Научная статья на тему 'Самоуправление профессиональным ростом военнослужащих войск национальной гвардии'

Самоуправление профессиональным ростом военнослужащих войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ / САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ЭТАПЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ / MANAGEMENT OF PROFESSIONAL GROWTH / SELF-GOVERNMENT AND ITS STAGES / CAREER PLANNING FOR SERVICEMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагутин Андрей Геннадьевич, Руфф Григорий Валерьевич, Сидорина Татьяна Владимировна

Статья посвящена актуальной в условиях преобразования войск национальной гвардии и связанных с этим изменений в системе образования в высших военных учебных заведениях, теме совершенствования подготовки курсантов для войск национальной гвардии. Предметом исследования выступает самоуправление как основа управления профессиональным ростом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагутин Андрей Геннадьевич, Руфф Григорий Валерьевич, Сидорина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-management of professional growth of national guards for national guards

The article is devoted to the issue of improving the training of cadets for the troops of the National Guard in the conditions of the transformation of the troops of the national guard and related changes in the education system in higher military educational institutions. The subject of the study is self-management as the basis for managing professional growth.

Текст научной работы на тему «Самоуправление профессиональным ростом военнослужащих войск национальной гвардии»

11. Официальный сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации». Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/O-proekte/ (дата обращения: 27.02.18).

12. Прохорова М.П., Семченко A.A. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. №4 - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/ (дата обращения: 25.02.18).

13. Соболев А.Б. Образовательную среду переводят в цифровой формат [Электронный ресурс] URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/11875 (дата обращение 24.02.18).

14. Яшкова Е.В., Бегаева Л.Г. Оптимизация деловой оценки кадрового потенциала как необходимое условие развития организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. №2. С. 92.

15. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. No 51-3. С. 306-313.

Педагогика

УДК:316.61

старший преподаватель Лагутин Андрей Геннадьевич

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); преподаватель Руфф Григорий Валерьевич

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Сидорина Татьяна Владимировна

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

САМОУПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной в условиях преобразования войск национальной гвардии и связанных с этим изменений в системе образования в высших военных учебных заведениях, теме совершенствования подготовки курсантов для войск национальной гвардии. Предметом исследования выступает самоуправление как основа управления профессиональным ростом.

Ключевые слова: управление профессиональным ростом, самоуправление и его этапы, планирование карьеры военнослужащим.

Annotation. The article is devoted to the issue of improving the training of cadets for the troops of the National Guard in the conditions of the transformation of the troops of the national guard and related changes in the education system in higher military educational institutions. The subject of the study is self-management as the basis for managing professional growth.

Keywords: management of professional growth, self-government and its stages, career planning for servicemen.

Введение. На современном этапе развития и преобразования войск национальной гвардии компетентное построенное управление профессиональным ростом имеет особое значение для реализации жизненных целей военнослужащих. Понятие профессионального роста рассматриваем как внутреннюю потребность индивида в развитии, то есть мотиватор. Поэтому такая деятельность будет важным средством повышения эффективности служебно-боевой деятельности, то есть фактором внешней необходимости совершенствования. И на основании закона интериоризации внешние действия индивида способствуют формированию на внутреннем плане алгоритма в соответствии с мотиватором Г91.

Изложение основного материала статьи. Среди задач осознанного управления профессиональным ростом выделяем такие, как личная удовлетворенность военнослужащим своей профессиональной деятельностью и связанных с этим реализацию своих карьерных потребностей; накопление и приумножение профессионального опыта и возможности дальнейшего его применения; возможности овладения новыми должностями; также оно связано с вопросами внутреннего накопления профессионального потенциала и внешнего роста. Одновременно самоуправление военнослужащего своим профессиональным ростом занимает важное место в удовлетворении его потребностей материального благополучия, творческой самореализации, самоуважении, личном имидже [21.

Исследования возможностей профессионального успеха базируется на применении акмеологического подхода (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.), на развитии профессионально значимых качеств личности (Ю.В. Синягин, В.Д. Шадриков и др.), а также на мотивации профессионального роста (В.Э. Арутюнян, Е.В. Астапенко, Н.В. Кузьмина и др.). В педагогике профессиональный рост является основным принципом развития, поэтому для совершенствования любой деятельности, работы войск национальной гвардии, в том числе, необходимо обеспечить условия развития военнослужащим.

Е.В. Андриенко выделяет функции профессионального самосовершен-ствования специалиста, которые в нашем случае, кладем в основу функцио-нально-структурного развития профессионального роста. Среди них, - развивающая функция (проявляется в стремлении к преодолению рубежей, которых уже достиг); стабилизирующая (обеспечение предсказуемости положительных результатов); гармонизации деятельности и отношений (обеспечение интегративного соотношения различных видов деятельности); аксиологическая (профессиональной зрелость специалиста); фасилитирующая (способность помогать); инструментальная (уровень реализации профессиональных технологий) [11.

Так как результаты развития индивида сравнимы в первую очередь с его собственными, то контроль результатов самоуправления профессиональным ростом осуществляется минимум тремя этапами, - этапом «вхождения», этапом «освоение» и этапом «реализация», которые выступают в качестве своеобразного

процесса деятельности военнослужащих, структурируя их профессиональный опыт последовательностью этапов, благодаря чему профессиональная жизнь видится не сплошной бессвязной массой действий и событий, а приобретает вид развития, упорядоченного этими системными действиями (на рисунке) [6; 7; 81.

Определенное «восхождение» по векторам профессионального роста происходит при непременном сопровождении административном, методиче-ском и психологическом, как плавный циклообразный переход на новый этап [4].

Рисунок. Функциональная структура модели профессионального роста

Условные обозначения: 1. Развивающая. 2. Стабилизирующая. 3. Гармонизации деятельности и отношений. 4. Аксиологическая. 5. Фасилитирующая. 6. Инструментальная.

Самоуправление профессиональным ростом означает определение путей личного развития в достижении новых возможностей потенциала военнослужащего. Если рассматривать военнослужащего, как личность, находящуюся под постоянным воздействием такой системы, то для него профессиональный рост будет являться частью его деятельности, которая связана с непосредственным исполнением должностных обязанностей. Самоуправление профессиональным ростом рассматриваем как целостную систему взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение новых целей. При этом, под системой понимается единый процесс, который по-стоянно находится под собственным воздействием и в результате этого происходит естественное изменение и профессиональное трансформирование [51.

По мнению Н.М. Пейсахова в полный цикл самоуправления необходимо включить восемь взаимосвязанных и взаимовоздействующих друг на друга этапов процесса: «анализ противоречий или ориентировка в ситуации, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерии оценки качества, принятие решения, самоконтроль и коррекция» [10, с. 3391.

Рассмотрим структурные элементы такой системы самоуправления.

Первое - это анализ противоречий или ориентировка в ситуации. Здесь рассматриваем умственное действие, направление на выявление противоречий во внешних условиях и создание субъективной модели возникшей ситуации. Второе - это прогнозирование, которое, рассматриваем как умственную деятельность, направленную на формирование моделей будущей профессиональной действительности, то есть выстраивание возможных сценариев изменений воздействия системы. Третий, один из основных этапов, -целеполагание. Здесь подразумевается такая умственная деятельность, которая непосредственно направлена на конструирование модели, представляемого профессионального будущего. Четвертым этапом является планирование. В результате проведенной умственной деятельности на данном этапе моделируется план, который включает в себя последовательную, пошаговую деятельность, направленную на достижение поставленных целей. На этом этапе должны быть учтены необходимые ресурсы, которые могут быть задействованы на выбранном пути к достижению намеченных целей. На пятом этапе необходимо рассмотреть критерии оценки качества результата. Здесь субъект определяет, какие именно изменения объективной реальности могут охарактеризовать результат воздействия самоуправления. На шестом месте -принятие решения. Это этап, направленный на качественный переход от внутренней составляющей плана действий к внешним. Седьмым этапом является самоконтроль, который связан с процессом получения информации и оценки происходящих изменений для сопоставления их с предполагаемым результатом. Восьмым, завершающим этапом, является коррекция. Этот этап зависит от предыдущего этапа-самоконтроля и предполагает качественное изменение внешних действий активности субъекта, а иногда и самой системы самоуправления, когда происходящие изменения не соответствуют или отклоняются от определенной в начале воздействия цели [101.

Модель профессионального роста военнослужащего войск национальной гвардии в процессе самоуправления будет напрямую связана с планированием карьеры, что в свою очередь дополнительно потребует предварительного переосмысления возможных в будущем должностей и оценки предъявляемых требований к ним. Планирование профессиональной карьеры относится не только к индивидуальным запросам военнослужащего, но и, прежде всего, к совместной деятельности с командованием. Существует

ошибочное мнение, что только командование должно заботиться о профессиональном росте своих подчиненных, и инициатива продвижения может только быть только со стороны руководства. Планирование карьерным ростом целесообразно осуществлять взаимно и в одном общем направлении. Конечно, командование может заметить перспективного подчиненного, но профессиональное развитие, личностный рост это прерогатива самого подчиненного, при наличии у него навыков самоуправления [111.

Процесс планирования профессиональной карьеры начинается с выявления курсантами своих потребностей и возможностей, на основе чего с учетом возможных перспектив и объективных личных качеств формулируются основные цели профессиональной деятельности. Затем самостоятельно или с помощью командиров подразделений и преподавателей военного института определяются варианты дальнейшего продвижения по службе, как в стенах института, так и за его пределами и необходимые для этого действия.

Одной из важнейших составляющих самоуправления профессиональным ростом является его целеполагание, т.е. надо определить какую цель Вы хотите достичь с помощью профессионального роста. Курсантам 3 курса военного института было предложено ответить на вопрос: «Чем определяется для Вас профессиональный рост», были получены следующие ответы: стремлением занять достойное место в обществе - 22,9%; перспективой личного и служебного роста - 20,5%; желанием хорошо зарабатывать -40,2%; стремлением реализовать себя в командной деятельности - 16,4%.

Практически все опрошенные курсанты достаточно четко определились с профессиональной целью при поступлении в военный институт, но проблема в том, что, определившись с ней при поступлении в институт, значительная часть опрошенных не решила для себя, как достичь этой цели в процессе учебы и дальнейшей службы, т.е. исходная цель не сформирована в профессиональную оперативно-тактико-стратегическую.

22,9% курсантов сформулировали свою профессиональную цель как стремление занять достойное место в обществе. Такая цель соответствует более высокому уровню потребностей человека - в уважении его близких людей и знакомых, признании ими его личных достижений, достигнутого им положения в обществе и т.д. Мотивация курсантов этой категории определяется в направлении сочетания профессионально-служебного и должностного продвижения.

Еще более активна в профессиональном отношении цель курсантов стремлением реализовать себя в командной деятельности (16,4%), что отвечает высокой степени управления. Курсанты этой категории более мотивированы к продвижению по карьерной лестнице, более отчетливо видна перспектива дальнейшего роста, активно выражена уверенность в своих силах. Их мотивация находится в широком диапазоне, но фокусируются в совершенствовании управленческой деятельности.

Для 20,5% курсантов профессиональный рост определяется перспективой личного и служебного роста. У данной группы курсантов более высокий уровень запросов, осведомленности, сознательности и восприимчивости. Они развивают в себе способность к систематическому самосовершенствованию в течение всей своей службы, стремятся к повышению своей квалификации. Эти курсанты нуждаются в ощущении причастности к общей деятельности войск, для них важна осмысленная, продуктивная и интересная деятельность, а также признание их достижений.

Большая часть курсантов, 40,2%, ответили, что профессиональный рост для них определяется желанием хорошо зарабатывать. Данный ответ характерен требованиями экономического развития, когда определяющим фактором является, как стимуляция трудовой деятельности, так и мотивации профессионального роста это оплата труда.

Процесс профессионального становления личности военнослужащего и профессионального роста носит сложный и противоречивый характер. Эффективность этого процесса во многом определяется знанием и всесторонним учетом специфических особенностей службы в войсках национальной гвардии.

Желание военнослужащего оптимизировать профессиональное развитие с помощью самоуправления связано еще и с особенностями бурно развивающегося общества и, в следствии этого, возникновением новых требований и угроз современных реалий нашей действительности. Глобальные изменения, происходящие в обществе, несомненно, влияют на комплектование войск национальной гвардии кадрами и способствуют необходимости создания условий для более свободного самоопределения, самореализации каждого военнослужащего, самостоятельного выбора им пути движения своей цели связанной с профессиональным ростом. Но эта возможность более свободного самоопределения порождает рост определенной профессиональной конкуренции, которая влияет на конкурентоспособность каждого военнослужащего в достижении профессиональных успехов, на фоне его сослуживцев [3; 121.

Выводы. Таким образом, профессиональный рост военнослужащего будет успешным, если будет выстроена система взаимосвязанных компонентов самоуправления. Для этого военнослужащий должен обладать способностью самостоятельно управлять своей деятельностью, обеспечивающей ее самоизменение через проявление различных форм деятельности, чтобы в дальнейшем иметь возможность обеспечить необходимые ресурсы для включения механизма самоуправления, осуществления регулирования и корректирования процесса профессиональных изменений.

Литература:

1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм: монография / Е.В. Андриенко. - Новосибирск. НГПУ, 2011. - 188 с.

2. Борисов C.B., Лагутин А.Г. К вопросу педагогического проектирования в военных институтах (по материалам военных институтов войск национальной гвардии России) // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2017. -С. 138-140.

3. Лагутин А.Г., Руфф, A.A. Развитие заинтересованности в военной профессии у курсантов в процессе учебной деятельности // Сборник статей межд. конф. Барнаул, 14-17 ноября 2017 г. - Барнаул: Алт. Гос. Ун-т, 2017.

4. Лагутин А.Г., Руфф Г.В. Основы подготовки курсантов к управленческой деятельности // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы. Материалы межвузовской студенческой научно-практич. конференции с международным участием, 2018. - 4.1. - С. 103-105.

5. Руфф Г.В., Лагутин А.Г. Формирование управленческих навыков у курсантов войск национальной гвардии в процессе разработки модели принятия оптимального решения // Актуальные проблемы

образовательной деятельности высшей школы. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием, 2018. - 4.1. - С. 128-130.

6. Сидорина Т.В. Алгоритмы образовательного процесса вуза в формировании профессионализма выпускников // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона. Материалы III научно-практической конференции. - Новосибирск: НГУЭУ, 2012. - С. 176-181.

7. Сидорина Т.В. Теоретические основы разработки концепции экспертирования образовательных систем // Философия образования, 2011. - Т.39. - № 6. - С. 63-68.

8. Сидорина Т.В. Экспертирование образовательных систем // В мире научных открытий, 2010. - № 4-8. -С. 72-74.

9. Сидорина Т.В., Лаптева О.И., Никоненко Д.В., Парфенова И.Ю., Федотов Б.В. Социально-психологические проблемы формирования гражданской активности личности // В мире научных открытий. 2015. - № 11.5(71). - С. 1712-1721.

10. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столярснко. — Изд-е 7-е. — Ростов н/Д: Феникс. 2006. — 704 с.

11.Черноиванов А.В., Лагутин А.Г. организация воспитания курсантов военного вуза на основе личностно-профессионального саморазвития // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием, 2018. - 4.1. - С. 159-162.

12. Sidorina T.V., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. P. 31-35.

Педагогика

УДК: 796.012

кандидат биологических наук Лагутина Мария Владимировна

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский ууманитарный университет профсоюзов» (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОК С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация. В данной статье представлены параметры сенсомоторных реакций студенток на сигналы различного характера и интенсивности. Сделана попытка проанализировать особенности психофизиологического состояние студенток, занимающихся физической культурой по общему профилю и, посещающих спортивные секции (аэробика и волейбол).

Ключевые слова: студентки, психофизиологическое состояние, сенсомоторные реакции.

Annotation. This article presents parameters of the female students' sensorimotor reactions on the signals of different character and intensity. There was made attempt to analyze the features of psychophysiological condition of female students, going in for physical education in a general profile and, going for sports sections (aerobics and volleyball).

Keywords: female students, psychophysiological condition, sensorimotor reactions.

Введение. Актуальность изучения психофизиологического функционального состояния человека состоит в необходимости обеспечить эффективную деятельность человека, определить его возможности и способности, чтобы максимально полно использовать его потенциал на рабочем месте, не нарушая при этом его психофизиологическое состояние [2].

Студенты представляют собой особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специальными условиями труда и жизни: интенсивный учебный процесс, новые социальные и психофизиологические условия, а нередко новая климатогеографическая среда [1, 6], необходимость усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени, длительные периоды гипокинезии, неполноценное питание, и др. [1]. При этом ослабляются внутренние механизмы саморегуляции, и работа отдельных функциональных систем оказывается недостаточной для удержания различных показателей внутренней среды на нормальном уровне [9].

Работоспособность студента вуза представляет собой две взаимосвязанные части: эффективность психической деятельности и функциональное состояние организма в целом. В некоторых исследованиях делалась попытка оптимизации психофизиологического состояния студентов и повышения их устойчивости к эмоциональному стрессу с помощью дыхательных упражнений и релаксации с использованием метода биологической обратной связи [1].

Однако тот факт, что учебная деятельность студента включает в себя динамическую физическую нагрузку [5], а степень утомления зависит от индивидуальных особенностей, типа нервной системы, физического состояния и компенсаторных возможностей организма [3] обуславливает необходимость изучения вопроса о взаимосвязи вида двигательной активности и психофизиологического состояния лиц студенческого возраста.

В связи с этим цель данного исследования заключалась в сравнительной оценке показателей сенсомоторных реакций на сигналы различной модальности у студенток, занимающихся разными видами двигательной активности.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели было организовано исследование с участием трех групп студенток Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП): студентки, занимающиеся физической культурой в рамках учебной дисциплины (n=12); представительницы секции спортивной аэробики (n=9) и девушки, занимающиеся в секции волейбола (n=8). Возраст участниц исследования составил 17-22 года.

Все обследуемые проходили психодиагностическое компьютерное тестирование с использованием программного комплекса «Лонгитюд-ЭДК» (в комплектации рабочей программы «ЭДК»+ v.11.6.20),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.