УДК 37.033 DOI 10.14526/00_1111_17
МОДЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
А.В. Назаренко - кандидат экономических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им.
И.Н.Ульянова, г. Ульяновск
THE MODEL OF A RATIONAL INTERACTION OF A MAN AND NATURE AS THE WAY OF ENVIRONMENT PRESERVATION
AV. Nazarenko - candidate of economic sciences, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
e-mail: elena [email protected]
Ключевые слова: взаимодействие человека и природы, модель, структурные компоненты, рациональное природо- и ресурсопользование, экологическое просвещение. будущие педагоги, профессионально- педагогическая деятельность, критерии оценки
Аннотация. Ухудшение экологического состояния окружающей среды, связанное с нерациональным преобразованием биосферы, без предварительной разработки стратегии экономического и социального развития страны, привело современное общественное производство в кризисное состояние, выход из которого требует подготовки новых компетентных субъектов социальной структуры со сформированными ценностными ориентациями в экологии.
Методы: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Результаты. Обеспечение необходимого уровня профессионально-педагогической подготовки выпускников вузов к экологическому просвещению связано с поиском эффективных направлений и способов организации учебно-воспитательного процесса. В данной статье предложен оригинальный подход к повышению познавательной активности будущих учителей. Предложенная для изучения студентов модель рационального взаимодействия человека с окружающей средой, с одной стороны, позволяет лучше понять структурное содержание профессионально-педагогической деятельности по данному направлению, с другой стороны, более осознанно и заинтересованно вникнуть в особенности структурно-организационного пространства данной модели и приложить собственные усилия для разработки варианта подобной модели.
Разработанные критерии оценки показателей профессионально-педагогической деятельности будущих учителей в сфере экологии включают: способность к разработке собственной модели рационального взаимодействия человека с природой; уровень теоретического обоснования значимости данной модели для повышения
профессионально-педагогической подготовки выпускника вуза; сформированность навыков ведения научно-исследовательской работы по экологической проблеме.
Заключение. Таким образом, разработанная модель рационального взаимодействия человека с природой способствовала формированию четких представлений будущих педагогов о ее структурных компонентах, характере их внутренних и внешних взаимосвязей, что явилось важным условием повышения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к формированию экологического мышления у подрастающих поколений. Такой подход обусловливает заинтересованное отношение
Keywords: interaction of a man and nature, a model, structural components, rational use of environmental and resources, ecological education, future teachers, professional -pedagogical activity, the evaluation criteria.
Annotation. Poor ecological state of environment, connected with an irrational transformation of biosphere, without a preliminary development of the strategy of economic and social development of a country, led a modern social production to a crisis. The way out from this crisis can be found only in case of new competent subjects of social structure training, subjects who have formed axiological orientations in ecology.
Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, modeling, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Research results and their discussion. The provision of the necessary level of graduates' professional-pedagogical training for ecological education is connected with the search for the effective directions and ways of educational-upbringing process organization. This article offers an original approach to cognitive activity increase of the future teachers. The offered for the examination of the students model of the rational interaction of a man and environment, on the one hand, allows to understand the structural content of professional-pedagogical activity according to this direction better, on the other hand, it gives an opportunity to understand the peculiarities of a structural-organizational sphere of the given model and to make own efforts to create a variant of the similar model.
The created evaluation criteria of professional-pedagogical activity indices of the future teachers in the sphere of ecology include: an ability to create own model of a rational interaction of a man and nature; the level of theoretical substantiation of a given model importance for professional-pedagogical training improvement of the graduates; the skills formation of scientific-research work conduct on an ecological problem.
Conclusion. Thus the developed model of a rational interaction of man and nature contributed to the formation of the future teachers' clear idea of its structural components, the character of their internal and external interconnections, and it was an important condition for professional-pedagogical training improvement of the future teachers in order to form an ecological awareness among the younger generations. This approach leads to formation of students' interest in ecology as a scientific and academic discipline.
Актуальность. Взаимодействие человека и природы в условиях широкомасштабного промышленного производства с устаревшими технологиями достигло к началу 21 века критических размеров. Нарушение природной среды привело к значительному ухудшению воздуха, земли, воды, что обусловило появление новых, неизвестных ранее тяжелых заболеваний, возвращения некоторых существовавших ранее и считавшихся искорененными. Такие кризисные явления требуют поиска эффективных решений в условиях сложившейся неблагоприятной экологической ситуации, не позволяющей человеку реализовать свой жизненный творческий потенциал [1, 3, 5]. Статьи 41-42 Конституции Российской Федерации, подчеркивают право граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненную его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также на поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию. Однако в практической деятельности сложилась ситуация критического состояния среды обитания для исправления которой не принимается должных мер. Это
ведет к обострению достаточно сложной ситуации, обусловленной, с одной стороны, бездействием или непрофессиональными действиями федерального и регионального руководства и, с другой стороны, неинформированностью населения о состоянии природы. В основе непрофессиональной деятельности заложено отсутствие нравственного базиса, не позволяющего принимать профессиональные решения в условиях неблагополучной ситуации как для людей, так и для окружающей среды. Это свидетельствует о том, что процесс взаимодействия человека с окружающей средой является сложным, имеет свою специфическую структуру с определенным характером взаимосвязей и взаимообусловленностей между отдельными структурными компонентами и элементами такой неординарной системы как «человек-природа».
Целью данной работы является концептуальное и методологическое обоснование модели рационального взаимодействия человека с природой.
Задачи: 1. Выявление характера соотношений ведущих компонентов данной модели: человек, семья, культура, наука, образование, уровень духовно-нравственного воспитания, использование основных природных ресурсов при сохранении окружающей природной среды.
2. Выявление ведущих компонентов, определяющих направление и характер деятельности определенной группы людей, ответственных за своевременное принятие мер по охране среды обитания, а также дополнительных элементов, учет которых повышает эффективность экологической деятельности человека.
Методы: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Результаты и обсуждение. Анализ научной и научно-методической литературы, материалы исследований убедительно доказывают, что мировой экологический кризис является результатом непрофессиональных действий человека. Следовательно, в центре данной модели находится человек, уровень ответственности которого за сохранение нормальной среды обитания определяется показателями его духовно-нравственного развития (рис. 1). Основой нравственности человека выступает его семья, традиции которой призваны передавать из поколения в поколение принципы морали и нравственности, направленные на охрану среды обитания, как условия нормальной жизнедеятельности человека.
Институт семьи делегирует часть важнейших полномочий по общественному развитию и воспитанию человека таким важнейшим структурам общества как культура, наука, образование. Культура призвана обогатить человека опытом предшествующих поколений, накопленных в результате разнообразной деятельности общества по созданию новейших технологий, обеспечивающих повышение культуры промышленного и сельскохозяйственного производства, установления правильных взаимоотношений с природой. Наука призвана открывать новые законы взаимодействия человека с окружающей средой, обеспечивающие поступательное духовно-нравственное развитие человека и установление его рациональных взаимоотношений с природой.
Образование призвано доводить эти законы до сознания всех членов сообщества, формируя систему специальных знаний, определяющих нормы поведения человека в различных сферах его жизнедеятельности. Результатом образования является установление правовых основ, выполняющих охранительную функцию в процессе взаимоотношения человека с окружающей средой, регламентируя и уточняя их в каждой конкретной ситуации. Наука и образование призваны также вскрывать экономические механизмы, знание которых позволяет разработать стратегию рационального природо- и ресурсопользования при обеспечении сохранности природы на уровне ее саморегулирования и самовоспитания [2, 4, 6].
Рис. 1. Модель рационального взаимодействия человека с природой
Данной моделью установлены основные ресурсы, представляющие собой, ведущие компоненты окружающей природной среды. Их рациональное использование должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить их своевременное восстановление и рациональное соотношение. Таким образом, модель обеспечивает единство человека с природой, охватывает своим содержанием три важнейших подсистемы: общество, социальная сфера и сфера материального производства.
Одним из ведущих условий реализации данной модели, обеспечивающей рациональное природо- и ресурсопользование при абсолютной гарантии сохранения среды обитания, является постоянное обновление технологии промышленного производства, используемых в процессе ресурсопользования. Постоянная своевременная разработка новейших технологий позволит реализовать второе направление использования ресурсов: вторичная переработка отходов промышленного, сельскохозяйственного и бытового производства [3, 4, 7].
Эффективное решение проблемы рационального ресурсопользования и сохранения качества окружающей среды заключается в разработке и реализации генеральной модернизации промышленного производства, направленной на замену первичного сырья на различные виды промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, включая весь комплекс социальной инфраструктуры. Практика показывает, что локальные модификации технологий, машин, оборудования не приносит желаемого результата. Главной задачей модернизации промышленного производства является предотвращение вредных выбросов в атмосферу, негативные последствия которых предусмотреть невозможно.
Результатом модернизации производства должно явиться установление главного принципа - полной переработки, использования и возвращения в производственный процесс полезных ископаемых и их отходов. За пределы производства должна выходить только продукция, пользующаяся общественным спросом; при этом в природную среду
выводится минимальное количество в виде отходов с нейтральным воздействием на среду обитания.
Решение этой сложнейшей задачи связано с формированием нового мышления с четкой экологической направленностью, так как без осознания неразрывной связи человека с природой, отношения к человеку как неразрывной части среды обитания позволит осознать единственно правильное направление переориентации общества на качественно новые отношения с окружающей средой. Эта глобальная задача по формированию нового экологического мышления должна быть возложена на педагогов, как носителей передовых идей культуры взаимоотношения с природой. Это требует соответствующей перестройки педагогических вузов, совершенствования учебных планов, где наряду с профильными дисциплинами, экологическая подготовка ставится на один уровень с предметами, обеспечивающими профессиональную подготовку по избранной специальности.
На первом этапе совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей целесообразно ввести спецкурс и по мере подготовки преподавателей по данной специальности для вузов на основе спецкурса ввести цикл учебных дисциплин, обеспечивающих необходимый уровень профессиональной экологической подготовки педагогов лингвистов, историков, математиков и т.д., то есть независимо от своей специальности каждый выпускник педагогического вуза должен быть, прежде всего, убежденным экологом.
Для проверки целесообразности и эффективности данной модели рационального взаимодействия человека с природой был проведен педагогический эксперимент с участием 63 студентов естественно-географического факультета и технологии и дизайна Ульяновского государственного педагогического университета. Были организованы контрольная группа (КГ) - 31 человек и экспериментальная группа (КГ) - 32 человека. В КГ учебные занятия проводились по традиционной методике. В ЭГ - занятия по экологии строились на основе разработанной нами модели. При этом студентам предлагались на ее основе создать собственные варианты модели, применение которых способствовало бы активизации познавательной деятельности студентов, развития их творческого мышления, осознания важности решения данной проблемы и собственной роли в экологическом просвещении новых подрастающих поколений.
Обсуждение новых вариантов моделей рационального взаимодействия человека с природой осуществлялось на практических занятиях после соответствующих лекций и семинаров, где изучалась теория, усваивалась новая информация, современные идеи, а также велись научные поиски по принципиальному решению данной проблемы. Защита собственного варианта модели требовала определенной системы теоретических знаний, твердого убеждения в необходимости изменения сложившейся ситуации; представления своей роли и личного вклада в устранение сложившегося экологического кризиса.
Такая организация учебных занятий по экологии обусловила необходимость проведения системы дополнительных консультаций, поиска новой информации по различным информационным каналам связи, что активизировало познавательную деятельность студентов ЭГ, обеспечило потребность в выполнении научно-исследовательской работы, результатом которой явилось участие в научно-практической конференции по проблеме экологии.
Таким образом, в качестве критериев оценки показателей профессионально-педагогической деятельности будущих учителей в сфере экологии явились:
- способность к разработке собственной модели рационального взаимодействия человека с природой;
- уровень теоретического обоснования значимости данной модели для повышения профессионально-педагогической подготовки выпускника вуза;
- сформированность навыков ведения научно-исследовательской работы по экологической проблеме.
После окончания педагогического эксперимента теоретическая, методическая и практическая подготовка студентов КГ и ЭГ определялась по данным показателям с использованием следующих критериев оценки.
Готовность к разработке собственного варианта модели взаимодействия человека с природой оценивалась по следующим критериям:
5 баллов - модель включает в свое содержание новые структурные элементы, повышающие ее информатированность и перспективность ее использования;
4 балла - в содержание модели включены новые виды связи между ее основными и дополнительными компонентами и элементами;
3 балла - модель имеет несколько иную форму, сохраняя прежнее содержание, при ее убедительной теоретической защите и предложении путей практического использования;
2 балла - копирование предложенной модели без творческой интерпретации и собственного мнения по ее форме и содержанию;
1 балл - затруднения в обосновании значимости данной модели для формирования экологического мышления.
Для оценки способности к теоретическому обоснованию значимости данной модели для повышения профессионально-педагогической подготовки выпускников вузов использовались критерии:
5 баллов - четкое понимание роли человека в изменении окружающей среды, уровня его духовно-нравственного развития как базиса для установления правильных взаимоотношений с природой;
4 балла - применение нравственной составляющей рационального взаимодействия человека с природой при условии высокого уровня сформированности культуры, науки и образования в данном обществе;
3 балла - убеждение в разработке правовых и экономических механизмов управления промышленным производством, как главное условие решения экологических проблем;
2 балла - понимание ведущей роли компетентного управления народным хозяйством как фактора устранения экологических проблем;
1 балл - сложившееся мнение о повышении ответственности государства за состояние окружающей среды для устранения последствий мирового экологического кризиса.
Показатели сформированности навыков ведения научно-исследовательской работы оценивались по следующим критериям:
5 баллов - умение самостоятельно выбрать актуальную тему научного студенческого доклада; самостоятельно подобрать литературу, в том числе, умение внести новую идею и способность ее реализации;
4 балла - способность к выбору актуальной темы доклада, дать ее глубокое теоретическое и методологическое обоснование, сформировать собственные предложения по выходу из экологического кризиса;
3 балла - написание научного студенческого доклада на актуальную тему путем использования литературных источников;
2 балла - затруднение в выборе темы студенческого научного доклада, раскрытие его содержания после дополнительных консультаций;
1балл - потребность в постоянной методической помощи преподавателя при подготовке студенческого доклада.
Перед проведением педагогического эксперимента данные показатели не имели существенных отличий у студентов КГ и ЭГ. (р>0,05). После окончания педагогического эксперимента у студентов ЭГ были выявлены значительные преимущества по всем показателям. Так, если в КГ способность к разработке собственного варианта модели взаимодействия человека с природой, при исходных данных 2,14±0,18 балла к завершению
педагогического эксперимента показатели улучшились на 1,27% (р>0,05); в ЭГ, при исходных данных 2,19±0,16 балла, прирост, соответственно, составил 21,17% (р<0,05).
Способность к теоретическому обоснованию значимости данной модели для повышения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в КГ при исходных данных 2,63±0,18 балла, к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 3,15% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,49±0,20 балла прирост составил 24,12% (р<0,05).
Уровень сформированности навыков ведения научно исследовательской работы по экологической проблеме в КГ при исходных данных 3,39±0,21 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 11,72% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,45±0,18 балла прирост составил 29,17% (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что по мере углубления и расширения знаний по кризисному состоянию окружающей природы, причин создавшейся ситуации и роли человека в глобальном экологическом кризисе, будущие педагоги лучше осознают значимость экологии среди других учебных дисциплин и отдают ей первое место в профессионально-педагогической подготовке, независимо от приобретаемой специализации.
Ознакомление с моделью рационального взаимодействия человека с природой способствовало формированию более четких представлений будущих педагогов о структурных компонентах данной модели, характере их внутренних и внешних взаимосвязей. Обеспечение необходимой информативной базы является, следовательно, важным условием повышения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к формированию экологического мышления у подрастающих поколений.
Литература
1. Линенко О.А. Экологическое сознание и экологическая культура как цель и результат экологического образования / О.А. Линенко // Высшее образование сегодня. - М.: Логос. - 2008. - №9. - С. 89-92.
2. Лукиных М.И. Экологические проблемы в системе критериев охраны окружающей среды окружающей среды. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2012. - С. 97-99.
3. Назаренко А.В. Региональные проблемы рационализации ресурсопользования. Монография, Ульяновск, УлГТУ, 2002. - 158 с.
4. Нестерова, А.А. Формирование эколого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования: автореф. ... дис. к.п.н / А.А. Нестеров. - Чебоксары, 2011. - С. 12-14.
5. Никитин В.И. Экологическое возрождение /В.И. Никитин // Посев. 1996. - №1. - С.19-21.
6. Папуткова Г.А. Концептуальная модель компетентностно-ориентированного профессионального экологического образования студентов в вузе / Г.А.Папуткова // Научно-практический международный журнал «Гуманизация образования». - 2008. - № 1. - С. 76-81.
7. Реймерс, Н.Ф. Начало экологических знаний /Н.Ф. Реймерс. - М.: Наука, 1999. - С. 80-91.
Bibliography
1. Linenko OA. Environmental awareness and ecological culture as the goal and the result of environmental education / OA Linenko // Higher education today. - Moscow: Logos. - 2008. - № 9. - S. 89-92.
2. Lukinykh MI. Environmental problems in the system of environmental protection criteria environment. -Kazan: Kazan Publishing House, 2012. - Pp. 97-99.
3. Nazarenko AV. Regional problems of resource rationalization. Monograph, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University, 2002. - 158.
4. Nesterov AA. Formation of ecological and pedagogical competence of future teachers of preschool education: Author. ... Dis. kpn / AA Nesterov. - Cheboksary 2011. - P. 12-14.
5. Nikitin VI .Ecological revival / VI Nikitin // Sowing. 1996. - № 1. - P.19-21.
6. Paputkova GA. Conceptual model of competence-based vocational environmental education students in high school / G.A.Paputkova // International scientific-practical journal "Humanization of education." - 2008. - № 1. - S. 76-81.
7. Reimers, NF. Starting ecological knowledge / NF Reimers. - Moscow: Nauka, 1999. - P. 80-91.
Статья поступила в редакцию: 21.05.2014 г.