Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию конфессиональной культуры курсантов военных вузов Росгвардии'

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию конфессиональной культуры курсантов военных вузов Росгвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / CONFESSIONAL CULTURE / TOLERANCE / MULTINATIONAL STATE / HUMANISTIC PRINCIPLES / SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альментьев Василий Сергеевич

В статье рассмотрена проблема формирования конфессиональной культуры курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Определены критерии уровней конфессиональной культуры курсантов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы выполнена на базе Пермского военного института войск национальной гвардии РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альментьев Василий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of experimental work on formation of religious culture of cadets of military schools of Russian Guard

The article deals with the problem of the formation of the confessional culture of the cadets of military high schools of the National Guard Forces of the Russian Federation. The criteria for the levels of confessional culture of the students have been determined. The results of the experimental work on the basis of the Perm Military Institute of the National Guard Forces of the Russian Federation have been presented.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию конфессиональной культуры курсантов военных вузов Росгвардии»

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 15-18.

3. Приказ "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта горнолыжный спорт" от 19.01.2018 г. № 24 // URL : https://www.minsport.gov.ru/2018/Prikaz24ot19012018.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A. and Pelageich, N.V. (2016), "Problems of children's skiing in Russia", Innovative technologies of scientific development: collection of articles of the international scientific-practical conference, Aeterna, Kazan, part 2, pp. 103-105.

2. Alekseeva, N.D., Svyatchenko, P.B., Zinoviev, A.A. and Kupreev, M.V. (2018), "Influence of physical training on the technical features for young skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 15-18.

3. Order "On approval of the Federal standard of sports training in the sport of Alpine skiing" (2018), available at: https://www.minsport.gov.ru/2018/Prikaz24ot19012018.pdf.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.07.2019

УДК 378

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

Василий Сергеевич Альментьев, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования конфессиональной культуры курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Определены критерии уровней конфессиональной культуры курсантов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы выполнена на базе Пермского военного института войск национальной гвардии РФ.

Ключевые слова: конфессиональная культура, толерантность, многонациональное государство, гуманистические принципы, духовно-нравственные ценности.

RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF RELIGIOUS

CULTURE OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS OF RUSSIAN GUARD

Vasily Sergeevich Almentyev, the post-graduate military student, Perm military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

Annotation

The article deals with the problem of the formation of the confessional culture of the cadets of military high schools of the National Guard Forces of the Russian Federation. The criteria for the levels of confessional culture of the students have been determined. The results of the experimental work on the basis of the Perm Military Institute of the National Guard Forces of the Russian Federation have been presented.

Keywords: confessional culture, tolerance, multinational state, humanistic principles, spiritual and moral values.

Актуальность проблемы формирования конфессиональной культуры курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ВНГ РФ) обусловлена тем, что деятельность военнослужащего - офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях при выполнении повседневных служебно-боевых задач подразумевает непрерывное взаимодействие с носителями разных национальных культур, членами общественных организаций, в том числе и религиозных. Одним из гарантов успешной реализации основных параметров профессиональной компетентности, сформированных в процессе обучения в военном институте ВНГ РФ, является

высокий уровень коммуникативных навыков офицера Росгвардии, способного решать служебные задачи в условиях многоконфессионального пространства РФ.

Бесконфликтное, конструктивное и компетентное общение офицера Росгвардии в социуме базируется на общем уровне его образования с учетом тех характеристик, которые связаны также и с освоением ценностей конфессиональной культуры [2].

В современном глобализованном мире Российская Федерация, представленная большим разнообразием религиозных конфессий, характеризуется как евроазиатское многонациональное государство, имеющее традиционные черты национального характера народов России, их современную модификацию, социальную и этнотерриториальную дифференциацию. На фоне перемен в сфере экономики и политики происходящие изменения в области общественных взаимоотношений способствуют тенденции межрелигиозного расслоения, что за частую переходит в нарушение баланса конфессиональной толерантности и актуализирует у подрастающего поколения проблему формирования конфессиональной культуры.

Конфессиональная культура курсантов Росгвардии, является одним из важнейших показателей сущностных ценностей человека, способом, позволяющим субъектам педагогического процесса узнать и понять друг друга, приобрести навыки эффективного общения и взаимодействия. Недопущение межконфессиональных конфликтов, их предотвращение и профилактика обеспечивают подготовку будущих офицеров Росгвардии с целью дальнейшей самореализации в профессиональной деятельности и эффективного решения ими служебно-боевых задач.

Анализ литературных источников позволил констатировать, что проблема сущностных характеристик конфессиональной культуры решается неоднозначно, данный феномен имеет разное толкование и представлен многоаспектно в исследованиях, проводимых на протяжении исторического развития зарубежной и отечественной науки (таблица 1).

Таблица 1 - Теоретические основы конфессиональной культуры

Идея исследования Авторы

Понимание религии как основополагающей идеи, инициирующей и направляющей воспитание человека Фома Аквинский, Ж. Маритен, У. Каннингам, У. Мак-гакен, М. Казотти, М. Стефанини, Р. Ливигстон

Изучение принципа онтологии и религиозной интуиции как основы воспитания человека Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев

Внедрение этнокультурного компонента в Российское образовательное пространство Г.Н. Волков, И.А. Горяева, Д.Г. Пилипенко, Т.Я. Шпи-калова

Исследование толерантности, социальной культуры, традиций, обычаев, религии, образа жизни других народов как основы и доминирующих ценностей конфессиональной культуры Э.М. Александровская, К. Бютнер, М. Джеймс, И.В. Дубровина, Ю.М. Орлов, З. Фрейд. К. Хорни

Изучение сущностных характеристик феноменов «конфессия» и «конфессиональная культура» А.Я. Флиер, М.С. Каган, Л. А. Сидорова, И.М. Роткина, Л.А. Харисова, А.Б. Дохаева, С.В. Медведко, Л.В. Ко-ломийченко

В проводимом нами исследовании конфессиональная культура курсантов рассматривается как многоуровневая система единства коллективного и индивидуального в его сознании, соотнесённая с определёнными религиозными знаниями и понятиями, сопутствующими духовно-нравственными идеалами, гуманными принципами, нравственными нормами поведения, национально-этнической и гражданским самоопределением, что, в целом, предопределяет социальное и профессиональное поведение курсанта, его конструктивное и толерантное взаимодействие с окружающим миром.

В ходе опытно-экспериментальной работы, включающей в себя три этапа (диагностический, учебно-внедренческий, контрольно-обобщающий), проведенная на базе Пермского военного института ВНГ РФ мы проследили динамику уровней конфессиональной культуры курсантов.

С целью изучения исходного уровня конфессиональной культуры курсантов Росгвардии был проведен констатирующий эксперимент, позволивший выявить основные

показатели изучаемого феномена при помощи ряда диагностических методик: терминальные и инструментальные ценности (методика М. Рокича), оценка агрессивности (А. Ас-сингера), коммуникативные способности (специализированный тест А. Карелина) [4, 3, 1]. Кроме этого был произведен анализ когнитивного компонента конфессиональной культуры, направленный на выявление уровня знаний курсантов о различных культурах и конфессиях, их роли в историческом движении, цивилизационном развитии, значении религиозных концептов различных конфессий (авторская анкета).

Анализ полученных результатов позволяет судить о доминировании начального (низкого, порогового) уровня конфессиональной культуры курсантов Росгвардии контрольной и экспериментальной групп, для которого характерно: отсутствие знаний философских и культурно исторических основ конфессий, их гуманистических принципов, условий развития, их роли в истории и культуре народов и государств; неосознанное принятие духовно-нравственных ценностей многонационального государства; отсутствие систематически проявляемых качеств, связанных с лучшими гуманистическими традициями и ценностями различных конфессий; отсутствие позитивно-конструктивного поведения в быту, многонациональном коллективе.

Соотношение уровней конфессиональной культуры курсантов Росгвардии контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе отражено в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты констатирующего эксперимента

Группы Уровни сформированности

Высокий (желаемый, эталонный) Средний (оптимальный) Начальный (низкий, пороговый)

Экспериментальная группа 12,5 22,5 65

Контрольная группа 11,25 21,5 67,25

Организация формирующего эксперимента осуществлялась в соответствии с содержательно-функциональной моделью формирования конфессиональной культуры курсантов военного вуза ВНГ РФ, включающей целевой, организационно-содержательный, функ-ционально-деятельностный и результативно-диагностический блоки.

При моделировании целевого блока шло сопряжение государственных целей (государственное видение профессионально-личностных качеств офицера ВНГ, социальный имидж, требования ФГОС ВО, квалификационные характеристики офицера ВНГ) и личных целей курсанта (мотивация при поступлении, цели, образовательные потребности, духовно-нравственные, социальные, профессиональные установки).

В организационно содержательном блоке актуализируются ценности компонентов конфессиональной культуры: аксиологический, когнитивный, идентификационно-цивили-зационный, мотивационно-деятельностный, саногенный, рефлексивный. Все компоненты соотнесены с направлениями и видами педагогической деятельности (обучение, воспитание, педагогическое сопровождение, содействие развитию, педагогическая помощь). Кроме этого, в данный блок включены педагогические условия эффективной организации процесса формирования конфессиональной культуры курсантов.

Функционально-деятельностный блок модели отражает процесс перевода поставленных целей и задач в конкретную практическую деятельность методического, обуча-юще-развивающего и воспитательного характера. В рамках данного блока предусматривается целенаправленная организация педагогического и управленческого взаимодействия, реализация системы традиционных и инновационных методов, форм, приемов и средств аудиторной и внеаудиторной работы, реализация авторского спецкурса «Основы конфессиональной культуры».

Результативно-диагностический блок соотносится с субъектно-личностным направлением диагностики и оценки эффективности процесса формирования конфессиональной культуры курсантов (оценка степени развития всех компонентов конфессиональной культуры и «выход» на результат. В рамках данного блока модели определяются критерии

уровней сформированности у курсантов конфессиональной культуры.

Особое внимание в работе с курсантами было уделено созданию условий, гипотетически определяемых нами в качестве гаранта успешного решения задач формирования их конфессиональной культуры: принятие всем педагогическим коллективом идеи формирования конфессиональной культуры курсантов; создание развивающей образовательной среды; расширение спектра и тематики учебной и внеаудиторной деятельности; обеспечение всемерного педагогического содействия развитию компонентов конфессиональной культуры; совершенствование навыков позитивно-конструктивного стиля взаимодействия всех субъектов образования; педагогическая помощь в развитии духовно-нравственного облика будущего офицера ВНГ как одного из факторов его социального имиджа.

С целью определения эффективности процесса формирования конфессиональной культуры курсантов был проведен контрольный эксперимент с использованием диагностических методик, аналогичных тем, которые были применены на констатирующем этапе.

Соотношение результатов начальной и итоговой диагностики позволяет констатировать позитивную динамику уровней конфессиональной культуры курсантов Росгвардии, свидетельствует о преобладании высокого (желаемого, эталонного) уровня у курсантов экспериментальной группы (Таблица 3).

Таблица 3 - Соотношение результатов эксперимента

Этап эксперимента Группа Уровни сформированности

Высокий Средний Начальный

Констатирующий Экспериментальная группа 12,5 22,5 65

Контрольная группа 11,25 21,5 67,25

Контрольный Экспериментальная группа 65,1 30,2 4,7

Контрольная группа 13,25 43,25 43,5

Проведенное нами исследование подтверждает правомерность его целевых ориентиров и исследовательских задач, эффективность организации работы по формированию конфессиональной культуры курсантов Росгвардии и позволяет определить перспективы исследования, связанные с разработкой и реализацией технологии конфессиональной культуры курсантов с учетом региональных особенностей военных вузов, располагающихся на территории Российской Федерации; изучением влияния социального партнерства с другими организациями (спортивными, культурными учреждениями, национальными диаспорами и др.) на формирование конфессиональной культуры курсантов; организацией сетевого взаимодействия с другими военными институтами России и учреждениями подготовки кадров духовенства (священнослужителей) для эффективного решения задач по формированию конфессиональной культуры курсантов военных вузов Росгвардии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карелин, А. Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей // Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. А. Карелина. - М. : Эксмо, 2007. - С. 290.

2. Коломийченко, Л.В. Постановка проблемы формирования культуры межконфессионального общения курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации / Л.В. Коломийченко, В.С. Альментьев // Сборник статей Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук". - Пермь, 2017. - С. 230-234.

3. Методика оценки агрессивности (по А. Ассингеру) // URL : http://www.gurutestov.ru/test/157 (дата обращения: 01.07.2019).

4. Rokeach, М. Stability and American Value Priorities 1968-1981 / М. Rokeach, S.J. Ball-Rokeach // American Psychologist. - 1989. - Vol. 44. - No. 5. - P. 775-784.

REFERENCES

1. Karelin, A. (2007), "Identification and evaluation of communicative and organizational skills", Great Encyclopedia of psychological tests, Eksmo, Moscow.

2. Kolomiychenko, L.V. and Almentyev, V.S. (2017), "Statement of the problem of forming a culture of interfaith communication of cadets of military institutions of the National Guard troops of the Russian Federation", Actual problems of the humanities and socio-economic sciences, collection of conference proceedings, pp. 230-234.

3. Methods of assessing aggressiveness (according to A. Assinger) (2019), available at: http://www.gurutestov.ru/test/157 (accessed 10 February 2019).

4. Rokeach, M. and Ball-Rokeach, S.J. (1989), "Stability and American Value Priorities 19681981", American Psychologist, Vol. 44, No. 5, pp.775-784.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.08.2019

УДК 796.422

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ВЫНОСЛИВОСТИ

Игорь Евгеньевич Анпилогов, кандидат педагогических наук., доцент, Курский государственный университет; Александр Иванович Королев, старший преподаватель, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Курский институт

кооперации

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа программного материала подготовки юных спортсменов в легкоатлетических видах с преимущественным проявлением выносливости 1986 и 2004 гг. Установлено возрастание рекомендуемых объемов нагрузки аэробного и смешенного режима энергообеспечения у юных спортсменов на современном этапе. Показано, что распределение основных средств тренировки в годичном цикле в большинстве своем схоже с планированием тренировочной нагрузки спортсменов высокого класса и строится с учетом календаря соревнований.

Ключевые слова: подготовка, юные спортсмены, периодизация, виды спорта с преимущественным проявлением выносливости.

DEVELOPMENT OF PLANNING PROCEDURES FOR PREPARATION OF YOUNG SPORTSMEN IN ATHLETICS WITH PRIMARY MANIFESTATION OF

ENDURANCE

Igor Evgenyevich Anpilogov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kursk State University; Alexander Ivanovich Korolev, the senior teacher, Belgorod University of Cooperation, Management and Law, Kursk Institute of Cooperation

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of the program material for training of the young athletes in athletics with primary manifestation of endurance in 1986 and 2004. Increase in the recommended volumes of the aerobic and mixed-type loads among the young athletes at the present stage has been established. It has been shown that the distribution of the basic means of training in the annual cycle is for the most part similar to the planning of the training load of high-class athletes, and it is built taking into account the calendar of the competitions.

Keywords: training, young athletes, periodization, sports with a primary manifestation of endurance.

ВВЕДЕНИЕ

Уровень знаний в области спортивной науки на сегодняшний день определяет спортивную подготовку как целостный многолетний процесс, позволяющий достичь спортсмену высоких спортивных результатов [2, 6]. Вместе с этим, анализ результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.