Научная статья на тему 'Особенности развития физических качеств на занятиях по волейболу у студентов высших учебных заведений'

Особенности развития физических качеств на занятиях по волейболу у студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / VOLLEYBALL / СПОРТ / SPORT / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альтувайни Ахмед Хашим, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Дорошенко Сергей Анатольевич, Турыгина Ольга Вячеславовна

На сегодняшний день физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях с преимущественным развитием у них физических качеств является одним из самых важных компонентов процесса физкультурного образования студенческой молодёжи, поскольку оно служит действенным средством сохранения здоровья, а также положительно влияет на физическое развитие студентов. В данной статье рассмотрены определённые особенности занятий волейболом, некоторые компоненты влияния физических нагрузок на занятиях по волейболу на организм занимающихся и на развитие физических качеств у студентов. Актуальность вопроса подтверждается постоянным совершенствованием методик обучения игре в волейбол. Исходя из этого, основная цель выявить особенности игры, которые помогут подготовиться студентам к освоению техники игры в волейбол, а также положительно повлияют на формирование физических качеств у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альтувайни Ахмед Хашим, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Дорошенко Сергей Анатольевич, Турыгина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of physical qualities in volleyball classes for students of higher educational institutions

To date, the physical education of students in higher education institutions with the primary development of their physical qualities is the most important component of the process of physical education, as it serves as an effective means of maintaining health, and also positively affects the physical development of students. This article deals with certain features of volleyball, some components of the influence of physical loads in volleyball classes on the body involved and on the development of physical qualities in students. The urgency of the issue is confirmed by the continuous improvement of the methods of teaching the game of volleyball. Proceeding from this, the main goal is to identify a set of exercises that will help prepare for the game of volleyball, and also positively affect the formation of physical qualities among students.

Текст научной работы на тему «Особенности развития физических качеств на занятиях по волейболу у студентов высших учебных заведений»

shkola/inЫyuzivnoeobrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2007. №90. С. 3.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебныхзаведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: «Прометей», 1992. 102 с.

4. Альментьев В.С., Сигиденко С.Ю., Альментьев С.С. Формирование основ конфессиональной культуры курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. - Пермь, Военное образование: вчера, сегодня, завтраю - 2016. - 6-9 с.

5. Коломийченко Л.В., Суханов О.Б. Формирование компетентности преподавателей военного вуза в вопросах воспитания межнациональной толерантности курсантов. - Педагогическое образование и наука, 2012 № 9. - 73-76 с.

6. Альментьев В.С., Пузиков О.П., Ефимов В.С. О необходимости формирования основ конфессиональной культуры курсантов военных институтов войск национальной гвардии России. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (43). С. 208-212.

Педагогика

УДК 796.894

аспирант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Альтувайни Ахмед Хашим

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика

М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Дорошенко Сергей Анатольевич Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат биологических наук, доцент Турыгина Ольга Вячеславовна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. На сегодняшний день физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях с преимущественным развитием у них физических качеств является одним из самых важных компонентов процесса физкультурного образования студенческой молодёжи, поскольку оно служит действенным средством сохранения здоровья, а также положительно влияет на физическое развитие студентов. В данной статье рассмотрены определённые особенности занятий волейболом, некоторые компоненты влияния физических нагрузок на занятиях по волейболу на организм занимающихся и на развитие физических качеств у студентов. Актуальность вопроса подтверждается постоянным совершенствованием методик обучения игре в волейбол. Исходя из этого, основная цель - выявить особенности игры, которые помогут подготовиться студентам к освоению техники игры в волейбол, а также положительно повлияют на формирование физических качеств у студентов.

Ключевые слова: волейбол, спорт, физические качества, физическая подготовка.

Annotation. To date, the physical education of students in higher education institutions with the primary development of their physical qualities is the most important component of the process of physical education, as it serves as an effective means of maintaining health, and also positively affects the physical development of students. This article deals with certain features of volleyball, some components of the influence of physical loads in volleyball classes on the body involved and on the development of physical qualities in students. The urgency of the issue is confirmed by the continuous improvement of the methods of teaching the game of volleyball. Proceeding from this, the main goal is to identify a set of exercises that will help prepare for the game of volleyball, and also positively affect the formation of physical qualities among students.

Keywords: volleyball, sport, physical qualities, physical training.

Введение. Игра в волейбол представляет собой достаточно распространенную и популярную игру в мире, поскольку ей легко научиться, она доступна широкому кругу людей, а также занятия данной игрой способны развить целый комплекс разнообразных физических качеств, за что волейбол и любим молодежью.

Волейбол как атлетический вид спорта содержит в себе широкий спектр физических нагрузок, и, как правило, занимаются им только те спортсмены, у которых состояние организма находится на высоком уровне требований функциональной подготовки. Если изучить исследования, проведенные в ходе интенсивных тренировок у волейболистов, то можно сделать вывод о том, что этот вид спорта требует большой объем нагрузок и насыщенных трудоемких тренировок [2]. Данные показатели и особенности этой игры предъявляют высочайшие требования к физическим способностям учащихся, принимающих непосредственное участие в игре.

Понятно, что волейбол ориентирован на повышение различной выносливости в связи с неотъемлемым элементом игры: интенсивными прыжками и техникой их выполнения. Именно этим волейбол выделяется среди других видов спорта.

В современном мире игра в волейбол не утрачивает своей актуальности у студентов на занятиях по физической культуре. Наоборот, даже обретает всеобщую популярность. Отвечая на вопрос о том, какие задачи существуют в обучении игре по волейболу, можно сформулировать несколько таковых основных задач. Во-первых, увеличение степени здоровья студентов, во-вторых, воспитание физических качеств, которые понадобятся студентам высших учебных заведений в их последующей жизнедеятельности после

окончания института. Ведь именно это будет способствовать наиболее продуктивной работе будущих специалистов [3].

К основным и дополнительным физическим качествам студентов высших учебных заведений, занимающихся волейболом, следует отнести: высокую работоспособность, устойчивость к стрессу и переутомлению, внимательность, высокую концентрацию и выносливость, а также ловкость, хорошую скорость реакции, оперативную память и уровень восприятия, практическое мышление. Немаловажными качествами является умение быстро принимать решение в экстремальной ситуации и быть наблюдательным. Данные качества необходимы для занятия волейболом. Именно поэтому занятия по физической культуре и игре в волейбол должны быть грамотно организованы [4].

Для грамотной и правильной методики организации занятий по волейболу у студентов, преподавателю необходимо владеть компетенцией относительно анатомо-физиологических особенностей студентов. Лишь при таком условии занятия волейболом могут содействовать развитию и совершенствованию физических качеств у студентов.

На эффективность процесса обучения влияет большое количество факторов, основным из которых является работоспособность студента во время занятий волейболом. Именно она дает возможность совершать технические приемы и своеобразные тактические комбинации во время учебных и учебно - тренировочных занятий.

Иначе говоря, студентам необходимо проявлять долговременную высокую физическую активность в течение всего времени тренировки. К тому же, трудно представить себе подготовку к тренировочному процессу без таких необходимых основных физических параметров, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, и, конечно же, выносливость. Всё это в совокупности способствует интенсивному характеру тренировки, благодаря чему выделяется большое количество тепловой энергии, которая нужна для функционирования отдельных групп мышц, и только так возможно достичь эффективного уровня выполнения правильной техники приёмов в игровом процессе.

Формулировка цели статьи. Основная цель - определить важнейшие особенности игры в волейбол, которые положительно повлияют на формирование физических качеств у студентов, выявить методы развития скоростно-силовых качеств на занятиях волейболом, обосновать специфику упражнений, которые помогут подготовиться к игре в волейбол, определить степень влияния физических нагрузок на занятиях по волейболу на организм занимающихся и на развитие физических качеств у студентов.

Изложение основного материала статьи. Практика показывает, что физический труд невероятным образом улучшает уровень общей активности студентов, в том числе, и их умственных способностей. Особенно контрастно это выделяется при сравнении со студентами, которые не приобщаются к спортивному образу жизни и выполняют самый минимум физических нагрузок. Если говорить о волейболе, то занятия им серьёзным образом направлено преимущественно на развитие скоростной выносливости, коммуникационных возможностей, смекалки и находчивости, силы и духа коллективизма.

Время реакции, скорость передвижения во время игры, частота движений - все эти элементарные формы скорости развиваются благодаря игре в волейбол. Подтверждается это тем, что многие профессиональные игроки славятся почти что мгновенной скоростью реакции, расположенной в интервале от 0,12 сек до 0,18сек, а также высокой частотой движений, значительно более высокой, чем те же показатели у спортсменов других видов спорта. Это иллюстрирует высокую лабильность нервных процессов в постоянной и интенсивной подвижности [5].

Подобно другим видам спорта, особенно командным, волейбол способствует развитию ловкости студента, а именно таких умений, как исполнение сложных комбинаторных действий, целесообразное принятие решений в условиях мгновенно меняющейся ситуации и чередующихся задач.

Во время игры особенное значение для развития студента принимают свойства мышления, что непосредственно связано с параметрами координации в пространстве, внимательности и скорости зрительного восприятия.

В ходе игры в волейбол, студент постоянно находится в ситуации решения тактических задач, выполняя срочное оценивание огромного количества информации об игровой ситуации, разворачивающейся во времени и пространстве. При этом ему необходимо сопоставлять каждую данную обстановку с уже имеющимся багажом опытных решений за плечами. Несомненно, любое решение игрока обладает той или иной вероятностью успеха, поэтому очень важным качеством является способность избрать наиболее эффективный ход действий. Концентрация внимания на объекте игры в процессе совершенствования зрительной памяти и невербального взаимодействия с действительностью, а также проработка стратегии дальнейших действий, являются целой совокупностью развивающих практик, которые направлены как на физический рост, так и мыслительную активность.

Волейбол как комплекс физических и умственных практик улучшает показатели трех ключевых нейрофизиологических компонентов в контексте психофизического здоровья занимающихся: адаптированность, нейротизм и стабильность баланса нервных процессов [1] (табл. 1).

Нейрофизиологические компоненты организма студентов и воздействие на них при регулярных

занятиях волейболом

Компоненты Воздействие на компоненты

Адаптированность Определяет степень удовлетворенности студента относительно общества, своего места в нем, а также статуса в социуме. Игра в волейбол повышает уровень адаптированности, что неизбежно приводит к саморегулированию многих психических аспектов, таких как, осознанное владение своими желаниями, чувствами, а также формированию правильных мыслей, которые в свою очередь способствуют общему взаимодействию субъекта с социальной средой.

Нейротизм Волейбол может выполнять терапевтические функции в психической жизни студента: понижается вероятность нервных срывов, снижается тревожность и повышается эмоциональный фон.

Баланс нервных процессов Деятельность высшей нервной системы полностью построена на принципе возбуждения и торможения нейронной активности, в то время, как игра в волейбол, полностью состоящая из напряженных ситуаций, стимулирует работу мозга и способствует балансу нервной системе, благодаря быстрой частотой реакции волейболиста на игровую ситуацию.

Данная таблица демонстрирует особую важность регуляции эмоционально-психических процессов спортсмена - волейболиста в контексте соревновательной деятельности. Зрительное восприятие, как основной компонент, предопределяет игровую стабильность студента. Это демонстрирует главенствующую роль эмоциональной уравновешенности волейболиста в игровом процессе.

Также, было выявлено, что правильно выполненный студентами комплекс общих, подводящих и специальных упражнений положительно воздействует на физическое состояние организма спортсмена.

Преподаватели высших учебных заведений утверждают, что во время разминки улучшается деятельность сердечно - сосудистой системы, развивается стабильность вестибулярного аппарата, и, конечно же, весомо улучшается общий силовой показатель [6].

По завершению тренировочного процесса у студента увеличиваются показатели глубины и поля зрения. Сюда же включается улучшение таких качеств внимания, как интенсивность, устойчивость и скорость переключения. Это сопряжено с общим ростом работоспособности спортсмена, качественным подъемом силового потенциала и мобильности нервных процессов.

Игра в волейбол, в основном, состоит из прыжков, коротких перебежек, динамичных манипуляций с мячом. Учеными из разных областей науки, таких как медицина, социология и биология, утверждается, что периодически повторяющиеся занятия данным видом спорта серьёзнейшим образом влияют на функционирование всего спектра органов чувств. Речь идёт непосредственно о приёмниках и анализаторах сенсорной информации, которые формируют функциональность игровой деятельности. Положительное воздействие на опорно-двигательный аппарат, улучшение работы желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения и других аспектов работы организма, так же производится благодаря регулярным занятиям волейболом.

Волейбол, как сложный комплекс правил и соответствующих ему игровых действий формирует благоприятную основу для студента и помогает проявить и совершенствовать такие качества, как сила, ловкость, смекалка, коллективность, быстрота, и множество других важных в жизнедеятельности студента качеств, которые способствуют самосовершенствованию и личностному становлению субъекта.

Средствами физического развития в игре для обучающихся выступают волейбольные способы и приемы, которые, помимо этого, значительно усиливают возможности студента в будущей жизни вне стен высшего учебного заведения.

Для повышения волейбольной техники необходимо многократно выполнять прыжки, что в общем виде укрепляет мышечный тонус спортсмена, развивает многие группы мышц и их динамическую силу. Невозможно достигнуть эффективных результатов в игре без достаточной подвижности в суставах: локтевом, плечевом, лучезапястном, тазобедренном и голеностопном, а также в крестцово-позвоночном сочленении. Развитие физических качеств молодых людей в достаточно большой степени основывается на степени подвижности суставов.

При этом, волейбол следует воспринимать не только в контексте спортивной деятельности, этот вид спорт играет весьма значительную роль в развитии физических возможностей будущих специалистов в трудовом процессе, который наступает после завершения учебной деятельности, так как волейбол повышает общую стрессоустойчивость, высокую скорость реакции и эмоциональную устойчивость [7].

Огромное место в волейболе занимает психологическая подготовка. Ключевое отличие волейбола от других командно-игровых видов спорта выражается в высоком уровне эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Это обусловлено правилами игры. Так же, волейбол, как командная игра воплощает в себе требования к развитым волевым качествам, на что необходимо обращать внимание при подготовке к игре. Координация внимания и сосредоточенность - важнейшие показатели развития волейболиста в рамках успешного проведения учебных и учебно-тренировочных занятий.

В общем виде, средства и методы игры в волейбол в процессе организации занятий и соревновательных мероприятий формируют комплекс профессионально необходимых физических качеств занимающихся волейболом.

В целях развития, улучшения и повышения скоростно-силовых качеств на практике используются определенные методы [5], представленные в табл. 2.

Методы и основные упражнения для развития скоростно-силовых качеств на занятиях

волейболом

Метод Суть метода

Метод непредельных усилий Студент самостоятельно определяет для себя оптимальный вес отягощений при выполнении нагрузки, причем, выполнение упражнения нужно проводить при максимально быстром темпе. Упражнение можно повторить, однако, при этом необходимо понемногу увеличивать вес груза.

Сопряжён-ный метод Упражнение, проводимое по данному методу, заключается в совершенствовании прыжка, как основного технического элемента игры, через оттачивание технических приёмов с частичным усложнением. К примеру, используется утяжеленный пояс, с которым рекомендуется отрабатывать нападающие удары в волейболе и подачи мяча.

Метод круговой тренировки Упражнения, относящиеся к данному методу, рассчитаны на использование основных групп мышц: 1) удары по мячу; 2) прыжки из глубокого приседа; 3) прыжки с использованием скакалки; 4) прыжки вверх с легким отягощением; 5) прыжки вверх на одной, а также обеих ногах.

Следующее важнейшее физическое качество, помогающее освоению техники игры в волейбол - это быстрота. В данном случае это способность студента совершать двигательные действия за короткий промежуток времени. Важным здесь является то, что действие совершается недолго и студент не должен чувствовать утомления после его выполнения.

Из всех имеющихся и известных физических качеств менее изученным и рассмотренным является такое физическое качество, как ловкость [8]. Замечено, что студент, которому достаточно ловкости в волейболе, может не хватать ее в легкой атлетике. Так, выделяют людей, умеющих лучше и быстрее выполнять определенные движения, но оказывающихся в числе последних при выполнении совершенно иных упражнений.

Различают три степени ловкости: точность движения, точность в быстроте, точность в быстроте при переменных условиях. Не секрет, что студентам, играющим в волейбол, желательно овладеть всеми перечисленными степенями ловкости. Как же развить данный вид физических качеств? Для этого используются любые упражнения, которые будут включать элементы новизны, требующие быстрого реагирования на резко изменяющиеся обстоятельства.

В статье уже были упомянуты скоростно-силовые качества студентов; рассмотрим отдельно силу. Логично, что пренебрегающие укреплением мышечной системы не могут отличаться силой, необходимой для игры в волейбол.

Центральным вопросом методики развития у студентов силы является выбор величины сопротивления. Если штангисты для развития силы делают многократное поднятие штанги с максимальным весом за определенное время, то волейболистам данное упражнение не подходит, поскольку это негативно скажется на выполнении ими упражнений на точность.

Нельзя не упомянуть и о выносливости, как важном и необходимом физическом качестве для студентов. Под этим определением в волейболе понимают способность студента выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении определенного периода игры. Проведение тренировок, которые нацелены на развитие выносливости, повышает функциональные возможности верхнего дыхательного аппарата и способствует улучшению реакции сердечно-сосудистой системы на функциональную нагрузку [9].

Для того, чтобы определиться с методом развития выносливости у студентов, необходимо учитывать характер их игровой деятельности и нагрузки, которую они берут на себя. Из наиболее эффективных методов развития выносливости можно назвать интервальный, переменный, повторный и поточный методы.

Выводы. Огромное разнообразие игровых паттернов, требования к мгновенному реагированию на ситуации, разворачивающиеся во время игры, существенный акцент на прыжковые элементы движения, а также переменная интенсивность психофизических нагрузок — этими важнейшими характеристиками выделяется волейбол среди других командно-игровых видов спорта. Благодаря им, общее состояние здоровья, выражающееся в физических возможностях человека, может многократно улучшаться, что ведёт к эффективным решениям в профессиональной деятельности и общему благополучию в жизни студента -спортсмена.

Нет никаких сомнений в пользе и огромном положительном воздействии данного игрового вида спорта на трудовые, учебные и творческие качества студента, проявляющиеся в учебно-образовательном процессе.

Литература:

1. Платонова Н. И. Волейбол как средство развития физических качеств студентов вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,4 п. л.

2. Титова Т.М. Волейбол: развитие физических качеств двигательных навыков в игре / Т.М. Титова, Т.В. Степанова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32с.

3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] / А.В. Беляев, Л. Булыкина. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 176 с.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. вузов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М: издательский центр «Академия», 2004.

5. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 2013

6. Зациорский, В.М. Вопросы методики воспитания физических качеств / М: Москва, 2001. - 89 с.

7. Нужина, А. П. Петров.Влияние занятий волейболом на формирование здоровой личности. // Научные исследования Камянец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. Факультет физической культуры. Камянец-Подольский, 2011. - Выпуск 3. - 272 с.

8. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры... / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. - М: Просвещение, 2010.

9. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003. - С. 211-224.

Педагогика

УДК:376.3

кандидат педагогических наук, доцент Андрусёва Ирина Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

САМОКОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие и роль формирования самоконтроля в процессе обучения письму учащихся с задержкой психического развития в младших классах специальной (коррекционной) школы на уроках русского языка. Дается определение самоконтроля как фактора, влияющего на качество обучения детей с задержкой психического развития в условиях школы. Описывается особенность самоконтроля в речевой деятельности, описываются условия развития самоконтроля и периоды его формирования у учащихся с задержкой психического развития в младших классах специальной (коррекционной) школы.

Ключевые слова: самоконтроль, специальная (коррекционная) школа, задержка психического развития, саморегуляция, контроль, обучение письму, русский язык.

Аилогагюи. This article discusses the concept and role of the formation of self-control in the learning process of writing students with mental retardation in the lower classes of special (correctional) school in the lessons of the Russian language. The definition of self-control as a factor affecting the quality of education of children with mental retardation in school is given. The feature of self-control in speech activity is described, the conditions of self-control development and the periods of its formation in students with mental retardation in the lower grades of a special (correctional) school are described.

Keywords: self-control, special (correctional) school, mental retardation, self-regulation, control, learning writing, Russian language.

Введение. Реформирование и обновление системы специального образования, которое происходит в России - внедрение инклюзивного образования, направлено, прежде всего, на совершенствование содержательных образовательных компонентов; коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями. В этом аспекте актуальной является проблема, связанная с развитием самоконтроля в учебной деятельности учащихся со сниженным уровнем интеллектуального развития, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Факторы, влияющие на качество обучения детей в условиях школы проанализированы и раскрыты в работах отечественных и зарубежных исследователей: роль познавательной деятельности раскрыта в работах В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, С. Д. Максименко, Д. Б. Эльконина; мотивации учения и деятельности (Л. И. Божович, Н. Н. Власова, Б. И. Додонов, И. В. Доронина, Н. В. Елфимова и др.), самооценки (Н. А. Жулидова, Л. И. Прохоренко, Л. Ю.Фомина, Г. А. Цукерман), а также самоконтроля (Ю. Ю. Батий, Н. Й. Боришевский, Г. С. Никифоров). Основными критериями, которые обеспечивают достаточный уровень учебной деятельности, определен достаточный уровень развития психических процессов, мотивационно-волевой сферы и компонентов самоконтроля.

Проблема самоконтроля разносторонне представлена в исследованиях Н. Й. Боришевского, В. В. Давыдова, Г. С. Горобец, Е. И. Исаева, А. К. Марковой, В. Г. Романко, и др.; самоконтроля как средства формирования учебных умений и навыков (А.С. Линда, Н.А. Никулина, К.Н. Поливанова, А. В. Руденко, В. И. Рыжик,); как компонента учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Ю. Б. Максименко, А. К. Маркова, В. В. Чебышева). Данные исследования определяют особенности становления самоконтроля у младших школьников, причины затруднений, возникающих во время самостоятельного выполнения учебных заданий.

Проблема учебно-познавательной деятельности и самоконтроля у детей с задержкой психического развития изучалась Г. И. Жаренковой, Н. А. Жулидовой, Н. И. Королько, В. И. Лубовский, Ю. Б. Максименко, У. В. Ульенкова и др. Исследователи указывают на значимость проблемы самоконтроля в развитии познавательной сферы в аспекте учебной деятельности ребенка с особенностями психофизического развития и отмечают ряд общих черт психологической сущности самоконтроля, условий и путей его формирования.

Исследование самоконтроля у младших школьников с задержкой психического развития, в основном, были проведены в аспекте саморегуляции познавательной деятельности (Н. В. Бабкина, Я. Бедер, Г. А. Вайзер, Б. В. Зейгарник, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова); психических процессов (Т. А. Власова, Т. В. Егорова, Т. Д. Ильяшенко, Н. М. Компанец, И. Ф. Марковская, Н. С. Певзнер и др.); в рамках учебной деятельности (Г. Й. Жаренкова, И. И. Калмыкова, Н. И. Королько, Ю. Б. Максименко).

Однако, особенности самоконтроля учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения письму изучены недостаточно, что и обуславливает актуальность рассмотрения данного вопроса в данной статье.

Формулировка цели статьи. Цель статьи обосновать необходимости исследования проблемы самоконтроля младших школьников с задержкой психического развития как составляющей обучения письму.

Изложение основного материала статьи. В последние годы заметно растет интерес психологов, лингвистов, лингводидактов к изучению особенностей речи с учетом положений теории речевой деятельности, которая основывается на идеях И. Бодуэна-де-Куртенэ, Л. С. Выготского, Л. В. Щербы. Важность этой теории очевидна, поскольку речевая деятельность, по определению А. А. Леонтьева, - это «процесс использования человеком языка для общения», а «теория речевой деятельности стремится дать полную модель этого процесса [7, с. 100]».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.