ДК 378.183
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
А.В. Назаренко - кандидат экономических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
Ульяновск
DEVELOPMENT OF ENVIRONMENT STATE PERCEPTION AS A
FACTOR OF ECOLOGICAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IMPROVEMENT OF THE FUTURE TEACHERS
A.V. Nazarenko- candidate of economics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University of I.N.Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail: elena [email protected]
Ключевые слова: экологическое профессионально-педагогическое образование, восприятие, студенты, средства и формы занятий, методы, критерии оценки, педагогический эксперимент.
Аннотация. Центральным звеном единой системы непрерывного экологического образования являются педагогические высшие учебные заведения, так как учителю принадлежит ведущая роль в формировании экологического мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления и экологического воспитания. Перед общеобразовательной школой поставлены задачи формирования целостной системы универсальных знаний, базирующейся на природосбережении, что обусловливает необходимость приобретения умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за состояние среды обитания.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Материал. Разработана модель формирования восприятия у будущих педагогов, включающая постановку специфических задач; выбор средств, методов и новых форм организации занятий, позволяющих значительно повысить уровень их экологического образования. С ее помощью воспроизводится образ изучаемого природного объекта, ориентируясь на который, будущий педагог может разрабатывать индивидуальную модель и программу предстоящей экологической профессионально-педагогической деятельности.
Результат. По мере совершенствования восприятия и других мыслительных процессов происходит закрепление навыков прогнозирования и экстраполяции подобных ситуаций, что позволяет своевременно предпринять необходимые меры для снижения
негативных последствий экологической ситуации. Экспериментальная проверка эффективности модели показала целесообразность и результативность данного подхода, обусловившего активизацию творческого потенциала студентов в сфере природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды.
Заключение. Педагогический процесс развития и совершенствования объективного восприятия состояния окружающей природной среды имеет сложное содержание, структура которого определяется различными факторами, среди которых ведущее место занимает повышение экологического компетентностного профессионально-педагогического образования.
Keywords: ecological professional - pedagogical education, perception, students, means andforms of lessons, methods, criteria of assessment, pedagogical experiment.
Annotation.The central link of the united system of continuous ecological education are pedagogical higher educational institutions as the leading role in formation of ecological outlook, ecological consciousness, ecological thinking and ecological upbringing belongs to a teacher. The problems of a complete system of the encyclopedic knowledge formation which is based on nature savings are set for comprehensive school causes need of acquisition of abilities, skills, experience of independent activity and a personal responsibility ofpupils for
Research methods: analysis and generalization of scientific and methodical literature, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Research material. The model of perception formation for the future teachers which, includes statement of specific tasks is developed; choice of means, methods and new forms of the organization of the occupations allowing considerably to raise level of their ecological education. With its help the image of studied natural object is reproduced, being guided on which, future teacher can develop individual model and the program of the forthcoming ecological professional and pedagogical activity.
Result. During perception and other thought processes improvement there is fixing of forecasting and extrapolation of similar situations skills that allows to take necessary measures for decrease of negative consequences of an ecological situation. Experimental check of the model efficiency showed expediency and productivity of this approach which has caused activization of students creative potential in the sphere of nature and resources use, environment protection.
Conclusion. Pedagogical process development and improvement of the environment state objective perception has a complex content and structure whish is defined by various factors among which the leading place is taken by increase of ecological competence-based professional pedagogical education.
Центральным звеном единой системы непрерывного экологического образования являются педагогические высшие учебные заведения, так как учителю принадлежит ведущая роль в формировании экологического мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления и экологического воспитания. Перед общеобразовательной школой поставлены задачи формирования целостной системы универсальных знаний, базирующейся на природосбережении, что обусловливает необходимость приобретения умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за состояние среды обитания [2].
Организация образовательного процесса, отвечающего установкам новой парадигмы, связана с принципиальным изменением его структурного содержания, начиная от постановки целей, разработки новых форм занятий и до поиска более совершенных универсальных педагогических технологий, обеспечивающих формирование единых концептуальных представлений и методологических подходов, повышающих результативность экологического образования.
Повышение эффективности организации образовательного процесса, направленного на совершенствование экологической профессионально педагогической компетентности будущих учителей детерминирует необходимость преобразования всей организационно-
управленческой деятельности высшего учебного заведения, ориентируя его на непрерывное саморазвитие путем переосмысления необходимых личностных качеств, определяющих степень формирования компетентности. Это предусматривает создание эколого-образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие интеллектуальных качеств, способствующих максимальной реализации имеющегося потенциала для решения экологических задач [1, 3-8].
Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование значимости формирования навыков восприятия наблюдаемых природных явлений как ведущего качества интеллектуальной подготовки будущих педагогов
Идеи организации процесса обучения с опорой на имеющийся опыт привлекали внимание педагогов с начала ХХ столетия, однако Белкиным А.С. и его учениками было положено начало изучению возможностей использования опыта обучающихся в образовательном процессе. Как известно, жизненный опыт формируется в результате развития основополагающих интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, мышления и аналитических способностей в зависимости от степени развития которых происходит формирование индивидуального опыта будущего специалиста, который он использует в процессе приобретения специальных знаний, составляющих основу для формирования экологической профессионально-педагогической компетентности будущих учителей. Следовательно, базисом экологической профессионально-педагогической компетенции выпускников вуза являются показатели развития их интеллектуальных качеств.
Ведущими психическими свойствами личности в сфере рационального природопользования и ресурсосбережения, защиты и охраны среды обитания является восприятие, внимание, память и мышление. Значимость восприятия - интеллектуального качества, определяющего степень проявления внимания, памяти и др., заключается в том, что с его помощью воспроизводится образ изучаемого природного объекта, ориентируясь на который, будущий педагог может разрабатывать индивидуальную модель и программу предстоящей экологической профессионально-педагогической деятельности.
Реализация аналитических качеств определяется уровнем сформированности восприятия, рассматриваемого в качестве способности к дифференциации, различению специфических признаков, свойств, параметров изучаемых предметов и явлений окружающей среды. Адекватность воспринимаемого природного объекта обеспечивается функциями сенсорных систем, а также характером взаимоотношений возбудительных и тормозных процессов в коре больших полушарий.
Уровень восприятия обусловлен сенсорными, двигательными и речевыми механизмами и зависит от качества экологического образования, опыта эколого-педагогической деятельности, четкости сформулированных задач по изучению и выявлению состояния интересующего природного объекта.
Задачами восприятия в экологической деятельности являются:
- формирование навыка рассмотрения целостного природного объекта как совокупность его отдельных частей;
- развитие способности к выделению главных признаков среди большого количества особенностей, имеющих разную степень ценностей;
- способность в специфическом и общем увидеть целостное (рис. 1).
Экологическое образование предусматривает необходимость разработки и
использования специальной методики развития и совершенствования восприятия, показатели развития которого следует рассматривать в качестве необходимой предпосылки для анализа и обобщения наблюдаемых природных явлений.
Развитие способности к анализу основано на формировании навыков выявления отдельных элементов, совокупность которых позволяет дать оценку характеру происходящих или происходивших ранее событий: обеспечить четкое различение составных частей, установить характер существующих между ними связей; выявить необходимые
доказательства существования основных признаков, указывающих на целостность происходящего природного события.
Методика формирования восприятия природных объектов включает в свое содержание выполнение системы специальных заданий, в процессе выполнения которых используются сравнения с известными ранее фактами изменения природных объектов. При этом большое значение имеет разъяснение значимости выполнения полученных заданий для совершенствования экологического образования.
Восприятие - способность к воспроизведению природного объекта или
явления
Методика формирования восприятия
Средства Методические Критерии Предварительная теоретическая
приемы оценки и практическая подготовка
*
Система специальных заданий Выявление главного Количество отмеченных Понимание сущности
и второстепенного параметров наблюдаемого объекта и механизма формирования восприятия
Разработка программы Использование Четкость интерпретации Развитие способности к анализу
мониторинга сравнений с известными полученных данных и обобщению
*
Четкая постановка задач, точная Научная интерпретация Использование Знание педагогических
формулировка обобщения, выводов полученных данных сравнений и аналогов условий формирования
*
Комплекс заданий для Мысленное воспроизведение Адекватность Упрочение навыков
совершенствования сенсорных систем признаков наблюдаемого объекта или явления обобщений и выводов прогнозирования и
Планируемый результат
Рис.1. Методика формирования восприятия как компонента модели компетентностного экологического профессионально -
педагогического образования
Одной из важных проблем сохранения среды обитания является реализация задач по сбору, хранению, переработке промышленных и бытовых отходов, своевременное решение которой обеспечивает нормальное состояние среды обитания. Данная проблема требует проведения предварительной работы, связанной со сбором информации по деятельности промышленных предприятий, в результате которой образуются отходы как неизбежный продукт технологических процессов. Для выполнения поставленной задачи необходимо своевременно выявить количество и состав потоков отходов; установить наиболее эффективные методы их утилизации, осуществляемые путем отбора образцов, сортировки по категориям и т.д.
Другим, более эффективным подходом к решению данной проблемы является реализация результатов проведенных ранее исследований. С этой целью необходимо изучить передовой опыт, обобщающий проведенные исследования, установить, в каком регионе они были проведены; сопоставить возможности своего региона по географическим и экономическим условиям, что позволит использовать накопленный опыт с минимумом экологических организационных затрат по использованию труда специалистов, занятых в данной сфере производства.
Все предварительные действия по установлению характера взаимосвязей между различными технологическими процессами; возможность точного и четкого прогнозирования объема и разновидностей промышленных и бытовых отходов, их объективная оценка, а также возможность применения опыта работы в данном направлении требуют навыков анализа, обобщения и экстраполяции, что связано с уровнем развития восприятия. Это свидетельствует о выявлении существующих связей между уровнем развития ведущих интеллектуальных качеств индивида и показателями экологической профессионально-педагогической подготовленности.
Важной особенностью экологического восприятия является необходимость сопоставления основных параметров состояния природных факторов: воздуха, воды, земли и др., с характеристиками, присущими им в различные временные периоды (пять, десять, пятнадцать лет и т.д.). Другим критерием отсчета времени для выявления динамики данных показателей могут явиться начало функционирования промышленного предприятия, с вводом в действие которого изменилось состояние среды обитания. Например, действующий целлюлозно-бумажный комбинат на берегу Байкала обусловил существенное загрязнение воды, что вызвало озабоченность и тревогу не только в России, но и за рубежом.
Острота и характер восприятия конкретной экологической ситуации в значительной мере обусловлены степенью сформированности экологического мировоззрения, экологического сознания и экологического мышления, уровень развития которых определяет способность к четкому прогнозированию дальнейших событий в сфере природопользования и ресурсосбережения, что недоступно людям с недостаточным уровнем экологической культуры. Уровень восприятия состояния окружающей природной среды зависит от поставленных задач, при решении которых следует вести протокол научного исследования; подробно описывать характеристики данного объекта в определенной последовательности с прогнозированием возможного дальнейшего развития событий в краткосрочном и долгосрочном аспекте, с выводами, обобщающими предложениями и рекомендациями.
Качество восприятия в значительной мере определяется научными интересами специалиста, степенью его заинтересованности в изменении ситуации, способствующей восстановлению разрушенного природного объекта до уровня саморегулирования. Объективность, четкость и полнота восприятия определяются также опытом практической деятельности по изучению состояния природных ландшафтов, применению методических приемов и подходов, апробированных другими исследователями-экологами и показавшими свою эффективность.
Механизм формирования восприятия основан на следовых процессах (Сеченов И.М., Павлов И.П.), происходящих в центральной нервной системе. Каждое последующее воздействие наблюдаемого объекта оставляет след в виде повышенной возбудимости. В ходе
исследования, в соответствии с заданной программой, следовые явления формируются и, достигая критического уровня, вызывают соответствующую реакцию, свидетельствующую о готовности индивида к адекватному действию.
Эффективность методики формирования и совершенствования восприятия существенно повышается при выполнении системы специальных заданий, каждое из которых имеет речевое сопровождение: комментирование, разъяснение, обсуждение, и др. Это позволяет обеспечить четкую направленность восприятия на решение конкретных задач, в результате у индивида формируется определенный личный опыт восприятия природных явлений, навыки его реализации при выполнении задания без помощи квалифицированных специалистов.
Значимым методическим приемом развития экологического восприятия является использование сравнений с результатами наблюдений, проведенных другими исследователями различной квалификации, опыта профессиональной деятельности и направленности исследовательской работы.
Критериями оценки уровня сформированности восприятия являются:
- количество отмеченных признаков, позволяющих всесторонне охарактеризовать состояние наблюдаемого природного явления или объекта;
- способность к интерпретации выявленных признаков; точность определений, понятий, формулировок, используемой терминологии;
- применение аналогов для более объективной характеристики наблюдаемого природного явления;
- адекватность обобщений и выводов, их соответствие поставленным задачам.
Использование методики формирования восприятия создает объективные
предпосылки для повышения уровня экологического профессионально-педагогического образования. Разработка и применение новых технологий обучения носят закономерный характер и связаны со сбором информации по деятельности промышленных предприятий, в результате которой образуются отходы как неизбежный продукт технологических процессов.
До настоящего времени неразработанным вопросом в сфере компетентностного экологического профессионально-педагогического образования является необходимость развития ведущих интеллектуальных качеств, определяющих теоретическую, методологическую и практическую подготовленность к решению экологических задач. Являясь специфической сферой человеческой деятельности, экология предъявляет собственные требования к развитию и использованию восприятия, внимания, аналитических способностей и других интеллектуальных свойств личности для решения экологических проблем.
Важным звеном системы образования является школа, призванная систематизировать и углубить специальные знания в области экологии, природо- и ресурсопользования; сформировать умения и навыки получения, анализа и использования новой информации в данной области научных знаний; формирование глубокого убеждения в ответственности каждого человека за состояние среды обитания, определяющей качество жизни индивида; способности к обсуждению экологических проблем на основе собственных суждений, умозаключений как результата информированности в вопросах природо- и ресурсопользования; формирование навыков подготовки письменного доклада (реферата) с его защитой на конкурсах и конференциях.
Основными формами занятий по воспитанию экологической культуры являются научные кружки, круглые столы по экологическим проблемам, выпуск специальных бюллетеней по глобальным проблемам состояния окружающей среды, подготовка «боевых листов» с фактами грубого нарушения принципов природопользования; тематические экскурсии и походы с целью изучения экологического состояния конкретной зоны или участка на территории данного населенного пункта; ведение Дневника «юного натуралиста», наблюдение за состоянием окружающей природы с последующим обобщением записей в виде итогового выступления на школьной тематической конференции.
Эффективность данной формы занятий, направленных на формирование экологической культуры, определяется уровнем профессионально-педагогической подготовки учителя, его компетентности, умения не только передать знания в данной сфере, но и оказать глубокое воздействие на его духовно-нравственное состояние, воспитать чувство сострадания к разрушительным процессам в окружающей среде, меру личной ответственности за состояние среды обитания. Деятельность каждого педагога в сфере природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды должна иметь научно-исследовательскую направленность.
Для проверки выдвинутых положений нами был проведен педагогический эксперимент с участием студентов разных факультетов в количестве 52 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ), в каждой по 26 студентов. КГ занималась по традиционной методике в соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством образования; в ЭГ студенты готовились к деятельности по экологическому воспитанию учащихся среднего и старшего школьного возраста. С этой целью они посещали занятия спецкурса «Формирование навыков природо- и ресурсосбережения как структурный компонент профессиональной подготовки будущих педагогов». В процессе семинарских и практических занятий по спецкурсу для студентов ЭГ проводились деловые игры, направленные на повышение уровня профессионально-педагогической подготовки; создавались педагогические ситуации, требующие проявления мыслительных способностей, усвоения разнообразных приемов повышения познавательной активности занимающихся, разнообразных методов обучения, применения различных форм экологического просвещения и т.д.
Для выявления уровня сформированности восприятия путем определения количества выявленных признаков наблюдаемого объекта группой экспертов в количестве 5 человек -квалифицированных экологов с большим опытом практической деятельности, использовались следующие критерии оценки:
5 баллов - выявлено максимальное количество признаков существенного ухудшения качества речной воды, обусловивших необходимость усиления деятельности соответствующих организаций (водоканал и др.); требующих принятия дополнительных мер, связанных с материальными затратами по ее очистке; количество параметров, характеризующих состояние воды, делающей ее непригодной для употребления в пищу и купания;
4 балла - установлены основные признаки наблюдаемого явления, отмечено ухудшение биологических и химических параметров воды, не позволяющих использовать ее для нужд населения;
3 балла - выявлено недостаточное количество признаков, затрудняющих объективную оценку данной экологической ситуации;
2 балла - установлена незначительная часть признаков наблюдаемого природного явления; отмечено несколько характеристик, свидетельствующих о невозможности использования речной воды без ее углубленной очистки;
1 балл - выявлены отдельные признаки, затрудняющие целостное восприятие экологической ситуации; существенные затруднения с установлением конкретных параметров загрязнения воды, поступающей для нужд населения города.
При выявлении способности к интерпретации результатов исследования, оценивалась готовность индивида к исчерпывающему объяснению с использованием существующих теорий, положений, заключений специалистов в сфере экологии, позволяющих дать объективную информацию, имеющую значительную ценность.
Критерии оценки:
5 баллов - выявлено оптимальное количество признаков на основе использования закономерностей, принципов, идей, взглядов, составляющих сущность экологических исследований и позволяющих получить объективные данные;
4 балла - учет некоторых закономерностей и подходов при рассмотрении и оценке типичных экологических ситуаций;
3 балла - недостаточная связь с существующими идеями и взглядами ведущих специалистов, определяющих требования к объяснению полученных научных результатов;
2 балла - неумение применить известные теории, законы и подходы к оценке различных экологических проблем;
1 балл - слабое представление о существующих подходах к теоретическому анализу различных экологических ситуаций; установлены один-два признака.
Способность к использованию сравнений и аналогов как однин из критериев оценки сформированности восприятия определялась путем выявления готовности будущих педагогов к установлению общих свойств и признаков у экологических ситуаций, возникающих в различных районах города и области с применением следующих критериев:
Критерии оценки:
5 баллов - умение быстро устанавливать общие параметры экологической ситуации, возникающие в различных местах; их сопоставление, выявление общих причин, характера протекания процессов и установления сходных последствий;
4 балла - сформированность навыков сравнения изучаемой экологической проблемы с имеющимися в других регионах; проведение не всегда точных аналогов;
3 балла - использование сравнений и аналогов в экологических ситуациях, имеющих значительные различия;
2 балла - существенное затруднение при использовании сравнений и аналогов со сходными экологическими ситуациями; неумение обращаться к собственному опыту экологической деятельности;
1 балл - неспособность находить общее при рассмотрении ведущих параметров, характеризующих сущность экологической ситуации.
Готовность к адекватным обобщениям и выводам по результатам исследования конкретной экологической ситуации определялась путем выявления соответствия теоретического изложения проблемы характеру разрушительных последствий и их оценки ведущими специалистами.
Критерии оценки:
5 баллов - обобщение и выводы имеют достаточное теоретическое обоснование, соответствуют особенностям экологической ситуации и прогнозированию ее последствий;
4 балла - преобладание описательного характера в обобщении и выводах;
3 балла - обобщение и выводы не в полной мере соответствуют характеру и особенностям экологической ситуации;
2 балла - поверхностный подход к оценке рассматриваемой экологической ситуации, не обеспечивающий адекватность обобщений и выводов;
1 балл - существенные затруднения при подготовке обобщений и выводов.
Применение данных критериев оценки восприятия позволило повысить эффективность педагогической технологии развития и совершенствования восприятии -основополагающего интеллектуального качества, определяющего результативность всех мыслительных процессов.
Педагогическая технология призвана обеспечить:
- структурирование учебного процесса, предусматривающее необходимость достижения поставленной цели как условия повышения его эффективности;
- осуществление диагностики динамики показателей (исходного уровня и после завершения обучения);
- создание условий для разработки алгоритма усвоения необходимой системы знаний;
- формирование специфических умений и навыков организации экологической деятельности;
- проектирование и прогнозирование результатов.
Оценки показателей восприятия будущих педагогов в данной области знаний выставлялись группой независимых экспертов из числа преподавателей других кафедр в количестве 5 человек (по пятибалльной системе). Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по уровню восприятия студентов КГ и ЭГ, (р>0,05).
После окончания педагогического эксперимента экспертная группа в том же составе повторно оценивала показатели восприятия. Анализ результатов исследования показал, что уровень восприятия повысился в обеих группах, однако в ЭГ показатели были существенно выше. Так, в КГ при исходном уровне оценки 2,81±0,22 балла после завершения педагогического эксперимента результаты возросли на 23,65% (р<0,05), в экспериментальной группе при исходных данных 2,78±0,25балла после окончания педагогического эксперимента показатели улучшились на 34,28% (р<0,05).
Прирост показателей восприятия происходит более активно в процессе анализа параметров наблюдаемого природного объекта; в ходе обобщения, направленного на выявление и установление характера связи между отдельными характеристиками природного явления, что также требует оптимального уровня развития восприятия. По мере совершенствования восприятия и мыслительных процессов происходит закрепление навыков прогнозирования возможностей возникновения новых сходных экологических проблем; появляются возможности экстраполяции подобных ситуаций, что позволяет своевременно подготовиться и предпринять необходимые меры для снижения негативных последствий экологической ситуации.
Итак, формирование восприятия является длительным и сложным процессом, который целесообразно рассматривать в качестве значимого структурного компонента, составляющего содержание компетентностной экологической профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Методика формирования восприятия предусматривает разработку и использование объективных критериев оценки показателей, характеризующих степень сформированности данного свойства личности. В качестве одного из таких показателей можно рассматривать количество выявленных признаков, свидетельствующих о разрушительных процессах, сопровождающих конкретный природный ландшафт. Установление характерных признаков зависит от уровня теоретической и практической подготовленности будущего педагога, наличия определенного комплекса знаний в сфере экологии и других факторов. Оптимальные показатели сформированности восприятия обеспечивают наибольшую результативность конкретного вида экологической деятельности.
Таким образом, педагогический процесс развития и совершенствования объективного восприятия состояния окружающей природной среды имеет сложное содержание, структура которого определяется различными факторами, среди которых ведущее место занимает повышение экологического компетентностного профессионально-педагогического образования.
Литература
1. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность : Учеб. пособие / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. -Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.
2. Гильмиярова, С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США : дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Гильмиярова // Башкир, гос. пед. ун-т. - Уфа, 2002. - 372 с.
3. Дроздовский, Э.Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития : учебное пособие / Э.Е. Дроздовский, Е.С. Баландин, А.В. Назаренко. - Ульяновск : УлГТУ, 1999. -130 с.
4. Папуткова, Г.А. Профессионально-экологическая компетентность: идея, концепция : монография / Г.А. Папуткова. - Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-та., 2006. - 173 с.
5. Тузова, Е.А. Особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки : дисс. ... канд. пед. наук / Е.А. Тузова // Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2001. - 173с.
6. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность / Ю.Л. Хотунцев. - М. : Академия, 2002. -
480 с.
7. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М., 1996. -
231с.
8. Эфендиев, Ф.С. Актуальные проблемы формирования экологического сознания / Ф.С. Эфендиев // Сб. науч. тр., Адыгейский гос. ун-т, 2003. - С. 12 - 15.
Bibliography
1. Belkin, A.S. The pedagogical competence: manual / A.S. Belkin, V.V. Nesterov. - Yekaterinburg: Educational Book center, 2003. - 188 p.
2. Gilmiyarova, S.G. Continuous ecological education of the future teachers in Russia and the USA: thesis ... doct. ofped-cs / S.G. Gilmiyarova// Bashkir.State. Ped. Un-t. - Ufa, 2002. - 372 p.
3. Drozdovsky, E.E. Some principles of formation of regional programs of a sustainable development: manual / E.E. Drozdovsky, E.S. Balangding, A.V. Nazarenko. - Ulyanovsk: UlGTU, 1999. - 130 p.
4. Paputkova, G. A. Professional and ecological competence: idea, concept: monograph / G.A. Paputkova. - N. Novgorod: Publishing house of Volzh.State.Eng-Ped.University, 2006. - 173 p.
5. Tuzova, E.A. Features of formation of ecological culture of a future teacher in the system of vocational training: thesis ... cand. ofped-cs / E.A. Tuzova// Moscow State Pedagogical University. - M, 2001. - 173p.
6. Hotuntsev, Yu.L. Ecology and ecological safety / Yu.L.Hotuntsev. - Moscow: Academy, 2002. - 480 p.
7. Shadrikov, V. D. Psychology of a person's activities and abilities / V.D.Shadrikov. - Moscow, 1996. - 231
p.
8. Efendiyev, F.S. Actual problems of ecological consciousness formation / F.S. Efendiyev//Collection of scientific works. AdygeiStateUniversity, 2003. - P.12 - 15.
Статья поступила в редакцию: 25.10.2013 г.