4. Ботта, Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. Под ред. М.Н. Гончаровой. М.: Просвещение, 2003. 246 с.
5. Аг-оол, Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев в начальной школе. Кызыл, 2004. 55с.
6. Ондар ,О.Ч. Кажык (виды и правила игры) / О.Ч. Ондар. Кызыл, 2016. 93 с.
7. Самбу, И.У. Тувинские народные игры. (Историко-этнографический очерк). Кызыл, 1978. С.137 Bibliograficheskij spisok
1. Evseev, S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kultura: ucheb. posobie. M.: Sovetskij sport, 2000. 240 s.
2. Sakhno, A. V. Zdorove i zdorovyj obraz zhizni invalidov Rossii v usloviyakh rynochnoj ekonomiki. Malakhovka, 1993. s.56.
3. Badalyan, L.O. Detskie tserebralnye paralichi / L.O. Badalyan, L.T. Zhurba, O.V. Timonina. Kiev: Zdorove, 1988. 326 s.
4. Botta, N. Lechebnoe vospitanie detej s dvigatelnymi rasstrojstvami tserebralnogo proiskhozhdeniya. Pod red. M.N. Goncharovoj. M.: Prosveschenie, 2003. 246 s.
5. Ag-ool, E.M. Tuvinskie igry, elementy natsionalnykh vidov sporta i tantsev v nachalnoj shkole. Kyzyl, 2004. 55s.
6. Ondar, O.Ch. Kazhyk (vidy i pravila igry). Kyzyl, 2016. 93 s.
7. Sambu, I.U. Tuvinskie narodnye igry. (Istoriko-etnograficheskij ocherk). Kyzyl, 1978. s.137
Аг-оол Елена Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры, E-mail: [email protected]
Ag-ool Elena - Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, Department of theoretical foundations of physical training, E-mail: [email protected]
УДК 796/799+796-053.7+378
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ВОЛЕЙБОЛ»
Аг-оол Е.М., Саая Р.Д.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
INCREASE OF MOTIVATION OF TUVAN STATE UNIVERSITY STUDENTS TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS THROUGH SPORTS GAME
"VOLLEYBALL"
Ag-ool E.M., Saaya R.D.
Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье анализируется мотивация студентов к физической культуре и спорту посредством спортивной игры «волейбол». В статье рассматривается взаимосвязь показателей мотивов привлечения к занятиям физической культуры и спорта, выделены условные группы мотивов: спортивно-познавательный мотив, мотив достижения успеха, возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Занятия в спортивных секциях по волейболу в дифференцированных группах для девушек выступают как средство получения эмоционального удовольствия от двигательной активности, как способ организации активного отдыха и как средство физического воспитания. Анализ результатов тестирования позволил выявить положительное отношение испытуемых к
занятиям по волейболу. Наиболее сильной мотивацией у молодежи является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний, также формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний.
Ключевые слова: исследование, мотив, студенты Тувинского государственного университета, физическая культура, спорт, волейбол, физическая подготовленность, физические качества, здоровье.
This paper analyzes the motivation of students to physical culture and sports through sports game "volleyball". The article discusses the relationship of indicators to attract motivation in physical culture and sports, conditionally allocated three groups of motives: sports and cognitive motive, motive to achieve success, the opportunity to improve their health and disease prevention. Classes in sports clubs in volleyball in differentiated groups for men serve as a means of emotional pleasure from motor activity as a way to organize outdoor activities and as a means of physical education. Analysis of test results revealed a positive attitude to the test classes in volleyball. The most powerful motivation in young people is the ability to improve their health and disease prevention, and promotion of healthy lifestyles and reducing the likelihood of disease.
Key words: Research, motive, Tuvan state university students, physical culture, sports, volleyball, physical fitness, physical quality, health.
Введение. В нашей республике волейбол является одним из ведущих массовых видов спорта. Ежегодно проводятся Кубок Председателя Правительства Республики Тыва и Чемпионаты, первенства районов, городов республики. В Тувинском государственном университете (ТувГУ) волейбол играет ведущую роль в физическом воспитании и оздоровлении молодежи и это один из любимых игр студенческой молодежи Тувы, это массовое средство физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Актуальность. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания студенческой молодежи является его специфическое качество - возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для каждого студента.
В своих исследованиях мы хотели выяснить, как происходит процесс формирования интереса у студентов ТувГУ к занятиям физической культурой и спортом через спортивную игру волейбол.
В первую очередь, волейбол входит в программу физической культуры вуза и является одним из средств решения основных задач физического воспитания студента: укрепления здоровья, совершенствования физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости.
Постоянно меняющаяся игровая ситуация в волейболе, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов и положительно влияют на сердечно -сосудистую и дыхательную систему организма [1].
Волейбол учит молодежь к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи в достижении общей цели. В силу своей универсальности и притягательности, она является самым эффективным средством физического воспитания студентов. Главная направленность практических занятий, построенных на материале спортивной игры, это содействовие решению задач физического воспитания молодежи средствами волейбола, обучение основным навыкам игры и формирование привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями в свободное время.
Анализ литературы [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] и обобщение передового опыта позволил сформировать цель нашего исследования: выявить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом посредством волейбола.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования [8].
В 2015-2016 учебном году, нами были проведены исследования по выявлению мотивации к занятиям физической культурой и спортом среди студентов (ТувГУ). В исследованиях мы применяли существующие методы психодиагностики [8], которые использовались для выявления мотивации к занятиям по волейболу у студентов, занимающихся в секции по волейболу, также нами были разработаны анкеты.
Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения тренировочных занятий в трех группах, занимающихся волейболом, уровень подготовки у девушек был разным. Чтобы получить достоверные результаты, наблюдения проводились с помощью квалифицированных экспертов, преподавателей ТувГУ Кечил-оол С.С., Делег А.Ч., Саая М.А, ведущих специалистов Республики Тыва Хомушку Т.Д., Тодошева С.Б. Педагогический эксперимент проводился для практического обоснования эффективности формирования спортивной мотивации волейболисток, занимающихся в условиях вуза.
Эксперимент проводился с сентября 2015 года по июнь 2016 года, поэтому мы организовывали товарищеские встречи между группами волейболисток ТувГУ с приглашенными командами.
Для достижения поставленной цели - выявление мотивации у студенток к физической культуре и спорту посредством спортивной игры «волейбол» решались задачи, которые осуществлялись по методикам указанным выше, а именно, мотивы занятий спортом определялись с помощью методики «Мотивы занятий спортом», разработанной А.В. Шаболтас (1998) [13]. Дополнительно ведущими преподавателями ТувГУ оценивалась степень проявления мотивации у девушек с помощью «Методики оценки спортивной мотивации» [8].
Особенности отношения испытуемых к соревновательной и тренировочной деятельности оценивались с помощью методики Г.Д. Бабушкина
(2000) «Соревновательная и тренировочная мотивация» [2].
Результаты исследования. Анализ результатов тестирования позволил
выявить:
- отношение испытуемых к своей тренировочной деятельности в школьные
годы;
- мотивы занятий волейболом;
- особенности прогнозирования испытуемыми своего спортивного будущего.
Приведены результаты экспериментального исследования свойств
личности 42 волейболисток, в возрасте 17-25 лет. Все испытуемые занимаются волейболом во внеучебное время на секционных занятиях в трех группах в ТувГУ: группа «сильнейших», тренер - Делег А.Ч. и группа «совершенствования» - Саая М.А., группа «новички» - Саая Р.Д. Стаж занятий спортом испытуемых составлял от одного до четырех лет.
Анализ данных отдельно по каждому из испытуемых выявил, что 18 человек (31,1 %) характеризуются доминированием мотива на достижение успеха, главной целью для них является успех в соревнованиях. Остальные 12 испытуемых (23,2 %) занимаются волейболом для своего удовольствия, вместе с этим, они ставят перед собой задачи повышения своего спортивного мастерства.
Установлено, что только 40,3 % верят в то, что здоровье и успех в учебе связаны со спортивными тренировками, почти каждый третий из испытуемых (25,5 %) считает, что их будущее в спорте не важно, 7 человек (11,5 %) полагают, что они могут рассчитывать на высокие достижения в волейболе, и могут даже быть тренерами по волейболу, 5 человек планируют в будущем играть в волейбол для своего удовольствия.
Изучение свойств личности девушек в трех группах по волейболу «сильнейшие», «совершенствование» и «новички» с помощью методики анкетного опроса выявило, что среди мотивов занятий спортом наиболее значимым является само занятие волейболом.
Мотивация занятий волейболом (35,9 балла) и интерес к волейболу (29,7 балла) находятся на уровне выше среднего. При этом более развита соревновательная мотивация (7,4 балла), показатели тренировочной мотивации несколько ниже (6,5 балла).
На основе применения методики парных сравнений нами [8] были выделены три группы испытуемых, различающихся по спортивной подготовленности. В первую группу (12 человек) вошли спортсмены, которые являются наиболее подготовленными и перспективными в плане достижения высоких спортивных результатов по волейболу, вторую группу составили спортсмены со средним уровнем спортивной подготовленности (18 человек), наименее подготовленными оказались - третья группа (12 девушек).
Выявлены основные группы мотивов к занятиям физической культурой:
1. Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний.
2. Двигательно - деятельностью мотивы. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительно повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых, и удовольствие от самого процесса занятия волейболом.
3. Соревновательно-конкурентные мотивы. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Стремление достичь определенного спортивного уровня, победить соперника в соревнованиях является одним из мощных регуляторов и значимой мотивацией к активным занятиям волейболом.
4. Эстетические мотивы. Мотивация девушек к занятиям волейболом заключаются в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (совершенствование телосложения, подчеркивание «выигрышных» особенностей фигуры, увеличение пластичности движений).
5. Коммуникативные мотивы. Совместные занятия в секциях волейбола содействуют улучшению взаимоотношений между занимающимися.
6. Познавательно-развивающие мотивы. Данная мотивация тесно связана со стремлением человека познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их с помощью средств физической культуры и спорта. Девушки, занимающиеся в секциях волейбола, стараются улучшить свое физическое состояние и повысить физическую подготовленность.
7. Творческие мотивы. Занятия волейболом дают неограниченные возможности для развития и воспитания у девушек творческой личности. Личность начинает искать новые возможности в своем духовном развитии через познание ресурсов собственного организма во время занятий волейболом.
8. Психолого-значимые мотивы. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние молодежи, в особенности девушек: обретение уверенности в себе; снятие эмоционального напряжения; предупреждение развития стрессовых состояний; отвлечение от неприятных мыслей; снятие умственного напряжения; восстановление психической работоспособности. Волейбол является незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у девушек.
9. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля. Систематические занятия волейболом содействуют развитию морально-волевых качеств девушек.
10. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у девушек, занимающихся волейболом, увеличивается их жизнестойкость. Повышение личностного статуса при возникновении конфликтных ситуаций, разрешаемых в ходе физического воздействия на другую личность, а также
увеличение потенциала жизнестойкости в экстремально-личностных конфликтах, активизирует участие их в физкультурно-спортивной деятельности.
11. Культурологические мотивы. Данная мотивация приобретается у девушек с воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами. Она характеризуется влиянием на личность культурной среды, законов социума и законами «группы».
Заключение. Анализируя структуру взаимосвязей показателей мотивов занятий физической культурой и спортом, можно выделить условно три группы мотивов: спортивно-познавательный мотив, возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний, мотив достижения успеха.
Занятие спортом для девушек - это как средство получения эмоционального удовольствия от двигательной активности, как способ организации активного отдыха, как средство физического развития и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность молодежи обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствия. Не случайно, девушки ТувГУ, в анкетном опросе в качестве мотивов таких занятий первое место отводят - спортивной игре «волейбол», в котором получают удовольствие.
Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Анализ результатов опроса позволяет сделать следующие выводы:
1) основным мотивом занятий спортом у студенток, помимо интереса к самому виду спорта волейбол, являются общение и положительное отношение к тренеру;
2) чтобы общение было значимым на мотивирующем уровне, необходим благоприятный психологический климат в коллективе. Отношение к тренеру определяется его личностными качествами (понимание, доброта) и поведением (вежливое обращение, поступки);
3) для мотивации к занятиям спортом у девушек в группе «новички» необходимо повышать эмоциональную насыщенность занятий, актуализировать положительные эмоции (радость и удовольствие);
4) активизировать внеучебную деятельность - проведение и участие в соревнованиях и в спортивных мероприятиях;
б) выявление положительных личностных качеств и их реализация на тренировках;
6) формирование у спортсменок чувства собственной компетентности в своем виде спорта через обеспечение оперативной обратной связи, в процессе которого они оценивают себя, сравнивая сегодняшние результаты с вчерашними, и убеждаются в положительном эффекте занятий волейболом;
7) формирование у девушек чувства ответственности («я должна») в достижении спортивного результата в игре;
В) формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности.
Библиографический список
1. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. II Теория и практика физической культуры. M, 2001.
2. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации. Омск: Сиб^ФК, 2000. 179 с.
3. Гошек, В. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения II Вопросы спортивной психогигиены. М.: ВНИИФК, 1977. С. 25-28.
4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 50В с.
5. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива II Психологический журнал. 1995. № 2. С. 27-41.
6. Леонтьев, A.H. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971.39 с.
7. Ханин, Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте II Спорт в современном обществе I под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 19В0. С. 124-184.
8. Шаболтас, AB. Мотивы занятий спортом. СПб. 199В. С. 47-50. Bibliograficheskij spisok
1. Balsevich, V.K., Lubysheva l. I. Fizicheskaya kultura: molodezh i sovremennost // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. M, 2001.
2. Babushkin, G.D. Formirovanie sportivnoj motivatsii. Omsk: SibGAFK, 2000. 179 s.
3. Goshek, V. Sostoyanie i deyatelnost sportsmenov v svyazi s osobennostyami motivatsii dostizheniya // Voprosy sportivnoj psikhogigieny. M.: Vniifk, 1977. s. 25-28.
4. Ilin, e.p. motivatsiya i motivy. SPb.: Piter, 2000. 508 s.
5. Ilin, e.p. suschnost i struktura motiva // Psikhologicheskij zhurnal. 1995. 2. s. 27-41.
6. Leontev, A.N. Potrebnosti, motivy, emotsii. M.: MGU, 1971.39 s.
7. Khanin, Yu.L. Problemy motivatsii v sporte // Sport v sovremennom obschestve / Pod red. V.M. Vydrina. M.: Fizkultura i sport, 1980. S. 124-184.
8. Shaboltas, A.V. Motivy zanyatij sportom. SPb. 1998. S. 47-50.
Аг-оол Елена Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры, E-mail: [email protected]
Ag-ool Yelena - Candidate of Pedagogics (PhD), Associate Professor of Department of Theoretical Basics of Physical Culture, e-mail: [email protected]
Саая Рада Дозурашовна - старший преподаватель кафедры физической культуры, E-mail: [email protected]
Saaya Rada - senior lecturer of Department of Physical Culture, email: [email protected]