Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №4(29) 2013 _ISSN 2070 4 7
УДК 378.183
РОЛЬ И МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
А.В. Назаренко - кандидат экономических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
А.И. Колесник - студентка Технический университет г. Ульяновск
ROLE AND PLACE OF ECOLOGICAL SELF-EDUCATION IN ECOLOGICAL PROFESSION PEDAGOGICAL COMPETENCE
IMPROVEMENT OF A FUTURE TEACHER
A.V. Nazarenko - candidate of pedagogics The Ulyanovsk state pedagogical university of I. N. Ulyanov A.I. Kolesnik - student Technical university Ulyanovsk
e-mail: eleha [email protected]
Ключевые слова: профессиональная подготовка, природосбережение, природопользование, критерии оценки.
Аннотация. В процессе активной жизнедеятельности человек воздействует на окружающую природу с целью приобретения духовных и материальных ценностей, не прогнозируя последствий своего не всегда продуманного вмешательства и не учитывая, что среда обитания также адекватно влияет на характер развития общества. В результате нерационального, потребительского отношения человека к природе сложилась критическая ситуация, поставившая население Земли на грань выживания. Одним из направлений нормализации отношений людей с природой является организация процесса экологического воспитания, результатом которого является его высшая форма - экологическое самовоспитание, позволяющее обществу установить взаимозависимость воздействия населения на среду обитания и природы на человека.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Материал. Понимание взаимовлияния людей и природы формируется в процессе экологического самовоспитания, содержание, структура, роль и место которого в повышении экологической профессионально-педагогической компетентности рассматривается в данной статье.
Результат. Педагогический эксперимент показал, что процесс экологического самовоспитания является длительным и сложным. Его эффективность определяется организацией экологического воспитания; непрерывностью, направленностью, разнообразием экологической деятельности; степенью воздействия на экологическое сознание. Сложная структура экологического самовоспитания включает в свое содержание
ряд компонентов: убеждение в значимости экологической деятельности для создания комфортных условий жизнедеятельности людей; навыки изложения идей по решению экологических проблем и др.
Заключение. Повышение уровня экологического самовоспитания способствует улучшению экологической профессионально-педагогической компетентности посредством углубления и расширения системы специальных экологических знаний; формирования навыков практической экологической деятельности, связанной с разработкой программ выхода из экологической ситуации; теоретической модели решения конкретной экологической программы.
Keywords: vocational training, nature saving, environmental management, criteria of assessment.
Annotation. In the course of intensive activity people influence the surrounding nature in order to achieve cultural and material values, without predicting consequences of the not always thought-over intervention and disregarding the fact that the habitat also adequately influences nature of development of society. As a result of the irrational, consumer attitude to person to the nature there is a critical situation which has put the population of the Earth on the edge of survival. One of the directions to normalize the relations of people and nature is the organization of ecological education process result is highest kit - the ecological self-education allowing society to establish interdependence of impact of the population on habitat and the impact of nature on people.
Research methods: analysis and generalization of scientific and methodical literature, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Research material. The understanding of people and nature interference is formed in course of ecological self-education, the contents structure, role and place of is increase of ecological professional pedagogical competence is considered in this article.
Result. Pedagogical experiment showed that the process of ecological self-education is long and difficult. Its efficiency is defined by the organization of ecological education; continuity, orientation, variety of ecological activity; extent of impact on ecological consciousness. The difficult structure of ecological self-education includes a number of components: belief in the importance of ecological activity for creation of comfortable life conditions for people; skills of ideas statement to the solution of environmental problems, etc.
Conclusion. The level of ecological self-educationincrease provides improvement of ecological professional - pedagogical competence by means of deepening and expansion of system of special ecological knowledge; the skills the practical ecological activities connected with development of programs of an exit from an ecological situation; theoretical model specific ecological programsolution.
Формирование планетарного антропогеоценоза, чрезмерное загрязнение среды обитания, резко возросшее потребление невосполняемых естественных ресурсов актуализируют проблему исследования состояния окружающей природы. К концу ХХ века локальные экологические кризисы сменились глобальным, общемировым. В настоящее время экосистема находится в состоянии глубокого социального риска, обусловленного деградацией основных систем жизнеобеспечения, экономической либерализацией, негативными последствиями национального использования полезных ископаемых, потребительским отношением к окружающей среде. Создавшееся положение ставит под угрозу существование человечества. Для сохранения жизни на земле необходимо изменить потребительское отношение к природе на природоохранное. Решение данной чрезвычайно сложной задачи связано с реализацией таких базовых компонентов социально-экологического развития, как образование, воспитание и просвещение, ориентирующие общество на коэволюционный путь развития.
Результатом экологического образования на сегодняшний день, по мнению Папутковой Г.А. (2008), является распространение экологических знаний в разных звеньях
образовательной системы: дошкольных, школьных средних и высших учебных заведениях и т.д. Однако проблема экологического мировоззрения и экологического сознания как базиса экологического воспитания, определяющего поведение и поступки людей при взаимодействии с природой, еще требует своего решения.
Целью данной работы является теоретичное и методологическое обоснование значимости экологического самовоспитания как компонента экологической профессионально-педагогической компетентности будущего учителя.
Задачи: 1. Раскрыть роль и место экологического самовоспитания в повышении экологической профессионально-педагогической компетентности будущего учителя.
2. Проверить в ходе педагогического эксперимента влияние экологического самовоспитания на уровень экологической профессионально-педагогической компетентности.
Одна из основополагающих закономерностей педагогики заключается в единстве образовательного и воспитательного процессов. Получая экологическое образование, формирующее определенную систему знаний о влиянии человека на окружающую природу и, соответственно, среды обитания на людей, индивид понимает зависимость от внешнего мира. Так, выбросы отходов промышленного и сельскохозяйственного производства в атмосферу и гидросферу; выхлопные газы автотранспорта и т.д. обусловливают загрязнение воды и воздуха, что отрицательно влияет на здоровье. Курение в поле, в лесу; разведение костров, поджигание сухой травы - наиболее распространенные причины лесных пожаров. Многие знают об этом, однако низкий уровень ответственности, самодисциплины, самоконтроля; несформированность навыков прогнозирования своих действий и поступков, свидетельствуют об отсутствии экологического самовоспитания.
Необходимость модернизации предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства путем оснащения современными мощными очистительными сооружениями осознают многие люди. Но при отсутствии понимания личной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей, сознательности, инициативы, активности ничего не предпринимается для решения данной проблемы. Это также является результатом недооценки значимости экологического воспитания и экологического самовоспитания.
Закон единства обучения и воспитания заложен в основе принципа воспитывающего образовательного процесса. Высокий уровень нравственности, ответственности, организованности - значительно повышает эффективность усвоения необходимых знаний, способность к критической оценке своего поведения на природе, прогнозирование последствий необдуманных действий и поступков. Игнорирование единства образования и воспитания привело к резкому снижению нравственности подрастающих поколений, что явилось одной из причин потребительского отношения к природе, детерминантом глобального экологического кризиса[1, 4, 5].
Концептуальные основы экологического воспитания базируются на следующих положениях:
- при организации промышленного и сельскохозяйственного производства необходимо учитывать степень и характер его влияния на естественные природные процессы. Негативное воздействие на среду обитания является высоким основанием для ликвидации данного предприятия;
- законы рациональной жизнедеятельности общества должны обеспечивать оптимальный характер его взаимодействия со средой обитания;
- устойчивое экономическое развитие страны может быть достигнуто путем установления единства интересов общества при сохранении целостности природы [2]. Реализация данных положений предусматривает такую организацию экологического образования и воспитания, которая обусловливает повышение экологической профессионально-педагогической компетентности будущего учителя, определяющей природоохранный и природозащитный характер его взаимоотношений со средой обитания.
Экологическое воспитание призвано устанавливать нормы и правила общения с природой, обеспечивающие ее нормальное функционирование. Экологическое самовоспитание является регулятором поведения на природе, осуществляя постоянный контроль степени его соответствия принятым обществом нормативам взаимодействия с внешним миром, обеспечивающим гармонизацию отношений человека с природой.
Особая значимость экологического воспитания заключается в формировании практической готовности индивида к природоохранной и природозащитной деятельности. Экологическое самовоспитание конкретизирует, уточняет содержание экологической деятельности, обеспечивает ее соответствие установленному алгоритму выполнения конкретной программы, сохранения основных параметров среды обитания (чистоты воды, воздуха, продуктов питания и т.д.), а также ценных природных объектов.
Экологическое самовоспитание, таким образом, существенно дополняет, расширяет и углубляет теоретическую и практическую подготовленность к организации рационального взаимодействия со средой обитания, усвоению его закономерностей; способность к распространению экологических знаний, информации о состоянии окружающей природы среди населения.
С целью выявления роли и места экологического воспитания для повышения экологической профессионально-педагогической компетентности будущего учителя был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-3-х курсов естественно-географического факультета, а также факультета технологии и дизайна в количестве 112 человек. Были организованы контрольная группа (КГ) - 56 студентов, и экспериментальная (ЭГ) - 56 человек. Перед началом педагогического эксперимента для выявления исходных показателей сформированности экологического самовоспитания нами были разработаны следующие критерии оценки:
- сформированность убеждения в значимости экологической деятельности в целях самореализации;
- способность к формулировке экологических идей, усвоению понятий, основных положений, терминов;
- степень развития познавательных способностей в сфере экологии;
- понимание духовных и материальных ценностей окружающей природы;
- потребность в активной экологической деятельности.
Для каждого критерия использовалась пятибалльная система оценки. Так, степень сформированности убеждения в значимости экологической деятельности в целях самореализации оценивалась по способности к анализу информации о состоянии окружающей природы, представляющей большую угрозу для здоровья людей; к пониманию необходимости разработки действенных мер по улучшению экологической ситуации; к активной консультативной деятельности со специалистами в сфере экологии при создании программы действий по решению экологической проблемы.
Критерии оценки: 5 баллов - усвоение новой информации о состоянии природы в своем регионе и в стране, в целом; изучение передового опыта зарубежных стран по решению экологических проблем; разработка собственной программы выхода из экологической ситуации при постоянных консультациях с ведущими специалистами;
4 балла - способность к объективной оценке состояния окружающей природы; умение выявить первоочередные мероприятия по решению экологической ситуации;
3 балла - понимание необходимости личного участия в улучшении состояния среды обитания; способность к разработке собственного плана по охране и защите окружающей природы и обсуждению его содержания с ведущими специалистами; неумение убедить общественность в необходимости объединения усилий для решения экологической проблемы.
2 балла - понимание своих возможностей для участия в активной экологической деятельности; неумение из большого объема информации выделить факты, требующие
срочного вмешательства; неспособность привлечь общественность к совместному решению экологической задачи;
1 балл - осознание экологической деятельности как возможности самореализации, неумение сосредоточить свои усилия в данной сфере.
Способность к четкой формулировке экологических идей; усвоение понятий, основных положений, терминов оценивалась по проявлению навыка четкого изложения идеи, ее обоснования, способов реализации, а также по правильности использования понятий, терминов.
Критерии оценки:
5 баллов - четкое изложение и обоснование своих взглядов, идей, хорошая ориентировка в понятиях, основных положениях, терминах в сфере экологии; убедительное разъяснение эффективных способов решения экологической проблемы;
4 балла - появление идей в экстремальной экологической ситуации, реализация которых позволит улучшить положение; некоторые затруднения в дальнейшем развитии идеи, подборе фактов и обосновании ее перспективности;
3 балла - возникновение идеи после совместного детального обсуждения экологической проблемы; анализа различных мнений по ее устранению. Понимание терминов, основных положений, понятий при некоторой неточности их изложения;
2 балла - некоторые мысли и догадки, служащие основой для возникновения идеи у другого человека; неумение пользоваться специальными терминами, ориентироваться в понятиях и основных положениях;
1 балл - неумение сформулировать идею, знание некоторых терминов, отдельных понятий и положений в сфере экологии.
Степень развития познавательных способностей, необходимых для экологической деятельности оценивалась по проявлению восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитических способностей.
Критерии оценки:
5 баллов - высокий уровень концентрации внимания, его своевременного перераспределения; способность к четкому восприятию изучаемых параметров среды обитания; сохранение в памяти информации по проблеме научного исследования и ее воспроизведение в нужный момент; оптимальный уровень сформированности логического, творческого, оперативного и тактического мышления, а также навыков анализа и обобщения экологических ситуаций и способов их преодоления;
4 балла - достаточный объем внимания, его устойчивость, умение выделить главные признаки среди второстепенных при восприятии природного объекта; сформированность логической, кратковременной и долговременной памяти; преобладание логического мышления над образным; некоторые трудности с обобщением информации по изучаемой проблеме;
3 балла - недостаточная концентрация внимания на проблеме исследования; неумение в частном признаке увидеть общее при восприятии экологической ситуации; некоторые затруднения при проявлении долговременной памяти; недостаточный уровень сформированности оперативного мышления; неспособность к детальному анализу параметров среды обитания;
2 балла - низкий уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, способности к анализу и обобщению;
1 балл - необходимы специальные занятия для развития ведущих познавательных способностей.
Уровень понимания духовных и материальных ценностей окружающей среды оценивался по готовности к характеристике духовных (оздоровительное, познавательное, эстетическое воздействие на человека) и материальных (дары природы, ценные породы древесины, лекарственные травы и т.д.) ценностей.
Критерии оценки:
5 баллов - способность к анализу положительного воздействия на организм естественных сил природы, расширения познавательной деятельности; формирования чувства красоты средствами природы;
4 балла - глубокое понимание значимости духовных и материальных ценностей природы для жизнедеятельности людей; неумение всесторонне и убедительно показать их влияние на внутренний мир человека;
3 балла - усиление внимания на материальные ценности при некоторой недооценке духовных;
2 балла - слабое ориентирование в духовных ценностях природы;
1 балл - готовность к перечислению духовных и материальных ценностей без их характеристики.
Потребность в активной экологической деятельности как показатель сформированности экологического самовоспитания оценивалась по степени участия в деятельности по изучению состояния окружающей природы, ведущих параметров среды обитания; проявлению инициативы при разработке программ восстановления разрушенных природных объектов.
Критерии оценки:
5 баллов - участие во всех мероприятиях, связанных с экологической деятельностью, объективная оценка экологических ситуаций, выявление эффективных способов их решения, проявление личной инициативы и заинтересованности в повышении результативности принимаемых мер;
4 балла - стремление к самореализации в процессе экологической деятельности, внесение предложений по модернизации экологического образования и экологического воспитания школьников и студентов; разработка программы экологического просвещения населения; недооценка положительного опыта экологической деятельности развитых стран;
3 балла - участие в мероприятиях, представляющих интерес для индивида; недостаточное внимание к новым фактам нерационального потребительского отношения к природе; недооценка мнения общественности при решении экологических проблем;
2 балла - повышенная активность в присутствии руководителей и специалистов по экологии, отсутствие инициативы, новых идей и предложений по природоохранной и природозащитной деятельности;
1 балл - участие в экологической деятельности только в составе учебной группы.
Анализ исходных данных, свидетельствующих об уровне сформированности экологического самовоспитания показал отсутствие существенных различий в КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ учебный процесс осуществлялся в соответствии с учебным планом. В ЭГ студентам предлагались разнообразные задания, связанные с экологической деятельностью во внеучебное время: посещение экологически неблагополучных участков леса, оползневых зон, мест ежегодных разливов рек и затоплений; заброшенных сельскохозяйственных угодий.
Будущие педагоги исследовали состояние каждого участка, возможности и перспективы его восстановления; программы экологической защиты наиболее разрушенных зон путем сбора исчерпывающей информации для совещания с приглашением специалистов по экологии; руководителей районных, городских и областных организаций, научных конференций, призванных решать экологические проблемы. Студенты ЭГ самостоятельно разрабатывали программы совещаний, конференций; предложения по повышению эффективности экологической деятельности выявляли объективные источники новой информации в сфере экологии; организовывали обсуждения полученных фактов: разрабатывали теоретические модели решения конкретной экологической проблемы.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей уровня экологического самовоспитания. Полученные данные свидетельствуют о том, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ их прирост оказался более существенным. Так, в КГ
при исходных показателях, отражающих степень сформированности убеждения в значимости экологической деятельности 3,09±0,27 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 4,68% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,04±0,20 балла прирост составил 21,31% (р<0,05). В КГ при исходных показателях, отражающих способность к четкой формулировке экологических идей, понятий, основных положений и терминов, 2,34±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 4,92% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,37±0,18 балла прирост результатов составил 26,12% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим показателям, свидетельствующим об уровне сформированности экологического самовоспитания.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что процесс экологического самовоспитания является длительным и сложным. Его эффективность определяется организацией экологического воспитания; непрерывностью, направленностью, разнообразием экологической деятельности; степенью воздействия на экологическое сознание. Сложная структура экологического самовоспитания включает в свое содержание ряд компонентов: убеждение в значимости экологической деятельности для создания комфортных условий жизнедеятельности людей; навыки изложения идей по решению экологических проблем и др. Разработка и использование критериев оценки уровня сформированности экологического самовоспитания позволяет более эффективно управлять данным процессом. Повышение уровня экологического самовоспитания способствует улучшению экологической профессионально-педагогической компетентности посредством углубления и расширения системы специальных экологических знаний; формирования навыков практической экологической деятельности, связанной с разработкой программ выхода из экологической ситуации; теоретической модели решения конкретной экологической программы.
Литература
1. Линенко, О.А. Формирование экологического сознания студентов технического вуза : автореф. дисс. ... докт. пед. наук / О.А. Линенко. - Астрахань, 2009. - 54 с.
2. Назаренко, А.В. Региональные проблемы рационализации ресурсопользования : монография / А.В. Назаренко. - Ульяновск, 2002. - 158 с.
3. Папуткова, Г.А. Компетентностно-профессиональное экологическое образование студентов в вузе : автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Г.А. Папуткова. - Нижний Новгород, 2008. - 54 с.
4. Пистунова, Л.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза : автореф. дисс. ... канд. пед. наук /Л.Е. Пистунова. - Кемерово, 2006. - 23 с.
5. Роговая, О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.Г. Роговая. - СПб., 2007. - 22 с.
Bibliography
1.Linenko, O.A. Formation of ecological consciousness of students of technical college: abstract of thesis ... doct. of ped-cs / Island. A.Linenko. - Astrakhan, 2009. - 54 p.
2.Nazarenko, A.V. The regional problems of rationalization of resource use: monograph / A.V. Nazarenko. -Ulyanovsk, 2002. - 158 p.
3.Paputkova. A. Competence-based and professional ecological education of students in higher educational institution: abstract of thesis ... doct. ofped-cs/G. A.Paputkova. - Nizhny Novgorod, 2008. - 54 p.
4.Pistunova, L.E. Formation of students ecological competence in higher education institution: abstract of thesis ... cand. ofped-cs/L.E. Pistunova. - Kemerovo, 2006. - 23 p.
5. Horn, O.G. Formation of ecological-pedagogical competence of the expert in the sphere of education: abstract of thesis ... doct. ofped-cs / Island. - SPb. 2007. - 22 p.
Статья поступила в редакцию: 25.10.2013 г.