Научная статья на тему 'Управление мотивационной сферой будущих учителей в области экологии'

Управление мотивационной сферой будущих учителей в области экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко А.В.

Отношение будущих педагогов к будущей педагогической деятельности, усвоение навыков формирования экологической культуры у детей, подростков и учащейся молодежи в значительной мере зависят от степени сформированности мотивов экологической деятельности будущих педагогов. Основополагающим фактором качественного улучшения мотивационной деятельности студентов педагогических вузов является понимание истинного положения агропромышленного комплекса страны, а также особенностей организации деятельности развитых стран в сфере природои ресурсопользования, защиты окружающей среды, сумевших обеспечить промышленность современными технологическими комплексами безотходного производства. В статье представлены данные, свидетельствующие о совершенствовании управления мотивационной сферой будущих учителей в области экологии, что позволило сформировать у значительного большинства студентов ценностно-ориентированные мотивы экологической деятельности и активную гражданскую позицию в решении проблемы, связанной с выходом страны из экономического, экологического и социального кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление мотивационной сферой будущих учителей в области экологии»

УДК 378:502/504:006

УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРОЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

А. В. Назаренко - кандидат экономических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им.

И. Н. Ульянова Ульяновск

MANAGEMENT OF THE ECOLOGY FUTURE TEACHERS MOTIVATIONAL SPHERE

A.V. Nazarenko - candidate of economic science, associate professor I.N. Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena_funina@mail .ru

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, экологическая культура, природосбережение, природопользование, мотивация, педагогический эксперимент.

Аннотация. Отношение будущих педагогов к будущей педагогической деятельности, усвоение навыков формирования экологической культуры у детей, подростков и учащейся молодежи в значительной мере зависят от степени сформированности мотивов экологической деятельности будущих педагогов. Основополагающим фактором качественного улучшения мотивационной деятельности студентов педагогических вузов является понимание истинного положения агропромышленного комплекса страны, а также особенностей организации деятельности развитых стран в сфере природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды, сумевших обеспечить промышленность современными технологическими комплексами безотходного производства. В статье представлены данные, свидетельствующие о совершенствовании управления мотивационной сферой будущих учителей в области экологии, что позволило сформировать у значительного большинства студентов ценностно-ориентированные мотивы экологической деятельности и активную гражданскую позицию в решении проблемы, связанной с выходом страны из экономического, экологического и социального кризиса.

Keywords: professional training, future teachers, ecological culture, nature saving, ecosystem exploitation, motivation, pedagogical experiment.

Annotation. The attitude of the future teachers to teaching and mastering the skills formation ecological culture of children, teenagers and students depends mainly on the degree of formation of the motives of the future teachers' ecological activity. The main factor of the qualitative improvement of motivational activity of the pedagogical University students is the awareness of the real state of the agricultural sector in the country and also understanding of the activity organization peculiarities of the developed countries in the sphere of nature and resources management, environment protection, which provide industry with modern technological complexes of non-waste production. The article gives the data which testify to the improvement of motivational sphere management of the ecology future teachers. This gave an opportunity to form value -oriented motives of

ecological activity of a great number of students and active civic viewpoint in solving the problem of overcoming the economic, ecological and social crisis.

Резкое ухудшение экологического состояния окружающей среды, обусловленное нерациональным преобразованием биосферы, без предварительной разработки стратегии экономического и социального развития страны привело современное общественное производство в тупик, выход из которого требует подготовки новых компетентных субъектов социальной структуры со сформированными ценностными ориентациями в экологии [1].

Взаимодействие человека и природы в условиях непрерывного роста промышленного производства с существующими разнообразными многоотходными технологиями достигло критического состояния, что обусловило необходимость выдвижения на первый план подготовку специалистов, способных к экологическому просвещению разных групп населения, без которого люди не в состоянии осознать масштабность экологического кризиса.

При отсутствии специалистов, готовых взять на себя решение задач по выводу страны из экономического, экологического и социального тупика, данную функцию должны взять на себя педагоги, главное содержание деятельности которых направлено на формирование разносторонней личности, способной к управлению народным хозяйством в ближайшее время. Критическое состояние промышленности, сельского хозяйства обусловлено неконтролируемыми объемами изъятия из природной среды разнообразных ресурсов, лишь незначительная часть которых использовалась для целей народного хозяйства, а вся остальная масса осталась на поверхности, загрязняя и разрушая среду обитания. Такой подход привел, с одной стороны, к резкому ухудшению экологического состояния среды обитания, с другой стороны, к исчезновению целого ряда различного вида сырья, необходимого для промышленности. Это, в совокупности, при отсутствии современных технологий организации промышленного производства, высокотехнологического оборудования и приборов делают отечественную промышленность нерациональной.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование необходимости формирования мотивационной сферы выпускников педагогических вузов в области экологического просвещения.

Задачи: 1. Выявление эффективных способов преобразования личностноориентированной мотивации в общественно значимую.

2. Установление динамики показателей сформированности мотивационной сферы у будущих учителей.

Стратегической траекторией выхода России из масштабного кризиса является создание эффективной системы замкнутого производства «наука-техника-технология-производство» с интегрированной реализацией отечественного опыта в отраслях ВПК и уникальных мировых достижений ряда стран (США, Японии, Европы, Китая и др.). Организационно-функциональная сущность «полного цикла создания продукта», несистемно используемого в России в рамках существовавшего ранее общественно-экономического устройства и практически нивелированного в современной системе хозяйствования, заключается в реализации принципа «автотрофности», по Вернадскому В.И., и в соответствии с концепцией «устойчивого развития, по рекомендациям международной конференции» по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992 года (рис. 1). Каждый продукт в процессе производства проходит следующие этапы: 1 - исследование; 2 - проектирование ;3 - технология; 4 - изготовление; 5 - реализация, после чего наступает последний, 6 этап: «ликвидация - прекращение своего существования».

Применение данного цикла в развитых странах обусловливает развитие, однако в России ряд существенных отличий в прохождении цикла создания продукта приводит к экономическому, экологическому и социальному регрессу. В современных рыночных условиях ведущий этап - исследование, кардинально изменился. Сегодня исследования по созданию нового продукта, начиная от инновационной идеи, определяются пятым этапом в системе марке-

тинга. Исследователь больше не является монополистом в формировании тенденций и компонентов научно-технического прогресса; его деятельность подчинена потребностям субъектов, реализующих готовый продукт. Но производитель для обеспечения устойчивого положения на рынке осуществляет своевременную коррекцию производственных процессов, побуждая к этой деятельности исполнителей производственного цикла на первых трех этапах [3, 4].

Такой подход позволяет крупным зарубежным компаниям создавать мощный комплекс НИОКР, объемы производства которого составляют значительную долю от совокупного объема продаж (от 3,5 до 9-14%). В то же время создание НИОКР на огромном количестве малых предпринимательских фирм в рыночной системе хозяйствования осуществляется частными научно-исследовательскими, аналитическими, конструкторскими, технологическими, консалтинговыми и другими компаниями с высоким интеллектуальным ресурсом. В России такой вид хозяйствования находится в зачаточном состоянии. На многих отечественных предприятиях системы НИОКР составляют незначительный удельный вес в общем объеме производственной деятельности; на большей части производств данная система отсутствует.

Это свидетельствует о необходимости изменения стратегии хозяйствования в стране. Для начала требуется установить в законодательном порядке создание подразделений, осуществляющих научно-техническую деятельность. В то же время в стране растет количество промышленных объектов, разрабатывающих собственные программы модернизации производственного процесса, что позволило им успешно выйти на международную арену и конкурировать с зарубежными фирмами. Однако эти достижения отдельных фирм должны быть взяты на вооружение с тем, чтобы вывести экономику народного хозяйства на мировой уровень.

Одной из важных задач педагогов является изучение и обобщение передового опыта производственной деятельности в масштабах страны и за рубежом для создания общего представления об экономическом, экологическом и социальном положении страны и создания условий для модернизации народного хозяйства в масштабах своего государства.

Педагоги призваны взять на себя важнейшую просветительско-пропагандистко-образовательную функцию в связи с отсутствием в стране специалистов, способных к реализации данной задачи. По мере модернизации промышленного производства в масштабах страны будет формироваться система подготовки ведущих специалистов по рациональному природо и ресурсопользованию, охране окружающей среды, которая сменит педагогов на данном поприще [2, 5, 6].

Ведущим мотивом к активной гражданской позиции в области экологии является понимание того факта, что только фундаментальное переустройство экономической и экологической политики позволит России сохранить себя как государство и пойти по пути развития. Осознание и глубокое убеждение в своей просветительской и мобилизующей миссии является основой совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Педагоги должны хорошо понимать: от эффективности их деятельности в области экологии, рационального природосбережения и ресурсопользования зависит уровень образованности выпускников общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений различного типа.

Одним из важных показателей уровня сформированности мотивационной деятельности студентов педагогических вузов является степень их активной практической деятельности по организации экологического просвещения, формирования экологического сознания и экологического мышления детей, подростков и учащейся молодежи. Основы этой деятельности закладываются в процессе изучения спецкурса «Формирование навыков природо - и ресурсосбережения как структурный компонент профессиональной подготовки будущих педагогов» и педагогической практики, во время которой будущие учителя усваивали навыки ор-

ганизации и проведения деятельности по формированию первоначальных знаний в сфере экологии, раскрывающих зависимость человека от состояния среды обитания.

Посещение студентами различных промышленных предприятий, ознакомление с технологическими процессами, обеспечивающими объемы и виды промышленных отходов,

и их выброс в атмосферу, оказали большое влияние на осознание собственной, личной ответственности за уровень развития промышленности в стране. Реализация активной жизненной позиции по данной проблеме находит свое осуществление в сфере экологического просвещения; разъяснения зависимости качества жизни от экономической, экологической и социальной политики государства; необходимости контроля народа за действиями всех уровней властных структур в сфере ресурсопользования и ресурсосбережения.

Апробировав формы, средства и методы формирования экологического сознания и экологического мышления в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, будущие учителя целенаправленно готовятся к совершенствованию деятельности в области экологии после окончания педагогического вуза в условиях предстоящего места работы.

По мере совершенствования профессиональной деятельности в сфере природо- и ресурсо-пользования, защиты окружающей среды у студентов педагогических вузов качественно менялась сфера мотивационной деятельности. С ростом объема и качества знаний в данной сфере соответственно повышался уровень личной причастности к процессам, происходящим в промышленности и народном хозяйстве, продолжающих свое негативное воздействие на окружающую среду.

Выявляя конкретные факты грубых нарушений экологического взаимодействия с природой, будущие учителя усваивали новые формы деятельности, направленные на защиту природной среды: приглашение журналистов с активной гражданской позицией на научные форумы с обсуждением экологических проблем, созданных тем или иным промышленным предприятием, фирмой или компанией; вынесение данных фактов на суд общественности; выпуск специальных экологических бюллетеней, организация общественного движения за охрану окружающей среды и т.д.

Содержание этой работы, ее направленность, активность и результативность свидетельствуют о качественном преобразовании личностно-ориентированных мотивов в социально-значимые, значительно расширяющие сферу профессионально-педагогической деятельности будущих учителей в области экологии. Они выявляют новые, более эффективные формы, средства и методы экологического просвещения, формирования экологической культуры детей, подростков и учащейся молодежи; совершенствования традиционных форм путем изменения условий их применения. Так, при организации экскурсий в природную зону с критическим состоянием ее в плане экологии, учитель совместно с учащимися не только констатируют сам факт разрушительного воздействия близлежащих промышленных предприятий на данную территорию, но и выявляют возможные пути выхода из создавшегося положения, предусматривают необходимость консультации со специалистами по экологии и экономике; формы обращения к властным структурам и общественным организациям для осуществления действенных мер по исправлению данной ситуации.

Для выявления динамики показателей сформированности мотивационной сферы у будущих учителей в области природосбережения и ресурсопользования был проведен педагогический эксперимент с участием 86 студентов различных факультетов педагогического университета. Были организованы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), в каждой по 43 студента. В КГ педагогическая практика проводилась в соответствии с программой, в ЭГ осуществлялась система педагогических воздействий, направленных на совершенствование профессионально-педагогической деятельности в области экологии; управления мотивационной сферой, обусловливающей результативность работы по экологическому просвещению, формирования экологического сознания и экологического мышления у школьников среднего и старшего школьного возраста.

Перед началом педагогического эксперимента выявлялись мотивы деятельности студентов КГ и ЭГ в сфере экологии. В процессе беседы было выяснено следующее. Участники педагогического эксперимента, как КГ, так и ЭГ, считали, что формирование экологической культуры у детей, подростков и учащейся молодежи способствует расширению и творческому обогащению содержания педагогической деятельности учителя; повышает его статус как компетентного специалиста с государственным мышлением.

Степень различий в понимании функций экологического просвещения у студентов-практикантов КГ и ЭГ не имела существенных различий (р>0,05). В процессе педагогической практики студенты ЭГ выполняли задания, направленные на уточнение, расширение и углубление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения спецкурса. Будущие учителя усваивали навыки организации и проведения различных мероприятий с учащимися своих классов, направленных на ознакомление с экологической ситуацией в городе и области путем организации и проведения экскурсий, походов одного дня с целевым назначением: изучением особенностей взаимодействия конкретного промышленного объекта со средой обитания, позицией руководства данного предприятия по вопросам защиты окружающей среды и нейтрализации вредных выбросов в атмосферу.

Будущие учителя ЭГ проводили тематические беседы, клубные встречи с известными деятелями природозащитных организаций; использовали другие активные формы воспитания экологической культуры школьников. Большое внимание в ЭГ уделялось формированию навыков установления взаимоотношений с родителя учащихся для установления взаимодействия семьи и школы с целью совместного воспитания экологического сознания и экологического мышления. Целенаправленное выступление с сообщениями на родительском собрании по проблемам экологии; организация и проведение совместных мероприятий экологического характера способствовали установлению единых взглядов семьи и школы на решение проблемы выхода общества из экологического кризиса.

После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка мотивов деятельности студентов-практикантов КГ и ЭГ, в ходе которой выяснилось, что в КГ понимание функции педагога в сфере экологии существенно не изменилось (р>0,05). Будущие учителя по- прежнему считают престижным, кроме своих непосредственных обязанностей по обучению конкретной учебной и научной дисциплине, проявить свою компетентность в сфере природосбережения и ресурсопользования. В ЭГ - 59,4% будущих учителей считают необходимым дальнейшее совершенствование своей профессионально-педагогической деятельности в области экологии, так как экономическое, экологическое и социальное состояние общества требует активного вмешательства компетентных людей для кардинального изменения сложившейся ситуации. Это свидетельствует о росте гражданской ответственности студентов-практикантов, преобладании социально-значимых мотивов; 32% студентов считают, что педагоги должны оказывать посильную помощь специалистам по экологии при решении задач экологического просвещения, формирования экологического сознания и экологического мышления у подрастающих поколений. 7,8% будущих педагогов остались при своем мнении, утверждая, что каждый педагог может принимать участие в решении экологических проблем только в рамках своего предмета.

Полученные данные свидетельствуют о большой сложности решения проблемы повышения компетентности будущих учителей в сфере рационального природо- и ресурсопользова-ния, защиты окружающей среды. Необходим поиск нетрадиционных средств, методов и форм экологического воспитания будущих педагогов с целью совершенствования их профессионально-педагогической подготовки в данной области. Результаты педагогического эксперимента показали, что применение активных форм обучения, связанных с посещением различных промышленных предприятий, оказывающих на окружающую среду значительное влияние как в положительном, так и в отрицательном отношении; обсуждение насущных вопросов выхода страны из экологического кризиса способствовали переориентировке мотива-

ционной деятельности студентов, становлению более выраженной гражданской позиции по отношению к экологическим проблемам.

Литература

1. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. - М. : Наука,1991. - 214 с.

2. Голованова, Е. Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников / Е. Н. Голованова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 264-271.

3. Дроздовский, Э. Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития : учеб. пособие / Э. Е. Дроздовский, Е. С. Баландин, А. В. Назаренко. - Ульяновск : УлГТУ,1999. - 130 с.

4. Назаренко, А. В. Региональные проблемы рационализации ресурсопользования / А. В. Назаренко : монография. - Ульяновск : УлГТУ, 2002. - 158 с.

5. Нестерова, А. А. Формирование эколого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования : автореф. дис. ... канд.пед.наук / А. А. Нестерова. - Чебоксары, 2011. - С. 12-14.

6. Папуткова, Г. А. Концептуальная модель компетентностно-ориентированного профессионального экологического образования студентов в вузе / Г. А. Папуткова // Гуманизация образования : науч.-практ. между-нар. журнал. - 2008. - № 1. - С. 76-81.

Bibliography

1. Vernadskiy, V.I. Scientific conception as a planetary phenomenon/ V.I. Vernadskiy. - Moscow: Science, 1991. - 214 p.

2. Golovanova, E.N. Project work as a system of ecological culture formation of schoolchildren/ E.N. Golovano-va// Siberian pedagogical journal. - 2008. - № 14. - P. 264-271.

3. Drozdovskiy, E.E. Some principles of formation of the regional programms of stable development: manual/ E.E. Drozdovskiy, E.S. Balandin, A.V.Nazarenko. - Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University, 1999. - 130 p.

4. Nazarenko, A.V. Regional problems of rational use of resources/A.V. Nazarenko: monograph. - Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University, 2002. - 158 p.

5. Nesterova, A.A. Formation of ecology- pedagogical competence of the future preschool teachers: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogics/ A.A. Nesterova. - Cheboksary, 2011. - P. 12-14.

6. Paputkova, G.A. Conceptual model of competence oriented professional ecological education of University students/ G.A.Paputkova// Humanization of education: scientific- practical international journal. - 2008. - № 1. - P. 76-81.

Статья поступила в редакцию: 04.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.