Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / курсант / компетенция / экологическая безопасность / офицер / специалист тыла / higher education / cadet / competence / environmental safety / officer / logistics specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузяев Илдар Зиннятович

Рассматривается проблема формирования компетенции экологической безопасности курсантов факультета тыла Пермского института войск национальной гвардии Российской Федерации. Основное внимание сосредоточено на выявлении педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию экологических знаний, необходимых для выполнения повседневных задач. Автор делает вывод о необходимости обоснования критериев и показателей оценки формирования компетенции экологической безопасности у будущих офицеров – специалистов тыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузяев Илдар Зиннятович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORMATION OF READINESS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY

The problem of the formation of environmental safety competence of cadets of the rear faculty of the Perm Institute of National Guard Troops of the Russian Federation is considered. The main attention is focused on identifying pedagogical conditions that will contribute to the effective formation of environmental knowledge necessary for everyday tasks. The author concludes that it is necessary to justify the criteria and indicators for assessing the formation of environmental safety competence among future officers of the logistics specialists.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 378.635.5

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10226

Кузяев Илдар Зиннятович

адъюнкт

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342) 270-39-01 e-mail: ptown1092019@mail.ru

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Ildar Z. Kuzaev

Associate

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia, e-mail: ptown1092019@mail.ru

CONDITIONS FOR FORMATION OF READINESS OF MILITARY

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация. Рассматривается проблема формирования компетенции экологической безопасности курсантов факультета тыла Пермского института войск национальной гвардии Российской Федерации. Основное внимание сосредоточено на выявлении педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию экологических знаний, необходимых для выполнения повседневных задач. Автор делает вывод о необходимости обоснования критериев и показателей оценки формирования компетенции экологической безопасности у будущих офицеров - специалистов тыла.

Ключевые слова: высшее образование, курсант, компетенция, экологическая безопасность, офицер, специалист тыла.

Abstract. The problem of the formation of environmental safety competence of cadets of the rear faculty of the Perm Institute of National Guard Troops of the Russian Federation is considered. The main attention is focused on identifying pedagogical conditions that will contribute to the effective formation of

© Кузяев И.З., 2019

environmental knowledge necessary for everyday tasks. The author concludes that it is necessary to justify the criteria and indicators for assessing the formation of environmental safety competence among future officers of the logistics specialists.

Key words: higher education, cadet, competence, environmental safety, officer, logistics specialist.

Со второй половины XX в. экологическая проблема относится к числу глобальных. Перед человечеством встает вопрос о сохранении биологического вида Homo sapiens вследствие вызванных им же самим нарушений экологического равновесия в биосфере (М.И. Будыко, Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул, Э.В. Гирусов, Ф.И. Гиренок, Р.С. Карпинская, В.А. Кутырев, В.С. Степин, Г.С. Хозин и др.). В качестве стратегического решения данной проблемы предложена концепция устойчивого развития цивилизации (sustainable development).

Основной результат образования для устойчивого развития представляет осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой. Ближайшим результатом образования для устойчивого развития должно стать понимание необходимости не только экологических, но и социально-экономических перемен управления хозяйством (в масштабе мирового сообщества, отдельных государств, регионов, населенных пунктов, организаций и учебных заведений), строго соответствующих экологическим требованиям.

Любая экологическая проблема имеет социальные и экономические причины. Иначе говоря, в основе любой экологической проблемы лежат конфликты между людьми (представителями государственных, предпринимательских и гражданских структур общества), конфликты экономических интересов. С другой стороны, экологические проблемы способно решить только общество в лице сотрудничающих представителей всех его секторов, и именно экономические рычаги представляют собой основные инструменты комплексного решения проблем.

Материально-техническое обеспечение воинских частей неразрывно переплетено с экономикой страны. В войсках и территориальных органах Росгвардии природоохранные мероприятия часто сводятся только к обеспечению жизнедеятельности воинской части, без учета необходимости выполнять природоохранную деятельность, что предполагает освоение целого комплекса экологических умений и навыков, которые военнослужащий может освоить в процессе специального обучения. На практике же многие офицеры -выпускники слабо представляют структуру и содержание современной военно-экологической деятельности.

В этих условиях необходимы не только новые приказы и нормативные документы, регламентирующие деятельность командиров всех степеней по хранению, использованию и утилизации материально-технических средств в местах расположения воинских частей [6, 7], но и новая стратегия в определении главных направлений военно-экологической деятельности.

Стратегия, предполагающая существенное изменение существующей системы подготовки военных специалистов к экологической деятельности в войсках, направлена не столько на углубление уже имеющихся знаний, сколько на раскрытие новых характеристик сознания, самосознания, мышления, мотивационно-потребностной сферы военнослужащих.

Современная подготовка офицеров должна отражать научную экогуманитарную парадигму и предоставлять возможности для открытия объективно устойчивых связей между целями, задачами, содержанием и условиями профессиональной деятельности офицеров в мире природы [1, 3, 4, 5]. Все это в значительной степени актуализирует эколого-формирующие функции высшей военной школы, преобразуя педагогические технологии специальной профессиональной подготовки и экологического образования. Система экологической подготовки специалиста должна быть целенаправленной, гибкой и вариативной, позволяющей выявлять, развивать и использовать индивидуальные возможности каждого офицера.

Поиск в этом направлении приводит к необходимости исследования в условиях возможности возникновения экологических и техногенных катастроф проблемы формирования компетенции экологической безопасности у курсантов как важного компонента их будущей военно-профессиональной деятельности. Рассмотрение основных видов, функций и задач военно-профессиональной деятельности позволяет глубже и шире осознавать роль и место экологических знаний, умений, способностей в системе подготовки курсантов военных вузов, вырабатывать научно обоснованные методы защиты личного состава от экологически опасных факторов.

Проблема экологического образования и воспитания привлекала внимание многих исследователей. Самые ранние высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

В связи с исследуемой нами проблемой представляют интерес работы, выполненные по следующим направлениям: теоретико-методологические проблемы экологического образования (Е.А. Когай, Л.П. Викторова, Н.З. Смирнова, И.Т. Гайсин и др.); идеи экологической психологии, отраженные в экобихевиоральных исследованиях (Р. Баркер); теории возможностей (Дж. Гибсон); региональные системы экологического образования (Л.В. Моисеева, М.А. Якунчев, РА. Махабадарова, Т.З. Мухутдинова, Р.В. Опарин, И.Ю. Киселева и др.); экологизация дисциплин и интегрированное обучение (В.А. Игнатова, В.И. Николина, Ю.В. Железнякова, И.Ф. Токарева, Е.Г. Майш и др.); экологическое образование и воспитание в школе (Т.А. Бабакова, В.С. Шилова, Г.С. Камерилова, О.Н. Пономарева, Н.В. Скалон, О.Ю. Тимофеева и др.); формирование экологической культуры (Е.В. Никонорова, С.Н. Глазачев, В.В. Бахарев, Е.И. Ефимова и др.); формирование экологических умений будущего учителя (И.А. Уразметов); экологическое просвещение (ЛА. Коханова); экологическая профессиональная подготовка (Н.М. Александрова). В военной педагогике проблемы экологической

защиты войск рассматривались в целом и при исследовании общих проблем обучения и воспитания военнослужащих И.П. Айдаровым, Б.Н. Алексеевым, А.В. Бударагиным, Н.В. Михайловым и др.

Несмотря на значительное количество работ в области обучения, воспитания и организации жизнедеятельности войск, в последние годы проблема формирования экологических умений у курсантов высших военных учебных заведений не являлась предметом специального изучения. Не исследованы педагогические технологии формирования экологических умений у курсантов в образовательной и различных видах военно-профессиональной деятельности.

В соответствии со ст. 104, 105 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации [6] заместитель командира полка по тылу -начальник тыла полка:

- отвечает за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию в полку;

- обязан разрабатывать и проверять выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Возникла необходимость проведения педагогического исследования, нацеленного на теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования компетенции экологической безопасности личного состава факультета тыла (на примере Пермского военного института войск национальной гвардии РФ) на основе интеграции естественно-научных дисциплин и реализации в образовательном процессе интегративно-модульной технологии обучения.

Для достижения обозначенной цели предполагается с опорой на идеи обучения и воспитания в открытом образовательном пространстве [2] решить следующие задачи:

1) на основании анализа научной, психолого-педагогической, специальной методической литературы изучить состояние проблемы исследования и определить условия формирования компетентности экологической безопасности будущего офицера - специалиста тыла;

2) на основании системно-функционального анализа выявить сущность, структуру и содержание экологической компетентности будущего офицера -специалиста тыла;

3) разработать структурно-функциональную модель и систему формирования экологической компетентности будущего офицера -специалиста тыла;

4) выявить дидактические основы, определить принципы проектирования образовательного процесса с учетом интеграции содержания естественнонаучных дисциплин и внедрения в образовательный процесс интегративного спецкурса «Основы экологической безопасности»;

5) опытным путем проверить результативность формирования компетентности экологической безопасности будущего офицера - специалиста тыла.

Мы предполагаем, что в ходе исследования будут достигнуты следующие результаты.

- Определены понятия «экологическая компетентность офицера -специалиста тыла» и «социально ориентированное экологическое образование», соответствующие современной педагогической интерпретации с учетом специфики, структуры и содержания подготовки будущего офицера -специалиста тыла.

- Разработана структурно-функциональная модель формирования компетентности экологической безопасности будущего офицера - специалиста тыла, в основу которой будут положены концептуальные положения экологизации естественно-научных дисциплин и в которой в единстве и взаимосвязи будут представлены следующие структурные компоненты: стратегический (отражает ценностные ориентиры социального заказа и требования образовательного стандарта), целевой (содержит цель и задачи интегративного обучения), интеграционный (включает общедидактические принципы отбора содержания, предметные области интеграции и механизм осуществления интеграции), содержательный (включает содержательные идеи интегративного курса), функциональный (содержит методы, средства, формы обучения) и оценочно-результативный (включает диагностику, мониторинг, результативность).

- Подготовлена система формирования экологической компетентности будущего офицера - специалиста тыла, сконструированная на основе системного и интегративно-модульного подходов, включающая взаимосвязанные между собой компоненты, необходимые для целенаправленного педагогического воздействия. Основой реализации системы выступит интегративно-модульная технология обучения, которая представляет собой комплекс междисциплинарных модулей, помогающих сформировать требуемые цели и способы их достижения в подготовке компетентной в экологической безопасности личности.

- Подготовлен интегрированный курс «Основы экологической безопасности», включающий тезаурус, тематический и учебный планы и состоящий из шести учебных модулей, позволяющих осуществлять индивидуальное продвижение обучаемых к реализации поставленных дидактических целей.

- Подготовлена системная диагностика, содержащая необходимую совокупность критериев и оценочных показателей, дающих возможность оценить уровень форсированности компетентности экологической безопасности будущего офицера - специалиста тыла.

- Повышено качества экологической подготовки курсантов факультета тыла, за счет повышения целостности содержания естественно-научного образования, структурированного на основе интеграции естественно-научных дисциплин.

Список литературы

1. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманистические знания. - 1999. - № 4. - С. 114.

2. Косолапова Л.А. Обучение и воспитание в открытом образовательном пространстве: концептуальные основы и исследовательская программа // Вестник Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. - 2018. - Вып. 2. - С. 6-18.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - Изд. 4-е. перераб. и доп. -М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

4. Моисеев Н.Н. Размышления о рациональном обществе // Экология и жизнь. - 2001. - № 1. - С. 7-10.

5. Моисеева Л.В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 7. - С. 67-69.

6. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. // Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. - М.: Воен. изд-во, 2008. - С. 28-144.

7. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (дата подписания 3 июля 2016 г., опубликован 6 июля 2016 г.). - URL: www.http://rg.ru Российская газета -Федеральный выпуск № 7014(146) 6 июля 2016 г. (дата обращения: 27.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.