Развитие физических качеств необходимых для занятий волейболом среди студентов
The development of physical qualities necessary for volleyball among students
Плетнева А.А.,
Студент 1 курса Институт цифровых технологий и экономики ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
Россия, г. Казань e-mail [email protected]
Pletneva A.A.
1st year student Institute of digital technology and economics Kazan state power engineering university
Russia, Kazan e-mail [email protected]
Кичанова О.Е.
Студент 1 курса Институт цифровых технологий и экономики ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
Россия, г. Казань e-mail [email protected]
Kichanova O.E.
1st year student Institute of Digital Technology and Economics Kazan state power engineering university
Russia, Kazan e-mail [email protected]
Научный руководитель Пескова Е. В.
Старший преподаватель ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
Россия, г. Казань e-mail [email protected]
Scientific adviser Peskova E. V.
Senior Lectu
Kazan state power engineering university Russia, Kazanrer e-mail [email protected]
Аннотация.
В данной статье поднимается проблема воздействия разновидности двигательных качеств, представляющих собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно морфо-функциональных свойств организма человека в процессе занятий по волейболу. Авторы анализируют влияние данного вида спорта на формирование физических и личностных качеств студентов вузов. Целью статьи является выявление наиболее эффективных упражнений и методик, способствующих подготовке студентов к игре в волейбол. Подробно описываются физические нагрузки, которые обходимы для развития таких качеств как: сила, выносливость, скорость и ловкость. Авторы приходят к выводу, что гипотезы о том, что регулярные занятия волейболом способствуют повышению двигательной активности и успеваемости подростков, являются мощным стимулом приобщения к здоровому образу жизни.
Annotation.
This article raises the problem of the impact of a variety of motor abilities, which represent a certain certainty in the manifestation of mainly morpho-functional properties of the human body in the process of volleyball. The authors analyze the influence of this sport on the formation of physical and personal qualities of university students. The purpose of the article is to identify the most effective exercises and techniques to prepare students for the game of volleyball. Exercises are described in detail which are necessary for the development of such qualities as: strength, endurance, speed
and agility. The authors conclude that the hypothesis that regular volleyball exercises contribute to the improvement of motor activity and the performance of adolescents are a powerful incentive for joining a healthy lifestyle.
Ключевые слова: волейбол, спорт, физическая культура, комплексное физическое развитие, методики.
Key words: volleyball, sport, physical education, complex physical development, techniques.
Волейбол считается одной из наиболее популярных в мире игр. Поскольку им легко овладеть, он входит в число самых распространённых видов спорта. Наибольшее признание волейбол получил в молодежной среде благодаря повышенной активности.
Волейбол является хорошим средством укрепления здоровья, положительно влияет на состояние человеческого организма в целом. Ведь при активных занятиях волейболом развивается костно-мышечная система. За счет хорошего кровообращения во время игры укрепляется сердечно -сосудистая система. Занятие волейболом оказывает значительное влияние развитие дыхательной системы. Постоянные тренировки оказывают воздействие на все группы мышц, повышают подвижность суставов, тем самым происходит укрепление костно-мышечной системы. Волейбол тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения. Также игра в волейбол развивает точность и ловкость. Тренируясь, человек вырабатывает у себя такие качества как: упорство, выносливость, настойчивость, смелость и т.д. раскрытию физического потенциала организма.
Данный вид спорта совершенствует и развивает физические качества и именно по этой причине его включают в программу дисциплины «Физическая культура»
На сегодняшний день наиболее актуальным видом спорта, на занятиях по физической культуре, является волейбол.
Волейбол направлен на развитие выносливости, причиной этого является значительное количество прыжков и другой физической активности.
Характерной чертой волейбола является то, что в игровых ситуациях присутствует сложность и быстрота решения двигательных задач. Волейболистам важно уметь взаимодействовать с движущимся мячом, иметь хорошую координацию. В этом важную роль играет зрительный анализатор, так как необходимо сделать оценку удаленности мяча и скорость его движения. Эти качества возможно совершенствовать при постоянных тренировках данным видом спорта.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [1]. Наша работа основывается на выявление совокупности средств и методов группового и индивидуального воздействия, направленного на развитие практических навыков по игре в волейбол.
Главные задачи, стоящие перед проведением тренировок по волейболу - это повышения общего уровня физического состояния студентов и формирование физических и личностных качеств которые помогут в дальнейшей жизни и будут способствовать более эффективной деятельности будущих специалистов.
Основной задачей физической подготовки студентов является укрепление здоровья, увеличение мышечной массы, поддержание тела в тонусе, воспитание физических качеств - сила, скорость, координация, выносливость и гибкость. Для достижения новых спортивных успехов необходимо совершенствовать свои физические способности. К примеру, в волейболе для правильного выполнения нападающего удара и хорошей подачи необходимо не только совершенствовать технику удара, но и развивать свою скорость и прыгучесть.
Разработка педагогической технологии и тренировочного процесса студентов является необходимым требованием к спортивной и профессиональной ориентации, а также физическому воспитанию подопечных.
Общая физическая подготовка - это процесс всестороннего совершенствования двигательных физических качеств человека, необходимый в любом виде спорта. Степень развитости физических качеств студентов влияет на конечный показатель. Для того чтобы добиться успехов в спорте человеку необходима хорошая физическая подготовка. Ее главной задачей является: получение желаемого уровня физической подготовленности, оттачивание двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, укрепление и поддержание здоровья, создание необходимого уровня стрессоустойчивости. Комплексное физическое развитие заключается в пропорциональном развитии всех спортивных качеств, которые при игре в волейбол так необходимы.
Основными физическими качествами, которые необходимы студентам для игры в волейбол, являются: сила, выносливость, скорость и ловкость. Упражнения с весом способствуют развитию силы будущих волейболистов. Длительный бег по пересеченной местности оказывает благотворное влияние на выносливость. Комплекс ускорений на короткие дистанции развивает скорость студентов. На ловкость можно повлиять, регулярно используя акробатические упражнения.
Методики по развитию силы
1. Метод «до отказа» — упражнение выполняется с большим количеством повторов, медленно, с усилием около 50-70% от максимального до изрядного утомления.
2. Метод максимальных усилий — выполнение одного упражнения с большим количеством повторов с усилением около 80-95% от максимального уровня.
Данные методы способствуют развитию мышечной массы в ногах. Волейболистам рекомендуется следующий план применения этих методов: интенсивность-низкая, число серий в среднем 3-6 за одно занятие, в одной серии необходимо выполнять упражнения до появления мышечной усталости; отдых между подходами составляет 3-4 минуты
3. Повторный метод:
а) Преодоление непредельного сопротивления с максимальной скоростью и большим количеством повторов. В каждом подходе по 15-20 повторов. Отдых между подходами составляет 2-4 минуты; количество серий в одной тренировке 5-6
б) Преодоление непредельного сопротивления с максимальным числом повторений, с постоянным изменением нагрузки, в пределах 50-80% от максимума. В каждом походе по 10-15 повторов; количество повторов — 4-6 раз с интервалом в 2-4 минуты.
4. Метод круговой тренировки. Данная тренировка характеризуется постоянной сменой деятельности. Она представляет собой комплекс упражнений, которые необходимо выполнять в заданной последовательности. Круговые тренировки подразделяют на силовые, скоростно-силовые, скоростно-силовые в сочетании с технической подготовкой. Количество повторов и время отдыха между кругами зависит от комплекса упражнений.
5. Сопряженный метод. Данный метод направлен на развитие силы, а также скоростно-силовых качеств. Физические качества формируются во время выполнения технических приемов или их частей. Примеров сопряженного метода может послужить выполнение нападающих ударов с отягощением. Интенсивность такой тренировки считается высокой; в одной серии необходимо выполнять упражнения до появления мышечной усталости; отдых между сериями составляет 2-4 мин; следует выполнять 4-7 серий.
6. Интервальный метод (применяется для прыжковых упражнений без какого-либо отягощения) — дозировка Физической нагрузки остается неизменной на протяжении всей тренировки.
Воспитанию скорости студентов для игры в волейбол способствуют тренировки повторного, интервального, игрового и соревновательного вида.
Для развития данного качества рекомендуется включить в тренировочный процесс: старты и спиритические упражнения, также рывки с изменением направления на скорости и резкими остановками. Упражнения, описанные выше можно выполнять из разных начальных положений. Учитывая специфику волейбола, следует использовать быстрые перемещения в тех направлениях, которые чаще всего встречаются в игре и дополнять их имитационным ударом или же упражнениями, максимально приближенными по своей структуре к техническим приемам игры. Прыжки на скакалке с максимальной скоростью тоже способствуют развитию быстроты студентов. Также тренировку стоит дополнять спортивными играми и основными упражнения по технике игры.
Для наилучшего результата длительность выполнение одного повтора и общее количество должно быть таким, чтобы упражнения выполняются на предельной скорости. Продолжительность одного повтора в среднем составляет 10-15 секунд, а отдых 15-45. Количество повторов 5-7 раз. Развивать скорость студентов следует в начале занятия, так как на фоне утомления будет воспитываться не скорость, а выносливость.
Выносливость волейболистов способствует более длительной активности без потери эффективности. Принимая во внимание
особенности нагрузки волейболистов, применяются различные методы повышения выносливости. Наиболее эффективными признаются следующие методы развития выносливости:
Интервальный метод. Кратковременные повторения нагрузки с интервалами отдыха и интенсивностью 75-85% от максимальной. Продолжительность каждого повторения и отдыха - 1-2 мин. Пауза заполняется мало интенсивной двигательной деятельностью
Переменный метод. Чередование разных упражнений. Например, непрерывное чередование бега средней и повышенной скорости с бегом трусцой, передачами в стену с высоким мячом и над собой или прыжков через скакалку.
Равномерный метод. Направлен на развитие общей выносливости. Предусматривает Продолжительные нагрузки, дается в равномерном умеренном режиме. Предполагаются такие нагрузки как: кросс, бег, плавание, бег на лыжах.
Увеличение интенсивности при сокращении продолжительности. Например, Увеличение числа тренировочных передач, подач, нападающих ударов, блокирование.
Увеличение интенсивности и продолжительности выполнение упражнений. Например, Увеличение игрового времени и увеличение числа игровых действий.
Волейбол предъявляет высокие требования к ловкости игроков. Неожиданные двигательные задачи требуют быстроты и четкости выполнения движений. Ловкость зависит от деятельности анализаторов пластичности, саморегуляции. В результате тренировок повышается координация деятельности, сокращение и расслабление мышц-антагонистов. Акробатические упражнения и спортивные игры наиболее распространённые средства для совершенствования ловкости студентов. Существуют следующие методические приёмы:
• Изменение скорости и темпа выполнения действий
• Усложнение ранее усвоенных упражнений. Выполнение упражнений из непривычных исходных положений или с применением специальных снарядов.
• Зеркальное выполнение упражнений. Освоение упражнений в левую и правую стороны, левой и правой
рукой.
• Изменение пространственных границ. Например, уменьшение поля для игры
Эти упражнения оказывают большее влияние на развитие отдельных качеств. Такие средства достижения целей выбраны не случайно. Такие упражнения тотальны по своему воздействию. Они активизируют работу всех органов и систем организма. Результатом таких занятий является развитие мускулатуры, повышение обмена веществ в организме, укрепление сердечно-сосудистой системы.
Во время игры в волейбол у студентов аналогично с физическими качествами развиваются и личные качества. Так как в командных видах спорта, результат игры зависит от каждого, а не отдельного игрока, как в индивидуальных играх, таких как настольный теннис или бадминтон.
Выигрывает или проигрывает вся команда, вне зависимости от того как хорошо бы ни играл конкретный студент. Волейбол имеет свойство сплачивать людей для достижения заветной победы, благоприятно влияя на обстановку в студенческом коллективе.
Команду следует считать такой же целостной спортивной единицей, как и отдельных спортсменов в индивидуальных видах спорта.
Особенности волейбола, как командной игры, выдвигают ряд специфических требований к будущим волейболистам, их личностным качествам и установкам. Одной из них является то, что каждый студент должен действовать на благо команды, а не в угоду личным интересам. При обратной ситуации ставится под угрозу существование команды как таковой. Данное качество необходимо закладывать на начальных этапах становления команды, ведь даже хорошо подготовленные игроки не смогут показать хорошие результаты без командного духа и определенных установок.
Также следует отметить, что игра в волейбол оказывает положительное влияние на психическое здоровье студентов. Благодаря тому, что это командная игра, она способствует социализации и преодолению комплексов, связанных с трудностью общения. Волейбол помогает бороться со стрессами и депрессиями, благодаря выбросу в кровь эндорфинов, во время физической активности, поднимается настроение, это все оказывает благотворное влияние на нервную систему.
Игра в волейбол — это хорошее время для проявления таких качеств как смекалки, взаимовыручки и других личностных качеств, приобретения и развития физических качеств. Это во многом является причиной того что волейбол включен в программы по физической культуре для образовательных учреждений и широко распространён среди населения.
Волейбол больше чем просто вид спорта. Переведенные ранее методики помогают общему физическому развитию студента. Он является средством подготовки студентов к производственному труду. Ведь, многое профессии требуют проявление определенных физических качеств, быстрого переключения внимания, скорости реагирования.
Список используемой литературы:
1.Греховодов В.А. Анализ современных понятий в научных педагогических исследованиях/ В.А. Греховодов // Теория и практика физической культуры. -2013. -№ 9. -С. 58-60
2. Беляева А. В. Волейбол. М.: Физкультура и спорт, 2006, 360с.
3.Железняк Ю. Д. Портнов Ю. Н. Спортивные игры. М.: Академия, 2005, 310с.
4.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000, 480с.