Научная статья на тему 'Модель формирования конфессиональной культуры курсантов военного вуза Росгвардии'

Модель формирования конфессиональной культуры курсантов военного вуза Росгвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / CONFESSIONAL CULTURE / INFORMATION SECURITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / CADET / MILITARY UNIVERSITY / TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альментьев Василий Сергеевич

Рассматривается разработанная автором модель формирования конфессиональной культуры курсантов Росгвардии, позволяющая повысить уровень готовности будущих офицеров к определенному уровню развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, профессионального общения с подчиненными и начальниками, способность устанавливать и развивать личностное взаимодействие, в том числе с представителями разных религиозных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альментьев Василий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a model for the formation of a confessional culture of cadets of the Russian Guard, which allows to increase the level of skills and readiness in future officers necessary for effective interaction with people, professional communication with subordinates and superiors, as well as the ability to establish and develop personal interaction, including with representatives of different religious cultures.

Текст научной работы на тему «Модель формирования конфессиональной культуры курсантов военного вуза Росгвардии»

В.С. АЛЬМЕНТЬЕВ (Пермь)

модель формирования конфессиональной культуры курсантов военного вуза росгвардии

Рассматривается разработанная автором модель формирования конфессиональной культуры курсантов Росгвардии, позволяющая повысить уровень готовности будущих офицеров к определенному уровню развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, профессионального общения с подчиненными и начальниками, способность устанавливать и развивать личностное взаимодействие, в том числе с представителями разных религиозных культур.

Ключевые слова: конфессиональная культура, информационная безопасность, профессиональная деятельность, курсант, военный вуз, обучение, воспитание.

Современная образовательная парадигма предполагает формирование компетентного, способного к личностному и профессиональному совершенствованию современного офицера Росгвардии. В связи с этим остро встает вопрос о готовности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе конфессиональной культуры с учетом основных требований информационной безопасности, которая включает в себя процесс баланса между возникающими угрозами и успешностью противодействия этим угрозам.

Гарантом успешной реализации основных параметров профессиональной компетентности, сформированных в процессе обучения в военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации, является высокий уровень коммуникативных навыков офицера Росгвардии как защитника закона, Отечества, работающего в рамках взаимодействия с людьми, обществом. Бесконфликтное, конструктивное и компетентное общение офицера Росгвардии в социуме базируется на общем уровне его образования с учетом тех характеристик, которые связаны также и с освоением ценностей национальной и конфессиональной культуры [1].

В области науки и образования (в военном вузе Росгвардии в том числе) вопросам конфессиональной культуры в настоящее время

уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что потребность в подготовке офицеров, способных разрешать проблемы бесконфликтного взаимодействия подчиненных разных конфессий и соблюдения границ конфессиональной безопасности при взаимодействии с населением, является актуальной.

На фоне перемен в сфере экономики, политики изменения, происходящие в области общественных взаимоотношений, способствуют тенденции межрелигиозного расслоения, что зачастую переходит в нарушение баланса конфессиональной толерантности и актуализирует у подрастающего поколения проблему формирования конфессиональной культуры. Все это оказывает существенное влияние на отношения в коллективах воинских подразделений, взаимоотношения курсантов, офицеров. Для того чтобы умело и ответственно осуществлять взаимодействие с подчиненными в повседневной деятельности и обществом при выполнении слу-жебно-боевых задач, нужны квалифицированные современные офицеры, компетентные в области конфессиональной культуры.

А.Н. Ширяев, В.А. Беловолов, Н.Я. Сайгу-шев, А.И. Жданок, раскрывая вопросы, связанные с формированием готовности курсантов к служебно-боевой деятельности, особую роль отводят коммуникативной готовности, которая предполагает наличие у выпускника определенного уровня развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, профессионального общения с подчиненными и начальниками, способности устанавливать и развивать личностное взаимодействие, в том числе с представителями разных религиозных культур [4].

В связи с этим современное военное образование предполагает решение ряда задач, связанных с обеспечением педагогических условий для достижения офицерами высокого уровня сформированное™ конфессиональной культуры, существенно влияющей на дисциплинированность, социально-психологический климат и направленность потребностей, интересов, мотивов их подчиненных.

Поскольку подготовка курсантов в военных вузах допускает внесение изменений в вариативную часть учебных планов и предусматривает возможность решения воспитательных задач за пределами учебного процесса, создаются благоприятные возможности для разработки модели конфессиональной культуры курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации.

О Альментьев В.С., 2019

Формирование конфессиональной культуры будущих офицеров Росгвардии рассматривается нами как комплекс мероприятий, которые направлены на создание педагогических условий и реализацию методической системы, представленной в разработанной нами дидактической модели. Данная модель обеспечивает решение задач по формированию компетенций активной личности, владеющей высокой профессиональной подготовкой в тесной взаимосвязи с общегуманитарным образованием, способностью мгновенно и целесообразно принимать решения, соблюдая законодательство российской Федерации в части использования административного ресурса, поддерживая конфессиональную безопасность, стремящейся к целенаправленной реализации своего потенциала и способствующей решению поставленных росгвардией задач.

На протяжении длительного времени сущностные характеристики понятий «модель» и «моделирование» исследовались в работах А.Н. Дахина, В.И. Михеева, В.А. Штоффа, М.В. Ядровской и др. [2; 3; 5; 6]. Проектируя модель формирования конфессиональной культуры курсантов военных вузов рос-гвардии, мы ориентировались на определение В.И. Михеева и рассматривали ее как теоретический конструктор педагогической деятельности с определенным замыслом ожидаемого результата, обуславливающим его значение, с характеристикой условий и средств, требуемых с целью получения желательного результата, с определением субъектов деятельности [4]. Модель формирования конфессиональной культуры курсантов военного вуза войск национальной гвардии российской Федерации представлена на рис. на с. 38.

для результативного создания и реализации педагогических условий формирования конфессиональной культуры курсантов рос-гвардии разработанная модель включает в себя теоретическое, практическое и экспериенци-альное обучение и состоит из четырех блоков: целевого, организационно-содержательного, функционально-деятельностного и результативно-диагностического.

Теоретическое и практическое обучение не ограничивается одной лишь аудиторной работой, предполагающей межконфессиональный диалог, культурные ассимиляторы, индивидуальные и групповые беседы, тренинг по преодолению предрассудков, поликультурный диалог, участие в социальном проектировании, а также предусматривает посещение форумов и мероприятий, проводимых на тер-

кие науки -

ритории Пермского края адептами различных конфессий. Экспериенциальное обучение нацелено на изменение взглядов (предубеждений) и знаний на основе собственного опыта взаимодействия с людьми различных вероисповеданий с последующей рефлексией.

Целевой блок системы формирования конфессиональной культуры курсантов росгвар-дии представлен предвосхищаемыми результатами и задачами, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели, определяемой социальным заказом современного общества и требованиям ФГОС ВО.

организационно-содержательный блок раскрывает актуализируемые ценности конфессиональной культуры, представленные в аксиологическом, когнитивном, индентифи-кационно-цивилизационном, мотивационно-деятельностном, саногенном, рефлексивном компонентах.

Функционально-деятельностный блок предусматривает возможность корректировки целостного педагогического процесса с целью формирования компетентности будущего современного офицера в части конфессиональной культуры, описание форм, методов, технологий.

результативно-диагностический блок отражает показатели сформированности компонентов конфессиональной культуры будущего офицера Росгвардии.

Анализ исследований педагогического, философского, психологического и социологического направления, а также опытно-экспериментальная деятельность позволили раскрыть и аргументировать педагогические условия, способствующие эффективной реализации образовательного процесса в соответствии с моделью формирования конфессиональной культуры курсантов военных вузов Рос-гвардии:

- создание соответствующей предметной, пространственной и социальной среды;

- позитивная динамика стереотипных взглядов (предубеждений), трансформация знаний (в том числе через взаимодействие со священнослужителями различных конфессий) об элементах культуры представителей других конфессии;

- сформированность у курсантов умений ведения межконфессионального диалога как в период обучения в вузе, так и при дальнейшем несении службы после окончания вуза на территории Российской Федерации с учетом особенностей каждого поликонфессионального региона;

модель формирования конфессиональной культуры курсантов военного вуза войск национальной гвардии российской Федерации

Организационно-содержательный блок

- приобретение в многоконфессиональном коллективе навыков формирования толерантности;

- наличие у будущих современных офицеров Росгвардии объективной конфессиональной картины региона (обретение практи-

ческих навыков диагностирования и оценки религиозной ситуации);

Мы предполагаем, что использование разработанной модели позволит повысить уровень конфессиональной культуры будущих офицеров Росгвардии, будет способствовать

педагогические науки

развитию умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, профессионального общения с подчиненными и начальниками, развитию способности устанавливать и развивать межличностное взаимодействие, в том числе с представителями разных религиозных культур.

Список литературы

1. Альментьев B.C., Коломийченко Л.В. Развитие межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. C. 30-33.

2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Стандарты и мониторинг. 2002. № 4. C. 22-26.

3. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. М., 1987.

4. ШиряевА.Н., БеловоловВ.А.,СайгушевН.Я., Жданок А.И. Формирование готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск // сиб. пед. журн. 2011. № 12. С. 341-348.

5. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1986.

6. Ядровская М.В. Модели в педагогике //

Вестн. Томск. гос. ун-та. 2013. № 366. С. 139-143. * * *

1. Al'ment'ev V.S., Kolomijchenko L.V. Razvitie mezhkonfessional'nyh otnoshenij u kursantov vo-ennogo vuza vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii // Problemy sovremennogo pedagogichesko-go obrazovaniya. 2018. № 59-1. S. 30-33.

2. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushchnost', effektivnost' i. neopredelennost' // Stan-darty i monitoring. 2002. № 4. S. 22-26.

3. Miheev V.I. Modelirovanie i metody teorii iz-merenij v pedagogike: nauch.-metod. posobie dlya pe-dagogov-issledovatelej, matematikov, aspirantov i na-uch. rabotnikov, zanimayushchihsya voprosami me-todiki ped. issledovanij. M., 1987.

4. Shiryaev A.N., Belovolov V.A., Sajgushev N.Ya., Zhdanok A.I. Formirovanie gotovnosti kursantov k sluzhebno-boevoj deyatel'nosti kursantov k sluzheb-no-boevoj deyatel'nosti v podrazdeleniyah special'no-go naznacheniya vnutrennih vojsk // Sib. ped. zhurn. 2011. № 12. S. 341-348.

5. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. M.-L., 1986.

6. Yadrovskaya M.V. Modeli v pedagogike // Vestn. Tomsk. gos. un-ta. 2013. № 366. S. 139-143.

A model for the formation of the confessional culture of cadets of the military university of the Russian Guard

The article presents a model for the formation of a confessional culture of cadets of the Russian Guard, which allows to increase the level of skills and readiness in future officers necessary for effective interaction with people, professional communication with subordinates and superiors, as well as the ability to establish and develop personal interaction, including with representatives of different religious cultures.

Key words: confessional culture, information security, professional activity, cadet, military university, training, education.

(Статья поступила в редакцию 28.06.2019)

И.в. батунова, н.в. Батурина, а.б. алексеева, ю.с. руковишников

(Красноярск)

совершенствование самообразовательной иноязычной учебной деятельности студента технического вуза через мобильное обучение

Рассматриваются новые возможности для изучения иностранного языка в техническом вузе, преимущества и недостатки использования мобильного обучения в современном образовании. Несмотря на широкое распространение мобильных устройств среди студентов технических вузов, мобильное обучение слабо распространено в российских вузах, тем не менее оно обладает большим потенциалом с точки зрения изучения иностранного языка.

Ключевые слова: мобильное обучение, преимущества и недостатки, технический вуз, иностранный язык, самообразование.

В современном мире ничто так не меняется и быстро не развивается, как информационные и коммуникационные технологии (далее -ИКТ), именно поэтому педагоги (и в первую

© Батунова И.В., Батурина Н.В., Алексеева А.Б., Руковишников Ю.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.