Научная статья на тему 'Активные формы и методы экологического образования'

Активные формы и методы экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / FUTURE TEACHERS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / AN ECOLOGICAL WORLD VIEW / TO BE ECOLOGICALLY CONSCIOUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко А. В., Юганова Н. А.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что значительная часть будущих педагогов студентов педагогических вузов не владеет информацией о масштабах экономического, экологического кризиса в стране; причинах, его обусловливавших, и способах преодоления. Ухудшение экологической ситуации в стране требует выявления новых направлений и способов принципиального изменения характера взаимодействия человека со средой обитания. Методы исследования:анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Материалы. В данной статье рассматриваютсяактивные формы и методы экологического образования, способствующие воспитанию экологического мировоззрения и обеспечению готовности будущих учителей к практической экологической деятельности. В процессе эволюционного развития люди рассматривали природу как источник материального благополучия. Сформировавшееся потребительское отношение к окружающей среде обусловило ее деградацию в масштабах, поставивших человечество на грань выживания. Однако значительная часть населения, в силу недостаточной информированности, не осознало степени разрушительных процессов в природе, вне которой оно не может существовать. Сложившееся положение ставит перед необходимостью поиска новых направлений, обеспечивающих формирование экологического мировоззрения как основы для установления рациональных отношений с природой. Результаты и их обсуждение. В статье предлагаются активные формы и методы экологического образования, использование которых создает необходимые предпосылки для осознания полной зависимости человека от состояния среды обитания, а также взаимовлияния и взаимозависимости общества и природы. Результаты педагогического эксперимента показали, что существующая система экологического образования в общеобразовательных высших учебных заведениях не решает задач экологического просвещения, так как направлена на теоретическую подготовку, не обеспечивающую готовность школьников и студентов к экологической практической деятельности. Заключение. Применение активных форм и методов формирования экологического мировоззрения, личной позиции каждого индивида по вопросам взаимоотношений с природой, готовности к практической экологической деятельности позволяет решать одну из сложнейших проблем: переориентацию людей с потребительского отношения к окружающей среде на природозащитное и рациональное ресурспопользование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active forms and methods of an ecological education

Scientific-methodical literature analysis shows that a great part of the future teachers-students ofpedagogical Universities doesn 't have any information about the level of an economical, ecological crisis in the country; about the reasons which cause it and the ways to overcome this crisis. Worsening of an ecological situation in the country demands the revelation of new directions and ways of the interaction change between a man and environment. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, a questionnaire survey among the directors of industrial and agricultural enterprises. Materials. The article is about the active forms and methods of ecological education, which provide ecological world view upbringing and the future teachers' readiness to practical ecological activity. During the evolution process people used nature as the source of material well-being. The formed consumer's attitude to environment conditioned its degradation, which led people to the edge of survival. However, a great part of population, because of lack of awareness, doesn 't realize the degree of destructive processes in nature, without which it can't exist. This situation demands the search for new directions, which provide the formation of an ecological world view as the base for a rational correlation with nature. Results and their discussion. The article offers active forms and methods of ecological education, the use of which creates necessary preconditions for a full dependence realization of a man on environment state and also for an interaction and interdependence of society and nature. A pedagogical experiment results showed, that the existing system of ecological education in higher educational establishments doesn't solve the problem of ecological education, as it is directed at a theoretical training, which doesn't provide pupils' and students' readiness to ecological practical activity. Conclusion. The use of the active forms and methods of an ecological world view, a personal point of view of each individual concerning the questions of interaction with nature and a readiness to practical ecological activity formation allows to solve one of the most difficult problems: re-orientation of people from a consumer's attitude to environment towards nature protection and a rational use of resources.

Текст научной работы на тему «Активные формы и методы экологического образования»

УДК 371.3

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ А.В. Назаренко - кандидат экономических наук, доцент Н.А. Юганова - кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова», Ульяновск, Россия

ACTIVE FORMS AND METHODS OF AN ECOLOGICAL EDUCATION A.V. Nazarenko - candidate of economic sciences, associate professor N.A. Uganova - candidate of technical sciences, associate professor

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State

Pedagogical University", Ulyanovsk, Russia

Ключевые слова: экологическое мировоззрение, будущие педагоги, экологическое просвещение, бережное отношение к природе, критерии оценки.

Аннотация. Анализ научно-методического литературы свидетельствует о том, что значительная часть будущих педагогов - студентов педагогических вузов - не владеет информацией о масштабах экономического, экологического кризиса в стране: причинах, его обусловливавших, и способах преодоления. Ухудшение экологического ситуагщи в стране требует выявления новых направленгш и способов прингщпиалъного изменения характера взаимодействия человека со средой обитания.

Методы исследования:анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятгш.

Материалы. В данного статье рассматриваютсяактивные формы и методы экологического образования, способствуюище воспитанию экологического мировоззрения и обеспечению готовности будущих учителегО к практического экологической деятельности. В прогрессе эволюгщонного развития люди рассматривали природу как источник материального благополучия. Сформировавшееся потребительское отношение к окружающей среде обусловило ее деградагщю в масштабах, поставивших человечество на грань выживания. Однако значительная часть населения, в силу недостаточной информированности, не осознало степени разрушительных прог{ессов в природе, вне которого оно не может существовать. Сложившееся положение ставит перед необходимостью поиска новых направленгш, обеспечиваюгцих форлшрованг1е экологического лтровоззренгш как основы для установления рагщональных отношенигО с природой.

Результаты и их обсуждение. В статье предлагаются активные формы и методы экологического образования, использование которых создает необходимые предпосылки для осознания полной зависимости человека от состояния среды обитания, а также взаимовлияния и взаимозависимости общества и природы. Результаты педагогического эксперимента показали, что существующая система экологического образования в общеобразовательных высших учебных заведениях не решает задач экологического просвещения, так как направлена на теоретическую подготовку, не обеспечивающую готовность школьников и студентов к экологической практической деятельности.

Заключение. Применение активных форм и методов формирования экологического мировоззрения, личной позиции каждого индивида по вопросам взаимоотношений с природогО, готовности к практической экологической деятельности позволяет решать одну из сложнейших проблем: переориентагщю людей с потребительского отношения к окружающей среде на природозспцитное и рационст ьное ресурспопол ьзование.

Keywords: an ecological world view, future teachers, ecological education, to be ecologically conscious, evaluation criteria.

Annotation. Scientific-methodical literature analysis shows that a great part of the future teachers-students ofpedagogical Universities - doesn Y have any information about the level of an economical, ecological crisis

in the country: about the reasons which cause it and the ways to overcome this crisis. Worsening of an

ecological situation in the country demands the revelation of new directions and ways of the interaction

change between a man and environment.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, a questionnaire survey among the directors of industrial and agricultural enterprises.

Materials. The article is about the active forms and methods of ecological education, which provide ecological world view upbringing and the future teachers' readiness to practical ecological activity. During the evolution process people used nature as the source of material well-being. The formed consumer's attitude to environment conditioned its degradation, which led people to the edge of survival. However, a great part of popidation, because of lack of awareness, doesn 't realize the degree of destructive processes in nature, without which it can't exist. This situation demands the search for new directions, which provide the formation of an ecological world view as the base for a rational correlation with nature.

Results and their discussion. The article offers active forms and methods of ecological education, the use of which creates necessary> preconditions for a full dependence realization of a man on environment state and also for an interaction and interdependence of society and nature. A pedagogical experiment results showed, that the existing system of ecological education in higher educational establishments doesn't solve the problem of ecological education, as it is directed at a theoretical training, which doesn't provide pupils ' and students ' readiness to ecological practical activity.

Conclusion. The use of the active forms and methods of an ecological world view, a personal point of view of each individual concerning the questions of interaction with nature and a readiness to practical ecological activity formation allows to solve one of the most difficult problems: re-orientation of people from a consumer's attitude to environment towards nature protection and a rational use of resources.

Актуальность. Масштабный эколого-экономический кризис, в котором оказались многие страны, является следствием нерационального отношения людей к среде обитания. Человек не может существовать вне природы; ее основные параметры: воздух, вода, лес, земля, растительный и животный мир -обеспечивают людей всем необходимым, определяя качество его жизни. За время своего исторического развития люди научились приспосабливаться к окружающей среде путем ее активного преобразования и использования разнообразных ресурсов. Такой взгляд на среду обитания привел к ее восприятию как средства достижения экономического, социального благополучия. У человека сформировалось потребительское отношение к природе, укрепилось представление о ее ресурсах как безграничных и неисчерпаемых. Россия обеспечивает многие страны Европы и Азии нефтью, газом, лесом, углем и другими жизненно важными энергоресурсами. Масштабное строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, военных стратегических объектов сопровождается изъятием из природной среды огромного количества разнообразных ресурсов. При этом не соизмеряется количество добываемых полезных ископаемых с реально необходимым для нужд народного хозяйства. В результате из всего количества природных богатств используется лишь незначительная часть -основная масса остается на поверхности, разрушаясь и загрязняя среду обитания.

Огромной проблемой является сброс промышленных и бытовых отходов в чистые водоемы. По мнению В.К. Бальсевича (2012), человек настолько изменил среду обитания, что для существования в ней необходимо изменить его собственную природу в связи с нарушением границ возможностей внутренней экосистемы. Это привело к резкому увеличению заболеваний, появлению новых, неизвестных ранее болезней. Потребительское отношение к природе обусловило сокращение большого количества природных ресурсов (некоторых видов металлов, сельскохозяйственных земель, леса, пресной воды, рыбы, животных и т.д.).

Современное общество оказалось на пороге экологической катастрофы, избежать которой можно только одним путем: сменой потребительского отношения к среде обитания на природоохранное. Реализация данного направления связано с беспрецедентной по сложности и масштабам переориентацией всех видов человеческой деятельности,

мировоззрения, воспитания, образования [1-4].

Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости поиска эффективных способов переориентации сознания человека с потребительского отношения к среде обитания на природозащитное; восстановление

равновесного состояния системы «человек-природа».

Задачи:

1. Выявление активных форм и методов формирования экологического мировоззрения;

четкой жизненной позиции; природоохранного и природозащитного отношения к среде обитания.

2. Разработка методики переориентации человека на активную природоохранную деятельность и проверка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента.

Коренное изменение отношения к среде обитания связано с духовно-нравственной составляющей человека, воспринимающим природу не только как источник жизнеобеспечения, но и как способность ценить ее эстетический компонент, благодаря которому обеспечивается гармония

взаимодействия двух основных элементов системы «человек-природа». Гуманизм, как проявление связи определенного характера между людьми, приобретает свое логическое завершение, лишь становясь конкретной формой связи между человеком и природой. Гуманизм, признающий ценность каждого человека, его стремления к свободе и проявлению своих способностей, подчеркивает особую значимость права личности на жизнь в чистой природной среде[1, 2, 5].

Передовые мыслители современности осознали, что нынешнее состояние природы -результат деятельности человека и зависит от уровня его культуры и нравственности, обусловливающей осознание своей

ответственности за среду обитания. Система социальных ценностей общества должна включать явления общественной жизни, наряду с параметрами природы, рассматриваемыми в рамках биосферы и составляющие среду обитания людей. Это существенно расширяет сферу социального и ориентирует на преодоление сложившегося антропоцентризма. Глобальные изменения в природе, их масштабы и динамика определяются деятельностью человека, уровнем его духовно-нравственного развития, способностью к прогнозированию реакции окружающей среды на характер вмешательства людей в природную среду [6 -8]. Н.М. Мамедовым, 1998, предложена парадигма, согласно которой сохранность природы зависит от способности человека контролировать и регулировать процессы, происходящие в биосфере. Нормальный круговорот веществ на планете должен обеспечить человек, чтобы выполнить свою главную биосферную функцию в соответствии с глобальными природными процессами.

Формирование экологического

мировоззрения, таким образом, является главным условием смены потребительского отношения к среде обитания на

природозащитное, обеспечивающее

рациональное ресурсопользование. В обществе укоренилось мнение, что решением экологических проблем должны заниматься специалисты-экологи. Однако процессы деградации природы достигли таких масштабов, что без совместных согласованных действий всего населения остановить их невозможно. В настоящее время экология заняла свое место в учебном плане общеобразовательной и высшей школы, что способствует усвоению определенного объема информации. Однако этого недостаточно для формирования активной жизненной позиции; личной ответственности за состояние среды обитания; навыков практической

экологической деятельности.

Результаты и их обсуждение. Нами разработана методика переориентации человека с потребительского отношения к среде обитания на природозащитное. Содержание методики направлено на разработку и использование активных форм и методов формирования экологического мировоззрения, готовности к практической экологической деятельности. Анализ специальной литературы, обобщение передового педагогического опыта свидетельствуют, что такими формами являются: деловые и ролевые игры; экскурсии на разрушенные природные объекты, промышленные предприятия с устаревшими системами очистительных сооружений; походы к местам полной деградации природы; просмотр кинокадров об их благополучном состоянии (русла Волги в разных местностях; лесных массивов; плодородных

сельскохозяйственных угодий и т.д.), проведение научных студенческих

конференций с представлением докладов по результатам ознакомления с состоянием природы родного края. В докладах должен быть представлен анализ причин разрушения природных объектов, путей их возрождения, условий сохранения в хорошем состоянии; собственная оценка увиденного; выявление точки зрения ведущих ученых-экологов на сегодняшнее состояние среды обитания; личная позиция, перспективы организации

деятельности по восстановлению разрушенных природных объектов, а также формирования экологической культуры у школьников, учащейся молодежи, взрослого населения.

Важным условием успешности

экологического просвещения и формирования экологического мировоззрения является, на наш взгляд, выпуск специальной газеты «Природа - наш общий дом» в качестве

трибуны для обсуждения злободневных проблем состояния среды обитания, способов их решения; причин возникновения; реакции общественности и властных структур на представленные факты и т.д. Газета должна стать открытой площадкой для

заинтересованного обсуждения экологических ситуаций и проблем с обращением к общественности для проверки

жизнеспособности выдвинутых идей, взглядов, предложений.

Эффективность данной методики была проверена в ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участие студенты естественно-географического

факультета, а также факультета технологии и дизайна Ульяновского государственного педагогического университета в количестве 155 человек. Были организованы контрольная группа (КГ) - 72 студента, и экспериментальная (ЭГ) - 73 студента. В КГ экологическая подготовка осуществлялась в соответствии с учебным планом, предусматривающим прослушивание студентами лекционного курса в объеме 64 часа с последующей сдачей курсового экзамена. В ЭГ использовалась разработанная нами методика, ориентированная на формирование экологического

мировоззрения, активной жизненной позиции в сфере экологии, готовности к практической экологической деятельности.

Перед началом педагогического эксперимента определялся исходный уровень готовности будущих учителей к практической экологической деятельности по следующим вопросам:

- представляет ли экологический кризис серьезную угрозу для существования человечества?

- влияет ли неблагоприятная экологическая атмосфера на здоровье и жизнедеятельность людей?

- кто, на Ваш взгляд, должен заниматься проблемами экологии с целью вывода страны из экологического кризиса?

- считаете ли Вы обязательным свое личное участие в решении данной проблемы?

- как Вы оцениваете уровень своей практической готовности к решению экологических проблем?

Анализ полученных ответов не выявил существенных различий по степени понимания большой государственной важности решения экологической проблемы у студентов КГ и ЭГ (р>0,05). В ЭГ применяемая нами методика формирования экологического мировоззрения и готовности к практической экологической

деятельности была ориентирована на глубокое осознание масштабности экологического кризиса, его влияния на здоровье людей и уровень их жизнедеятельности.

Студенты, в основном за счет выходных, праздничных и каникулярных дней, выезжали на различные природные объекты: оползни, места сброса промышленных отходов, водоемы, обмелевшие места русла Волги и др., где производили замеры параметров воды, воздуха, почвы. Полученные данные сопоставлялись с гигиеническими

требованиями к составу важнейших параметров среды обитания; выявлялась степень ухудшения здоровья, обусловленная большим загрязнением среды обитания. Для обсуждения данных вопросов приглашались специалисты по экологии, врачи, гигиенисты, раскрывающие механизм воздействия некачественного состава воздуха, воды, продуктов питания, земли; их прямое влияние на здоровье и состояние жизнедеятельности людей. Это позволило студентам осознать степень угрозы здоровью и жизни людей со стороны среды обитания, разрушение которой является результатом непродуманных действий человека,

рассматривающего окружающую природу как источник материальных благ, необходимых для обеспечения нормальной жизни людей.

Среди различных активных форм обучения и воспитания большое внимание отводилось экскурсиям на промышленные предприятия, где будущие учителя знакомились с направленностью производственных процессов выпускаемой продукции, системой очистных сооружений. Результаты ознакомления с деятельностью промышленных предприятий сопоставлялись с однопрофильными

предприятиями различных стран.

Принципиальная разница в организации производственных процессов с применением передовых технологий, обеспечивающих безотходное производство, исключавшее негативное воздействие на природную среду, позволяла студентам понятьзначимость рационального подхода к решению проблем сохранения среды обитания как основы нормальной жизнедеятельности людей.

Студенты на практике видели большую разницу в отношении различных стран к природе, что позволяло им определить собственную позицию по проблемам взаимодействия с окружающей природой. Будущие педагоги приходили к пониманию необходимости участия общественности в контроле задеятельностью промышленных, сельскохозяйственных и других объектов

народного хозяйства как способу привлечения внимания к необходимости переориентации взглядов на среду обитания как абстрактное пространство жизнедеятельности людей. Студентам разъяснялись взаимосвязи общества и природы; закономерности существования среды обитания, определявшие характер жизнедеятельности людей. Будущие учителя осознавали, что потребительское отношение к природе является путем к саморазрушению.

После окончания педагогического

эксперимента студентам КГ и ЭГ было предложено повторно ответить на поставленные вопросы. Анализ полученных ответов позволил выявить существенные различия в понимании сути каждого вопроса участниками педагогического эксперимента. Так, в КГ на вопрос: «Представляет ли экологический кризис серьезную угрозу существованию человечеству?» большинство респондентов подтвердили свой

первоначальный ответ - «В какой-то степени»; в ЭГ были получены четкие утвердительные ответы.ВКГ на вопрос: «Влияет ли неблагоприятная экологическая атмосфера на здоровье и жизнедеятельность людей?» большинство респондентов ответили, что при современных достижениях медицины здоровье можно сохранить на требуемом уровне;в ЭГ был получен также утвердительный ответ.На

Литература

1. Бальсевич, В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К.Бальсевич. - М. : РГУФКСМ и Т., 2012. - 35 с. -(изб. лекции Университета).

2. Дроздовский, Э.Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития Учебное пособие. / Э.Е. Дроздовский, Е.С. Баландин, A.B. Назаренко. -Ульяновск :УлГТУ,1999. - 130 с.

3. Линенко, O.A. Экологическое сознание и экологическая культура как цель и результат экологического образования / O.A. Линенко // Высшее образование сегодня. - М. : Логос. - 2008. - №9. - С. 89-92.

4. Лукиных, М.И. Экологические проблемы в системе критериев охраны окружающей среды / М.И. Лукиных. - Казань : Изд-во Казанский Издательский Дом, 2012. - С. 97-99.

5. Мамедов, Н.М. и др. Экология общества / Н.М. Мамедов // Экология и жизнь. - 1998. - № 3. - С. 2628.

6. Назаренко, A.B. Региональные проблемы рационализации ресурсопользования/А.В Назаренко. - 2 изд. перераб. и доп. - Ульяновск УлГТУ, 2003.- 116 с.

7. Папуткова, Г.А. Технологическая организация профессионального экологического образования :

вопрос: «Кто должен заниматься проблемами экологии?» вКГ был получен ответ «специалисты по экологии», в то время как в ЭГ студенты пришли к убеждению, что ответственность за состояние среды должен нести каждый человек.Подобная позиция студентов ЭГ была выявлена и по другим вопросам, причем мнения респондентов КГ и ЭГ существенно расходились.

Результаты педагогического эксперимента показали, что теоретический курс экологии не позволяет сформировать экологическое мировоззрение как базис для смены потребительского отношения к окружающей среде на природозащитное и рациональное ресурсопользование.

Заключение. Таким образом, для повышения эффективности экологического образования студентов необходимо использовать активные методы и формы воспитания экологического мировоззрения и обеспечения практической готовности будущих учителей к экологической деятельности. Организация профессионально-педагогической экологической среды позволяет усваивать нормы поведения и

взаимоотношений различных групп населения, обусловливающие в том числе и характер отношений к окружающей природе.

монография / Г.А. Папуткова. - Н. Новгород : Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-та, 2006. - 197 с.

8. Роговая, О.Г. Экологосообразная образовательная среда : монография / О.Г. Роговая. -СПб. : Изд-во «Тесса», 2006. - С. 68-95.

References

1. Balsevich V.K. Natural and social recourses of a motional potential development / V.K. Balsevich. -Moscow : Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 2012. - 35 p. - (selected lectures of the University).

2. Drozdovskiy, E.E. Some principles of the regional programs of a steady development formation : A manual / E.E. Drozdovskiy, E.S. Balandin A.V. Nazarenko- Ulyanovsk : Ulyanovsk State Technical University, 1999. - 130 p.

3. Linenko, O.A. An ecological consciousness and an ecological culture as the aim and a result of an ecological education / O.A. Linenko // Higher education today. - Moscow : Logos. - 2008. - N 9. -P. 89-92.

4. Lukinvkh, M.I. Ecological problems in the system of environment protection criteria / M.I. Lukinvkh. -Kazan : Kazan Publishing House, 2012. - P. 97-99.

5. Mamedov, N.M. and others Ecology of society / N.M. Mamedov // Ecology and life. - 1998. - N 3. - P. 26-28.

6. Nazarenko, A.V. Regional problems of recourses use rationalization / A.V. Nazarenko. - the 2nd edition

changed and added. - Ulyanovsk : Ulyanovsk State Technical University, 2003. - 116 p.

7. Paputkova, G.B. A technological organization of a professional ecological education : a monograph / G.A. Paputkova. - Nizhni Novgorod : Volga State Engineering Pedagogical University publishing house, 2006. - 197 p.

8. Rogovaya, O.G. Conformable to ecology educational environment : a monograph. - Saint Petersburg : "Tessa" publishing house, 2006. - P. 68-95.

Статья поступила в редакцию: 28.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.