НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ■
ВОЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К РЕШЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Алимурадов Гаджи Магомедович
Курсант
Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии российской Федерации, Новосибирск
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам формирования офицерского корпуса в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Особое внимание уделено педагогическому процессу формирования готовности решать управленческие задачи у курсантов военных институтов. Высказывается мысль о том, формирование готовности решать управленческие задачи у курсантов военных институтов является решающим звеном в подготовке будущего офицера. Делается вывод о том, что готовность курсантов решать управленческие задачи представляет целостное свойство личности, обеспечивающее будущему офицеру выполнение не только непосредственных обязанностей по занимаемой должности, но и позволяющее занимать высокое место в иерархической структуре неформальных взаимоотношений в воинском коллективе.
ANNOTATION
The article is devoted to the formation of the officer corps in military institutes of the troops of the national guard of the Russian Federation. Particular attention is paid to the pedagogical process of formation of readiness to solve managerial tasks among cadets of military institutes. The idea is expressed that the formation of readiness to solve managerial tasks among cadets of military institutes is a decisive link in the preparation of the future officer. It is concluded that the willingness of cadets to solve managerial tasks is an integral personality trait that ensures the future officer not only fulfills his immediate duties in his post, but also allows him to occupy a high place in the hierarchical structure of informal relationships in the military team.
Ключевые слова: готовность решать управленческие задачи, курсанты военных институтов войск национальной гвардии, офицерский корпус.
Keywords: willingness to solve managerial tasks, cadets of military institutes of the National Guard troops, officer corps.
В военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту - ВИ ВНГ РФ) в ключевой задачей является формирование готовности будущего офицера решать управленческие задачи. Это обусловлено тем, что курсант ВИ является будущим офицером войск правопорядка, а значит опорой не только аппарата государства, но и в целом общественного устройства. В связи с этим изучение и анализ формирования готовности решать управленческие задачи у курсантов ВИ ВНГ РФ - будущих офицеров войск правопорядка важно и всегда актуально [1].
Вместе с тем степень, содержание, характер и влияния педагогического процесса формирования готовности решать управленческие задачи у курсантов ВИ могут быть весьма различными. Расширение знаний может и не захватывать глубоко структуру личности. Приобретение одних и тех же знаний разными курсантами способствует выработке различных по содержанию и практической направленности жизненных идеалов, нравственных принципов, критериев оценки, окружающей действительности и т.д.
Важной особенностью педагогического процесса (если он составлен на основе анализа и обобщения опыта организации проведения работы по формированию готовности курсантов решать управленческие задачи) - нацеленность на достижение единства и согласованности действий всех субъектов воспитания в интересах повышения качества данной компоненты. А это, в свою очередь, является возможностью организации более тесного взаимодействия всех воспитателей в процессе работы с будущими офицерами [2].
При этом целесообразно иметь перспективный план поформированию готовности курсантов решать управленческие задачи. Это предоставляет возможность должностным лицам (непосредственно принимающим участие в планировании организации и проведении указанной воспитательной работы), осуществлять планирование воспитательных действий на весь срок обучения курсантов, выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства воспитательного воздействия применительно к конкретному курсу, взводу, курсанту [3].
Содержание педагогического процесса по формированию готовности офицера решать управленческие задачи, составляет следующие основные компоненты: целевой, мотивационно -ценностный, содержательно - деятельностный, оценочно - результативный, которые выполняют познавательную, развивающую, ценностно-ориентированную и практическую функции.
Необходимо отметить, что целевой компонент связан с формированием в условиях педагогического процесса ВИ определенного уровня управленческой культуры офицера, достаточного для его повседневной жизни и осуществления будущей профессиональной деятельности. Тогда как мотивационно - ценностный компонент включает в себя формирование потребности и соответствующей им мотивации курсантов к освоению управленческих знаний, умений, навыков и предполагает разработку системы стимулов активизации профессиональной деятельности личности [4].
Сам процесс формирования управленческих знаний, умений, навыков уместно разделить разделили на два основных этапа:
• усвоение военно-профессиональных знаний;
• превращение их в убеждения, принципы жизненной и профессиональной позиции.
Педагогическому работнику при освещении управленческих вопросов необходимо постоянно
обращать внимание курсантов на ценностное наполнение их содержания, практическую значимость нормативных положений. Важно, чтобы представляемые материалы затронули эмоциональную сферу курсантов, носили яркий и наглядный характер.
Основой разработки содержательно - деятельностного компонента модели формирования готовности офицера решать управленческие задачи выступает интеграция требований повседневной военной жизни, предстоящей профессиональной деятельности будущих офицеров, возможностей ВИ.
Теоретический анализ подходов к пониманию сущности решения управленческих задач и его содержания, показывает, что этот процесс является решающим звеном в деятельности офицера. В тоже время нет единого мнения, каково должно быть содержание решения управленческой задачи. Нет и единого подхода, универсального алгоритма работы командира по выработке, принятию и реализации решения таких задач [5].
Для принятия офицером управленческого решения большое значение имеет исследование содержания структуры умения решать управленческие задачи. На наш взгляд, умение решать управленческие задачи - это способность решать управленческие задачи, основанная на глубоких знаниях процесса принятия решения, опыта практического применения знаний и качествах необходимых современному руководителю.
Изучение сущности готовности курсанта ВИ решать управленческие задачи позволяет считать, что существуют различные подходы к ее определению. Большинство из них включает качества личности и собственно деятельность, в которой они проявляются.
Анализ литературы и массовой практики позволил сделать вывод о том, что формирование изучаемой готовности проводится эпизодически, стихийно, без учета требований реальной жизни. На основе обобщения различных вариантов обучения была разработана педагогическая система, направленная на формирование готовности курсанта ВИ решать управленческие задачи.
Совершенствование педагогических программ формирования готовности к решению управленческих задач курсантов ВИ ВНГ РФ - процесс достаточно сложный и трудоёмкий. Для его успешного осуществления необходимо не их построение на основе общих принципах обучения и воспитания, но и осуществление данного построения на основе реальных возможностей и перспектив внедрения разработанных педагогических программ в практику военного обучения и воспитания [6].
Таким образом, готовность будущего офицера решать управленческие задачи это, с одной стороны интегративно-личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к этому процессу, с другой стороны как - состояние, позволяющее эти знания, умения, навыки продуктивно использовать при решении возникающих управленческих проблем. Готовность курсантов ВИ ВНГ РФ решать управленческие задачи представляет целостное свойство личности, обеспечивающее будущему офицеру выполнение не только непосредственных обязанностей по занимаемой должности, но и позволяющее занимать высокое место в иерархической структуре неформальных взаимоотношений в воинском коллективе.
Список литературы
1. Кононов А.Н., Григорьев О.В. Взаимосвязь правового и эстетического воспитания курсантов в военно-педагогическом процессе вуза // Инновации в образовании. 2011. № 7.
2. Померлян А.Н., Кононов А.Н., Григорьев О.В. Адекватные ответы современным террористическим вызовам и угрозам. Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 2529.
3. Григорьев О.В., Кононов А.Н. К вопросу о взаимосвязи правового и нравственного воспитания курсантов военных вузов // Право и образование. 2010. № 11. С. 52-58.
4. Померлян А.Н., Кононов А.Н., Григорьев О.В. Специфика формирования правовой культуры курсантов военных вузов Российской Федерации. // Advances in Law Studies. 2018. Т. 6. № 3. С. 46-5
5. Григорьев О.В., Кононов А.Н. Дополнительные возможности для дальнейшего повышения эффективности воспитания курсантов в военно-педагогическом процессе системы вузов внутренних войск МВД России В сборнике: Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства. / Сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции. 2015. С. 429-433.
6. Преемственность и новации в юридической науке. Выпуск 8 Агеева А.В., Алферов А.А., Андрюшенков В.А., Бакланов Л.А., Бархатова Е.Н., Белоусов А.В., Бетхер В.А., Бутина С.Г., Викулова Т.А., Вист И.И., Воронов И.А., Герасименко Т.Ю., Григорьев О.В., Губин А.И., Доманов Д.В., Дригичев И.В., Дубинин А.С., Ефимкина Н.В., Жумагазиева Н.М., Забуга Е.Е. и др. Материалы научной конференции адъюнктов и соискателей (Омск, 29 марта 2012 г.) / Омск, 2012.
Благодарсность
Исмаилову Агамехти Мамед-оглы
Профессору кафедры теории и истории государства и права Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии российской Федерации, Новосибирск
630006 Новосибирск ул. Ключ-Камышенское плато 6/2
УДК 340
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Жиров Богдан Сергеевич
Курсант
Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии российской Федерации, Новосибирск
АННОТАЦИЯ
В работе дана характеристика проблем правового обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации в сфере экологической безопасности. Рассмотрено понятие экологическая безопасность, под которым понимается возможная степень отрицательного влияния природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека. Делается вывод о том, что военнослужащие Росгвардии существенно воздействуют на окружающую среду. Поэтому во всех воинских частях Росгвардии должны проводиться работы по охране окружающей природной среды, как в ходе повседневной деятельности, так и при эксплуатации вооружения и военной техники.
ANNOTATION
The paper describes the problems of legal support for the troops of the national guard of the Russian Federation in the field of environmental safety. The concept of environmental safety is considered, which refers to the possible degree of negative impact of natural and man-made factors of environmental hazard on the environment and humans. It is concluded that the military personnel of the Russian Guard have a significant impact on the environment. Therefore, work must be carried out in all military units of the Russian Guard to protect the environment, both in the course of daily activities and in the operation of weapons and military equipment.
Ключевые слова: Росгвардия, экологическая безопасность, природные факторы, военнослужащие войск национальной гвардии.
Key words: Rosguard, environmental safety, natural factors, military personnel of the National Guard.
В современной России проблемы экологии вышли на качественно новый, более злободневный уровень. В сложной экологической обстановке нарушения требований экологического законодательства в войсках национальной гвардии РФ (Росгвардии) должны всемерно устраняться, а нарушители привлекаться к ответственности [1].
Так, например, военнослужащие Росгвардии зачастую нарушают правила пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ), уничтожают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных или растений (ст. 8.35 КоАП РФ), нарушают правила пользования объектами животного мира (ст. 8.37 КоАП РФ).
Немаловажным фактором в решении комплексных задач в сфере экологии будет являться привлечение специалистов для решения вопросов, связанных с экологической безопасностью, профилактикой и предупреждением совершения экологических правонарушений [2].
Правовые нормы, регулирующие отношения экологической безопасности, закреплены в законодательстве. В составе экологического законодательства они образуют относительно самостоятельную отрасль, которую можно именовать пока в теории законодательством об экологической безопасности [3].
Важно отметить, что в научной литературе существуют мнения о спорности соотношений понятий«экологическая безопасность» и«охрана окружающей среды». Здесь важно отметить, что данные понятия не тождественны друг другу и содержательно экологическая безопасность - это более широкое понятие с практической и теоретической точек зрения, чем охрана окружающей среды, поскольку включает в себя не только обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, но и осуществление стратегических экологических интересов и потребностей человека, общества и государства [4].