УДК 371.3 DOI 10.14526/01_1111_17
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Назаренко А.В. - кандидат экономических наук, доктор педагогических наук,
доцент
Короткова М. В. - кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова» г. Ульяновск
PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL APPROACH REALIZATION TO AN ECOLOGICAL THINKING FORMATION AMONG THE GRADUATES OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Nazarenko A.V. - candidate of economic sciences, doctor of pedagogics, associate
professor,
Korotkova M. V. - candidate of economic sciences, associate professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov",
Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, окружающая среда, самосознание, мотивационная деятельность, спецкурс, педагогический эксперимент.
Аннотация. Анализ научно-философской и психолого-педагогической литературы показал, что многие выпускники педагогических вузов не владеют информацией об углублении экологического кризиса, поставившего человечество на грань выживания. Сложившаяся ситуация требует организации экологического образования и самообразования в сфере природо- и ресурсопользования, охраны окружающей среды; формирования навыков самостоятельного поиска объективной информации о состоянии природы с целью повышения собственной компетентности и участия в процессе повышения экологической культуры населения.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование студентов, педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка материалов исследования.
Материалы. Усвоение системы специальных знаний о взаимовлиянии человека и природы, необходимой для формирования экологического мышления и активной жизненной позиции, способствует принципиальному изменению взглядов будущих учителей на решение экологических проблем и свое личное участие в защите окружающей среды.
Результаты. В данной статье выявлены факторы, влияющие на уровень профессионально-педагогической подготовки выпускников педагогических вузов в сфере природо- и ресурсопользования, охраны окружающей среды: информированность о состоянии современного агропромышленного комплекса России, перспективах его
116
дальнейшего развития; понимание основных направлений выхода страны из масштабного экологического кризиса; глубоко обоснованное убеждение в разрушающем воздействии экологически неблагополучной среды обитания на здоровье человека. Результаты педагогического эксперимента показали, что экология располагает широкими возможностями для раскрытия творческих способностей, выхода потенциальной энергии с целью самоактуализации и самореализации.
Заключение. Управление процессом самосознания и мотивационной деятельностью выпускников педагогического вуза позволяет более глубоко осознать значимость экологии как интегрирующей научной дисциплины, способствующей становлению экологического мировоззрения и пониманию необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное и природозащитное.
Keywords: professional training, the future teachers, environment, self-actualization, motivational activity, special course, pedagogical experiment.
Annotation. Scientific-philosophic and psychological-pedagogical literature analysis showed, that many graduates of pedagogical higher educational establishments don't know anything about ecological crisis worsening. This situation demands ecological education and self-education organization in the sphere of nature and resourses use, environment protection; skills formation of independent search for an objective information about nature state in order to improve own competence level and to take part in the process of ecological culture increase among population.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, questionnaire survey among students, pedagogical experiment, testing, mathematical treatment of research materials.
Materials. The system of special knowledge mastering about man and nature interaction, which is necessary for ecological thinking and an active life position formation provides the future teachers' fundamental attitude change to ecological problems solution and their own participation in environment protection.
Results. The factors are revealed in the article, which influence the level of professional-pedagogical training of the graduates of pedagogical higher educational establishments in the sphere of nature and resourses use, environment protection: awareness about the state of a modern agroindustrial complex in Russia, the prospects of its further development; the main directions understanding of the way out of thegreat ecological crisis in the country; deep grounded belief in ruinous influence of ecologically unfavorable environment on a person's health. The results of the pedagogical experiment showed, that ecology has wide range of facilities for creative skills revelation, for potential energy release in order to fulfill self-actualization and self-realization.
Conclusion. The process of self-actualization and motivational activity management of the pedagogical higher educational establishments graduates helps to realize deeper the importance of ecology as an integrating scientific discipline, which provides ecological worldview formation and the necessity understanding to change the consumer's attitude to environment for nature protecting one.
Результаты многочисленных
исследований [1-4, 12] показали, что организм человека реагирует не только на различные особенности изменения: радиоволнового излучении,
электромагнитных колебаний и других непрерывно меняющихся параметров природной среды, но и на ее загрязнение, обусловленное нерациональным ресурсо- и природопользованием.
Выявление показателей
физического и функционального состояния учащихся общеобразовательных школ ряда регионов Российской Федерации, уровня физической
подготовленности показало, что в относительно благоприятной зоне среды обитания находится от 12 до 15% обследованных. [6]. Данная ситуация свидетельствует о том, что сохранение здоровья, профилактика заболеваний,
увеличение длительности жизни, повышение творческой работоспособности должны стать первоочередными задачами не только здравоохранения, но и образования, функции которого существенно расширяются и приобретают первостепенное значение.
Выдвижение образования на передний план экологического
просвещения, формирование
экологического сознания и мышления обусловлено возникновением глобального мирового экологического кризиса. Все увеличивающееся расширение
производственно-промышленной деятельности вызывает не только глубокие эрозийные процессы в природе, но и загрязнение воздуха, воды, земли, отравление многих представителей животного мира [8-12 ].
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование условий, определяющих ведущую роль образования в повышении экологической культуры будущих учителей.
Задачи исследования: 1. Выявление факторов, влияющих на уровень профессионально-педагогической подготовки выпускников вузов в сфере природо- и ресурсопользования, охраны окружающей среды.
2. Управление процессом экологического самосознания и
мотивационной деятельности с учетом данных факторов в процессе проведения педагогического эксперимента.
Всемирно известный исследователь космоса В.И. Вернадский, 1988, 1991, глубоко понимая вредное воздействие на человека загрязненной природы вследствие нерационального
использования ее недр, утверждал, что наряду с физическим развитием человека необходимо его нравственное
совершенствование как основа
ответственного отношения к окружающей природе.
По данным Н.А. Агаджаняна и др., 1998, защитное действие физиологических механизмов, выполняющих генетическое
программу реакции на благоприятную экологическую среду, значительно ослабевает при нарушении гармонии человека и природы. Анализ научно-философской и психолого-педагогической литературы показал, что в педагогической науке сложилось определенное понимание значимости экологического просвещения, формирования экологического мышления, культуры природопользования и защиты окружающей среды. Однако при отсутствии Федеральной программы экологического образования, единой глобальной системы природо- и ресурсопользования защиты и охраны природы уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в области экологии остается недостаточным.
В связи с этим большую значимость приобретает выявление факторов, влияющих на показатели
профессионально-педагогической подготовки выпускников педагогических вузов. Опрос студентов различных факультетов с 1 по 5-й курс по проблеме повышения специальной подготовки в сфере природо- и ресурсопользования охраны и защиты природы, материалы наших исследований показали, что будущие учителя не владеют необходимой информацией о влиянии отходов промышленного и сельскохозяйственного производства на состояние среды обитания; не знают причин неэффективной организации промышленного
производства при добыче и переработке природных ресурсов.
Одним из основополагающих принципов рационального использования ресурсов окружающей природы является безотходность технологий
производственной деятельности. Однако в России до настоящего времени в традиционных добывающих
металлургических, химических,
обрабатывающих и перерабатывающих отраслях промышленности подавляющая масса продукции выпускается на морально и физически устаревшем оборудовании с применением несовершенных средств
очистки, что обусловливает
неэффективность организации и управлении производством. Кроме того, происходит чрезмерный перерасход ресурсов, накопление отрицательного разрушающего воздействия на среду обитания из-за образования огромного количества отходов промышленного и сельскохозяйственного производства.
Научно-технический прогресс
предусматривает реализацию главного принципа: все извлеченное из недр природы должно полностью
использоваться, перерабатываться и возвращаться в производственный процесс для его вторичной переработки. В результате такого рационального подхода выпускается товарная продукция, необходимая для общества, а в природную среду возвращается минимизированное количество нейтральной материальной массы в виде отходов, не способных оказывать негативных воздействий на среду обитания.
Модернизация промышленного производства заключается в сборе и очистке накопившихся отходов. Однако сущность научно-технического прогресса заключается в том, чтобы не допускать образования материальных субстанций, требующих впоследствии их переработки и специальной целевой нейтрализации. Главным критерием оценки
эффективности новейших технологий промышленного производства на всех уровнях должен быть экономический эффект, обеспечивающий безотходное использование природных ресурсов. Для реализации данной цели необходима разработка модельных проектов «эталонных производств и предприятий», являющихся ориентиром для всех отраслей промышленности.
В перспективе эффективной модернизацией всего социального комплекса должна явиться ориентация на безотходные технологии как генеральное направление выхода страны из глобального экологического кризиса. При разработке эталонных проектов должны ставиться задачи достижения
максимального соответствия
производимой продукции мировым стандартам при максимальной экономии труда.
Одна из причин, препятствующих модернизации промышленного
производства в масштабах страны, заключается в том, что отраслевая, производственная и вузовская наука, потеряв существовавшую ранее
централизованную государственную
поддержку, при отсутствии комплексных программ развития оказалась не в состоянии сохранить свой потенциал, адаптироваться к сложившимся
хаотичным, рыночным условиям. Об этом свидетельствуют следующие данные: если в нормальных рыночных отношениях в мировой хозяйственной системе НИОКР в объеме продаж компаний различных структур составляет от 3 до 9%, достигая в лидирующих корпорациях 10-14%, то у огромной части отечественных
производств этот параметр находится на нулевом уровне. Разрыв между российской хозяйственной системой и уровнем мирового хозяйства продолжает качественно и количественно возрастать [10]. В то время как в мировой хозяйственной системе с середины 60-х годов началась генерализованная трансформация, ориентированная на получение максимальной прибыли, а не на рациональное использование всего комплекса природных ресурсов и экологизацию технологий, в
хозяйственной системе России
продолжают существовать тенденции расточительного, нерационального,
неэффективного использования
человеческого, производственного
энергетического и материального ресурсного потенциала.
Таким образом, ведущими факторами, влияющими на уровень профессионально-педагогической подготовки выпускников вуза в сфере природо- и ресурсопользования, охраны окружающей среды, являются:
- информированность о состоянии современного агропромышленного
комплекса России, перспектив его дальнейшего развития;
- понимание основных направлений выхода страны из масштабного экологического кризиса;
- глубоко обоснованное убеждение в разрушающем воздействии экологически неблагополучной среды обитания на здоровье человека.
Достаточно высокий уровень самосознания способствует активизации познавательных способностей, в том числе и экологического самопознания, направленного на объективную оценку индивидуальных качеств, обеспечивающих соотношение жизненной цели,
возможностей, способностей и интересов индивида по сохранению благоприятной среды для жизнедеятельности.
Оптимальный уровень экологического самосознания определяет характер жизненной позиции, основные
направления общественного развития. Эффективность управления
формированием самосознания создает необходимые условия для
совершенствования мотивационной
деятельности в различных областях знаний, и прежде всего в экологии как интегративной науке.
Возможность реализации
личностного потенциала и собственных притязаний на определенную роль в решении задач в сфере экологии позволяет индивиду определиться, выбрать сферу деятельности, располагающую
возможностями для реализации
кинезиологического и интеллектуального потенциала. Экология располагает широкими возможностями для раскрытия творческих способностей, выхода потенциальной энергии с целью самоактуализации и самореализации.
Низкий уровень экологической культуры у различных категорий населения, обусловлен, прежде всего, недостаточным объемом
систематизированной объективной
информации о состоянии окружающей среды, представляющей в настоящее время серьезную угрозу не только для здоровья и
продолжительности жизни человека, но и для самого факта его существования. Сложившаяся ситуация требует
организации экологического образования и самообразования в сфере природо- и ресурсопользования, охраны окружающей среды; формирования навыков
самостоятельного поиска объективной информации о состоянии природы с целью повышения собственной компетентности и участия в процессе повышения экологической культуры населения, начиная с детей и подростков.
Чем более обширной и объективной информацией располагает индивид, тем более эффективные средства и методы он использует для реализации поставленной цели [5, 7, 13]. При этом большое значение имеет знание критериев оценки показателей экологического мышления. Анализ специальной литературы, материалы собственных исследований свидетельствуют, что ведущими критериями оценки уровня
сформированности экологической
культуры являются:
- усвоение навыков выявления характера взаимосвязей окружающей среды и жизнедеятельности человека;
- стремление к углублению, расширению и систематизации экологических знаний, их использованию в практической деятельности по экологическому просвещению;
- сформированность навыков экологической культуры разных категорий населения; выбор результативных средств и методов воздействия на занимающихся с целью убеждения их в проявлении активной жизненной позиции по вопросам охраны и защиты окружающей среды;
- способность к управлению мотивационной деятельностью занимающихся по проблемам экологии.
Таким образом, степень
профессионально-педагогической готовности будущих учителей в значительной мере определяется факторами, влияющими на степень компетентности выпускников вузов, а также готовностью к управлению
процессом экологического самопознания и мотивационной деятельности. Данные показатели были определены в ходе устного опроса и анкетирования студентов 1-У курсов (анкета). С помощью системы взаимосвязанных вопросов выявлялись:
- степень информированности студентов педагогических вузов о состоянии окружающей природы;
- осознание сложности экологической ситуации, в которой находится население страны;
- способность к объективной оценке основных направлений выхода из системного кризиса;
- готовность к проявлению активной жизненной позиции в практической деятельности по формированию экологического сознания и экологического мышления у детей, подростков и учащейся молодежи.
В процессе проведения
педагогического эксперимента студентам экспериментальной группы
предоставлялась объективная информация об экологической ситуации в стране с использованием разнообразных форм занятий: лекций, семинарских и практических занятий, коллоквиумов, дискуссий и др., организовывались экскурсии на промышленные предприятия для ознакомления с технологиями производства и системами очистки промышленных отходов, выбрасываемых в атмосферу и гидросферу. Проводилось обсуждение научных материалов по обобщению положительного опыта развитых стран (Германия, США, Франция
и др.) по восстановлению разрушенных природных объектов. Периодически осуществлялись выезды на природу в экологически неблагоприятные районы, и по результатам наблюдений
организовывалось обсуждение увиденных негативных фактов природопользования с ведущими специалистами по экологии; рассматривались возможные пути решения экологических проблем.
Результаты педагогического
эксперимента показали, что по мере усвоения информации в сфере ресурсо- и природопользования, охраны окружающей среды содержание ответов респондентов на предложенные вопросы существенно менялось. Так, до педагогического эксперимента на вопрос «Считаете ли вы экологию ведущей научной и учебной дисциплиной?» положительное мнение высказали 17,21%, отрицательное -81,73%; «не знаю» - 1,06%.
В процессе изучения спецкурса на вопрос «Необходимо ли будущим учителям усваивать информацию о состоянии природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды?» после проведения педагогического эксперимента ответы изменились следующим образом: положительное мнение высказали 69,33%, отрицательное - 16,24%; «не знаю» -14,43%. На вопрос «Должны ли выпускники педагогического вуза заниматься вопросами формирования экологической культуры?» положительный ответ в начале педагогического эксперимента дали 22,17%, отрицательный - 64,32%; ответ «не знаю» - 13,5%.
Анкета
с целью выявления динамики отношения студентов педагогических вузов к экологической ситуации в стране и поиску путей выхода из нее
№ п/п Содержание вопроса Варианты ответов
Да Нет Не знаю
1. Считаете ли Вы экологию ведущей научной и учебной дисциплины в педагогическом вузе?
2. Должны ли выпускники педагогического вуза заниматься вопросами формирования экологической культуры у разных категорий населения?
3. Необходимо ли будущим учителям усваивать информацию о состоянии природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды в стране и за рубежом?
4. Должно ли образование решать экологические проблемы?
5. Какова, на Ваш взгляд, роль учителя в экологическом просвещении детей, подростков и учащейся молодежи?
6. Необходимо ли, на Ваш взгляд, формировать экологическую культуру у населения страны?
7. Какие формы развития экологического мышления у детей, подростков и учащейся молодежи, по вашему мнению, наиболее эффективны?
8. Готовы ли Вы к формированию экологической культуры у школьников и учащейся молодежи?
9. Назовите показатели сформированности экологического сознания и экологического мышления у обучающихся?
10. Располагаете ли Вы достаточной информацией о способах выхода из глобального экологического кризиса?
11. Какова, по вашему мнению, роль студенческой науки в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей экологического просвещения различных групп населения?
12. Какие Вам известны формы усвоения экологических знаний?
13. Готовы ли Вы к систематизации и обобщению научных знаний и фактов о состоянии природо - и ресурсопользования и их влиянии на здоровье и жизнь человека?
14. Сформирована ли у Вас активная жизненная позиция к решению экологических проблем?
К завершению педагогического эксперимента результаты изменились следующим образом: положительный ответ дали - 71,09%, отрицательный -14,13%, «не знаю» - 14,78%. На вопрос «Необходимо ли будущим учителям усваивать информацию о состоянии природо- и ресурсопользования, защиты окружающей среды в стране и за рубежом?» в начале педагогического эксперимента положительный ответ дали 9,62%, отрицательный - 88,07%, ответ «не знаю» - 2,31%. В конце педагогического эксперимента соотношение изменилось следующим образом: количество положительных ответов составило 77,41%,
отрицательных - 20,18%, «не знаю» -2,41%. Подобная тенденция изменения положительных и отрицательных ответов была выявлена и при анализе ответов на другие вопросы анкеты.
Заключение. Таким образом, результаты исследования показали, что уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей
существенно зависит от качества и объема объективной информации об
экологическом состоянии окружающей среды в России и за рубежом; об отношении государства к экологической проблеме; от состояния научных исследований, посвященных проблеме
улучшения среды обитания человека. При этом большое значение имеет активизация деятельности по экологическому самопознанию и самосознанию, повышению мотивации к экологической деятельности как условию сознательного отношения к проблеме формирования экологической культуры у детей, подростков, учащейся молодежи. Применение беседы и анкетирования позволяет установить обратную связь со студентами как объектом направленного педагогического воздействия с целью выявления динамики показателей экологического сознания и экологического мышления будущих педагогов.
Литература
1. Агаджанян, Н. А. Экологическая физиология человека / Н. А. Агаджанян, А. Г. Марачев, Г. А. Бобков. - М. : Издательская фирма «Крук», 1998. - 416 с.
2. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. - М., 1988. - 519 с.
3. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский - М. : Наука, 1991. - 191 с.
4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С. Н. Глазачев // Вестник экологического образования. - № 3. - 2004. - С. 121-128.
5. Зимняя, И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе подходов к проблемам образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
6. Камалетдинов, В. Г. Основы экологического образования в системе подготовки студентов физической культуры / В. Г. Камалетдинов, Л. Н. Мохова // Теория практика физической культуры : научно-теоретический журнал. - № 10. - 1995. - С.6.
7. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
8. Марар, О. И. Экологическая культура в современном российском обществе : автореф. дис. ... д-ра. социологич. наук / О. И. Марар. - М., 2012. -56 с.
9. Назаренко, А. В. «Формирование навыков природо - и ресурсосбережения как структурный компонент профессиональной подготовки будущих педагогов» (спецкурс) / А. В. Назаренко. - Ульяновск, 2012. - 30с.
10. Назаренко, А.В., Фунина, ЕЕ. Усвоение ценностей в экологической сфере -ведущее условие формирования экологического
мышления /А.В. Назаренко, Е.Е Фунина // Педагогико-психологические и медико -
биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1(34). - С. 125-130. http ://elibrarv .ru/item.asp?id=23376815/.
11.Назаренко, А. В., Назаренко, Л. Д., Формирование культуры и нравственности как основы экологического мышления / А. В. Назаренко, Л. Д. Назаренко // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 3. - С. 130-134.
12.Папуткова, Г. А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе : автореф. дис. ... д-ра.пед.наук / Г. А. Папуткова. - Нижний Новгород. - 2008. - 51 с.
13. Реймерс, Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс // Журнал «Россия молодая». - М.,1994. -367 с.
14.Урсул А. Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс / А. Д. Урсул // Философия экологического образования / Под общ. ред. И. К. Лисеева. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - С. 49-71.
References
1. Agadzhanyan N. A., Ekologicheskaya fiziologiya cheloveka [A person's ecological physiology], Moscow : Publishing firm "Kruk", 1998, 416 p.
2. Vernadskiy V. I., Filosofskie mysli naturalista [Naturalist's philosophic thoughts], Moscow, 1988, 519 p.
3. Vernadskiy V. I., Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie [Scientific thought as a planetary phenomenon], Moscow : Science, 1991, 191 p.
4. Glazachev S. N., Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya [Ecological education bulletin], 2004, No. 3, pp. 121-128.
5. Zimnyaya I. A., Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2006, No. 8, pp. 20-26.
6. Kamaletdinov V. G., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1995, No. 10, pp. 6.
7. Lebedev O. E, Shkol'nye tekhnologii [School technologies], 2004. No. 5, pp. 3-12.
8. Marar O. I., Ekologicheskaya kul'tura v sovremennom rossiiskom obshchestve [Ecological culture in modern Russian society], Moscow, 2012, 56 p.
9. Nazarenko A. V., Formirovanie navykov prirodo - i resursosberezheniya kak strukturnyi komponent professional'noi podgotovki budushchikh pedagogov [Skills formation of nature and resourses protection as a structural component of the future teachers' professional training], Ulyanovsk, 2012, 30 p.
10.Nazarenko A.V., Funina EE., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoikultury i sporta, 2015, No. 1(34),
pp. 125-130, available at:
http://elibrary.ru/item. asp?id=23376815.
11.Nazarenko A. V., Nazarenko, L. D., Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2013, No. 3, pp. 130-134.
12.Paputkova G. A., Kompetentnostno-orientirovannoe professional'noe ekologicheskoe obrazovanie studentov v vuze [Competence-oriented professional ecological education of students in a higher educational establishment], Nizhni Novgorod, 2008, 51 p.
13. Reymers N. F., Zhurnal «Rossiya molodaya» ["Young Russia" journal], Moscow,1994, 367 p.
14.Ursul A. D., Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of ecological education], Moscow : Progress-Tradition, 2001, pp. 49-71.
Статья поступила в редакцию: 22.05.2015г.