Научная статья на тему 'Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания'

Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2156
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ECOLOGICAL BREEDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллов А. В., Иконникова М. А., Назаренко А. В.

Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического воспитания населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического воспитания. Материалы. В данной статье дается теоретическое обоснование значимости экологического воспитания как важнейшей составляющей экологической профессиональной подготовки будущего педагога. Экологическое воспитание представляет собой сложный, многопараметрический процесс, в ходе которого осуществляется усвоение норм и правил взаимодействия с окружающей природой, детерминирующих поведение человека при общении со средой обитания. Особая роль в решении данной задачи принадлежит будущему учителю, призванному формировать социально активную личность, способную вывести страну на путь устойчивого социально-экономического развития. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области природопользования; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. Рассматриваются факторы, определяющие эффективность экологического воспитания, приводятся экспериментальные данные, подтверждающие необходимость использования данных факторов в процессе экологического воспитания будущего учителя. Разработаны критерии оценки показателей экологической воспитанности: готовности дать объективную оценку экологическому состоянию конкретного участка природы и характеру деятельности соответствующих организаций, обусловивших разрушение данного природного объекта; способности к разработке плана восстановления разрушенного объекта, связанной с проявлением нравственных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности; умению организовать рабочую инициативную группу для реализации собственного плана действий. Установлена взаимосвязь между экологическим образованием и экологическим воспитанием; разработана методика профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию экологического воспитания у школьников среднего и старшего возраста. Заключение. Предлагаемая парадигма экологического воспитания опирается на основные закономерности, принципы и критерии оценки деятельности по формированию личности с экологическим мировоззрением, экологическим сознанием и экологическим мышлением, способной к смене потребительского отношения к среде обитания на природозащитное и природоохранное. Результаты педагогического эксперимента показали, что экологическое воспитание необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS, DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF ECOLOGICAL UPBRINGING

Large-scale ecological crisis and its negative consequences can’t be eliminated without an active life position of each member of society that is why the problem of ecological upbringing among population is one of the most urgent one. Ecology specialists’ attention is mainly concentrated on ecological educational process development. At the same time, ecological upbringing is underestimated. Materials. The article gives theoretical importance substantiation of ecological upbringing as the most vital part of ecological professional training of a future teacher. Ecological upbringing is a difficult, polyvalent process, during which norms and rules mastering of interaction with environment is realized. These norms and rules determine the behavior of a person during interaction with environment. A special role in this problem solution belongs to a future teacher, who is to form socially active personality, able to lead the country to the way of a steady social-economic development. Research methods: scientific-methodical literature and progressive pedagogical experience of specialists-practitioners (in the sphere of nature use) analysis and summarizing; observation, pedagogical experiment, testing, static material handling. Results. The factors are considered, determining the effectiveness of ecological upbringing, experimental results are given, which prove the necessity to use these factors during the process of a future teacher ecological upbringing. Evaluation criteria of ecological upbringing indices are created: readiness to give an objective estimation of ecological state of a definite part of nature and characterize organizations’ activity, which caused destruction of the given natural object; ability to create the plan of the ruined object reconstruction, connected with moral qualities: responsibility, independence, initiative; ability to organize enterprising workgroup in order to realize own plan of actions. Interconnection is set between ecological education and ecological upbringing; the methodology of students’ professional-pedagogical training for ecological upbringing formation among middle and senior pupils is created. Conclusion. The offered paradigm of ecological upbringing is based on the main laws, principles and evaluation criteria of activity on personality formation with an ecological worldview, ecological awareness and ecological thinking, able to change the consumer’s attitude to environment nature protecting. Pedagogical experiment results showed that ecological upbringing is necessary to consider as an integral part of ecological education.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания»

DOI 10.14526/01_1111_57

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кириллов А.В. - аспирант Иконникова М.А. - аспирант Назаренко А.В. - доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Россия

FACTORS, DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF ECOLOGICAL UPBRINGING

Kirillov A.V. - post-graduate Ikonnikova M.A. - post-graduate Nazarenko A. V. - doctor of pedagogics, associate professor Federal State Budgetary Educational Establishment "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", Ulyanovsk

Russia

e-mail: elena [email protected]

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, экологическая воспитанность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

Аннотация. Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического воспитания населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического воспитания.

Материалы. В данной статье дается теоретическое обоснование значимости экологического воспитания как важнейшей составляющей экологической профессиональной подготовки будущего педагога. Экологическое воспитание представляет собой сложный, многопараметрический процесс, в ходе которого осуществляется усвоение норм и правил взаимодействия с окружающей природой, детерминирующих поведение человека при общении со средой обитания. Особая роль в решении данной задачи принадлежит будущему учителю, призванному формировать социально активную личность, способную вывести страну на путь устойчивого социально-экономического развития.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области природопользования; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала.

Результаты. Рассматриваются факторы, определяющие эффективность экологического воспитания, приводятся экспериментальные данные, подтверждающие необходимость использования данных факторов в процессе экологического воспитания будущего учителя. Разработаны критерии оценки показателей экологической

УДК 371.3

воспитанности: готовности дать объективную оценку экологическому состоянию конкретного участка природы и характеру деятельности соответствующих организаций, обусловивших разрушение данного природного объекта; способности к разработке плана восстановления разрушенного объекта, связанной с проявлением нравственных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности; умению организовать рабочую инициативную группу для реализации собственного плана действий. Установлена взаимосвязь между экологическим образованием и экологическим воспитанием; разработана методика профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию экологического воспитания у школьников среднего и старшего возраста.

Заключение. Предлагаемая парадигма экологического воспитания опирается на основные закономерности, принципы и критерии оценки деятельности по формированию личности с экологическим мировоззрением, экологическим сознанием и экологическим мышлением, способной к смене потребительского отношения к среде обитания на природозащитное и природоохранное. Результаты педагогического эксперимента показали, что экологическое воспитание необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую экологического образования.

Keywords: professional-pedagogical activity, ecological breeding, evaluation criteria, pedagogical ex periment.

Annotation. Large-scale ecological crisis and its negative consequences can't be eliminated without an active life position of each member of society that is why the problem of ecological upbringing among population is one of the most urgent one. Ecology specialists' attention is mainly concentrated on ecological educational process development. At the same time, ecological upbringing is underestimated.

Materials. The article gives theoretical importance substantiation of ecological upbringing as the most vital part of ecological professional training of a future teacher. Ecological upbringing is a difficult, polyvalent process, during which norms and rules mastering of interaction with environment is realized. These norms and rules determine the behavior of a person during interaction with environment. A special role in this problem solution belongs to a future teacher, who is to form socially active personality, able to lead the country to the way of a steady social-economic development.

Research methods: scientific-methodical literature and progressive pedagogical experience of specialists-practitioners (in the sphere of nature use) analysis and summarizing; observation, pedagogical experiment, testing, static material handling.

Results. The factors are considered, determining the effectiveness of ecological upbringing, experimental results are given, which prove the necessity to use these factors during the process of a future teacher ecological upbringing. Evaluation criteria of ecological upbringing indices are created: readiness to give an objective estimation of ecological state of a definite part of nature and characterize organizations' activity, which caused destruction of the given natural object; ability to create the plan of the ruined object reconstruction, connected with moral qualities: responsibility, independence, initiative; ability to organize enterprising workgroup in order to realize own plan of actions. Interconnection is set between ecological education and ecological upbringing; the methodology of students' professional-pedagogical training for ecological upbringing formation among middle and senior pupils is created.

Conclusion. The offered paradigm of ecological upbringing is based on the main laws, principles and evaluation criteria of activity on personality formation with an ecological worldview, ecological awareness and ecological thinking, able to change the consumer's attitude to environment nature protecting. Pedagogical experiment results showed that ecological upbringing is necessary to consider as an integral part of ecological education.

Введение. Экологическое предусматривает формирование

образование будущего учителя экологического мышления, основанного на

интегративных процессах в науке и культуре, свидетельствующих о

неразрывности развития природы. Ускорение социального неравенства, отсутствие национальной идеи

детерминируют необходимость создания условий для духовно-нравственного развития человека, определяющего гуманистическое отношение к

окружающей природе, ответственность за ее состояние. Направленность

экологического воспитания на

обеспечение готовности индивида к установлению гармонических отношений с абиотической и биотической природой способствует совершенствованию системы экологического образования,

неотъемлемой стороной которого является экологическое воспитание.

Ведущим принципом

экологического образования выступает использование последних достижений науки, позитивного опыта старших поколений, что делает его

системообразующим фактором

дальнейшего развития современной цивилизации. Масштабный экологический кризис показал необходимость

кардинального изменения общественного сознания, обеспечение его направленности на повышение экологической культуры, что невозможно без глобального преобразования сложившейся системы экологичского образования, не

ориентированной на экологическое воспитание. Единство экологического образования и экологического воспитания является стержнеобразующим фактором, обусловливающим формирование

экологического сознания.

Целью данной работы явилось теоретическое обоснование

экологического воспитания как основной составляющей экологического

образования.

Задачи: 1. Выявить факторы, определяющие эффективность

экологического воспитания.

2. Экспериментально проверить целесообразность использования данных

факторов в процессе экологического воспитания будущего учителя.

Актуальность. Главной функцией экологического воспитания ведущие экологи Н. Н. Моисеев, 1990; В.И. Вернадский 1991; В. Е. Гирусов, 1994; Б.Т Лихачев, 1995; Э.Е. Дроздовский и др., 1999; Н.М. Мамедов, 2001; С.Н. Глазачев, 2004; Г.А. Папуткова, 2005 и др. считают убеждение в личной причастности индивида к разрушительным процессам в природе; ответственности за состояние среды обитания, обусловливающей психическое и физическое здоровье человека.

Преодоление экологического

кризиса связано с решением двух основных задач:

- перехода от информационно-кодирующего, фактологического, экологического образования к методологическому, обеспечивающему готовность к усвоению, осмыслению, анализу и обобщению знаний;

- формирования потребности активной экологической деятельности, проявления творческой инициативы; стремления к экологическому самовоспитанию как логическому продолжению процесса экологического воспитания.

Достижение высокого уровня экологического сознания и экологического мышления создает предпосылки для самосовершенствования личности,

осознания потребности в экологическом самовоспитании как высшей формы экологического воспитания. Недооценка значимости научно обоснованного экологического воспитания приводит к ограничению познавательной

деятельности будущего учителя рамками теоретической подготовки,

устанавливающей определенные пределы для духовно-нравственного развития.

Концептуальные положения, выступая базисом экологического профессионально-педагогического образования, ориентированы на общемировые тенденции развития образования, предусматривающие

разнообразные направления его совершенствования. Наиболее

привлекательным путем, на наш взгляд, является формирование экологического мировоззрения, экологического сознания и экологического мышления. Э.Е.

Дроздовским, Е.С. Баландиным, Назаренко В.А., 1999, предложена социально ориентированная модель взаимодействия человека с внешним миром, в которой центральная роль принадлежит человеку. В связи с этим авторы поддерживают особую значимость повышения нравственности, без оптимального уровня развития которой невозможно обеспечение гармоничных отношений общества и природы.

Материалы. Эффективность экологического образования определяется следующими условиями:

- условиями духовно-нравственного воспитания, призванного способствовать смене потребительского отношения к среде обитания на природоохранное;

- совершенствованием системы экологического образования, обусловливающего формирование навыков рационального природо- и ресурсопользования;

- обеспечением единства образования и воспитания как взаимодополняющих сторон единого процесса;

- разработкой объективных критериев оценки системы образования с позиций ее гибкости, вариативности и экогуманизации.

Экологическое воспитание

характеризуется своей специфической направленностью на формирование:

- бережного отношения к природе, фундаментом которого является знание законов саморегуляции и оптимальных темпов самоочищения природы;

- ответственности за состояние среды обитания. Нерациональное использование природных ресурсов привело к разрушению природных биоценозов и механизмов биологической защиты и самовосстановления биосферы;

- создание основ высоконравственной организации взаимодействия человека с природой.

Предложенные Вернадским В.И. (1991) принципы существования «автотрофного человечества» на базе организации относительно независимой кругооборотной системы, обеспечивающей использование энергоматериальной

структуры потребления в рамках замкнутого комплекса жизнеобеспечения при котором сырьевые ресурсы, задействованные в первом цикле, являлись исходным сырьем для последующего цикла производственной деятельности [1, 10-12]. Такой подход к организации промышленного и сельскохозяйственного производства обеспечивает его относительную независимость от природных ископаемых, создавая предпосылки для становления ноосферы. При реализации данной идеи исчезают противоречия:

- между постоянно увеличивающимся материально-энергетическим потреблением и постепенным уменьшением естественных ресурсов;

- между деятельностью общества в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства и экологическим состоянием среды обитания.

Реализация идей В.И. Вернадского выдвигает необходимость преодоления инертности сознания людей,

сформированного в рамках

потребительского отношения к природе, что обусловило заинтересованность общества в новом экологическом мышлении. Главной задачей образования на нынешнем этапе является обеспечение его единства с процессом экологического воспитания, недооценка значимости которого значительно снижает его уровень.

Общеобразовательная школа, являясь базисом профессиональной подготовки будущих специалистов, оказалась перед необходимостью реализации системы современных знаний,

направленных на теоретическую и практическую подготовку учащихся к новому характеру взаимодействия со средой обитания на принципах природосбережения. В России,

поражающей беспрецедентными

масштабами добычи и транспортировки в страны Европы и Азии газа, нефти, леса, угля и других природных ресурсов, резко обострились экологические проблемы, обусловленные нарушением естественного кругооборота веществ, усиливающейся деградацией среды обитания.

Новая парадигма

экологического образования будущих педагогов выдвигает на передний край педагогической науки разработку модели экологического воспитания как ведущего направления формирования личности, ориентированной на самовоспитание ответственности за состояние окружающей природы, готовой к природозащитной и природоохранной деятельности,

обеспечивающей действенный контроль решения экологических проблем. Методику эффективного экологического воспитания должны усвоить и творчески использовать воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя общеобразовательных школ,

преподаватели средних и высших учебных заведений. Приоритетность данного направления совершенствования

экологического образования

детерминирована необходимостью

улучшения показателей здоровья населения, а также обеспечения устойчивости биосферы как глобальной экосистемы, определяющей качество жизни людей и состояние среды обитания.

Процесс экологического

воспитания осуществляется в соответствии со сложными механизмами,

регламентирующими характер

взаимосвязей человека с природой, реализация которых обеспечивает условия для самовосстановления и самоочищения среды обитания. При использовании методики экологического воспитания необходимо ориентироваться на теоретическую модель духовно развитой

личности с высоконравственными установками на сохранение внешнего мира, создающего благоприятные возможности для дальнейшего развития общества.

Концепция экологического

воспитания будущего учителя определяет направления и стратегию глубоко осознанной, мотивированной деятельности по определенному направлению, обеспечивающему условия для духовно-нравственного развития, оптимальный уровень которого позволяет понять значимость природоохранной

деятельности как одного из способов сохранения современной цивилизации. Экологическое воспитание является стержнеформирующей составляющей

целостной системы экологического образования, обеспечивающей

саморазвитие и постоянное

совершенствование учителя.

Анализ теоретических аспектов модернизации экологического образования в современных социально-экономических условиях развития общества

свидетельствует о следующих способах повышения эффективности

экологического воспитания:

- приобщение к накопленным человечеством ценностям в сфере взаимодействия с окружающей природой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация постоянного мониторинга психоэмоционального состояния индивида, его действий, поступков; поведения, раскрывающих особенности взаимодействия со средой обитания;

- использование образца установления рациональных взаимоотношений с природой, следование которому позволяет выявить наиболее эффективные формы, средства и методы воспитательной работы, обеспечивающей результативность экологической деятельности.

Анализ научной и научно-методической литературы, материалы собственных исследований позволили выявить факторы, определяющие эффективность экологического

воспитания, основными из которых являются следующие:

- подход к организации экологического образования, целостность которого обеспечивается единством обучения, призванного формировать систему специальных знаний и воспитания, направленного на формирование природосообразного поведения по отношению к среде обитания;

- направленность единого процесса экологического образования на повышение уровня духовно-нравственного развития как базиса смены потребительского отношения к природе на защитное и охранное;

- организация образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей возможности для эффективного экологического воспитания будущего учителя.

Для проверки целесообразности использования данных факторов в процессе повышения экологической подготовки будущих педагогов был проведен педагогический эксперимент с участием студентов естественно-географического факультета и факультета технологии и дизайна педагогического университета в количестве 104 человек. Были организованы контрольная (50 студентов) и экспериментальная (54 студента) группы. Перед началом проведения педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень экологической воспитанности студентов КГ и ЭГ с использованием разработанных нами критериев оценки. Оценивались следующие показатели уровня

экологической воспитанности:

- готовность дать объективную оценку экологическому состоянию конкретного участка природы и характеру деятельности соответствующих организаций, обусловивших разрушение данного природного объекта;

- способность к разработке плана восстановления разрушенного объекта, связанного с проявлением нравственных

качеств: ответственности,

самостоятельности, инициативности и др.;

- умение организовать рабочую инициативную группу для реализации собственного плана действий.

Для оценки первого показателя использовались следующие критерии:

5 баллов - объективная оценка экологического состояния природного объекта не требовала дополнительного времени и консультаций со специалистами по экологии; содержание деятельности по его восстановлению соответствовало степени и характеру разрушенности данного объекта;

4 балла - для объективной оценки экологического состояния

рассматриваемого участка природы потребовалась консультация специалиста по экологии, содержание деятельности по его восстановлению в своей основе соответствовало уровню разрушения объекта;

3 балла - объективная оценка природного объекта была дана после изучения специальной литературы, консультации с преподавателями и специалистами по экологии; направления деятельности по восстановлению разрушенного участка природы были выбраны правильно, однако требовали конкретизации и уточнения;

2 балла - для объективной оценки степени разрушенности объекта потребовалось дополнительное время для теоретической подготовки, а также существенная помощь преподавателей вузов при определении характера деятельности по восстановлению разрушенного участка, ряд консультаций специалистов по экологии;

1 балл - затруднения с объективной оценкой степени

разрушенности природного объекта; дана оценка его отдельным фрагментам, содержание деятельности определено в общих чертах.

Способность к разработке плана восстановления разрушенного объекта, связанного с проявлением нравственных качеств: ответственности,

самостоятельности, инициативности и др. оценивалась по следующим критериям:

5 баллов - план восстановления разрушенного объекта предусматривал разнообразные мероприятия, выполнение которых способствовало его

восстановлению;

4 балла - в плане восстановления рассматриваемого участка природы были предложены основные мероприятия, способствующие восстановлению разрушенного объекта при благоприятных условиях;

3 балла - планом предусматривалось частичное восстановление разрушенного объекта;

2 балла - в плане отражены мероприятия по фрагментарному исправлению экологической ситуации;

1 балл - в плане были представлены отдельные направления после консультации с преподавателями.

Готовность к созданию инициативной группы для реализации плана действий оценивалась по следующим критериям:

5 баллов - организация инициативной группы из числа наиболее активных студентов, постоянных участников экскурсий и походов на природу, промышленные предприятия, выступавших на дискуссиях и научных студенческих конференциях с конкретными предложениями, вариантами и формами организации экологической деятельности;

4 балла - организация рабочей инициативной группы из числа студентов, изъявивших желание принять участие в данном виде экологической деятельности;

3 балла - создание инициативной группы, ориентируясь на учебную деятельность;

2 балла - организация рабочей группы после консультации с преподавателями;

1 балл - создание рабочей группы после активного вмешательства

руководства факультета.

Анализ исходных показателей готовности к экологической деятельности

не выявил существенных различий по степени экологического воспитания студентов КГ и ЭГ (р>0,05). Учебный процесс в КГ осуществлялся в соответствии с учебным планом. В ЭГ большое внимание уделялось

экологическому воспитанию будущих учителей. Им разъяснялась значимость целенаправленного развития духовно-нравственных качеств как необходимой предпосылки для формирования личной причастности каждого человека к улучшению параметров среды обитания. Студентам ЭГ предлагалась информация, раскрывающая отношение к решению экологических проблем в развитых странах; приводились данные,

характеризующие принципиальное

улучшение параметров среды обитания как результат формирования экологического сознания и понимания каждым гражданином личной ответственности за состояние окружающей природы.

На конкретных фактах и примерах отмечалось различие в характере отношений к среде обитания на разных этапах развития общества, имевшего опыт гармоничного отношения с природой, на смену которому пришло потребительское с последствиями, обусловившими

наступление общемирового

экологического кризиса. В ЭГ создавалась атмосфера экологизации восприятия действительности. У будущих учителей формировалась активная жизненная позиция при обсуждении экологических проблем на дискуссиях, заседаниях круглого стола, в деловых и ролевых играх, на научных студенческих конференциях.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей экологической воспитанности. Анализ результатов исследования показал, что улучшение произошло в обеих группах, КГ и ЭГ, однако в ЭГ уровень экологического воспитания оказался существенно выше. Так, при исходных показателях готовности дать объективную оценку

экологического состояния разрушенного объекта природы и характеру деятельности соответствующих

организаций в КГ 2,87±0,21 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты повысились на 6,2% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, на 23,37% (р<0,05). В КГ при исходной оценке способности к разработке плана разрушенного природного объекта 2,91±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились на 6,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,83±0,21 балла прирост составил 21.61% (р<0,05).

В КГ при исходных показателях способности к организации инициативной группы для реализации плана экологических действий 3.08±0,24 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты улучшились на 7,25% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 3,11±0,25 балла показатели возросли на 25,63% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что экологическое воспитание необходимо рассматривать как неотъемлемую компоненту экологического образования. Недооценка экологического воспитания существенно ограничивает возможности экологического образования рамками теоретической подготовки и не обеспечивает формирования

основополагающих нравственных качеств, обусловливающих профессиональную и общественную активность будущего учителя. В процессе экологического воспитания важно использовать факторы, активизирующие познавательную и двигательную деятельность, стремление к самовоспитанию духовно-нравственных и морально-волевых качеств,

способствующих повышению

результативности практической

экологической деятельности.

Литература:

1. Амельченко, Т. В. Ресурсно -технологическое обеспечение формирования профессиональной компетентности специалиста социальной сферы : учеб. пособие / Т. В.

Амельченко, Н. В. Верхэтурова. - Чита : Чит. ГУ. 2011. - 136 с.

2. Вернадский, В. И. Учение о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение / В. И. Вернадский. - М., 1991. - Т.2. - 236 с.

3. Гирусов, В. Е. Система общество -природа / В. Е. Гирусов. - М. : Знание, 1994. - 217 с.

4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С. Н. Глазачев // Вестник экологического образования. - № 3. - 2004. - С. 121-128.

5. Дроздовский, Э. Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития : Учебное пособие / Э. Е. Дроздовский, Е. С. Баландин, А. В. Назаренко. -Ульяновск : УлГТУ, 1999. - 130 с.

6. Линенко, О. А. Экологическое сознание и экологическая культура как цель и результат экологического образования / О. А. Линенко // Высшее образование сегодня. - М. : Логос. - 2008. - № 9. - С. 89 - 92.

7. Лихачев, Б. Т. Экология личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 19-23.

8. Мамедов, Н. М. Культура. Экология. Образование / Н. М. Мамедов. - М., 1996. - 11 с.

9. Мамедов, Н. М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование. - 2001. - № 3. - С. 4-8.

10. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. - М. : Наука, 1990. - 270 с.

11. Назаренко, А. В. Региональные проблемы рационализации ресурсопользования / А. В. Назаренко. - Изд-е второе и допол. - Ульяновск, 2003. - 116 с.

12. Назаренко, А. В. The régional problems of the rational resource utilization /А. В. Назаренко. - Ulyanovsk : ULSTU, 2004. - 83 р.

13. Назаренко, А.В. Формирование навыков природо- и ресурсосбережения как структурный компонент профессиональной подготовки будущих педагогов (спецкурс) / А. В. Назаренко. - Ульяновск, 2012. - 28 с.

14. Назаренко, А.В., Фунина, Е.Е. Усвоение ценностей в экологической сфере -ведущее условие формирования экологического мышления /А.В. Назаренко, Е.Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1(34). - С. 125-130. http ://elibrary .ru/item.asp?id=23376815/. DOI 10.14526/16_2015_ 16

15. Папуткова, Г. А. Формирование экологической компетентности педагогических кадров : монография / Г. А. Папуткова. - Н. Новгород : Изд-во ВГИПА, 2005. - 133 с.

References

1. Amelchenko T. V. Resursno-tekhnologicheskoe obespechenie formirovaniya

professional'noi kompetentnosti spetsialista sotsial'noi sfery [Recourses-technological support of professional competence formation of a specialist in a social sphere], Chita : Chita State University 2011, 136 p.

2. Vernadskiy V. I. Uchenie o perekhode biosfery v noosferu, ego filosofskoe i obshchenauchnoe znachenie [Doctrine of transfer from biosphere to noosphere, its philosophic and general-scientific importance], Moscow., 1991, Vol. 2, 236 p.

3. Girusov V. E. Sistema obshchestvo -priroda [Society-nature system], Moscow : Knowledge, 1994, 217 p.

4. Glazachev S. N. Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2004, No. 3, pp. 121-128.

5. Drozdovskiy E. E. Nekotorye printsipy formirovaniya regional'nykh programm ustoichivogo razvitiya [Some principles of regional programs of steady development formation], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Technical University, 1999, 130 p.

6. Linenko O. A. Vysshee obrazovanie segodnya, Moscow : Logos, 2008, No. 9, pp. 89-92.

7. Likhachev B. T. Pedagogika, 1995, No. 2, pp. 19-23.

8. Mamedov N. M. Kul'tura. Ekologiya. Obrazovanie [Culture. Ecology. Education], Moscow, 1996, 11 p.

9. Mamedov N. M. Ekologicheskoe obrazovanie, 2001, No. 3, pp. 4-8.

10. Moiseev N. N. Chelovek i noosfera [A

person and noosphere], Moscow : Science, 1990, 270 p.

11. Nazarenko A. V. Regional'nyeproblemy ratsionalizatsii resursopol'zovaniya [Regional problems of recourses rationalization], Ulyanovsk,

2003, 116 p.

12. Nazarenko A. V. The regional problems of the rational resources utilization, Ulyanovsk : Ulyanovsk State Technical University,

2004, 83 р.

13. Nazarenko A.V. Formirovanie navykov prirodo- i resursosberezheniya kak strukturnyi komponent professional'noi podgotovki budushchikh pedagogov [The skills formation of nature and recourses protection as a structural component of the future teachers' professional training], Ulyanovsk, 2012, 28 p.

14. Nazarenko A.V., Funina E.E., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoikultury i sporta, 2015, No. 1(34), pp. 125-130, available at: http ://elibrary .ru/item.asp?id=23376815. DOI 10.14526/16_2015_ 16.

15. Paputkova G. A. Formirovanie ekologicheskoi kompetentnosti pedagogicheskikh kadrov [Ecological competence formation among pedagogical staff], N. Novgorod : Volga State engineering pedagogical University publishing house,

2005, 133 p.

Статья поступила в редакцию: 24.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.