстрым прорывом повысилась на 40,4% (р<0,01).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая полученные в ходе исследования экспериментальные данные, следует утверждать, что эффективность разработанной программы совершенствования быстрого прорыва баскетболистов 17-18 лет, основанной на целенаправленном развитии двигательных качеств, обеспечивающих успешность действий в данном виде атаки, подтверждена статистически достоверными изменениями параметров специальной физической, технико-тактической и соревновательной подготовленности игроков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данков С.В. Быстрый прорыв, как эффективное средство нападения в современном баскетболе / С.В. Данков, М.В. Луганская // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации, спорта : материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Смоленск. - 2019. -С. 74-76.

2. Ильичева О.В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечно -стей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет с плоскостопием / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 92-96.

3. Развитие тактического мышление юных баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе подготовки /А.А. Орехов, О.В. Ильичёва, Я.В. Сираковская, А.В. Лаптев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 239-244.

REFERENCES

1. Dankov, S.V. and Luganskaya, M.V. (2019), "Rapid breakthrough as an effective means of attack in modern basketball", Sports games in physical education, recreation, sports : materials of the XIII International scientific and practical conference, Smolensk, pp. 74-76.

2. Ilicheva, O.V., Sirakovskaya, Ya.V. and Yezhova, A. V. (2017), "Efficiency of methods of development of explosive force of muscles of lower limbs and jumping ability in basketball players aged 1617 with flat feet", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No, 3 (145), pp. 92-96.

3. Orekhov, A.A., Ilicheva, O. V., Sirakovskaya, Ya.V., and Laptev, A.V. (2018), "Development of tactical thinking of young basketball players aged 11-12 at the initial stage of training", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (158), рр. 239-244.

Контактная информация: natali_orehova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2020

УДК. 378.172:616.056.52

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ИМТ СТУДЕНТОК, В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого; Андрей Темуриевич Бубунаури, старший преподаватель, Константин Геннадьевич Петухов, старший преподаватель, Лилия Александровна Петухова, преподаватель, Светлана Сергеевна Петрова, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация

Эксперты указывают на существенный риск развития ожирения у значительной части современной студенческой молодежи. Цель исследования - поиск эффективных способов контроля и коррекции индекса массы тела (ИМТ) студенток, имеющих излишнюю массу тела, в период дистанционного обучения. Участницы исследования - девушки-студентки (n=73) в возрасте 19 лет, имеющие излишнюю массу тела. Общий период исследования составил около 4 месяцев (апрель-июль). Все девушки получали специальные задания в рамках дистанционного обучения. Задания состояли из комплексов аэробных и функциональных упражнений. Ход исследований предусматривал различия в отчетности студенток: описательные отчеты (группа 1), видеофайлы (группа 2), видеофайлы и оценки других участниц (группа 3). Результаты оценивались по данным ИМТ и пробы Руфье. Статистический анализ результатов выполнен с помощью SPSS17 и однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Анализ результатов показал достоверные (р<0.01) различия между студентками (группа 3) и остальными девушками в показателях динамики ИМТ и пробы Руфье. Девушки (группа 3) в ходе исследований смогли значимо уменьшить показатели ИМТ и повысить уровень своей функциональной пригодности. Выявлена возможность эффективного контроля над динамикой ИМТ и значимого улучшения функциональных показателей студенток, имеющих излишнюю массу тела, в процессе физического воспитания, в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: излишний вес, ожирение, физическое воспитание, студентки, дистанционное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p390-394

INCREASE OF FUNCTIONAL FITNESS INDICATORS AND BODY MASS INDEX CORRECTION OF FEMALE STUDENTS, IN THE DISTANCE LEARNING

Alexander Yuryevich Osipov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Prof. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Andrey Temurievich Bubunauri, the senior teacher, Konstantin Gennadyevich Petukhov, the senior teacher, Liliya Alexandrovna Petukhova, the teacher, Svetlana Sergeevna Petrova,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.