Научная статья на тему 'Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя'

Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИРОДОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PROFESSIONAL READINESS / ECOLOGICAL UPBRINGING / NATURE-PROTECTING ACTIVITY / EVALUATION CRITERIA / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астраханцева И. В.

Повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов во всех сферах деятельности является ведущим условием социально-экономического развития страны. Эффективность образовательного процесса в общеобразовательной школе, средних и высших учебных заведениях обусловлена компетентностью преподавателей. Рассматривая экологию как интегративную научную и учебную дисциплину, необходимо подчеркнуть особую роль педагогов в экологическом образовании и экологическом воспитании подрастающих поколений, а также значимость улучшения качества их профессионально-педагогической экологической подготовленности. Это актуализирует проблему разработки основных направлений организации процесса экологического воспитания студентов педагогического вуза. Материалы. В данной статье представлено концептуальное и методологическое обоснование значимости экологического воспитания в общей системе профессиональной подготовки будущего педагога. Разработан алгоритм реализации процесса экологического воспитания на основе интегративного, личностно-деятельностного и синергетического подходов; сформулированы цель и задачи; выявлены и обоснованы принципы и функции экологического воспитания; основные компетенции. Методы: анализ научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов практиков в сфере природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Данные педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики экологического воспитания, включающей в свое содержание средства, методы, формы воспитательной деятельности, условия и факторы, обусловливающие его уровень. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные показатели эффективности экологического воспитания позволяют объективно оценить данные, свидетельствующие о повышении уровня профессиональной подготовленности студентов педагогического вуза. Заключение. Экологическое воспитание является одним из важнейших условий повышения уровня профессиональной подготовки будущего педагога в сфере экологии, значимым структурным компонентом образовательного процесса в вузе. Экологическое воспитание имеет целью гармонизацию отношений человека со средой обитания; осознание себя частью природы, определяющей качество жизнедеятельности; формирование ответственности за ее состояние. Это свидетельствует о развивающей функции экологического воспитания, призванной существенно расширить и обогатить кругозор субъекта педагогического воздействия путем глубокого осознания своих обязательств по охране и защите окружающей природы, усвоения ее духовных и материальных ценностей как условия сохранения и дальнейшего развития современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL-METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF ECOLOGICAL UPBRINGING IMPORTANCE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER

The level of professional readiness increase among the specialists in all spheres of activity is the leading condition for social-economic development of a country. Educational process effectiveness in comprehensive school, colleges and higher educational establishments is conditioned by the competence of teachers. Considering ecology as an integral scientific and educational discipline, it is necessary to underline a special role of teachers in ecological education and ecological upbringing of oncoming generations and also the importance of the quality improvement of their professional-pedagogical ecological readiness. It makes the problem of the main directions of ecological upbringing process organization among students of pedagogical higher educational establishment very urgent. Materials. The article presents conceptual and methodological substantiation of ecological upbringing importance in a general system of professional training of a future teacher. The algorithm of ecological upbringing process realization on the basis of integral, personality-oriented and synergetic approaches is created; the aims and objectives are formulated; the principles and functions of ecological upbringing are revealed and substantiated; the main competencies are revealed. Research methods: scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience of the specialists-practitioners in the sphere of nature-protecting activity summarizing, pedagogical experiment, testing, the methods of mathematic statistics. Results. The results of pedagogical experiment showed the effectiveness of ecological upbringing created methodology, which includes the means, methods, forms of upbringing activity, the conditions and factors, which condition its level. Theoretically substantiated and experimentally checked indices of ecological upbringing effectiveness help to estimate the results, which prove the level of professional readiness increase among the students from pedagogical higher educational establishment. Conclusion. Ecological upbringing is one of the most important conditions for the level of a future teacher’s professional training increase in the sphere of ecology, an important structural component of educational process at a higher educational establishment. Ecological upbringing has the aim of the relations harmonization between a person and environment; a person’s self-realization as the part of nature, which conditions the quality of life; a person’s responsibility formation for the state of nature. It proves the developing function of ecological upbringing, which is to broaden and enrich mental outlook of the subject of pedagogical influence by means of a deep realization of own duties on environment protection, its spiritual and material values mastering as the conditions of modern civilization preservation and further development.

Текст научной работы на тему «Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя»

DOI 10.14526/01_1111_119 УДК 574 ББК 20.1

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

И.В. Астраханцева - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: [email protected]

Аннотация. Повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов во всех сферах деятельности является ведущим условием социально-экономического развития страны. Эффективность образовательного процесса в общеобразовательной школе, средних и высших учебных заведениях обусловлена компетентностью преподавателей. Рассматривая экологию как интегративную научную и учебную дисциплину, необходимо подчеркнуть особую роль педагогов в экологическом образовании и экологическом воспитании подрастающих поколений, а также значимость улучшения качества их профессионально-педагогической экологической подготовленности. Это актуализирует проблему разработки основных направлений организации процесса экологического воспитания студентов педагогического вуза. Материалы. В данной статье представлено концептуальное и методологическое обоснование значимости экологического воспитания в общей системе профессиональной подготовки будущего педагога. Разработан алгоритм реализации процесса экологического воспитания на основе интегративного, личностно-деятельностного и синергетического подходов; сформулированы цель и задачи; выявлены и обоснованы принципы и функции экологического воспитания; основные компетенции. Методы: анализ научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов - практиков в сфере природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Данные педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики экологического воспитания, включающей в свое содержание средства, методы, формы воспитательной деятельности, условия и факторы, обусловливающие его уровень. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные показатели эффективности экологического воспитания позволяют объективно оценить данные, свидетельствующие о повышении уровня профессиональной подготовленности студентов педагогического вуза. Заключение. Экологическое воспитание является одним из важнейших условий повышения уровня профессиональной подготовки будущего педагога в сфере экологии, значимым структурным компонентом образовательного процесса в вузе. Экологическое воспитание имеет целью гармонизацию отношений человека со средой обитания; осознание себя частью природы, определяющей качество жизнедеятельности; формирование ответственности за ее состояние. Это свидетельствует о развивающей функции экологического воспитания, призванной существенно расширить и обогатить кругозор субъекта педагогического воздействия путем глубокого осознания своих обязательств по охране и защите окружающей природы, усвоения ее духовных и материальных ценностей как условия сохранения и дальнейшего развития современной цивилизации.

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, экологическое воспитание, природозащитная деятельность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

CONCEPTUAL-METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF ECOLOGICAL UPBRINGING IMPORTANCE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF A

FUTURE TEACHER

Irina V. Astrakhantseva

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov ", 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: [email protected]

Annotation. The level of professional readiness increase among the specialists in all spheres of activity is the leading condition for social-economic development of a country. Educational process effectiveness in comprehensive school, colleges and higher educational establishments is conditioned by the competence of teachers. Considering ecology as an integral scientific and educational discipline, it is necessary to underline a special role of teachers in ecological education and ecological upbringing of oncoming generations and also the importance of the quality improvement of their professional-pedagogical ecological readiness. It makes the problem of the main directions of ecological upbringing process organization among students of pedagogical higher educational establishment very urgent. Materials. The article presents conceptual and methodological substantiation of ecological upbringing importance in a general system of professional training of a future teacher. The algorithm of ecological upbringing process realization on the basis of integral, personality-oriented and synergetic approaches is created; the aims and objectives are formulated; the principles and functions of ecological upbringing are revealed and substantiated; the main competencies are revealed. Research methods: scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience of the specialists-practitioners in the sphere of nature-protecting activity summarizing, pedagogical experiment, testing, the methods of mathematic statistics. Results. The results of pedagogical experiment showed the effectiveness of ecological upbringing created methodology, which includes the means, methods, forms of upbringing activity, the conditions and factors, which condition its level. Theoretically substantiated and experimentally checked indices of ecological upbringing effectiveness help to estimate the results, which prove the level of professional readiness increase among the students from pedagogical higher educational establishment. Conclusion. Ecological upbringing is one of the most important conditions for the level of a future teacher's professional training increase in the sphere of ecology, an important structural component of educational process at a higher educational establishment. Ecological upbringing has the aim of the relations harmonization between a person and environment; a person's self-realization as the part of nature, which conditions the quality of life; a person's responsibility formation for the state of nature. It proves the developing function of ecological upbringing, which is to broaden and enrich mental outlook of the subject of pedagogical influence by means of a deep realization of own duties on environment protection, its spiritual and material values mastering as the conditions of modern civilization preservation and further development.

Keywords: professional readiness, ecological upbringing, nature-protecting activity, evaluation criteria, pedagogical experiment.

Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития страны, «экологическая доктрина РФ» и

другие законы в сфере экологии необходимо рассматривать как

социальный заказ на экологическое образование, обеспечивающее

формирование личности с высоким уровнем экологического мировоззрения, экологического сознания и экологической культуры. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что современный этап общественного развития характеризуется низким уровнем сознания людей в сфере экологии,

свидетельствующим о преобладании потребительского отношения к природе. Результаты исследований института социологии РАН и института Гэллана (1999) показали, что уровень сформированности экологического

сознания населения РФ намного ниже показателей среднего уровня такового в развитых странах; около 90% взрослого населения не проявляют интереса к материалам средств массовой информации по экологическим проблемам [4, 5].

Тенденция формирования

экологического мировоззрения,

экологической культуры представлена декларированием государства

необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное, усвоение духовных и материальных ценностей в сфере экологии. Это свидетельствует о неготовности общества к кардинальному изменению характера отношений с внешним миром с потребительского на природозащитное; необходимости активизации

целенаправленной деятельности по экологическому воспитанию во всех звеньях отечественной системы

образования [4, 5].

Целью данной работы является теоретическое обоснование роли и места экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

Задачи:

1. Разработать алгоритм организации процесса профессиональной подготовки будущего учителя, ориентированного на экологическое воспитание.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить

эффективность разработанной нами методики экологического воспитания студентов педагогического вуза.

Материал. Анализ содержания системы экологического образования показал, что одним из ее важных структурных компонентов является экологическое воспитание. Данные исследований И.Р. Колтуновой, 1996, показали, что эффективность

экологического воспитания определяется профессионально-педагогической, экологической компетентностью

преподавателей вуза, содержание которой предусматривает:

- знание основных направлений государственной политики по обеспечению охраны среды обитания;

- усвоение причин глобального экологического кризиса и путей его преодоления;

- осознание значимости экологического воспитания населения как условия устойчивого социально-экономического развития страны;

- использование эффективных средств, методов и форм экологического воспитания;

- осознание личной ответственности за состояние окружающей природы.

Одним из показателей уровня воспитанности является характер проявления эмоций. Равнодушное отношение к разрушенным природным объектам свидетельствует о преобладании потребительского отношения к среде обитания. Воздействие мыслительных процессов обусловлено степенью его эмоциональности. Эмоционально-

чувственная сфера имеет сложное, разнообразное содержание, отражающее не только состояние субъекта в конкретный момент или в сложившейся ситуации, но и направленность его развития на определенный период времени[9]. Это позволяет выявить ряд функций, основными из которых являются:

- познавательная - выявление зависимости психоэмоционального состояния от параметров среды обитания;

- реабилитационная - осознание улучшения показателей здоровья в процессе общения с природой;

- воспитательная - формирование ответственности за состояние окружающей природы, потребности в ее защите;

- эстетическая - формирование чувства красоты под воздействием оптимального сочетания света, цвета и форм природных объектов.

Положительный психоэмоциональный фон создает необходимые предпосылки для усвоения духовных и материальных ценностей природы, одного из средств экологического воспитания, основной задачей которого является формирование жизненных ценностных ориентаций как системы личностных целей развития и совершенствования. Общение и взаимодействие с природой предоставляет широкие возможности для

самоактуализации, самовыражения и самопознания, что существенно расширяет пространство профессионально-

педагогической экологической

деятельности педагога. Личностные ценностные ориентации формируются в процессе усвоения системы специальных знаний о воздействии окружающей природы:

- на духовно-нравственное и физическое состояние человека;

- на осознание зависимости качества жизнедеятельности на состояние параметров среды обитания;

- на понимание характера разрушительных воздействий людей на среду обитания, обусловивших возникновение глобального экологического кризиса.

Повышение уровня

профессионально-педагогической экологической подготовленности

способствует восприятию экологического воспитания как ее неотъемлемого структурного компонента, позволяющего

реконструировать систему личностных ценностей будущего педагога; усвоить социально-обусловленные стандарты взаимодействия с природой как конструкта норм и правил поведения, обеспечивающих ее сохранность.

Системно-синергетическая методология и социально-педагогическое проектирование позволили определить место экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя и разработать алгоритм организации профессиональной

подготовки студентов педагогического вуза, ориентированного на экологическое воспитание (рисунок 1).

Сочетание данных элементов создает условия для возникновения ситуации, обусловливающей

необходимость выявления способов ее решения путем конструирования педагогической системы, направленной на повышение эффективности

профессионально-педагогической экологической подготовки будущих педагогов посредством реализации комплекса задач по экологическому воспитанию. Анализ специальной литературы, материалы наших

собственных исследований показали, что основными задачами экологического воспитания являются:

- обеспечение мотивационной готовности будущего педагога к организации экологического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи;

- повышение эффективности методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе;

- выявление условий преемственности экологического воспитания во всех звеньях государственной системы образования;

- прогнозирование результатов экологического воспитания, точность которого обусловливает возможность коррекции используемых средств, методов, форм и условий организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

Рисунок 1 - Алгоритм организации процесса профессионально-педагогической экологической подготовки будущего учителя, ориентированного на экологическое

воспитание

Результативность прогнозирования результатов экологического воспитания обусловлена рядом факторов: структурной сложностью данного процесса, большим количеством элементов, составляющих его содержание; разноуровневыми

взаимосвязями между ними;

взаимозависимостью целей и задач экологического воспитания от выбора средств, методов, организации, условий, разработки критериев объективной оценки и др.

Профессионально-педагогическая экологическая подготовка будущего педагога, ориентированная на

экологическое воспитание,

рассматривается как моделирование социально-значимых свойств личности,

системы экологических знаний, умений и навыков практической экологической деятельности. Особую значимость теоретическая модель приобретает в связи с тем, что экологическое воспитание не может рассматриваться вне других сфер деятельности: учебной, научной, общественной, культурной. Это требует разработки цели, задач, функций и принципов экологического воспитания, знание которых позволит

конкретизировать механизм управления процессом профессионально-

педагогической экологической подготовки студентов педагогического вуза. Сопоставительный анализ и обобщение результатов научных исследований по философии, экологии, педагогике,

психологии, а также данные наших исследований позволили выявить принципы экологического воспитания:

- преемственность и индивидуализация;

-проблемно-целевая ориентация на достижение высокого уровня

компетентности в сфере профессионально-педагогической экологической

деятельности;

- ориентация и опора на национальные традиции в сфере взаимодействия с природой.

Системно-структурное обеспечение процесса экологического воспитания связано с использованием

многоаспектного анализа с опорой на интегративный, личностно-

деятельностный, синергетический и другие подходы. Это дает возможность рассматривать исследуемый процесс с учетом взаимосвязей и

взаимозависимостей его разнообразных структурных компонентов и элементов. Интегративный подход обеспечивает комплексный характер применения элементов системы учебно-

воспитательного процесса, направленного на реализацию поставленной цели. Данный подход способствует включению разработанной нами методики

экологического воспитания студентов в образовательно-воспитательную среду педагогического вуза.

В основе синергетического подхода заложено изучение процессов

саморазвития и самоорганизации социально-общественных и природных явлений. В синергетике находят реализацию идеи системного подхода, кибернетики и других знаний от древних времен до современного этапа общественного развития. Синергетический подход призывает учиться у природы; использует в качестве основных методов исследования анализ, эксперимент и др., отличается методологической и эвристической направленностью, что способствует преодолению стереотипов индивидуального сознания,

методологической ориентации в научно-исследовательской и практической деятельности [1, 6, 9]. Данный подход позволяет выявить и использовать способы взаимодействия образовательной системы педагогического вуза с другими социальными, государственными

экологическими организациями,

комитетами, центрами; возможные направления совместного развития на основе их вариативности; учитывать влияние обратных связей на основе усвоения новой информации о состоянии параметров среды обитания и т.д.

Главная идея личностно-деятельностного подхода заключается в необходимости включения субъекта в деятельность, в процессе которой выявляются ее качества, способности, потребности; открываются перспективы и основные направления индивидуального развития и совершенствования. Отсутствие навыков практической экологической деятельности является главным

препятствием для экологического воспитания.

Специфика высшего

профессионально-педагогического образования заключается в его направленности на формирование специалиста: учителя

общеобразовательной школы с

определенным уровнем сформированности профессионально-педагогических (любовь к детям, терпение, справедливость и др.) и личностных (честность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самостоятельность, трудолюбие и т.д.) свойств.

Высокий уровень профессионально-педагогической подготовки учителя требует меньше времени для усвоения экологических знаний и экологического воспитания как вектора, расширяющего пространство профессиональной

деятельности педагога путем выработки собственной концепции взаимодействия со средой обитания, предусматривающей формирование навыков природоохранных и природозащитных действий как

личностную, глубоко осознанную позицию[2, 3, 8, 10].

Понятие «профессионально-

педагогическая подготовка» является динамичным, что обусловлено глубокими трансформациями современного общества, периодически повторяемыми

политическими, экономическими,

социальными и экологическими кризисами. Это требует от педагога системы разносторонних знаний, способности к накоплению и систематизации опыта профессиональной деятельности; поиска и использования конструктивных форм его передачи новым поколениям. Специфика современного этапа общественного развития состоит в существенном возрастании роли человека, его интеллекта, духовно-нравственного развития в решении сложных задач обеспечения дальнейшего развития общества.

В программных документах ЮНЕСКО и Совета Европы профессиональная компетентность

рассматривается в различных видах деятельности: социальной, культурной, экологической, политической,

экономической [4].

На современном этапе

общественного развития компетентные специалисты должны владеть многими компетенциями, в их числе:

- социально-политическая, позволяющая участвовать в обсуждении и принятии жизненно необходимых решений; развитии демократических институтов;

- информационная, способствующая усвоению новых технологий, анализу и оценке их эффективности;

- образовательная, стимулирующая стремление к самообразованию в течение индивидуальной жизни;

- коммуникативная, детерминирующая потребность в общении, формировании навыков взаимодействия с окружающими людьми, понимании их стремлений, интересов, потребностей;

- воспитательная, определяющая потребность в усвоении норм и правил поведения, установленных в обществе, культурных ценностей в сфере общения. Это свидетельствует о большой значимости воспитания, тесно связанного с образованием, так как только единство образовательного и воспитательного процессов обеспечивает развитие и совершенствование личности. Высокий уровень компетентности педагога в сфере экологии обусловлен соответствующим уровнем не только специальных знаний, но и воспитания. Экологическое воспитание мы рассматриваем как «специально организованный целенаправленный процесс духовно-нравственного развития

личности, позволяющий осознать необходимость природоохранной и природозащитной деятельности как условия дальнейшего устойчивого социально-экономического развития

общества».

Экологическое воспитание, таким образом, является одним из важнейших условий повышения уровня

профессиональной подготовки будущего педагога в сфере экологии, значимым структурным компонентом

образовательного процесса в вузе. Эффективность экологического

воспитания детерминирована комплексом социально-экономических и психолого-педагогических факторов (таблица 1).

Анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования свидетельствует о необходимости установления и

использования обратной связи в учебно-воспитательном процессе, направленном на повышение уровня профессиональной подготовки будущих педагогов в сфере экологии. Для решения этой задачи нами разработаны показатели эффективности экологического воспитания, использование которых позволяет выявить

целесообразность применения комплекса средств, методов и методических приемов, форм организации воспитательного процесса; педагогических условий,

влияющих на результативность

деятельности преподавателей и студентов

Анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования свидетельствует о необходимости установления и

использования обратной связи в учебно-воспитательном процессе, направленном на повышение уровня профессиональной подготовки будущих педагогов в сфере экологии. Для решения этой задачи нами разработаны показатели эффективности экологического воспитания, использование которых позволяет выявить

целесообразность применения комплекса средств, методов и методических приемов,

в заданном направлении (таблица 2).

форм организации воспитательного процесса; педагогических условий, влияющих на результативность

деятельности преподавателей и студентов в заданном направлении (таблица 2).

В результате сопоставления полученных данных, характеризующих динамику используемых показателей, были определены уровни экологического воспитания у студентов контрольной и экспериментальной группы в процессе проведения педагогического

эксперимента.

№ Показатели Критерии оценки

п/п Низкий Средний Высокий

1 Уровень сформированности экологического мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры

2 Сформированность навыков анализа и оценки собственных способностей и возможностей самовыражения в сфере экологии

3 Знание этических и правовых норм, определяющих характер отношений человека к окружающей

Таблица 1 - Факторы, обусловливающие эффективность экологического воспитания

студентов педагогического вуза

Социально-экономические Психолого-педагогические

- степень востребованности педагогической профессии; - тенденции дальнейшего развития педагогического образования; - материально-техническая база педагогического вуза; - уровень усвоения этических и правовых норм взаимоотношений и взаимодействия с природой; - установление связи с другими учебными дисциплинами: экологической философией, экологической экономикой, экологическим правом, антропологией, исторической экологией и др. - компетентность преподавателей; - организация образовательно-воспитательной среды вуза; - уровень сформированности профессиональной мотивации будущих педагогов; - традиции вуза в сфере профессиональной подготовки; - использование других учебных дисциплин: экологической педагогики, экологической психологии; - направленность деятельности вуза на формирование экологического образа жизни у будущих педагогов.

Таблица 2 - Показатели эффективности экологического воспитания

природе

4 Сформированность навыков контроля своего поведения и действий на природе

5 Потребность в формировании экологического образа жизни

6 Степень усвоения духовных и материальных ценностей природы

7 Уровень сформированности цели экологической деятельности, интересов, стремлений и идеалов

Информативность показателей позволила будущим педагогам

переосмыслить полученную информацию и осознать необходимость дальнейшей работы по повышению показателей экологического воспитания. Разработанная нами методика

экологического воспитания студентов педагогического вуза была направлена на реализацию цели, которая заключается в достижении гармоничных отношений с окружающей природой, основанных на осознании будущим педагогом личной ответственности за ее состояние, а также комплекса задач: сформированности мотивов практической экологической деятельности - базиса для осознания значимости экологического воспитания как важного компонента

профессиональной подготовки;

прогнозирования результатов

экологического воспитания в процессе профессионально-педагогической экологической подготовки и др.

Содержание экологического

воспитания предусматривало

использование средств и методов, направленных на формирование потребности в усвоении новой информации о состоянии природы; способов изменения характера

взаимодействия субъекта педагогического воздействия со средой обитания; формирование навыков контроля деятельности и поведения на природе; использование методов воспитания личной ответственности за ее состояние;

- ознакомление с технологиями восстановления природы.

Основным средством

экологического воспитания являются духовные и материальные ценности природы. К духовным относятся положительные воздействия на

психоэмоциональное и физическое состояние человека, совершенные по красоте картин природы,

оздоравливающее влияние чистоты воздуха, ультрафиолетовых лучей при их рациональном использовании и др.

К материальным ценностям относятся декоративные и целебные растения; разнообразные плоды природы; животный мир, частью которого является человек, разнообразие которого обогащает его сущность и т.д. Среди методов экологического воспитания ведущее место занимают: общение с окружающей природой; разъяснение характера взаимосвязей и взаимообусловленности единства человека со средой обитания; объяснение законов развития природы, обусловливающих качество

жизнедеятельности людей, являющихся составной, органической частью природы; методы убеждения и др.

В процессе экологического воспитания использовались различные формы общения и взаимодействия студентов с окружающим миром: экскурсии к различным природным объектам, походы с постановкой конкретных целей и задач по заранее разработанному маршруту; подготовка экологических троп, «дорожек здоровья» с целью оборудования мест для физической самоподготовки. Широко использовалось сочетание экскурсий и походов различной продолжительности и сложности с

беседами, рассказами, пояснениями, разъяснениями; опросами, диспутами, дискуссиями.

Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-3-го курсов разных факультетов педагогического вуза в количестве 108 человек. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 54 студента в каждой. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень

профессиональной подготовки будущих педагогов по следующим показателям:

- уровню сформированности знаний этических и правовых норм поведения на природе;

- сформированности навыков контроля своего поведения и действий на природе;

- степени усвоения духовных и материальных ценностей природы.

Для объективной оценки данных показателей были разработаны специальные критерии. При выявлении уровня сформированности знаний этических и правовых норм поведения на природе оценивались их точность, конкретность и объем.

Критерии оценки:

5 баллов - глубокое знание правил и норм поведения, обеспечивающих сохранность среды обитания в первозданном виде;

4 балла - знание этических и правовых норм поведения на природе без обоснования их целесообразности;

3 балла - неполный объем знаний, правил и норм поведения при общении и взаимодействии с внешним миром;

2 балла - знание отдельных норм и правил поведения на природе, что не способствует сохранению ее чистоты;

1 балл - непонимание значимости знания и соблюдения этических и правовых норм для сохранности среды обитания.

Опрос студентов КГ и ЭГ проводился экспертной группой из пяти преподавателей вуза. Анализ полученных данных показал, что в КГ и ЭГ не было выявлено студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической экологической подготовленности.

Уровень сформированности

навыков контроля своего поведения и действий на природе оценивался по степени соответствия состояния участка природы до появления индивида и после его ухода.

Критерии оценки:

5 баллов - после пребывания студента на природе в ее внешнем виде ничего не изменилось;

4 балла - с уходом субъекта на данном участке оказалось несколько сорванных с дерева, смятых листьев и растений;

3 балла - после посещения индивидом участка природы на земле осталась поврежденная ветка дерева;

2 балла - после бега по «тропе здоровья» на данном участке было обнаружено несколько сломанных веток и растений;

1 балл - после пребывания индивида на природе остались поврежденные растения и следы костра.

Оценка поведения и действий студента на природе осуществлялась экспертной группой. Были получены следующие данные, представленные в таблице 3. Существенных различий у студентов КГ и ЭГ не обнаружено (р>0,05).

Степень усвоения духовных и материальных ценностей природы оценивалась по их воздействию на психоэмоциональное и физическое состояние человека; знанию и использованию полезных растений, плодов; возможности объективно оценить влияние внешнего мира на улучшение показателей здоровья:

Критерии оценки:

5 баллов - глубокое понимание эстетического и оздоравливающего

воздействия на организм естественных сил природы; знание разнообразных лечебных растений; влияния животного мира на внутреннее состояние субъекта; знание зависимости своего здоровья от чистоты воздуха, воды и других параметров среды обитания;

4 балла - объективная оценка воздействия природы на духовную, интеллектуальную сферы;

физиологические системы организма;

1 балл - отсутствие четкого различения материальных и духовных ценностей природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 - Уровни профессионально-педагогической экологической подготовленности _студентов после окончания педагогического эксперимента_

Показатели

Знание этических и Сформированность Степень усвоения

правовых норм навыков контроля за духовных и материальных

Уровни поведения на природе поведением и ценностей природы

действиями на природе

количество в % количество в % количество прирост

студентов студентов студентов в %

Исходные показатели

Высокий - 8 14,8 3 55

7 12,9 5 9,2

Средний 14 25,9 29 53,7 17 31,5

12 22,2 33 61,1 13 24,1

Низкий 40 74,1 17 31,5 34 63,0

42 77,8 14 26,0 36 66,7

Промежуточные показатели

Высокий - - 9 16,7 4 7,4

8 14,8 12 22,2 17 31,5

Средний 16 29,6 31 57,4 19 35,2

11 20,4 35 64,8 26 48,1

Низкий 38 70,4 14 25,9 31 57,4

35 64,8 7 13,0 11 20,4

Итоговые показатели

Высокий 3 55 11 20,4 7 12,9

18 33,3 23 42,6 23 42,6

Средний 23 42,6 32 59,2 22 40,8

36 66,7 24 51,9 26 48,2

Низкий 28 51,9 11 20,4 25 46,3

- - 3 5,5 5 9,2

3 балла - знание положительного воздействия солнечных лучей, воздуха и воды на настроение и здоровье; возможности приобщения к прекрасному средствами природы; пользы для здоровья «даров природы»;

2 балла - превалирование в сознании студента материальных ценностей природы над духовными;

В числителе - показатели КГ; в знаменателе - показатели ЭГ

По результатам оценки экспертной группы были выявлены следующие уровни профессионально-педагогической экологической подготовленности

студентов КГ и ЭГ, при отсутствии у них существенных различий (р>0,05). Учебные занятия в КГ проводились по общепринятой методике, в соответствии с

учебным планом и программами изучаемых дисциплин. В ЭГ применялся разработанный нами алгоритм

организации процесса профессиональной подготовки будущего учителя,

ориентированного на экологическое воспитание, и методика экологического воспитания.

После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка показателей сформированности профессионально-педагогической экологической подготовки будущих педагогов с целью выявления характера их изменений. Анализ полученных результатов показал, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако у студентов ЭГ увеличение показателей оказалось более выраженным.

Так, в КГ перед началом педагогического эксперимента высокий уровень показателей профессионально-педагогической экологической

подготовленности «знание этических и правовых норм поведения на природе» отсутствовал, средний уровень был выявлен у 14 студентов (25,9%), низкий - у 40 человек (74,1%). После окончания педагогического эксперимента высокий уровень оказался у 3 студентов, что составило 5,5%; средний - у 23 человек (42,6%), низкий - у 28 человек (51,9%); в ЭГ, соответственно, перед началом педагогического эксперимента высокий уровень также не был выявлен, средний уровень оказался у 12 студентов (22,2%); низкий - у 42 человек (77,8%). После окончания педагогического эксперимента высокий уровень был обнаружен у 18 человек (33,3%); средний - у 36 человек (66,7%); с низким уровнем данного показателя никого не оказалось.

При анализе исходных показателей сформированности навыков контроля поведения и действий на природе в КГ высокий уровень был выявлен у 8 студентов (14,8%), средний - у 29 человек (53,7%), низкий - у 17 человек (31,5%). После окончания педагогического эксперимента количество студентов с

высоким уровнем увеличилось до 11 человек (20,4%), со средним - до 32 (59,2%), с низким - 11 человек (20,4%). После окончания педагогического эксперимента в ЭГ с высоким уровнем данного показателя оказалось 23 студента (42,6%),со средним - 24 человека (51,9%) и с низким - 3 человека (5,5%). Подобный характер более существенного улучшения результатов в ЭГ был установлен и по показателю «степень усвоения духовных и материальных ценностей природы».

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что экологическое воспитание является значимым компонентом образовательного процесса, влияющим на качество усвоения специальных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций. Использование

интегративного, личностно-

деятельностного и синергетического подходов позволило разработать алгоритм организации профессиональной

подготовки будущего учителя,

ориентированной на экологическое воспитание, а также методику, включающую средства, методы, формы организации воспитательной деятельности и условия повышения ее эффективности. Экспериментальная проверка показала, что использование данного алгоритма и методики экологического воспитания позволило повысить уровень

профессионально-педагогической экологической подготовленности

студентов ЭГ по следующим показателям: знанию этических и правовых норм поведения на природе; сформированности навыков контроля поведения и действий на природе; усвоению духовных и материальных ценностей природы.

Литература

1. Аршинов, В. И. Идеи синергетики и теория воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория-практика / В. И. Аршинов, М. Ю. Усманова / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М. : Изд. РОУ, 1995. - 45 с.

2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». - М., 2002. - 26 с.

3. Зеер, З. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / З. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М., 2005. - 216 с.

4. Кужанова, Н. И. Формирование экологической культуры будущих специалистов в образовательной сфере технического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. И. Кужанова. -М., 2005. - 48 с.

5. Марар, О. И. Духовно-нравственная безопасность современного общества как составляющая экологической культуры / О. И. Марар // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - №20.

6. Назаренко, А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения / А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - №2(23). - С. 90-96 (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny.net/j ournal).

7. Назаренко, А. В. Условия формирования нравственности подрастающих поколений как средство воспитания бережного отношения к природе / А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 4 (25). - С. 103-108 (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny.net/j ournal).

8. Панова, В. А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Панова. - Ростовский пед. ун-т. - Ростов на Дону. - 1996. - 24 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 584 с.

10. Nazarenko, A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik// Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and

Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.

Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 436-443 p.

References

1. Arshinov V.I., Usmanova M.Yu. Idei sinergetiki i teoriya vospitatel'nykh sistem [Synergetic ideas and theory of educational systems], Moscow: Publishing house. DOC, 1995. - 45 p.

2. RF Ob okhrane okruzhayushchei prirodnoi sredy, 2002, 26 p.

3. Zeer Z.F., Pavlov A.M., Symanyuk E.E. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyi podkhod [Modernization of vocational education: competence approach], Moscow, 2005. - 216 p.

4. Kuzhanova N.I. Formirovanie ekologicheskoi kul'tury budushchikh spetsialistov v obrazovatel'noi sfere tekhnicheskogo vuza [Formation of ecological culture of the future experts in the field of education technical college], Moscow, 2005, 48 p.

5. Marari O.I. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, No. 20.

6. Nazarenko A.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No.2 (23), pp. 90-96 (mode accessing Zh .: http: //www/kamgifk. chelny. net/j ournal).

7. Nazarenko A.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 4 (25), pp. 103108 (access mode Zh .: http: //www/kamgifk. chelny. net/j ournal).

8. Panova V.A. Didakticheskie osnovy ekologizatsii soderzhaniya obrazovatel'nogo protsessa v shkole [Didactic bases of greening the content of the educational process at school], Rostov ped. Univ. -Rostov-on-Don, 1996, 24 p.

9. Rubinstein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology], St. Petersburg : Peter, 2007, 584 p.

10. Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro , 18-20 August 2015). VolumeIII. "UFRJPress", 2015. - 436-443 p.

Астраханцева Ирина Владимировна - аспирант, проректор по административной и финансово-правовой деятельности, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.