УДК 37.01(075) DOI 10.14526/22_2015_22
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
А.И. Колесник - студентка Ульяновский технический университет, Ульяновск
THEORETICAL AND METHODICAL SUBSTANTIATION OF STUDENTS' ECOLOGICAL UPBRINGING IMPORTANCE
A.I. Kolesnik - student Ulyanovsk Technical University, Ulyanovsk
e-mail: kolesnik. 65@mail. ru
Ключевые слова: студенты, природопользование, экологическое самосознание, условия, критерии оценки.
Аннотация. Современный этап общественного развития характеризуется катастрофическим состоянием окружающей природы, обусловленным потребительским отношением к среде обитания; нерациональным использованием природных ресурсов и устаревших технологий, отсутствием очистных сооружений. Сложившаяся ситуация требует пересмотра характера взаимоотношений человека и природы. Цель данного исследования заключается в теоретическом и методологическом обосновании необходимости обеспечения условий для экологического воспитания как фактора, определяющего гармонизацию отношений человека и природы. Основной задачей экологического воспитания является формирование потребности в экологическом самовоспитании, обеспечивающем высокий уровень личной ответственности за состояние среды обитания. Экологическое самовоспитание представляет собой сложный, многоаспектный процесс, обусловленный влиянием семьи, школы, вуза, общественных организаций, средств массовой информации.
Материал: теоретическое и методологическое обоснование условий для экологического воспитания учащейся молодежи.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных.
Результаты. В данной статье предлагается решение экологической проблемы путем формирования потребности в экологическом самовоспитании. Автором сформулированы условия для экологического самовоспитания, система задач; определено его содержание, формы, критерии оценки уровня сформированности. Экологическое самовоспитание рассматривается как результат хорошо организованного экологического воспитания, направленного на формирование экологической культуры, низкий уровень которой является одной из причин возникновения экологических проблем. Выявлены наиболее важные этапы формирования экологического самовоспитания, на которых формируются устойчивые привычки природоохранной и природ защитной деятельности и личностно-
ориентированные мотивы экологической деятельности преобразуются в социально-значимые. Разработаны критерии оценки уровня сформированности экологического самовоспитания, ведущими из которых являются уровень проявления убеждения в значимости экологической деятельности с целью самореализации; сформированности экологических идей, понятий; потребность в усвоении новых экологических знаний, активной экологической деятельности.
Заключение. Экологическое самовоспитание является важным компонентом экологической культуры; его развитие и совершенствование необходимо рассматривать в качестве определяющего условия смены потребительского отношения к природе на природоохранное и природ сберегающее. Экологическое воспитание и экологическое самовоспитание призвано формировать модель поведения человека при общении с природой, направленную на его духовно-нравственное развитие.
Keywords: students, ecosystem exploitation, ecological self-actualization, conditions, evaluation criteria.
Annotation. A modern stage of society development is characterized by the catastrophic state of environment, which is conditioned by the consumer's attitude to environment; by an irrational use of natural resources and old technologies, by the absence of sewage disposal plants. This situation demands the change of interaction character between a man and nature. The aim of this research work is to substantiate theoretically and methodically the necessity to create conditions for an ecological upbringing as the factor, which determines the relations harmonization between a man and nature. The main aim of an ecological upbringing is a need formation for an ecological self-upbringing, which provides a high level of a personal responsibility for environment state. An ecological self-upbringing is a difficult, multifold process, which is conditioned by the influence of a family, school, a higher educational establishment, civil society organization, mass media
Material: a theoretical and methodical substantiation of the conditions for an ecological upbringing of students.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, a questionnaire survey, statistical data manipulation.
Results. The article offers the solution to an ecological problem by means of a need formation for an ecological self-upbringing. The author formulated the conditions for an ecological self-upbringing, the system of objectives; defined its content, forms, evaluation criteria of formation level. An ecological self-upbringing is considered as the result of a well-organized ecological upbringing, directed at an ecological culture formation, a low level of which is the reason for ecological problems. The most important stages of an ecological self-upbringing formation are defined with the help of which steady habits of nature protection activity are formed and personality-oriented motives of an ecological activity are transformed into socially-important ones. The evaluation criteria of an ecological self-upbringing level are created, the leading among which is the level of a belief demonstration in the importance of an ecological activity for self-actualization; the formation of ecological ideas, notions; the need for new ecological knowledge, an active ecological activity.
Conclusion. An ecological self-upbringing is an important component of an ecological culture; its development and perfection is necessary to consider as the main condition for a consumer's attitude to nature change on the nature protective attitude. An ecological upbringing and an ecological self-upbringing are to form the model of behavior during interaction with nature, which is directed at its spiritual-moral development.
Актуальность. Исходя из системы градации состояния природы:
естественное, равновесное, кризисное, критическое, катастрофическое и на грани коллапса, по мнению И.И. Веревичева,
2001, современное состояние является катастрофическим. Резкое сокращение запасов пресной воды в мире; лесов, обеспечивающих чистоту воздуха; загрязнение земли, продуктов питания и т.д. обусловили значительное ухудшение здоровья людей, исчезновение ряда видов животных, ценных лекарственны растений; уменьшение рыбы. Локальные экологические кризисы сменились общемировым, что представляет угрозу существованию человечества.
Сложившаяся ситуация требует пересмотра характера взаимоотношений человека и природы. Сформированное в течение длительного времени
потребительское отношение к
окружающей среде привело к резкому ухудшению ее параметров. Общество далеко не сразу осознало, что потребительское отношение к природе завело человечество в тупик.
Многие исследователи (Н.М. Мамедов,1996; С.Г. Гильмиярова, 2002; Л.Е. Пистунова,2006; О.Г. Роговая,2007; Г.А. Папуткова, 2008; А.В. Назаренко, 2013) убеждены, что выход из катастрофического состояния возможен при смене потребительского отношения к внешнему миру на природоохранное и природозащитное. Это возможно путем формирования экологической культуры, организации целенаправленного
экологического воспитания, результатом которого должно явиться экологическое самовоспитание.
Цель данной работы состоит в теоретическом и методологическом обосновании необходимости обеспечения условий для экологического
самовоспитания как фактора,
определяющего гармонизацию отношений человека и природы.
Задачи: 1. Разработать задачи, содержание и критерии оценки экологического самовоспитания.
2. Проверить эффективность данной системы экологического самовоспитания в ходе педагогического эксперимента.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы,
педагогический эксперимент,
тестирование, анкетирование,
статистическая обработка данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Развитие общества в ХХ и XI веках сопровождалось использованием огромного количества природных сырьевых ресурсов, из которого своевременно перерабатывалась только незначительная часть. Остальная масса оставалась на поверхности земли, разрушаясь и загрязняя среду обитания вредными продуктами распада. Такое нерациональное отношение к не восполняемым природным материалам обусловило нарушение сбалансированного кругооборота ресурсной массы и энергии, создало предпосылки для деградации окружающей природы: сокращаются запасы ряда металлов, химического сырья, леса, сельскохозяйственных земель.
До настоящего временив большинстве добывающих,
металлургических, химических и других перерабатывающих и обрабатывающих отраслях промышленности заводы работают на морально устаревшем оборудовании по несовершенным технологиям, что приводит к перерасходу сырья, загрязнению воздуха, воды, земли промышленными отходами.
В.И. Вернадским (1991) сформулирована необходимость
формирования кругооборотной системы функционирования общества,
представляющей экологически замкнутую систему жизнеобеспечения, при котором товарно-материальные ценности,
использованные в одном цикле, становятся сырьем для следующего. Следовательно, степень эффективности использования природных ресурсов и качество основных параметров среды обитания (воздуха, воды, земли и т.д.) будут определять уровень экономического и социального развития общества. В связи с этим особую остроту приобретают проблемы подготовки специалистов в сфере
рационального природопользования и ресурсопользования. В таких сферах государственной важности как
планирование, экономика, управление утилизацией и использование
производственных и бытовых отходов не проводятся фундаментальные
исследования. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития экологического мышления, экологической культуры и экологического воспитания -базиса для формирования современного, масштабного экономического образования.
Это обусловливает потребность общества в сопряженном социально-экономическом и экологическом образовании, призванном принципиально изменить его целевую установку и обеспечить тотальную экологизацию жизнедеятельности людей. Современное образование призвано способствовать становлению общества с высоким уровнем технологической и экологической культуры, обеспечивающей рациональное взаимоотношение общества и природы. Одной из основных функций образования является воспитание, так как усвоение системы знаний о среде обитания формирует определенное к ней отношение.
Экологическое воспитание
призвано формировать модель поведения человека при общении с природой, направленную на его духовно-нравственное развитие, определяющее меру личной ответственности за состояние среды обитания. Основной задачей экологического воспитания является гармонизация отношений индивида с природой путем организации постоянного общения с внешней средой, в процессе которого выявляется острое противоречие между созидательным, эстетическим воздействием природы на внутренний мир людей (одухотворяющее цветение весной деревьев, наклонивших свои пышные кроны к зеркальной глади реки; бездонная глубина летнего неба, багровые переливы заката и др.) и разрушающим влиянием общества на среду обитания (оползни крутых берегов; обмелевшее русло ручья,
заваленное бытовыми отходами; городские свалки за кольцевой дорогой; черные клубы дыма из труб промышленных предприятий и т.д.).Красота природы улучшает психо-эмоциональное состояние, повышает самооценку, уверенность в себе, потребность в практической деятельности в природоохранной и природозащитной сфере.
Под экологическим воспитанием понимается специально организованный, целенаправленный процесс
педагогического воздействия на личность, обеспечивающий формирование навыков рационального взаимодействия с природой, способствующего ее сохранению и устойчивому развитию. Главной задачей экологического воспитания является формирование потребности в экологическом
самовоспитании, мерилом оценки которого выступает высокий уровень личной ответственности за состояние среды обитания.
В процессе экологического самовоспитания человек не только познает окружающий мир, но и самого себя, свои возможности, способности, намерения. Ценность данной формы
самосовершенствования состоит в том, что только при самовоспитании усвоенные экологические знания становятся личными убеждениями. Эффективность
экологического самовоспитания
обусловлена возможностью
самоутверждения при общении с окружающими людьми в ходе решения экологической проблемы.
Самоутверждение в процессе
экологической деятельности
детерминировано способностью к самоорганизации, отстаиванию
собственной позиции по вопросам отношения к природе, готовностью к практической экологической деятельности.
Задачами экологического
самовоспитания являются:
- концентрация сознания воли для выявления недостающих духовно-нравственных качеств, способствующих
повышению эффективности экологической деятельности;
- формирование готовности показывать личный пример в бережном отношении к природе;
- целенаправленное развитие духовных потребностей в общении с природой, понимание ее мощного эстетического воздействия на личность; оздоровительного влияния, повышения познавательных процессов: мышления, аналитических способностей и др.;
- стремление к научному познанию мира, овладению экологической культурой;
- способность к организации деятельности людей для решения экологической проблемы.
Самовоспитание в сфере общения и взаимодействия с окружающей природой обеспечивает осознание опыта
взаимодействия предшествующих
поколений со средой обитания, обеспечивающего ее способность к самовосстановлению; познанию
закономерностей влияния природы на человека и людей на внешний мир; накоплению как отрицательных, так и положительных примеров воздействия общества на природу. Экологическое самовоспитание представляет собой сложный, многопараметрический процесс, обусловленный влиянием семьи, школы, общественных организаций, средств массовой информации. Самовыражение имеет значительную протяженность во времени, его результаты проявляются в практической деятельности,
обусловленной сложившейся
экологической ситуацией.
Одной из особенностей
экологического самовоспитания как процесса самосовершенствования является неравномерность развития: от этапа первоначального накопления системы специальных знаний, впечатлений о состоянии окружающей природы, формирования личной оценки параметров среды обитания до сформированности личных убеждений, представлений,
взглядов и идей по решению той или иной экологической проблемы.
Наиболее важным этапом формирования экологического
самовоспитания необходимо считать глубокое усвоение закономерностей и принципов развития природы;
взаимовлияния людей на среду обитания и природы на общество. На данном этапе формируются устойчивые привычки природоохранной и природозащитной деятельности; личностно ориентированные мотивы экологической деятельности преобразуются в социально значимые.
Следующий этап
совершенствования процесса
экологического самовоспитания
характеризуется формированием навыков самовыражения, путем изложения основных тезисов программы решения возникшей экологической ситуации. Высший этап самовоспитания в сфере природоохранной и природозащитной деятельности отличается реализацией умений и навыков разработки алгоритма решения сложной экологической проблемы; готовностью взять на себя ответственность за решение поставленной задачи. Направленность экологического самовоспитания определяется задачами и содержанием экологического воспитания, в процессе которого выявляются:
- перспективные и близлежащие задачи экологической деятельности;
- способы осуществления постоянного мониторинга состояния окружающей природы;
- формы получения и переработки информации об изменении параметров среды обитания;
- разновидности общения с природой;
- промышленные и сельскохозяйственные предприятия для оценки степени их негативного влияния на окружающую среду;
- источники изучения передового опыта зарубежных стран о восстановлении природных объектов, охране и защите природы;
- пути усвоения и творческого использования достижений развитых государств по рациональному природо- и ресурсопользованию.
Разнообразная, насыщенная
интересами, содержательными
мероприятиями, хорошо организованная экологическая деятельность является ведущим условием формирования экологического самовоспитания.
Основными методами экологического самовоспитания являются:
- самонаблюдение;
- самоанализ;
- активизация индивидуальной экологической деятельности;
- сопоставление достигнутых результатов с затраченным временем и усилиями;
- самооценка эффективности труда.
Важнейшим условием
формирования экологического
самовоспитания является организация систематической, планомерной
природозащитной и природоохранной деятельности, в ходе которой индивид осознает собственную социальную сущность, оценивает свой вклад в решение экологических проблем. Сущность экологического воспитания состоит в том, чтобы посредством субъективных факторов: формирования экологического мировоззрения, экологической культуры; целенаправленного развития логического и творческого мышления, аналитических способностей; повышения духовно-нравственного развития - преобразовать стихийный процесс становления экологического самовоспитания в организационный, управляемый.
Процесс экологического воспитания необходимо рассматривать как систему тщательно продуманных педагогических воздействий, обеспечивающих
формирование экологического сознания, экологического мышления, органически сочетаемых с другими видами деятельности. Это позволяет включать индивида в сознательную, активную экологическую деятельность, результаты
которой являются стимулом для преобразования коллективной
экологической деятельности в
индивидуальную в соответствии с личностными убеждениями, идеями, взглядами.
Анализ специальной литературы, материалы собственных исследований, позволили разработать следующие критерии оценки уровня
сформированности экологического
самовоспитания:
- уровень проявления убеждения в значимости экологической деятельности с целью самореализации;
- сформированность экологических идей, понятий;
- способность к выявлению истинных ценностей окружающей природы;
- степень развития познавательных способностей в сфере экологии;
- потребность в усвоении новых экологических знаний, активной экологической деятельности.
Для проверки эффективности предложенной нами системы
экологического самовоспитания,
предусматривающей задачи, содержание и критерии оценки, нами был проведен педагогический эксперимент с участием 52 студентов технического вуза. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 26 человек в каждой.
Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень сформированности
экологического самовоспитания путем сопоставления самооценки и экспертной оценки. Так, уровень проявления убеждения в значимости экологической деятельности с целью самореализации у студентов определялся путем
анкетирования. Анкета включала следующие вопросы:
1. Хотели бы Вы посвятить свою профессиональную деятельность
экологии?
2. Насколько, на Ваш взгляд, актуальной является экологическая деятельность?
3. Считаете ли Вы возможным реализовать свои возможности и способности в сфере экологии?
4. Располагаете ли Вы необходимыми задатками для успешной экологической деятельности?
5. Является ли для Вас привлекательной экологическая деятельность?
6. В каком состоянии, по Вашему мнению, находится сейчас окружающая нас природа?
7. Есть ли, на Ваш взгляд, в стране условия для устойчивого экономического развития?
8. Почему, по Вашему мнению, разразился мировой экологический кризис?
9. Может ли наша страна, на Ваш взгляд, самостоятельно выйти из экологического кризиса?
10. Должен ли, по Вашему мнению, каждый человек участвовать в экологической деятельности?
Обработка анкет показала, что ни один респондент не готов к активной сознательной экологической деятельности. Будущие педагоги считают, что в данной сфере должны трудиться специалисты по экологии.
В ходе устной беседы нами выявлялась степень готовности будущих учителей к разработке идей в сфере экологии; раскрытия, уточнения, формулировки существующих,
общепринятых и новых понятий. Все опрошенные не проявили интереса к обсуждению данной проблемы.
В ответах на вопрос «Готовы ли Вы к выявлению истинных ценностей окружающей природы?» респонденты подчеркнули большую оздоровительную значимость природы, ее огромные возможности для активного отдыха, развития познавательных способностей; зависимость состояния экономики от природных ресурсов.
Возможности экологии для развития познавательных способностей респонденты оценили на одном уровне с другими общеобразовательными
предметами. О потребности будущих учителей в усвоении новых экологических знаний, активной экологической деятельности заявили 7,8% опрошенных.
Анализ письменных и устных ответов будущих педагогов в форме анкетирования, беседы, интервьюирования показал, что исходная оценка степени готовности к экологическому
самовоспитанию составила (в баллах):
- по результатам самооценки -2,42±0,15 балла;
- по результатам экспертной оценки - 2,07± 0,21балла.
В контрольной группе учебный процесс осуществлялся в соответствии с учебным планом, в экспериментальной группе была организована экологическая деятельность, в ходе которой перед студентами ставились конкретные задачи; сообщались интересные данные, факты, ситуации, характеризующие состояние природы в регионе, стране и в мире; организовывались систематические
выезды на природу в различных формах, экскурсии, прогулки, походы, во время которых будущие учителя оценивали состояние внешней среды.
В ЭГ большое внимание уделялось посещению промышленных и
сельскохозяйственных предприятий
различного профиля и уровня с целью ознакомления с технологией
использования очистных сооружений, их влияния на окружающую природу. Студенты ЭГ получали информацию об истории возникновения экологии как самостоятельной науки, этапах ее развития, задачах и содержании экологической деятельности. В ЭГ проводились дискуссии, обсуждались вопросы по организации и эффективности экологической деятельности с
приглашением ведущих специалистов по экологии.
После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка степени готовности будущих педагогов к экологическому
самовоспитанию. Результаты
исследования показали, что улучшение показателей произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ они были существенно выше. Так, если у студентов КГ самооценка готовности к экологическому самовоспитанию
повысилась на 2,45% (р>0,05), экспертная оценка возросла на 3,82% (р>0,05), то в ЭГ, соответственно, самооценка улучшилась на 34,6% (р<0,05); экспертная оценка - на 32, 9% (р<0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что степень готовности будущих специалистов к экологическому самовоспитанию определяется уровнем организации экологического воспитания, в
Литература
1. Веревичев И. И. Философия ноосферы. Любищевские чтения (сборник докладов) / отв. ред. А. Н. Марасов. - Ульяновск, УГПУ им. И.Н.Ульянова, 2001. - С. 55-57.
2. Гильмияров, С. Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. Г. Гильмияров. - Уфа. - 2002. - 52 с.
3. Линенко, О. А. Формирование экологического сознания студентов технического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. А. Линенко. - Астрахань. - 2009. - 54 с.
4. Мамедов, Н. М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. - М. :Изд-во ОЭФИА,1996. - 50 с.
5. Назаренко, А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения / А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2013. - № 2 (23). - С. 90-96.
6. Папуткова, Г. А. Компетентностно-профессиональное экологическое образование студентов в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г. А. Папуткова. - Нижний Новгород, 2008. - 54 с.
7. Пистунова, Л. Е. Формирование экологической компетентности студентоввуза :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Е. Пистунова. - Кемерово, 2006. - 23 с.
8. Роговая, О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в
процессе которого используются разнообразные активные формы, ставятся последовательно усложняющиеся задачи с учетом возрастных, фено- и типологических особенностей; уровня развития восприятия, внимания, мышления и аналитических способностей;
сформированности системы
специфических экологических знаний. Разработанные критерии оценки готовности к экологическому
самовоспитанию дают возможность выявить степень его сформированности, найти эффективные способы повышения его показателей. Экологическое самовоспитание является важным компонентом экологической культуры; его развитие и совершенствование необходимо рассматривать в качестве определяющего условия смены потребительского отношения к природе на природоохранное и природосберегающее.
области образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Роговая. - СПб., 2007. - 22 с.
References
1. Verevichev, I. I. Philosophy of noosphere. Lybischev readings (collectionofreports) / editorA. N. Marasov. - Ulyanovsk, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, 2001. - P. 5557.
1. Gilmiyarov, S. G. Constant ecological
education of the future teachers in Russia and the USA :abstract of dissertation of the doctor of pedagogics / S. G. Gilmiyarov. - Ufa, 2002. - 52 p.
2. Linenko, O. A. Anecological consciousness formation of the technical University students : abstract of dissertation of the doctor of pedagogics/ O. A. Linenko. - Astrakhan, 2009. - 54 p.
3. Mamedov, N. M. Culture, ecology, education / N. M. Mamedov. - Moscow : OEFIApublishing house, 1996. - 50 p.
4. Nazarenko, A. V. Methodological substantiation of teachers' professional training development to the skills of nature protection formation / A. V. Nazarenko // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. -2013. - № 2 (23). - P. 9096.
5. Paputkova, G. A. Competence based professional ecological education of students in a higher educational establishment : abstract of dissertation of the doctor of pedagogics / G. A. Paputkova. - Nizhni Novgorod, 2008. - 54 p.
6. Pistunova, L. E. An ecological competence formation of higher educational establishment students
: abstract of dissertation of the doctor of pedagogics / L. E. Pistunova. - Kemerovo, 2006. - 23 p.
7. Rogovaya, O. G. An ecological-pedagogical competence formation of a specialist in the sphere of education : abstract of dissertation of the doctor of
pedagogics / O. G. Rogovaya. - Saint Petersburg, 2007. - 22 p.
Статья поступила в редакцию: 25.02.2015г.