УДК 574 DOI 10.14526/01_1111_45
ББК 20.1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Астраханцева И.В. — аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия
THEORETICAL-METHODICAL SUBSTANTIATION OF THE FUTURE TEACHERS' ECOLOGICAL UPBRINGING
Astrakhantseva I. V. — post-graduate student Federal State Budgetary Educational Establishment "Ulyanovsk State Pedagogical
University named after I.N. Ulyanov", Ulyanovsk, Russia
e-mail: irina. astrahantsewa@yandex. ru
Ключевые слова: экология, рациональное природопользование, методика, критерии оценки, педагогический эксперимент.
Аннотация. Экологическая ситуация в различных регионах России достигла критического уровня. Сильное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы оказывает негативное воздействие на здоровье людей, численность животного мира, качество растительного покрова Земли. Однако сформировавшееся в течение многих десятилетий потребительское отношение к природе остается превалирующим, что усугубляет критическое состояние окружающей природы.
Материал. В статье рассматривается одна из наиболее изученных проблем экологического воспитания будущих педагогов, призванных формировать природоохранное отношение подрастающих поколений к среде обитания путем их приобщения к общемировым ценностям в сфере экологии. Представлено теоретическое обоснование необходимости экологического воспитания наряду с экологическим образованием, формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры.
Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-практиков в сфере природозащитной деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты. Автором выявлены основные функции экологического воспитания, сформулированы цель и задачи, разработана методика экологического воспитания, критерии оценки степени экологической воспитанности; определены уровни сформированности и проявления экологического воспитания. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность данной методики, большую значимость воспитательной деятельности в сфере экологии в процессе проведения экскурсий, походов, экспедиций; при подготовке научной студенческой конференции по экологии, подготовке научных докладов, написании рефератов.
Одним из результативных критериев оценки уровня экологической воспитанности является, по мнению автора, создание личностной модели экологического поведения, благодаря которой студенты педагогического вуза - будущие учителя смогут более успешно решать задачи экологического образования и экологического воспитания учащихся младшего, среднего и старшего возраста.
Заключение. Предложенная автором парадигма экологического воспитания основана на экоцентрической модели развития общества, что определило ее направленность и содержание. Результаты педагогического эксперимента показали, что в основе бережного отношения к окружающей природе заложены образование, общая и экологическая культура, экологическая воспитанность, без чего невозможно формирование ответственности за состояние среды обитания человека.
Keywords: ecology, a rational nature management, methodology, evaluation criteria, pedagogical ex periment.
Annotation. The ecological situation in various regions of the country has reached a critical level. Heavy pollution of the atmosphere, hydrosphere and lithosphere has a negative influence on people, the number of wild animals, the quality of vegetation of the Earth. However, formed during many decades consumer's attitude towards nature still prevails, making critical state of natural even worse.
Material. The article considers one of the most studied problems of the future teachers' ecological upbringing, who are to form nature protecting attitude of younger generations to the environment by means of their introduction into global values in the sphere of ecology. Theoretical substantiation of ecological upbringing necessity is presented, together with ecological education, ecological outlook , ecological awareness, ecological culture formation.
Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience summarizing of the specialists - practitioners in the sphere of nature protection, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Results. The author revealed the basic functions of ecological upbringing, the aim and objectives were formulated, the methodology of ecological upbringing, evaluation criteria for ecological upbringing assessment were created; the levels of ecological upbringing formation and demonstration were revealed. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of this methodology, a great importance of upbringing activity in the sphere of ecology during excursions, hik es, expeditions; during scientific students ecological conference preparation, scientific reports, abstracts writing.
One of the most effective criteria for the level of ecological breeding assessing, in the author's opinion, is the personal model of ecological behavior creation, owing to which pedagogical University students - the future teachers will be able to solve the problems of ecological education and ecological upbringing among junior, middle-aged and elder pupils.
Conclusion. Offered by the author paradigm of ecological upbringing is based on ecocentric model of society development and it defines its direction and content. The results of the pedagogical experiment showed that the basis of a respect for environment include education, general and ecological culture, ecological breeding, without which it is impossible to form responsibility for environment state.
Актуальность. Рыночная
экономика в России характеризуется нерациональным соотношением основных параметров производственных процессов с их экологическими и социальными последствиями. Интегрирующая функция государства в ходе взаимодействия бизнеса и общества не реализуется.
Следствием экономической либерализации явились деградация основных систем жизнеобеспечения, возникновение
огромных экологически неблагополучных территорий во многих регионах страны.
В 1990-е годы XX столетия сложилась устойчивая тенденция децентрализации федеральной
экологической политики, обусловленная экономическими, а также социально-политическими различиями между регионами страны; неравномерностью распределения природных ресурсов; сокращением финансирования
федеральных экологических структур и их региональных подразделений. Это привело к зависимости центральных экологических структур от регионального бюджета и политики местной власти [1, 4, 5, 7].
Экологическая политика
государства в соответствии с законодательством основана на концепции устойчивого экономического развития и рассматривается как целенаправленная деятельность правительства по решению экономических, экологических и социальных проблем. Однако руководство страны, по существу, не занимается решением данных проблем. Углубление экологического кризиса посредством широкомасштабной эксплуатации и экспорта природно-ресурсного потенциала страны; экологическая неграмотность населения; некомпетентность
руководителей различного уровня, принимающих решения с
непредсказуемыми последствиями;
сокращение запасов многих
невозобновляемых ресурсов (леса, пресной воды, некоторых видов металлов, химического сырья и других); незащищенность национальных
экологических интересов России, экспортно-сырьевая ориентация - все это представляет реальную угрозу
национальной безопасности страны [3, 6].
До настоящего времени социально-экологические проблемы на
государственном уровне рассматриваются как социально-экономические. Между государством и бизнесом не разработан механизм установления личной
ответственности за экологические последствия принимаемых решений; экологическое законодательство на муниципальном уровне неэффективно, отсутствует контроль его исполнения. Это выдвигает необходимость выявления степени экологической деградации
основных природных объектов страны, оценки запасов пресной воды, леса, сельскохозяйственных земель и т.д.; теоретического осмысления ведущих факторов масштабного разрушения природы; разработки основных направлений муниципальной и
региональной политики. Реализация данных положений определяется основополагающими компонентами
экономического, экологического и социального развития:
- экологическим образованием, обеспечивающим формирование экологического мировоззрения как главного условия переориентации потребительского отношения к среде обитания на природоохранное и природозащитное;
- экологическим воспитанием, направленным на усвоение принципов рационального взаимодействия с внешним миром, норм и правил поведения на природе, что актуализирует проблему повышения уровня духовно-нравственного развития членов общества.
Целью данной работы является теоретическое обоснование потребности общества в экологическом воспитании как базисе нормализации отношений с природой.
Задачи:
1. Выявить направленность экологического воспитания и его основное содержание.
2. Разработать методику экологического воспитания и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью экологического образования и решает свои специфические задачи, реализация которых обеспечивает изменение стереотипов поведения по отношению к среде обитания по мере усвоения экологических знаний, формирования навыков практической деятельности, развития способностей получения эстетического наслаждения от общения с природой. Экологическое воспитание должно быть направлено на
усвоение национальных традиций в установлении взаимоотношений с внешним миром; характера поведения, определяющего меру личной
ответственности за состояние среды обитания; общечеловеческих ценностей, раскрывающих значимость природы для физического и духовно-нравственного оздоровления людей; гармонизации их отношений со Вселенной.
Общемировыми ценностями
являются:
- лучшие образцы культурного наследия в сфере экологии;
- уникальные природные объекты, сохранившие свое первоначальное состояние;
- сформированность личностной модели экологического поведения;
- критерии оценки степени усвоения данных ценностей.
Разработка количественных и качественных критериев оценки общемировых ценностей является одним из наименее разработанных вопросов. Если количественные критерии определяют число сохранившихся природных объектов, оказывающих на человека мощное эстетическое,
эмоциональное, оздоровительное,
воспитывающее воздействие, то качественные позволяют судить о степени совпадения индивидуальных
представлений о внешнем облике объектов природы с их истинным состоянием; соответствия установленных мировым сообществом норм и правил поведения на природе внутреннему мироощущению индивида, определяющему его
способность к их усвоению до момента сформированности личного убеждения в потребности их соблюдения.
В процессе усвоения понятий у человека происходит становление и концептуальное оформление собственной позиции, личных взглядов, мнения, точки зрения, оценочных суждений. При воздействии на личность наиболее эффективным методом воспитания является личный пример. Это предъявляет высокие требования к преподавателям
педагогических вузов, осуществляющим экологическое образование и
экологическое воспитание будущих учителей, которым предстоит решать задачи экологического воспитания учащихся младшего, среднего и старшего возраста [2].
Эффективность экологического воспитания определяется использованием соответствующего инструментария:
концептуальных положений, принципов, средств, методов педагогических условий, педагогических воздействий,
обеспечивающих усвоение общемировых экологических ценностей. Главной целью экологического воспитания является достижение гармонии человека с природой; формирование экологической морали как комплекса духовно-нравственных установок, не позволяя наносить ущерб среде обитания.
Высокая значимость общемировых ценностей в сфере экологического воспитания обусловлена их социальными функциями:
I - социальной памяти, обеспечивающей осознание
необходимости существования каждого, даже самого крошечного, представителя животного мира для сохранения устойчивости Вселенной. Резко обострившаяся экологическая ситуация требует осознания значимости
разнообразных форм жизни на Земле и их влияния на качество жизнедеятельности человека. Каждый живой организм должен рассматриваться как уникальная биологическая ценность - результат развития эволюции. Целостность биосферы обеспечивает сохранение ее стабильности как результата
динамического равновесия биологических, химических и физических процессов, отклонения от которого до определенного предела компенсируются регулярными возможностями биосферы. При
превышении данного предела нарушения равновесия биосфера выходит из состояния устойчивого динамического равновесия и трансформируется в новую
систему, не приспособленную к условиям жизни на Земле.
II - гармонизации взаимоотношений человека с окружающей природой.
III - управления действиями людей с целью нормализации жизнедеятельности в современных условиях развития общества.
Материалы наших исследований свидетельствуют о необходимости решения следующих основных задач в процессе экологического воспитания:
- сохранения оставшихся экосистем и восстановления (хотя бы частично) разрушенных;
- пересмотра объемов потребления природных ресурсов и приведения их в соответствие с нуждами промышленности и сельского хозяйства;
- переориентации потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее;
- обеспечения полной переработки промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов;
- оснащения промышленных и сельскохозяйственных предприятий современными эффективными очистными сооружениями.
Реализация данных задач тесно связана с экологическим образованием и экологическим воспитанием,
формирующим экологическое отношение к природе, результатом которых является формирование личной ответственности каждого человека за состояние среды обитания.
Предлагаемая нами парадигма экологического воспитания основана на экоцентричной (природоохранной) модели развития общества, сущностью которой являются установление причин
отрицательного воздействия людей на среду обитания; выявление объективных и субъективных факторов,
детерминирующих отрицательное влияние человека на внешний мир; поиск основных направлений образовательного и воспитательного воздействия на общество с целью переориентации с
потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее.
Экологическое воспитание имеет различные уровни сформированности и проявления, обусловленные:
- отличиями по интеллектуальным, социокультурным, образовательным и духовно-нравственным параметрам различных категорий населения;
- разной степенью понимания и отношения к общечеловеческим ценностям, накопленным мировым сообществом;
- неоднозначным восприятием экологического кризиса различными социальными группами, а также представителями власти различного уровня, руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, детерминированным соответствующей мотивацией экологической деятельности;
- отсутствием системы экологического воспитания как неотъемлемой части экологического образования - основными детерминантами непонимания экологической катастрофы, уверенности в безнаказанности экологических правонарушений.
Это актуализирует необходимость разработки методики экологического воспитания студентов педагогических вузов, будущих учителей, призванных осуществлять экологическое образование школьников и учащейся молодежи.
Содержанием методики
экологического воспитания предусмотрено самостоятельное выполнение студентами по результатам анализа специальной литературы заданий, предполагающих:
- изучение экологической ситуации в стране и в регионе; выявление причин деградации природы, ее возможных последствий; первоочередных мер по существенному изменению экологического состояния среды обитания;
- выявление моделей экологического развития общества и обоснование наиболее перспективной;
- установление общемировых ценностей в сфере взаимодействия с окружающей природой;
- формулировку цели и задач экологического воспитания; определение его социальных функций; изучение экоцентричной модели развития общества как наиболее приемлемой для сохранения среды обитания, пригодной для жизнедеятельности человека.
Результаты и их обсуждение. Методика экологического воспитания основана на следующих концептуальных положениях:
I - единство сознания и деятельности, реализация которого связана с формированием экологического сознания, определяющего меру личной ответственности за состояние окружающей природы и готовности к практической природоохранной деятельности;
II - выявление и учет причинно-следственных связей, определяющих направленность действий людей по отношению к природе, их результат в виде деградационных процессов в среде обитания и разработки системы мер по устранению негативных последствий непродуманной политики человека и восстановлению (полному или частичному) разрушенных объектов;
III - социальная обусловленность сознания и поведения. Степень сформированности экологического сознания определяет усвоение образцов культурного наследия в экологической сфере; личностную модель поведения по отношению к природе; идеалы, нормы и правила взаимодействия со средой обитания.
В разработанной нами методике экологического воспитания находят свою реализацию следующие принципы: сознательности, индивидуальности и др. Студентам представлялась объективная информация об экологической ситуации в стране, регионе; причинах возникновения экологического кризиса; способах его преодоления в других государствах. Широко использовались экскурсии, походы и экспедиции в места экологических катастроф;
организовывались дискуссии с
приглашением специалистов по экологии;
разъяснялась роль будущего учителя в экологическом образовании и
экологическом воспитании подрастающих поколений.
Выяснялось отношение студентов к общемировым экологическим ценностям, нормам и правилам поведения на природе; степень личной ответственности за неблагополучное экологическое состояние среды обитания; педагогические условия и педагогические воздействия,
обеспечивающие переориентацию
потребительского отношения к
окружающей природе на
природосберегающее.
Для проверки эффективности разработанной нами методики
экологического воспитания будущих учителей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 96 студентов естественно-географического факультета, а также факультета технологии и дизайна Ульяновского педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Были организованы
контрольная группа (КГ) в количестве 47 человек и экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 49 студентов.
Перед началом педагогического эксперимента выявлялся исходный уровень теоретической подготовки студентов КГ и ЭГ по экологии - в рамках данной учебной дисциплины. Одним из информативных критериев оценки уровня экологического воспитания является, на наш взгляд, сформированность личностной модели экологического поведения, раскрывающей собственную позицию будущего учителя при оценке экологической ситуации в стране, регионе, городе и поиске путей выхода из нее; личное мнение по каждому обсуждаемому вопросу; готовность принять участие в мероприятиях по улучшению
экологической ситуации; убеждение в необходимости оставить природу после ее посещения с целью активного отдыха без каких-либо следов пребывания человека; глубокое осознание личной
ответственности за состояние среды обитания.
Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по исходному уровню экологического воспитания студентов КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ занятия по экологии проводились по общепринятой методике в соответствии с учебным планом. В ЭГ применялась разработанная нами методика
экологического воспитания, как в ходе учебного процесса, так и во внеучебное время при проведении экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, на природу, походов, экспедиций, деловых игр, научной конференции, дискуссий.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня теоретической подготовленности и сформированности личностной модели экологического поведения. При оценке теоретической подготовленности студентов
использовались следующие критерии оценки:
5 баллов - глубокое знание разделов учебного курса экологии: «Экология как новая система знаний», «Биосфера - глобальная экосистема», «Экосистема ноосферы», «Социальная экология», «Антропоэкосистема»;
выполнение всех письменных заданий, написание реферата, выступление с докладом на научной студенческой конференции;
4 балла - хорошее знание учебного материала, выполнение письменных заданий, реферата, выступление с докладом на научной студенческой конференции;
3 балла - усвоение основных понятий, терминов, положений, закономерностей развития природы; участие в дискуссиях, научной студенческой конференции; выполнение письменных заданий, реферата;
2 балла - усвоение незначительного объема учебного материала, выполнение отдельных письменных заданий;
1 балл - знание некоторых тем из одного-двух разделов учебного курса по экологии.
При оценке степени
сформированности личностной модели экологического поведения учитывались следующие положения:
5 баллов - проявление собственной позиции в ходе анализа состояния разрушенного природного объекта и перспектив его восстановления; способность к высказыванию личного мнения по каждому обсуждаемому вопросу; активное участие во всех мероприятиях по улучшению
экологической ситуации в городе; уверенность в личной ответственности каждого человека за состояние среды обитания; усвоение норм и правил поведения на природе;
4 балла - умение заявить свою позицию по конкретной экологической ситуации, обосновать личное мнение, не совпадающее с другими; усвоение норм и правил поведения в естественных условиях внешней среды;
3 балла - неспособность к обоснованию собственной позиции, взглядов и мнения по обсуждаемым экологическим проблемам; неуверенность в личной ответственности каждого человека за состояние природы; признание возможности некоторых отклонений от норм и правил поведения на природе;
2 балла - отсутствие личной позиции при обсуждении экологической ситуации; неготовность к высказыванию собственного мнения; пассивное отношение к экологическим
мероприятиям;
1 балл - убеждение в отсутствии интереса окружающих людей к его личностной позиции и мнению при обсуждении вопроса и игнорирование экологических мероприятий; частичное знание норм и правил поведения на природе.
Анализ результатов
педагогического эксперимента показал, что к его окончанию уровень экологической воспитанности студентов повысился в обеих группах: контрольной и экспериментальной, при значительных различиях по его основным показателям.
Так, в КГ при исходных данных, характеризующих теоретические знания по экологии, 2,64±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 8,37% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,59±0,16 балла, прирост составил 22,81% (р<0,05). В КГ при исходных данных сформированности личностной модели экологического поведения 2,43±0,20 балла к окончанию педагогического
эксперимента показатели улучшились на 7,24% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,47±0,16 балла прирост составил 34,71% (р<0,05).
Заключение. Таким образом, материалы исследований свидетельствуют о большой значимости экологического воспитания как одного из ведущих условий переориентации с
потребительского отношения к природе на природоохранное. Однако экологическому воспитанию будущих учителей не уделяется должного внимания, не раскрыты его роль и место в общей системе экологического образования, структурное содержание, функции, методика воспитательной деятельности, критерии оценки уровня экологического воспитания.
Результаты педагогического
эксперимента показали, что в ходе воспитательной деятельности по экологии необходимо опираться на ведущие концептуальные положения; определить цель и задачи экологического воспитания, инструментарий, содержание методик экологического воспитания. Разработанная нами методика показала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента; повышение уровня экологического воспитания является важным условием формирования рационального взаимодействия человека с природой.
Литература
1. Марар, О. И. Экологическая культура в современном российском обществе : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / О. И. Марар. - М., 2012. - С. 56.
2. Назаренко, А. В. Формирование культуры и нравственности как основы
экологического мышления / А. В. Назаренко, Л. Д. Назаренко // Педагогическое образование и наука. -2013. - № 3. - С. 130-134.
3. Назаренко, А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения / А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2 (23). - С.90-96.
4. Реймерс, Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. - М., 1994. - 361 с.
5. Moskowitz, G. B. Social cognition: Understanding self and others / G. B. Moskowitz. -New York : Guilford Press, 2005. - 548 p.
6. Mueller, K. and Dr. Andreas Sturm Standardized Eco-Efficiency Indicators. Text. / McClelland, D.C. Report 1: Concept Paper. Revision: 1.0.5. - Ellipson, 2001. - 72 р.
7. Nazarenko, A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 436-443 р.
References
1. Marar O. I. Ekologicheskaya kul'tura v sovremennom rossiiskom obshchestve [Ecological culture in contemporary Russian society], Moscow, 2012, 56 p.
2. Nazarenko A. V. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2013, No.3, pp. 130-134.
3. Nazarenko A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 2 (23), pp. 9096.
4. Reimers N. F. Ekologiya (teorii, zakony, pravila, printsipy, gipotezy) [Ecology (theories, laws, rules, principles, hypotheses)], Moscow, 1994, 361 p.
5. Moskowitz G. B. Social cognition: Understanding oneself and others / G. B. Moskowitz. -New York : Guilford Press, 2005. - 548 p.
6. Mueller, K. and Dr. Andreas Sturm Standardized Eco-Efficiency Indicators. Text. / McClelland, D. C. Report 1: Concept Paper. Revision: 1.0.5. - Ellipson, 2001. - 72 p.
7. Nazarenko, A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro , 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 436-443 p.
Статья поступила в редакцию: 25.11.2015 г.