• За тдходом до дитини: авторитарш технологи, дидактоцентричш технологи, особистюно-орiентоваш, гуманно-особистiснi, технологи спiвробiтництва, технологи вшьного виховання, езотеричнi технологи.
• За домшуючим методом: догматичнi, репродуктивнi, пояснювально-шюстративш, програмованого навчання, проблемного навчання, розвиваючого навчання, саморозвиваючого навчання, дiалогiчнi, комушкативш, iгровi, творчi, комп'ютернi та ш.
• За категорieю учнiв: масова технолопя, прогресивно! освiти, технологи компенсуючого навчання, вiктимологiчнi технологи, технологи роботи з «важкими» дiтьми, технологи роботи з обдарованими особами.
• За напрямом модершзаци юнуючо1 традицшно1 системи: на основi гумашзаци та демократизацй вiдносин; на основi активiзацri та штенсифкаци дiяльностi дiтей; на основi ефективностi оргашзаци та управлiння; на основi методичного й дидактичного реконструювання матерiалу; природо-вiдповiднi; альтернативнi; цiлiснi технологи авторських шил.
Висновки. Таким чином, на нашу думку, пiдготовка майбутшх учителiв початкових класiв до застосування штерактивних технологiй навчання передбачае наявшсть спецiально органiзованого освiтнього процесу, який штегруе всi функцiональнi освiтнi одинищ структури навчального закладу, будуеться на застосуванш iнтерактивних технологiй, нацiлений на самовдосконалення, саморозвиток, самореалiзацiю студентiв у галузi застосування iнтерактивних технологiй навчання.
Готовшсть майбутнього вчителя до застосування штерактивних технологш навчання е штегративним утворенням та метою i результатом спещально1 професшно1 пiдготовки студентiв у даному напрямку.
Шд формуванням готовност майбутнiх учителiв початкових клаЫв до застосування штерактивних технологш навчання будемо розум™ багатокомпонентний, полiфункциональний, динамiчний, вщкритий процес перетворень, завдяки якому здшснюеться цiлеспрямований розвиток усiх структурних компонента, якi забезпечують формування цього виду готовность
Л^ература:
1. Ильина Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента / Т. А. Ильина. - М.: Знание, 1975. - 124 с.
2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.
3. Коменский Я. А. Живая типография / Я. А. Коменский // Собрание педагогических сочинений. - М., 1982. - Т. 2.
4. Питюков В. Ю. Основы педагогических технологий: учеб.-практ. пособие. / В. Ю. Питюков. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», «Роспед-агентство», 1997. - 176 с.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: Нар. образование, 1998. - 250 с.
6. Талызина Н. Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. - 1977. — № 1 (17). - С. 91-96.
7. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Политиздат, 1985. - 2306 с.
8. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие / М. А. Чошанов. - М.: Нар. образование, 1996. - 160 с.
Педагогика
УДК 796.32
аспирант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Альтувайни Ахмед Хашим
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика
М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Дорошенко Сергей Анатольевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
доцент кафедры физического воспитания Лепилина Татьяна Викторовна
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск)
ВОЛЕЙБОЛ КАК ВИД СПОРТА, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Цель: изучение волейбола как вида спорта, способствующего формированию положительного отношения к спортивной деятельности среди молодежи. Материалы и методы исследования: в ходе исследования были выявлены основные группы мотивов, побуждающих человека к занятиям физической культурой. К ним относятся оздоровительные, коммуникативные, соревновательно-конкурентные, эстетические, познавательно-развивающие, психолого-значимые и воспитательные мотивы. По методике Б. Дж. Кретти была разработана анкета с целью выявления наиболее существенных мотивов, побуждающих молодежь заниматься волейболом. Респондентами стали 15 студентов Сибирского федерального университета в возрасте от 19 до 22 лет, которые активно занимаются данным видом спорта. Участникам анкетирования предлагалось оценить по 10-балльной системе факторы, служащие мотиваторами к занятиям волейболом. Результаты: Проанализировав полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод, что наиболее сильными мотивами к занятиям волейболам являются: улучшение спортивных результатов; укрепление физического здоровья; превосходство над соперниками; обретение уверенности в себе. Малое количество опрошенных студентов отдают предпочтение познавательно-развивающим и психолого-значимым мотивам. Данные результаты свидетельствуют о том, что современная молодежь недостаточно осведомлена о пользе занятий волейболом для психологического здоровья человека и необходимости познания особенностей своего организма. Выводы: при формировании положительного
отношения к спортивной деятельности посредством волейбола наибольшее влияние оказывают оздоровительные аспекты данной игры и возможность развить в себе различные личностные качества и самоконтроль. При подготовке волейболистов недостаточное значение придается психологическим и коммуникативным функциям спортивной деятельности.
Ключевые слова: волейбол, отношение, мотив.
Annotation. Purpose: to study volleyball as a sport that promotes the formation of a positive attitude to sports activities among young people. Materials and methods of research: In the course of the study, the main groups of motives that induce a person to engage in physical training were identified. These include health-improving, communicative, competitive-competitive, aesthetic, cognitive-developing, psychologically significant and educational motives. By the method of BJ Crett, a questionnaire was developed to identify the most significant motivations that motivate young people to engage in volleyball. The respondents were 15 students of the Siberian Federal University aged 19 to 22, who are actively engaged in this sport. Participants in the questionnaire were asked to evaluate factors that motivated volleyball for a 10-point system. Results: After analyzing the data obtained during the research, it can be concluded that the strongest motives for volleyball are: improving sports results; strengthening physical health; superiority over rivals; gaining self-confidence. A small number of interviewed students prefer cognitive-developing and psychologically-significant motives. These results indicate that modern youth are not sufficiently aware of the benefits of sports activities for the psychological health of a person and the need to know the characteristics of their body. Conclusions: when forming a positive attitude to sports activity through volleyball, the health aspects of this game and the opportunity to develop various personal qualities and self-control have the greatest impact. In the preparation of volleyball players, insufficient importance is attached to the psychological and communicative functions of sports activities.
Keywords: volleyball, attitude, motive.
Введение. На сегодняшний день особой актуальностью пользуется тема побуждения молодежи к спортивной деятельности. Мотивация к физической активности представляет собой особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовки личности и работоспособности [1]. Формирование положительного отношения к спорту является многоуровневым и далеко нелегким процессом. Данный процесс, включает в себя множество этапов, начиная от получения первых гигиенических знаний и базовых теорий в области физической культуры и заканчивая регулярными спортивными занятиями и приобретением профессиональных навыков [2, 4].
В наши дни в области физической культуры существует глубокий и обширный диапазон разновидностей спортивной деятельности [7, 10]. Сегодня одной из самых известных и распространенных спортивных игр является волейбол. Волейбол пользуется популярностью среди различных возрастно-половых категорий. Огромный интерес к данной спортивной игре обусловлен тем, что волейбол подходит для людей абсолютно любого возраста, телосложения, пола и физической подготовки и при этом имеет довольно простые правила ведения игры. Кроме того, занятия этим видом спорта способствуют развитию многих физических качеств: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени.
Формирование положительного отношения молодежи к спортивной деятельности посредством волейбола особое распространение получило в различных образовательных учреждениях. В настоящий период времени волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессионального образования. Данный факт объясняется тем, что во время данной игры создаются благоприятные возможности для проявления и развития многих качеств. К вышеупомянутым качествам можно отнести ловкость, выносливость, смекалку, способность к взаимопомощи, быстроту и многое другое.
Актуальность данной темы очевидна и не вызывает никаких сомнений. Учитывая острую необходимость побуждения современной молодежи к занятиям физической культурой [5, 6] и формированием у молодых людей спортивной мотивации, целесообразно изучить и подробно рассмотреть волейбол, как способ развития устойчивого положительного отношения к спортивной деятельности. Исследование проводилось в соответствии с научно-методической литературой и направлено на выявление основных мотивов к занятиям волейболом среди студентов Сибирского федерального университета.
Формулировка цели статьи. Целью исследования стало изучение волейбола как вида спорта, способствующего формированию положительного отношения к спортивной деятельности среди молодежи.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- выявить основные мотивы, побуждающие молодежь заниматься спортивной деятельностью посредством волейбола;
- провести анкетирование по методике Б. Дж. Кретти студентов Сибирского федерального университета в возрасте от 19 до 22 лет, которые активно занимаются волейболом;
- проанализировать полученные результаты и выявить приоритетные мотивы для респондентов.
Изложение основного материала статьи. В настоящий момент времени разработано большое
количество методик по изучению мотивации у спортсменов. Довольно активно используются группы методов, связанные с разнообразными модификациями анкетирования. Б. Дж. Кретти разработал методику оценки спортсменом условий эффективной тренировки. Спортсмену предлагается анкета, в которой он должен оценить по 10-балльной шкале различные факторы, которые способствуют повышению эффективности тренировки. Данный опросник может быть использован и для определения основных мотивов, побуждающих человека заниматься определенным видом спорта [3].
В ходе изучения волейбола, как вида спорта, способствующего формированию положительного отношения молодежи к спортивной деятельности, были выявлены основные группы мотивов, побуждающих человека к занятиям физической культурой [8, 9]. К таким мотивам относятся:
1. Оздоровительные мотивы. Данный вид мотивации включает в себя стремление к укреплению своего физического здоровья, формированию здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний с помощью занятий спортом.
2. Соревновательно-конкурентные мотивы. Данная группа мотивов основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Стремление достичь определенных высот в
спортивной деятельности, а также иметь некоторое превосходство над своими соперниками является достаточно сильной мотивацией к занятиям физической культурой.
3. Эстетические мотивы. На сегодняшний день мощным мотиватором в области спортивной деятельности является желание человека улучшить свой внешний вид и телосложение, избавиться от недостатков в фигуре и увеличить пластичность движений.
4. Коммуникативные мотивы. Совместные занятия какой-либо спортивной деятельностью благотворно влияют на коммуникации между разными социальными группами.
5. Познавательно-развивающие мотивы. Данный вид мотивации подразумевает желание человека более полным образом познать свой организм, изучить его свойства и особенности, максимально эффективно использовать возможности своего тела и повысить уровень физической подготовленности.
6. Психолого-значимые мотивы. Данная категория мотивов основывается на стремлении человека посредством спорта избавиться от негативных эмоций, снять эмоциональное напряжение, отдохнуть от стрессовых ситуаций разного рода, а также обрести уверенность в себе и своих силах.
7. Воспитательные мотивы. Систематические и регулярные занятия физической культурой вырабатывают в человеке волевые качества. Данная группа мотивов основана на желании личности развить в себе самодисциплину и самоконтроль.
Обращаясь к опыту Б. Дж. Кретти [3], была разработана анкета с целью выявления наиболее существенных мотивов, побуждающих молодежь заниматься волейболом. Респондентами стали 15 студентов Сибирского федерального университета в возрасте от 19 до 22 лет, которые активно занимаются данным видом спорта. Участникам анкетирования предлагалось оценить по 10-балльной системе факторы, служащие мотиваторами к занятиям волейболом. В анкету были включены 14 вопросов (по 2 вопроса из каждой группы мотивов). Данная анкета представлена в виде таблицы 1.
Таблица 1
Образец анкеты «Что мотивирует Вас к занятиям волейболом?»
№ Вопросы теста Мало мотивирует Мотивирует Очень мотивирует
1 Профилактика заболеваний 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 Развитие самодисциплины 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3 Познание собственного организма и его возможностей 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4 Укрепление физического здоровья 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 Обретение новых знакомых 1 2 3 4 5 6 7 8 9
6 Улучшение спортивных результатов 1 2 3 4 5 6 7 8 9
7 Превосходство над соперниками 1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 Совершенствование тела 1 2 3 4 5 6 7 8 9
9 Повышение уровня физической подготовки 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 Снятие нервозности и напряжения 1 2 3 4 5 6 7 8 9
11 Выработка в себе волевых качеств 1 2 3 4 5 6 7 8 9
12 Развитие коммуникативных навыков посредством работы в команде 1 2 3 4 5 6 7 8 9
13 Избавление от недостатков фигуры 1 2 3 4 5 6 7 8 9
14 Обретение уверенности в себе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
По результатам проведенного анкетирования среди студентов, занимающихся волейболом, была составлена таблица 2. Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что наиболее сильными мотивами к занятиям волейболам являются: улучшение спортивных результатов; укрепление физического здоровья; превосходство над соперниками; обретение уверенности в себе. Исходя из этого, можно предположить, что наиболее значимыми мотивами, побуждающими молодежь заниматься волейболом, являются соревновательно-конкурентные и оздоровительные мотивы.
Неоправданно малое количество опрошенных студентов отдают предпочтение познавательно-развивающим и психолого-значимым мотивам. Данные результаты свидетельствуют о том, что современная молодежь недостаточно осведомлена о пользе спортивной деятельности для психологического здоровья человека и необходимости познания особенностей своего организма.
Таблица 2
Результаты анкетирования среди студентов-волейболистов Сибирского федерального __университета__
№ Вопросы теста «Мало мотивирует», чел. «Мотивирует», чел. «Очень мотивирует», чел.
1 Профилактика заболеваний 6 7 1
2 Развитие самодисциплины 5 7 2
3 Познание собственного организма и его возможностей 8 5 1
4 Укрепление физического здоровья 3 10 1
5 Обретение новых знакомых 8 6 0
6 Улучшение спортивных результатов 0 10 4
7 Превосходство над соперниками 1 9 4
8 Совершенствование тела 6 7 1
9 Повышение уровня физической подготовки 6 7 1
10 Снятие нервозности и напряжения 9 5 0
11 Выработка в себе волевых качеств 4 9 1
12 Развитие коммуникативных навыков посредством работы в команде 7 5 2
13 Избавление от недостатков фигуры 5 8 1
14 Обретение уверенности в себе 2 8 4
В ходе проведения исследования результаты анкетирования были рассмотрены с учетом пола респондентов. Рассматривались лишь те респонденты, кто на поставленный в анкете вопрос ответил «мотивирует» и «очень мотивирует». Полученные данные были систематизированы и представлены в виде таблицы 3.
Таблица 3 наглядно демонстрирует, что респонденты женского пола отдают большее предпочтение следующим мотивам: избавление от недостатков фигуры; обретение уверенности в себе; совершенствование тела.
Большинство опрошенных лиц мужского пола выбрали следующие мотиваторы: выработка волевых качеств; развитие самодисциплины.
Таблица 3 также позволяет сделать вывод, что волейболистки придают большее значение психолого-значимым мотивам, нежели парни-волейболисты.
Таблица 3
Результаты анкетирования среди студентов-волейболистов Сибирского федерального _университета (женщины, мужчины) _
№ Вопросы теста Жен. (чел.) Муж. (чел.)
1 Профилактика заболеваний 5 3
2 Развитие самодисциплины 3 6
3 Познание собственного организма и его возможностей 4 2
4 Укрепление физического здоровья 5 6
5 Обретение новых знакомых 3 3
6 Улучшение спортивных результатов 6 8
7 Превосходство над соперниками 6 7
8 Совершенствование тела 7 1
9 Повышение уровня физической подготовки 3 5
10 Снятие нервозности и напряжения 4 1
11 Выработка в себе волевых качеств 3 7
12 Развитие коммуникативных навыков посредством работы в команде 4 3
13 Избавление от недостатков фигуры 8 1
14 Обретение уверенности в себе 8 4
Выводы:
1. Можно сделать вывод, что при формировании положительного отношения к спортивной деятельности посредством волейбола наибольшее влияние оказывают оздоровительные аспекты данной игры, а также возможность развить в себе различные личностные качества и самоконтроль.
2. При подготовке волейболистов основное внимание уделяется их физической подготовке и совершенствованию результатов, но недостаточное значение придается психологическим и коммуникативным функциям спортивной деятельности.
3. Исходя из полученных в ходе анкетирования результатов об основных мотивах, побуждающих молодежь заниматься волейболом, можно судить о том, что положительное отношение к спортивной деятельности у девушек обусловлено возможностью совершенствования собственного тела и повышения уровня уверенности в себе. Положительное отношение к физической культуре среди парней-волейболистов обуславливается тем, что данная игра позволяет развить самодисциплину и волевые качества.
Литература:
1. Евсеев Ж. М. Мотивационный потенциал личности спортсмена // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: сб. науч. тр., 1988. С. 42-49
2. Копылов Ю.А., Яцковская Л.Н., Кудрявцев М.Д., Кузьмин В.А., Толстопятов И.А., Ермаков С.С. Концепция структуры и содержания оздоровительных занятий для студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов .-2015. - № 5 - С. 23-30.
3. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. — М.: ФиС. — 1978, —224 с.
4. Кудрявцев М.Д., Кузьмин В.А., Галимов Г.Я., Копылов Ю.А., Гаськов А.В. Современные подходы к созданию концепции и обновлению структуры и содержания оздоровительного физического воспитания студентов вузов. // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск Физическая культура и спорт 13/ 2014. - 204 с. УДК 796.093.8. С. 34-41.
5. Кузьмин В.А., Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А., Галимов Г.Я., Стрельников В.А. Концептуальные основы необходимости обновления дополнительного оздоровительного физического воспитания студентов // Молодая спортивная наука Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8-10 апр. 2014 г.: в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2014. - Ч. 2. - С. 162-165.
6. Лазарев, И.В. Физическая культура в юридическом вузе: учебно-методическое пособие / И. В. Лазарев, А. А. Ромашов. - М.: РАП, 2013. - 240 с.
7. Муллер, А. Б. Физическая культура студента: учеб. пособие / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко, А. Ю. Близневский. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с.
8. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 293-298
9. Пархомчик В.И. Факторы, влияющие на развитие мотивации в физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи / В.И. Пархомчик // Традиционная физическая культура белорусов: история, теория, практика: материалы 4 Респ. конф. по пробл. физ. культуры белорусов, 20 нояб. 2002 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Минск, 2002. - С. 74-78.
10. Чертов Н. В. Физическая культура: учебное пособие / Н. В. Чертов - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2012. - 118 с.
Педагогика
УДК: 378
адъюнкт Альментьев Василий Сергеевич
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь); доктор педагогических наук, профессор Коломийченко Людмила Владимировна
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь)
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье актуализируется проблема развития культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации, раскрывается сущность данного личностного образования как системы информационных, эмоционально - чувственных и конативных параметральных характеристик. На основании анализа исследований, выполненных в контексте культурологического подхода, обозначается ряд позиций, связанных с организацией образовательного процесса по формированию культуры межконфессиональных отношений, представлен опыт работы в данном направлении профессиональной подготовки курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, толерантность, интериоризация, поликонфессиональная сфера, социально-гуманитарные дисциплины, информационно-воспитательная работа.
Annotation. The article actualizes the problem of developing a culture of interfaith relations among cadets of the military high school of the troops of the national guard of the Russian Federation, reveals the essence of this personal education as a system of information, emotionally - sensual and conative parametric characteristics. Based on the analysis of the studies carried out in the context of the culturological approach, a number of positions are identified, related to the organization of the educational process for the formation of a culture of interfaith relations, the experience of professional training of the cadets of the Perm Military Institute of the troops of the National Guard of the Russian Federation is presented in this direction.
Keywords: culture of inter-confessional relations, tolerance, interiorization, polyconfessional sphere, social and humanitarian disciplines, information and educational work.
Введение. Деятельность военнослужащего - офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях при выполнении повседневных служебно-боевых задач подразумевает