УДК 502/504:001.92
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
А.В. Назаренко - кандидат экономических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова,
Ульяновск
CONDITIONS OF NEW GENERATIONS MORALITY FORMATION AS A METHOD TO TEACH A RESPECTFUL ATTITUDE TOWARDS NATURE
A. V. Nazarenko-candidate of Economics, Associate Professor I.N. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk
e-mail: elena_funina@mail .ru
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, экологический кризис, экологическое просвещение, бережное отношение к природе, критерии оценки.
Аннотация. Анализ научной и научно-методической литературы, материалы собственных исследований свидетельствуют о том, что значительная часть будущих учителей - студентов педагогических вузов - не владеет информацией о масштабах политического, экономического, экологического кризиса в стране; обусловивших его причинах и способах его преодоления. В то же время последствия кризиса привели к значительному снижению нравственности, смещению жизненных приоритетов из духовно-нравственной сферы в материальную. В статье выявлены условия повышения нравственности подрастающих поколений как главного средства формирования бережного отношения к окружающей среде.
Keywords: professional training, future teachers, ecological crisis, ecological enlightenment, careful attitude to nature, criteria of the estimation.
Annotation. The analysis of the scientific and scientifically-methodical literature, materials of the own studies testify to the fact that the most part of the future teachers - students of the pedagogical Universities- do not realize the scale of political, economic, ecological crisis in the country; reason for it and the ways to overcome it. At the same time the consequences of the crisis led to the decrease of morality, to the shift of life priorities from spiritual-moral sphere into material one. The conditions of growing generations' morality increase as the main key to formation of the respectful attitude towards environment are revealed in article.
На современном этапе развития общества продолжается снижение жизненного уровня населения страны на фоне ухудшения показателей экономической и социальной сферы. Это обусловило нарастание тенденций к падению нравственности, превалированию материальных ценностей над духовными. Мнения многих специалистов [1- 4] свидетельствуют о том, что выход общества из глубочайшего кризиса невозможен без возрождения нравственности как основы рационального взаимоотношения людей и бережного восстановления среды обитания путем модернизации государственной системы природо- и ресурсопользования и охраны окружающей среды.
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование причин возникновения глобального экологического кризиса и падения нравственности людей.
Задачи: 1. Выявление условий формирования нравственной основы личности как условия возрождения среды обитания и выхода страны из кризиса.
2. Экспериментальная проверка эффективности реализации данных условий в процессе повышения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.
Анализ тенденций научно-технического прогресса показал, что его главной сущностью является переход от индустриальной к постиндустриальной эпохе развития, характеризующейся колоссальным изъятием из природной среды первичных материальных ресурсов и их использованием в нецелесообразной структуре потребления, в частности, на производство гигантских объемов вооружения, а также в диспропорциональном распределении между неравными частями человечества: перепотребления примерно у одной пятой населения (20%) и огромным недопотреблением по всем видам создаваемой продукции у остальной части населения. При этом необходимо особо подчеркнуть низкую эффективность и нерациональность применения природных ресурсов.
СССР, формально провозглашая приоритет научно-технического прогресса, на протяжении десятилетий оставался на экстенсивном направлении развития с генерализованным приоритетом отраслей производств, обеспечивающих милитаризацию страны, игнорируя социальную сферу. Другие развитые и ряд развивающихся стран переориентировались на интенсивное направление, резко свернув деятельность добывающих и перерабатывающих отраслей, реструктурировав сферу материального производства на наукоемкие технологии и производимую продукцию с ориентацией на социальные приоритеты.
Непринятие СССР фундаментальной сущности научно-технического прогресса как социального феномена привело страну к кризису, масштабы которого не имеют аналогов в истории человечества. При этом следует уточнить, что под научно-техническим прогрессом понимается процесс непрерывного воспроизводства совокупности материалов, технических объектов, технологий и производимой на их базе продуктов как главного условия существования и развития государства.
Однако в условиях СССР отсутствовали разработки региональных комплексных программ научно-технического прогресса (КПНТП). В рамках планирования по пятилеткам прорабатывались отраслевые стратегии в соответствии с прогностическими направлениями развития отраслей на 1971-1990 гг.; составлялись компилятивного характера пятилетние и на их основе годовые планы социально-экономического развития; создавались схемы размещения производительных сил; однако системная разработка не производилась, а без этого не могло быть оптимизации их ресурсного обеспечения [2] Это свидетельствует о том, что народнохозяйственный комплекс с позиций ресурсного обеспечения нерационален, с экономических - неэффективен, с экологических - разрушителен; с социальных - недостаточен. Планировались не система действий и их результаты, а производственные количественные результаты - без учета причинно-следственных связей в общественных, социальных, экономических, экологических явлениях и процессах.
В народнохозяйственных пятилетних планах декларировалась единая научно-техническая политика, повышение качества продукции, планы технического развития, повышение экономической эффективности производства и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Однако структура потребления изменилась экспоненциально в сторону преобладания импортируемой продукции при одновременном снятии отечественных товаров (кроме сырьевых) с международного рынка. Наряду с этим осуществлялся непрерывный рост материало- и энергоемкости как промышленной продукции, так и национального дохода. Все это свидетельствует о непрерывном отклонении страны от регламентов и основной магистрали мирового развития. Первопричиной этого явления нужно считать отсутствие прогнозирования и программно-целевой методологии в социально-экономической политике, в формировании и управлении народнохозяйственным
комплексом; жесткую централизацию планирования без учета возможностей и интересов регионов.
На сегодня для выхода России из кризиса необходима постановка и реализация задачи по разработке и выполнению комплексных долгосрочных программ развития регионов, где должны быть предусмотрены пути осуществления научно-технического прогресса, рационального использования природных и материальных ресурсов, защиты окружающей среды, социального развития.
Осуществление данной задачи требует нового государственного подхода к управлению народным хозяйством на основе рационального природо- и ресурсопользования, подготовки творчески мыслящих, мобильных, высокоэрудированных специалистов. Модернизация высшего профессионального образования в России должна быть направлена на становление профессионалов, отличающихся многоуровневой компетенцией, надпредметностью, полифункциональностью. Высшее и послевузовское профессиональное образование призвано формировать гражданскую позицию, политическую и социальную активность, способность к сохранению нравственных, культурных и научных ценностей [5-7]. Среди умений, которыми должен овладеть будущий специалист, на первый план выдвигаются следующее:
- аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- проявлять свои знания и опыт в коллективной деятельности;
- воспитывать организаторские качества.
Нравственные основы деятельности современного специалиста при принятии ответственных решений приобретают значимость технологических, экономических и экологических. Уровень сформированности нравственности определяет готовность профессионального деятеля к стратегическому мышлению; способность во главу своей деятельности ставить интересы людей, государства в ближайшей и отдаленной перспективе. В связи с этим профессия педагога занимает особое место, обусловленное особенностями развития современного общества, в котором социальные, экономические, политические преобразования способствуют изменению мировоззрения людей, смещению ценностей из материальных в духовные. Задача учителя состоит в обеспечении учебно-воспитательного процесса, направленного на усвоение подростками и учащейся молодежью нравственных норм и правил, формирование нравственного сознания и убеждений, навыков и привычек нравственного поведения, так как нравственность составляет стержень личности, ее взаимоотношений с другими людьми и окружающей природой. Степень нравственности обусловливает ответственность за состояние среды, обитания, ее сохранность для нормальной жизнедеятельности. Следовательно, ведущими условиями профессиональной готовности педагога к формированию молодых поколений, способных к организации рационального природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды являются:
- владение информацией о политическом, экономическом, экологическом состоянии страны;
- понимание основных направлений выхода общества из сложившегося кризиса;
- формирование нравственных основ личности как средства бережного отношения к природе.
Для проверки эффективности реализации данных условий нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты разных факультетов педагогического университета в количестве 87 человек. Было организовано две группы: контрольная (КГ) - 43 человека и экспериментальная (ЭГ) - 44 человека. Перед началом педагогического эксперимента была проведена оценка профессиональной готовности будущих учителей к формированию нравственного отношения школьников старшего возраста и учащейся молодежи к окружающей природе. С этой целью были разработаны следующие критерии:
I - умение доступно и убедительно разъяснить учащимся экономическую и экологическую ситуацию в стране.
Оценивалась информированность будущего учителя в данной сфере; способность кратко, но убедительно изложить суть проблемы, причины сложившегося положения, пути выхода из кризиса.
Критерии оценки:
5 баллов - глубокое понимание сущности политических, экономических, экологических и социальных проблем современного общества; информированность о способах их решения в развитых странах; убеждение о возможности выхода страны из кризиса при конкретных условиях;
4 балла - правильное понимание кризисных явлений, их первопричин; владение информацией о способах их преодоления в других странах; готовность к разъяснению стратегии природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды, способной вывести страну из кризиса. Недостаточное использование наглядного материала;
3 балла - общее представление о кризисной ситуации в стране, зависимости экономического и социального развития от эффективности организации деятельности в сфере добычи и использования полезных ископаемых, природных ресурсов, охраны среды обитания;
2 балла - фрагментарные знания отдельных фактов, свидетельствующих об истинном политическом, экономическом, экологическом, социальном положении общества. Слабое представление о зависимости экономики от рационального природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды. Неумение привести примеры, факты, доказательства ответственности каждого человека за состояние природы;
1 балл - общее представление о кризисной ситуации в стране, убеждение в том, что решением проблем экологии должны заниматься специалисты в данной области.
II - готовность к разъяснению основных направлений выхода страны из экологического кризиса.
Оценивалась способность к проведению параллелей, опираясь на опыт выхода разных стран из кризиса с учетом специфики каждой; умение приводить предложения и высказывания крупнейших ученых по данной проблеме; видение стратегии экономического, экологического и социального развития общества.
Критерии оценки:
5 баллов - знание способов выхода из экологического кризиса на основе анализа трудов В.И. Вернадского и других ученых; материалов лекционного курса по экологии; четкое представление о стратегии выхода страны из кризиса;
4 балла - понимание путей преодоления экономического, экологического и социального кризиса после изучения спецкурса по экологии; знание идей В.И. Вернадского о приро-до- и ресурсосбережении; общие представления о стратегии выхода из кризиса;
3 балла - общее представление о способах переустройства экономической, экологической и социальной политики, затруднения в практическом применении экологических знаний, сформированных в процессе учебных занятий в вузе; поверхностное знание идей и положений В.И. Вернадского и других ученых о рациональном природо- и ресурсопользова-нии, защите окружающей среды;
2 балла - знание отдельных вопросов по экологии после изучения специальных дисциплин, неумение ориентироваться в фактах безнравственного отношения к природе;
1 балл - слабое представление об идеях В.И. Вернадского в области экологии, негативность к формированию нравственного отношения к окружающей среде.
III - способность к формированию нравственных норм поведения и бережного отношения к природе оценивалась по готовности убедительно показать единство человека с природой, его зависимость от окружающей среды, результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Критерии оценки:
5 баллов - образное объяснение характера воздействия человека на среду обитания в историческом аспекте и его результатов. Умение использовать положительный опыт развитых стран по исправлению катастрофического разрушения среды обитания. Убедительное
разъяснение обязанностей каждого человека по сохранению природы, его ответственности за качество жизни в окружающей среде.
4 балла - умение сделать экскурс в историю взаимоотношений человека с природой, привести факты воздействия людей на окружающую среду с масштабными разрушительными последствиями, недостаточно эффективные методы педагогического воздействия на учащихся при формировании нравственного отношения к природе;
3 балла - неэмоциональное изложение фактов, примеров из опыта взаимодействия человека с окружающей средой; неумение выделить наиболее существенные вопросы экологического воспитания; неубедительное разъяснение нравственного долга человека за сохранность природы;
2 балла - поверхностные, общие представления о негативных последствиях нерационального вмешательства человека в среду обитания, неубедительное разъяснение нравственных норм и правил поведения человека на природе;
1 балл - слабое представление о функции педагога по формированию нравственного отношения детей к окружающей среде.
Результаты оценки исходных показателей готовности будущих учителей к формированию нравственного поведения школьников и учащейся молодежи к природе не выявили различий у студентов КГ и ЭГ (р>0,05). Во время педагогической практики студенты КГ осуществляли учебную и воспитательную деятельность с учащимися в соответствии с программой педагогической практики.
В ЭГ у будущих учителей формировались навыки нравственного воспитания подрастающих поколений как основы бережного отношения к окружающей природе. С этой целью для студентов-практикантов ЭГ проводились консультации; деловые и ролевые игры, ставящие будущих учителей в условия, требующие навыков практической реализации полученных на лекциях знаний; предлагались системы заданий, направленные на формирование навыков формулировки задач нравственного воспитания, выбора средств и методов педагогических воздействий, обеспечивающих усвоение учащимися норм и правил нравственного поведения на природе.
Студенты-практиканты ЭГ приобретали навыки проведения тематических экскурсий и походов выходного дня в заранее обусловленные зоны природы. С этой целью будущие учителя разрабатывали планы проведения данных воспитательных мероприятий, предусматривали конкретные мероприятия по общению с природой: викторины, интеллектуальные и подвижные игры; познавательные моменты, предусматривающие осмотр и оценку экологического состояния данного участка природы; способы восстановления его состояния до идеального; конкурсы идей по реставрации скверов, парков и т.д. Перед выходом на природу нормы и правила нравственного отношения к окружающей среде закреплялись в повседневной жизни: проводились беседы, «круглые столы», диспуты, дискуссии с приглашением специалистов по экологии; родителей, руководителей крупных промышленных предприятий.
После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка профессиональной готовности будущих учителей к формированию нравственного отношения подрастающих поколений к среде обитания. Результаты педагогического эксперимента показали, что определенный педагогический опыт работы с учащимися в данном направлении приобрели студенты-практиканты обеих групп, однако в ЭГ были достигнуты более существенные показатели. Так, до проведения педагогического эксперимента в КГ при исходных показателях оценки за умение доступно и убедительно разъяснить экономическую и экологическую ситуацию 2,33±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента улучшение произошло на 2,81% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,73±0,16 балла прирост составил 29,14% (р<0,05).
В КГ при исходных данных понимания основных направлений выхода страны из экологического кризиса 2,07± 0,15 балла к концу педагогического эксперимента результаты повысились на 3,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,19±0,17 балла прирост составил 27,22% (р<0,05). При оценке динамики навыков формирования нрав-
ственных основ личности как основы бережного отношения к природе в КГ исходные показатели составили 3,12±0,20 балла; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,04±0,19 балла, прирост составил 34,72% (р<0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что в основе всех экономических, экологических и социальных преобразований лежит нравственное отношение к людям и среде обитания. Оптимальные показатели морали и нравственности определяют степень готовности человека к выбору стратегии и тактики отношения к окружающей природе, политику в области природо- и ресурсопользования; организацию жизнедеятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие общества. В современных условиях экономического, экологического и социального кризиса ведущая роль в нравственном воспитании подрастающих поколений принадлежит педагогам, уровень профессиональной подготовки которых должен соответствовать требованиям сложившейся ситуации. Основными условиями повышения профессиональной подготовки будущих учителей, обеспечивающей формирование нравственной основы поведения детей, подростков и учащейся молодежи по отношению к окружающим людям и природной среде, являются:
- владение информацией о политическом, экономическом, экологическом состоянии страны;
- понимание основных направлений выхода общества из сложившегося кризиса;
- формирование нравственных основ личности учащихся как средства бережного отношения к природе.
Литература:
1. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - М. : Наука, 1991. - 211 с.
2. Дроздовский, Э.Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития : учебное пособие / Э.Е. Дроздовский, Е.С. Баландин, А.В. Назаренко. - Ульяновск : УлГТУ, 1999. - 130 с.
3. Лукиных, М.И. Экологические проблемы в системе критериев охраны окружающей среды окружающей среды / М.И. Лукиных. - Казань : Изд-во «Казанский Издательский Дом», 2012. - С. 97-99.
4. Марар, О. И. Духовно-нравственная безопасность современного общества как составляющая экологической культуры / О.И. Марар // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 20. - С. 4548.
5. Назаренко, А.В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения / А.В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2 (23.). - С. 90-96.
6. Папуткова, Г.А. Концептуальная модель компетентностно-ориентированного профессионального экологического образования студентов в вузе / Г. А. Папуткова // Научно-практический международный журнал «Гуманизация образования». - 2008. - № 1. - С. 76-81.
7. Титенберг, Том. Экономика природопользования и охрана окружающей среды : Пер. с англ. / Под ред. Думнова А.Д, Потравного И.М. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 591 с.
Bibliography
1. Vernadskiy, V.I. Scientific idea as the planet phenomenon/ V.I. Vernadskiy. - Moscow: Science, 1991. - 211 p.
2. Drozdovskiy, E.E. Some principles of regional constant development programs formation: manual / E.E. Drozdovskiy, E.S. Balandin, A.V. Nazarenko. - Ulyanovsk :Ulyanovsk State Technical University, 1999. - 130 p.
3. Lukinykh, M.I. Ecological problems in the system environment protection criteria of / M.I. Lukinykh. - Kazan: Publishing house «Kazan Publishing house », 2012. - P. 97-99.
4. Marar, O.I. Moral safety of the modern society as the part of the ecological culture/ O.I. Marar // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2010. - № 20. - P. 45-48.
5. Nazarenko, A.V. Methodological substantiation of professional training development of the teachers for nature- saving skills formation / A.V. Nazarenko // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of the physical culture and sport. - 2012. - № 2 (23.). - P. 90-96.
6. Paputkova, G.A. Conceptual model of competence oriented professional ecological education of the students in higher educational establishment / G.A. Paputkova// Theoretical and practical international magazine « Humanization of education». - 2008. - № 1. - p. 76-81.
7. Titenberg, Tom. Economics of nature management and environment protection: translation from English / under edition of Dumanov A.D., Potravniy I.M. - Мoscow: OLMA-PRESS, 2001. - 591 p.
Статья поступила в редакцию: 14.11.2012