Научная статья на тему 'Развитие культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации'

Развитие культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / CULTURE OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / INTERIORIZATION / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / POLYCONFESSIONAL SPHERE / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES / ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INFORMATION AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альментьев Василий Сергеевич, Коломийченко Людмила Владимировна

В статье актуализируется проблема развития культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации, раскрывается сущность данного личностного образования как системы информационных, эмоционально чувственных и конативных параметральных характеристик. На основании анализа исследований, выполненных в контексте культурологического подхода, обозначается ряд позиций, связанных с организацией образовательного процесса по формированию культуры межконфессиональных отношений, представлен опыт работы в данном направлении профессиональной подготовки курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альментьев Василий Сергеевич, Коломийченко Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of culture of inter-confessional relations among cadets of the military high school of the troops of the national guard of the Russian Federation

The article actualizes the problem of developing a culture of interfaith relations among cadets of the military high school of the troops of the national guard of the Russian Federation, reveals the essence of this personal education as a system of information, emotionally sensual and conative parametric characteristics. Based on the analysis of the studies carried out in the context of the culturological approach, a number of positions are identified, related to the organization of the educational process for the formation of a culture of interfaith relations, the experience of professional training of the cadets of the Perm Military Institute of the troops of the National Guard of the Russian Federation is presented in this direction.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации»

Выводы:

1. Можно сделать вывод, что при формировании положительного отношения к спортивной деятельности посредством волейбола наибольшее влияние оказывают оздоровительные аспекты данной игры, а также возможность развить в себе различные личностные качества и самоконтроль.

2. При подготовке волейболистов основное внимание уделяется их физической подготовке и совершенствованию результатов, но недостаточное значение придается психологическим и коммуникативным функциям спортивной деятельности.

3. Исходя из полученных в ходе анкетирования результатов об основных мотивах, побуждающих молодежь заниматься волейболом, можно судить о том, что положительное отношение к спортивной деятельности у девушек обусловлено возможностью совершенствования собственного тела и повышения уровня уверенности в себе. Положительное отношение к физической культуре среди парней-волейболистов обуславливается тем, что данная игра позволяет развить самодисциплину и волевые качества.

Литература:

1. Евсеев Ж. М. Мотивационный потенциал личности спортсмена // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: сб. науч. тр., 1988. С. 42-49

2. Копылов Ю.А., Яцковская Л.Н., Кудрявцев М.Д., Кузьмин В.А., Толстопятов И.А., Ермаков С.С. Концепция структуры и содержания оздоровительных занятий для студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов .-2015. - № 5 - С. 23-30.

3. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. — М.: ФиС. — 1978, —224 с.

4. Кудрявцев М.Д., Кузьмин В.А., Галимов Г.Я., Копылов Ю.А., Гаськов А.В. Современные подходы к созданию концепции и обновлению структуры и содержания оздоровительного физического воспитания студентов вузов. // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск Физическая культура и спорт 13/ 2014. - 204 с. УДК 796.093.8. С. 34-41.

5. Кузьмин В.А., Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А., Галимов Г.Я., Стрельников В.А. Концептуальные основы необходимости обновления дополнительного оздоровительного физического воспитания студентов // Молодая спортивная наука Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8-10 апр. 2014 г.: в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2014. - Ч. 2. - С. 162-165.

6. Лазарев, И.В. Физическая культура в юридическом вузе: учебно-методическое пособие / И. В. Лазарев, А. А. Ромашов. - М.: РАП, 2013. - 240 с.

7. Муллер, А. Б. Физическая культура студента: учеб. пособие / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко, А. Ю. Близневский. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с.

8. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 293-298

9. Пархомчик В.И. Факторы, влияющие на развитие мотивации в физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи / В.И. Пархомчик // Традиционная физическая культура белорусов: история, теория, практика: материалы 4 Респ. конф. по пробл. физ. культуры белорусов, 20 нояб. 2002 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Минск, 2002. - С. 74-78.

10. Чертов Н. В. Физическая культура: учебное пособие / Н. В. Чертов - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2012. - 118 с.

Педагогика

УДК: 378

адъюнкт Альментьев Василий Сергеевич

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь); доктор педагогических наук, профессор Коломийченко Людмила Владимировна

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь)

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации, раскрывается сущность данного личностного образования как системы информационных, эмоционально - чувственных и конативных параметральных характеристик. На основании анализа исследований, выполненных в контексте культурологического подхода, обозначается ряд позиций, связанных с организацией образовательного процесса по формированию культуры межконфессиональных отношений, представлен опыт работы в данном направлении профессиональной подготовки курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, толерантность, интериоризация, поликонфессиональная сфера, социально-гуманитарные дисциплины, информационно-воспитательная работа.

Annotation. The article actualizes the problem of developing a culture of interfaith relations among cadets of the military high school of the troops of the national guard of the Russian Federation, reveals the essence of this personal education as a system of information, emotionally - sensual and conative parametric characteristics. Based on the analysis of the studies carried out in the context of the culturological approach, a number of positions are identified, related to the organization of the educational process for the formation of a culture of interfaith relations, the experience of professional training of the cadets of the Perm Military Institute of the troops of the National Guard of the Russian Federation is presented in this direction.

Keywords: culture of inter-confessional relations, tolerance, interiorization, polyconfessional sphere, social and humanitarian disciplines, information and educational work.

Введение. Деятельность военнослужащего - офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях при выполнении повседневных служебно-боевых задач подразумевает

непрерывное взаимодействие с носителями разных национальных культур, членами общественных организаций, в том числе и религиозных. Совокупность профессиональных отличительных черт общения и единых моральных общепризнанных норм устанавливают основы профессиональной этики. Одним из гарантов успешной реализации основных параметров профессиональной компетентности, сформированных в процессе обучения в военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации, является высокий уровень коммуникативных навыков офицера Росгвардии как защитника закона, Отечества, работающего в рамках взаимодействия с людьми, обществом. Бесконфликтное, конструктивное и компетентное общение офицера Росгвардии в социуме базируется на общем уровне его образования с учетом тех характеристик, которые связаны также и с освоением ценностей национальной и конфессиональной культуры.

Изложение основного материала статьи. Современная образовательная политика государства ориентирована на реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой в качестве одной из главных ценностей страны определяется свобода религии, предусматривающая уважительное и терпимое отношение ко всем традиционным религиям, существующим в России и к их приверженцам [1]. Традиционную склонность к сбережению межконфессионального мира в Российской Федерации фиксировали многочисленные философы и политические деятели, включая современных. Еще в апреле 2007 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному собранию Российской Федерации отметил: «Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого Российского народа испокон веков составляла идея общего мира - общего для людей различных национальностей и конфессий» [2].

Основу толерантных отношений между курсантами военного института Росгвардии, офицерами войск национальной гвардии Российской Федерации и гражданским населением составляют ценности конфессиональной культуры, которая традиционно рассматривается в контексте наличия у человека общих представлений и дифференцированных понятий о сущности собственной религиозной культуры, признания значимости и правомерности традиций иных религиозных культур и проявления потребности в конструктивном диалоге с представителями других конфессиональных групп. Межконфессиональные взаимоотношения - это общение представителей различных конфессиональных групп в самых разнообразных сферах жизни и деятельности человека, включая и образовательную среду военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации.

Реализация целевых ориентиров современной системы отечественного образования осуществляется в контексте разных методологических подходов, один из которых в качестве содержательной и технологической основы организации образовательного процесса определяет ценности разных видов культуры. Культурологический подход предполагает определение стратегической цели воспитания как формирование ценностного отношения человека к обществу, природе, истории, рукотворному миру, к самому себе, понимание образовательного процесса как специфического взаимодействия его субъектов в ходе освоения и интериоризации социокультурных ценностей, отношение к образовательному учреждению как к целостному культурно-образовательному пространству.

В исследованиях Е.В. Бондаревской, С.К. Бондыревой, О.С. Газмана, Д.В. Колесова, Л.В. Коломийченко, В.С. Кукушкина, Б.Т. Лихачева, М.Г. Яновской и др. отмечается необходимость интеграции интеллектуальной, политической, нравственно-правовой и эстетической культуры личности, способствующей становлению сложных гражданских чувств, проявляющихся в понимании приоритета общечеловеческих ценностей, умелого сочетания интересов общества, коллектива и личности, доверие и терпимость к людям [3].

С позиций культурологического подхода культуру межконфессиональных отношений курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации мы рассматриваем как сложное личностное образование, проявляющееся в наличии знаний о ценностях собственной и иных конфессиональных культур, в проявлении интереса к обычаям и традициям, потребности в бесконфликтном взаимодействии с их носителями, в толерантном отношении с представителями других конфессий. Становление культуры межконфессиональных отношений осуществляется под влиянием разных факторов, важнейший из которых - целенаправленный образовательный процесс в вузе.

Государственный образовательный стандарт любого высшего профессионального образования, в том числе и военные институты войск национальной гвардии ориентирует на то, чтобы курсант в ходе изучения обязательных социально-гуманитарных дисциплин (философии, военной истории и др.) получил представления о роли религии в истории, роли христианства в европейской цивилизации, роли православия в России, культурных традициях и цивилизованной самоидентичности, тенденциях культурной интернационализации в современном глобализованном мировом процессе, национально-государственных интересах России, гражданском обществе, основных направлениях внутренней и внешней политики России.

Формирование культуры межконфессионального общения курсантов осуществляется в основном во время информационно-воспитательной работы. В контексте становления общей политической культуры осуществляется знакомство курсантов Росгвардии с законными основными принципами регулировки государственно религиозных и межконфессиональных отношений. На первоначальном этапе обучения будущим офицерам Росгвардии нужны элементарные познания в области основ религиоведения, позволяющие предупреждать конфликтные ситуации и недопонимание в общение с сокурсниками, представителями разных конфессий. В дальнейшем в процессе работы с населением, относящимся к всевозможным конфессиональным группам, при выполнении служебно-боевых задач выпускникам вуза понадобятся более объемные и систематизированные знания в области традиций, обычаев, имеющих место в разных религиозных культурах.

Программа развития воспитательной работы вузов войск национальной гвардии Российской Федерациидан ориентирована на развитие концепции познаний и социально-личностных компетенций у курсантов Росгвардии, являющихся основой культуры межконфессиональных отношений. К числу социально-личностных компетенций относятся: адаптационноцивилизационные, социально-организационные, коммуникативные; ценностно-смысловые, социально-трудовые. Например, офицерам Росгвардии в профессиональном плане необходимо ежедневно принимать участие в межконфессиональном диалоговом взаимодействии как с подчиненными, так и населением, учитывать специфику поведения людей

в зависимости от места прохождения службы на территории Российской Федерации, продиктованную религиозными нормами.

В современной отечественной педагогике и практике военного образования существует достаточно богатый спектр программ и технологий, связанных с патриотическим, интернациональным, гражданским воспитанием курсантов военных вузов Росгвардии. Вместе с тем проблемы формирования культуры межконфессиональных отношений исследуются и реализуются лишь локально. В данной статье мы приведем опыт работы по данному направлению профессиональной подготовки курсантов, имеющий место в Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации.

Основываясь на базисных элементах процедуры воспитания «человека культуры», выявленные Е.В. Бондаревской, мы сформулировали основные позиции процесса воспитания культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации:

- интериоризация многоцелевых общечеловеческих ценностей, имеющих место в разнообразных религиозных концепциях (понимание целостности человеческого рода и себе равно как неподражаемой составляющей, коммуникация между разными культурами и народами, независимость, равноправие, гуманность);

- освоение духовных и материальных ценностей общечеловеческой и религиозной культур (литературных, музыкальных, художественных, нравственных) посредством с их изучением, сбережением, восстановлением в творческих вариантах деятельности;

- развитие опыта гражданского поведения (участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание религиозных прав человека);

- накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения, проявление у курсантов Росгвардии религиозной терпимости;

- самооценка и самовоспитание (самоанализ согласно поводу свершенного, конструирование поведения в поликонфессиональной сфере, освоение методами самосовершенствования).

В учебные планы профессиональной подготовки курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации включены для изучения дисциплины социально гуманитарного цикла, имеющие региональную, национально-этническую специфику, поскольку формирование культуры межконфессиональных отношений в первую очередь осуществляется в рамках дисциплин, входящих в состав регионального и федерального компонентов Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования: философия, история, военная история, социология, культурология и др.

В военных институтах количество учебных часов на изучение социально-гуманитарных дисциплин является недостаточным. Анализ тематики учебных дисциплин в Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации, направленных на более углубленное формирование социально - личностных качеств, значимых для развития культуры межконфессиональных отношений, показал, что курсантам Росгвардии предлагаются курсы лишь косвенно способствующие их формированию. Следовательно, необходимо проведение целенаправленной работы, способствующей более полному содержательному наполнению и грамотному технологическому сопровождению образовательного процесса в решении задач развития культуры межконфессиональных отношений курсантов.

Разрешение обозначенной проблемы в Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации производиться в контексте социального партнерства. Суть его заключается в том, что командование института осуществляет сотрудничество и тесное взаимодействие с организациями религиозных конфессий Пермского края: наиболее многочисленной конфессией Русской Православной Церковью - Пермской епархией, руководством Регионального Духовного Управления мусульман Пермского края, буддийским центром Алмазного пути традиции Карма Кагью. Кроме этого в городе Перми в целях взаимодействия с традиционными религиозными организациями Пермской области, а затем и Пермского края с октября 1998 г. организован и действует Межконфессиональный Консультативный комитет Пермского края, уникальное межконфессиональное образование для многоконфессиональной России, в работе которого участвуют представители 7 крупных конфессий Пермского края.

Представители данных организаций в часы информационно - воспитательной работы проводят занятия с курсантами Росгвардии в разных формах: консультирование по темам научных исследований, связанных с проблемами религиоведческого просвещения, проведение диспутов и дискуссий, решение практических задач, моделирование возможных ситуаций. В работе с курсантами широко применяется метод «культурных ассимиляторов», способствующий погружению в возможную ситуацию и поиск наиболее приемлемого выхода из нее, не порождающего конфликта. Данный метод успешно используется в ходе массовых мероприятий: вечеров национальных культур, народно-религиозных праздников, краткосрочных экспедиций и экскурсий к местам компактного проживания различных этноконфессиональных групп в Пермском крае.

Органы государственной власти Пермского края занимают активную позицию в поддержке деятельности основных религиозных организаций на территории края, поддерживаю крупные социально-значимые государственно-конфессиональные проекты (финансируют их, оказывают организационную и информационную поддержку): проведение форумов-выставок («Дни Славянской письменности и культуры», «Православная Русь», «Мусульманский мир»); благотворительных концертов («Свет Белой горы») для поддержки и восстановления памятника архитектуры Пермского края - Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря и других религиозных и социально-значимых мероприятий, проводимых религиозными организациями на территории Пермского края. Посещение данных проектов систематически осуществляется курсантами Пермского военного института Росгвардии.

Выводы. Таким образом, воспитание культуры межконфессиональных отношений у курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях учебной и внеучебной деятельности, интеграции усилий совместно с представителями религиозных конфессий Пермского края способствует не только формированию профессиональных компетенций, но и гражданской активной жизненной позиции, стремления к сохранению социального мира.

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-

shkola/inЫyuzivnoeobrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2007. №90. С. 3.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебныхзаведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: «Прометей», 1992. 102 с.

4. Альментьев В.С., Сигиденко С.Ю., Альментьев С.С. Формирование основ конфессиональной культуры курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. - Пермь, Военное образование: вчера, сегодня, завтраю - 2016. - 6-9 с.

5. Коломийченко Л.В., Суханов О.Б. Формирование компетентности преподавателей военного вуза в вопросах воспитания межнациональной толерантности курсантов. - Педагогическое образование и наука, 2012 № 9. - 73-76 с.

6. Альментьев В.С., Пузиков О.П., Ефимов В.С. О необходимости формирования основ конфессиональной культуры курсантов военных институтов войск национальной гвардии России. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (43). С. 208-212.

Педагогика

УДК 796.894

аспирант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Альтувайни Ахмед Хашим

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика

М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Дорошенко Сергей Анатольевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

кандидат биологических наук, доцент Турыгина Ольга Вячеславовна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. На сегодняшний день физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях с преимущественным развитием у них физических качеств является одним из самых важных компонентов процесса физкультурного образования студенческой молодёжи, поскольку оно служит действенным средством сохранения здоровья, а также положительно влияет на физическое развитие студентов. В данной статье рассмотрены определённые особенности занятий волейболом, некоторые компоненты влияния физических нагрузок на занятиях по волейболу на организм занимающихся и на развитие физических качеств у студентов. Актуальность вопроса подтверждается постоянным совершенствованием методик обучения игре в волейбол. Исходя из этого, основная цель - выявить особенности игры, которые помогут подготовиться студентам к освоению техники игры в волейбол, а также положительно повлияют на формирование физических качеств у студентов.

Ключевые слова: волейбол, спорт, физические качества, физическая подготовка.

Annotation. To date, the physical education of students in higher education institutions with the primary development of their physical qualities is the most important component of the process of physical education, as it serves as an effective means of maintaining health, and also positively affects the physical development of students. This article deals with certain features of volleyball, some components of the influence of physical loads in volleyball classes on the body involved and on the development of physical qualities in students. The urgency of the issue is confirmed by the continuous improvement of the methods of teaching the game of volleyball. Proceeding from this, the main goal is to identify a set of exercises that will help prepare for the game of volleyball, and also positively affect the formation of physical qualities among students.

Keywords: volleyball, sport, physical qualities, physical training.

Введение. Игра в волейбол представляет собой достаточно распространенную и популярную игру в мире, поскольку ей легко научиться, она доступна широкому кругу людей, а также занятия данной игрой способны развить целый комплекс разнообразных физических качеств, за что волейбол и любим молодежью.

Волейбол как атлетический вид спорта содержит в себе широкий спектр физических нагрузок, и, как правило, занимаются им только те спортсмены, у которых состояние организма находится на высоком уровне требований функциональной подготовки. Если изучить исследования, проведенные в ходе интенсивных тренировок у волейболистов, то можно сделать вывод о том, что этот вид спорта требует большой объем нагрузок и насыщенных трудоемких тренировок [2]. Данные показатели и особенности этой игры предъявляют высочайшие требования к физическим способностям учащихся, принимающих непосредственное участие в игре.

Понятно, что волейбол ориентирован на повышение различной выносливости в связи с неотъемлемым элементом игры: интенсивными прыжками и техникой их выполнения. Именно этим волейбол выделяется среди других видов спорта.

В современном мире игра в волейбол не утрачивает своей актуальности у студентов на занятиях по физической культуре. Наоборот, даже обретает всеобщую популярность. Отвечая на вопрос о том, какие задачи существуют в обучении игре по волейболу, можно сформулировать несколько таковых основных задач. Во-первых, увеличение степени здоровья студентов, во-вторых, воспитание физических качеств, которые понадобятся студентам высших учебных заведений в их последующей жизнедеятельности после

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.